Содержание:

Введение. 3

1.   Организация бюджетного учета на основе бюджетной классификации РФ.. 4

2.   Кассовый метод расходования денежных средств. 10

3.   Учет выполненных и сданных заказчикам продукции работ и услуг. 13

Заключение. 15

Список используемой литературы.. 16

Введение

В Бюджетном Кодексе РФ (статья 6) определяется, что бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет так устроен и облечен в такую форму, чтобы точно отражать всю хозяйственную деятельность государства. В нем определены, с одной стороны, потребности данного хозяйства на протяжении года (предстоящие расходы), а с другой – средства, с помощью которых намеченные цели должны быть реализованы (ожидаемые доходы).

Бюджет включает в себя все доходы и расходы государства, которые возможно предусмотреть (принцип полноты). Доходы и расходы должны быть объединены как по существу в единстве баланса (проходят через единый счет), так и формально в одном документе (принцип единства).[1]

Кардинальные изменения в области учета произошли в 2005 г. у бюджетных организаций. Именно в этом году Минфин планирует изменить действующие принципы построения всей системы бюджетного учета для ее эффективного функционирования[2]. Уже утверждены новые коды бюджетной классификации.

Целью данной работы является освещение вопросов бюджетного учета и отчетности. Для этого будут решены следующие задачи:

1.                               Раскрыта организация бюджетного учета на основе бюджетной классификации РФ.

2.                               Объяснен кассовый метод расходования бюджетных средств.

3.                               Показан учет выполненных и принятых заказчиком работ и услуг.

1.  Организация бюджетного учета на основе бюджетной классификации РФ

Предстоящая реформа бюджетного учета вызвана в первую очередь требованиями ст. 240 Бюджетного кодекса[3] (БК РФ): "Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основывающемуся на едином Плане счетов".

Бюджетный учет подразделяется на два сектора:

- исполнения бюджетов;

- исполнения сметы доходов и расходов бюджетных учреждений.

Для формирования качественной прозрачной отчетности об использовании средств бюджета должна существовать единая система бухгалтерского учета для всех сегментов бюджетной системы РФ, позволяющая консолидировать учетную информацию по правилам бухгалтерского учета.

Основные критерии новой системы были определены еще в Послании Президента РФ "О бюджетной политике на 2003 год". Они включали в себя интеграцию с бюджетной классификацией, объединение учета исполнения бюджета и учета в бюджетных учреждениях и использование метода начислений. Исходя из вышеизложенного в 2004 г. Минфином России были разработаны и утверждены следующие нормативные документы:

- Инструкция по бюджетному учету (утв. Приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н);

- Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ (утв. Приказом Минфина России от 27.08.2004 N 72н).

Анализ новой системы бюджетного учета, по мнению автора, следует начинать с изучения новой бюджетной классификации. Ведь именно она является основой провозглашенной Правительством РФ политики направленности бюджетных затрат не на погашение всех возникающих в процессе исполнения бюджета расходов, которое часто превращается в откровенное "латание дыр", а в первую очередь на достижение установленных государством конечных результатов использования бюджетных средств (повышение эффективности функционирования бюджетных учреждений, полное и своевременное выполнение всех бюджетных программ, мобилизация всех бюджетных ресурсов на достижение наиболее важных и общественно значимых целей и т.п.).

При анализе утвержденных Приказом Минфина России от 27.08.2004 N 72н Указаний по применению бюджетной классификации РФ сразу следует обратить внимание на то, что действующая бюджетная классификация утверждена Законом от 15.08.1996 N 115-ФЗ (с учетом последующих дополнений и изменений), а Указания по применению этой бюджетной классификации - Приказом Минфина России от 11.12.2002 N 127н. Инструкцией же N 72н утверждены Указания о применении бюджетной классификации, которая приведена в Приложении к утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 N 249 Концепции реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004 - 2006 гг. только в проекте. В соответствии со своим правовым статусом Минфин России конечно, может отменить ранее действующие свои Указания. Однако без отмены установленным порядком Закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации РФ" и утверждения ее в новом виде (согласно приложенному к Концепции реформирования бюджетного процесса в РФ проекту) непонятно, какую бюджетную классификацию регламентируют Указания, утвержденные Приказом Минфина России от 27.08.2004.

Основными отличиями новой бюджетной классификации от ранее применяемой являются следующие.

