Содержание

Задание 1. 3

Задание 2. 4

Задание 3. 4

Задание 4. 6

Задание 5. 6

Задание 6. 9

Задание 7. 10

Задание 8. 11

Задание 9. 12

Задание 10. 13

Задание 11. 13

Задание 12. 15

Задание 13. 15

Задание 14. 16

Задание 15. 17

Задание 16. 19

Задание 17. 20

Задание 18. 21

Задание 19. 23

Задание 20. 26

Задание 1

Определите, на каком рынке (рынках) работает Ваша фирма, какой вид (виды) маркетинга при этом используется? (предлагаемый рынку Т/У, вид и состояние конкуренции, рыночная дифференциация)?

Ответ:

Рассматриваемая мной фирма – меховой магазин «Снежная королева» работает на потребительском рынке (рынке товаров народного потребления), который представляет собой совокупность отдельных лиц и домохозяйств, приобретающих товары и услуги для личного потребления. На предприятии используется вид маркетинга в соответствии со спросом на продукцию – поддерживающий.

«Снежная Королева» - одна из крупнейших в России федеральных сетей меховых магазинов. Первый магазин сети открылся в 1998 году в Москве[1].

Меховой салон «Снежная королева» охватывает как на местный, так и региональный рынок. Сегодня в сеть входит девять меховых салонов: пять в Москве и по одному в Санкт-Петербурге, Красноярске, Екатеринбурге и Новосибирске. Стратегия развития компании предполагает открытие новых магазинов и в других городах-миллионниках. Открытие второго магазина в Новосибирске в ближайшие планы компании не входит.

Новосибирский магазин работает в едином для всей сети формате - он занимает 1200 кв. метров. «Снежная королева» на сегодняшний день занимает порядка 5% рынка, и существуют  возможности для дополнительного роста объема продаж.

«Снежная королева» предлагает покупателю меховые изделия итальянского, финского, немецкого производства. Конкурентами «Снежной королевы» являются мультибрэндовый салон «Хлоя», взявшийся за раскрутку сразу нескольких довольно дорогих итальянских марок, салон «Фламинго» (по словам администратора салона Константина Гречишникова, не менее 80% ассортимента здесь составляют коллекции итальянских производителей, а также открывшийся полтора года назад меховой салон итальянской марки Braschi.

Местные игроки мехового рынка по-разному оценивают первые результаты появления «Снежной Королевы». «Снежная Королева» пришла на новосибирский рынок, и это хорошо - благодаря большому ассортименту и агрессивной рекламной политике интерес к этой группе товаров в целом у покупателей значительно повысился.

Сегмент потребителей салона «Снежная королева» - обеспеченные люди (в основном женского пола) среднего возраста (предприниматели, управленцы).

Задание 2

Какие препятствия возникают между Вашим бизнесом и клиентами? Предложите пути преодоления этих препятствий.

Ответ: к основным трудностям бизнеса можно отнести сезонность продукции (наибольшие объемы продаж наблюдаются в преддверье Нового года, наименьшие – в летний период), а также достаточно высокая конкуренция на рынке. «Сезонность» бизнеса является особенностью продукции, а для преодоления конкуренции хорошим «оружием» можно назвать уже завоевавшую известность торговую марку.

Задание 3

Сравните производственный и маркетинговый подход к управлению, заполнив таблицу:

Параметры

Производственный подход

Маркетинговый подход

Какие специалисты стоят во главе фирмы (как правило)

Руководители фирмы имеют как правило техническое образование

Руководство фирмы имеет как правило экономическое образование (маркетологи, менеджмеры)

Внутренние или внешние факторы определяют цели фирмы

Цель фирмы - совершенствование производства, что ведет к росту продаж и максимизации прибыли. Цели фирмы определяют внутренние факторы

Залог достижения целей организации - определение нужд и потребностей целевых рынков и удовлетворение потребителей более эффективными, чем у конкурентов, способами. Цели фирмы определяют внешние факторы

Длительность горизонта планирования

Краткосрочное планирование

Долгосрочное планирование

Характеристика широты ассортимента

Цель - увеличение объемов производства существующего ассортимента товаров. Ассортимент широк

Ассортимент широк, т.к. рассчитан на удовлетворение нужд потребителей

Характеристика степени гибкости производственного процесса

Главная цель концепции – совершенствование производства, следовательно, степень гибкости производственного процесса высока

