Содержание

 

Введение. 3

1. Понятие несостоятельности (банкротства) 5

2. Механизм защиты предприятий от банкротства в Российской Федерации. 7

3. Внешнее управление. 9

3.1 Порядок перехода к внешнему управлению в процедуре банкротства. 9

3.2 Порядок назначения, освобождения и отстранения внешнего управляющего  11

3.3 Права и обязанности внешнего управляющего. 13

3.4 План внешнего управления. 15

3.5 Отчет внешнего управляющего. 18

Заключение. 21

Список литературы.. 22

Введение

Хозяйствующие субъекты вступают в мно­гочисленные взаимоотношения друг с другом, банками, различ­ными финансовыми институтами, правительством, в том числе в лице налоговых органов, и другими организациями. Чаще всего эти отношения носят денежный характер, который определяется законом или договором. В тех случаях, когда денежный размер обязательства превышает определенный предел и очевидна невоз­можность их погашения из стоимости имущества, юридические и физические лица могут быть объявлены несостоятельными (банкротами). Тогда их коммерческая деятельность прекращает­ся, имущество реализуется для удовлетворения требований кре­диторов. Поэтому банкротство является той гранью, за которой предполагается прекращение конкретной коммерческой или иной деятельности должника.

Несостоятельность хозяйствующих субъектов — явление рас­пространенное и типичное для стран с рыночной экономикой. Поэтому в относительно стабильных экономических условиях несостоятельность предприятий носит локальный характер. Со­гласно общепринятым представлениям, несостоятельность рас­сматривается как определенное негативное положение субъекта в системе экономических связей, которое характеризуется уров­нем неплатежеспособности субъекта по своим обязательствам.

Процесс неравномерного развития экономики и тем более отдельных ее частей, колебания объемов производства и сбыта, возникновения значительных спадов производства характеризуется как кризисная ситуация, которую следует рассматривать не как стечение неблагоприятных ситуаций, а как некую общую закономерность, свойственную рыночной экономике. Кризисные ситуации, для преодоления которых не было принято соответствующих профилактических мер, могут привести к чрезмерному разбалансированию экономического организма предприятия с соответствующей неспособностью продолжения финансового обеспечения производственного процесса, что квалифицируется как банкротство предприятия. Преодоление этого состояния требует применения специальных мер (процедур) либо прекращения деятельности предприятия и его ликвидацию.

Другим обстоятельством, также связанным с закономерностями рыночной экономики и характеризующим процессы возникновения кризисных ситуаций и банкротств, является определенный характер жизненного цикла предприятия, тенденции существования и развития которого на практике связаны с возникновением кризисных ситуаций и банкротств.

Это представляется естественным и целесообразным в условиях развитой рыночной экономики, предполагает создание и функционирование отлаженного механизма и процедуры банкротства. Вместе с тем, убыточность многих предприятий обусловлена объективными причинами, а их ликвидация может привести к массовой безработице и серьезным социальным потрясениям. Поэтому столь актуальным является своевременное принятие соответствующих мер, чтобы этого не допустить.

Цель данной работы – рассмотреть внешнее управление имущества должника. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

-  определить сущность банкротства;

- рассмотреть механизм защиты хозяйствующего субъекта от банкротства;

- рассмотреть существенные моменты осуществления внешнего управления.

1. Понятие несостоятельности (банкротства)

Несостоятельность (банкротство) предприятия – это неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая невозможность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над стоимостью его имущества или в силу неудовлетворительной структуры его баланса.

Юридическое   лицо   считается   неспособным  удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и (или)  исполнить обязанность  по уплате обязательных платежей,  если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им  в  течение  трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.[1]

Банкротом предприятие может быть объявлено по решению арбитражного суда или добровольно. Следует учитывать, что банкротство, кроме реального, может быть умышленным или фиктивным. Умышленное банкротство проявляется в том, что руководитель или собственник в личных чьих-либо интересах преднамеренно делает предприятие неплатежеспособным. Фиктивное банкротство – это заведомо ложное объявление о несостоятельности предприятия с целью получения от кредиторов отсрочки (рассрочки) платежей или скидки с долгов.

При рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:[2]                 

-  наблюдение;                                                  

- финансовое оздоровление;                                     

- внешнее управление;                                          

- конкурсное производство;                                     

- мировое соглашение. 

Процесс объявления предприятия банкротом включает в себя три основные стадии:

1) Предприятие признается неплатежеспособным на основе выявления неудовлетворительной структуры его баланса. Об этом оно получает уведомление от федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству. Директор предприятия отстраняется от работы по решению органа, уполномоченного принимать такое решение. При смещении директора назначается управляющий, имеющий четкие права и обязанности. Санкция не применяется в том случае, если причиной неплатежеспособности является выполненный предприятием, но не оплаченный госзаказ.

2) К должнику – предприятию могут быть применены реорганизационные или ликвидационные процедуры, а также мировое соглашение. Реорганизационные процедуры включают внешнее управление имуществом должника арбитражным управляющим и финансовое оздоровление предприятия – должника в результате оказания ему финансовой помощи собственником, кредиторами и иными лицами. Мировое соглашение между должником и кредиторами может быть достигнуто по поводу отсрочки (рассрочки) причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.

На этой стадии проводится углубленный анализ финансового и экономического положения предприятия, по результатам которого принимается одно из следующих решений:

- оказать предприятию государственную финансовую поддержку;

- приватизировать его в обязательном порядке с особыми, индивидуальными для каждого предприятия условиями;

- преобразовать предприятие в казенное, то есть фактически в бюджетное;

- продать предприятие или с сохранением юридического лица, или его паев, или имущества.

3) Предприятие объявляется банкротом после признания факта о несостоятельности арбитражным судом или в связи с официальным объявлении о банкротстве должником при его добровольной ликвидации.

Согласно статьи 65 Гражданского кодекса несостоятельность (банкротство) юридического лица, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов по решению суда. Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются Федеральным законом от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

2. Механизм защиты предприятий от банкротства в Российской Федерации

Несостоятельность (банкротство) является категорией рыночной системы и выступает следствием разбалансированности экономического механизма воспроизводства капитала предприятия, результатом его неэффективной ценовой, инвестиционной и финансовой политики. Массовое банкротство предприятий может вызвать серьезные негативные социальные последствия, поэтому в странах с рыночной экономикой выработан определенный механизм упреждения и защиты предприятий от банкротства. Основные элементы этого механизма:

- правовое регулирование банкротства;

- организационное, экономическое и нормативно-методическое обеспечение принятия решений о несостоятельности (банкротстве) предприятий;

- меры государственной финансовой поддержки неплатежеспособных предприятий в целях сохранения перспективных товаропроизводителей;

- финансирование реорганизационных и ликвидационных мероприятий;

- экономическая защита интересов всех участников процедуры банкротства;

- ведение реестра неплатежеспособных предприятий, гласность и доступность информации о банкротах для широкой общественности.

Основой нормативно-правовой базы банкротства предприятий служит Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон РФ от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

За последнее десятилетие Государственная Дума РФ, учитывая важность для экономики страны законодательной базы регулирования процедуры банкротства, трижды занималась разработкой и принятием Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве): от 19.11.1992 №3929-1, от 08.01.98 №6-ФЗ, от 26.10.02 №127-ФЗ. При этом целенаправленность действия нового закона претерпела принципиальные изменения. Так, если Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) от 08.01.98 №6-ФЗ, прежде всего, был направлен на защиту интересов кредиторов, то цель нового закона от 26.10.02 №127-ФЗ существенно изменена. Реализация его положений позволяет решить более широкий и значимый круг задач:

- оздоровление экономики путем банкротства неэффективно работающих предприятий;

- защита интересов кредиторов, которые так и не получили от заемщика ожидаемых доходов на вложенный капитал в связи с нерациональным его использованием;

- защита интересов инвесторов;

- восстановление финансовой устойчивости несостоятельных предприятий, оказавшихся не по своей вине в трудном финансовом положении, хотя многих из них можно отнести к потенциально перспективным хозяйствующим субъектам.