Коды бюджетной классификации (за исключением последних трех разрядов, отражающих коды экономической классификации соответствующих доходов и расходов) включены в состав номеров счетов бюджетного учета, как учреждений, так и органов, организующих исполнение бюджетов, что позволяет осуществлять сквозной анализ движения доходов и расходов бюджетов в бухгалтерском учете всех участников бюджетного процесса.

Вместо прежних 7-значных кодов классификации доходов бюджетов введены единые 20-значные, первые 17 разрядов которых отражаются в номере соответствующего счета бюджетного учета. Новые КБК доходов отражают информацию о:

- администраторе доходов бюджета (1 - 3-й разряды);

- группе (4-й разряд) и подгруппе (5 - 6-й разряды) доходов бюджета;

- статье (7 - 8-й разряды) и подстатье (9 - 11-й разряды) доходов бюджета;

- элементах доходов бюджета (12 - 13-й разряды кода);

- бюджетных программах по доходам (14 - 17-й разряды);

- статьях экономической классификации доходов (18 - 20-й разряды кода бюджетной классификации - в номере счета бюджетного учета не отражаются).

В отношении расходной части исполнения бюджетов коды ведомственной, функциональной и экономической классификации расходов объединены в номерах счетов бюджетного учета в 20-разрядный код бюджетной классификации расходов, который содержит следующую информацию:

- код администратора расходов бюджета (первые 3 разряда);

- раздел (4 - 5-й разряды) и подраздел (6 - 7-й разряды) функциональной классификации расходов бюджета;

- целевая статья (8 - 14-й разряды) функциональной классификации расходов бюджета;

- вид расходов (15 - 17-й разряды) функциональной классификации расходов бюджета;

- статья экономической классификации расходов (18 - 20-й разряды кода бюджетной классификации - в номере счета бюджетного учета не отражаются).

Коды экономической классификации доходов и особенно расходов бюджета в результате устранения излишней детализации стали более обобщенными.

Несколько изменились принципы отнесения затрат бюджетного учреждения на соответствующие коды экономической классификации расходов (далее - ЭКР), то есть отнесение на статью ЭКР теперь будет осуществляться четко в соответствии с сущностью осуществляемых мероприятий (заработная плата, пособия по социальному страхованию, транспортные расходы, включая соответствующие затраты при служебных командировках и т.п.), а не детализироваться по укрупненным целям расходов (оплата труда, служебные командировки и т.п.). Отражение укрупненных целей расходов будет реализовываться через отражаемые в составе номеров счетов коды функциональной классификации расходов.

Основными причинами разработки и внедрения новой системы бюджетного учета были следующие.

Недостатком существующей системы можно считать отсутствие интеграции с бюджетной классификацией РФ. Указанная проблема выражается в невозможности использования учетных регистров при анализе состояния активов и обязательств бюджетной системы РФ, а также соотносить их с операциями, осуществляемыми при исполнении бюджета. Таким образом, значительно усложняется использование отчетных данных при составлении проектов бюджетов.

Бухгалтерский учет единиц бюджетной системы РФ в зависимости от возложенных на них функций в ходе исполнения бюджета делится на две области ведения учета: учет по операциям кассового обслуживания бюджета и учет по операциям исполнения бюджета бюджетным учреждением, которое в отличие от органов, организующих исполнение бюджетов, в рамках реализации Бюджетного послания Президента РФ "О бюджетной политике на 2003 год" должно вести учет финансово-хозяйственных операций по методу начисления. Для формирования качественной прозрачной отчетности о государственных операциях должна существовать единая система ведения бухгалтерского учета для всех единиц бюджетной системы РФ, позволяющая консолидировать учетную информацию по правилам бухгалтерского учета.

Третьей причиной реформирования системы бюджетного учета является необходимость формирования отчетности на основании Международных стандартов, что дает возможность формировать всеобъемлющую и полную информацию о секторе государственного управления, причем на качественно новой основе. Для внутренних пользователей формирование полной и всеобъемлющей информации об операциях сектора государственного управления может стать предметом серьезного анализа, являющегося основой для планирования и разработки налогово-бюджетной политики, а также для оценки влияния деятельности сектора государственного управления на экономику страны в целом и на отдельные ее сектора. Кроме того, такая информация будет способствовать информированности общества в проводимой экономической политике и укреплению доверия к деятельности правительства. Однако при существующей системе учета исполнения бюджетов, разделенной на два обособленных сегмента, опосредованно связанной с бюджетной классификацией и не в полной мере соответствующей Международным стандартам учета, сформированная на ее основе бухгалтерская отчетность не дает целостной картины состояния государственных финансов в стране и непонятна иностранным партнерам.

