Проблемы туристского образования в России и на Дальнем Востоке в новом веке. |
|
Аннотация |
|
Текст |
Содержание доклада: 1.История зарождения туристского образования 2.Миссии туристского образования 3.Требования к современному туристскому образованию 4. Проблемы въездного туризма 5. Вывод ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Как никакая иная деятельность, туризм предлагает активность, вовлечение в которую способствует восстановлению живых сил человека – физических, интеллектуальных, эмоциональных. Развитие этих функций – было, есть и будет главной задачей педагогики туризма. Зарождение педагогики туризма в России произошло во второй половине 18 века, когда в русской педагогической литературе появились сведения о первых экскурсиях. Одним из организаторов и энтузиастов экскурсионной работы с детьми был декабрист И.Д.Якушкин. Находясь в ссылке в Тюменской губернии, он работал в женской школе и с начала ее создания практиковал летние походы и экскурсии со своими воспитанниками, главным образом с целью изучения природы, растительного и животного мира. Постепенно опыт таких экскурсий стал настолько популярен, что нашел отражение в школьных уставах – сначала 1786 года, затем – 1804 года. Педагогические идеи развивались вместе с идеями и практикой экскурсионного дела и туризма. Вот с этого периода и начинается период туристского образования. Воспитание, обучение и туризм шли рядом. Эта идея была поддержана такими педагогами, как Ушинский, Л.Н.Толстой, Макаренко, Луначарский и др. Таким образом, русская общественно-педагогическая мысль, пройдя ряд этапов своего исторического развития, обосновала предпосылки для формирования системы целостного, непрерывного, профессионального туристского образования, целью которого является служение отечеству, содействие новому мироустройству, не знающему насилия и эксплуатации, где люди полны гражданского и профессионального энтузиазма, руководствуются столько же мудростью, сколько любовью к Родине, человеку и человечеству. Впечатляющее развитие туристского образования произошло в 90-е годы XX века, которое иногда называют "взрывом туристского образования", когда было зафиксировано весьма ощутимое повышение среднего уровня туристского образования населения страны, что представляет собой одну из крупнейших перемен общероссийского значения. Его воздействие на экономическую, социальную, культурную и политическую жизнь проявилось еще далеко не в полной мере. В конечном итоге оно, бесспорно, окажется куда значительнее, чем можно предполагать. Именно развитие туристского образования, темпы которого были наиболее высокими, может стать одним из решающих факторов прогресса образования в целом и необычайного прогресса туризма. Именно это развитие обеспечило за несколько десятилетий невиданный рост потенциала для продвижения вперед и распространения туристских знаний, их практического применения и внедрения технических новшеств. МИССИИ ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. а) Основополагающая миссия туристского образования - служить человеку и обществу. С этой точки зрения его миссия носит двоякий характер: а) оно должно активно участвовать в решении крупных проблем мирового, регионального и местного масштаба, таких как социальное отчуждение; углубление неравенства на международном уровне и внутри отдельных стран; увеличение разрыва между развитыми и развивающимися регионами; охрана окружающей среды и настойчиво содействовать, в частности путем выработки предложений и альтернативных рекомендаций, устойчивому туристскому развитию, обмену знаниями, всеобщему соблюдению прав человека в сфере туризма, пониманию между народами, между этническими, религиозными, культурными и другими группами; утверждению культуры мира и отказа от насилия; проявлению "интеллектуальной и нравственной солидарности". Одной из наиболее важных задач туристского образования в обществе является выполнение его культурной и этической миссии; туризм, спорт, культура призваны сохранять и укреплять культурную самобытность, поощрять распространение и создание культурных ценностей, охранять многообразие культур и способствовать его расцвету, активно содействовать углублению понимания и гармонии между культурами, взаимообогащению культур; передача культурных ценностей, имеющих этическое значение, должна красной нитью проходить через все программы туристского образования и просвещения. в) Способствовать распространению непрерывного образования для всех (или образования на протяжении всей жизни), быть его существенной частью и движущей силой и для этого преобразоваться - одна из основных миссий туристского образования. В этом и в более широком плане, на туризм и спорт, как и на культуру, возлагается большая ответственность за систему просвещения в целом и за