3. Внешнее управление

3.1 Порядок перехода к внешнему управлению в процедуре банкротства

 

Арбитражный  суд   по   итогам   рассмотрения   результатов проведения  финансового  оздоровления  вправе вынести определение о введении внешнего управления в случае:                            

- установления реальной возможности восстановления платежеспособности должника;                                       

- подачи в  арбитражный  суд  ходатайства  собрания кредиторов о переходе к внешнему управлению;                                    

- проведения собрания  кредиторов,  на  котором   было   принято решение  об  обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника  банкротом  и  об   открытии   конкурсного   производства, появления    обстоятельств,    дающих   основания   полагать,   что платежеспособность должника может быть восстановлена;             

Совокупный  срок  финансового   оздоровления   и   внешнего управления не может превышать два года.                           

В случае,  если с даты введения  финансового  оздоровления  до даты  рассмотрения  арбитражным  судом  вопроса о введении внешнего управления прошло более чем восемнадцать месяцев,  арбитражный  суд не может вынести определение о введении внешнего управления. 

Цель внешнего управления — восстановление платежеспособно­сти должника с передачей полномочий по управлению внешнему управляющему. Поэтому с момента введения внешнего управления:[3]

- руководитель должника отстраняется от должности, а управле­ние его делами возлагается на внешнего управляющего;

- прекращаются полномочия органов управления должника и соб­ственника имущества должника — унитарного предприятия;

- органы управления должника в течение трех дней с момента назначения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и другой документации, печати и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;

- снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

- вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника.

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов распрост­раняется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления.

Мораторий включает в себя следующие положения:

- не допускается взыскание по исполнительным и иным доку­ментам;

- приостанавливается исполнение ранее вступивших в законную силу исполнительных документов по имущественным взысканиям, кроме исполнительных документов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здо­ровью, и морального вреда;

- не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, а также подлежащие уплате проценты.

Это не распространяется на требования, наступившие после вве­дения внешнего управления.

Кредиторы вправе предъявить свои требования  к  должнику  в любой  момент  в  ходе  внешнего  управления.  Указанные требования направляются  в  арбитражный  суд   и   внешнему   управляющему   с приложением  судебного  акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании  определения  арбитражного  суда  о  включении  указанных требований в реестр требований кредиторов.

Установленный  арбитражным  судом  срок внешнего управления продлевается арбитражным судом в случае, если:                    

- собранием кредиторов   принято   решение  об  утверждении  или изменении плана внешнего управления,  в котором  предусмотрен  срок внешнего управления,  превышающий первоначально установленный срок, но не более чем максимальный срок внешнего управления;            

- собранием кредиторов   по   результатам   рассмотрения  отчета внешнего управляющего в связи с итогами внешнего управления принято решение  об  обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении внешнего управления  на  срок,  предусмотренный  решением  собрания кредиторов, но не более чем максимальный срок внешнего управления.

3.2 Порядок назначения, освобождения и отстранения внешнего управляющего

                                                                   

Внешний управляющий утверждается арбитражным судом  одновременно  с  введением  внешнего  управления. До даты утверждения внешнего управляющего арбитражный суд возлагает исполнение  обязанностей  и  осуществление прав внешнего управляющего  на  лицо, исполнявшее     обязанности временного управляющего или административного управляющего должника.                           

Об утверждении внешнего управляющего арбитражный  суд  выносит  определение, которое подлежит немедленному исполнению.                                                     

 Определение об утверждении внешнего управляющего может быть обжаловано, при этом   обжалование   определения   об  утверждении  внешнего  управляющего не влечет за собой приостановление его исполнения.   

Внешний управляющий может быть освобожден арбитражным судом  от исполнения обязанностей внешнего управляющего по заявлению внешнего  управляющего  об  освобождении  его  от исполнения обязанностей внешнего управляющего.                    

