Содержание

Введение..................................................................................................................... 3

1. Теоретические аспекты регулирования торговой деятельности.................... 6

1.1. Понятие розничной и оптовой торговли.................................................................................... 6

1.2. Законодательное регулирование торговой деятельности....................................................... 9

2. Бухгалтерский учет и аудит оптово-розничной торговли ООО «Росинмаркет-А».............................................................................................................................. 16

2.1. Организационно-экономическая характеристика торгового предприятия....................... 16

2.4. Аудит торговой деятельности ООО «Росинмаркет-А»....................................................... 17

Заключение.............................................................................................................. 33

Список использованных источников.................................................................. 34

Введение

Торговые предприятия, занимающие важное место в экономике любой страны, исполняют функции посредников между производителями товарно-материальных ценностей и их потребителями - юридическими и физическими лицами.

Как и все коммерческие предприятия, эти организации стремятся получать максимальную прибыль. Поэтому при их взаимодействии с производителями товаров нередко возникают конфликтные ситуации в области перераспределения общей прибыли от реализации товарной продукции.

Чтобы выстоять в условиях достаточно жесткой рыночной конкуренции, торговые организации стремятся быть экономически сильными. Источники этой силы: финансовая мощь и независимость предприятия; высокий уровень квалификации управляющего звена; признанный авторитет торговой марки; крупные информационные ресурсы, обеспечивающие взаимодействие с обширным кругом производителей и потребителей товаров.

На предприятиях торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в произведенные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызываемые применением передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования, методов управления, обеспечивающие повышение эффективности работы торговых предприятий и повышение культуры обслуживания населения.

Следуя из сферы материального производства в сферу потребления, товары проходят через звенья торговли - оптовые и розничные торговые предприятия, в которых совершаются определенные торгово-технологические процессы. На каждом этапе товародвижения (транспортировка товаров от производства до складов оптовой торговли, их внутрискладское перемещение, приемка и хранение, товароснабжение розничной торговой сети, внутримагазинные операции, отпуск товаров покупателям и оказание им дополнительных услуг) применяются различные средства и орудия труда. Проходя через звенья торговли, товарные потоки претерпевают различные количественные и качественные преобразования, связанные с выполнением многочисленных общих операций.

Важным условием рациональной организации товароснабжения является его оперативность. Она предусматривает, что ритм завоза товаров должен нарастать или сокращаться в зависимости от изменений в спросе на них, сезонных и других колебаний. Оптовые базы и другие предприятия, осуществляющие товароснабжение розничной торговой сети, должны оперативно учитывать эти изменения и вносить соответствующие коррективы, для чего им необходимо своевременно получать от розничных торговых предприятий информацию о ходе реализации товаров и состоянии товарных запасов.

Торговля - это отрасль национальной эконо­мики, особый вид хозяйственной деятельности, представляет собой главное звено в системе потребительского рынка товаров и услуг, выступая и как составная часть потребительского рынка и как активный его участник, организатор рыночных отношений.

Ее объектом, полем деятельности является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и в отдельных случаях оказание со­действия в послепродажной эксплуатации технически сложных товаров.

Согласно общепринятым положениям торговлю относят к одной из форм товарного обращения.

Именно в торговой сфере началось возрождение предпринимательства, формирование свободной хозяйственной инициативы, разгосу­дарствление через коммерциализацию (широкое использование коммерческих начал в экономике и подчинение деятельности предприятий извлечению прибыли), их приватизация. Как это ха­рактерно для большинства стран с рыночной экономикой, част­ный сектор во внутренней торговле России занял главенствую­щее место. На смену бюрократическому распределению товаров пришла открытость рынка, торговые предприятия в своей дея­тельности стали ориентироваться на рыночный механизм, конку­ренцию.

Основными хозяйствующими субъектами тор­говли являются предприятия (организации). К началу 2004 г. в сфере потребительского рынка функционировало 153,3 тыс. розничных организаций (предприятий).

Для осуществления основной функции торговое предпри­ятие выполняет множество сопутствующих, дополнительных (по отношению к основной) функций, таких как изучение спроса по­купателей, заключение договоров на поставку товаров, организа­ция продвижения товаров от производителей в места потребле­ния, обеспечение хранения товаров, формирование торгового ас­сортимента, оказание дополнительных услуг в процессе продажи и послепродажной эксплуатации и т.д.

Товары поступают в сферу личного потребления через розничные торговые предприятия и являются основным объектом бухгалтерского учета в розничной торговле. Правильная постановка их учета должна находиться в центре внимания бухгалтерского аппарата.

Главный бухгалтер торгового предприятия обязан обеспечить полный учет операций, связанных с поступлением, своевременным отражением в учете их выбытия.

Он должен совместно с руководителями других подразделений и служб контролировать соблюдения  правил оформления приемки, отпуска и проведения  инвентаризации  товаров, активно участвовать в подготовке и проведении мероприятий по предупреждению образования недостач ценностей.

Основными задачами бухгалтерского учета на предприятиях розничной торговли являются;

• обеспечение увеличения розничного товарооборота на торговом предприятии: необходимо, своевременно проверяя товарные и кассовые отчеты, обеспечить ежедневную сдачу выручки, контролировать правильность приемки товаров по количеству и качеству, соблюдение интересов предприятия в случае поставки товара ненадлежащего качества своевременным предъявлением претензий к предприятиям-поставщикам;

• контроль наличия товарных запасов на предприятии в соответствии со спросом на потребительском рынке путем анализа при проверке товарных отчетов, инвентаризационных описей и других документов;

• контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей посредством правильной организации материальной ответственности в торговой организации.

Торговые предприятия, как это следует из экономической литературы и хозяйственной практики, главной целью своей деятельности обос­нованно считают получение прибыли.

1. Теоретические аспекты регулирования торговой деятельности

1.1. Понятие розничной и оптовой торговли

Торговое предприятие представляет собой самостоя­тельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, осуществляющий закупку, перемещение, хранение и реализацию потребительских товаров, а также другие виды вспомогательной хозяйственной деятельности, не запрещенные законами и преду­смотренные его уставом.

Основной функцией торгового предприятия является про­дажа товаров народного потребления, которая характеризуется сменой товарной формы стоимости в денежную.

В зависимости от особенностей торгового обслуживания покупателей, наличия торгового помещения, оборудования различают следующие виды розничной торговли:

- торговля через стационарную торговую сеть;

- торговля через передвижную (развозную и разносную) торговую сеть;

- торговля пересылкой заказанных товаров.

Сводная классификация объектов розничной торговой сети представлена иже (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Сводная классификация объектов розничной торговой сети

Розничная торговая сеть

Стационарные объекты розничной торговли:

– магазины;

– павильоны, имеющие торговый зал

Объекты мелкорозничной торговли

Стационарные объекты:

– палатки;

– киоски;

– павильоны;

– торговые автоматы

Передвижные объекты:

тележки;

автолавки;

фургоны;

лотки;

корзины;

другие объекты развозной и разносной торговли

Розничная торговля осуществляется в различных формах, среди которых можно назвать следующие:  продажа товаров с обслуживанием покупателей на торговом объекте (в месте продажи товаров); продажа товаров по образцам; продажа товаров по заказам и на дому у покупателей; продажа товаров длительного пользования в кредит.

 Продажа товаров с обслуживанием покупателей в месте продажи товаров, по заказам и на дому регулируется Правилами продажи отдельных товаров, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, и правилами работы организаций розничной торговли на территории субъектов Российской Федерации, принятыми исполнительными органами этих субъектов.

Продажа товаров в кредит производится в соответствии с Правилами продажи гражданам

товаров длительного пользования в кредит, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 9 сентября 1993 г. N 895.

Продажа товаров по образцам регламентируется статьей 497 ГК РФ и правилами продажи по образцам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 918.