образовательную деятельность в обществе. Укрепляя свои связи с различными уровнями и различными формами образования, активизируя научные исследования, посвященные вопросам туризма, укрепляя и расширяя свои программы подготовки различных категорий работников для системы спорта и принимая участие в разработке, дальнейшем осуществлении и оценке политики и реформ в области культуры, оно призвано содействовать достижению цели образования для всех и повышению качества и эффективности образовательного процесса в различных аспектах туристско-познавательной и спортивно-оздоровительной деятельности. г) Взаимодействие с обществом. Конструктивное взаимодействие между основными силами общества и системой туристского образования, не ущемляющее ее предназначения и институциональной автономии, становится все более необходимым для выполнения ею своих задач. Для этого нужно, чтобы система туристского образования учитывала потребности и чаяния туризма и различных его видов, а также долговременные тенденции. Особенно важное значение имеет взаимодействие между системой туристского образования и государством, парламентом и правительством, производственным сектором и средствами массовой информации. Все они в силу этого несут ответственность за состояние системы туристского образования, ее развитие, обновление и совершенствование. Для туристского образования отношения с государством и конструктивное партнерство с ним имеют решающее значение. На государстве лежат следующие функции: -проводить туристскую политику, принимать и претворять в жизнь законодательство, создающее наиболее благоприятные условия для функционирования и развития туристского образования -уважать и гарантировать автономию туристских учебных заведений и академические свободы -содействовать введению процедур, помогающих этим заведениям отчитываться перед туристским обществом за свою деятельность и использование предоставленных им ресурсов -нейтрализовать крайности узко экономического подхода к вопросам туризма. . Поэтому необходимо приобрести настоящих партнеров из числа государственных и частных учреждений. ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ ТУРИСТСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ. а) Важность туристского образования для туриндустрии. Никогда еще рост туристского образования, в целом и в частности, не был так необходим обществу для его нормального функционирования и экономического, общественного, культурного, духовного и политического процветания, как в настоящее время. .На пороге нового века туристское образование должно учитывать в своей учебной деятельности, научных исследованиях и разработках результаты воздействия и последствия процессов глобализации (коммуникации и, пока еще лишь частично, торговли) и интернационализации жизни общества, развития информационных технологий, стремительного изменения структуры потребностей в области занятости и постоянного увеличения спроса на высоко квалифицирован- ные кадры. Туристское образование само по себе является жизненно важной функцией, ключевым сектором, и условием существования туристского общества. Без него нет туризма. Оно обеспечивает преемственность в туризме, передает знания, ноу-хау и выработанные нормы, а также опыт, накопленный за всю историю существования туризма. Оно развивает потенциал, который позволяет туристскому обществу двигаться вперед, прогрессировать, обновляться, меняться, в том числе в области экономики туризма. Следовало бы задуматься о последствиях, которые вынуждена будет испытать современная экономика с высоким уровнем развития техники, передовых технологий, нуждающаяся в открытиях и изобретениях, которые, в свою очередь, невозможны без постоянной подпитки новыми успехами в области научных исследований и высоко квалифицированными кадрами в различных областях новаторской деятельности, потребность в которых непрерывно растет, которые должны не только поддерживать свои знания на современном уровне, но двигаться вперед, расти над собой и самосовершенствоваться. По последним данным, численность студентов, обучившихся в туристских вузах, во всех странах мира за последние 40 лет совокупно увеличилась в 6 раз. Проблема кадров за рубежом решается следующим образом: Преуспевающий рынок туризма создает для себя интенсивный приток кадров. В ряде стран, во Франции, например, в туристском бизнесе и обслуживании занято больше специалистов, чем в медицине. Мировой туризм - крупнейший работодатель. Таким должен быть туризм в России и на Дальнем Востоке, в частности. Это - лучший ориентир для профессиональных учебных заведений. б) Требования к процессу обучения. Ответственность за обучение лежит внутри учебного заведения на всех: преподавателях, исследователях, администрации, студентах. Положение преподавателя туристской школы и