Содержание:
Введение. 3
1. Законодательство Российской Федерации о закупках и поставках продукции для государственных нужд. 4
2. Способы закупок продукции для федеральных государственных служб. 5
2.1. Проведение двухэтапного конкурса. 5
2.2. Проведение закрытого конкурса. 7
2.3. Проведение специализированного закрытого конкурса. 7
2.4. Проведение запроса котировок. 7
2.5. Проведение закупок у единственного источника. 8
2.6. Внутренний конкурс. 10
3. Понятие государственного контракта. 11
Заключение. 13
Список используемой литературы.. 14
Введение
Вся данная работа основывается на одном документе. Это Проект Федерального закона "О закупках и поставках продукции для государственных нужд".
Этот Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с закупкой и поставкой товаров, работ, услуг для государственных нужд и определяет основные права и обязанности, возникающие между государственным заказчиком и поставщиком или подрядчиком в процессе закупок. Закон служит целям: обеспечения максимальной экономичности и эффективности государственных закупок; расширения и стимулирования участия в закупках поставщиков вне зависимости от их государственной принадлежности в порядке, установленном Законом "О закупках и поставках продукции для государственных нужд"; развития конкуренции среди поставщиков при поставках продукции, обеспечения справедливого и равного отношения государственных заказчиков ко всем поставщикам; содействия объективности и беспристрастности процедур закупок и достижения открытости процесса, связанного с закупками; совершенствования организационных структур управления государственными закупками.
Целью данной работы является раскрытие вопроса финансирования закупок и поставок продукции для государственных федеральных служб. Для этого нужно решить следующие задачи:
1. Выделить документы, регулирующие рассматриваемые правоотношения.
2. Охарактеризовать способы закупок продукции для федеральных государственных служб.
3. Раскрыть понятие государственного контракта.
1. Законодательство Российской Федерации о закупках и поставках продукции для государственных нужд
Отношения по закупкам и поставкам продукции для государственных нужд регулируются Гражданским и Бюджетным Кодексами Российской Федерации, Законом "О закупках и поставках продукции для государственных нужд", иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами о закупках и поставках продукции для государственных нужд.
Если международным договором Российской Федерации, включая договоры с международными финансовыми организациями, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом или иными нормативными правовыми актами о закупках и поставках продукции для государственных нужд, применяются правила международного договора.
Издание в соответствии с положениями проекта Федерального Закона "О закупках и поставках продукции для государственных нужд" иных нормативных правовых актов о закупках и поставках продукции для государственных нужд в целях применения этого Закона находится в ведении уполномоченного федерального органа.
В связи с этим необходимо привести основные определения, относящиеся к закупкам и поставкам продукции для федеральных государственных служб.
Закупки - приобретение заказчиком продукции за счет средств соответствующих бюджетов и фондов;
Поставки - передача товаров, выполнение работ, оказание услуг поставщиком заказчику в соответствии с заключенным государственным контрактом или иным разрешением законом способом;
Заказчик - государственный заказчик, то есть любое юридическое лицо, осуществляющее закупки продукции для государственных нужд, а также другие заказчики, использующие на закупки средства соответствующих бюджетов и фондов в качестве государственной поддержки, включая государственные гарантии;
Поставщик - любой участник процедур закупок;
Процедуры закупки - законодательно регламентированная последовательность мероприятий по приобретению продукции для государственных нужд;
Государственные нужды - потребности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в товарах, работах, услугах, удовлетворяемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также государственных внебюджетных фондов Российской Федерации или субъектов Российской Федерации.[1]
2. Способы закупок продукции для федеральных государственных служб
Заказчик осуществляет закупки товаров или работ путем проведения открытого конкурса как наиболее предпочтительного способа закупок, если иное не предусмотрено настоящей главой.
