Содержание
Введение. 3
1. Понятие муниципального управления. 4
2. Основные методы осуществления муниципального управления. 8
2.1. Применение инновационных технологий в муниципальном управлении. 8
2.2. Консультационная деятельность в муниципальном управлении. 9
Заключение. 13
Список литературы.. 14
Введение
Проблема эффективности муниципального управления всегда была актуальной, но в настоящее время стала еще острее. Последствия неверно выбранной стратегии и тактики муниципального управления в современных условиях становятся катастрофическими для муниципальных образований. Жизненной необходимостью стало уменьшение риска принятия неверных решений путем использование научных методов управления, широкого использования опыта менеджмента и маркетинга, стратегического планирования и управления. Но вместе с тем переход на современные методы управления, связан с определенными трудностями.
Во-первых, мы не имеем, да и в ближайшем будущем не будем иметь достаточного количества высококвалифицированных муниципальных кадров, способных принимать эффективные самостоятельные решения в переменных условиях.
Во-вторых, наиболее важные стратегические решения носят сложный, комплексный характер и связанные с этими решениями проблемы не под силу даже высококвалифицированным руководителям. В таких случаях требуются специальные научные исследования, проведение которых в рамках отдельного муниципального образования собственными силами осуществить, сложно, да практически и не возможно. Это касается даже крупных муниципальных образований.
Цель работы – изучить методы муниципального управления.
Задачи работы – определить понятие муниципального управления; рассмотреть особенности применения инновационных технологий в муниципальном управлении; изучить сущность консультационной деятельности в муниципальном управлении.
1. Понятие муниципального управления
Муниципальное управление - это деятельность выборных и других органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, объектами муниципального хозяйства, формированию и исполнению местного бюджета. А также иной их деятельностью в различных сферах местной жизни, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования, решения других вопросов местного значения, включая и вопросы организации своей работы, муниципальной службы.
Место и роль муниципального управления в местном самоуправлении определяется следующими характеристиками:
а) муниципальное управление - конкретный вид деятельности по осуществлению местного самоуправления, имеющий функциональную и компетенциональную специфику;
б) муниципальное управление - это прерогатива только органов муниципального управления (местного самоуправления);
в) муниципальное управление - в основном исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного непосредственного руководства экономической, социальной, политической и духовной сферами муниципального образования;
г) муниципальное управление - подзаконная деятельность, регламентируемая муниципальным правом.
В связи с тем, что муниципальное управление осуществляют только органы местного самоуправления, наделенные на это соответствующими полномочиями, следует, что понятие «муниципальное управление» не тождественно понятию «местное самоуправление». Понятие «местное самоуправление» гораздо шире, т.к. включает в себя все формы реализации местного самоуправления (непосредственной демократии, ТОС, органы местного самоуправления), а муниципальное управление является только его частью, которая реализуется органами местного самоуправления.
Для муниципального управления системное представление его компонентов, элементов и их взаимосвязей имеет принципиальное теоретическое и методологическое значение, оттого, что понимается под системой муниципального управления, какие и в каком порядке включаются в нее управленческие проявления, как они соотносятся между собой и реально взаимодействуют, следует, что является муниципальным управлением.
Прежде всего, имеется в виду, взаимосвязь субъекта муниципального управления (органов местного самоуправления) с управляемой системой (муниципальным образованием). Однозначно можно сказать, что субъект муниципального образования не может существовать без соответствующих управляемых объектов (просто теряется смысл их существования вообще) и только в совокупности они могут образовывать систему муниципального управления. Последняя, призвана, обязательно охватывать:
А) организацию и функционирование субъекта управления – органов местного самоуправления (управляющую подсистему);
Б) структуру взаимосвязей управляющей системы с управляемым объектом – муниципальным образованием (управляемой подсистемой);
В) компоненты управляемой подсистемы и их отдельные элементы, которые создают во взаимосвязи структуру управляемой подсистемы и непосредственно воспринимают управленческие воздействия либо участвуют в их формировании.