Определение  арбитражного  суда  об  освобождении  внешнего  управляющего  от  исполнения  обязанностей  внешнего   управляющего  подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано. Внешний   управляющий,    освобожденный    от    исполнения обязанностей  внешнего  управляющего,  обязан  обеспечить  передачу бухгалтерской и иной  документации  должника,  печатей  и  штампов, материальных   и   иных   ценностей   в  течение  трех  дней  вновь утвержденному внешнему управляющему.                              

В случае освобождения внешнего управляющего арбитражный суд утверждает нового внешнего управляющего.

Внешний  управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей внешнего управляющего:[4]                 

- на основании   решения  собрания  кредиторов  об  обращении  в арбитражный  суд  с  ходатайством  в случае неисполнения  или ненадлежащего  исполнения  внешним  управляющим возложенных на него обязанностей  или  невыполнения  предусмотренных  планом внешнего управления мер по восстановлению платежеспособности;              

- в связи  с  удовлетворением  арбитражным  судом  жалобы  лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение внешним управляющим возложенных на него обязанностей при условии,   что   такое  неисполнение  или  ненадлежащее  исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника или его кредиторов;                                                       

-  в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица  внешним  управляющим,  а   также   в   случае,   если   такие обстоятельства возникли после утверждения лица внешним управляющим.

Определение   арбитражного  суда  об  отстранении  внешнего управляющего  от  исполнения  обязанностей  внешнего   управляющего подлежит   немедленному   исполнению   и   может  быть  обжаловано. Обжалование определения арбитражного суда об  отстранении  внешнего управляющего не приостанавливает исполнение такого определения.   

В случае отстранения внешнего управляющего арбитражный  суд утверждает  нового  внешнего управляющего.

Внешний    управляющий,    отстраненный    от    исполнения обязанностей  внешнего  управляющего,  обязан  обеспечить  передачу бухгалтерской  и  иной  документации  должника,  печатей и штампов, материальных  и  иных  ценностей   вновь   утвержденному   внешнему управляющему в течение трех дней с момента его утверждения.

3.3 Права и обязанности внешнего управляющего       

                                                                   

                                                                         

Внешний управляющий имеет право:                          

- распоряжаться имуществом  должника  в  соответствии  с  планом внешнего  управления  с  ограничениями,  предусмотренными настоящим Федеральным законом;                                              

- заключать от имени должника мировое соглашение;              

 - заявлять отказ от исполнения договоров должника;

- предъявлять в арбитражный суд от  своего  имени  требования  о признании недействительными сделок и решений,  а также о применении последствий недействительности ничтожных  сделок,  заключенных  или исполненных    должником   с   нарушением   требований   Федерального закона о несостоятельности (банкротстве);                                               

Внешний управляющий обязан:[5]                               

- принять в  управление  имущество  должника  и   провести   его инвентаризацию;                                                   

- разработать план внешнего управления  и  представить  его  для утверждения собранию кредиторов;                                  

- вести бухгалтерский,   финансовый,   статистический   учет   и отчетность;                                                       

- заявлять в  установленном  порядке   возражения   относительно предъявленных к должнику требований кредиторов;                   

- принимать меры по взысканию задолженности перед должником;   

- вести реестр требований кредиторов;                          

- реализовывать мероприятия,  предусмотренные  планом   внешнего управления;

- информировать комитет  кредиторов  о  реализации  мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;                       

- представить собранию  кредиторов  отчет  об  итогах реализации плана внешнего управления.                                       

Сделки,  влекущие за собой  получение  или  выдачу  займов, выдачу поручительств или гарантий, уступку прав требований, перевод долга,  отчуждение  или  приобретение  акций,  долей  хозяйственных товариществ   и   обществ,  учреждение  доверительного  управления, совершаются внешним  управляющим  после  согласования  с  собранием кредиторов  (комитетом  кредиторов).  Указанные  сделки могут заключаться внешним  управляющим  без  согласования  с собранием  кредиторов  (комитетом  кредиторов),  если возможность и условия  заключения  таких  сделок  предусмотрены  планом  внешнего управления.                                                       

Имущество, являющееся предметом залога, продается только на открытых торгах.  Продажа имущества,  являющегося предметом залога, допускается только  при  согласии  кредитора,  требования  которого обеспечены  залогом этого имущества.  В указанном случае требования кредитора,  обеспеченные  залогом,  погашаются  за  счет  стоимости проданного  имущества преимущественно перед иными кредиторами после продажи  предмета  залога,  за   исключением   обязательств   перед кредиторами  первой  и второй очереди,  права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.          