Организация, которая решила приобрести, построить или взять в аренду торговый объект, обращает внимание на соответствие этого объекта требованиям, устанавливаемым законодательными и нормативными актами. К ним относятся: требования к размещению; санитарно-гигиенические требования; противопожарные требования; требования к лифтам, мусороудалению, пылеуборке, водоснабжению, канализации, отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха; требования к торговым помещениям; помещениям для приема и хранения товаров, для подготовки товаров к продаже; подсобным, служебным и бытовым помещениям.

Каждое торговое предприятие должно иметь вывеску с указанием товарного профиля, организационно-правовой формы, юридического адреса, фирменного наименования на русском языке, режима работы.

Ниже представлены типы стационарных розничных предприятий (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Типы розничных предприятий

Типы розничных предприятий

продовольственной торговли:

непродовольственной торговли:

Универсам

Супермаркет

Гастроном

Продовольственный магазин (продукты)

Специализированный магазин

Универмаг

Дом торговли (торговый дом)

Торговый центр

Специализированный магазин

Комиссионный магазин

В зависимости от размера и типа розничного торгового предприятия выбирается и система товарного и бухгалтерского учета. Торговая организация разрабатывает порядок движения товарных запасов и учета товаров. Этот порядок закрепляется в распорядительных документах организации, в том числе учетной политике, правилах документооборота и т.д. При этом необходимо выбрать:

1) вид учета товарных запасов: суммовой или количественно-суммовой;

2) способ продвижения товара от поступления в торговое предприятие до продажи населению. Здесь возможны такие варианты:

а) товар от поставщика поступает на центральный склад магазина под отчет заведующего складом. Зав.складом по накладным на внутреннее перемещение отпускает товар в отделы магазина. В отделах товар принимает материально ответственное лицо, назначенное приказом руководителя организации. Это может быть завотделом, старший продавец или продавец. При такой системе движения товаров товарные отчеты составляют и завскладом, и материально ответственные лица отделов магазина. Эти отчеты сдаются директору магазина, который проверяет их, подписывает и передает в бухгалтерию;

б) товар от поставщика поступает на склад магазина под отчет замдиректора или директора магазина (зависит от размеров торгового предприятия). Со склада товар по заборным листам передается в отделы магазина. Товарный отчет составляется в целом по магазину директором или заместителем директора;

в) товар от поставщика поступает непосредственно в отдел магазина под отчет завотделом или другого лица, назначенного приказом директора организации. Товарные отчеты составляет каждый отдел и сдает директору магазина. Директор проверяет эти товарные отчеты, подписывает и передает их в бухгалтерию.

От выбранного способа учета и движения товаров зависит и постановка бухгалтерского учета в торговой организации.

Таким образом, розничная торговля - это перепродажа товаров, которые ранее были приобретены именно для этой цели, физическим лицам, использующим купленные товары для конечного потребления.

Оптовая торговля - это перепродажа товаров, приобретенных исключительно для этой цели.

Оптовая торговля может осуществляться через оптовые склады и базы, оптовые рынки, оптовые торговые центры.

Торговлю через оптовые склады и базы осуществляют средние и крупные торговые организации с большим объемом товарооборота.

Оптовый рынок - это место проведения оптовых торговых операций. Предпочтение оптовым рынкам отдают малые и средние торговые организации, которые специализируются на перепродаже товаров небольшими партиями.

Оптовые рынки организуются в форме юридического лица, которое предоставляет за плату торговое место на рынке оптовым организациям.

Товарооборот торгового предприятия – это обращение товаров, процесс продвижения их от производителя к потребителю.

Различают товарооборот:

- оптовый - продвижение товаров от производства в розничную торговую сеть;

- розничный - доведение товаров непосредственно до потребителей.

В свою очередь оптовый товарооборот делится на:

- складской оборот - продажа товаров со склада торговому посреднику (торговой организации или индивидуальному предпринимателю) для дальнейшей перепродажи или организациям для профессионального использования;

- транзитный оборот - продажа товаров со складов поставщиков, минуя склады оптовой организации;

- внутрисистемный оборот - отпуск товаров одной базой другим базам одной и той же оптовой организации.

1.2. Законодательное регулирование торговой деятельности

Ведение бухгалтерского учета в торговой организации должно быть строго регламентировано, то есть, подчинено определенным правилам. Существует целый свод правил, по которым ведется бухгалтерский учет. Отступление от этих правил ведет к серьезным ошибкам в бухгалтерской и налоговой отчетности, в определении финансовых результатов деятельности организации, приводит к злоупотреблениям со стороны материально ответственных лиц и т.п.

Свод правил бухгалтерского учета - это система нормативных документов, которые в зависимости от назначения и статуса можно разделить по следующим уровням (табл. 1.3).

Таблица 1.3

1-й уровень

Закон "О бухгалтерском учете" Гражданский кодекс РФ

Другие законы по бухгалтерскому учету

Указы Президента РФ

Постановления Правительства РФ

2-й уровень

Положения по бухгалтерскому учету (стандарты)

3-й уровень

Нормативные документы Минфина России:

- приказы

- методические рекомендации (указания)

- инструкции

- комментарии

- письма

4-й уровень

Нормативные документы других министерств и ведомств

5-й уровень

Приказ по учетной политике организации

Другие рабочие документы организации

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Статья 492 ГК РФ дает определение договора розничной купли-продажи: "По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью".

Сторонами договора розничной купли-продажи являются торговая организация (продавец) и покупатель-гражданин.

Договор розничной купли-продажи является публичным договором. Это означает, что его условия одинаковы в отношении всех покупателей. Нет ограничений на ассортимент продаваемых товаров любому покупателю (кроме установленных законом на продажу алкоголя и табака лицам определенного возраста). Всем покупателям товар продается по одним и тем же розничным ценам, каждому покупателю товар продается в одинаковое для всех время (в часы работы магазина) и т.п.

Договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату. Если у покупателя отсутствуют указанные документы, а ему необходимо подтвердить факт заключения договора, а также его условия, то он может прибегнуть к свидетельским показаниям (ст.493 ГК РФ).

Отношения между продавцом и покупателем по договору розничной купли-продажи регулируются Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".

Покупатель по договору розничной купли-продажи совершает покупку за свой счет и в своих интересах.

Расчеты с покупателем-гражданином по договору розничной купли-продажи производятся с обязательной выдачей чека ККМ (контрольно-кассовой машины) или документа строгой отчетности, приравниваемого к чеку ККМ. Покупатель может расплатиться наличными денежными средствами, посредством банковской карты или банковским чеком.

Предлагая товар покупателю, продавец обязан предоставить необходимую и достоверную информацию о товаре. Прежде, чем заключить договор розничной купли-продажи (то есть оплатить товар), покупатель вправе осмотреть товар. Если покупатель приобретает товар промышленной группы, то он может потребовать проверить в его присутствии свойства товара, продемонстрировать его использование. В случаях, когда покупатель не получил необходимую информацию в месте продажи товара, он может требовать возврата уплаченной за товар суммы, а также возмещения других убытков.

Рассмотрим нормативное регулирование оптовой торговли.

Торговая организация заключает договор аренды торгового места с администрацией оптового рынка. Договор может быть долгосрочным, краткосрочным или поденным. Торговая организация получает торговую секцию, подготовленную для эксплуатации и оснащенную необходимым оборудованием. Оптовый рынок предоставляет торговой организации также и складское помещение (место для хранения товаров). На территории оптового рынка функционируют вспомогательные службы, которые обеспечивают подвоз и выгрузку товаров, охрану территории, вывоз мусора, обеспечение весоизмерительными приборами, тепло-, энерго- и водоснабжение, связь. К продаже на оптовом рынке допускаются только товары, прошедшие проверку качества. Оптовые рынки имеют собственную специализированную службу товарных экспертиз. Правилами оптового рынка может быть предусмотрена возможность розничной торговли. Для этого выделяются специальные торговые секции и определяется время допуска населения для приобретения товаров.

