Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

1.        ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ КОЖЕВЕННО-ОБУВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.. 4

1.1. Сущность и содержание понятий «качество» и «управление качеством». 4

1.2. Построение системы качества на предприятии. 12

1.2. Показатели качества и дефекты обуви. 15

2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ЗАО СОК «ВЕСТФАЛИКА». 19

2.1. Краткая характеристика предприятия. 19

2.2. Показатели качества продукции ЗАО «Вестфалика». 26

2.3. Управления качеством технологического процесса производства обуви в ЗАО «Вестфалика». 27

2.2.1. Качество материалов и комплектующих изделий. 35

2.2.2. Качество оборудования. 36

2.2.3. Квалификация персонала. 36

2.2.4. Система контроля качества. 38

2.3. Обеспечение качественных условий труда работающих. 38

2.4. Использование коммуникационных технологий для обеспечения качества продукции ЗАО «Вестфалика». 40

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ЗАО «ВЕСТФАЛИКА». 43

Заключение. 47

Библиографический список. 49

ВВЕДЕНИЕ

В условиях современного бизнеса конкурентоспособность любого предприятия, вне зависимости от его размеров, зависит в первую очередь от качества его продукции и соизмеримости ее цены с предлагаемым качеством. Еще совсем недавно говорили о маркетинговой концепции управления бизнесом, однако сегодня наиболее современной считается концепция Всеобщего управления качеством, главным принципом которой остается стратегическая ориентация на потребителя. Качество – это совокупность свойств, признаков продукции, товаров, услуг, работ, труда, обусловливающих способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению к предъявляемым требованиям. Качество продукции охватывает не только потребительские, но и технологические свойства, конструкторско-художественные особенности, надежность и т.п.

Высокое качество продукции, удовлетворяющее ожиданиям потребителя, является важным фактором принятия решений в пользу покупки товаров или услуг именно этой фирмы. Если фирма способна внедрить современные технологии управления качеством быстрее, чем конкуренты, у нее появится реальный шанс оставить их позади. Таким образом, одной из приоритетных задач российских производителей является повышение качества выпускаемого продукта[1].

Целью настоящей работы является рассмотрение процесса управления качеством на предприятии. Объектом исследования в настоящей работе является ЗАО СОК «Вестфалика» - один из крупнейших производителей обуви в России. В работе поставлены следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты управления качеством на кожевенно-обувном предприятии; проанализировать процесс управления качеством ЗАО «Вестфалика»; разработать рекомендации по совершенствованию процесса управления качеством в организации.

1.     ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ КОЖЕВЕННО-ОБУВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

1.1. Сущность и содержание понятий «качество» и «управление качеством»

Управление качеством — настоятельное требование времени, так как эти знания жизненно необходимы в условиях рыночной экономики, подразумевающей наличие острой конкуренции между производителями товаров и услуг.

Качественный подход к стратегии предприятия должен основываться на том, что качество является одновременно и самым эффективным средством удовлетворения потребностей, и средством снижения издержек.

Качество — понятие субъективное. Существует множество трактовок и терминологических подходов к его определению. В быту понятие «качество» часто используется для обозначения соответствия продукции или услуг определенным требованиям. В современном менеджменте в понятие «качество» должны быть включены истинные запросы потребителя — текущие и перспективные. При этом нужно понимать, что одно из наиболее распространенных определений качества как «удовлетворение потребностей покупателя» не ограничивается функциональными характеристиками продукта или услуги.

Российская Академия проблем качества сформулировала концептуальное определение качества, в соответствии с которым качество является одной из основополагающих категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества. Такая формулировка четко определяет значимость деятельности по совершенствованию качества, но является слишком емкой и не дает представления о сути самого понятия «качество»[2].

В среде специалистов по проблемам качества существует большое число определений этой категории. Еще в 1968 г. было выявлено более 100 различных трактовок, и с тех пор их число не уменьшилось. Это разнообразие в первую очередь связано с многоаспектностью категории качества. Так, например, качество в философском смысле, представляет собой «непосредственную характеристику непосредственного бытия», в политэкономическом — «результат взаимодействия потребительной стоимости и стоимости».

Один из патриархов теории управления качеством, Ф. Кроссби, определил качество как «соответствие требованиям», а его коллега Дж. Дуран — как «соответствие назначению». Дж. Харрингтон определяет качество как «удовлетворение или превышение требований потребителя по приемлемой для него цене».

Большинство трактовок было обобщено Международной организацией по стандартизации (ISO), определяющей качество, как «совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности».

Качество зависит от степени удовлетворения совокупности потребностей. Совокупность состоит из ряда элементов. Эти элементы называются составляющими качества[3].

Основными составляющими качества, на которые производитель должен обращать внимание являются: 1.Определение потребностей рынка (качество выбора Вашего потребителя), 2.Качество проектирования продукта, 3.Качество процесса производства, 4.Соответствие качества конечной продукции проекту, 5.Качество послепродажного обслуживания

Вложение средств в обеспечение перечисленных составляющих качества, гарантирующих получение продукта с ожидаемой потребителем ценностью, рассматривается в стратегии управления качеством как один из видов инвестиций. Причем эти инвестиции, по единодушному мнению руководителей компаний, внедряющих в свою деятельность элементы управления качеством, в настоящее время являются наиболее выгодными.

Помимо вышеперечисленных составляющих качества для правильного понимания проблем качества необходимо учитывать следующие положения:

- качество должно быть ориентировано на потребителя;

- обеспечение качества — не только техническая функция, реализуемая каким-то одним подразделением, а систематический процесс, пронизывающий всю организационную структуру компании;

- вопросы качества актуальны не только в рамках производственного процесса, но и в сфере разработки продукции, маркетинга, послепродажного обслуживания и т.п.;

- повышение качества продукции неразрывно связано с обновлением технологии;

- общее повышение качества достигается только с помощью экономически заинтересованного участия всех, кто задействован в создании продукции или услуги[4].

Способность изделия удовлетворять потребности потребителей можно назвать характеристиками качества. Характеристики могут быть различными. Они могут выражать конкретные и абстрактные желания и потребности. Например: размер салона автомобиля и комфортабельность салона. Комфорт для каждого представляет индивидуальную ценность, поэтому представления каждого о комфортабельности будет сильно отличаться. Характеристики или свойства качества, в свою очередь, можно разделить на количественные и качественные. Количественным измерением свойств занимается квалиметрия, качественные же характеристики — это продукт взаимного сотрудничества производителя товаров или услуг и потребителя.

Качество продукта представляет собой его свойство (способность) удовлетворить потребности и ожидания потребителя. Таким образом, в одном из аспектов качество — это совокупность свойств. Свойствами может обладать любой предмет или явление, которое мы можем встретить в жизни. Поэтому, применительно к термину «качество», Международная Организация Стандартизации (ISO) дает более широкое понятие — объект качества[5].

Успех компании в конкурентной борьбе за потребителя зависит от того, насколько точно и быстро она сможет привести свои объекты качества в соответствие со следующими требованиями:

1. Обеспечение качества целей.

Требование качества целей означает умение делать «правильные вещи», т.е. ставить перед собой ясные и четкие задачи и максимизировать ценность продукта для потребителя или пользователя.

Требование делать правильные вещи предусматривает также оптимальное планирование финансовых средств и ресурсов производителя, обеспечивающее минимальную стоимость продукта для потребителя и производителя при максимальном учете требований потребителя.

Качество целей, в свою очередь, определяется качеством планирования и качеством разработки продукта.

Качество планирования оценивается максимизацией ценности продукта для потребителя, т.е. насколько полно будут учтены ожидания потребителя в создаваемом продукте. Качество планирования зависит от поступающей информации о рынке и потребителе. Исследование рынка и анализ конкурентов являются важными инструментами в этом случае. Насколько качественно будет выполнено планирование, настолько меньше будут издержки производителя.

Качество разработки (проектирования) будет тем выше, чем меньше корректировок будет претерпевать продукт на стадии проектирования и в результате последующего сравнения ценностей реального продукта и ожиданий потребителя. В результате проектирования должен быть разработан не только проект продукта с ожидаемой ценностью, но и вся необходимая конструкторско-технологическая и нормативная документация для его производства.

2. Обеспечение качества исполнения.

Требование качества исполнения означает умение делать вещи правильно с первого раза, обеспечивая минимизацию затрат для компании и потребителей.

Качество процесса производства в огромной степени определяется качеством этапа разработки продукта. Когда производство в соответствии с разработанным проектом запущено, реальные усилия должны быть направлены на улучшение качества и эффективности процесса производства. На этом этапе Статистический Контроль Производства (Statistical Process Control — SPC) является важнейшим инструментом, позволяющим выявить источники изменчивости процесса и отслеживать его таким образом, чтобы новые источники изменчивости не появлялись.

3. Обеспечение качества эксплуатации.

