Особенности закаливания в спортивной практике

Закаливание очень важный элемент в тренировках любого спортсмена. Оно играет огромную роль для оздоровления и тренировки всего организма. По большому счету методы закаливания обычных людей не отличаются от методов закаливания спортсменов.

Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество - выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней. [1]

Закаливание принесёт положительный результат лишь в том случае, если сила и длительность действия закаливающий процедур будут наращиваться постепенно. Впрочем, этот принцип определяется самой сущностью закаливания. Постепенное приспособление организма к различным температурным режимам.

По данным одного ученого изменения реакции организма на воздействие, развиваются в результате повторного охлаждения, сохраняются и закрепляются лишь при строгом режиме повторения. Если закалённый человек прекращает систематическое охлаждение организма, то возникает устойчивость к температурным воздействиям. В этом случае не происходит быстрой адаптационной реакции. Так, проведение закаливающих процедур в течение двух-трёх месяцев, а затем их прекращение приводит к тому, что закалённость организма исчезает через три-четыре недели, а у детей ещё быстрее. Прекращение закаливания неизбежно влечёт за собой снижение достигнутой устойчивости организма к холоду. Поэтому закаливающие процедуры должны быть спутником человека в течение всей жизни. Они принесут пользу, если будут проводиться не по принуждению, а станут составной частью каждодневной деятельности человека, его потребностью, как, например, приём пищи, сон. Только в этом можно ожидать желательный эффект от закаливания.

Закаливание обеспечивает тренировку  и успешное функционирование терморегуляторных механизмов, приводит к повышению общей и специфической устойчивости организма к неблагоприятным внешним воздействиям.

В спортивной практике применяют следующие принципы закаливания:

1. Общее закаливание организма.

·        Обливание холодной водой в разные времена года.

·        Упражнения на снегу.

·        Купание в проруби.

2. Закаливание ударных частей тела (руки, ноги, туловище).

·    Отжимания (на жесткой поверхности, на циновке, рисе, горохе, стекле и т.п.)

·        Накатывание (круглой поверхностью, граненой поверхностью)

·        Набивка (по мягкой поверхности (мешки, макивары и т.п.),  по песку, гороху, рису, гравию и т.п, по деревянной поверхности)

В процессе закаливания при многократном воздействии специфических раздражителей под влиянием нервной регуляции формируются определённые функциональные системы, обеспечивающие приспособительный эффект организма. При этом приспособительные реакции происходят в нервной системе, в эндокринном аппарате, во внутренних органах, на тканевом и клеточном уровнях. Благодаря этому организм получает возможность безболезненно переносить чрезмерное воздействие холода, высокой температуры и т.п. [2]

Закаливание может осуществляться в ходе специально организованных занятий, в процессе приёма закаливающих процедур и в повседневной жизни. Приступать к закаливанию можно практически в любом возрасте. Однако чем раньше оно начато, тем здоровее и устойчивее будет организм. Предварительно следует обязательно посоветоваться с врачом. Он не только проверит состояние здоровья, но и поможет установить форму закаливающих процедур и их дозировку. При острых заболеваниях и явлениях обострения хронических недугов принимать закаливающие процедуры в спортивной практике нельзя. В процессе закаливания необходимо систематически консультироваться с врачом и проверять эффективность процедур. [3]

Закаливание организма может быть успешным только при правильном проведении соответствующих процедур. На основании исследований и практического опыта были установлены следующие основные гигиенические принципы закаливания:

·         систематичность,

·         постепенность,

·         учёт индивидуальных особенностей,

·         разнообразие средств и форм,

·         активный режим,

·         сочетание общих и местных процедур,

·         самоконтроль.

Принцип систематичности требует регулярного (ежедневного) на протяжении всего года выполнения закаливающих процедур. Длительные перерывы в закаливании ведут к ослаблению или полной утрате приобретённых защитных реакций. Обычно через 2-3 недели после прекращения процедур устойчивость организма к закаливающему фактору понижается.

Постепенное и последовательное увеличение дозировки процедур - обязательное условие правильного закаливания. Оно должно начинаться с небольших доз и простейших способов.