Оптовый торговый центр - это сочетание магазина и склада, которое предоставляет покупателю возможность на принципах самообслуживания приобретать оптовые партии товара. В оптовом торговом центре оборудован торговый зал, в котором на стеллажах, полках, витринах размещается товар в упакованном виде, готовый для оптовой продажи, а также выставлен образец этого товара. В оптовом торговом центре можно сочетать оптовую торговлю с розничной. Для осуществления розничной торговли необходимо иметь кассовый аппарат. Организация торгового процесса через оптовый торговый центр наиболее подходит для малых и средних предприятий, которые специализируются на продаже отдельных товарных групп в большом ассортименте (например, одежды и обуви, строительных материалов, бытовых приборов и т.д.).

Отношения, возникающие между продавцом (оптовой торговой организацией) и покупателем, оформляются договором.

Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст.420 ГК РФ). В соответствии с нормами гражданского права договор считается заключенным, если сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

К существенным условиям относятся: предмет договора; условия, которые определены как существенные в законах и иных правовых актах; условия, которые определены в законе или правовых актах как необходимые для договоров данного вида;  условия, которые по заявлению одной из сторон должны быть включены в договор.

Договор считается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту (предложение заключить договор), ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом не установлена определенная форма для договоров данного вида.

Если стороны договорились заключить договор в определенной форме, хотя законом и не предусмотрена данная форма как обязательная, договор считается заключенным после придания ему условленной формы.

Сделки между юридическими лицами должны совершаться в письменной форме (ст.161 ГК РФ).

Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной и иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права (в случае возникновения спора между ними) ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства (ст.162 ГК РФ).

Договорные отношения считаются установленными, если стороны обменялись любыми документами, которые однозначно определяют предмет договора и его существенные условия. Например, оптовая торговая организация отгрузила товар покупателю по устной договоренности и направила с товаром сопроводительные документы (товарную накладную, счет-фактуру и счет на оплату). Эти документы содержат существенные условия договора: наименование товара, его количество, цену товара и общую сумму сделки. Направление сопроводительных документов является офертой со стороны торговой организации. Покупатель, получив товар, оприходовал его и произвел оплату. Тем самым он акцептовал оферту (принял предложение продавца о поставке товара по ценам и в количестве, указанном в сопроводительных документах).

Отсутствие договора не освобождает стороны от финансовых обязательств. Так, если поставленный товар был оприходован покупателем и использован в дальнейшем для перепродажи, в производственных или других целях, то доводы об отсутствии договора не принимаются при рассмотрении споров между сторонами. В данном случае покупатель обязан оплатить поставленный и потребленный им товар.

По договору купли-продажи (ст.454 ГК РФ) одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Договор может быть заключен на куплю-продажу:

- товара, который имеется в наличии у продавца на момент заключения договора;

- товара, который будет приобретен продавцом в будущем.

Условия договора о купле-продаже товара считаются согласованными, если договор позволяет определить наименование и количество товара.

По договору купли-продажи продавец обязан:

- передать покупателю товар, предусмотренный договором;

- передать покупателю документы на товар (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, правовыми актами, договором.

Срок исполнения договора продавцом устанавливается в самом договоре. Если такой срок не установлен, то обязательство по договору должно быть исполнено в разумный срок.

Покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему товара продавцом.

Следующей формой договора является договор поставки.

Определение договора поставки дано в статье 506 ГК РФ: "По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием".

Договор поставки применяется при продаже товаров для использования их в качестве промежуточного потребления, а именно:

- для дальнейшей переработки. Например, мясокомбинат закупает мясо для изготовления колбасных изделий;

- для выполнения работ (ремонтно-строительная организация закупает краску, чтобы производить ремонт помещений, квартир и т.д.);

- для оказания услуг (парикмахерская закупает лак для укладки волос);

- для дальнейшей перепродажи (оптовая организация закупает товар для продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, розничный магазин закупает товар для продажи населению).

По договору поставки поставляют:

а) продукцию собственного производства;

б) товары, приобретенные для перепродажи.

Таким образом, оптовая торговая организация заключает следующие виды договоров поставки:

- с производителями продукции на приобретение этой продукции для дальнейшей перепродажи;

- с другими оптовыми, снабженческо-сбытовыми, заготовительными организациями на приобретение товара для последующей перепродажи;

- с другими оптовыми, снабженческо-сбытовыми, заготовительными организациями на поставку своих товаров, приобретаемых для этой цели;

- с организациями розничной торговой сети на поставку товаров;

- с организациями общественного питания, социальной сферы, бюджетными учреждениями (детскими дошкольными, образовательными, медицинскими и т.д.) на поставку товаров продовольственного и непродовольственного назначения.

Договор поставки может предусматривать поставу товаров в течение всего действия договора отдельными партиями.

Если при этом сроки поставки отдельных партий (периоды поставки) не определены договором, то, согласно статье 508 Гражданского кодекса РФ, товары должны поставляться равномерными партиями помесячно.

В договоре поставки может быть предусмотрен график поставки товаров (декадный, суточный, часовой и т.п.).

Досрочная поставка товара может производиться только с согласия покупателя.

Статьей 509 ГК РФ предусмотрено право покупателя давать поставщику указания об отгрузке (передаче) товаров получателям. Распоряжение поставщику об отгрузке товаров определенным получателям оформляется документом, который называется отгрузочной разнарядкой. Содержание отгрузочной разнарядки и срок ее направления покупателем поставщику стороны указывают в договоре. Если срок направления отгрузочной разнарядки договором не предусмотрен, то она должна быть направлена поставщику не позднее чем за 30 дней до наступления периода поставки.

Если покупатель в установленный срок не предоставил поставщику отгрузочную разнарядку, то поставщик вправе отказаться от исполнения договора поставки либо потребовать от покупателя оплаты товаров. Поставщик также может потребовать возмещения убытков, причиненных в связи с непредставлением отгрузочной разнарядки.

По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой (ст.567 ГК РФ).

К договору мены применяются правила о купле-продаже, изложенные в главе 30 ГК РФ, если это не противоречит существу мены и правовым основам мены, определенным главой 31 Гражданского кодекса РФ.

По договору мены каждая из сторон признается продавцом товара и покупателем товара. При этом каждая сторона в качестве продавца обязуется передать один товар и в качестве покупателя принять в обмен другой товар.

Товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, если договором мены не предусмотрено иное. Расходы на передачу и приемку товара осуществляются в каждом случае той стороной, на которую возложены соответствующие обязанности.

Если по договору мены обмениваемые товары признаются неравноценными, то сторона, которая передает товар по более низкой цене, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после передачи товара. Договором мены может быть предусмотрен другой срок оплаты разницы в цене.

По договору мены право собственности на приобретаемый товар переходит к сторонам после того, как они исполнили свои обязанности в качестве продавцов, то есть обязанности по передаче товара. Однако договором может быть предусмотрен иной порядок перехода права собственности.

Зачет встречных однородных требований является одним из способов прекращения обязательств и регулируется главой 26 ГК РФ.

Однородными являются требования, которые качественно сопоставимы и могут быть сведены к одному эквиваленту.

Согласно статье 410 ГК РФ, взаимозачет - это способ полного или частичного прекращения обязательства зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил, либо срок которого не указан, либо определен моментом востребования.

При проведении взаимозачета должны быть соблюдены следующие обязательные условия:

- наличие встречных задолженностей, признанных и не оспариваемых сторонами;

- однородность встречных требований;

- факт наступления срока погашения обязательств.

При проведении двустороннего взаимозачета между двумя организациями погашаются обязательства по двум самостоятельным договорам, которые могут быть заключены как одновременно, так и в разное время. Цена этих договоров, сроки и условия оплаты могут быть разными. Каждый из участников зачета по одному договору выступает кредитором, а по другому - должником.