После того как продукт поступил к потребителю, важно проанализировать весь реальный процесс от момента поступления заказа на продукт до момента его изготовления. В современной конкурентной борьбе за потребителя выигрывает тот производитель, у которого протяженность времени обработки запроса потребителя в реальный продукт минимальна при максимальной ценности его продукта для потребителя.

На ранних этапах развития управления качеством качество эксплуатации включало, как правило, только качество эксплуатации продукта потребителем в соответствии с требованиями и инструкциями производителя по эксплуатации данного продукта.

В настоящее время управление качеством требует помимо этого внимания со стороны производителя к качеству послепродажного обслуживания и качеству информации о мнении потребителя относительно ценности продукта в процессе его эксплуатации.

Наличие послепродажного обслуживания является решающим для потребителя при решении вопроса о приобретении продукта, а, следовательно, одной из важнейших составляющих ожидаемой ценности продукта.

Обеспечение качества информации, прежде всего, подразумевает достоверность информации о мнении потребителя относительно ценности продукта или услуги, получаемой Вашей компанией в результате опросов потребителей. Эта информация позволяет компании целенаправленно проводить работу по непрерывному улучшению качества выпускаемой продукции или предлагаемых услуг.

4. Обеспечение качество утилизации и переработки продукта после использования.

В настоящее время данная проблема является не только экономическим вопросом, но и проблемой окружающей среды (экологии). Этот вопрос связан с будущим нашего поколения. Поэтому требования качества продукта с экологической точки зрения включают также качество его утилизации.

Один из основополагающих принципов управления качеством — ориентация на потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя, соответствующим образом обеспеченная организационно, методически и технически, жизненно необходима каждой организации и каждому предприятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка. Политика в области качества должна обязывать каждого работника обеспечивать потребителя конкурентоспособными качественными изделиями или услугами[6].

Удовлетворенность качеством предлагаемой продукции или услуг будет зависеть от того, в какой степени, по мнению потребителя, они соответствуют своему назначению. При этом к каждому конкретному виду продукции или услуг потребитель будет предъявлять свои специфические требования (надежность, безопасность, удобство, функциональность и др.). Требования потребителя к качеству продукта в общем виде можно определить как выражение определенных потребностей, которые участвуют в формировании отношений пригодности продукта для целей потребителя.

Очевидно, что критерии оценки качества продуктов и услуг с точки зрения потребителя будут разными. Кроме того, критерии оценки качества продукции или услуг будут иметь различные количественные и качественные характеристики. Для обеспечения контроля и управления качеством производителю желательно иметь количественные характеристики, хотя это не всегда возможно. Но при возможности необходимо переводить выдвигаемые потребителем требования в виде качественных характеристик в их количественные аналоги.

Основными параметрами качества для изделий являются: функциональные характеристики — соответствие изделия назначению; надежность — количество ремонтопригодных отказов за срок службы; долговечность (срок службы) — показатель, связанный с надежностью; бездефектность — количество обнаруженных потребителем дефектов.

Помимо этого для современных изделий появился ряд новых параметров качества, количественная оценка которых не всегда очевидна, как в случае приведенных выше параметров качества. К таким параметрам качества изделия относятся: безопасность; эстетические свойства (дизайн); экологичность; наличие дополнительных услуг — дореализационное и послереализационное обслуживание.

Наличие и количество дополнительных услуг зависят от сложности изделия (сравните, например, логарифмическую линейку и компьютер) и являются, с точки зрения потребителя, одной из важнейших характеристик товара при решении вопроса о приобретении сложного с технической точки зрения изделия.

Реальную оценку продукта потребитель продемонстрирует, купив или не купив продукт за предлагаемую ему цену. Безусловно, на его решение помимо качества исполнения самого продукта могут оказывать влияние следующие факторы:

·                   уверенность потребителя (пользователя) в поставщике продукта

·                   доверие потребителя к качеству продукта на основании информации (рекламы) производителя

·                   информация, получаемая от других потребителей этого (или подобного) продукта

·                   опыт использования подобного продукта, имеющийся у потребителя

Потребитель, учитывая ценность предлагаемого ему продукта, примет окончательное решение о его приобретении с учетом того, насколько реальная стоимость этого продукта соответствует предполагаемым им затратам на его приобретение и последующую эксплуатацию (стоимость эксплуатации и возможного ремонта). Точки зрения производителя и потребителя на стоимость продукта отличаются. Чем меньше расхождение во мнениях потребителя и производителя, тем успешнее функционирует организация.

Если говорить о качестве продукта как о его свойстве, то оно закладывается в продукт в процессе его разработки и производства, а оценивается при эксплуатации, т.е. когда продукт уже готов и попадает в руки потребителя. Поэтому качество продукта можно и нужно планировать при разработке как самого продукта, так и процесса его изготовления.

Любая потребность может быть выражена через ряд требований потребителя к продукции. Эти требования должны быть систематизированы в ходе исследования рынка, а затем выражены (количественно или качественно) таким образом, чтобы их можно было воплотить в создаваемом продукте.

Начальный этап создания продукта с заданными потребителем требованиями соответствует в производстве разработке конструкторской документации. После него производитель в процессе изготовления старается воспроизвести продукт с запланированными значениями параметров качества, которые называются показателями качества. Например, параметром качества продукта может быть его масса, а показателем качества в этом случае будет конкретное значение этой массы[7].

Таким образом, производитель может обеспечить соответствие качества своей продукции требованиям потребителя, обеспечивая постоянный контроль заданных показателей качества. Контроль качества осуществляется путем сравнения запланированного показателя качества с действительным его значением, а если качество можно контролировать, то, следовательно, им можно и управлять.

1.2. Построение системы качества на предприятии

Основным назначением Руководства по качеству является общее описание системы качества и составляющих ее подсистем (планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества). Руководство по качеству выполняет функцию постоянного справочного материала при внедрении системы качества, поддержании ее в рабочем состоянии и совершенствовании. При сертификации системы качества аудиторы в первую очередь знакомятся с Руководством по качеству. Если оно отсутствует, то дальнейшие работы по сертификации прекращаются.

На крупных предприятиях может существовать иерархия Руководств по качеству[8]:

Общее руководство по качеству;

Руководство по качеству для различных производств (по видам продукции);

Руководство по качеству для различных подразделений;

Руководство по качеству для различных этапов процесса производства и связанных с ним функций проектирования, материально-технического снабжения и т.д.

Порядок построения Руководств по качеству носит необязательный характер и зависит от потребностей организации.

Руководство по качеству должно содержать описание элементов системы качества в соответствии с 20 параграфами стандарта ИСО 9001 (данный стандарт является наиболее полным и учитывает все три модели обеспечения качества; все 20 элементов являются обязательными только для первой модели; для остальных моделей часть параграфов не обязательна).

Согласно стандарту ИСО 9001, система качества должна содержать следующие элементы, каждый из которых описывается в соответствующем разделе Руководства по качеству:

1. Ответственность руководства

1.1. Политика в области качества

1.2. Ответственность и полномочия.

1.3. Анализ со стороны руководства.

2. Система качества

3. Анализ контракта.

4. Управление проектированием.

4.1. Общие положения.

4.2. Планирование процесса проектирования и разработки.

4.4. Выходные проектные данные.

4.5. Проверка проекта.

4.6. Изменения проекта.

5. Управление документацией.

6. Закупки продукции.

7. Продукция, поставляемая потребителем.

8. Идентификация продукции и прослеживаемость.

9. Управление процессами.

10. Контроль и проведение испытаний.

11. Контрольное, измерительное и испытательное оборудование

12. Статус контроля и испытаний.

13. Управление несоответствующей продукцией.

14. Корректирующие и предупреждающие действия.

15. Погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка и поставка.

15.1. Погрузочно-разгрузочные работы.

15.2. Хранение.

15.3. Упаковка.

15.4. Поставки.

16. Регистрация данных о качестве.

17. Внутренние проверки качества.

18. Подготовка кадров.

19. Техническое обслуживание.

20. Статистические методы.

1.2. Показатели качества и дефекты обуви

Показатели качества обуви подразделяются на четыре группы: определяющие назначение обуви, эксплуатационно-потребительские, производственно-технологические и экономические свойства. К показателям,

определяющим назначение обуви, относятся: род обуви, ее вид, материалы верха и низа и условия эксплуатации.

Эксплуатационно-потребительские показатели ее качества включают: надежность обуви, эргономические, санитарно-гигиенические и эстетические свойства.

Надежность обуви – это износостойкость деталей, ее формы, долговечность конструкции, ремонтопригодность, гарантийные сроки и сортность. Эргономические свойства включают: жесткость и эластичность конструкции, и массу обуви. Санитарно-гигиенические свойства включают: антропометрию, теплозащитные, влагозащитные свойства. Эстетические свойства включают: композицию модели и ее элементы, силуэт и расцветку обуви, соответствие современному стилю и моде маркировку и упаковку.