Степень гибкости производственного процесса зависит от нужд потребителей

Кто инициирует обновление продукции

Руководство предприятия с целью получения прибыли

Обновление продукции происходит с учетом нужд потребителей

Методы ценообразования

Снижение издержек стоимости, максимизация доли товара на рынке

Повышение рентабельности продукции через удовлетворение нужд потребителей более эффективными, чем у конкурентов способами, максимизация прибыли

Роль упаковки

Т.к. концепция рассчитана на серийное и массовое производство, упаковке не придается достаточного внимания, упаковка унифицирована

Индивидуальный подход к упаковке

Факторы конкурентоспособности продукции

Низкая стоимость продукции, массовое производство

Конкурентоспособность товара обеспечивается сосредоточенностью на идее товара, удовлетворяющего нужды потребителей, что предполагает использование определенных методов его создания, поставки и потребления.

 

Задание 4

Какие маркетинговые функции, на Ваш взгляд, развиты в Вашей фирме?

Ответ:

В анализируемой фирме наиболее развиты следующие функции маркетинга: аналитико-оценочная, связанная с изучением рыночного обмена, возможностей предприятия, потребителей, конкурентов и стратегическая, связанная с разработкой и составлением производственных, рекламных, сбытовых и ценовых программ.

Задание 5

Какие внутренние и внешние факторы маркетинговой среды влияют на развитие маркетинга на Вашей фирме?

На деятельность торговой компании оказывает влияние микро- и макро­среда. Микросреда, или внутренняя среда субъекта (предприятия, рынка), непосредственно связана с хозяйственной деятельностью и экономическим поведением субъекта. Макросреда (в данном случае, рынок), или внешнее окру­жение, оперирует происходящими экономическими процессами, объемами производства отраслевого назначения, динамикой макроэкономических показателей и их изменением во времени. Микро- и макросреда связаны между собой, взаимодействуют друг с другом и в своей совокупности составляют маркетинговую среду деятельности розничного предприятия[2].                                         

Проанализируем основополагающие из них.

I. Факторы макросреды (внешняя среда):

- конкуренция. Анализируемый магазин составляет лишь 5 % от общего объема реализации изделий из пушно – мехового  и овчинно – шубного сырья розничных предприятий г. Новосибирска.

- покупатели. Наибольший удельный вес занимают среди покупателей владельцы собственного дела, руководители, служащие (80 % всех покупателей), наименьший удельный вес – учащиеся, пенсионеры, неработающие. Возраст целевого сегмента потребителей 22-35 лет, размер семьи – 2-4 человека, доход на одного члена семьи – более 5 тыс. рублей.        

-  общие тенденции развития внешней среды, включающие изменения демографических показателей, стилей жизни потребителей, технологические открытия и т.д. В настоящее время розничные компании сталкиваются с чрезвычайно сложными, но в то же время несущими огромные перспективы внешними условиями. Потребности покупа­телей находятся в непрерывном «движении», причем скорость изменений по­стоянно растет. Розничные предприятия должны учитывать и соответствующим образом реагировать на увеличение численности пожилых людей и несовер­шеннолетних; важность удобства расположения магазина для семей с несколь­кими источниками доходов, коих становится все больше; нельзя забывать и о том, что людей, желающих посвятить себя торговле, становится все меньше и меньше;

-  этические и правовые аспекты. Сегодня этические нормы, равно как и законо­дательные и общественные правила, требуют повышенного внимания рознич­ных предприятий. Деятельность торговых компаний должна подчиняться корпора­тивным ценностям, общественному мнению и общепринятым правилам. Для того чтобы коммерческие интересы соответствовали интересам общественным, вводятся  нормативно – правовые акты на всех уровнях власти (ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ФЗ «О сертификации продукции и услуг», ФЗ «О защите прав потребителей», Постановление Правительства РФ «Правила продажи отдельных видов товаров», система государственных стандартов и т.д.).