При выборе дозировки и форм проведения закаливающих процедур необходимо учитывать индивидуальные особенности организма (возраст, состояние здоровья). Эффективность закаливания увеличивается, если его проводить при активном режиме, т.е. Если выполнять во время процедур физические упражнения или какую-либо мышечную работу. Особенно высокая степень устойчивости организма была отмечена у лиц, применяющих закаливание в сочетании с физическими упражнениями, которые выполнялись при резко меняющихся температурных условиях. Поэтому занятия такими видами спорта, как плавание, лыжный и конькобежный спорт, лёгкая атлетика, альпинизм и туризм, дуют высокий закаливающий эффект. [4]

Закаливающие процедуры в спортивной практике разделяют на общие, когда воздействию подвергается вся поверхность тела, и местные, направленные на закаливание отдельных участков тела. Местные процедуры оказывают менее сильное действие, чем общие. Но добиться полезного эффекта можно и при местном закаливании, если умело подвергать воздействию температурных факторов наиболее чувствительные к охлаждению участки тела - ступни, горло, шею. Сочетание общих и местных закаливающих процедур в значительной степени повышает устойчивость организма к неблагоприятным внешним факторам.

В процессе закаливания необходим постоянный самоконтроль. Показателями правильного проведения закаливания и его положительных результатов являются: крепкий сон, хороший аппетит, улучшение самочувствия, повышение работоспособности и др. Появление бессонницы, раздражительности, снижение аппетита, падение работоспособности указывают на неправильное проведение закаливания. В этих случаях необходимо изменить форму и дозировку процедур и обратиться к врачу. [5]

Широко известны различные способы закаливания - от воздушных ванн до обливания холодной водой. Полезность этих процедур не вызывает сомнений. С незапамятных времен известно, что ходьба босиком - замечательное закаливающее средство. Зимнее плавание высшая форма закаливания. Чтобы ее достичь, человек должен пройти все ступени закаливания. Эффективность закаливания возрастает при использовании специальных температурных воздействий и процедур. Основные принципы их правильного применения должны знать все: систематичность и последовательность; учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья и эмоциональные реакции на процедуру. Еще одним действенным закаливающим средством может и должен быть до и после занятий физическими упражнениями контрастный душ. Контрастные души тренируют нервно-сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки, совершенствуя физическую терморегуляцию, оказывают стимулирующее воздействие и на центральные нервные механизмы. Опыт показывает высокую закаливающую и оздоровительную ценность контрастного душа, как для взрослых, так и для детей. Хорошо действует он и как стимулятор нервной системы, снимая утомление и повышая работоспособность.

Закаливание в своей основе представляет своеобразную тренировку всего организма, и прежде всего терморегуляционного аппарата, к действию различных метеорологических факторов.

Закаливание позволяет использовать скрытые возможности организма спортсмена, мобилизовать в нужный момент защитные силы и тем самым устранить опасное влияние на него неблагоприятных факторов внешней среды.

Список литературы

1.                Бутин И.М. Лыжный спорт: Учебник для студентов педагогических институтов по специальности № 2114 “Физическое воспитание” – М.: Просвещение, 2000. -431с.

2.                Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техн. Физ. Культ. Под редакцией А.А. Гужаловского. – М.: Физкультура и спорт, 2001.-358с.

3.                Теория и методика физического воспитания: Учебник пособие для студентов пед. Институтов и педучилищ по специальности № 2115 “Начальная военная подготовка и физ. Воспитание” № 9; № 10 “Физ. Культура” Б.М. Шиян, Б.А. Ашмарин, Б.Н Минаев и др. Под редакцией Б.М. Шияна – М.:  Просвещение, 2001.-397с.

4.                Боген М.М. Обучение двигательным действиям. – М.: Физкультура и спорт, 2001.-410с.

5.                Введение в теорию физической культуры. Под редакцией Л.П. Матвеева – М.:  Физкультура и спорт, 2002.-346с.


[1] Теория и методика физического воспитания: Учебник пособие для студентов пед. Институтов и педучилищ по специальности № 2115 “Начальная военная подготовка и физ. Воспитание” № 9; № 10 “Физ. Культура” Б.М. Шиян, Б.А. Ашмарин, Б.Н Минаев и др. Под редакцией Б.М. Шияна – М.:  Просвещение, 2001.-97с.

[2] Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техн. Физ. Культ. Под редакцией А.А. Гужаловского. – М.: Физкультура и спорт, 2001.-153с.

[3] Боген М.М. Обучение двигательным действиям. – М.: Физкультура и спорт, 2001.-133с.

[4] Бутин И.М. Лыжный спорт: Учебник для студентов педагогических институтов по специальности № 2114 “Физическое воспитание” – М.: Просвещение, 2000. -127с.

[5] Введение в теорию физической культуры. Под редакцией Л.П. Матвеева – М.:  Физкультура и спорт, 2002.-207с.