К производственно-технологическим показателям качества относятся: конструкция обуви и форма колодки, метод формования заготовок на колодке, крепление низа, качество исходных материалов и соблюдение технологических процессов.

Экономические показатели включают: отпускные и розничные цены обуви, ее себестоимость, потери от брака и рекламаций[9].

Художественному моделированию обуви в нашей стране, в настоящее время уделяется значительное внимание. Модной, красивой и элегантной обувь может быть, только в том случае, если модельер-художник при разработке моделей строго соблюдает законы художественного изображения.

Здесь имеется ввиду правильная разработка композиции, выбор нужного ритма и соблюдение закона пропорциональности. Большое значение для эстетического восприятия имеет цвет обуви.

Производственно-технологические показатели качества обуви зависят от ее конструкции, которая должна отвечать назначению обуви.

Основные принципы новой технологии, обеспечивающие производство обуви лучшего качества включают: минимальное число технологических операций, выполняемых одновременно; контроль за издержками материалов; использование для внутренних деталей термопластичных материалов, не требующих дополнительной сушки; использование в клеевых процессах клеящих материалов, которые не требуют растворения и сушки адгезива.

Экономические показатели качества обуви выражаются в определенной зависимости размера экономической эффективности от уровня качества обуви.

Дефекты обуви могут возникать как в период эксплуатации, так и в процессе производства. И если первые зависят от правильного подбора обуви и условий носки, то на вторые потребитель повлиять не может.

Дефектами, или пороками, называются повреждения обуви или отдельных деталей, снижающие ее качество. Пороки бывают устранимыми и неустранимыми. Сильно выраженные дефекты влияют на качество обуви, умеренно выраженные — только на внешний вид, а слабо выраженные вообще не нуждаются в устранении. Скрытые пороки обнаружить при внешнем осмотре трудно даже профессионалу. Ощутить их можно при носке[10].

Специалисты выделяют и так называемые предпроизводственные пороки — когда модель изначально неправильно разработана, то есть дефекты запланированы. Например, для детской обуви категорически не приемлемы острый носок и каблук, даже небольшой, так как они отрицательно влияют на формирование детской стопы.

Многое зависит от качества кожи. Свиная очень пористая и быстро промокает, поэтому больше подходит для носки в сухую погоду, а качество кожи крупного рогатого скота напрямую зависит от покрытия. Кожа овцы и козы тонкая и нежная и потому больше подходит для пошива перчаток, чем обуви.

Ряд дефектов может быть допущен при раскрое (детали выкроены без учета тягучести кожи, неровно вырезана подкладка), пошиве (неправильно соединенные детали, пропуск стежков, двойной шов, сваливание строчки, неразглаженный задний шов) и отделке (разница в оттенках, осыпание красителя, обрывы ниток).

Согласно ГОСТ 28371-89 некоторые пороки считаются допустимыми. Например, смещение задника и двойной шов длиной не более двух стежков считаются приемлемыми для повседневной обуви, но не допускаются в модельной. На коробках с такой обувью должна быть пометка о снижении сорта. Цена в этом случае тоже снижается. Поводом для обмена обуви, безвозмездного ремонта или возврата денег могут служить следующие недостатки:

верх обуви — неустойчивость крашения к сухому и влажному трению, осыпание красителя; трещины лаковой пленки натуральных и искусственных кож, сквозные трещины, порезы, разрыв ниточных швов, выпадание волосяного покрова в обуви из кожи-меха в местах, не подверженных трению, выползание затяжной кромки, отрыв отделочной и крепительной фурнитуры, поломка «молний», деформация обтяжки каблука (кроме механических повреждений);

низ обуви — перелом, выкрошивание, расслаивание, отрыв, сквозной износ и отклеивание подошв, отрыв ранта, отклеивание рисса, раскол, отставание каблука, отставание набойки из-за повреждения втулки;    внутренние детали — перелом, коробление, разрушение стельки, бугры на стельке, непопадание подкладки под строчку, разрыв, износ подкладки, перелом супинатора, неустойчивое крашение подкладки к сухому или влажному трению, деформация подноска, оседание и деформация задника, а также дефекты, травмирующие стопы (неспущенные края, незаделанные крепители и др.).

2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ЗАО СОК «ВЕСТФАЛИКА»

2.1. Краткая характеристика предприятия

Закрытое акционерное общество Сибирская Обувная Компания «Вестфалика» - единственное отечественное предприятие «не пищевого» профиля среди вошедших в каталог «Сто лучших товаров России» за 1999 г., кроме того, предприятие имеет такие награды, как «Большая Золотая  медаль» и диплом Сибирской ярмарки «за динамичное развитие современного обувного предприятия и последовательное завоевание регионального рынка».

Впервые компания «Вестфалика» заявила о себе в 1993 году в качестве оптового поставщика европейских производителей обуви. За несколько лет из новосибирского оптовика «Вестфалика» превратилась в крупного оптового продавца, поставляющего обувь по всей России.

Вид деятельности ЗАО СОК «Вестфалика» - производство и продажа обуви. Данное обувное предприятие имеет уже семилетний опыт в области продаж и производства обуви, прочные деловые связи с зарубежными и российскими поставщиками. Продукция «Вестфалики» продается более, чем в 100 городах России. Открыты представительства компании в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Хабаровске. Кроме этого «Вестфалика» осуществляет поставки обуви в Монголию и Казахстан. Компания поддерживает тесные связи со многими партнерами в странах Европы и Азии[11].

Миссия компании «Вестфалика» определена как наиболее полное удовлетворение потребностей покупателей в качественной обуви из натуральных материалов. Компания стремится соответствовать высоким мировым стандартам и нацелена на поиск новых технологических решений. Как говорит генеральный директор «Вестфалики» Михаил Титов: "Мы работаем для людей". Это отражено и в девизе предприятия: "Итальянский дизайн, немецкое качество, сибирский характер". Имеется в виду следующее. Итальянцы считаются законодателями в мире обуви. А немецкое качество уже стало именем нарицательным. Сибирский же характер проявляется в повышенной приспособленности обуви к суровым климатическим условиям Сибири. "Чтобы быть конкурентоспособными мы должны брать лучшее на Западе и приспосабливать это лучшее к нашим условиям", - говорит директор ЗАО СОК «Вестфалика» Михаил Титов[12].

Сибирская обувная компания "Вестфалика" является постоянным экспонентом всех ведущих специализированных ярмарок России. Сотрудники компании регулярно посещают крупнейшие европейские выставки и ярмарки, знакомятся с передовыми технологиями обувного производства, устанавливают деловые контакты с производителями оборудования для пошива обуви.

Первоначально компания выпускала только женскую обувь (зимнюю и демисезонную), однако сейчас она расширяет свой основной бизнес.

Горизонтальное расширение происходит путем освоения нового ассортимента: мужской и детской обуви, женских модельных туфель и вертикальное расширение: производство основных материалов (кожи, натурального меха) и комплектующих, создание региональной снабженческой структуры российских обувных производств.

7 августа 2001г. был открыт овчинно-меховой завод. Было реконструировано здание площадью 11 тысяч квадратных метров, проведен в него магистральный газопровод, построена газовая котельная и очистные сооружения. Овчинно-меховой завод будет выпускать подкладочный мех для обуви. Аналогов такого производства нет во всей России. Оборудование для него было закуплено у бельгийской компании, которая является поставщиком натурального меха для известной обувной фирмы «Саламандер». Впоследствии на базе этих технологий будет налажено производство дубленочного велюра, мутона, цигейки и шевро. Здесь будут работать 350 человек, а в дальнейшем эта фабрика позволит создать еще несколько тысяч рабочих мест.

Кроме того, «Вестфалика» изучила возможность и намерена закупить современное полиграфическое оборудование для производств удобной, красивой и экологически чистой упаковки.

Специалисты компании изучают возможности применения последних достижений науки и техники в области обувных технологий. Модельеры и технологи компании при участии западных специалистов из Италии и Германии постоянно внедряют новые материалы, усовершенствуют технологию производства и организацию труда.

В настоящий момент, при существующих объемах производства компании 960 000 пар обуви в год, «Вестфалика» занимает лидирующее положение в своей ценовой нише – 50% от продаж аналогичной обуви в Сибири и прилегающих регионах.

 «Вестфалика» производит не только готовую обувь. Необходимые комплектующие – подошва, стелька – также изготавливаются в цехах компании. Их используют на собственном производстве, а также поставляют на другие предприятия России. Партнеры и потребители ценят продукцию компании за оптимальное соотношение цены и качества, европейский дизайн, за конструктивные особенности обуви, адаптированные к условиям России. Некоторые модели «Вестфалики» обладают уникальной морозостойкостью и выдерживают температуру 40 градусов ниже нуля.