И, наконец, такой важный участок финансово-хозяйственной деятельности, как санкционирование бюджетных расходов, вообще не отражался в бухгалтерском учете участников бюджетного процесса. Учет таких операций осуществлялся вне рамок бухгалтерского учета: по Ведомости учета ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) и объемов финансирования расходов у главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств (ф. N 301) и у получателя бюджетных средств (ф. N 294). В результате нарушался один из основных принципов бюджетного законодательства РФ - принцип санкционирования всех расходов бюджетных учреждений, что существенно снижало уровень контроля со стороны распорядителей бюджетных средств за их целевым использованием.

В целях реализации новых принципов формирования системы бюджетного учета и устранения вышеперечисленных и иных недостатков ранее действующей системы организации бухгалтерского учета в секторе государственного управления Приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н была утверждена Инструкция по бюджетному учету (далее по тексту - Инструкция N 70н).

Первая из перечисленных выше проблем реализована в Инструкции N 70н путем включения КБК РФ в структуру счетов бюджетного учета в виде первых 17 знаков номера счета. Благодаря интеграции с бюджетной классификацией РФ План счетов бюджетного учета позволяет на основе кодов классификации запасов активов и обязательств и потоков по операциям учитывать запасы конкретного типа активов или пассивов в начале учетного периода, провести учет изменений в этих запасах, вызванных операциями, и соответственно выйти на стоимость запасов на конец отчетного периода. Такая система учета дает возможность полностью анализировать последствия конкретных экономических событий в секторе государственного управления.

При этом объектами учета являются:

- по учету методом начислений - нефинансовые активы, финансовые активы, обязательства, доходы, расходы, финансовый результат (чистая стоимость активов), а также счета по учету санкционирования расходов, юридические обязательства бюджетных учреждений;

- по учету кассовым методом - кассовые поступления, кассовые выбытия, финансовый результат, финансовые активы и обязательства, связанные с кассовыми поступлениями и выбытиями, счета по учету санкционирования расходов бюджетов, юридические обязательства органов, организующих исполнение бюджетов (включая органы федерального казначейства), а также кассовые поступления и выбытия бюджетных учреждений, не перешедших на казначейское исполнение бюджетов.

Первые 17 знаков номера счета бюджетного учета составляют коды ведомственной и функциональной классификации доходов и расходов бюджетов. Из 20 знаков кодов бюджетной классификации РФ в структуру номера счета входят первые 17, а последние три знака, соответствующие кодам экономической классификации, выделены из номера счета бюджетного учета на отдельные субсчета.

18-й разряд номера счета бюджетного учета составляет код источника финансирования деятельности участника бюджетного процесса. Причем п.9 Инструкции N 70н установлены следующие значения данного кода:

- 0 - при отсутствии возможности отнесения к определенному виду деятельности;

- 1 - бюджетная деятельность;

- 2 - предпринимательская деятельность и иная деятельность, приносящая доход;

- 3 - деятельность за счет целевых и безвозмездных поступлений.

По сравнению с действующей ранее системой бухгалтерского учета в перечень кодов источников финансирования деятельности бюджетного учреждения Инструкцией N 70н введен код "0", применяемый при отсутствии возможности отнесения к определенному виду деятельности. Введение данного кода источника финансирования вызвано тем, что при ведении учреждениями бухгалтерского учета в соответствии с требованиями Инструкции N 107н в области организации раздельного по источникам финансирования учета расходов возникали серьезные проблемы.[4]

2.  Кассовый метод расходования денежных средств

Формирование доходной и расходной частей бюджета, расчет дефицита бюджета во многом определяется методом составления бюджетной отчетности. Существуют два основных метода учета доходов и расходов – кассовый метод (cash basis) и метод начислений (accrual basis).

С 2002 года все коммерческие предприятия перешли на метод начислений, при котором выручка от реализации учитывается по факту отгрузки товаров. Однако в государственном секторе отчетность по-прежнему составляется по кассовому методу.

Соответственно кассовому методу доходы бюджета фиксируются в момент фактического получения денег в бюджет, то есть в момент их поступления на счета казначейства.

Финансовые поступления по данному методу можно классифицировать следующим образом:

·        денежные поступления от экономических сделок (продажа товаров и оказание услуг, поступления от продажи активов и/или инвестиций);

·        налоговые поступления;

·        поступления в результате финансовых операций (заимствования, поступление процентов от выданных кредитов);

·        прочие поступления (добровольные пожертвования).