Внешний управляющий в течение трех месяцев с даты  введения внешнего  управления  вправе  отказаться  от исполнения договоров и иных сделок должника, если   такие   сделки   препятствуют восстановлению  платежеспособности  должника  или  если  исполнение должником  таких  сделок  повлечет  за собой убытки для должника.

В случаях,  если  размер  денежных  обязательств  должника, возникших после введения внешнего управления, превышает на двадцать процентов размер требований  конкурсных  кредиторов,  включенных  в реестр  требований  кредиторов,  сделки,  влекущие  за  собой новые денежные   обязательства   должника,   за    исключением    сделок, предусмотренных   планом  внешнего  управления,  могут  совершаться внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов). В противном случае сделка может быть признана судом недействительной.

3.4 План внешнего управления

 

Не  позднее  чем  через  месяц  с  даты  своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего  управления  и представить его собранию кредиторов для утверждения. План внешнего  управления  должен  предусматривать   меры   по восстановлению   платежеспособности  должника,  условия  и  порядок реализации указанных мер,  расходы на их реализацию и иные  расходы должника.                                                         

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:[6]

- перепрофилирование производства;

- закрытие нерентабельных производств;

- взыскание дебиторской задолженности;

- продажа части имущества должника;

- уступка прав требования должника;

- исполнение   обязательств  должника   собственником имущества должника — унитарного предприятия учре­дителями (участниками) должника либо третьими ли­цами;

- увеличение уставного капитала должника за счет взно­сов участников и третьих лиц;

- размещение дополнительных,  обыкновенных  акций должника;

- продажа предприятия должника;

-  замещение активов должника;

- иные меры по восстановлению платежеспособности должника.

Рассмотрение  вопроса  об  утверждении  и  изменении  плана внешнего управления относится к исключительной компетенции собрания кредиторов.                                                        План    внешнего   управления   рассматривается   собранием кредиторов,  которое созывается внешним управляющим не позднее  чем через два месяца с даты утверждения внешнего управляющего.  Внешний управляющий  уведомляет  конкурсных  кредиторов  и   уполномоченные органы  о  дате,  времени  и месте проведения указанного собрания, обеспечивает  возможность ознакомления с планом внешнего управления не менее чем за четырнадцать дней  до  даты  проведения  указанного собрания.                                                          

Собрание кредиторов имеет право принять одно из решений:  

- об утверждении плана внешнего управления;                    

- об отклонении  плана  внешнего  управления   и   обращении   в арбитражный  суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Указанное решение должно предусматривать срок созыва следующего  собрания  кредиторов для  рассмотрения  нового плана внешнего управления,  при этом срок созыва собрания кредиторов не может превышать  два  месяца  с  даты принятия указанного решения;                                      

- об отклонении плана внешнего управления и отстранении внешнего управляющего    с   одновременным   утверждением   саморегулируемой организации,  из числа членов которой должен быть утвержден внешний управляющий, и требований к кандидатуре внешнего управляющего.    

Утвержденный собранием кредиторов план внешнего  управления представляется в арбитражный суд внешним управляющим не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов. В  случае,  если  в течение четырех месяцев с даты введения внешнего управления в арбитражный суд не представлен план  внешнего управления,   утвержденный   собранием   кредиторов,   и  собранием кредиторов  не  заявлено  ходатайство,  об отстранении внешнего управляющего, арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.                   