С января 2001 г. «Вестфалика» внедрила так называемые сертификаты подлинности. Это шаг абсолютно добровольный и предпринят он для того, чтобы дать покупателю дополнительные гарантии в качестве и уверенность в подлинности товара, так как на рынке уже появились китайские подделки. Сегодня сертификат подлинности выдается покупателю в фирменных магазинах компании, а через несколько месяцев, он будет вкладываться в каждую коробку обуви на производственной линии. Сам же сертификат содержит в себе больше степеней защиты, чем вексель Сберегательного банка России

Вся продукция компании изготавливается из натуральных материалов и экологически безопасна. На всю обувь установлен соответствующий российским ГОСТам гарантийный срок – 70 дней. Обувь сертифицирована и регулярно проходит тестирование и испытания в Новосибирском центре стандартизации, сертификации и метрологии.

Основные технико-экономические показатели предприятия представлены в табл. 1

Таблица 1

Основные технико-экономические показатели предприятия

п/п

Показатели

Ед. изм.

Период

2004

2003

2002

2001

1

Объем реализации товарной продукции

млн.руб.

350,3

391,1

277

225

2

Выпуск товарной продукции

тыс. пар

760

960

800

400

3

Среднесписочное количество работающих

тыс. чел.

2,750

2,980

2,250

2,178

4

Производительность труда

тыс. руб. на чел.

0,127

0,131

0,123

0,103

5

Фонд заработной платы

тыс. руб.

13156

14685,44

10860,75

98794,08

6

Средняя заработная плата на одного работающего

тыс. руб.

4,784

4,928

4,827

4,536

7

Рентабельность производства

%

35,4

40,95

29

18

8

Чистая прибыль

млн.руб.

78

196,1

82

41

9

Полная себестоимость продукции

млн.руб.

149,3

195

195

184

Анализируя основные технико-экономические показатели предприятия, можно сделать вывод, что в за период 2003 г. темп прироста реализации товарной продукции составил 41,2 %, по отношению с 2002 г. В период 2001-2002 гг. этот же показатель составлял 23,1 %. Однако в 2004 г. наблюдается уменьшение объема реализации товарной продукции на 26,31 %.

В 2003 г. на 22,5 % увеличился выпуск товарной продукции по сравнению с 2002 г. Рентабельность производства также увеличилась, и в 2003 г. составляла 40,95%, что на 11,95 % выше, чем в 2002 г. В 2004 г. наблюдается уменьшение рентабельности производства на 5,55 %.

Успех Сибирской обувной компании "Вестфалика" - это сплав дальновидности и упорства, таланта и мастерства. Способности каждого, помноженные на силу и возможности коллектива, привели компанию к уверенному лидерству в отрасли. Деловая хватка менеджеров, творческое предвидение модельеров, ответственность за свое дело рабочих дали блестящий результат. Венцом их совместных усилий стал дождь из больших и малых наград, пролившихся на «Вестфалику».

Международные награды: диплом международной обувной выставки "GDS" в Дюссельдорфе за коллекцию обуви "Дюссельдорф", сентябрь 2002 г.; диплом 6-го международного конкурса дизайнеров обуви и аксессуаров за коллекцию обуви в номинации "Шик", октябрь 2001 г.; диплом 6-го международного конкурса дизайнеров обуви и аксессуаров за коллекцию обуви в номинации "Перекресток", октябрь 2001 г.; диплом 4-го международного конкурса дизайнеров обуви и аксессуаров за коллекцию обуви в номинации "Шик", 2000 г.; диплом 12-й международной ярмарки товаров "Консумэкспо - 2000" за высокие потребительские свойства коллекции образцов женской обуви "Весна 2000"; международная награда "Факел Бирмингема" от Международного института финансов, экономики и партнерства (Бирмингем, США) совместно в Академией лидерства в бизнесе и администрировании за успешное экономическое выживание в условиях социально-экономического кризиса, 1999 г.;

Федеральные награды: диплом XX Федеральной оптовой ярмарки товаров и оборудования текстильной и легкой промышленности и награда "Лучшее предприятие 2002 года" от Российского союза промышленников и предпринимателей, ОАО "Рослегпром" и ОАО концерна "Ростекстиль", 2003; почетная грамота министерства промышленности, науки и технологий Российской федерации за большой вклад в развитие отечественной легкой промышленности и в связи с 10-летием со дня основания предприятия, март 2003; диплом торгово-промышленной палаты Российской Федерации за высокие достижения в производстве конкурентоспособной продукции, активную деятельность по внедрению прогрессивных технологий и в связи с 10-летием со дня основания, март 2003; диплом Российского союза промышленников и предпринимателей за большой вклад в развитие отечественной промышленности и предпринимательства, создание основ рыночной экономики, март 2003; диплом 19 Федеральной оптовой ярмарки товаров и оборудования текстильной и легкой промышленности за большой вклад в формирование национального рынка товаров отечественного производства; диплом Всеросийского выставочного центра "Сто лучших товаров России", 2002 г.; золотая медаль программы "500 преуспевающих предприятий России - 2002"; диплом 16 Федеральной оптовой ярмарки товаров и оборудования текстильной и легкой промышленности 2001 г. за организацию производства высококачественных товаров текстильной и легкой промышленности; диплом и награда "Лучшее предприятие года" от Российского союза промышленников и предпринимателей, ОАО "Рослегпром" и ОАО концерна "Ростекстиль", 2001.; диплом XVII Федеральной оптовой ярмарки товаров и оборудования текстильной и легкой промышленности "За высокие потребительские свойства продукции", октябрь 2001; диплом XVII Федеральной оптовой ярмарки товаров и оборудования текстильной и легкой промышленности "За большой вклад в формирование национального рынка товаров отечественного производства", октябрь 2001 г.; диплом VII Всероссийского конкурса "Карьера 2000. Стабильность и развитие" за большой вклад в обеспечение стабильного развития предприятия, опыт умелого хозяйствования в условиях рыночной экономики; золотой диплом "100 лучших товаров в России", 1999 г.; диплом Союза дизайнеров России за экспозицию, представленную на Федеральной оптовой ярмарке товаров текстильной и легкой промышленности "Осень-99"; диплом за высокие потребительские свойства коллекции образцов комфортной модной женской кожаной обуви с использованием современных конструктивных решений, представленной на 13 Федеральной оптовой ярмарке товаров текстильной и легкой промышленности, 99;

Региональные: почетная грамота новосибирского Областного Совета депутатов за большой вклад в развитие отечественной легкой промышленности, социально-экономическое развитие Новосибирской области и в связи с 10-летием со дня образования, март 2003; диплом и большая золотая медаль Хабаровской ярмарки в номинации "Промышленные товары для населения" за коллекцию женской обуви "Весна - 2003", февраль 2003; сертификат от Администрации Новосибирской области и Мэрии г. Новосибирска "За успешное развитие бизнеса в Сибири", устанавливающий предприятию официальный статус "Надежный партнер"; диплом победителю конкурса "Золотая медаль Сибирской ярмарки" "За динамичное развитие современного обувного предприятия и последовательное завоевание регионального рынка"; диплом межрегиональной выставки-ярмарки "Сибирский торговый путь" за активное развитие отечественного производства и выпуск современной обуви; диплом Тюменской ярмарки за продвижение продукции на рынок Тюменской области, 2001 г.; диплом выставки-ярмарки "Сибоптторг" за коллекцию обуви "Весна-лето 2001"; диплом Казанской ярмарки "Осень-2000" за высококачественную и конкурентоспособную обувь отечественного производства; медаль Красноярской ярмарки "Обувь - 2000" за высокие потребительские качества женской обуви коллекции "Осень Зима - 2000"; золотая медаль Сибирской ярмарки "Сибконсьюмо 2000" за коллекцию женской обуви "Весна 2000"; диплом Уральской ярмарки "Одежда-Кожа-Меха-Обувь-99" за производство высококачественной женской обуви из натуральных материалов;

2.2. Показатели качества продукции ЗАО «Вестфалика»

    Обувь, производимая ЗАО «Вестфалика» ничем не уступает европейской, однако значительно дешевле. Сейчас компания производит не только женскую обувь, но и мужскую, детскую и подростковую обувь для разных сезонов. На сегодняшний день модельный ряд составляет более 200 моделей, и дизайнеры компании к каждому сезону разрабатывают новые коллекции, которые завоевывают призы на международных выставках и ярмарках.

Обувь, производимая на новосибирском предприятии, адаптирована к российским климатическим условиям и выдерживает любой мороз. Поэтому, покупая обувь от «Вестфалики», покупатель всегда уверен, что ему будет тепло и комфортно.

Качество на «Вестфалике» считают своим главным преимуществом, и все внимание сфокусировано именно на нем. На предприятии беспрерывно проводятся мероприятия по повышению качества. В этом «Вестфалика» ничем не отличается от крупнейших компаний мира, заботящихся о своей репутации.

