Министерство внутренних дел Российской Федерации

Челябинский юридический институт МВД России

Кафедра управления, информатики, психологии и педагогики

Тематика и методические указания

по выполнению контрольных работ по дисциплине

 «Психология в деятельности сотрудников ОВД»

(для слушателей факультета заочного обучения)

Обсуждены и одобрены

на заседании кафедры.                     

Протокол №           __

от «      »                 2002_г.

Челябинск

                                                       2002

Методические указания по выполнению контрольных работ

В соответствии с учебным планом слушатели-заочники высших учебных заведений МВД России обязаны выполнить контрольную работу по курсу – «Психология в деятельности сотрудников ОВД» Сроки ее  представления устанавливаются учебным заведением.

Контрольная работа состоит из двух теоретических вопросов и задачи. Номер варианта контрольной работы определяется по последней цифре номера зачетной книжки, а если номер  зачетной  книжки  заканчивается  на  «0»,то слушатель выполняет 10-й вариант.

Выполнение контрольной работы преследует цель – развить у слушателей навыки самостоятельного изучения и  анализа  психолого-педагогической литературы, формирования стремления и умения применять достижения этих наук в практической деятельности.

Контрольная работа  является своеобразным отчетом слушателя о его самостоятельной работе по изучению предмета в межсессионный период и выполняется по темам, предусмотренным в настоящих заданиях.

При подготовке к написанию контрольной работы необходимо изучить рекомендованную литературу и отобрать необходимый материал для раскрытия темы в соответствии с примерным планом. При этом допускается  составление своего плана, но при условии раскрытия содержания темы.

Контрольная работа должна состоять из плана, введения, изложения  и заключения по каждой теме.

Во введении необходимо обосновать актуальность темы, ее практическую значимость для деятельности органов внутренних дел.

Изложение должно включать в  себя  основное  содержание вопросов контрольной  работы, объем и направленность которых определяется действующей программой данного курса.

В заключении должны быть сформулированы выводы по всей теме.

После раскрытия содержания двух теоретических вопросов следует переписать условие задачи и вопросы, на которые необходимо дать ответ. Здесь же излагаются ответы на поставленные в задаче вопросы.

 В конце контрольной работы приводится  перечень использованной литературы

 Контрольная работа выполняется  от руки, чернилами, разборчивым почерком, на  пронумерованных страницах с отведенными полями. Объем работы не должен превышать 20-25 страниц рукописного текста в ученической тетради. На  обложке тетради указываются название учебного заведения и контрольной работы, а также номер варианта, фамилия, имя и отчество слушателя, его домашний адрес и служебный или домашний телефон.

.

Слушатели, не выполнившие контрольную работу к установленному сроку, на сессию не вызываются. Работа,  признанная неудовлетворительной, должна быть переделана в соответствии с требованиями,  изложенными в рецензии, и вновь направлена в учебное заведение.

ВАРИАНТ  № 1

Вопрос 1. Характер

ПРИМЕРНЫЙ  ПЛАН

1.     Понятие характера в психологии

2.     Структура характера

3.     Требования к чертам характера сотрудника ОВД

Вопрос 2. Психология обыска

ПРИМЕРНЫЙ  ПЛАН

1.     Психологические особенности деятельности следователя при подготовке и проведении обыска.

2.     Психология прячущего.

3.     Психологические методы, используемые при проведении обыска.

Задача:

27 мая в 21 час 30 минут дежурный по РУВД получил информацию о том, что на месте происшествия собралась группа людей (50-70 человек), среди которых разнесся слух об убийстве работником милиции невиновного человека. Как сообщалось, эти слухи распространялись товарищами умершего Белова И.А. Толпа собралась идти в РУВД, чтобы разобраться в обстоятельствах смерти Белова.

Задание:

1.            Дайте социально-психологическую характеристику сложившейся обстановке.

2.            Основываясь на данных социально-психологического анализа данной ситуации,разработайте мероприятия по недопущению неблагоприятного развития оперативной обстановки.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА

Андреева Г.М. Социальная психология.- М., 1988.

Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений.- М., 1996.

Васильев В.Л. Юридическая   психология. -  М.,1997.

Дулов А.В. Судебная психология. – Минск, 1975.

Еникеев М.И. Психология следователя.- М., 1988.

Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии.- М.,1996.

Общая психология: Курс лекций // сост.: Е.И. Рогов. -  М.:  Владос, 1995.