2. Бухгалтерский учет и аудит оптово-розничной торговли ООО «Росинмаркет-А»

2.1. Организационно-экономическая характеристика торгового предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Росинмаркет-А», одно из многочисленных торговых предприятий, создано в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

Местонахождение общества Российская Федерация, 454000, г. Челябинск, Свердловский пр., д.65.

Целью деятельности общества является получение прибыли.

Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запре­щенные законом.

Основным видом деятельности является оптово-розничная торговля строительными материалами.

Предметом деятельности общества являются:

- торговая, торгово-закупочная, посредническая и коммерческая дея­тельность;

- маркетинговые исследования, консультации по вопросам коммерческой деятельности, финансов, управления;

- оказание юридических услуг;

- оказание содействия в подготовке правовой, экономической и иной до­кументации, в проведении переговоров, заключении контрактов как с россий­скими, так и с зарубежными партнерами;

- оказание услуг по организации сбыта, покупки и про­дажи, включая экспортно-импортные операции по заявкам российских и иностранных партнеров, различной продукции;

- участие в выставках, аукционах и их организация.

Общество является юридическим лицом с момента его государственной регистрации, имеет расчетные счета в кредитных учреждениях, круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке, указание на место нахождения общества.

Общество имеет штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной индивидуализации.

В собственности общества находится имущество (материальные ценности и финансовые ресурсы), учитываемое на его самостоятельном балансе. Имущество общества образуется за счет личных средств учредителей (участников), вложенных в Уставный капитал, из дополнительных взносов в имущество общества, спонсорских средств, доходов от торговой деятельности, краткосрочных кредитов, а также иных поступлений.

ООО «Росинмаркет-А» имеет два розничных магазина. Ассортимент, предлагаемый покупателям довольно разнообразен. Предпочтение отдается такому составу товарного ассортимента, который обеспечивает в течение длительного периода постоянное превышение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, над потребностями в финансовых ресурсах, необходимых для поддержания конкурентоспособности предприятия.

Основными поставщиками товаров исследуемого предприятия являются такие предприятия, как ОАО «Завод керамических изделий», ОАО «Уралкерамика», ОАО «Кварц» г. Санкт-Петербург, ОАО «Сокол» г. Дедовск Московской области.

2.4. Аудит торговой деятельности ООО «Росинмаркет-А»

Целью аудита торговой деятельности является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения товарооборота нормативным документам, действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде для того, чтобы выявить имеющиеся ошибки или правонарушения и степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.

Основными задачами аудита для достижения вышеуказанной цели являются:

– оценка состояния учета покупных товаров и тары в проверяемом предприятии;

– оценка полноты отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности;

– проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с движением покупных товаров и тары.

Внутрихозяйственный контроль на предприятии обеспечивает сохранность собственности, существенно влияет на выявление и мобилизацию имеющихся резервов производства, способствует повышению эффективности и качества работы, усилению режима экономии, выявлению причин и условий, способствующих образованию потерь, недостач и совершению хищений.

Среди документов, подлежащих проверке, выделяют первичные документы, регистры синтетического и аналитического учета и отчетность.

Первичные документы включают: Приказ «Об учетной политике организации»; Доверенности; Журнал учета выданных доверенностей.

Регистры синтетического и аналитического учета включают: товарные отчеты.

Для организации проведения внутреннего аудита ООО «Росинмаркет-А», повышения его эффективности и компетентности необходимо обеспечить технологию его проведения, соответствующую специфики деятельности предприятия.

Это достигается установлением определенной последовательности проведения аудиторских процедур и поддержанием устойчивых связей между отдельными их видами.

Технология проведения внутреннего аудита представляет ряд последовательных действий из восьми фаз (табл. 2.15).

Таблица 2.15

Фазы проведения внутреннего аудита

Фаза

Содержание

Первая

Выбор объекта для проверки и воздействия — включает в себя проведение консультаций руководителя подразделения или специалиста внутреннего аудита с руководством предприятия, в ходе которых определяется круг наиболее значимых для экономики предприятия вопросов и преломление их решения на сферы деятельности отдельных подразделений, исходя из действующей структуры предприятия на данный момент с последующим планированием конкретных объектов, сроков и методов воздействия.

Вторая

Подготовка и утверждение плана проведения внутреннего аудита предприятия на конкретный период.

Третья

Подготовка нормативной базы, программы и документов, подтверждающих полномочия аудиторов, применительно к выбранному объекту по утвержденному плану.

Четвертая

Предъявление полномочий и проведение обследования объекта внутреннего аудита.

Пятая

Наблюдение, сбор, анализ, обработка и документирование информации с выбором и применением конкретных методов и приемов.

Шестая

Оценка состояния проверяемого объекта и формулирование выводов, характеризующих его состояние. Консультирование в ходе проверки, обсуждение материалов у руководства проверяемого объекта.

Седьмая

Доклад лицу, назначившему проверку. Разработка мероприятий и выработка решений, способствующих устранению выявленных нарушений и недостатков с применением соответствующих санкций к контролируемым объектам, виновным должностным и материально-ответственным лицам.

Восьмая

Организация последующего контроля за выполнением разработанных мероприятий и принятых решений.

Содержание перечисленных выше технологических фаз внутреннего аудита может быть детализировано с учетом вида деятельности предприятия и уровня его контроля.

По завершении проверок не только необходимо разработать общий план мероприятий по улучшению финансово-хозяйственной деятельности магазина, но и предлагается составить конкретный план мероприятий по предупреждению возможных злоупотреблений, связанных с хищением имущества (собственности), и возмещению виновными лицами убытков.

Перед началом проверки аудитором был составлен контрольный тест определения правильности отражения операций по продажам товаров в ООО «Росинмаркет-А» (табл. 2.16).

Таблица 2.16

Контрольный тест определения правильности отражения операций по учету товаров в ООО «Росинмаркет-А»

Вопрос, подлежащий проверке

Результат

Примечание

Наличие договоров о материальной ответственности

+

Договора заключены со всеми сотрудниками

Проверка правильности составления товарных отчетов по кладовой

+

Проверка правильности формирования цен на покупные товары

+

Проверка наличия и порядка использования контрольно-кассовых машин при расчетах наличными деньгами с населением

+

Проведение инвентаризации товарно-материальных ценностей в кладовой и отражение в учете ее результатов

При увольнении сотрудников инвентаризация не проводится

Подсчет итогов и перенос данных в финансовую отчетность

+

Операции по продаже надлежащим образом санкционированы

+

 

На счетах бухгалтерского учета отражены все реально совершенные сделки по продаже

+

Продажа своевременно отражена на соответствующих счетах учета

+

Стоимостная оценка операций по продаже товаров правильно определена

+

Суммы продажи правильно классифицированы

+

Проверка правильности оформления и отражения в учете потерь от недостачи и порчи товаров

+

Составим программу проверки учета и отчетности торговых операций в ООО «Росинмаркет-А». На данном этапе необходимо определить вопросы, подлежащие проверке в ходе аудита включения их в общую программу аудиторской проверки. Программа проверки может быть следующая (табл. 2.17).