II. Факторы микросреды:

-         месторасположение  торговых предприятий зачастую определяет конечный результат деятельности компании и позволяет получить долгосрочное конкурентное преимущество. Каждое место расположения магазина розничного магазина имеет свои преимущества и недостатки. Выбор какого – то одного из них обусловлен наличием ряда компромиссов, в основном между ценой и ценностью рассматриваемого объекта для конкретного предприятия. Выделяют три типа месторасположения магазинов: центральные деловые районы города, торговые центры и отдельно стоящие торговые точки, каждый из которых имеет свои подкатегории. Меховой салон «Снежная королева» расположен в г. Новосибирске по адресу ул. Советская, 64 – в центре города.

-при планировке (реконструкции) магазина необходимо руководствоваться двумя целями. Во – первых, атмосфера магазина должна соответствовать его имиджу в общей стратегии, для чего прежде всего следует выделить целевого покупателя и разработать концепцию магазина, удовлетворяющую его потребности. Во – вторых, необходимо, чтобы дизайн магазина способствовал принятию решения о покупке. Выполнение данного условия предполагает разработку планировки   магазина и распределение торговых площадей.  Кроме того, следует отметить, планировка, дизайн, способы представления товаров, содержание и последовательность технологических операций определяются и установленным на предприятии методом продажи. Метод продажи представляет собой совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям. Анализируемое предприятие относится к розничным предприятиям с продажей товаров через прилавок. Магазин занимает площадь 1200 кв. м, имеет стильный дизайн и оснащен современным торговым оборудованием,

-         предлагая покупателям высококлассный сервис, торговец имеет возможность увеличить число повторных покупок и создать устойчивое конкурентное преимущество. Однако поддерживать сервис на высоком уровне весьма непросто.

Анализ уровня сервисного обслуживания магазина «Снежная королева» позволяет сделать следующие выводы. Пришедший в магазин покупатель встречает приве­тливое отношение со стороны торгового персонала. При этом благоприятное впечатление оставляют опрятный внешний вид работников магазина, порядок и чистота в торговом зале.

После выявления намерения покупателя продавец - консультант показывает соответствующие товары. При этом он обращает внимание на особенности отдельных товаров, предлагает взамен отсутству­ющих другие однородные товары. В обязан­ности продавца входит и предложение покупателю сопутствую­щих товаров.

Завершается продажа товаров расчетом с покупателями и вы­дачей им покупок. Эти операции выполняется на рабочем месте продавца-кассира.

Задание 6

На примере Вашей фирмы объясните необходимость исследования рынка.

Ответ:

Для анализируемой фирмы существует необходимость  исследования рынка в связи с высокой конкуренцией на рынке. Целесообразно провести маркетинговое исследование предпочтений потребителей, для того, чтобы преложить рынку именно тот товар, который будет пользоваться спросом. Необходимо также исследовать ожидания потребителей по следующим характеристикам (желание приобрести одежду; готовность заплатить высокую цену; предпочтения к определенным свойствам одежды; влияние на решение о покупке (реклама, общение с продавцом, советы друзей), чтобы правильно расставить акценты с целью получения наибольшей прибыли. Целесообразность проведения маркетингового исследования рынка заключается также и в последующем совершенствовании товарной, ценовой, сбытовой политики фирмы.

Задание 7

Укажите основные этапы исследований рынка и заполните схему:

Ответ:

Выработка рекомендаций

 
Схема маркетингового исследования рынка включает следующие 6 этапов:

 

Задание 8

Заполните задание на проведение исследований потребителя

Ответ:

Исследование рынка – это комплекс мероприятий по изучению процессов в сфере товарного обращения, направленных на обеспечение сбалансированности спроса и предложения товаров и услуг[3].

Исследование осуществляется с точки зрения товара, конкурентов, собственно рынка, потребителя.

При проведении исследования потребителя необходимы следующие характеристики

·        Покупательский спрос на продукцию предприятия и конкурентов

·        Запросы и потребности реальных и потенциальных потребителей

·        Мотивы приобретения товаров

·        Покупательские предпочтения

·        Характеристики потребителей

·        Типичные способы использования товара

·        Возможность сегментирования рынка по тем или иным признакам

·        Способы и время совершения покупки

·        Потребности, не удовлетворенные товаром

·        Возможное развитие потребностей реальных и потенциальных покупателей

Задание 9

Укажите преимущества и недостатки первичной информации

Ответ:

Преимущества и недостатки первичной информации представлены в табл.