положение студента нужно заслужить. Любое общество, которому небезразлично его будущее, должно придавать первостепенное значение всему, что касается студентов, их образованию, духовному миру, устремлениям и потребностям, ценностям, которыми они руководствуются, условиям их жизни и труда. В стремительно и глубоко меняющемся мире, развитие у студентов в процессе учебы таких качеств, как способность анализировать сложные ситуации, умение мыслить творчески, инициативность, дух предпринимательства и чувство ответственности при широкой общей культуре, прочных знаниях по основным предметам в туристской сфере и максимально многопрофильной квалификации, позволяющей повысить их "возможности трудоустройства", а также формирование у них активной гражданской позиции и чувства туристской солидарности, необходимы для того, чтобы помочь им обрести самостоятельность и взять свою судьбу в собственные руки, чтобы успешно трудиться, во имя лучшего будущего туризма. Чтобы это стало возможно, важно поощрять студентов играть более активную роль в стенах туристских учебных заведений, важно, чтобы эта роль признавалась за ними их организациями, чтобы они могли принимать участие в выработке политики курса и в принятии решений, касающихся высшей туристской школы, в разработке учебных программ. Все, что касается жизни студентов, касается и преподавателей и наоборот. Академическая квалификация преподавателей, их педагогическая компетентность, условия их труда и жизни, их человеческие и моральные качества, их общая культура решающим образом сказываются на результатах процесса обучения, на общей и специальной подготовке студентов. Преподаватель - ключевая фигура высшей туристской школы в целом. Вместе со студентами преподавательский состав должен искать новые пути и возможности их полной самореализации в стенах вуза. Для этого необходимо: -самостоятельная разработка и практическое освоение в качестве менеджеров, новых туристских маршрутов, -подключение к полевым экспедициям, -вовлечение студентов в научную и исследовательскую работу -вовлечение в воспитательные мероприятия -обязательная стажировка студентов за рубежом в течение полугода и более -практика па предприятиях турбизнеса. О некоторых из этих требований хочется сказать более подробно. а) Практика. Обучение в туристском вузе предполагает обязательную практику студентов на предприятиях туриндустрии: в гостиницах, в ресторанах, барах и кафе, в туристических фирмах, в музеях, для обучения экскурсионной деятельности и т. д. Наша ассоциация в течение последних 4 лет также приглашает студентов на практику из Академии экономики и права, Академии физической культуры, Технического университета, педагогического колледжа. Во время практики студенты получают навыки практической работы на туристских предприятиях в области въездного и выездного туризма, навыки общения с российскими и иностранными туристами, получают языковую практику, изучают делопроизводство и юриспруденцию, приобретают практический опыт работы на оргтехнике и т.д. Студенты считают, что практика на предприятиях турбизнеса должна быть не менее 1 месяца, а лучше – более месяца, иначе она бессмысленна, т.к. за 2 недели толком ничего не поймешь и не изучишь. Примером в этом отношении может послужить опыт РМАТ (Российской Международной Академии Туризма). В этом вузе, имеющем 72 филиала в 43 субъектах Российской Федерации, постоянно увеличивается количество часов, отведенных на практику студентов. На ноябрьской конференции 2002 г. ректор академии В.А. Квартальнов отметил, что с 2003 года количество часов, отведенных на практику, составит 50 % от всего объема обучения. Более того, студентам при условии хорошей успеваемости, разрешается работать на предприятиях туристского бизнеса уже со 2-3 курса, т.е. учиться и работать. В результате этого, к моменту окончания вуза, студенты имеют не только навыки практической деятельности, но и опыт работы с записью в трудовых книжках, что является важным фактором в дальнейшем трудоустройстве. Фирмы и предприятия часто берут таких студентов к себе на работу. Более того, РМАТ - это вуз-фирма с огромной сетью туристических фирм, работающих на вуз и трудоустраивающих его выпускников. Так решается проблема трудоустройства в этом вузе, т.к. он идет в ногу со временем и не боится новшеств. В результате этого 100% выпускников РМАТ трудоустроены. Совершенно иная ситуация складывается в Хабаровске. Лишь единицам выпускников вузов, а их у нас 3, везет с устройством на работу после получения диплома, причем на хорошо оплачиваемую работу. Проблема трудоустройства выпускников наших вузов не исследуется вообще, не прорабатывается и не решается. А это является негативным моментом для туристского образования в Хабаровске, т.