Содержание

Введение. 3

1. Право потребителей на возмещение вреда, причиненного вследствие недостатка товаров (работ, услуг). Имущественный вред. 4

2. Понятие морального вреда, возмещение морального вреда. Размер и форма возмещения морального вреда. Вина – как форма возмещения морального  вреда  8

Заключение. 11

Список литературы.. 12

Введение

Права потребителей нарушаются на каждом шагу. Дело в том, что главный виновник нарушения прав потребителей – сам потребитель. Ведь потребительские права никогда не будут реализованы, если на них нет спроса.

Защита прав потребителей - понятие, недавно вошедшее в нашу действительность. Работы по ее правовому и организационному обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства.

До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг, торговля диктовала им свои условия. Ведомственные нормативные акты и инструкции ограничивали права потребителя и не давали им возможности предъявить свои обоснованные претензии. Судебная защита практически отсутствовала.

Только с принятием Верховным Советом Российской Федерации 7февраля 1992 года Закона «О защите прав потребителей» ситуация существенно изменилась. Закон вобрал в себя лучший опыт соответствующей международной и зарубежной национальной законодательной практики.

В представленной работе мы рассмотрим право потребителей на возмещение вреда, причиненного вследствие недостатка товаров (работ, услуг); понятие морального вреда, возмещение морального вреда, размер и форма возмещения морального вреда.

1. Право потребителей на возмещение вреда, причиненного вследствие недостатка товаров (работ, услуг). Имущественный вред

В части второй ГК[1] впервые предусмотрено регулирование вопросов возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работ, услуг) (гл. 59). Основания ответственности за этот вред в ГК (ст. 1095) и Законе «О защите прав потребителей»[2] практически совпадают. Важно подчеркнуть два момента: по ГК вред может быть возмещен не только физическому, но и юридическому лицу (если вред причинен его имуществу) и прямо отмечает, что продавец, изготовитель, исполнитель несут ответственность независимо от их вины (в отличие от общего правила возмещения причиненного вреда лишь при наличии вины причинителя).

В регулировании условий возмещения вреда в тех случаях, когда срок службы или срок годности вопреки требованию Закона «О защите прав потребителей» не установлен (абз. 2 п. 3) происходили неоднократные изменения. В первоначальной редакции Закона «О защите прав потребителей» (п. 2 ст. 12) предусматривались сроки возмещения вреда: срок службы, срок годности. В редакции 1996 г. эти сроки рассматриваются как сроки причинения вреда, за пределами которых причинение вреда не влечет обязанности его возмещения, т.е. не как период возмещения вреда, а как пресекательные сроки, определяющие само право на возмещение вреда.

В редакции 1996 г. был восполнен пробел и дан ответ на вопрос, как поступать, если обязательные срок службы или годности все же не установлены. В этих случаях вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения. Это правило распространяется также на случай, когда потребитель не получил своевременно информацию о необходимых действиях по истечении сроков службы или годности и возможных последствиях невыполнения этих действий.

В тех случаях, когда изготовитель (исполнитель) не был обязан устанавливать срок службы и не установил его, но соответствующими товарами (работой), не вошедшими в перечень потенциально опасных, все же причинен вред, он подлежит возмещению, если причинен в течение 10 лет со дня передачи товара (работы) потребителю, а если этот день установить невозможно - с даты изготовления (окончания работы). Это правило вытекает из обязанности изготовителя (исполнителя) обеспечить безопасность товара (работы) в течение 10 лет (п. 2 ст. 7 Закона «О защите прав потребителей»). ГК (ст. 1097) содержит концепцию регулирования права на возмещение вреда в зависимости от сроков его причинения (возникновения), аналогичную редакции Закона 1996 г. Однако при этом срок службы вообще не упоминается, т.е. как бы исключаются из регулирования товары длительного пользования, на которые устанавливается срок службы.

Поскольку согласно Закону «О защите прав потребителей» на определенные товары (работы) длительного пользования установление срока службы обязательно, а на другие - является лишь правом изготовителя, постольку для этих групп товаров установлены различные сроки обеспечения их безопасности. Этот принцип применяется в Законе «О защите прав потребителей» и для установления сроков, дающих право на возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товара.

В отличие от Закона «О защите прав потребителей» ст. 1097 ГК устанавливает для срока годности косвенно два режима: п. 1 этой статьи установлен десятилетний срок причинения вреда для случаев, когда его установление было не обязательно и он не установлен (аналогия с добровольным сроком службы по Закону «О защите прав потребителей»), а п. 2 - возмещение вреда независимо от срока его причинения, если срок годности не установлен в нарушение требований закона (полное совпадение с Законом «О защите прав потребителей»).

