Содержание

Введение. 3

1. Исторические предпосылки современного земельного правопорядка в РФ.. 4

2. Правовые формы собственности на землю в РФ.. 7

3. Охрана земель и контроль за использованием земель. 10

Заключение. 13

Список литературы.. 14

Введение

Цель работы: рассмотреть три вопроса по курсу земельного права.

Задачи контрольной работы:

1.                               рассмотреть исторические предпосылки современного земельного правопорядка;

2.                               рассмотреть формы собственности на землю предусмотренные земельным законодательством РФ;

3.                               рассмотреть основы охраны земель и контроля за использованием земель.

Частная собственность на землю существовала в России до 1917г., далее до начала 90-х годов XX столетия вся земля находилась в государственной собственности, но так устроена природа человека, что он всегда будет стремиться стать хозяином на своей земле и сейчас вновь существует частная собственность на землю наряду с другими формами. 

Охрана земли имеет значение первостепенной важности так как загрязнение, использование земли не по назначению и др. может привести к непоправимым экологическим катастрофам, социальным и экономическим последствиям.

Регулирование охраны земли выстраивается и в соответствии с общими принципами земельного законодательства, закрепленными ЗК РФ, такими как учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве над использованием земли в качестве недвижимого имущества и др.

1. Исторические предпосылки современного земельного правопорядка в РФ

Декрет о земле, принятый 8 ноября 1917 г. Вторым Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов, обратил все земли во всенародное достояние и отменил существовавшие виды прав на землю (государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная, крестьянская и т.д.).

Законом "О социализации земли", принятым ВЦИК 27 января 1918 г., осуществлена социализация земли, которая стала передаваться в пользование трудовому народу.

Признание земли государственной собственностью (национализация) было осуществлено с принятием первого Земельного кодекса РСФСР (30 октября 1922 г.). С этого момента земельные участки предоставлялись земледельцам и их объединениям, городским поселениям, государственным учреждениям и предприятиям на праве бессрочного (постоянного) пользования либо на праве временного пользования.

Верховный Совет СССР постановлением от 23 ноября 1989 г. ввел в действие с 1 января 1990 г. "Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде", в которых советам народных депутатов было разрешено передавать землю не только в бессрочное и временное пользование, но и в аренду путем заключения соответствующего договора.

Следующим постановлением от 28 февраля 1990 г. Верховный Совет СССР вводит в действие с 15 марта 1990 г. "Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле", в которых утверждается еще одно право на землю - пожизненное наследуемое владение.

В декабре 1990 г. второй (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР принимает ряд законов по развитию агропромышленного комплекса и вводит право частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения[1].

Радикальное изменение общественного строя, формирование рыночных отношений привели к необходимости реформирования земельных отношений. В начале 90-х гг., в нашей стране началась земельная реформа. Перестала быть исключительной государственная собственность на землю. Наряду с публичной (государственной и муниципальной) существует частная собственность на землю. Земля признана недвижимым имуществом. Активно развивается оборот земельных участков. Земельные участки стали предметом купли-продажи, совершения иных сделок.

Принятый в 1991 г. Земельный кодекс РСФСР очень скоро перестал отвечать требованиям стремительно изменявшейся жизни. Встала задача подготовки нового основополагающего законодательного акта, регулирующего земельные отношения. Однако вплоть до настоящего времени такой акт в силу разного рода причин так и не был принят. Сложилась ситуация, когда обширный круг земельных отношений регулировался указами Президента РФ, значительная часть статей Земельного кодекса РСФСР была признана недействующей. Многие проблемы земельного права оставались неразрешенными. В этих условиях стало активно развиваться земельное законодательство субъектов РФ, которое нередко явно расходилось с нормами федерального законодательства. Такая ненормальная ситуация длилась несколько лет.

28 сентября 2001 г. был принят Земельный кодекс Российской Федерации (СЗ РФ. 2001. N 4147.), что является, безусловно, положительным фактом. Кодекс создает правовую базу регулирования земельных отношений на федеральном уровне, что очень важно, учитывая их огромное экономическое, социальное и экологическое значение. На основе ЗК будет развиваться обширное земельное законодательство, поскольку Кодекс предусматривает необходимость принятия целого комплекса федеральных законов.