Теория муниципального управления выявляет объективные закономерности функционирования и развития системы муниципального управления, т.е. ее существенные, необходимые, устойчивые связи, обуславливающие характер, качество, результативность воздействия на развитие муниципального образования. Это - закономерности, принципы и методы построения управленческих отношений, осуществления управленческой деятельности, пути реализации функций управления, кадрового обеспечения, информационного обеспечения и др.
В отличие от местного самоуправления, где местное население выступает и как субъект и как объект в одном лице, в муниципального управления субъектом являются органы местного самоуправления (муниципального управления).
Субъект муниципального управления имеет сложную организационную структуру, представляет собой совокупность организационно-оформленных групп людей, соединенных соответствующими связями, управленческими отношениями.
Вот как трактуют термин «муниципальное управление» авторы некоторых изданий.
Авторы «Основ управления муниципальным хозяйством» утверждают, что «Муниципальное управление есть деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение общественных интересов, осуществляемая в определенных законом формах посредством муниципального хозяйства»[1]. В этом определении объект муниципального управления незаслуженно сведен только к муниципальному хозяйству.
В учебном пособии «Муниципальное управление» авторы утверждают, что: «Для муниципального управления, так же как и для местного самоуправления, в «чистом виде» характерно самостоятельное формирование целей и задач, органов власти и управления, бюджета, ресурсной базы и т.д., но в данном случае все это делается в рамках законодательной базы государства и общегосударственного устройства. Если так понимать самоуправление, то оно равнозначно понятию «муниципальное управление». Следует отметить, что при устранении в муниципальном управлении возможности самостоятельного целеполагания, выбора органов власти и управления и т.д. такое муниципальное управление преобразуется в элемент государственного управления в рамках конкретной территории»[2]. В этом определении смешиваются два разных по содержанию понятия.
Атаманчук Г.В. указывает в «Теории государственного управления», что «основанием видов управления является природа и субстанционначя специфика субъектов управления, исходя из чего, разграничивается государственное управление (субъект управляющих воздействий - государство), менеджмент (субъект управляющих воздействий - предприниматель, собственник, хозяин дела), общественное управление (субъект управляющих воздействий - общество и его структуры). В качестве своеобразной подсистемы управления рассматривается также местное самоуправление (муниципальное управление). Существует членение и общественного управления, в котором наряду с управлением со стороны общественных объединений указывают общественное самоуправление, посредством которого, люди сами формируют и практически реализовывают управляющие воздействия».
В муниципальном управлении субъектом являются органы местного самоуправления, объектом - муниципальное образование, а главной целью - повышение уровня и качества жизни населения, в местном самоуправлении субъект и объект - население муниципального образования, цель - самостоятельное решение вопросов местного значения. Все это регулируется нормами муниципального права[3].
2. Основные методы осуществления муниципального управления
2.1. Применение инновационных технологий в муниципальном управлении
Мировой опыт учит, что с помощью инновационных технологий можно своевременно предотвращать и разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, принимать оптимальные управленческие решения. Инновационные технологии можно представить в виде инновационной системы методов выявления и использования скрытых потенциалов социальных систем, получения общественно полезного результата при наименьших затратах.
Возможности для применения инновационных технологий в различных сферах муниципального образования безграничны. Однако используются они крайне нерационально. Сложилось реальное противоречие между имеющимся интеллектуальным потенциалом современной теории и практики, и уровнем ее использования в различных сферах общественной жизни, но особенно в повышении эффективности муниципального управления.
Составной частью будущих организационных изменений при реализации инновационных программ, является система обучения и повышения квалификации муниципальных служащих на основе разбора реальных ситуаций (кейсов). Такая технология позволяет формировать у муниципальных служащих навыки поиска и внедрения инноваций для решения практических задач. При этом обучение совмещает приятное с полезным, т.к. проводится на рабочем месте в рабочее время.