к. мы не знаем, пользуются ли выпускники этих вузов спросом или нет, какое количество их востребовано, какое - нет, стоит ли готовить специалистов такого профиля, а не какого ли другого дальше, не стоит ли открыть другие факультеты и т. д. б) Стажировки. Не буду говорить о важности стажировок для будущих специалистов. На Дальнем Востоке стажировки за рубежом практикуются только в ДВГУ. Студентам, прошедшим стажировки за рубежом, легко устроиться на работу и это бесспорно. Ни один вуз Хабаровска не отправляет студентов на стажировки за рубеж. И это является большим минусом в системе образования города. Между тем этот вопрос можно решить. Сейчас наша ассоциация работает над программами стажировок в страны АТР, в частности в Японию и Китай, т. к. мы понимаем, что стажировки принесут большую пользу нашему региону. Решение этого вопроса поможет повысить уровень обслуживания иностранных гостей на предприятиях туристской отрасли Дальнего Востока, увеличить поток туристов и стабилизировать его, создать надежный контакт с этими государствами. Почему у нас слабый поток туристов из-за рубежа? Потому, что уровень обслуживания у нас очень низкий, а цены астрономические и это отмечают все иностранные туристы, не говоря уже о российских. Мы должны достичь такого уровня обслуживания, который принят за рубежом. Стажировки за рубежом являются одним из путей решения этой проблемы. Это даст новый толчок развитию туризма в нашем регионе. в) Специалисты Теперь хочется отметить, каких специалистов готовят вузы нашего города. Это специалисты по сервису и туризму, менеджеры по гостиничному сервису и экономисты-менеджеры по специальности «Экономика и управление предприятиями туризма и гостиничного хозяйства». Но туристский рынок нуждается в большом количестве специалистов других направлений для таких видов деятельности, как: ресторанное обслуживание, административный менеджмент, туроперейтинг (туроператорская и турагентская деятельность), экскурсионное дело, деловой и конгрессный туризм, экологический туризм, оптовая и розничная торговля в туризме, туристский маркетинг, телекоммуникационные системы, экономика туризма, бухгалтерский учет и статистика туризма, туристско-спортивный оперейтинг и т.д. Для этого в вузах края необходимо открывать новые факультеты, такие, как: «Маркетинг», «Управление персоналом», «Теория и практика межкультурной коммуникации», «Менеджмент иностранного туризма», «Экологический туризм», «Менеджмент анимации» и другие, что позволит готовить не только менеджеров, но и маркетологов, лингвистов, педагогов профессионального обучения для сферы туризма и т. д. Во время обучения студентам нужно дать возможность освоить массовые и новые рабочие профессии сферы туризма: агент, референт, оператор систем бронирования, рекламный агент, юрисконсульт, работник правовой кадровой службы, инструктор по безопасности туризма, аниматор, экскурсовод, гид-экскурсовод со знанием английского языка, туроператор-эколог, официант, бармен, горничная, портье, повар-кондитер, гид-проводник и многие другие. Полученные дополнительные квалификации позволят студентам успешно пройти практику и стажировку за рубежом в сфере гостиничного, ресторанного и туристского бизнеса, сформировать рабочие места для трудоустройства выпускников вузов. Для этого нужно организовать в вузах курсы или вечерние школы, где будут обучаться студенты 1-3 курсов, чтобы к моменту прохождения практики и стажировки на 4 курсе получить свидетельство об окончании этих курсов. Эти профессии также помогут студентам оплачивать свою учебу. Какой вуз готов к тому, чтобы открыть новые факультеты, обучить преподавателей в Москве и других городах и готовить специалистов по выше названным мною специальностям? Может быть, уже назрела необходимость открыть в Хабаровске специализированный туристский вуз или академию? г) Непрерывность образования. Для сферы туризма исключительно актуально непрерывное образование, т.е. образование на протяжении всей жизни. В перспективе обучения на протяжении всей жизни придется коренным образом пересмотреть взаимосвязь высшего образования со средним. Доступ к любой форме высшего образования должен оставаться открытым для всех, кто успешно заканчивает среднее и эквивалентное ему образование или отвечает вступительным требованиям в любом возрасте. Иначе говоря, императив 21 века таков, что вузы следует рассматривать в качестве составной части всей системы образования и воспитания - с дошкольного и начального и далее на протяжении жизни человека. Это значит, что вуз в своих стенах призван работать в тесном сотрудничестве с родителями, школами, учащимися, социально-экономическими группами и т.