Таблица 2.17

Программа и результаты проведения аудита реализации товаров в ООО «Росинмаркет-А»

Перечень проверяемых во­просов

Источники информации

Типичные ошибки

1. Проверка состояния склад­ского хозяйства и сохранно­сти материалов

Журнал по сдаче объектов под охрану; устный опрос персонала

Нарушений нет

2. Заключены ли с ними договора о материаль­ной ответственности

Приказ о назначении мате­риально ответственных лиц, должностные инст­рукции, образцы подписей, доверенности на выдачу товарно-материальных ценностей; устный опрос персонала

Организовано верно

3. Проводилась ли инвента­ризация материалов, оформлены ли ее результаты

Опрос материально ответственных лиц и членов инвентаризационной комиссии; приказы и протоколы по инвентаризации; инвентаризационная опись и карточки учета материалов

При увольнении сотрудников предприятия инвента-ризация материальных ценностей не проводилась

4. Обоснованность операций по реализации товаров. Выборка: аудиту подвергает­ся каждый пятый документ

Счета-фактуры, накладные, товарные отчеты материально ответственных лиц

Нарушений не ус­тановлено

5. Полнота оприходования и правильность определения покупной стоимости товаров. Выборка: бессистемный от­бор путем простого случай­ного выбора номеров доку­ментов

Договоры, счета-фактуры, накладные, авансовые от­четы

Нарушений не ус­тановлено

6. Расчет НДС

Счета-фактуры, договора с поставщиками

Неправильно произведен вычет

8. Оформление и отражение в учете потерь от недостачи и порчи товаров

Инвентаризационная опись и карточки учета материалов

Организовано вер­но

9. Правомерность операций по продаже товаров

Лицензия на осуществление деятельности

Нарушений нет

Таким образом, аудиторская проверка учета продаж в ООО «Росинмаркет-А» выявила, что инвентаризация материальных ценностей, имеющихся на складе предприятия не проводится, а также неправильно применен налоговый вычет по НДС.

ООО «Росинмаркет-А» не подлежит обязательному аудиту, поэтому рекомендуется самостоятельно проводить аудит.

При проведении аудита исследуемого предприятия источниками информации для аудитора являются типовые (унифицированные) формы первичной учетной документации, служащие основанием для учета операций по движению материальных ценностей на предприятиях розничной торговли. Такими документами являются:

– накладная (в качестве первичного приходного и расходного товарного документа);

– товарно-транспортная накладная;

– счет-фактура;

– доверенность;

– документ несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах (основание для предъявления претензий поставщику);

– товарный отчет;

– инвентаризационная опись товаров, материалов, тары и денежных средств в торговле;

– документ о порче, бое, ломе товаров.

В ходе аудиторской проверки учета продаж в ООО «Росинмаркет-А» была составлена следующая программа проверки, в процессе которой аудитором было установлено:

- реальность наличия и существования материальных ценностей;

- все ли операции с материальными ценностями, которые должны быть отражены на счетах учета, действительно в них представлены;

- полнота оприходования и правильность определения покупной стоимости товаров;

- оформление и отражение в учете потерь от недостачи и порчи товаров;

- обоснованность операций по реализации товаров.

В начале проверки было проведено тестирование, в котором были отражены вопросы, необходимые для выяснения (табл. 2.16).

Первой особенностью аудиторских проверок в магазинах является инвентаризация в кассах, а также товаров, находящихся в торговых залах и на складах. Чем быстрее начинается инвентаризация в период аудиторской проверки, тем меньше будет у материально ответственных лиц возможностей скрыть недостачи ценностей или их излишки. Например, недостача товаров может быть скрыта путем завоза товаров из других магазинов, отделов или посредством невключения в товарный отчет какого-либо приходного документа на поступившие товары.

Излишки товаров, наоборот, прячутся в другие места хранения, в товарный отчет, составляемый на день инвентаризации, включаются фиктивные расходные документы. Аудиторы должны проверить правильность выведения результатов инвентаризации: соответствие книжного остатка в сличительной ведомости остатку на момент инвентаризации по отчету и журналу-ордеру, а также фактического остатка товаров, записанного в сличительную ведомость, остаткам по инвентаризационной описи.

Исходя из этого аудитором далее было проведено обследование складского хозяйства и состояние складских помещений предприятия. Проведено изучение организации материальной ответственности и отчетности материально ответственных лиц, проанализирован состав материальных ценностей на отчетную дату, определен объем выборки и позиции для проведения выборочной инвентаризации. По результатам данного участка учета не было выявлено нарушений законодательства по бухгалтерскому учету и отчетности.

Проверяя полноту оприходования материальных ценностей, аудитором была проверена реальность кредиторской задолженности поставщикам с целью выявить неучтенные счета поставщиков. Для этого были сверены записи в регистрах бухгалтерского учета с данными предъявленных счетов, договоров, денежных документов об оплате поставщикам, в ходе которого неучтенных счетов поставщиков выявлено не было.

Далее в ходе проверки было выявлено, что инвентаризация не проводится при увольнении работника. Согласно приказу руководителя ООО «Росинмаркет-А» инвентаризация должна проводится 2 раза в год и 1 раз в квартал, как незапланированная проверка.

Второй особенностью аудиторских проверок в магазинах является проверка полноты оприходования торговой выручки и законности, целесообразности произведенных из выручки расходов. Одно из распространенных в последнее время злоупотреблений в торговле — "прокручивание" в обороте магазина личных денег и присвоение за счет наценок полученных доходов. Приемами выявления этого злоупотребления являются: выборочная сверка расчетов с отдельными поставщиками, при которой устанавливается оплата наличными деньгами без оприходования товаров в магазине; проверка полноты оприходования товаров по выданным работникам доверенностям; проверка соответствия показаний счетчиков кассовых аппаратов оприходованной выручке (устанавливается изъятие торговой выручки).

При проверке обоснованности операций по реализации товаров, полноты оприходования торговой выручки и законности, целесообразности произведенных из выручки расходов ООО «Росинмаркет-А» были проверены счета-фактуры, накладные, товарные отчеты материально ответственных лиц, в результате чего нарушений действующего законодательства не установлено.

В условиях инфляции, частого повышения цен на продаваемые товары некоторые работники реализуют партию товаров или ее часть по более высоким ценам, чем те, по которым товары поступили.

Установить завышение цен и определить сумму присвоения разницы в ценах материально ответственными лицами представляет определенную трудность, так как в магазинах ведется только суммарный учет движения товаров и отделить продажу одной партии товаров от другой невозможно.

Следует проверить мероприятия руководства магазина по предупреждению этих злоупотреблений:

– регистрацию товаров, закупленных по договорным ценам, в специальном журнале, где по каждой партии товаров указываются их количество и цены; продажу ранее поступившей партии товаров на отдельном рабочем месте по ценам, по которым они поступили, или продажу по ценам новой партии с внесением разницы от завышения цен в бюджет;

– контроль за работой кассиров, продавцов и материально ответственных лиц с целью исключения случаев получения наличных денег без пробивки чека на кассовом аппарате.

С целью выявления случаев присвоения материальных ценностей и оформления подложных актов для скрытия недостачи или пересортицы, внутренние документы были сверены с сопроводительными документами поставщиков. Проведено изучение правильности составления актов на расхождение в количестве и качестве поступивших материальных ценностей и своевременность предъявления претензий к поставщикам или транспортной организации. В ходе проверки было установлено, что неправомерных операций на предприятии не было.

Установление фактов завышения цен на товары с целью присвоения суммы разницы в ценах в исследуемом торговом предприятии в ходе аудиторской проверки не выявлено.

Первичные документы по поступлению и выбытию товара, поступлению и выдаче денежных средств и т.д. составляются вовремя, заполняются все соответствующие реквизиты.

С кассирами заключены договоры о материальной ответственности.

Ведение аналитического учета товарно-материальных ценностей возложено на главного кассира под контролем главного бухгалтера.

Получение и реализация товара в исследуемом предприятии отражается главным кассиром в товарном отчете, правильность которого проверяет главный бухгалтер.

Проверка показала, что составление товарных отчетов производится без ошибок. Покупная стоимость товаров в ООО «Росинмаркет-А» формируется путем суммирования фактических затрат на их приобретение под контролем главного бухгалтера.

Проверка правильности отражения в учете операций по расчетам с бюджетом по НДС показала, что аудируемое предприятие неправильно определило суммы, подлежащие вычету.

В ноябре 2003 года ООО «Росинмаркет-А» приобрело партию товаров за 120 000 руб. (в том числе НДС - 20 000 руб.). В этот же день фирма перечислила деньги поставщику.