Необходимо сформировать систему по внедрению инноваций в г. Новосибирске. Она должна иметь следующие обеспечивающие подсистемы:
· организационную – состоящую из горизонтальных сетевых структур, включающих государственные и муниципальные, частные (бизнес) и общественные организации;
· техническую – состоящую из новейших средств вычислительной техники и технологии, мультимедийные средств и ресурсов;
· информационную – состоящую из информационных систем и технологий, в том числе с использованием возможностей Интернета (электронный муниципалитет), включая различные средства массовой информации;
· научную – состоящую из собственного научно-консультативного центра, отдельных консультантов и экспертов;
· экономическую – состоящую из средств муниципального бюджета, внебюджетных и привлекаемых средств;
· нормативную – состоящую из нормативно-правовых актов региональных и муниципальных органов.
Следует также отработать механизм стимулирования инновационной деятельности и реализации проектов и экспериментальных программ в городской и районных администрациях[4].
2.2. Консультационная деятельность в муниципальном управлении
Решение проблем эффективной организации муниципального управления и внедрения современных методов и научной технологии принятия решений возможно через использование консультационной системы - консалтинга. Он уверенно входит в нашу деловую жизнь и становится неотъемлемой его частью. Сегодня в стране работает более 1000 отечественных консалтинговых компаний, объединяющих более 10000 консультантов. С его помощью эффективно реализуются научные и технические достижения в области управления, а также интеллектуальный потенциал ученых и специалистов, привлекаемых в качестве консультантов. Все больше новых задач, которые до недавнего времени не были востребованы, решают сегодня консультанты, разрабатывая и адаптируя имеющиеся технологии под актуальные задачи.
Существующий консалтинговый опыт решения управленческих, стратегических, организационных, маркетинговых и других задач может быть использован в решении задач муниципального управления. Конечно, нельзя забывать о том, что муниципальное образование это система отличная от бизнес-системы. Вместе с тем есть одно очень важное обстоятельство, объединяющее эти на первый взгляд разные хозяйства. И те, и другие для обеспечения своей жизнедеятельности должны быть включены в систему усложняющейся рыночной среды. Более того, в современной ситуации муниципальным образованиям, так же как и бизнес-структурам, необходимо быть эффективными и конкурентоспособными, максимально используя при этом внутренние ресурсы развития. Кроме того, муниципальное образование, так же как и компания на рынке, должно быть продвинуто на рыночном пространстве для привлечения инвестиций и развития. Речь при этом не идет о копировании и применении используемых в бизнесе методов и инструментов, хотя при определенной адаптации они могут быть успешно использованы. Речь, скорее, идет о применении рыночного маркетингового подхода в управлении муниципальным образованием. Именно в освоении этого подхода и могут быть полезны консультанты, накопившие значительный опыт в решении рыночных задач.
На сегодня развитие муниципального консалтинга - единственный и реальный путь повышения эффективности муниципального управления, внедрения научных методов принятия решений и современного научного инструментария. Он еще только складывается, и сейчас чрезвычайно важно выработать приемлемые для нашей действительности формы консультативной деятельности - как организационные, так и функциональные.
Существующая практика муниципального консалтинга показывает, что на его эффективность оказывают негативное влияние следующие факторы:
· разный уровень информированности главы муниципального образования и консультантов;
· разные и зачастую несовместимые представления главы муниципального образования и консультанта о существе, принципах и методах функционирования управленческого механизма в муниципальном образовании;
· недостаточный общий уровень главы муниципального образования, не позволяющий ему понять предложения консультанта, когда по существу они говорят на разных языках;
· определенная осторожность главы муниципального образования, его предубеждения по поводу возможностей науки и боязнь уронить свой престиж, что препятствует нормальным деловым отношениям с консультантом.