Считается, что слагаемые успеха «Вестфалики» в том, что у продукции этой фирмы итальянский дизайн, немецкое качество и сибирский характер.

Итальянский дизайн – эстетический показатель качества. Как известно, законодательницей мод не только в одежде и обуви, но и во многих других направлениях считается Италия. Поэтому специалисты «Вестфалики» предпочитают использовать в своем производстве все самое лучшее из Италии. Но у обуви Сибирской обувной компании есть одно существенное отличие от любого другого импортного производства. Не всякие иностранные сапоги адаптированы к российским условиям. Во-первых, почти вся импортная обувь очень теплолюбива, не рассчитана на "стандартные" российские 30-градусные морозы. Во-вторых, у европейцев поездка в общественном транспорте не оборачивается оторванной подошвой или сломанным каблуком; у них не посыпают дороги песчано-соляной смесью, кроме того, на Западе не принято носить обувь по три-четыре сезона. Более того, импортные производители не учитывают и антропологические особенности ног россиянок - у русских женщин формы стопы, лодыжки, голени несколько отличаются от форм ноги хрупких итальянок.

Технологи «Вестфалики» скрупулезно исследовали все эти явления и, изменив технические характеристики обуви, адаптировали ее к местным условиям. Так у сапог от «Вестфалики» появился сибирский характер.

Немецким же качество продукции от «Вестфалики» называют потому, что стандарты качества немцев для россиян являются близкими к идеалу. Приблизить качество своей обуви к этому идеалу - дело чести любого из производителей обуви. В цехах «Вестфалики» установлено немецкое и итальянское оборудование. Эти машины позволяют производить те операции, которые в конечном итоге влияют на улучшение качества продукции.

2.3. Управления качеством технологического процесса производства обуви в ЗАО «Вестфалика»

Эффективность управления технологическим процессом достигается главным образом за счет поиска оптимальных условий его протекания на основе оперативной обработки поступающей информации, а также оптимальных параметров управления процессом в реальном масштабе времени. Очевидно, что это проблема комплексного решения технических, технологических, организационных и экономических задач. Объясняется это тем, что производственно-экономическая деятельность предприятия представляет собой сложный, многогранный процесс взаимосвязанного функционирования множества компонентов производственного основного и вспомогательного оборудования, производственного и административного персонала и, наконец, производственного и социально-экономического управления[13].

С точки зрения управления процесс производства обуви характеризуется значительным количеством переменных, влияющих на качественное его протекание, недостаточной изученностью связей между входными и выходными величинами и т. д. Поэтому для повышения оперативности управления производством обуви последнее целесообразно рассматривать как состоящее из трех основных подпроцессов: "детали", "заготовки" и "обувь". Наличие трех подпроцессов позволяет минимизировать число связей, способствует уменьшению зон межоперационных запасов и повышает оперативность управления производственными процессами. Одновременно учитывая, что фактор издержек производства обуви приобретает все большее значение как в связи с увеличивающейся конкуренцией, так и в связи с возрастающими потребностями в современных моделях высокого качества, требуются существенные изменения и в самом производстве в части его гибкости (переход на новую модель, введение в технологический процесс дополнительных операций, замена оборудования на современные модели, подготовка персонала, замена деталей и т. д.). В этом случае цель определяется для всей системы, и все переменные выбираются так, чтобы обеспечить достижение этой цели. Так как все производство разбито на три подпроцесса, которые имеют определенную степень свободы, то это позволяет принимать в отдельных случаях самостоятельное решение, имеющее для данного подпроцеса свои собственные цели, которые не обязательно конфликтны.

На современном этапе структура функций управления производством должна предусматривать: прогнозирование спроса на выпускаемую продукцию; слежение за фактическим спросом и сравнение его с прогнозируемым; определение экономически обоснованных объемов заказов при закупке сырья и полуфабрикатов; определение экономически обоснованных запасов; составление детализированных календарных планов выпуска продукции (обувь, полуфабрикаты, детали и т. д.), оформление производственных заданий, распределение нагрузок в рамках имеющегося машинно-агрегатного парка и т. д[14].

Укрупненная схема процесса в основном одинакова при производстве обуви большинства конструкций. Процесс начинается на складах (рис. 1), где материалы группируют по видам, сортам, толщине, площади и другим признакам. Там же выборочно проверяют соответствие их свойств требованиям государственных стандартов. При наличии полного комплекта всех материалов подобранные их партии передают в подготовительные цеха: раскройный и вырубочный. Здесь же, обычно после разруба детали предварительно обрабатывают. Далее в сборочных цехах изготовляют заготовку верха, формуют ее, скрепляют с деталями низа и отделывают обувь. При изготовлении обуви специфичных конструкций (например, цельнолитой) схема производства изменится: ликвидируются операции по подготовке таких деталей низа, как подошвы. Это означает, что схема процесса динамична и при совершенствовании техники и технологии возможны ее принципиальные изменения.

М1—материалы для низа обуви; М2—вспомогательные материалы (клей, нитки и др.); М3—материалы для верха обуви; См—склады материалов; Ш—вырубочный цех; З—раскройный цех; П—сборочные цехи №1, 2,…,n; Сп—склады готовой продукции; Дн и Дв—узлы (детали) низа и верха обуви

Рисунок 4.1—Укрупненная схема процесса производства обуви

Основная информация, которой руководствуются работники ЗАО «Вестфалика» при производстве обуви:

·        Технико-экономические условия на проектирование. Например, задание вышестоящей организации на изготовление обуви, дифференцированное по родам, видам и направлению моды, спрос на обувь и др.

·        Государственные стандарты на обувь

·        Государственные стандарты и технические условия на материалы

·        Сведения об экономике производства

·        Сведения об оборудовании и технологических процессах

·        Критерии оценки технологичности конструкции обуви

·        Типовые технологические процессы

·        Нормы времени на изготовление 100 пар обуви

·        Сведения о производительности оборудования

·        Сведения о балансе времени потока

·        Методика расчета потребности в рабочих

·        Методика расчета необходимого числа единиц оборудования

·        Сведения о наличии оборудования

·        Нормы расхода материалов на 100 пар обуви

·        Методика расчета потребного количества материалов

·        Методика расчета себестоимости обуви

·        Сведения об оптовых и розничных ценах на материалы и обувь

·        План выпуска обуви по видам и родам

·        Метод расчета оптимального ассортимента обуви

·        Сведения о выпуске обуви фабрикой, потоком

·        Спрос на обувь и др.

·        Методика расчета заработной платы

·        Методика расчета запасов материалов и деталей

·        Методика расчета использования материалов

·        Методика расчета прибыли предприятия

·        Сведения о возврате обуви, понижении в сорте, штрафах

·        Сведения о готовых моделях обуви

·        Сведения о роде и виде обуви, методе крепления, фасоне колодки, наличии материалов для образцов, которые необходимо разработать

·        Сведения о роде и виде обуви, методе крепления, фасоне колодки и др., которые необходимо разработать сверх готовых, имеющихся в архиве

·        Сведения о рисунке обуви

·        Сведения о новизне рисунка, соответствии моде и др.

·        Сведения о количестве деталей

·        Сведения о контурах детали, средней копии колодки 5. Сведения о запроектированных деталях, их площади и др.

·        Сведения об изменении или корректировке деталей после их проектирования и изготовления (I, II и III пробы)

·        Сведения о готовых деталях (например, подошвах, стельках для колодки того же фасона), хранящиеся в архиве

·        Сведения о деталях, соответствующих государственному стандарту, и результаты проверки на технологичность

·        Сведения о шаблонах деталей, которые передаются в экспериментальный цех

·        Сведения об испытании образца и его изготовлении

·        Сведения о корректировке размеров деталей

·        Сведения о подготовленном образце (паспорт, шаблоны деталей всех размеров и др.)

·        Информация о результатах испытания и анализа образцов

·        Конструкторская документация, представляемая на художественный совет

·        Сведения об утвержденных образцах

·        Сведения о первом этапе выбора технологического процесса

·        Сведения о потребном числе рабочих

·        Сведения о применяемом оборудовании

·        Сведения об используемых материалах

·        Сведения о необходимых материалах, трудовых затратах и др.

·        Сведения о ранее применявшемся технологическом процессе

·        Технологический процесс производства обуви данного образца

·        Сведения о трудоемкости образца

·        Сведения о материалоемкости образца

·        Сведения о себестоимости обуви

·        Сведения об образцах, по которым разработан технологический процесс

·        Сведения об оптимальном ассортименте обуви на год

·        Сведения о продаже обуви на оптовой ярмарке

·        Сведения об ассортименте обуви на год

·        Сведения о количестве выпускаемой обуви каждого образца, технологии производства, оборудовании

·        Сведения о потребном числе единиц оборудования

·        Сведения об изготовлении образцов в производственных условиях

·        Сведения об изменении и уточнении технологического процесса

·        Информация о положительном результате изготовления образца в производственных условиях, технологическом процессе, применяемом оборудовании и др.