С 1 января 2004 года ООО «Росинмаркет-А» было переведено на уплату единого налога на вмененный доход. А в марте 2004 года оно распродало все купленные товары.

Бухгалтером ООО «Росинмаркет-А» были произведены в учете такие проводки.

В ноябре 2003 года:

Дебет 41 Кредит 60 – 100 000 руб. - оприходована партия телефонов, полученная от поставщика;

Дебет 19 Кредит 60 – 20 000 руб. - учтен НДС по оприходованным товарам;

Дебет 60 Кредит 51 – 120 000 руб. - перечислена оплата поставщику за полученные товары;

Дебет 68 субсчет "Налог на добавленную стоимость" Кредит 19 – 20 000 руб. - зачтен НДС по оприходованным и оплаченным товарам.

В марте 2004 года:

Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 41 – 100 000 руб. - списаны реализованные товары.

Бухгалтер ООО «Росинмаркет-А» должен был восстановить НДС в стоимости товаров тогда, когда стало очевидным, что они не будут использованы в деятельности, облагаемой НДС. То есть это нужно было сделать 1 января 2004 года. Поэтому ООО «Росинмаркет-А» должно восстановить и уплатить в бюджет "входной" НДС, который оно ранее приняло к вычету.

Для этого в марте 2004 года организация должна восстановить и уплатить в бюджет 20 000 руб. налога на добавленную стоимость.

Итак, сначала бухгалтеру ООО «Росинмаркет-А» необходимо сделать в учете следующие записи:

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19 – 20 000 руб. - сторнирован "входной" НДС по товарам, принятый к вычету из бюджета;

Дебет 90 субсчет "Налог на добавленную стоимость" Кредит 19 – 20 000 руб. - списан восстановленный НДС.

Затем неуплаченную сумму налога предприятие должно перечислить в бюджет. В учете при этом записывают:

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 51 – 20 000 руб. - доплачен в бюджет НДС за январь 2003 года.

По итогам отчетного периода – квартала, ООО «Росинмаркет-А» рассчитывает сумму единого налога на вмененный доход и составляет декларации, представляемую в ГНИ Ленинского района г. Челябинска. По данным проверки было установлено, что расчет произведен верно.

Таким образом, учет в ООО «Росинмаркет-А» ведется согласно законодательству РФ, в ходе проверки были выявлены нарушения приказа руководителя о проведении инвентаризации и произведен неправомерный вычет по НДС.

Понятие уровня существенности в аудите и порядок его расчета определяются в РФ правилом (стандартом) "Существенность и аудиторский риск".

Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. Аудиторские организации в ходе проведения проверок не должны устанавливать достоверность отчетности с абсолютной точностью, но обязаны установить ее достоверность во всех существенных отношениях.

Под достоверностью бухгалтерской отчетности во всех существенных отношениях понимается такая степень точности показателей бухгалтерской отчетности, при которой квалифицированный пользователь этой отчетности оказывается в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения. Существенность информации - это ее свойство, которое делает ее способной влиять на экономические решения разумного пользователя такой информации.

Аудитор обязан принимать во внимание две стороны существенности в аудите: качественную и количественную. С качественной точки зрения аудитор должен использовать свое профессиональное суждение для того, чтобы определить, носят или не носят существенный характер отмеченные в ходе проверки отклонения порядка совершенных экономическим субъектом финансовых и хозяйственных операций от требований нормативных актов, действующих в Российской Федерации. С количественной точки зрения аудитор должен оценить, превосходят ли по отдельности и в сумме обнаруженные отклонения (с учетом прогнозируемой величины неотмеченных отклонений) количественный критерий - уровень существенности.

Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большой степенью вероятности перестанет быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.

При нахождении абсолютного значения уровня существенности аудитор должен принимать за основу наиболее важные показатели, характеризующие достоверность отчетности экономического субъекта, подлежащего аудиту, далее называемые базовыми показателями бухгалтерской отчетности.

Аудиторские организации обязаны установить систему базовых показателей и порядок нахождения уровня существенности, которые должны быть оформлены документально и применяться на постоянной основе.

Основанием для изменения аудиторской организацией системы базовых показателей и порядка нахождения уровня существенности могут служить:

- изменения законодательства в области бухгалтерского учета и налогообложения, затрагивающие порядок определения статей баланса или базовых показателей бухгалтерской отчетности;

- изменения законодательства в области аудита, устанавливающие требования к методам определения уровня существенности;

- изменение аудиторской специализации аудиторской организации;

- значительное изменение состава экономических субъектов, подлежащих аудиту, с точки зрения их принадлежности к другим отраслям производства или другому роду деятельности;

- смена руководства аудиторской организации.

Документ, описывающий систему базовых показателей и порядок нахождения уровня существенности, должен иметь открытый характер. Аудиторская организация может знакомить заинтересованных лиц по их требованию с принятым аудиторской организацией порядком нахождения уровня существенности.

Уровень существенности должен быть выражен в той валюте, в которой ведется бухгалтерский учет и готовится бухгалтерская отчетность.

Значение уровня существенности для данной аудиторской проверки должно быть определено по завершении этапа планирования аудиторской проверки. Полученное значение уровня существенности должно быть в обязательном порядке зафиксировано в общем плане аудита.

Аудитор в случае обстоятельств, которые станут известны ему по ходу проверки, имеет право изменить (скорректировать) значение уровня существенности. При этом факт изменения уровня существенности, новое значение уровня существенности, соответствующие расчеты и развернутая аргументация аудитора должны быть в обязательном порядке зафиксированы в рабочих документах аудиторской проверки.

Значение уровня существенности, полученное по окончании этапа планирования аудита, а также любые корректировки значения уровня существенности в ходе проверки, должны быть утверждены руководителем данной проверки, что должно найти отражение в рабочей документации проверки.

Аудитор обязан принимать во внимание уровень существенности:

- на этапе планирования при определении содержания, затрат времени и объема применяемых аудиторских процедур;

- в ходе выполнения конкретных аудиторских процедур;

- на этапе завершения аудита при оценке эффекта, оказываемого обнаруженными искажениями и нарушениями на достоверность бухгалтерской отчетности.

Аудитор должен иметь в виду, что отдельные отмеченные им искажения могут не иметь существенного характера сами по себе, а искажения, взятые в совокупности, а также отмеченные искажения вместе с предполагаемыми (в результате распространения отмеченных в результате выборочной проверки ошибок на всю совокупность данных) - могут иметь существенный характер.

В том случае, если одновременно:

отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения в сумме составляют величину, которая намного меньше уровня существенности; и

качественные расхождения отмеченных отклонений порядка ведения учета и подготовки отчетности экономического субъекта от требований соответствующих нормативных документов по профессиональному суждению аудитора являются несущественными,

аудитор вправе сделать вывод о том, что отчетность проверяемого экономического субъекта является достоверной во всех существенных отношениях.

В том случае, если выполняется хотя бы одно из двух следующих условий:

отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения в сумме составляют величину, которая намного больше уровня существенности, либо

качественные расхождения отмеченных отклонений порядка ведения учета и подготовки отчетности экономического субъекта от требований соответствующих нормативных документов по профессиональному суждению аудитора имеют существенный характер,

аудитор обязан сделать вывод о том, что отчетность проверяемого экономического субъекта в существенных отношениях не может быть признана достоверной.

В том случае, если:

отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения бухгалтерской отчетности больше либо меньше, но в целом близки по величине значению уровня существенности; и (или)

имеются расхождения порядка ведения и подготовки отчетности экономического субъекта с требованиями соответствующих нормативных документов, но расхождения, однако, однозначно не могут быть признаны существенными,

аудитор, используя свое профессиональное суждение, обязан взять на себя ответственность и принять решение о том, сделать или нет в данной ситуации вывод о существенных нарушениях в проверяемой бухгалтерской отчетности, либо сделать вывод о необходимости включения соответствующих оговорок в аудиторское заключение. При этом для уточнения ситуации может потребоваться проведение дополнительных аудиторских процедур.