д. Поэтому начинать туристское образование следует начинать еще со школы. Но это не будет означать, что после средней школы все поголовно станут сразу переходить в туристские вузы. Полученные знания проявят себя в разнообразных, в том числе неведомых нам пока, формах в разные моменты жизни человека. Будут разными и цели обучения, и пути доступа к нему, и продолжительность, а подготовка в рамках учебных заведений станет чередоваться с самообучением. Перемены, которые следует произвести в системе туристского образования, чтобы оно полностью вписалось в глобальный проект непрерывного образования, требуют изменений в других ступенях и формах образования и, прежде всего, в среднем образовании.. Эта ситуация быстро меняется, дело идет к созданию возможности для всех получить туристское образование на различных этапах жизни, а не только сразу после окончания средней школы. Она позволяет и делает необходимым обеспечить молодежи подготовку, которая открывает перед ней возможность после окончания средней школы свободно выбирать между дальнейшим продолжением учебы и включением в трудовую жизнь. Это предполагает для среднего образования двоякую цель - готовить школьников к вступлению в трудовую жизнь и одновременно готовить их к поступлению в школу туризма. Опять обратимся к опыту РМАТ. Вот уже на протяжении 10 лет, с момента открытия, этот вуз в школах тех городов, где открыты его филиалы, ведет обучение старшеклассников в профильных классах по программам первого курса академии «Введение в менеджмент». Обучение рассчитано на 2-4 года и начинается с 8 или 10 класса. Это дает возможность учащимся определиться в выборе профессии получить профессию экскурсовода, помощника менеджера, агента, секретаря и т.д. По окончании выпускники курсов на льготных условиях поступают в вуз сразу на 2 курс. По итогам ежегодной конференции Академии 2002 года в сентябре приступили к занятиям более 7 тысяч учащихся профильных классов во всех филиалах и в Москве. Нам тоже необходимо ввести в практику профильные классы в школах города. Это поможет учащимся правильно выбрать профессию, чтобы в турбизнесе не было случайных людей. Образовательное некоммерческое партнерство «Межрегиотур», являющееся дочерним предприятием МАНТ ДВ, приступило в 2003 году к обучению старшеклассников в профильных классах в трех округах города: северном, центральном и железнодорожном по программе «Введение в менеджмент». Это поможет учащимся лучше понять, что это за профессия - менеджер туризма и какими знаниями, умениями и навыками ему нужно обладать, чтобы сделать карьеру в турбизнесе. То есть мы сейчас пытаемся приблизиться к решению проблемы профильного образования в Хабаровске. д) Дополнительное образование. Необходимость обеспечения и совершенствования общей и профессиональной подготовки и профессиональной переподготовки дает о себе знать все настойчивее, поэтому перед туристским образованием стоит задача шире распахнуть перед ними дверь и сделать их своей неотъемлемой частью. Примером в этом аспекте может служить МАНТ ДВ. Наша Ассоциация при поддержке и на средства Всемирного Фонда Дикой Природы разработала программу и с 2001 года проводит обучение гидов-проводников для экологического и приключенческого туризма. Почему именно для экологического? Экологический туризм по оценкам специалистов достигает 10-20% от всего рынка мирового туризма и испытывает бурное развитие. Это обусловлено ухудшением экологического состояния значительных территорий, желанием людей посетить мало измененные человеком районы, возрастанием интереса к природе и.т.д. В России и на Дальнем Востоке экологический туризм получил развитие в последние годы и делает по существу только первые шаги. Хабаровский и Приморский края, Сахалинская область и другие территории Дальнего Востока обладают огромными экотуристическими ресурсами. .Однако существует ряд причин, из-за которых эти ресурсы недостаточно используются. Во-первых, это слабое знание туристического потенциала региона. Во-вторых, относительно невысокий уровень его экономического развития, в том числе отраслей, связанных с обслуживанием туристических групп (транспорт, гостиницы и т.д.) Существует несколько видов экотуризма: этно-географический, историко-краеведческий, этно-экологический, ландшафтно-экологический, эколого-ботанический, зооэклогический. К сожалению квалифицированных специалистов в области экотуризма, в том числе гидов-проводников, в регионе очень мало. Для этого есть ряд причин: - экотуризм только начинает развиваться в цивилизованной форме, как в США, Канаде, Австралии и т.