Ратинов А.Р. Проблемы психологии следственной деятельности. – М., 1986.

Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология.- М.., 1995.

ВАРИАНТ    №  2

Вопрос   1. Психолого-педагогические аспекты предупреждения совершения преступлений на семейно-бытовой почве.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

1.     Значение борьбы с преступлениями на семейно-бытовой почве.

2.     Психолого-педагогическая характеристика неблагополучных и дезорганизованных семей.

3.     Психолого-педагогические пути воздействия на лиц, склонных к совершению преступлений на бытовой почве.

Вопрос 2. Психология личности преступника.

ПРИМЕРНЫЙ  ПЛАН

1.     Понятие законопослушного и отклоняющегося поведения.

2.     Социальная природа преступности, влияние социальной среды на поведение человека.

3.     Влияние врожденных физиологических свойств личности человека на его поведение и деятельность.

4.     Понятие личности преступника и ее типология.

Задача:

Гражданка К. была арестована за хищение специальной одежды из кладовой, где она являлась материально ответственным лицом. Путем подделки накладных К. систематически получала халаты сверх нормы и продавала их на рынке. Несмотря на категорическое заключение эксперта о многочисленных подделках в накладных, К. виновной себя не признавала и давала по существу обвинения самые нелепые и фантастические объяснения. Вызванная на один из допросов к следователю, она пришла настолько возбужденной, что совершенно не могла говорить, а только плакала. Было ясно, что причина такого поведения лежит за пределами существа уголовного дела. С большим трудом следователю удалось добиться от нее объяснения причин такого состояния.

Оказалось, что ее обидчиками были соседки по камере, где она содержалась. Прервав допрос, следователь принял меры к тому, чтобы К. была немедленно переведена в другую камеру. На следующий день следователь вызвал ее на допрос. Видя, что К. немного успокоилась, следователь поинтересовался не обижают ли ее теперь и услышав, что все обстоит благополучно, указал ей, что она сама нехорошо ведет себя, не желая говорить правду о своей преступной деятельности.

Задание:

1.  Раскройте психологическую основу формирования психологического контакта следователя с допрашиваемой.

2.  Назовите допустимые приемы достижения контакта.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Антонян Ю.И. Специальная среда и формирование личности преступника. – М., 1975.

Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология личности преступника и расследования преступлений. - М., 1996.

Блувштейн Ю.Д. Профилактика преступлений. – Минск, 1986.

Генетика, поведение, ответственность / Н.Н. Дубинин и др. – М., 1982.

Голофенек М.Н., Зубкова В.И. Предупреждение преступности. – М., 1990.

Криминология. – СПб., 1992.

Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. – М.: Наука, 1976.

Миллер А.И. Противоправное поведение несовершеннолетних. – Киев, 1989.

Мошак Г.Г. Преступления в семье: истоки и профилактика. – Кишенев, 1989

.

ВАРИАНТ  № 3

Вопрос 1. Мотивационно-потребностная сфера личности

ПРИМЕРНЫЙ  ПЛАН

1.     Понятие потребности и мотива.

2.     Специфика потребностей человека.

3.     Виды мотивов и мотивационных состояний.

4.     Мотивационный конфликт.

Вопрос 2.  Психологические особенности расследования преступлений.

ПРИМЕРНЫЙ  ПЛАН

1.     Психологическая структура следственных действий.

2.     Причины психологической напряженности при производстве следственных действий.

Задача: Потерпевшая в ходе допроса не смогла сколько-нибудь удовлетворительно описать лицо, совершившее грабеж. Она не смогла ничего сказать о его внешности, возрасте, одежде. В то же время она утверждала, что «кажется запомнила этого мужчину». Прямых доказательств виновности подозреваемого не было. Следователь сомневался «стоит ли рисковать? А вдруг не опознает?”

Задание:

Название какой психологической закономерности привело следователя к решению отложить предъявление для опознания подозреваемого потерпевшей?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Вилюнас В.И. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990.

Доспулов Г.Г. Психология допроса на предварительном следствии. – М., 1976.

Дегтярев С.В. Основы тактики допроса. – Н.-Новгород, 1995.

Еникеев М.И.  Основы общей и юридической психологии. – М., 1996.

Леонов А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. – 1991.

Общая психология  / Под.ред. А.В. Петровского, - М.: Просвещение, 1986.