Достоинства и недостатки первичной информации

Достоинства

Недостатки

Собирается в соответствии с точными целями;

Методология сбора данных известна и контролируется фирмой;

Часто принадлежат фирме и не доступна для конкурентов;

Отсутствие противоречивых данных;

Степень надежности может быть определена;

Может быть единственным способом получения необходимых сведений

Сбор данных может занять много времени;

Могут потребоваться большие затраты;

Некоторые виды информации не могут быть получены;

Подход фирмы может носить ограниченный характер;

Фирма может быть неспособной собирать первичные данные

Задание 10

Укажите преимущества и недостатки вторичной информации

Ответ:

Достоинства и недостатки вторичной информации представлены в табл[4].

Достоинства

Недостатки

1.      Многие ее виды недороги (отраслевые, правительственные издания, периодическая печать и т.д.)

2.      Обычно быстро собирается (в библиотеках, отраслевые, правительственные периодические издания, монографии, могут быть получены и проанализированы очень быстро)

3.      Часто имеется несколько источников (позволяет выявлять различные подходы, получать большие объемы информации и сопоставлять данные)

4.      Источники могут содержать данные, которые невозможно получить самостоятельно

5.      Собранная, из независимых источников, как правило, весьма достоверна

6.      Помогает, на стадии предварительного анализа

7.      Формирует более полное представление о рассматриваемых проблемах

1.      Может не подходить для целей проводимого исследования

2.      Может быть старой или устаревшей

3.      Методология сбора данных (размер выборки, срок выполнения исследования), может быть неизвестна и вторичная информация, может быть недостаточной

4.      Могут публиковаться не все результаты

5.      Могут существовать противоречивые данные

6.      Многие исследовательские проекты не могут быть повторены

Задание 11

Обоснуйте выбор методов исследования, используемых Вашей фирмой

Ответ:

В качестве источников вторичной информации на анализируемом предприятии будут использоваться: внутренние источники вторичной информации (статистическая отчетность; бухгалтерская отчетность; счета клиентов; материалы ранее проведенных исследований; письменная отчетность, хранящаяся в организации), а также внешние источники вторичной информации (периодические издания; книги, монографии и другие непериодические публикации).

В качестве источников первичной информации будут применяться наблюдение и опрос.

Наблюдение представляет собой метод сбора информации посредством фиксации функционирования исследуемых объектов без установления исследователями контактов с ними и отсутствии контроля над факторами, влияющими на их поведение. Техническими средствами при наблюдении могут служить телекамеры, установленные в магазине. Наблюдение обладает следующими достоинствами - простота и относительная дешевизна, исключение искажений, вызываемых контактами объектов с исследователем. Недостатки наблюдения: не позволяет однозначно установить внутренние мотивы поведения объектов и процессы принятия ими решений, результаты могут быть неправильно интерпретированы наблюдателями.

Опрос - это метод сбора информации, путем установления контактов с объектами исследования. Опрос будет проводиться методом анкетирования, это будет массовый разовый выборочный опрос. Достоинство анкетирования состоит в практически неограниченной области его возможного применения, позволяющего получить сведения о текущем поведении объекта, его поведении в прошлом и намерениях в будущем. Недостатки анкетирования заключаются в большой трудоемкости, значительных затратах на проведение опросов, возможном снижении точности полученной информации, связанной с неправильными или искаженными ответами.

Задание 12

Предложите факторы сегментации потребителей Вашего товара (услуги)

Ответ: при сегментации потребителей меховых товаров рассматриваемого мехового салона могут быть учтены следующие факторы: демографические (возраст, пол, состав семьи), социально-экономические (доход, профессия, образование, социальный класс), психографические (личностные предпочтения, стиль жизни), покупательские мотивы (искомые выгоды), покупательское поведение (степень использования, приверженность торговой марке, фаза в покупательском поведении), чувствительность к инструментам маркетинга (чувствительность к цене, чувствительность к рекламе, чувствительность к обслуживанию), товаро-ориентированные признаки (опыт пользования товаром, технико-технологические параметры процессов покупки и потребления, специфика покупки и потребления в отношении товара).

Задание 13

Каким основным требованиям должны удовлетворять рыночные сегменты?