При закупках товаров или работ заказчик вправе использовать иной конкурсный или внеконкурсный способ, помимо проведения открытого конкурса, только в соответствии со статьями 19-23 Закона "О закупках и поставках продукции для государственных нужд". При этом к конкурсным способам, кроме открытого конкурса, относятся двухэтапный конкурс, закрытый и специализированный закрытый конкурсы. Внеконкурсными или простыми закупками являются способы запроса котировок и закупок у единственного источника.[2]
2.1. Проведение двухэтапного конкурса
Двухэтапный конкурс - это конкурсный способ закупки продукции для государственных нужд, предусматривающий представление и рассмотрение конкурсных заявок в два этапа. На первом этапе поставщики представляют конкурсную заявку, содержащую технические, технологические, качественные характеристики предлагаемой продукции для государственных нужд, данные о своей квалификации и возможные условия продаж без указания цены. На втором этапе, куда допускаются поставщики, заявки которых не были отклонены на первом этапе, в заявках указывается вся информация, требуемая конкурсной документацией, включая предлагаемую цену.
Заказчик вправе проводить закупки путем проведения двухэтапных конкурсов в случаях, когда:
а) заказчик не имеет возможности составить подробные спецификации товаров или работ, определить характеристики услуг в целях наиболее полного удовлетворения потребности в закупках. По этой причине ему необходимо:
· привлечь конкурсные заявки или предложения для выявления различных возможностей удовлетворения потребности в закупках;
· провести переговоры с поставщиками в силу особенностей технических характеристик товаров или работ, либо в силу характера услуг;
б) заказчик намерен заключить государственный контракт в целях проведения научных исследований, экспериментов, изысканий или разработок, за исключением случаев, когда контракт предусматривает производство товаров в объемах, достаточных для обеспечения их рентабельности или для возмещения расходов на указанные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
в) имеются обстоятельства, позволяющие заказчику проводить специализированный закрытый конкурс, если заказчиком установлено, что избранный способ является наилучшим;
г) поставщики не представили конкурсные заявки на участие в конкурсе или все указанные заявки отклонены заказчиком, если при этом проведение нового конкурса не приведет, по мнению заказчика, к заключению государственного контракта.
2.2. Проведение закрытого конкурса
Закрытый конкурс - это конкурсный способ закупки продукции для государственных нужд, при котором приглашение каждому поставщику направляется персонально. Публикация приглашения к участию в закрытом конкурсе в средствах массовой информации не предусмотрена.
Заказчик вправе проводить закупки путем проведения закрытого конкурса в целях обеспечения экономичности и эффективности закупок в случаях, когда:
а) продукция в силу уровня технической сложности или специального характера может быть закуплена только у ограниченного круга поставщиков;
б) цена государственного контракта составляет менее 2500 установленных законом минимальных размеров оплаты труда или размера, установленного нормативными правовыми актами, издаваемыми уполномоченным федеральным органом.
2.3. Проведение специализированного закрытого конкурса
Специализированный закрытый конкурс - это вид закрытого конкурса, при котором персональные приглашения к участию в конкурсе направляются поставщикам, правомочным в соответствии с законодательством Российской Федерации участвовать в поставках продукции, составляющей государственную тайну.
Заказчик вправе при осуществлении закупок использовать способ специализированного закрытого конкурса, в случае если предметом государственного контракта является приобретение товаров, выполнение работ или оказание услуг для нужд обороны и безопасности в части, составляющей государственную тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.4. Проведение запроса котировок
Запрос котировок - это внеконкурсный способ закупки товаров или услуг, при котором заказчик направляет поставщикам запрос о предоставлении ими котировочной заявки с указанием цены реализации своей продукции. Государственный контракт заключается с поставщиком, указавшим наименьшую цену.
Заказчик вправе проводить закупки с применением способа запроса котировок при закупках имеющихся в наличии товаров или услуг, которые производятся или предоставляются не по конкретным спецификациям заказчика и для которых существует сложившийся рынок, при условии, что цена государственного контракта не превышает 2500 установленных законом минимальных размеров оплаты труда или размера, установленного нормативными правовыми актами, издаваемыми уполномоченным федеральным органом.