Таким образом, налицо несогласованность между ст. 14 Закона «О защите прав потребителей» в редакции 1996 г. и ст. 1097 ГК. Пленум Верховного Суда РФ разъяснил это противоречие, указав, что в ст. 1097 ГК понятие срока годности включает в себя как собственно срок годности, так и срок службы, поскольку оба эти срока устанавливаются с единой целью - определение периода безопасного использования товара[3].

Федеральным законом от 17 декабря 1999 года № 213-ФЗ указанные недостатки ст. 1097 ГК устранены: в новой редакции п. 1 наряду со сроком годности упомянут и срок службы, а пунктом 2 предусмотрены случаи, когда вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения. В число этих случаев входит: неустановление в нарушение требований закона срока годности или срока службы; отсутствие предупреждения потребителя о необходимых действиях по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении этих действий; непредоставление полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге). В этой связи принятым одновременно с упомянутым Законом  «О защите прав потребителей» Федеральным законом № 212-ФЗ абзац второй п. 3 ст. 14 Закона «О защите прав потребителей» изложен в новой редакции, воспроизводящей в принципе новую редакцию п. 2 ст. 1097 ГК.

Закон «О защите прав потребителей» сохранил право потерпевшего по его выбору обращаться с требованием о возмещении вреда к продавцу или изготовителю товара. Если вред причинен в результате предоставления ненадлежащей информации о товаре (работе, услуге), требование предъявляется лицу, ответственному за это. Аналогичная норма содержится в ст. 1096 ГК. Выбор потерпевшего не связан с виной изготовителя или продавца, которые свои взаимные претензии должны решать в порядке регрессных требований.

Закон «О защите прав потребителей» устанавливает исключительную ответственность изготовителя (исполнителя) в тех случаях, когда вред причинен в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и т.п., применяемых при изготовлении товара (работы, услуги), что придало товару качества, послужившие причиной вреда. Например, использованный в изделии материал со временем начинает выделять вредные вещества или приобретает способность к самовозгоранию или в результате обработки товар становится источником высокой радиации и т.п. Для наступления ответственности и в этом случае не требуется наличие вины.

В любом случае причинения вреда изготовитель, продавец, исполнитель могут быть освобождены от ответственности, если докажут, что вред причинен в результате действия непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара по его вине.

В отношении требования о возмещении вреда, причиненного имуществу потребителя, действует общий срок исковой давности - 3 года.

Способы возмещения вреда предусмотрены ст. 1082 ГК: предоставление вещи такого же рода и качества, исправление поврежденного имущества или возмещение убытков[4].

2. Понятие морального вреда, возмещение морального вреда. Размер и форма возмещения морального вреда. Вина – как форма возмещения морального вреда

Согласно ст. 151 ГК под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права и блага.

Закон «О защите прав потребителей» конкретизирует это определение применительно к отношениям по поводу защиты прав потребителей. Причинителем вреда может быть изготовитель, исполнитель, продавец или организация, выполняющая функции изготовителя (продавца). С объективной стороны вред должен быть следствием нарушения указанными лицами прав потребителя, предусмотренных законами и иными правовыми актами РФ по защите прав потребителей.

Для наступления ответственности необходимо наличие вины причинителя вреда (в любой форме), которая предполагается. Обязанность доказывать отсутствие вины поэтому лежит на причинителе морального вреда. Он может быть также освобожден от ответственности, если докажет, что моральный вред причинен нарушением прав потребителя, вызванных действием непреодолимой силы.

Причиненный моральный вред компенсируется в денежной форме. Размер компенсации определяется соглашением сторон, а в случае спора - судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. При этом согласно ст. 151 ГК принимается во внимание степень вины причинителя, иные обстоятельства, степень физических или нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями потерпевшего. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда, убытков и других имущественных требований. Требование о компенсации морального вреда может предъявляться самостоятельно или вместе с имущественными требованиями. Следует также отметить, что в связи с причинением морального вреда не могут быть обоснованы регрессные требования, изготовитель (продавец) не несет ответственности за действия третьего лица.

Ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» предусмотрено, что потребитель в случае продажи ему товара ненадлежащего качества вправе предъявить предусмотренные Законом требования продавцу, изготовителю либо организациям, выполняющим их функции на основании договора с ними. Эти организации, нарушив права потребителя, таким образом могут стать причинителями морального вреда. Вместе с тем их ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара Законом не предусмотрена, поскольку они не имеют отношения к изготовлению или реализации товара.

Отношения этих организаций с изготовителем или продавцом товара регулируются договором между ними. Суть такого договора заключается в возложении продавцом или изготовителем исполнения своих обязательств перед потребителем, предусмотренных Законом «О защите прав потребителей», на соответствующие организации.

В соответствии со ст. 403 ГК продавец, изготовитель отвечают за неисполнение или ненадлежащее исполнение их обязательств третьим лицом, на которое было возложено исполнение, если законом не установлена ответственность третьего лица, являющегося непосредственным исполнителем. Анализ показывает, что такая прямая ответственность третьего лица Законом предусмотрена, например, в ст. 23. Прямая ответственность третьего лица может быть предусмотрена в договоре с продавцом, изготовителем. Договор между продавцом, изготовителем и третьим лицом является договором об оказании возмездных услуг, впервые предусмотренным в ГК (глава 39).

В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий возмещения морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом, например, если нравственные или физические страдания вызваны распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; если вред причинен жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности (см. ст. 1100 ГК РФ).

При определении размеров компенсации морального вреда суд учитывает степень вины нарушителя, характер и объем причиненных страданий, связанных с индивидуальными особенностями пострадавшего. При этом размер компенсации не ставится в зависимость от удовлетворения иска о возмещении имущественного ущерба, убытков и других материальных требований.

На требование о компенсации морального вреда исковая давность не распространяется, поскольку оно вытекает из нарушения личных неимущественных прав (п. 1 ст. 208 ГК РФ)[5].

Заключение

В настоящее время в российской экономике восстанавливается и начинает активно функционировать потребительский рынок, почти полностью разрушенный к концу 1991 г. Значительно расширилось товарное предложение; начался процесс создания рынков жилья, медицинских, образовательных, культур, финансовых, страховых услуг. Взаимоотношение предприятий все более формируется на принципах рыночной экономики с соответствующей нормативной базой; возрастает роль негосударственного сектора экономики и т. д.

Потребители должны помнить, что самое основополагающее право, определяющее многое другое, - это право на полноценную, объективную, достоверную информации, поданную в доступной форме. А это значит, что, покупая товар продавца, услуги и работу исполнителя, следует самым подробным образом выяснить условия, на которых вы вступаете в договорные отношения. Разовая покупка продуктов в магазине - это тоже реализация вашего устного договора с продавцом, ведь поскольку он продает товар, то уже действует на рынке согласно закону о защите прав потребителей и нормативным правилам, и должен действовать только так, ибо в противном случае он отвечает за нарушение закона и правил.

Список литературы

1.                            Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. (с изм. и доп., вкл. от 8 июля 1999 г.) // СЗ РФ. – 1994. - № 32. – Ст. 3301; 1996 г. - № 9. – Ст. 773; № 34. – Ст. 4026; 1999 г. - № 28. – Ст. 3471.

2.                            Федеральный закон «О защите прав потребителей» (в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 № 2-ФЗ, от. 17.12.1999 № 212-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ).

3.                            Постановление от 29 сентября 1994 года № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (в редакции Постановления Пленума от 17 января 1997 года № 2).

4.                            Долбилин А.С., Шахурина Ф.Р., Цыкоза Г.Н. Защита прав потребителей. Учебно-практическое пособие. М.: Издательство «Маркетинг», 2001.

5.                            Как защитить свои права? / Под ред. С.М. Малахова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.


[1] См.: Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. (с изм. и доп., вкл. от 8 июля 1999 г.) // СЗ РФ. – 1994. - № 32. – Ст. 3301; 1996 г. - № 9. – Ст. 773; № 34. – Ст. 4026; 1999 г. - № 28. – Ст. 3471.

[2] См.: Федеральный закон «О защите прав потребителей» (в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 № 2-ФЗ, от. 17.12.1999 № 212-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ).

[3] См.: п. 13 Постановления от 29 сентября 1994 года № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (в редакции Постановления Пленума от 17 января 1997 года № 2).

[4] Как защитить свои права? / Под ред. С.М. Малахова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 118.

[5] Долбилин А.С., Шахурина Ф.Р., Цыкоза Г.Н. Защита прав потребителей. Учебно-практическое пособие. М.: Издательство «Маркетинг», 2001. С. 38.