Ответ:

Рыночные сегменты должны удовлетворять следующим основным требованиям[5]:

·        Обладать четким отличием от других сегментов

·        Быть приемлемым для компании

·        Отвечать специфическим требованиям потребителей, в противном случае сегмент бесполезен

·        Быть достаточно крупным для обеспечения гарантий, что дифференцированное отношение к рыку со стороны предприятия будет окуплено

·        Поведение клиента в пределах сегменты должно быть максимально единообразным

Задание 14

Чем дифференцированный маркетинг отличается от концентрированного?

С целью обеспечения разнообразия товаров на рынке предприятие может предложить рынку два или несколько товаров разного качества, оформления, разной расфасовки и упаковки. При этом для каждого сегмента рынка разрабатывается свой товар и использует соответствующий комплекс маркетинга. В таком случае речь идет о товарно-дифференцированном маркетинге (рис 1). Обычно он применяется с целью более глубокого проникновения на каждый из осваиваемых сегментов рынка и увеличения объема продаж[6].

Рис. 1 Схема товарно-дифференцированного маркетинга

В качестве примера такой стратегии может служить возделывание фермером нескольких сортов картофеля или других овощей, расфасовка их в различные упаковки и т. д.

Если товар предназначен лишь для определенной группы покупателей и предприятие выбирает некоторый сегмент рынка и разрабатывает для него соответствующий комплекс маркетинга, это значит, что реализуется целевой (концентрированный) маркетинг (рис.2).

Рис. 2 Схема концентрированного маркетинга

При целевом маркетинге необходимо сегментировать рынок по четким группам покупателей. Этот вид маркетинга предпочтителен для фирм с ограниченными ресурсами. Однако он связан с повышенной долей риска, поскольку избранный сегмент может стать объектов внимания более сильного конкурента.

Примером стратегии этого типа является переработка фермерским хозяйством или иным предпринимателем сельскохозяйственной продукции собственного производства и реализация готовых продуктов, удовлетворяющих платежеспособный спрос отобранных и изученных групп покупателей.

Задание 15

Приведите примеры (5) позиционирования потребительских товаров

Позиционирование товара - это обеспечение отличного от других желательного места товара на рынке и в сознании целевых потребителей, и определение комплекса маркетинговых мероприятий. Так как основной целью позиционирования является занятие определенной и при этом, максимально эффективной позиции товара по отношению к конкурентам, то начинить позиционирование необходимо с исследования рынка и определения позиций конкурентных товаров. Чем более исчерпывающую информацию о присутствующих на рынке товарах, их отличительных особенностях и об отношении потребителей к ним вы получите, с помощью исследования рынка, тем более точно можно определить наилучшую позицию для товара.

Позиционирование товара относительно конкурентов может осуществляться по нескольким направлениям. К ним можно отнести и особенные свойства продукта, и стоимость, и определенное эмоциональное отношение.

1.                           Можно рассмотреть примеры позиционирования в сегменте моющих средств. Так, при позиционировании товара некоторые компании обращали внимание на такие свойства товара как: способность отмывать жирную посуду в холодной воде, максимальную смываемость моющего средства с посуды, содержание крема для рук в моющем средстве и другие свойства. Данный пример показывает способы позиционирования товара с акцентом на его особенные свойства.

2.                           Хорошим примером позиционирования товара с акцентированием внимания на цене является рекламная кампания, наверно многим запомнившейся марки "Дося", со слоганом: "Если не видно разницы - зачем платить больше?".

3.                           В качестве примера можно привести компанию Jonson&Jonson, которая поступила таким образом при продвижении средств по уходу за кожей серии "pH 5.5". До появления этой рекламы потребителей не интересовал уровень кислотности средств, а сейчас надпись «соответствует естественному уровню pH» можно найти на каждом втором косметическом средстве.

4.                           К примеру, при позиционировании женского дезодоранта «Secret» используется «главный козырь» дезодоранта – он создан специально для женщин. Знаменитый слоган, произнесенный женскими устами: «Создан для меня, а не для тебя», заставляет обратить внимание потребителей.

5.                           Компания «Danone» при позиционировании молочных продуктов «Активиа» использует отличительную особенность товара – наличие комплекса уникальных бифидобактерий Essensis, которые способствуют пищеварению и делают данный продукт исключительно полезным.