д.. - недоступность для широкого круга специалистов, работающих в области туристического бизнеса имеющейся научной информации о природе, ее особенностях и развитии. Попыткой в преодолении этих проблем могут служить методические рекомендации, разработанные МАНТ-ДВ совместно с Институтом водных и экологических проблем ДВО РАН, но это лишь малая часть того, что нужно сделать для развития экотуризма на Дальнем Востоке. Нужно продолжать работу по исследованию возможностей экотуризма на Дальнем Востоке совместно с другими ВУЗами, объединить усилия по созданию учебников и программ для подготовки кадров, работающих в области экотуризма или, хотя бы, организовать курсы подготовки специалистов экотуризма, тем более, что сейчас во многих районах края вводятся должности специалистов по туризму и экологии. Нужны также специалисты в области статистики и рекламы. В разработке программы и проведении обучения приняли участие ведущие специалисты Ассоциации МАНТ-ДВ, Регионального центра медицины катастроф, Дальневосточного регионального центра по делам ГО и ЧС, Института водных и экологических проблем ДВО РАН, Дальневосточной государственной академии физической культуры, Дальневосточного техникума геодезии и картографии. Десять слушателей из Владивостока, Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре и Магадана получили знания, умения и навыки, необходимые: - для обеспечения безопасности проведения экологических туров; - для работы с группой в условиях природной среды на маршрутах различной категории сложности с учетом возрастных, физических и других особенностей путешественников; - для подготовки человека к выживанию в условиях природной среды. Учебно-тематическим планом программы, на основе лучшего зарубежного и небольшого отечественного опыта, предусмотрено обучение по четырем основным направлениям: - Медицинская подготовка. Последовательность в отработке тем программы, обеспечивает непрерывное наращивание знаний и навыков. Основной задачей является обучение гидов – проводников основным приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим; - Топографическая подготовка – дает профессиональные знания о видах карт и планов, видах масштабов, о способах ориентирования, об условных знаках изображенных на картах и планах; - Природный - один из основных блоков. Слушатели получат значительный объем знаний об особенностях климата дальневосточного региона, о рельефе и гидрографии, растительном и животном мире, об основных природных комплексах; - Этнографический блок дает возможность познакомиться с культурой коренных народов дальневосточного региона, с их традициями и обрядами, знакомит слушателей с богатейшим археологическим, историческим и культурным наследием нашего края. По мере обучения, слушателям была предоставлена возможность закрепить полученные знания, во время полевой практики, которая проводилась в форме деловых игр и подразумевала широкий обмен опытом, как между слушателями-слушателями, так и между преподавателями-слушателями. Настоящий курс является базовым для разработки большой программы подготовки квалифицированных кадров по направлениям водного туризма, горно-пешеходного, туров в дикую природу и этно-исторического вида туризма. Послужит основой создания многолетней системы обучения гидов-проводников Планируется выделение основных видов экологического и приключенческого туризма, наиболее востребованных в дальневосточном регионе, введение обучения по определенной специализации и разделение обучения по уровням сложности, подготовленности слушателей. е) Программы обучения. Современные темпы развития туристического бизнеса требуют коренных изменений в туристском образовании. Поэтому должны измениться прежде всего программы обучения, которые слишком часто направлены на накопление знаний. Сегодня, когда объем знаний в сфере туризма утраивается каждые 5 лет, а объем знаний в области информатики удваивается каждые 5 месяцев, необходимо перенести центр тяжести с передачи знаний на процесс их создания. Необходимо, чтобы программы подготовки впредь определялись в зависимости от профиля требуемых знаний, а не в зависимости от знаний, которые предстоит передать и восстановить. Ученые утверждают, что демографические прогнозы дают основание предполагать, что население мира будет расти: оно увеличится с 5,5 миллиардов человек на сегодня до 14 миллиардов по состоянию на конец 21 века. И хотя средние темпы уменьшаются, народонаселение продолжает расти в развивающихся регионах, где усилия, направленные на сокращение рождаемости не увенчиваются успехом. Вывод- мир столкнется с необходимостью расширять сеть образовательных учреждений туристского профиля в странах мира. А это приведет к постоянному изменению концепций учебных программ и необходимости их соответствия современным условиям развития туризма. Какими же сейчас должны быть формулы обучения? «Меньше образования - больше обучения», т.е. ставится задача самообучения. 1. «Открытие/передача знаний», т. е. усиливается роль наставников. 