2.5. Проведение закупок у единственного источника
Закупки у единственного источника - это внеконкурсный способ закупки продукции, при котором заказчик предлагает заключить государственный контракт только одному поставщику.
Заказчик вправе проводить закупки у единственного источника в случаях, если:
а) вследствие чрезвычайных обстоятельств возникла срочная потребность в определенной продукции, в связи с чем применение иных способов закупок нецелесообразно с учетом затрат времени.
б) продукция может быть получена только от одного поставщика либо единственный поставщик обладает исключительными правами в отношении данной продукции и отсутствует ее равноценная замена;
в) заказчиком, осуществившим закупки товаров (оборудования, технологии) или услуг у определенного поставщика, установлено, что дополнительные закупки, по соображениям стандартизации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами или услугами, должны быть произведены у того же поставщика. При этом объем дополнительной закупки не должен превышать половины стоимости первоначальной закупки. Превышение указанного объема допускается, в виде исключения, только по согласованию с уполномоченным федеральным органом;
г) размещаются заказы на предприятиях учреждений уголовно-исполнительной системы;
д) выполняются работы по поддержанию мобилизационных мощностей.
По согласованию с уполномоченным федеральным органом заказчик вправе проводить закупки у единственного источника в случаях, если:
а) заказчиком установлено, что проведение конкурса или применение иного способа закупок невозможно осуществить в установленные настоящим Законом сроки, в связи с тем, что обстоятельства, обусловившие эту ситуацию, невозможно было предусмотреть заранее, и они не явились результатом медлительности действий заказчика;
б) заказчиком установлено, что при наличии обстоятельств, позволяющих ему проводить специализированный закрытый конкурс, проведение закупок у единственного источника является наилучшим способом закупок;
в) при проведении конкурсных закупок заказчику была представлена только одна конкурсная заявка или предложение, и проведение новых конкурсных процедур, по мнению заказчика, не приведет к заключению государственного контракта.
Для федеральных казенных предприятий Правительство Российской Федерации может в необходимых случаях вводить режим обязательного заключения государственных контрактов на поставку продукции для федеральный государственных нужд. В этих случаях применяется способ закупок у единственного источника.
Российским предприятиям - изготовителям объективно дефицитных материально-технических ресурсов, которые необходимы для производства и поставки продукции для нужд обороны и безопасности Российской Федерации, уполномоченным федеральным органом могут устанавливаться специальные квоты (государственное бронирование) по обязательной продаже указанных ресурсов соответствующим заказчикам. В этих случаях применяется способ закупок у единственного источника.
Российские поставщики, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара, не вправе отказаться от заключения государственного контракта в случае, если размещение заказа не влечет за собой убытков от ее производства. При этом применяется способ закупок у единственного источника.
2.6. Внутренний конкурс
Внутренний конкурс - это конкурс, в котором принимают участие только российские поставщики.
Заказчик вправе проводить внутренний конкурс в следующих случаях, если:
а) в закупках принимают участие только российские поставщики;
б) при закупках продукции предполагаемая цена государственного контракта не превысит:
при закупках товаров - один миллион установленных законом минимальных размеров оплаты труда;
при закупках работ - два миллиона установленных законом минимальных размеров оплаты труда;
при закупках услуг - пятьсот тысяч установленных законом минимальных размеров оплаты труда.
При закупках услуг заказчик использует способы закупок, предусмотренные главой VI Закона "О закупках и поставках продукции для государственных нужд", если заказчик не установит следующее:
а) возможность предоставить подробные спецификации, в связи с чем, с учетом характера закупаемых услуг, проведение открытого конкурса явится более целесообразным;
б) возможность в исключительных случаях, по согласованию с уполномоченным федеральным органом, применить способ закупок, предусмотренный статьями 19-23 настоящего Закона, если условия применения этого способа будут удовлетворительными.[3]
3. Понятие государственного контракта
Все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов.