ВАРИАНТ    № 4

           Вопрос   1.  Внимание и память. Их роль в профессиональной деятельности сотрудника ОВД

ПРИМЕРНЫЙ  ПЛАН

1.             Понятие внимания в психологии. Его виды и свойства.

2.             Память. Виды и типы памяти.

3.             Роль внимания и памяти в профессиональной деятельности сотрудника ОВД.

 
Вопрос 2. Психологические особенности допроса подозреваемого, обвиняемого. 

ПРИМЕРНЫЙ  ПЛАН

1.             Специфика формирования показаний обвиняемого (подозреваемого), обусловленная особенностями их процессуального положения.

2.             Тактико-психологические особенности допроса обвиняемого (подозреваемого)

Задача:

По делу о производственной аварии на текстильной фабрике необходимо было проверить видимость отдельных объектов, расположенных в цехе во время аварии. Авария произошла в рабочее время. Следователь запланировал провести следственный эксперимент в нерабочий день.

Задание: Назовите явление в области ощущений, которое должен учесть следователь.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Антонян Ю.М. Психология преступника и расследования преступлений. – М., 1996.

Васильев  В.Л.  Юридическая психология. – М.,1997.

Общая психология / Под. ред. А.В. Петровского – М., 1986.

ЧуфаровскийЮ.В.Юридическаяпсихология.-М.:Юрист,1995.

                                                          ВАРИАНТ  №5

         Вопрос 1.  Темперамент и его учет в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

ПРИМЕРНЫЙ  ПЛАН

1.Понятие темперамента.

2.Типы темперамента и их характеристика.

3.Учет особенностей темперамента человека в работе сотрудника ОВД.

Вопрос 2. Психологические особенности допроса свидетеля, потерпевшего.

    ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

1.  Психологическая сущность допроса.

2.  Специфические психические состояния, испытываемые свидетелем, потерпевшим в момент совершения преступления и их влияние на формирование показаний во время допроса.

3.  Приемы психологического воздействия, используемые следователем во время допроса свидетеля, потерпевшего.

Задача: На обслуживаемой вами территории совершена квартирная кража. По предварительным данным кражу мог совершить гражданин Н..

Подозреваемый в настоящее время не работает, так как не успел трудоустроиться после окончания колледжа.

Ему 23 года, он увлекается музыкой, спортом, имеет спортивный разряд по футболу, холост, ранее не судим.

Вам необходимо войти в контакт с гражданином Н., установить с ним необходимые отношения, выявить круг его знакомых лиц, по возможности узнать, где он находился с 9.00 до 12.00 часов в день совершения кражи.

Задание:

1.     Определите роль, которую Вы изберете для успешного выполнения поставленных задач.

2.     Укажите, на что следует обратить внимание при вхождении в избранную Вами роль (дать полный набор сведений, которые вы намерены предусмотреть с целью исполнения избранной роли).

3.     Назовите дополнительные сведения о гражданине Н., которые могут Вам понадобиться для выполнения поставленных задач.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Дулов А.В. Судебная психология. – Минск, 1975.

Общая психология /  Под ред. Петровского А.В., 1986.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь. – М., 1985.

Розенталь М.М., Юдин П.Ф. Философский словарь. – М.,1963.

Доспулов Г.Г. Психология допроса на предварительном следствии. – 1976.

ВАРИАНТ  №6

Вопрос 1. Стресс и его влияние на жизнедеятельность человека.

ПРИМЕРНЫЙ  ПЛАН

1. Понятие стресса в психологии.

2. Психологические механизмы стресса

3. Стрессы в профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

Вопрос 2.  Психолого-педагогические аспекты профилактики преступлений

ПРИМЕРНЫЙ  ПЛАН

I. Основные   направления  психолого-педагогического обеспечения профилактики преступлений.

2. Личность преступника и использование знаний о ней в профилактике преступного поведения.

3. Социально-психологические аспекты профилактики групповой преступности.

Задача:

Ф.Э. Дзержинский описывает случай, который произошел с ним во время побега по пути следования из Верхоленска в Вилюйск, где он должен был отбывать ссылку.

«По дороге мы встретились с исправником и земским начальником. Уже смеркалось, и мы проехали мимо них лежа на возу. В деревне за тайгой толпа, услышав колокольчик, бросилась в нашу сторону. Какой-то старик попытался задержать беглецов, крикнул «Кто? Куда? Зачем?».