Перечисленные негативные моменты преодолеваются с помощью различных форм консалтинга, ориентированных на ту или иную ситуацию, сложившуюся в муниципальном образовании. К наиболее важным проблемам муниципального управления, решение которых связано с необходимостью привлечения ученых и высококвалифицированных экспертов-практиков, можно отнести:
· определение и обоснование миссии и целей, выбор стратегии и обоснование направления развития муниципального образования;
· прогнозирование внешних угроз развития муниципального образования, таких, как тенденции социально-экономической ситуации в стране, политическое и экономическое положение в регионе, изменение правовой ситуации и т.п., диагностика неэффективной деятельности администрации и поиск оптимальных способов их устранения;
· структурная и функциональная перестройка администрации, ее адаптация к изменяющимся условиям деятельности;
· создание положительного социально-психологического климата в администрации;
· подготовка кадров и совершенствование систем материального и морального стимулирования;
· внедрение стратегического планирования и управления, обучение и внедрение современным достижениям в области управления;
· внедрение в практику управления современных информационных технологий.
Часто возникают вопросы общего характера, такие, как решение проблем регулирования местной экономики, выработка инвестиционной политики, поиск эффективных методов стимулирования развития мелкого и среднего бизнеса и др. Иными словами, консультация охватывает, по существу, весь круг ключевых проблем муниципального управления. Советы и рекомендации консультантов должны служить основой для решения этих проблем.
Важным положительным моментом консалтинга является его относительная объективность в решении внутренних проблем муниципального образования. Это беспристрастный взгляд на существующую проблему со стороны, основанный только на знаниях и опыте консультанта, над которым не довлеют личная заинтересованность, устоявшиеся взгляды, традиции, субординация и рутина повседневной деятельности. Объективность и беспристрастность суждений — наиболее ценный аспект консалтинга, имеющий решающее значение для его успеха.
Консалтинг является связующим звеном между теорией и практикой муниципального управления. С его помощью в муниципальное управление внедряются наиболее прогрессивные методы, современные знания, новая техника и технология принятия решений, что способствует постоянному его совершенствованию и рационализации[5].
Заключение
Сегодня теория муниципального управления есть складывающаяся и развивающаяся система знаний о закономерностях, принципах и методах, механизме управления муниципальным образованием и их структурами в целях преобразования общественных отношений, активизации человеческого фактора, социального поведения людей, достижения общественно значимых результатов их деятельности и развития.
Муниципальное управление представляет собой целостную систему общественных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения, вопросы устройства и функционирования муниципальной власти.
Муниципальное управление осуществляется в пределах муниципального образования (городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией), где имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
В целом можно утверждать, что муниципальное управление - это управленческая деятельность базирующаяся на муниципальном праве, муниципальной службе и муниципальной собственности.
Список литературы
1. Васильев А.А. Консультационная деятельность в муниципальном управлении. М.: ЮрайТ, 2004.
2. Васильев А.А. Применение инновационных технологий в муниципальном управлении. М.: ЮрайТ, 2004.
3. Воронов М.М., Манохин С.И. Муниципальное управление. М.: Издательство «НЕВА», 2004.
4. Мальцев В.А. Основы управления муниципальным хозяйством. СПб: Издательство ПИТЕР, 2003.
5. Сафранов М.С. Муниципальное управление. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
[1] Мальцев В.А. Основы управления муниципальным хозяйством. СПб: Издательство ПИТЕР, 2003. С. 65.
[2] Сафранов М.С. Муниципальное управление. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 108.
[3] Воронов М.М., Манохин С.И. Муниципальное управление. М.: Издательство «НЕВА», 2004. С. 199.
[4] Васильев А.А. Применение инновационных технологий в муниципальном управлении. М.: ЮрайТ, 2004. С. 13-14.
[5] Васильев А.А. Консультационная деятельность в муниципальном управлении. М.: ЮрайТ, 2004. С. 25-29.