Задание 16

Опишите для знакомого Вам товара замысел, перечень его потребительских свойств, комплекс услуг, предоставляемых при продаже товара

Товар по замыслу - это продукт как средство удовлетворения конкретной потребности то, что будут покупать, какую потребность он предназначен удовлетворять.

Проанализируем замысел товара на примере стиральной машины Siemens S1 WTF 3002 A. В данном случае товар по замыслу — это качественная стирка белья. В самом деле, потребитель покупает не машину — он платит деньги за возможность не стирать белье вручную, за экономию времени. Выявление «товара по замыслу» позволяет предприятию, во-первых, шире взглянуть на конкурентов (становиться понятно, что конкурентом стиральной машины является не только другая модель той же стиральной машины, но и услуги прачечных), а во-вторых, выбрать наиболее действенные аргументы, которые могут быть использованы в рекламе данного товара.

Потребительские свойства:

Внешний вид:

Модель имеет фронтальную загрузку и довольно широкие люки для загрузки белья. Машина является свободностоящей и не пригодна для встройки в кухонный гарнитур. Так что для нее самое место ванная или место выделенное специально для них. Габариты: 85x40x50 см. Командный аппарат находится довольно далеко от края, непосредственно возле ванночки для засыпания моющих средств. Кнопки управления наоборот выполнены слева панели.

Функциональность:

Максимальная скорость оборотов центрифуги -  1000 оборотов в минуту. Максимальная загрузка белья -  4 кг. У модели есть функция биоэнзимная фаза – это программа, использующая современные "биологические" моющие средства, содержащие энзимы. Программа Биофаза обеспечивает стирку при 35°C-50°C, т.е. при температуре, оптимальной для удаления грязи. Также есть функции: дополнительное полоскание, предварительная стирка – включает в стирку замачивание белья, отключение отжима, быстрая стирка – увеличивает скорость стирки на 30%.

Дополнительные возможности:

Автоматическое управление уровнем пены – предназначено для предотвращения разгерметизации бака.

Дисплей с индикацией хода программ стирки и сушки

Таймер отсрочки начала стирки – предназначено для отсрочки стирки на то время когда вам нужно.

4 программы детской стирки – для более качественной стирки детских пеленок

Модель представлена в 4 цветах (в т.ч. белый)[7]

Вместе с покупкой машины предоставляются следующие услуги: бесплатная доставка, подъем в квартиру, бесплатная установка, 3 года послепродажного бесплатного сервисного обслуживания

Задание 17

Приведите примеры фирм, которые используют для своих товаров:

А) единственную торговую марку

Б) несколько различных торговых марок

Единственную торговую марку используют фирмы "Дженерал электрик", ЗИЛ. Достоинством такого подхода является снижение издержек по выводу товаров на рынок в связи с сокращением расходов на рекламу, обеспечивающую узнаваемость марочного названия. Это тем более необходимо, если имя производителя уже благосклонно воспринимается рынком.

Несколько различных торговых марок использует компания «ПроктерэндГэмбл» (например, стиральные порошки марок «Тайд», «Болд»).

Основное преимущество состоит в том, что компания не связывает свою репутацию с фактом восприятия или не восприятия товара потребителями. Если товар потерпит неудачу, это не нанесет существенного ущерба имиджу организации

Задание 18

Распределите варианты ответов по соответствующим стадиям жизненного цикла

Маркетинговые факторы

Стадии жизненного цикла

Внедрение

Рост

Зрелость

Спад

Позиция товара на рынке

Варианты ответов:

А. Сильная вследствие новизны товара

Б. Появляются конкуренты

В. Появляются модификации товара

Г. Рынок начинают завоевывать конкурирующие товары с новыми свойствами

Прибыль от продажи

Варианты ответов

А. Низкая прибыль в связи с падением спроса

Б. Низкая прибыль в связи с ограниченным производством

В. Рост прибыли

Г. Высокая прибыль массовых продаж

Поведение покупателей

Варианты ответов

А. Контингент покупателей расширяется

Б. Покупатель инертен. Его надо убедить попробовать новый товар.