План внешнего управления  может    быть     признан недействительным   полностью   или   частично   арбитражным  судом,  рассматривающим дело о банкротстве,  по ходатайству лица  или  лиц, права  и  законные  интересы  которых были нарушены. 

В план внешнего управления на основании решения органа управления должника может быть включена продажа предприятия, под которым согласно ст. 110 Закона о несостоятельности (банкротстве) понимается имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности. Объектом продажи могут также служить филиалы и иные структурные подразделения должника – юридические лица.

 

При продаже предприятия  отчуждаются  все  виды  имущества, предназначенного      для     осуществления     предпринимательской деятельности,  в том числе  земельные  участки,  здания,  строения, сооружения,   оборудование,   инвентарь,  сырье,  продукция,  права требования,  а  также  права  на  обозначения,  индивидуализирующие должника,  его продукцию,  работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки,  знаки обслуживания), другие принадлежащие должнику исключительные права,  за исключением прав и обязанностей,  которые не могут быть переданы другим лицам.                              

Денежные обязательства и  обязательные  платежи должника   не  включаются  в  состав  предприятия,  за  исключением обязательств должника,  которые возникли после принятия заявления о признании  должника  банкротом  и  могут  быть  переданы покупателю предприятия.

При продаже предприятия все трудовые договоры,  действующие на дату   продажи  предприятия,  сохраняют  силу,  при  этом  права  и обязанности работодателя переходят к покупателю предприятия.      

Планом   внешнего   управления   может  быть  предусмотрено создание нескольких  открытых  акционерных  обществ  с  оплатой  их уставных   капиталов   имуществом   должника,  предназначенным  для осуществления  отдельных  видов  деятельности.   Состав   имущества должника,   вносимого   в  оплату  уставных  капиталов  создаваемых открытых  акционерных   обществ,   определяется планом внешнего управления. Величина уставных капиталов указанных обществ определяется  на основании  рыночной стоимости вносимого имущества,  определенной на основании отчета независимого оценщика с учетом предложений  органа управления    должника,    уполномоченного    в    соответствии   с учредительными   документами   принимать   решение   о   заключении  соответствующих сделок должника.

3.5 Отчет внешнего управляющего

     

Внешний управляющий обязан представить на рассмотре­ние собрания кредиторов свой отчет по результатам внешнего управления при наличии оснований для досрочного прекра­щения внешнего управления — в случае накопления денежных средств, достаточных для удовлетворения всех требований кре­диторов, включенных в реестр, а также по требованию лиц, имеющих право на созыв собрания кредиторов. Отчет внеш­него управляющего должен содержать:

- баланс должника на последнюю отчетную дату;

- отчет о движении денежных средств;

- отчет о прибылях и убытках должника;

- сведения о наличии свободных денежных средств и иных средств должника, которые могут быть направле­ны на удовлетворение требований кредиторов по денеж­ным обязательствам и на уплату обязательных платежей должника;

- расшифровку оставшейся дебиторской задолженности должника и сведения об оставшихся нереализованны­ми правах требования должника;

- сведения об удовлетворенных требованиях кредиторов, включенных в реестр;

- иные сведения о возможности погашения оставшейся кредиторской задолженности должника.

В отчете внешнего управляющего должно содержаться одно из предложений:

- о прекращении внешнего управления в связи с восста­новлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

- о продлении установленного срока внешнего управле­ния;

- о прекращении производства по делу, в связи с удовлет­ворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром;

- о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должни­ка банкротом и об открытии конкурсного производства.

После рассмотрения отчета внешнего управляющего собра­ние кредиторов вправе принять одно из его предложений в ка­честве своего решения и обратиться в арбитражный суд с соот­ветствующим ходатайством.

В случае если арбитражный суд принимает решение о при­знании должника банкротом и об открытии конкурсного про­изводства, внешний управляющий обязан передать дела кон­курсному управляющему не позднее чем через 3 дня с даты ут­верждения конкурсного управляющего.