·        Сведения о необходимой технологической оснастке

·        Проектирование оснастки

·        Сведения об испытании оснастки и ее готовности и др.

·        Сведения о потребном количестве деталей для выполнения плана

·        Сведения об изменении конструкции обуви

·        Сведения о деталях, получаемых или отправляемых по кооперативным поставкам

·        Технологическая документация

·        Конструкторская документация

·        Сведения о работах, выполняемых на фабрике

·        Сведения о количестве деталей, производимых на фабрике

·        Сведения о фонде рабочего времени

·        Сведения о потребности в материалах по календарному плану

·        Сведения о количестве и периодичности кооперированных поставок

·        Сведения об общей потребности в материалах с учетом запасов

·        Сведения о потребной заработной плате

·        Сведения о количестве деталей, изготовленных в подготовительном цехе

·        Сведения о количестве и качестве деталей, изготовленных на каждом рабочем месте

·        Сведения о количестве и последовательности запуска материалов и деталей

·        Сведения о запасах и плане выпуска деталей

·        Сведения об имеющихся материалах

·        Сведения о количестве и периодичности поступления материалов

·        Сведения о количестве материалов, поступающих в подготовительные цехи

·        Сведения о количестве и качестве обуви, изготовленной на потоке и каждым рабочим

·        Сведения о количестве израсходованных деталей

·        План изготовления обуви каждого образца (количество в день и объем выпуска)

·        Сведения об изменении объема производства обуви

·        Сведения о поступающих деталях

·        Сведения о необходимом количестве деталей для производства обуви

·        Сведения об использовании материалов в бригаде и на каждом рабочем месте

·        Сведения о количестве материалов, выданном бригаде и каждому рабочему для выполнения дневного задания

·        Сведения об экономии или перерасходе материалов

·        Сведения о стоимости материалов

·        Расходы на заработную плату

·        Плановые расходы на производство

·        Отчет в вышестоящую организацию об итогах работы предприятия

·        Предложения по изменению технологии производства после изготовления и испытания технологической оснастки

·        Сведения о качестве деталей и обуви

Обувь, выпускаемая ЗАО СОК «Вестфалика» имеет сертификаты качества и выпускается в соответствии с ГОСТами (ГОСТ 19137-89, ГОСТ 5394-89, ГОСТ 25189-82, ГОСТ 19116-84, ГОСТ 26165-84), техническими условиями (Ту 8811-023-05431555-96, Ту 17-06-306-90, Ту 17-06-304-90) и ОСТами, а также международными стандартами качества EN 345 и EN 347.

Качество выпускаемой обуви зависит от следующих слагаемых:

- материалы и комплектующие;

- оборудование;

- персонал;

- система контроля качества.

2.2.1. Качество материалов и комплектующих изделий

Строгий отбор поставщиков применяемых материалов — это первый этап системы контроля качества на обувном производстве. Материалы и комплектующие — один из наиболее существенных элементов технологии.

ЗАО  СОК «Вестфалика» применяет в основном, материалы отечественного производства, в первую очередь – кожу. Кожа для обувного производства изготавливается на кожевенном заводе ЗАО СОК «Вестфалика» и соответствует Государственным стандартам.

Для того чтобы не зависеть от поставщиков, и избежать дискриминации, "Вестфалика" в феврале 2003 года, открыла в Австралии собственный цех по засолке, так называемых "зелёных" кож. Для начала были проведены исследования механизмов работы местного рынка (типы сырья, аукционы, схемы работы посредников), учтены все нюансы. Это позволяет более тщательно контролировать качество сырья, причём на всех этапах. Во-вторых, снижается его закупочная стоимость, ведь приобретаются шкуры не через посредников, а из первых рук - непосредственно на бойнях.

Все материалы для производства обуви проходят проверку в специальной лаборатории, где тестируются их температурные показатели, износостойкость, реакция на воздействие влаги и химических веществ. Кожа проходит испытание на прочность, удлинение, устойчивость к температурным воздействиям; подошва испытывается на устойчивость к истиранию и многократному изгибу; текстильная подкладка проверяется на прочность и удлинение; кожаная подкладка — на прочность, удлинение и устойчивость к окрашиванию.

2.2.2. Качество оборудования  

Известно, что без использования передового, высокотехнологичного оборудования невозможно не только решать вопросы качества, но и повышать производительность, оптимизировать весь процесс производства.

Из всех технологических нововведений «Вестфалика» кропотливо отбирает самые лучшие. Именно поэтому производство «Вестфалики» оборудовано станками фирм BIMA, Schon, Sigma, Atom, Albeko, Despa, установлено более 150 машин германских концернов Pfaff, Singer и Fortuna. Контракт с этими фирмами был подписан при непосредственном содействии представительства Новосибирской области в Германии.

При покупке оборудования ЗАО «Вестфалика» руководствуется не ценовыми характеристиками, а качеством оборудования и  условиями гарантийного и постгарантийного обслуживания. Это важно, т.к. у ряда зарубежных продавцов оборудования это слабое место. В случае поломки они выезжают к потребителю в течение 2–3 недель. Еще одним важным критерием является процесс установки и запуска техники. Компания-продавец должна не просто установить приобретенную технику, но и обеспечить документацией на русском языке, а также провести обучения персонала.

2.2.3. Квалификация персонала

За последние два десятилетия обувная отрасль потеряла большую часть квалифицированных кадров, но специфика обувного производства такова, что лишь некоторые операции требуют многолетней подготовки. Поиск доппельщиков, затяжчиков обуви, фрезеровщиков, отделочников обуви — это сложная задача, которую приходится сегодня решать обувным фабрикам.

Главным потенциалом ЗАО СОК «Вестфалика» ее руководитель считает наличие слаженного и профессионального коллектива, руководящего состава, среднего звена и рабочих. В течение пяти лет на предприятии постепенно и очень тщательно отбирались высококлассные специалисты, мастера своего дела, можно сказать, производственная элита. Сегодня наличию такой команды профессионалов "Вестфалики" могут позавидовать многие промышленные предприятия, за последние годы потерявшие большую часть своих ценных кадров.

Высококлассным отделочником обуви вообще нельзя стать, если нет определенных врожденных качеств. Но подавляющее число операций не требует многолетнего обучения, и если у человека есть желание работать, его можно обучить прямо на производстве за несколько месяцев.

На «Вестфалике» организована качественная система переобучения и повышения квалификации, практикуются стажировки на заграничных предприятиях. Руководство компании убеждено, что для интеграции в мировую хозяйственную систему «Вестфалика» должна принять на вооружение не только новейшие западные технологии производства, но и современные технологии управления, осваивать программные продукты.

На ЗАО СОК «Вестфалика» работает свыше 2000 человек. Структура персонала по уровню образования приведена на рис.

Рисунок - Структура кадрового состава Компании по уровню образования на 1 января 2005 года

С целью повышения квалификационного уровня персонала в Компании постоянно ведется работа по повышению квалификации, подготовке и переподготовке.   Практика внутрифирменного и целевого обучения в 2002-2003 годах подтвердила свою необходимость и целесообразность.

2.2.4. Система контроля качества

Система менеджмента качества (СМК) на ЗАО «Вестфалика» состоит из центральной заводской лаборатории и отдела технического контроля.

Как показывают опыт продаж обуви «Вестфалика» и отзывы покупателей, система контроля качества на предприятии работает достаточно успешно. Контроль за качеством начинается задолго до самого производства — с отбора материалов и поставщиков.

На стадии производства обуви проводится межоперационный контроль качества: контроль кроя кожаных деталей верха обуви, обработки деталей, сборки заготовки.

Осуществляются контроль и испытания готовой обуви: проверяется качество выполнения затяжных операций; приемка готовой обуви в соответствии с требованиями нормативно-технической документации (ГОСТов); контроль соответствия изготовленной обуви образцу-эталону; испытываются прочность крепления подошвы и ниточных швов, остаточные деформации подноска и задника.

Наконец, на заключительном этапе специалисты «Отдела технического контроля» берут случайную пару готовой обуви с потока и проверяют ее на износостойкость на оборудовании, имитирующем ситуацию ношения обуви.

2.3. Обеспечение качественных условий труда работающих

Санитарно-техническая характеристика каждого рабочего места определяется такими показателями, как микроклимат, шум, загазованность, запыленность, физическая нагрузка, вибрация, биологические и гигиенические факторы и т.д. Все эти показатели не должны превышать допустимых значений.