В. Потребитель склонен к повторным покупкам товара и предпочитает его конкурирующим товарам

Г. Покупатель хорошо знает товар и товары конкурентов

Ответ:

Маркетинговые факторы

Стадии жизненного цикла

Внедрение

Рост

Зрелость

Спад

Позиция товара на рынке

 

Сильная вследствие новизны товара

Появляются конкуренты

Появляются модификации товара

Рынок начинают завоевывать конкурирующие товары с новыми свойствами

Прибыль от продажи

Низкая прибыль в связи с ограниченным производством

Рост прибыли

Высокая прибыль массовых продаж

Низкая прибыль в связи с падением спроса

Поведение покупателей

 

Покупатель инертен. Его надо убедить попробовать новый товар.

Контингент покупателей расширяется

Потребитель склонен к повторным покупкам товара и предпочитает его конкурирующим товарам

Покупатель хорошо знает товар и товары конкурентов

Задание 19

Перечислите факторы, влияющие на цену.

Ответ:

Ценообразование связано с действием многочисленных факторов внешней и внутренней среды, поэтому все остальные технико-экономические параметры анализируют и прогнозируют главным образом, чтобы определить цену на производимые товары и услуги. В реальных условиях цены формируются под воздействием двух групп факторов - внутренних и внешних.

Внутренние факторы - зависят от деятельности самого предприятия.

Структура внутренних факторов:

·        Особые свойства товара (товар, обладающий особыми свойствами, уникальными характеристиками будет иметь более высокую цену, отражающую его качество)

·        Вид, способ производства (серийность производства определяются видом и способом производства определяют серийность выпуска продукции. Как правило, мелкосерийная продукция, а тем более уникальная, единичная, имеют более высокую себестоимость и цену. Товары же массового производства имеют низкие издержки и соответственно на них устанавливаются относительно низкие цены)

·        Реклама

·        Ориентация на жизненные перспективы (освоение предприятием нескольких сегментов рынка диктует необходимость дифференциации цен, с целью удовлетворения потребностей различных категорий покупателей, имеющих разные доходы)

·        Жизненный цикл товара (продолжительность и стадия жизненного цикла товара также оказывают влияние на уровень цены. Обычно, продукция имеет более высокую цену, при коротком жизненном цикле, и относительно низкую - при длительном)

·        Мобильность производства

·        Длительность цикла товародвижения (с ростом числа посредников в цепочке производитель - потребитель, о чем хорошо свидетельствует наша действительность, конечная цена товара существенно возрастает)

·        Организация сервиса (имидж предприятия, отлаженный сервис и послепродажное обслуживание, позволяют устанавливать более высокие цены)

·        Реноме предприятия, фирмы на рынке

Внешние, или макроэкономические, факторы не зависят от деятельности предприятия и учитывают изменение общеэкономических пропорций, условий в стране и за ее пределами.

Структура внешних факторов:

·        Политическая стабильность в стране (политическая стабильность создает предпосылки для планирования работы предприятия на перспективу, а не достижения сиюминутного успеха за счет взвинчивания цен или варварского отношения к окружающей среде)

·        Обеспеченность основными ресурсами

·        Масштабы государственного регулирования экономики и цен (государство может использовать три варианта ограничения цен: 1.Устанавливает цепы (фиксированные цены) введением государственных прейскурантных цен (уголь, нефть, газ, электроэнергия, услуги городского транспорта, железнодорожные тарифы, жилищно-коммунальные услуги); "замораживанием" свободных рыночных цен (эффективно лишь краткосрочное замораживание цен для восстановления ценовых пропорций и подавления инфляции); фиксированием цен предприятий-монополистов; 2.Устанавливает правила, в соответствии с которыми предприятия сами определяют регулируемые государством цены -  установление предельного уровня цеп на отдельные товары: регламентация основных параметров цены (величина прибыли, скидки, косвенные налоги и т.д.); определение предельного уровня разового повышения цен на конкретные товары. 3. Устанавливает правила "рыночной игры" - вводит ряд запретов на недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка (свободные договорные цены); на горизонтальное фиксирование цен (запрет на соглашение двух или более конкурирующих предприятий о поддержании цен на определенном уровне); на вертикальное фиксирование цен (запрет производителям навязывать свои цены поставщикам и торговле); на демпинг (продажу товара ниже себестоимости с целью устранения конкурентов). Отсутствие государственного регулирования цен негативно сказывается на состоянии отдельных производителей и экономике в целом. Естественные монополисты в России сделали заложниками своих узковедомственных интересов всю экономику страны. Отсутствие или нехватка на рынке каких-либо ресурсов, например, топливно-энергетических, сказывается на деятельности ряда предприятий стран СНГ, ставит их в зависимость от импорта)

·        Общий уровень инфляции

·        Характер спроса

·        Наличие и уровень конкуренции

·        Совершенство налогового законодательства

·        Внешнеэкономическая политика государства (налоговая и внешнеэкономическая политика государства может, как стимулировать, так и сдерживать производство и предложение товаров на рынке, понижать или повышать цены на товары и услуги)[8]

Задание 20

Какой метод ценообразования использует Ваша фирма?