2. «Интегрирование/использование знаний», т. е. совершенствование через практику и стажировку. ж) Законы рынка и туристское образование. Законы рынка и логику, конкурентной борьбы нельзя применять к туристскому образованию. Вполне разумно требовать, чтобы средства, предоставленные в его распоряжение, расходовались наиболее рациональным образом в соответствии с их призванием и назначением и шли на выполнение поставленных задач, а что касается собственно туристской школы, то она должна отчитываться за них перед обществом. Но их финансирование невозможно подчинить критериям рынка и конкурентоспособности, конкуренции между учебными заведениями либо между ними и коммерческими или другими предприятиями. Тем не менее, рыночная экономика - это та реальность, в которой мы живем и будем жить. Однако она не должна определять горизонты общества. Рынок-это средство. Но пользоваться им нужно в профессиональном отношении грамотно. Сейчас госзаказа на кадры для туризма нет. Поэтому возможно целесообразнее полностью отказаться от поддержки государства, при высоком уровне подготовки и гарантированном их трудоустройстве. С учетом выше сказанного, туристский вуз при всей широте его гуманитарных подходов должен быть вузом-фирмой. И в переносном смысле - как высокая марка, и в прямом предпринимательском значении. С решением проблем туристского образования связана одна из серьезнейших задач, стоящих перед туристским обществом на рубеже XXI века. Стоит задача подготовиться к достойному выполнению своей миссии в меняющемся мире, и удовлетворять нужды и потребности общества XXI века, где ведущую роль будут играть знания, информация и услуги. Что касается развития туризма в России, то наша страна очень отстает в развитии туризма, по сравнению с другими странами. В чем же это отставание? Доля туризма в России на июль 2001 года в составе внутреннего валового продукта составила менее 1%. За рубежом –15-20%, притом без бюджетных ассигнований. Источники: растущее самофинансирование, умение турбизнеса, для которого государствами созданы нормативно-правовые предпосылки, массово приспособиться к любому уровню платежеспособности граждан. Отсюда и крупные поступления от туризма в казну. Если у государства не будет цели на преодоление отставания в развитии туризма, одному образованию без помощи государства эту проблему не решить. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ. Научные исследования являются одной из важнейших миссий и одной из основных функций высшего туристского образования. В туристских учебных заведениях сосредоточена значительная часть - во многих районах основная часть - кадров, подготовленных для туристского труда. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы этот потенциал полностью использовался не только для преподавания и профессиональной подготовки, но и для ведения научных исследований в области точных, естественных, технических, социальных и гуманитарных наук с целью обеспечения научного прогресса, получения новых знаний, подъема и расцвета культуры, решения проблем, с которыми сталкивается общество, и устойчивого туристского развития. Прогнозирование является также важной задачей туристского образования. Для туристской школы речь идет о прогнозировании потребностей и требований, которые возникнут в будущем, а не о простом приспособлении к тем, что уже существуют. Для выполнения этой задачи туристская школа должна наращивать собственный потенциал прогнозирования. Прогнозирование и предвидение должны красной нитью проходить через преподавание, подготовку специалистов, научные исследования и управление туристским учебным заведением. Прогнозирование и предвидение призваны дать туристскому образованию возможность играть в обществе активную роль, в частности при решении новых социальных и экологических проблем, а также в области туристского образования в целом. Значение функции прогнозирования, которая признается за туристским образованием региональными конференциями и которая выходит за рамки системы образования, будет возрастать. Речь идет о серьезнейшей задаче, которую эти учебные заведения, прежде всего университеты, имеющие более многопрофильный состав, чем любые другие учреждения, должны решить, чтобы подтвердить свою роль первопроходцев, устремленных в будущее. ПРОБЛЕМЫ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА. В начале своего доклада, я обратилась к истории зарождения туризма в России, когда главной функцией туризма было оздоровление основных его потребителей- детей, учащихся, трудящихся, пенсионеров. Какова же ситуация сейчас? Статистика показывает, что путешествовать по просторам России в 1991 году смогли себе позволить 350 миллионов жителей нашей страны. В 2001 году - чуть более 15 миллионов (уменьшение в 23 раза). В то время как, благодаря предприимчивости зарубежных работников туристических фирм туризм стал там общедоступным, нормой жизни для иностранцев. Поступления от туризма в 1991 г.