Аудитору следует предложить руководству проверяемой организации внести в установленном порядке исправительные проводки по устранению замеченных им нарушений. В случае если отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения бухгалтерской отчетности имеют существенный характер, несогласие руководства проверяемого предприятия с внесением исправлений может служить для аудитора основанием для подготовки по итогам проверки аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного.

Аудиторские организации обязаны вычислять уровень существенности, беря определенную долю от каких-либо базовых показателей: числовых значений счетов бухгалтерского учета, статей баланса или показателей бухгалтерской отчетности. При этом могут использоваться как базовые показатели текущего года, так и усредненные показатели текущего и предшествующих лет, а также любые расчетные процедуры, которые могут быть формализованы. Допускается как единый показатель уровня существенности для данной конкретной проверки, так и набор разных значений уровня существенности, каждый из которых должен быть предназначен для оценки какой-то определенной группы счетов бухгалтерского учета, статей баланса, показателей отчетности.

Уровень существенности рассчитывается следующим образом. По итогам финансового года в экономическом субъекте, подлежащем проверке, определяются финансовые показатели, перечисленные в первом столбце таблицы. Их значение может быть занесено во второй столбец в тех денежных единицах, в которых подготовлена бухгалтерская отчетность. От этих показателей берутся процентные доли, приведенные в третьем столбце таблицы, и результат заносится в четвертый столбец.

Допускается, что часть показателей включить в таблицу не удастся. Например, предприятие может не иметь прибыли по итогам года либо может иметь небольшую прибыль, которая, по мнению аудитора, с учетом анализа показателей за предыдущие годы является нехарактерной для данного предприятия. Предприятие может не иметь реализации, если это бесприбыльное, некоммерческое предприятие либо организация, которая финансируется в основном не за счет выручки от реализации товаров, работ, услуг. Аудитор должен проанализировать числовые значения, записанные в четвертом столбце. В том случае, если какие-либо значения сильно отклоняются в большую и (или) меньшую сторону от остальных, он может отбросить такие значения. На базе оставшихся показателей рассчитывается средняя величина, которую можно для удобства дальнейшей работы округлить, но так, чтобы после округления ее значение изменилось бы не более чем на 20% в ту или иную сторону от среднего значения. Данная величина и является единым показателем уровня существенности, который может использовать аудитор в своей работе.

Процедура нахождения уровня существенности, все арифметические расчеты, усреднения, округления и причины, на основании которых аудитор исключил какие-либо значения из расчетов, должны быть отражены в рабочей документации проверки. Конкретное значение уровня существенности должно быть одобрено по окончании этапа планирования аудита руководителем аудиторской проверки.

Данный порядок приведен для образца и имеет рекомендательный характер. Аудиторские фирмы должны с учетом обязательных требований правила (стандарта) разработать собственный порядок нахождения уровня существенности.

Концепция существенности (значимости) практически необходима как в аудите, так и в бухгалтерском учете. Позволять несущественным вопросам усложнять финансовые отчеты и вносить в них беспорядок в процессе неэффективно, кроме того, это отвлекает внимание пользователя от важных вопросов, отраженных в этих отчетах. Суждения о материальности влияют на планирование аудиторской проверки и оценку ее результатов, являются решающими в определении того, правильно ли представлены финансовые отчеты. В суждение, вынесенное в результате аудиторской проверки, входит и признание того, что финансовые отчеты не могут "точно" или "исчерпывающе" представить финансовое положение, результаты операций и движение денежной наличности. Такая точность недостижима из-за недостатка возможностей измерений в бухгалтерском деле и ограничений, накладываемых на процесс и технологию аудиторской проверки.

Одна из целей предварительной оценки существенности - сфокусировать внимание аудитора на более значительных пунктах финансового отчета при определении стратегии аудиторской проверки. На практике предварительное суждение о существенности для финансовых отчетов в целом - это обычно совокупный уровень ошибок, которые могли бы считаться значимыми для какого-нибудь из финансовых отчетов.

Планируя процедуры на уровне статей, аудитор должен принимать во внимание, что несущественные искажения сведений в отдельных статьях могут накопиться и составить значительное количество. Существенность в выборочном исследовании и проверке - это общий показатель, однако он применяется в отношении конкретных сальдо счетов как наибольшая по размеру ошибка, которая может быть допущена. Для избежания подобной проблемы используется понятие допустимой ошибки. Устанавливая допустимую ошибку ниже значения планируемой существенности, аудитор уменьшает вероятность того, что сумма расхождений как выявленных, так и не выявленных превысит уровень существенности. Размер допустимой ошибки учитывается при разработке программы аудита каждого конкретного счета и прежде всего при расчете размера выборки. Обычно допустимая ошибка устанавливается на уровне 50% (иногда 75%) от планируемой существенности.

Чем важнее область аудита, тем меньше допустимая сумма ошибок в генеральной совокупности, и чем меньше допустимая сумма ошибок, тем больший объем выборки необходим аудитору для получения достаточной очевидности, что исследуемое сальдо отражено объективно. Аудитор должен принимать во внимание уровень степени важности при планировании характера, времени и масштаба всех аудиторских процедур.

Многие аудиторы считают, что самым объективным измерителем существенности является прибыль до налогообложения.

Чтобы эффективно провести проверку, аудитор должен оценивать результаты проведенных процедур и многократно проверять на основе этих результатов, является ли объем процедур, запланированных для различных счетов, достаточным или, возможно, чрезмерным.

Соответственно, оценки степени важности и планирование аудиторской проверки должны рассматриваться скорее как динамические, а не статические аудиторские концепции.

В международной практике проведения аудита понятию существенности соответствует понятие материальности (materiality). Концепция материальности начала разрабатываться в 70-х годах и вызвала многочисленную дискуссию среди методологов бухгалтерского учета. Результатом разработки этой концепции явилось появление на свет международного норматива аудита IAS-25 "Материальность и аудиторский риск", в котором дается описание концепции материальности и аудиторского риска, их применение при планировании и проведении аудита, а также при оценке результатов его процедур. В настоящий момент этот термин используется достаточно широко.

Изначально существует предположение о том, что финансовая отчетность экономического субъекта содержит искажения, которые способны повлиять на достоверность финансовой отчетности и стать причиной ее фактического непредставления в соответствии с законодательно установленными принципами бухгалтерского учета и отчетности. Обнаруженные при проведении аудиторской проверки искажения могут считаться материальными в том случае, если их сущность и значение по отношению к другим статьям финансовой отчетности являются достаточными для того, чтобы повлиять на представление, или непредставление, финансовой отчетности в соответствии с законодательно установленными принципами ведения бухгалтерского учета. Материальность (существенность), таким образом, является критерием, по которому можно судить о влиянии обнаруженных искажений на финансовую отчетность экономического субъекта.

Каким образом устанавливается этот критерий? Материальность (существенность) является показателем количественным, и ее можно рассчитать для каждого экономического субъекта. Расчет ведется в зависимости от критического компонента, выбранного за основу. Критический компонент - это показатель деятельности экономического субъекта, который имеет тенденцию заметно варьировать год от года. Так, например, для экономических субъектов, имеющих проблемы с ликвидностью или платежеспособностью, в качестве критического компонента могут быть взяты оборотные активы или уставный капитал. В других случаях это может быть выручка от реализации товаров, работ, услуг. Для экономических субъектов, для которых характерно более или менее стабильное получение выручки или относительно постоянное количество оборотных активов, в качестве критического компонента может быть рассмотрена нераспределенная прибыль отчетного периода.

При выборе критического компонента не надо забывать о таком факторе, как отраслевая специфика. Зачастую анализ отрасли, в котором работает экономический субъект, позволяет выявить показатели деятельности, который могут быть подвержены наибольшим колебаниям.