Ответ: в процессе осуществления своей деятельности меховой салон «Балу», главным образом, использует стратегию установления цен на уровне конкурентов.

Таким образом, нижним пределом изменения цены данного предприятия является цена закупки товара у поставщика, а верхним выступает цена спроса потребителей. На изменение этих пределов оказывают влияние различные факторы: договоренность с поставщиками об изменении цен закупки, учет уровня торгового обслуживания.

Но при этом следует отметить, что согласно договору поставки на реализацию продукции, заключенным с основным поставщиком, уровень торговой надбавки не должен превышать  15% к отпускной цене, то есть для магазина «Соболь», - к цене закупки.  

Данным предприятием применяется следующая формула расчета уровня торговой надбавки:

            ТН = [ Цз : 100] * 15 ,     

где ТН  - торговая надбавка в % к отпускной цене;

Цз - соответственно цена закупки.

Следует также отметить, что в период падения спроса на товар, представленный в магазине (июнь – август), предприятие, как правило, производит снижение уровня цен в размере 10 – 20%.

Кроме того, имеет место система переоценки товара уже принятого на реализацию. Подобные мероприятия при этом производятся по решению поставщика, о чем он и информирует продавца. Оформление данной операции происходит посредством документарного возврата товара при настоящем уровне цен и заполнения приходного ордера при вновь назначенных ценах.

Список литературы

1.                Ассель Генри. Маркетинг: принципы и стратегия, М.: Инфра-М, 2001. -  С. 19.

2.                Вествуд Дж. Маркетинговый план. — СПб: Питер, 2001. — 256с.

3.                Голубков Е.П. Маркетинг: словарь-справочник, М.: Дело, 2000.  - С. 60.

4.                Голубков Е.П., Основы маркетинга, М.: Финпресс, 1999.  - С. 23.

5.                Голубков Е.П. Исследование и анализ рыночной ситуации // Маркетинг в России и за рубежом. №3 (23), 2001.  - С. 122.

6.                Завгородняя А.В., Ямпольская Д. О. Маркетинговое планирование. — СПб: Питер. 2002. — 352с.

7.                Картер Г. Эффективная реклама. — Бизнес-Информ, 2001. — 244с.

8.                Котлер Ф. и др. Основы маркетинга, второе европейское издание, М.:  Вильямс, 2000. - С. 123.

9.                Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. — СПб, Питер Ком, 1998. — 896с.

10.           Мачадо Р. Маркетинг для малых предприятий. — СПб: Питер Паблишинг, 1998. — 288с.

11.           Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг. — М.: Финансы и статистика, 1999. — 320с.

12.           Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг. — М.: Финансы и статистика, 1999. — 320с.

13.           http://com.sibpress.ru/10.10.2003/lifestyle/61110/

14.           http://advert.nsk.ru/content.php?id=1169


[1] http://com.sibpress.ru/10.10.2003/lifestyle/61110/

[2] Леви М., Вейтц Бартон А. Основы розничной торговли. – Санкт – Петербург, 1999. – с.148.

[3] Голубков Е.П. Маркетинг: словарь-справочник, М.: Дело, 2000.  - С. 60.

[4] Котлер Ф. и др. Основы маркетинга, второе европейское издание, М.:  Вильямс, 2000. - С. 123.

[5] Котлер Ф. и др. Основы маркетинга, второе европейское издание, М.:  Вильямс, 2000. - С. 123.

[6] Ассель Генри. Маркетинг: принципы и стратегия, М.: Инфра-М, 2001. -  С. 19.

[7] http://advert.nsk.ru/content.php?id=1169

[8] Завгородняя А.В., Ямпольская Д. О. Маркетинговое планирование. — СПб: Питер. 2002. — 352с.