Беглецы притворились хмельными барами. Дзержинский потребовал бумагу и стол писать «жалобу генерал-губернатору». Это произвело впечатление на толпу, инцидент был быстро улажен, и оба спутника двинулись дальше.

Задание:

1.            Дайте социально-психологическую характеристику сложившейся коммуникативной задаче.

2.            Назовите и поясните методы социально-психологического воздействия, которые использовались Дзержинским в этой ситуации.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Васильев В.Л. Юридическая психология. – М., 1997.

Еникеев М.И.  Общая и юридическая психология: В 2 ч. – М., 1996.

Ковалев А.Г. Психология личности. – М., 1965.

Общая психология. – М., 1982.

Психология: Учебное пособие / Под ред. Крутецкого В.А. – М., 1974.

В А Р И А Н Т  №  7

Вопрос 1. Конфликты и  способы их разрешения в профессиональной деятельности сотрудников ОВД

ПРИМЕРНЫЙ  ПЛАН

1. Понятие конфликта в психологии.

2. Виды конфликтов и их функции

3. Причины конфликтов

4. Способы разрешения конфликтов.

Вопрос 2. Социально-психологическая характеристика преступной группы.

ПРИМЕРНЫЙ  ПЛАН

I. Понятие преступной группы.

2. Основные признаки преступной группы.

3. Причины и условия формирования преступной группы.

Задача:

Возвращаясь со службы участковый инспектор милиции Г. услышал за углом довольно экспрессивный разговор. Мужчина, находясь в нетрезвом состоянии, упрямо отказывался на просьбы женщины подняться в квартиру и порывался отправиться к ближайшему магазину:

-         Хочу отметить как следует

Г. осведомился в чем дело.

-         У мужа день рождения. – сказала женщина, - гости разъехались, а его еще потянуло… извините нас.

-         Хочу еще. У меня день рождения, я не хулиган, не пьяница, сбегаю за «маленькой» и все – не унимался именинник.

-         Вы уже и без маленькой навеселе. Прошу вас пройти домой и лечь отдохнуть.

-         Нет, схожу в магазин… Что Вы мне указываете? – кричал мужчина.

Задание:

Изберите и обоснуйте способ воздействия на гражданина в этой ситуации, действуя в роли участкового инспектора милиции.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.И.  Социально-психологический климат коллектива и личности. - М.,1983.

 Васильев В.Л. Юридическая психология. - М.,1997.

Криминологи о неформальных молодежных объединениях. – М., 1990.

Мелибруда Е. Я-ТЫ-МЫ; психологические возможности улучшения общения. - М., 1986.

Обозов Н.Н. Межличностные отношения. – Л.,1979.

Основы конфликтологии / Под ред. В.Н. Кудрявцева. – М., 1997.

Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М., 1995.

В А Р И А Н Т  №  8

Вопрос 1.  Решение мыслительных задач в профессиональной деятельности сотрудника ОВД.

ПРИМЕРНЫЙ  ПЛАН

1.  Общая характеристика мышления.

2.  Виды мышления.

3.Формы мыслительной деятельности в процессе решения мыслительных задач.

Вопрос 2.  Массовидные  социально-психологические явления и их учет в деятельности ОВД.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

1. Социальная регуляция поведения и деятельности человека

2. Обычаи и традиции, их учет в правоохранительной деятельности

3. Слухи и паника как стихийные  социально-психологические явления.          Их влияние на поведение людей при массовых беспорядках.

4. Толпа. Виды и этапы ее формирования.

Задача:

В дежурную часть РУВД поступило сообщение, что в доме 3 по улице Гагарина семейный дебошир угрожает убить свою жену. Прибыв на место происшествия, участковый инспектор милиции увидел плачущую жену и двух детей в подъезде дома, вокруг которого, оживленно переговариваясь, стояло несколько человек. Сам дебошир сидел за столом в своей квартире, злобно взирая на вошедшего участкового инспектора милиции. На столе  стояла пустая бутылка из-под водки,  лежали остатки еды и большой кухонный нож.

-         «Не подходи, начальник»… - мрачно произнес он.

Задание:

1.Опишите Ваши действия в роли участкового инспектора милиции.

2.Назовите способы психологического воздействия, которые целесообразно использовать в данной ситуации.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Богданов  В.М.  Психологические  особенности профессионального мышления работника уголовного розыска. - Омск, 1984.