В производственных помещениях кожевенно-обувных предприятий, в частности ЗАО «Весфталика», неблагоприятные микроклиматические условия. В отмочно-зольных цехах при завозе сырья в зимнее время вследствие теплопотерь происходит снижение температуры до значений, ниже нормируемых. В воздух отмочно-зольных, дубильных цехов поступает большое количество водяных паров, в результате чего повышается относительная влажность. Ряд производственных помещений характеризуется повышенными тепловыделениями. Например, помещения жировальной в дубильном цехе, сушильный участок в отделочном цехе и др.

Многие виды оборудования, применяемые на кожевенно-обувных заводах, являются источниками повышенного шума: значительное звуковое давление создают строгальные, мездрильные, разводные и другие машины.

В процессе выработки кож в отмочно-зольном и дубильном цехах используются растворы повышенной температуры, обусловливающие образование паров, содержащих такие химические вещества, как карбонат натрия, гидроксид кальция, сульфат аммония, поваренная соль, муравьиная и серная кислоты, дубящие соединения хрома, бикарбонат натрия, формиат натрия, сульфат натрия и др. В отделочном цехе присутствуют пары растворителей: бутилацетата, этилового спирта, нитроцеллюлозного лака, на операции шлифования - пыль животного происхождения с содержанием двуокиси кремния.

Ряд операций отмочно-зольного, дубильного и отделочного цехов связана с физической нагрузкой на отдельные группы мышц. Кроме того, технологические операции отмочно-зольного, дубильного цехов связаны с влагой, вызывающей намокание спецодежды и обуви.

Перечисленные вредные факторы являются причиной возникновения профессиональных заболеваний, для предупреждения которых работающие ЗАО «Вестфалика» в обязательном порядке проходят медицинские осмотры.

Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ № 90 от 14.03.96 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" устанавливает периодичность осмотров и состав врачебной комиссии, проводящей осмотр.

В медосмотре работающих кожевенно-обувного предприятия участвуют специалисты: терапевт, дерматовенеролог, невропатолог, отоларинголог, офтальмолог.

2.4. Использование коммуникационных технологий для обеспечения качества продукции ЗАО «Вестфалика»

Конкурентоспособность продукции, ее качество и продолжительность производственного цикла во многом зависит от конструирования обуви.

ЗАО «Вестфалика» использует два вида информационных систем. Первая предназначена для автоматического определения затрат на стадии проектирования обуви, их сопоставления с действующими ценами и расчета рабочего времени. Вторая охватывает всю информацию о производственной документации и перерабатывает ее под потребности конкретного предприятия. Обе сравнительно легко могут быть соединены системой планирования производства, управляющей технологическими процессами.

Информационные сети позволяют добиться снижения затрат на внутрипроизводственное управление, постоянно обновлять прайс-листы, спецификации, параметры материалов, маркетинговую информацию, системы скидок, список поставщиков и т.д. Достаточно обработать данную информацию один раз, ввести в базу данных, и каждый сотрудник или партнер может пользоваться ей в любой момент, причем с учетом самых последних изменений. Появляется возможность отказаться от распечатки большого количества бумаг - тот, кому нужен тот или иной документ, может сделать это сам. Повышается актуальность данных и достигается необходимая степень прозрачности ноу-хау предприятия, что особенно важно для системы снабжения[15].

В начале 2002 года на промышленном предприятии Cибирская Обувная Компания «Вестфалика» введена структурированная кабельная система. Как утверждает Константин Сергеев, начальник отдела информационных технологий СОК «Вестфалика»: «Создавая СКС мы, в первую очередь, ориентируемся на такие ее характеристики, как качество и производительность. На сегодняшний день производительность системы составляет 100 Мбит. При этом максимальный уровень показателя - 1 Гбит. Уже на старте мы решили заложить в систему возможность расширения. Внедрение корпоративной информационной системы во много раз повышает качество управления и способствует росту эффективности нашей деятельности, особенно если учесть, что с точки зрения информатизации компания миновала среднюю стадию развития – практически с нулевого уровня мы шагнули на корпоративный.»

Специалисты ЗАО «Вестфалика» применяют для обеспечения мгновенного обмена документами и информационными базами и ускорения технической работы по выполнению заказов, пользуются электронной почтой, сетью Интернет и Экстранет, рассчитанную на обмен информацией и, коммуникационными услугами между четко определенным кругом партнеров вне собственной организации. Вход в Экстранет для ЗАО «Вестфалика» является первым контактом с внепроизводственной коммуникационной системой, часто приводящим к заметным успехам. В Интернет обувщики находят самые разнообразные сведения о технологиях, материалах, ознакамливаются с предложениями поставщиков готовой продукции и комплектующих практически из всех стран мира. Маркетинговые службы получают возможность представлять свою фирму и ее продукцию, проводить адресные рекламные кампании.

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ЗАО «ВЕСТФАЛИКА»

Анализ системы качества на ЗАО «Вестфалика» показал, что на предприятии существует служба качества, структура которой представлена следующими подразделениями: центральной заводской лаборатории и отделом технического контроля.

Для совершенствования системы менеджмента качества ЗАО «Вестфалика» можно рекомендовать следующее:

Создать отдел управления системой качества (ОУСК);

Ввести систему стимулирования работников по обеспечению качества;

Ужесточить контроль за санитарно-гигиеническими условиями в производственных помещениях для обеспечения лучших условий труда работников и предупреждения профессиональных заболеваний.

Начальником отдела управления системы качества необходимо назначить лицо, компетентное в области качества, можно рекомендовать ввести должность заместителя директора по качеству в организационную структуру управления организацией. В функции отдела управления по обеспечению качества входят контроль за исполнением качества на предприятии. В структуру отдела управления системы качества, кроме заместителя директора по качеству должны входить менеджеры по качеству, специалисты.

Основой работы отдела управления системой качества должны стать следующие восемь принципов менеджмента качества, способствующие достижению целей качества:

1)      ориентация на заказчика с целью понимания текущих и будущих нужд заказчика и выполнения требований заказчика, необходимо стараться превосходить его ожидания;

2)      лидерство – руководители устанавливают единство целей, направлений и внутреннюю окружающую среду организации. Именно они создают окружение, в котором люди могут стать полностью вовлеченными в достижение целей организации;

3)      вовлечение людей – служащие всех уровней – это сущность организации, и их полное вовлечение дает возможность использовать их способности на благо организации;

4)      процессный подход – желаемый результат достигается более эффективно, когда соответствующие ресурсы и деятельности управляются как процесс, когда каждое действие рассматривается как преобразование некоторого входа в выход с использованием необходимых и достаточных ресурсов;

5)      системный подход к управлению – идентификация, понимание и управление системой взаимосвязанных процессов для заданных целей, способствующих результативности и эффективности организации;

6) постоянное улучшение – является неизменной целью организации;

7) подход к принятию решений, основанный на фактах – эффективные решения основываются на измерениях, логическом и интуитивном анализе данных и информации;

8)      взаимовыгодные отношения с поставщиками – взаимовыгодные отношения между организацией и ее поставщиками повышает способность обеих организаций по созданию ценности продукции.

Таким образом, отдел управления системы качества должен:

·                   Самостоятельно разработать и поддерживать политику и цели в области качества на всех уровнях организации

·                   Обеспечить мотивированное вовлечение персонала

·                   Ориентировать всех сотрудников на выполнение требований потребителей с целью их удовлетворения

·                   Обеспечить внедрение процессного подхода ко всем видам деятельности в организации

·                   Обеспечить разработку, внедрение и поддержание в рабочем состоянии эффективной системы менеджмента качества

·                   Обеспечить производство необходимыми ресурсами

·                   Анализировать функционирование системы менеджмента качества

·                   Улучшать систему менеджмента качества

Для стимулирования работников по обеспечению качества можно использовать как следующие методы: похвалу, премии, продвижение по службе.

Система менеджмента качества является необходимым, но не достаточным условием производства качественных товаров и услуг. Стандарт описывает ряд необходимых условий, присутствующих у лидеров бизнеса, но, как это часто бывает в жизни, выполнение необходимых условий приводит к достаточности создания чего-либо. Наличие этих условий можно изобразить следующей схемой (рис. 2), из которой становится понятной необходимость рассмотрения проблемы мотивации.

Рис.4. Схема соотношения необходимых и достаточных условий.

Система менеджмента качества – это не только система необходимых условий, представленная стандартом, но и важнейшее достаточное условие – мотивированность персонала.

Примеры развития передовых промышленных стран показывают, что решение проблем качества должно стать национальной идеей, носить всеобщий характер, что требует массового обучения и профессиональной подготовки всех слоев общества от рядового потребителя до руководителя любого уровня.

Подготовку менеджеров по качеству можно проводить по двум направлениям:

а) профессиональная переподготовка по управлению качеством специалистов, имеющих высшее образование;

б) создание системы непрерывного обучения работников всех категорий, от которых зависит обеспечение качества продукции и услуг.

Последнее означает, человек должен постоянно получать информацию и обучаться управлению качеством.