Земельное законодательство регулирует особую сферу общественных отношений, которые складываются по поводу земли, являющейся одновременно природным объектом и недвижимостью. Земельные отношения представляют собой специфические имущественные отношения. Учитывая эту специфику, Земельный кодекс РФ вносит ряд новелл в гражданское, градостроительное законодательство и в некоторые иные отрасли законодательства[2].

2. Правовые формы собственности на землю в РФ

Конституция РФ ст. 9, ч.2 гласит:  «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».

Право собственности на природные ресурсы в ст. 9 и в ст. 130 Конституции характеризуется как совокупность правомочий любого собственника свободно владеть, пользоваться и распоряжаться (последнее означает право продавать, покупать, дарить, завещать, сдавать в аренду и т.п.) всеми видами природных ресурсов, ограниченное требованиями, кратко изложенными в ст. 7 Конституции РФ (ч. 1 - создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека), ст. 8 и 34 Конституции РФ (свобода экономической деятельности), ст. 9 Конституции РФ (ч. 1 - использование и охрана природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории), ст. 36 Конституции РФ (ненанесение ущерба окружающей среде и ненарушение прав и законных интересов других лиц), ст. 58 Конституции РФ (обязанность охранять природу, окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам) и т.д. Как уже было отмечено, из этих положений вытекает также важнейшая обязанность всех собственников и пользователей (арендаторов и др.) природных ресурсов эффективно и рационально использовать эти ресурсы, удовлетворяя таким образом как свои индивидуальные и (или) групповые, так и всеобщие интересы.

Исходя из принятой и традиционной классификации типов и форм права собственности, Конституция закрепляет восстановление (после долгого времени господства исключительной государственной собственности на природные ресурсы) и существование частной собственности на природные ресурсы, ставя этот тип собственности на первое место. При этом вопреки распространенному, но неверному мнению частная собственность имеет не только форму индивидуальной собственности физического лица, т.е. человека. Частная собственность может быть и групповой, коллективной (кооперативной, семейной) и т.п.; в общей форме это закреплено в ч. 1 ст. 36 Конституции РФ, где говорится о том, что иметь в частной собственности землю вправе "граждане и их объединения". Более детальная классификация форм частной собственности может быть дана в федеральном законе, без которого невозможна реализация ни комментируемой статьи, где о необходимости такого закона прямо не сказано, ни ст. 36 Конституции РФ, часть 3 которой гласит, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона; это не исключает необходимого издания в соответствии с ним и других федеральных законов о природных ресурсах и подзаконных актов различного уровня, регулирующих использование и охрану также земель и других природных ресурсов, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

После частной собственности на природные ресурсы названы государственная и муниципальная формы собственности. Государственная собственность может быть федеральной или принадлежащей субъекту Федерации. Государственная и муниципальная формы собственности обычно теоретически (а в некоторых странах и законодательно) объединяются во второй тип собственности - публичную.

Упоминание о других формах собственности означает, во-первых, возможность законодательного признания не упомянутых в Конституции форм собственности - частной (собственности различных объединений граждан - кооперативной, семейной и др.), публичной (совместной собственности нескольких муниципалитетов), смешанной (когда собственниками могут выступать, например, объединения граждан и муниципалитеты). Наконец, в последние годы явно восстанавливается и растет церковная (монастырская и т.п.) собственность, правовой режим которой во многом точно еще не определен[3].

Раскрывается конституционное положение о формах собственности на землю в главе III ЗК РФ.

Согласно ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В соответствие со ст. 16 Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований[4].

Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".

3. Охрана земель и контроль за использованием земель

Правовое регулирование охраны земель составляет одну из главных задач земельного законодательства.

Земля постоянно подвержена естественным природным воздействиям. Использование земли практически всегда связано с негативным влиянием на состояние ее природных свойств со стороны людей.

Согласно положениям ЗК РФ, земля подлежит охране как главный природный объект - основа существования общества и всей экосистемы. Чтобы поддержать основные качества земли, разработаны и применяются различные мероприятия. Они связаны с мелиорацией, рекультивацией земель, охраной земли, в т.ч. от засорения или загрязнения, осуществлением иных действий. Требования по охране земель, порядок выполнения мероприятий по предупреждению нарушения или деградации земли составляют основу норм, регулирующих отношения данного круга.