Васильев В.Л. Юридическая психология. – М.,1997.

Гранат  Н.Л. , Ратинов А. Р. Решение  следственных   задач. - Волгоград,1983. Ольшанский Д.В.  Массовые настроения переходного периода // Вопросы философии, 1992 №4.С 3-15.

Ольшанский Д.В. Паника // Диалог,1991.-№9. С12-14.

Серегина А.В. Внеколлективное поведение и общественный порядок. – М: Академия МВД СССР, 1980.

Тихомиров О.К.Психология мышления. – М.,1984.

Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. - М.,1995 .

ВАРИАНТ  №  9

Вопрос 1. Психологическая характеристика преступных групп

ПРИМЕРНЫЙ  ПЛАН

1.     Причины и условия формирования преступных групп.

2.     Психологическая характеристика преступных групп.

3.     Теневая экономика и организованная преступность.

Вопрос 2. Профессиональное общение в работе сотрудника ОВД

ПРИМЕРНЫЙ  ПЛАН

1.  Понятие общения.

2.  Содержание профессионального общения сотрудника ОВД, его виды и функции

3.  Особенности воздействия на человека в работе сотрудника ОВД.

4.  Психологические техники профессионального общения.

Задача:

По одному из дел о крупном хищении в момент производства обыска следователь, предварительно изучивший обстановку в квартире обвиняемого, заметил, что кроватка пятилетней дочки хозяина дома оказалась переставлена в другую комнату. Следователь обратил на это внимание матери ребенка, вызвав у нее этим сильное замешательство. В это время слышавшая разговор девочка сообщила, что ее кроватка теперь стоит как раз на том месте, где под полом папа спрятал много денег. Это привело к обнаружению тайника с добытыми преступным путем ценностями.

Задание:

1.     Назовите психологические закономерности, которые учтены преступником при выборе места сокрытия ценностей.

2.     Дайте психологическую характеристику личности обыскиваемого.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1996.

Бодалев А.А. Личность и общение: Учебное пособие. – М., 1983.

Еникеев М.И. Общая и юридическая психология. – М., 1996.

Самонов А.П. Психология преступных групп. - Пермь, 1991.

Красник В.С. Профессиональное общение сотрудника милиции.-Челябинск, 2000.

ВАРИАНТ     №10

Вопрос   1.   Эмоциональная сфера личности. Влияние эмоциональных состояний сотрудников ОВД на выполнение ими служебных задач.

ПРИМЕРНЫЙ     ПЛАН

1.    Эмоциональные процессы как одна из форм психического отражения.

2.    Виды эмоциональных проявлений у человека и их характеристика.

3.    Влияние эмоционального состояния сотрудника ОВД на эффективность решения им оперативно-служебных задач.

Вопрос 2. Психологические условия эффективности осмотра места происшествия

ПРИМЕРНЫЙ  ПЛАН

1.          Значение осмотра места происшествия для эффективного расследования преступления.

2.          Виды деятельности, осуществляемые следователем в процессе осмотра места происшествия.

3.          Психологические особенности проведения осмотра места происшествия и факторы, оказывающие деструктивное влияние на качество его проведения.

Задача:

В первых числах мая в 3 км от г. Рыбинска у проселочной дороги, в молодой посадке дубняка, был обнаружен труп директора сельской школы, убитого двумя выстрелами из пистолета иностранной марки. По заключению судебно-медицинской экспертизы с момента смерти  прошло более двух часов: смерть наступила около 12 часов дня. Несмотря на то, что убийство было совершено днем, неподалеку от того места, где пастухи пасли скот, и где проходило много народа, установить очевидцев преступления не представилось возможным. Все допрошенные заявили, что выстрелов не слышали, а двое показали, что если и были произведены выстрелы, то их трудно отличить от хлопков пастушьего кнута, особенно в лесопосадке.

Задание:

Дайте психологический анализ тактических приемов, которые обеспечат достоверность проведения следственного эксперимента.

РЕКОМЕН ДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Васильев В.Л. Юридическая психология.– М., 1991.

Еникеев М.И.  Основы общей и юридической психологии. – М., 1996.

Еникеев М.И. Психология следователя. – М., 1988.

Петровский А.В. Общая психология. – М., 1986.

Дулов А.В. Криминалистика. – Минск, 1996.

Рогов Е.И. Общая психология. – М., 1995.