Обеспечение контроля за санитарно-гигиеническими условиями производственной среды позволит качественно улучшить труд работников. Необходимо предусмотреть карательные мероприятия за несоблюдение в цехах параметров производственной среды.

В результате построения системы качества с учетом данных рекомендаций предприятие сможет добиться следующих условий:

·        уменьшение количества персонала, ответственного за проверки качества;

·        установление точного объема бумажной работы;

·        процесс работы становится более управляемым;

·        установление лиц, ответственных за принятие решений;

·        снижение затрат на несоответствующую продукцию;

·        в итоге – глобальное улучшение качества выпускаемой продукции и усиление конкурентоспособности предприятия.

Заключение

В соответствии с поставленной целью в работе решены следующие задачи:

·        Проанализированы теоретические аспекты управления качеством на предприятиях кожевенно-обувной промышленности

·        Проведен анализ управления качеством ЗАО «Вестфалика»

·        Разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления качеством в организации.

Можно сделать следующие выводы:

Качественный подход к стратегии предприятия должен основываться на том, что качество является одновременно и самым эффективным средством удовлетворения потребностей, и средством снижения издержек.

Миссия компании «Вестфалика» определена как наиболее полное удовлетворение потребностей покупателей в качественной обуви из натуральных материалов. Компания стремится соответствовать высоким мировым стандартам и нацелена на поиск новых технологических решений.

Обувь, выпускаемая ЗАО СОК «Вестфалика» имеет сертификаты качества и выпускается в соответствии с ГОСТами (ГОСТ 19137-89, ГОСТ 5394-89, ГОСТ 25189-82, ГОСТ 19116-84, ГОСТ 26165-84), техническими условиями (Ту 8811-023-05431555-96, Ту 17-06-306-90, Ту 17-06-304-90) и ОСТами, а также международными стандартами качества EN 345 и EN 347. Вся продукция компании изготавливается из натуральных материалов и экологически безопасна. На всю обувь установлен соответствующий российским ГОСТам гарантийный срок – 70 дней. Обувь сертифицирована и регулярно проходит тестирование и испытания в Новосибирском центре стандартизации, сертификации и метрологии.

Система менеджмента качества (СМК) на ЗАО «Вестфалика» состоит из центральной заводской лаборатории и отдела технического контроля.

Как показывают опыт продаж обуви «Вестфалика» и отзывы покупателей, система контроля качества на предприятии работает достаточно успешно. Контроль за качеством начинается задолго до самого производства — с отбора материалов и поставщиков.

На стадии производства обуви проводится межоперационный контроль качества: контроль кроя кожаных деталей верха обуви, обработки деталей, сборки заготовки.

Осуществляются контроль и испытания готовой обуви: проверяется качество выполнения затяжных операций; приемка готовой обуви в соответствии с требованиями нормативно-технической документации (ГОСТов); контроль соответствия изготовленной обуви образцу-эталону; испытываются прочность крепления подошвы и ниточных швов, остаточные деформации подноска и задника.

Для совершенствования системы менеджмента качества ЗАО «Вестфалика» можно рекомендовать следующее:

Создать отдел управления системой качества (ОУСК);

Ввести систему стимулирования работников по обеспечению качества;

Ужесточить контроль за санитарно-гигиеническими условиями в производственных помещениях для обеспечения лучших условий труда работников и предупреждения профессиональных заболеваний.

Библиографический список

Алексеев Н.С., Ганцов Ш.К., Кутянин Г.И. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров/ Учебник для вузов.- М.: Экономика, 2003.-632с.

Афанасьева Л. "Лучшие российские предприятия"// Экономика и жизнь, 2001. № 52. – с. 24-27.

Белов Е., Рыбалкина С. Пять лет по пути к совершенству // Стандарты и качество. – 2002. -№ 2. –с.60-61.

Воробьев В.П. Как не напрасно тратить деньги // Методы менеджмента качества. - 2001. - № 4.

Воронин Г. 10 лет служения России. // Стандарты и качество. – 2004. - № 5. -  60.

Гличев А., Матвеева И. Найти и показать лучшее // Стандарты и качество. – 2002. - № 3. – с.78.

Гуменный Н.А., Рыбальченко В.В. Материалы для обуви и кожгалантерейных изделий. – Киев: Техника, 1982.

Дубиновский М.З. Маркетинговое предвидение развития российской кожевенной промышленности // Кожа и обувь, 2004. № 3

Костров А.В. Основы информационного менеджмента: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003 – 336 с.

Кравченко Ю. Парад отечественных производителей // Стандарты и качество. – 2002. - № 2. –с.10.

Круглов М.Г. Менеджмент систем качества, 2003. – 289 с.

Лаштдуо В.А. Статистические методы, всеобщее управление качеством, сертификация и кое-что еще..., // Стандарты и качество. – 2000, №4, с. 68-70.

Менеджмент систем качества: Учеб. пособие / М. Г. Круглов, С.К. Сергеев, В.А. Такташов и др. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2000. - 368 с.

Миньо Э. Стратегия стандартов и качества. Структурный эффект стандартизации // Стандарты и качество. – 2000. - № 1.

Нестеров В.П., Закарян О.С. Проектирование процесса производства обуви. - Киев «Вища школа», 1985 г.

Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы /Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2000.-536с.

Николаева М.А. Товарная экспертиза/ Учебник для вузов. – М.: Деловая литература, 2001.-469с.

Основные направления повышения качества продукции на предприятиях кожевенно-обувной промышленности / В. П. Рохлин, В . А. Есин, С. И. Овчинников - М.: Лег. индустрия 1980 - 52 с.

Основы теории управления: Учебное пособие / Под.ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. – М.: Финансы и статистика, 2003. -560 с.

Паркинсон, С. Нортког, Рустомжи М. К. Искусство управления.  – М.: Гардарики, , 2002. – 258 с.

Пуримов И.З., Волков В.А. Технический анализ и контроль кожевенного производства. – М.:Легкая индустрия, 1976, - 528 с.

Розова Н. К. Управление качеством. — СПб.: Питер, 2003. — 224 с.:

Справочник кожевника (сырье и материалы)/ Под. ред. К.М. Зарубяна. – Легкая и пищевая промышленность, 1984, - 384 с.

Справочник обувщика. Проектирование обуви, материалы. Под ред. А.Н. Калиты. Москва. Легпромбытиздат  - 1988 год.

Товароведение и экспертиза потребительских товаров. Учебник. Шевченко В.В. и др., М., Инфра-М, 2001

Экономика фирмы. Словарь-справочник / Под ред. В.К. Скляренко, О.И. Волкова.-М., 2000.

www.legprominfo.ru

WWW.webstarstudio.com. Ю.Ф. Попова, О.Ю. Соренсен. «Маркетинг на российских предприятиях. Стратегия, организация, развитие». Электронная версия.

http://www.westfalika.ru/rus_partners.php

http://www.expert.ru/expert/ratings/exp200/i2003/itab1.htm


[1] Воронин Г. 10 лет служения России. // Стандарты и качество. – 2004. - № 5. -  60.

[2] Менеджмент систем качества: Учеб. пособие / М. Г. Круглов, С.К. Сергеев, В.А. Такташов и др. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2000. - 368 с.

[3] Миньо Э. Стратегия стандартов и качества. Структурный эффект стандартизации // Стандарты и качество. – 2000. - № 1.

[4] Лаштдуо В.А. Статистические методы, всеобщее управление качеством, сертификация и кое-что еще..., // Стандарты и качество. – 2000, №4, с. 68-70.

[5] Розова Н. К. Управление качеством. — СПб.: Питер, 2003. — 224 с.:

[6] Круглов М.Г. Менеджмент систем качества, 2003. – 289 с.

[7] WWW.webstarstudio.com. Ю.Ф. Попова, О.Ю. Соренсен. «Маркетинг на российских предприятиях. Стратегия, организация, развитие». Электронная версия.

[8] Афанасьева Л. "Лучшие российские предприятия"// Экономика и жизнь, 2001. № 52. – с. 24-27.

[9] Основные направления повышения качества продукции на предприятиях кожевенно-обувной промышленности / В. П. Рохлин, В . А. Есин, С. И. Овчинников - М.: Лег. индустрия 1980 - 52 с.

[10] Справочник обувщика. Проектирование обуви, материалы. Под ред. А.Н. Калиты. Москва. Легпромбытиздат  - 1988 год.

[11] http://www.expert.ru/expert/ratings/exp200/i2003/itab1.htm

[12] http://www.westfalika.ru/rus_partners.php

[13] Нестеров В.П., Закарян О.С. Проектирование процесса производства обуви. - Киев «Вища школа», 1985 г.

[14] Дубиновский М.З. Маркетинговое предвидение развития российской кожевенной промышленности // Кожа и обувь, 2004. № 3

[15] Костров А.В. Основы информационного менеджмента: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003 – 336 с.