В случае если внешнее управление завершается заключени­ем мирового соглашения или погашением требований кредито­ров, внешний управляющий продолжает исполнять свои обя­занности в пределах компетенции руководителя должника до даты избрания (назначения) нового руководителя предприятия.

По результатам рассмотрения  отчета  внешнего  управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из решений:               

- об обращении в арбитражный суд с  ходатайством  о  прекращении внешнего  управления  в  связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;                      

- об обращении  в  арбитражный  суд с ходатайством о прекращении производства по делу в  связи  с  удовлетворением  всех  требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;       

- об обращении в арбитражный  суд  с  ходатайством  о  признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.        

Отчет внешнего управляющего подлежит  обязательному  рассмотрению арбитражным судом, по результатам которого выносится определение:

   - о прекращении производства по  делу  о  банкротстве  в  случае удовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или в случае  утверждения  арбитражным  судом мирового соглашения;                                              

- о переходе к расчетам с кредиторами  в  случае  удовлетворения ходатайства собрания кредиторов о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника  и  переходе  к расчетам с кредиторами;                                           

- о продлении срока внешнего управления в случае  удовлетворения ходатайства о продлении срока внешнего управления;                

- об отказе в утверждении отчета внешнего управляющего в случае, если  судом  будут выявлены обстоятельства,  препятствующие  утверждению  отчета  внешнего управляющего.                                                     

При наличии ходатайства  собрания  кредиторов  о  признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства,  а также в случае отказа арбитражного суда  в  утверждении  отчета  внешнего управляющего или непредставления указанного отчета в течение месяца со  дня  окончания   установленного   срока   внешнего   управления арбитражный   суд   может  принять  решение  о  признании  должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Заключение

                 

Таким образом, на основании рассмотренного материала, можно сделать вывод о том, что внешнее управление имуществом должника является одной из процедур банкротства, направленной на финансовое оздоровление должника. Отсюда можно вывести определение: внешнее управление – это процедура, применяемая к должнику с целью восстановления его платежеспособности.

 Необходимо отметить, что внешнее управление представляет собой жесткую процедуру в отношении финансовой самостоятельности предприятия. Вне­шний управляющий:

- распоряжается имуществом должника;

- зак­лючает от его имени мировое соглашение;

- отказывается от испол­нения договоров по сделкам;

- препятствующим восстановлению платежеспособности.

Закон устанавливает ограничения в самостоятельности внеш­него управляющего относительно распоряжения имуществом дол­жника. Крупные сделки совершаются с одобрения кредиторов.

На стадии внешнего управления актуален вопрос разработки и реализации антикризисной стратегии оздоровления предприя­тия. Деятельность внешнего управляющего по восстановлению платежеспособности должника должна соответствовать плану внешнего управления, который утверждается собранием креди­торов.

Исходя из производственного и финансового положения должника план внешнего управления также может предусматри­вать продажу предприятия-должника. Имущество должника мо­жет продаваться как единый имущественный комплекс, так и по частям. Суммы, вырученные от продажи, идут на погашение за­долженности предприятия.                                                       

 

Список литературы

1.     Федеральный закон от 26.10.2002 г. №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"

2.     Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э. М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2003.

3.     Антикризисное управление: Учебное пособие. / В.Г.Крыжановский, В.И.Лапенков, В.И.Лютер и др. - М.: ПРИОР, 2003.

4.     Свиридов А.К. Антикризисное управление: в условиях инфляции и спада производства // Проблемы теории и практики управления. - 2003. - № 4.

5.     Федорова Г.В. Финансовый анализ предприятий при угрозе банкротства. – М.: Омега, 2003.

6.     Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. Н.Ф.Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003


[1] Федеральный закон от 26.10.2002 г. №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", п.2, ст.3

[2] То же, п. ст. 27

[3] Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. Н.Ф.Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 276

[4] Федеральный закон от 26.10.2002 г. №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", ст. 98

[5] Федеральный закон от 26.10.2002 г. №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", ст. 99

[6] Федорова Г.В. Финансовый анализ предприятий при угрозе банкротства. – М.: Омега-Л, 2003. – с. 124