При использовании кассового метода расходами бюджета являются все платежи, то есть выплачиваемые денежные средства. Денежные расходы включают:

·        платежи по экономическим сделкам (приобретение товаров и оплата услуг, приобретение основных средств и расходы по их монтажу, инвестиционная деятельность (кредиты, капитальные вложения);

·        платежи по внеэкономическим сделкам (перечисление денежных средств органам государственной власти, пожертвования, гранды);

·        финансовые вложения (выплата основной суммы задолженности, выплата процентов по полученным кредитам); прочие платежи.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации доходами бюджета являются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансирование задач и функций государства и местного самоуправления.

Таким образом, в соответствии со сложившейся практикой в отчетности отражаются все операции, связанные с поступлением и выплатой денежных средств. Однако кассовый метод не позволяет учитывать в отчетности хозяйственные сделки, не связанные с непосредственным перечислением денежных средств. В частности, к не денежным трансакциям относят: не реализационная прибыль или убыток (к примеру, увеличение или уменьшение стоимости активов из-за изменения процентных ставок, валютного курса); приобретение товаров/услуг и долгосрочных активов в кредит, если метод оплаты включает не денежные формы обмена (зачет платежей); приобретение товаров/услуг, если платеж по ним был осуществлен в предыдущие периоды; изменение некоторых видов обязательств (увеличение пенсионных и гарантийных обязательств).

При использовании данного метода финансовая отчетность представлена всего одним основным отчетом – бюджетом. Бюджет указывает источники поступления финансовых ресурсов, включая налоговые поступления, их распределение в отчетном периоде в соответствии с функциями, возложенными на органы власти определенного уровня. Кассовый метод был основой для составления государственных бюджетов в большинстве стран, позволяя парламентариям четко отслеживать собираемость налогов и их расходование.

Согласно приказу Минфина РФ от 18 мая 2001 г. N 38н “Об утверждении Правил составления Министерством финансов Российской Федерации отчета об исполнении федерального бюджета за 2000 год” отчет отражает кассовое исполнение федерального бюджета и составляется на основании данных бухгалтерского учета исполнения федерального бюджета органов федерального казначейства Минфина России и отчетов главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета.

Кассовый метод точно отражает потоки денежных средств в отчетном периоде, но не раскрывает влияние трансакции за пределом отчетного периода, то есть не определяет финансовую эффективность долгосрочного проекта, поскольку не в полной мере отражает обязательства и прибыль, полученные от длительного (сроком более одного года) использования активов.

Отчеты, составленные в соответствии с кассовым методом, являются достаточно простыми для интерпретации, однако они не отвечают увеличивающимся потребностям в финансовой информации. Информацию о финансовом состоянии, активах и обязательствах субъекта на определенную дату из бюджетного отчета получить сложно. Более совершенные методы (метод начислений и его модификации) содержат нужную информацию в форме бухгалтерского баланса (отчета о финансовом положении).[5]

3.  Учет выполненных и сданных заказчикам продукции работ и услуг

Счет 08 "Готовая продукция"

Субсчет 080 "Готовая продукция"

На субсчете 080 "Готовая продукция" учитываются изготовленные в учреждениях и их подразделениях (в том числе производственных (учебных) мастерских, подсобных (учебных) сельских хозяйствах) продукция и изделия.

Готовые продукция и изделия учитываются по фактической стоимости, определенной по данным фактических расходов на ее изготовление, кроме продукции подсобных (учебных) сельских хозяйств.

Готовые продукция и изделия приходуются на складе на основании актов приемки или других документов. На сумму готовой продукции производится запись по дебету субсчета 080 и кредиту субсчета 220.

На сумму сданной заказчику продукции кредитуется субсчет 080 и дебетуется субсчет 280. Продукция подсобных (учебных) сельских хозяйств учитывается в течение года по плановой стоимости. При оприходовании продукции дебетуется субсчет 080 и кредитуется субсчет 220. При передаче продукции заказчику производится запись с кредита субсчета 080 в дебет субсчета 280.

Продукция, предназначенная для нужд самого хозяйства, списывается с субсчета 080 на соответствующие субсчета счетов 06, 07.

На основании годовых отчетных калькуляций плановая стоимость продукции корректируется в конце года до фактической стоимости.