Для расчета существенности должен быть выбран единственный критический компонент. На практике случается так, что по результатам деятельности экономического субъекта в качестве критического компонента могут быть выбраны сразу несколько показателей (например, выручка от реализации продукции и оборотные активы). В этом случае имеет смысл проанализировать отчетность экономического субъекта за последние несколько лет с целью выявления показателя, наиболее подвергавшегося колебаниям в течение нескольких лет.

Существует несколько способов определения существенности, которые различаются для публичных компаний и непубличных.

Для публичных компаний, акции которых обращаются на рынке ценных бумаг, материальность рассчитывается как величина из интервала 5-10% от выбранного критического компонента. Чаще всего для публичных компаний в качестве критического компонента берется нераспределенная прибыль отчетного периода. Хотя могут использоваться и другие показатели.

Для всех остальных компаний (непубличных) существует три метода определения материальности:

2% от оборотных активов или от уставного капитала;

10% от нераспределенной прибыли отчетного периода;

3 - 0,5% от выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг, используя "скользящую шкалу".

"Скользящая шкала" представляет соотношение показателя выручки от реализации продукции и фактора, на который должна быть скорректирована эта прибыль. Корректирующий фактор определяется статистическими методами на основе закона равномерного распределения.

При оценке материальности преследуются следующие цели:

- определить приемлемый уровень искажений в финансовой отчетности;

- оценить объем предстоящего аудита;

- оценить последствия выявленных искажений.

При определении приемлемого уровня искажений руководствуются следующим: если обнаруженные искажения по своей величине равны или превышают уровень материальности, то есть все основания полагать, что финансовая отчетность экономического субъекта недостоверна; если обнаруженные искажения не превышают уровень материальности, то есть основания полагать, что финансовая отчетность достоверна и данные искажения никаким образом не влияют на достоверность этой отчетности. Следует сразу заметить, что в данном случае речь идет о сумме всех обнаруженных искажений. Каждое обнаруженное искажение само по себе может не превышать уровня материальности, но их общая сумма способна повлиять на достоверность проверяемой финансовой отчетности.

Каким образом можно оценить объем предстоящего аудита? При планировании объема предстоящего аудита необходимо помнить, что существует вероятность того, что далеко не все ошибки будут выявлены во время аудита. Некоторая часть ошибок все-таки останется необнаруженной в финансовой отчетности экономического субъекта после проведения всех аудиторских процедур. Поэтому необходимо спланировать процедуры таким образом, чтобы, даже если искажения и превысят уровень материальности, сохранилась бы относительно низкая вероятность того, что они будут обнаружены. Как несложно догадаться, что ошибки, превышающие уровень материальности, могут возникнуть при проверке тех статей финансовой отчетности, остаток по которым также превышает уровень материальности. Это означает, что при проведении аудиторской проверки этим статьям следует уделить повышенное внимание, поскольку при их проверке существует большая вероятность возникновения материальной ошибки.

Очевидно, что все обнаруженные во время аудита искажения, превысившие уровень материальности, должны быть представлены в письме-рекомендации руководству экономического субъекта в виде исправительных проводок. Оценка последствий обнаруженных искажений выражается в оценке того, насколько сильно изменится финансовая отчетность экономического субъекта при внесении в нее исправительных проводок.

Таким образом, по результатам проверки в ООО «Росинмаркет-А» можно сказать, что уровень существенности достаточно низок, чтобы можно было судить о влиянии обнаруженных искажений на финансовую отчетность экономического субъекта.

Заключение

Торговля как вид хозяйственной деятельности представляет собой процесс реализации потребителю товаров, приобретенных с целью последующей перепродажи. В качестве продавца по договору купли-продажи выступает юридическое лицо или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность. Предметом этой деятельности должна являться продажа товаров оптом или в розницу. Розничной и оптовой торговлей как видом деятельности могут заниматься любые предприятия независимо от формы собственности или организационно-правовой формы.

Товары являются основным объектом бухгалтерского учета в торговле. Поэтому правильная постановка их учета должна находиться в центре внимания бухгалтерского аппарата.

Бухгалтерский учет предприятия – как одного из предприятий торговли – ведется по журнально-ордерной форме учета. Учет товаров ведется на счете 41 «Товары». Стоимость товаров по продажным ценам учитывается по кредиту счета 90 «Продажи». Тара учитывается вместе с товарами на счете 41-2. Расходы, связанные с реализацией товаров, отражаются на счете 44 «Расходы на продажу».

ООО «Росинмаркет-А» еще не перешло на автоматизированную форму учета, что является его недостатком. Обработка данных является важнейшей и трудоемкой функцией бухгалтерского учета, в связи с чем необходимо оснащать рабочие места бухгалтеров компьютерами.

Применение компьютерных бухгалтерских программ обеспечива­ет: автоматизацию учетного процесса; вы­сокую точность учетных данных; оперативность данных учета; повы­шение производительности учетных работников, освобождение их от выполнения простых технических функций и предоставление боль­шей возможности заниматься контролем и анализом хозяйственной деятельности; увязку всех видов учета и планирования, поскольку они используют одни и те же носители информации.

При проведении аудиторской проверки объема продаж главной целью является установление соответствия применяемой в ООО «Росинмаркет-А» методики учета и налогообложения объема продаж нормативным документам, действующим в РФ. Данная проверка необходима для того, чтобы выявить имеющиеся ошибки или правонарушения и степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.

Основными показателями, позволяющими судить о деятельности предприятия являются товарооборот и прибыль. Основной целью анализа объема продаж является объективная оценка работы предприятия и выявление резервов улучшения обслуживания покупателей.

Список использованных источников

1.      Налоговый Кодекс РФ. – М., 2004.

2.      Федеральный Закон “О Бухгалтерском учете” от 21.11.96 г. №129-ФЗ.

3.      Положение по бухгалтерскому учету и отчетности в РФ. Утверждено приказом Минфина РФ №34-н от 29.07.98 г.

4.      ПБУ 9/99 “Доходы организации”. Утверждено приказом Минфина РФ №32-н от 06.05.99 г.

5.      ПБУ 10/99 “Расходы организации”. Утверждено приказом Минфина РФ №33-н от 06.05.99 г.

6.      План счетов и инструкция по его применению. Утверждено приказом Минфина РФ № 16-00-13/05 от 15.03.01 г.

7.      Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Под общей ред. В.И. Стражева. — Минск: Высшая школа, 2001.

8.      Артеменко В.Г. Финансовый анализ: Учебное пособие. - М., 2000.

9.      Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. Изд. 4-е, доп. и перераб. — М.: Финансы и статистика, 2001.

10. Безруких П.С., Ивашкевич В.Б., Кондраков Н.П. и др. Бухгалтерский учет. - М., 2003.

11. Бороненкова С.А. Алгоритмы управления затратами на производство по нормативному методу. — Свердловск: Общество «Знание», 1991.

12. Бороненкова С.А. Анализ хозяйственной деятельности: Курс лекций. — Свердловск: УрГЭУ, 1997.

13. Бороненкова С.А. Управленческий анализ. – М.: Финансы и статистика, 2001.

14. Бороненкова С.А., Маслова Л.И., Крылов С.И. Финансовый анализ промышленных предприятий. - Екатеринбург, 1996.

15. Глушаков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии: Учебное и практическое пособие. - М., 2002.

16. Джей К. и др. Методы управления стоимостью и анализа затрат. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2000.

17. Емуранов Г.В. Комплексная автоматизация бухгалтерского учета в промышленности. — М.: Финансы и статистика, 2002.

18. Ефимова О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия. - М.: БШ ”Интелсинтез”. - 2001.

19. Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет. –2000.

20.      Ковалев В.В. Финансовый анализ. - М.: Финансы, 2002.