Государственный или муниципальный контракт - договор, заключенный органом государственной власти или органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета.
Государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе, если иное не установлено федеральными законами, законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Государственный и муниципальный контракты включают обязательное условие о выплате неустойки при нарушении исполнителем условий контракта.
Государственный или муниципальный заказ представляет собой совокупность заключенных государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета.
Отношения, связанные с государственными и муниципальными контрактами, регулируются федеральными законами, законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Бюджетные учреждения, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные заказчики обязаны вести реестры закупок.
Бюджетные учреждения, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные заказчики, осуществляющие закупки товаров, работ и услуг на сумму не более 1000 минимальных размеров оплаты труда за один вид товара или услуг (за один контракт), ведут реестры закупок, в которых должны быть указаны следующие сведения:
· краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг;
· наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;
· цена и дата закупки.
По государственным и муниципальным контрактам порядок ведения реестров закупок определяется федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В законе (решении) о бюджете могут определяться обязательные для исполнения получателем бюджетных средств условия финансирования конкретных расходов, предусмотренных законом (решением) о бюджете.
Если получатель бюджетных средств не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр финансов Российской Федерации, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий, впредь до выполнения указанных условий.[4]
Заключение
Отношения по закупкам и поставкам продукции для государственных нужд регулируются Гражданским и Бюджетным Кодексами Российской Федерации, Законом "О закупках и поставках продукции для государственных нужд", иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами о закупках и поставках продукции для государственных нужд.
Заказчик осуществляет закупки товаров или работ путем проведения открытого конкурса как наиболее предпочтительного способа закупок, если иное не предусмотрено настоящей главой.
При закупках товаров или работ заказчик вправе использовать иной конкурсный или внеконкурсный способ, помимо проведения открытого конкурса, только в соответствии со статьями 19-23 Закона "О закупках и поставках продукции для государственных нужд". При этом к конкурсным способам, кроме открытого конкурса, относятся двухэтапный конкурс, закрытый и специализированный закрытый конкурсы. Внеконкурсными или простыми закупками являются способы запроса котировок и закупок у единственного источника.
Все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов.
Государственный или муниципальный контракт - договор, заключенный органом государственной власти или органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета.
Список используемой литературы
1. Проект Федерального закона "О закупках и поставках продукции для государственных нужд".
2.
Постановление Правительства Российской Федерации от 26
июня
3. Бюджетный Кодекс РФ.
4. Закон Хабаровского края от 01.10.96 г. № 202 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Хабаровском крае».
5. Закон РФ от 25.09.97 г. N 123-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»
6. Бюджетный кодекс Российской Федерации:
7. Баранова Л.Г. Бюджетный процесс. М.: Перспектива .1998.
8. Игудин А.Г. Становление и развитие бюджетного федерализма в России// Финансы 1995 . N 9.
9. Львов Н.В., Трунов С.А. Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований //Финансы 1997 № 8.
10. Родионова В.М. Проблемы совершенствования бюджетного законодательства РФ// Финансы 1997. N 4.
11. Родионова В.М. Финансы.М.: Финансы и статистика, 1995 .
12. Ковалев В.П. Словарь бизнесмена.– Минск, 2005
13. Марченко М.Н. Общая теория права. Академический курс. - М.: Зерцало, 2004. – с.464.
14. Финансово-экономический словарь / Под ред. М.Г. Назарова. – М.: 2005
15. www.biz.lpros.ru/dog_29_25.htm
[1] Проект Федерального закона "О закупках и поставках продукции для государственных нужд".
[2] Львов Н.В., Трунов С.А. Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований //Финансы 1997 № 8.
[3] Баранова Л.Г. Бюджетный процесс. М.: Перспектива .1998.
[4] www.biz.lpros.ru/dog_29_25.htm