-16,3 млрд. долларов, в 2001 г. –1, 3. млрд. Ввоз туристского капитала в 1991 г составил –15-16 млрд. долларов, в 2001 году-1,5 млрд. долларов. Зарубежный туроперейтинг охватил туристскую деятельность на 85% и диктует нам рынки спроса и предложения. Из 15 тысяч туроператоров и турагентов только 37 % лицензированы на краткий срок. Сегодня существуют различные модели туризма – индустриальный в США, малого и среднего турбизнеса – во Франции, туристского менеджмента – в Великобритании, лингвострановедческого – на Мальте, выездного туризма – в России. Российская модель учитывает западные модели. Это неправильно. По итогам ежегодной конференции в Хабаровске в прошлом году выездной туризм составил 65%, въездной-29%, внутренний 6%. Количество турфирм уже более 100, но мало какие из них занимаются внутренним и въездным туризмом. Не разрабатываются новые маршруты, а используются уже устаревшие. Это все ведет к тому, что нам нечем привлечь иностранных туристов, а у жителей Хабаровска такие маршруты не пользуются спросом из-за дороговизны и небольшого выбора. Сейчас благосостояние населения по сравнению с 1998 годом улучшилось и хабаровчане уже могут позволить себе съездить куда-либо недалеко. Но выбор не велик: Центр реабилитации диких животных, Сикачи-Алян, Хехцир, заимка Плюснина, где все по асторономическим ценам, недавно открывшийся зоосад на Воронеже и все. Качество предоставляемых услуг оставляет желать лучшего, т.к. нет профессионалов своего дела, высоко квалифицированных кадров, способных разработать интересные маршруты и организовать качественный сервис, чтобы туристам запомнилась та или иная экскурсия или поездка на тот или иной объект. Где взять эти кадры? Опять мы сталкиваемся с проблемой кадров, с проблемой образования. Но нет рекламы даже этих немногочисленных объектов, нет ее и за рубежом, чтобы привлекать на Дальний Восток туристов. Зато везде реклама туров за рубеж. И становится обидно за Дальний Восток. Неужели у нас совсем нечего посмотреть? Если взрослым самим нет дела до того края, где они живут, то что же ждет их детей? Кто будет воспитывать у детей чувство гордости за свой край и бережное к нему отношение? Или мы озабочены лишь проблемой сиюминутного обогащения? Но в любом случае мы все равно проигрываем. Иностранные турфирмы ищут тех партнеров, которые могут продать подешевле турпродукт, чтобы получить для себя выгоду. Почувствовав возможность легкой наживы некоторые наши фирмы идут на это, нанося ущерб природе Дальнего Востока, т.к. организуют все неграмотно и некачественно и, не осознавая, что иностранцы на нас просто наживаются. Поэтому полем деятельности туристского образования должен стать социальный туризм (внутренний) и его составные элементы: культурно-познавательный, спортивно-оздоровительный, экскурсионный, самодеятельный, экологический, этнический и т.д. Внутренний туризм требует активного учета местных условий, в отличие от западного и Российского выездного туризма. РМАТ представила Госдуме проект федерального закона «О социальном туризме». Законопроект прошел все стадии рассмотрения, включая парламентские слушания. Остается рассмотрение непосредственно в палате и принятие. Это создаст предпосылки к тому, чтобы ключевая в туризме фигура - туроператор вернулся на внутренний рынок, т.е. произошел большой кадровый переворот. Будем надеяться на быстрое принятие этого закона. Конечно, нужно искать пути пересечения обеих видов туризма, но все больше уделять внимание на региональном уровне местным условиям, экспедициям, рекреационным ресурсам. Помочь решению этого вопроса сможет ассоциация. В одиночку турфирмам этот вопрос не решить. Ассоциация поможет уменьшить затраты на рекламу за рубежом, продвигать интересные маршруты и туры и проекты, правильно распределять поток иностранных туристов, чтобы турфирмы не переманивали их другу друга, нанося вред всему региону. Это также поможет совместными усилиями создавать программы развития туризма на Дальнем Востоке, организовать практику работников турфирм и студентов за рубежом и т. д. Сейчас весь мир объединяется в различные организации, объединения и ассоциации, т.к. одному в этом сложном мире сейчас не выжить, но к сожалению не все турфирмы еще это осознают. Наша ассоциация существует вот уже 5 лет. Конечно сделано было немало, но еще очень многое предстоит сделать, чтобы дать новый скачок развитию турбизнеса на Дальнем Востоке. Итак, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что туристское образование не может ограничиться лишь подготовкой специалистов, оно должно также воспитывать гражданское сознание, тесно связанное как с конкретными условиями туристического рынка, так и с осознанием себя как части туристского общества. Нужно вывести туристское образование на «спрос и предложение», чтобы оно было гибким и шло в ногу со временем. |