Основные задачи контроля за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель состоят в обеспечении исполнения установленных требований (норм, правил, нормативов) пользования землей, в проверке выполнения мероприятий по охране земель органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, их должностными лицами, а также гражданами. Данный контроль является всеобщим (охватывает все категории земель и распространяется на всех собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков) и постоянным (не ограничен какими-либо сроками).

ЗК предусматривает проведение государственного земельного контроля, муниципального и общественного земельного контроля и производственного земельного контроля.

Функции государственного земельного контроля выполняют специально уполномоченные органы, на которые возлагается решение конкретных вопросов в данной области.

ЗК закрепил широкие права собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков на их использование.

В то же время использование земли в соответствии со ст.36 Конституции РФ не должно наносить ущерб окружающей среде и нарушать права и законные интересы иных лиц.

ЗК наряду с правами собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определены их обязанности по рациональному использованию и охране земель.

Так, в частности, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; осуществлять мероприятия по охране земель; не допускать загрязнения земель, их деградации; выполнять иные требования законодательства (ст.42 ЗК РФ).

ЗК  РФ возложил на органы местного самоуправления или на уполномоченные ими органы осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования.

ЗК РФ определено, что данный вид земельного контроля осуществляется как в соответствии с законодательством РФ, так и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В процессе проведения производственного земельного контроля могут быть выявлены негативные последствия хозяйственной деятельности на используемом земельном участке (захламление, загрязнение, заболачивание, порча и уничтожение плодородного слоя почвы, нерациональное использование сельскохозяйственных земель и др.). По результатам проделанной работы вырабатывается комплекс мер по устранению выявленных нарушений земельного законодательства и улучшению условий хозяйственной деятельности собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельного участка[5].

Заключение

Земельные отношения, как и любые другие отношения по поводу природных ресурсов, делятся на две основные группы: отношения по использованию и отношения по охране. Приоритет охраны природных ресурсов основывается на их ограниченности в пространстве, невосполнимости, часто невозможности их восстановления при нерациональном использовании. Поэтому государство в безусловном порядке проводит протекционистскую политику в отношении земель, направленную на обеспечение такого положения, когда хозяйственное использование земли в наименьшей степени подвергает изменениям ее природные свойства (п.1 ст.12 ЗК), а также на выделение ценных и особо охраняемых земель и их исключение из хозяйственного оборота.  Как следствие, использование земель всегда должно быть вторичным и осуществляться после выполнения мероприятий по охране земель (или, по крайней мере, одновременно с ними). Такая превентивная мера позволит если не избежать, то хотя бы существенно снизить случаи деградации и иного ухудшения состояния земель.

Итак, основные цели деятельности по охране земли основаны на положениях ст.9 Конституции РФ, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Непосредственно соприкасается с вопросами охраны земель и норма ст.42 Конституции РФ, устанавливающая, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Земельный кодекс РФ установил три вида земельного контроля в Российской Федерации, закрепив принцип комплексного подхода к его организации и проведению.

Список литературы

1.                Конституция РФ от 12.12.93г. //  "Российская  газета" от 25 декабря 1993 г. N 237

2.                Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ

3.                Калинин Н.И "Право собственности и иные права на землю" //  "Законодательство", 1997, N 1

4.                Комментарий к Земельному кодексу (из книги "Комментарий к земельному законодательству Российской Федерации". - М.: Юрайт-Издат, 2002. - 615 с. –

5.                Крассов О.И.  Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации – М.: «Юристъ» , 2002

6.                Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.-959 с.


[1]  Калинин Н.И "Право собственности и иные права на землю" //  "Законодательство", 1997, N 1

[2]  Крассов О.И.  Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации – М.: «Юристъ» , 2002

[3] Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.-

[4] Комментарий к Земельному кодексу (из книги "Комментарий к земельному законодательству Российской Федерации". - М.: Юрайт-Издат, 2002. -

[5] Комментарий к Земельному кодексу (из книги "Комментарий к земельному законодательству Российской Федерации". - М.: Юрайт-Издат, 2002. -