В том случае, если фактическая стоимость полученной за год сельскохозяйственной продукции выше плановой, на сумму разницы между фактической и плановой стоимостью в части нереализованной продукции производится дополнительная запись по дебету субсчета 080 и кредиту субсчета 220, а в части реализованной продукции дебетуется субсчет 280 и кредитуется субсчет 220.

Если же фактическая стоимость полученной за год сельскохозяйственной продукции ниже плановой, то на сумму разницы между плановой и фактической стоимостью (сумма экономии) производится запись отрицательными числами (красными чернилами) в части нереализованной продукции по дебету субсчета 080 и кредиту субсчета 220, а в части реализованной продукции - по дебету субсчета 280 и кредиту субсчета 220.

На указанном счете также учитываются приобретенные и выданные со склада в производство столовых и для реализации продукты питания и товары.

При передаче продуктов питания в производство и товаров для реализации производится запись по дебету субсчета 080 и кредиту субсчетов счета 06 по балансовой стоимости и одновременно на сумму наценки по переданным в производство продуктам питания и товарам для реализации производится запись по дебету субсчета 080 и кредиту субсчета 401.

На сумму реализованных продуктов и товаров производятся записи по дебету субсчетов 111, 120 и кредиту субсчета 080 по цене реализации одновременно по дебету субсчетов 280 и 401 в корреспонденции с кредитом субсчета 400 соответственно по цене приобретения без наценки и на сумму наценки.

Аналитический учет изготовленной продукции и изделий ведется по наименованию, количеству, стоимости и по местам хранения на карточке ф.296.[6]

Заключение

Кардинальные изменения в области учета произошли в 2005 г. у бюджетных организаций. Именно в этом году Минфин планирует изменить действующие принципы построения всей системы бюджетного учета для ее эффективного функционирования. Уже утверждены новые коды бюджетной классификации.

Бюджетный учет подразделяется на два сектора:

- исполнения бюджетов;

- исполнения сметы доходов и расходов бюджетных учреждений.

Для формирования качественной прозрачной отчетности об использовании средств бюджета должна существовать единая система бухгалтерского учета для всех сегментов бюджетной системы РФ, позволяющая консолидировать учетную информацию по правилам бухгалтерского учета.

Формирование доходной и расходной частей бюджета, расчет дефицита бюджета во многом определяется методом составления бюджетной отчетности. Существуют два основных метода учета доходов и расходов – кассовый метод (cash basis) и метод начислений (accrual basis).

С 2002 года все коммерческие предприятия перешли на метод начислений, при котором выручка от реализации учитывается по факту отгрузки товаров. Однако в государственном секторе отчетность по-прежнему составляется по кассовому методу.

Готовые продукция и изделия учитываются по фактической стоимости, определенной по данным фактических расходов на ее изготовление, кроме продукции подсобных (учебных) сельских хозяйств.

Готовые продукция и изделия приходуются на складе на основании актов приемки или других документов. На сумму готовой продукции производится запись по дебету субсчета 080 и кредиту субсчета 220.

Список используемой литературы

1.     Бюджетный кодекс РФ

2.     Приказ Минфина РФ от 18 мая 2001 г. N 38н “Об утверждении Правил составления Министерством финансов Российской Федерации отчета об исполнении федерального бюджета за 2000 год”

3.     Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов"

4.     Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н

5.     Приказ Минфина России от 30.12.1999 N 107н

6.     Послание Президента РФ "О бюджетной политике на 2003 год"

7.     Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ (утв. Приказом Минфина России от 27.08.2004 N 72н)

8.     Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2002 г.

9.     Ламыкин И.А. Основы бухгалтерского учета: Учебник. – М.: издательство Московского университета, 1981 г.

10.                       Безруких П.С. Бухгалтерский учет: Учебное издание. – М., 2002 г.

11.                       Михеев Ф.А. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие. – М.: «Финансы», 1975 г.

12.                       Новая система бюджетного учета. Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", N 2, 2005

13.                       www.fa.ru/docs/ann_pk.doc

14.                       http://www.termika.ru

15.                       http://budgetrf.nsu.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2002/vestniksf164-08/vestniksf164-08090.htm


[1] http://budgetrf.nsu.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2002/vestniksf164-08/vestniksf164-08090.htm

[2] Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов"

[3] Бюджетный кодекс РФ

[4] Новая система бюджетного учета. Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", N 2, 2005

[5] http://budgetrf.nsu.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2002/vestniksf164-08/vestniksf164-08090.htm

[6] http://www.termika.ru