Тема 12: Городская культура.
План:
Введение………………………………………………………………………..2
1. Зарождение городской культуры. Ее суть..……………………………...3
2. Городская литература……………………………………………………..6
3. Творчество жонглеров и зарождение театрального искусства..……….12
4. Задание.………………………………………………………………...…18
Заключение…………………………………………………………………...20
Список литературы…………………………………………………………..21
Введение.
Исследуемая тема очень актуальна на сегодняшний день, так как является важным историческим периодом в развитии России.
Наше общество постоянно развивается во всех сферах своей деятельности. Чтобы понять в каком направлении мы движемся, и предполагать, что может ждать нас после тех или иных реформ, законов, научных достижений, и т.п. мы должны знать, что происходило в прошлом, как на его развитие влияли предыдущие формационные процессы, что они приносили народу и государству в целом. Только сравнивая этапы становления мира и его развития в разных областях деятельности, мы можем понять, как далеко мы продвинулись в своем развитии, чего мы достигли, где совершили ошибки, и в какую сторону следует двигаться, чтобы не повторять ошибок прошлого. Культурология помогает нам понять глубину прекрасного.
Средние века... При мысли о них перед нашим умственным взором вырастают стены рыцарских замков и громады готических соборов, вспоминаются крестовые походы и усобицы, костры инквизиции и феодальные турниры — весь хрестоматийный набор признаков эпохи. Но это признаки внешние, своего рода декорации, на фоне которых действуют люди.
Культура средневековья дала начало новым жанрам литературы, архитектуры, театрального искусства, а также городской культуре.
1. Зарождение городской культуры. Ее суть.
Цивилизация европейского средневековья представляет собой качественно своеобразное целое, являющееся следующей после Античности ступенью развития европейской цивилизации. Переход от Античного мира к Средним векам был связан с падением уровня цивилизации: резко сократилась численность населения (со 120 млн. чел. в период расцвета Римской Империи до 50 млн. чел. к началу VI в.), пришли в упадок города, замерла торговля, примитивный государственный строй пришел на смену развитой римской государственности, всеобщая грамотность сменилась неграмотностью большинства населения. Но в то же время нельзя рассматривать Средние века как некоторый провал в развитии европейской цивилизации. В этот период сформировались все европейские народы (французы, испанцы, итальянцы, англичане и др.), сложились основные европейские языки (английский, итальянский, французский и др.), образовались национальные государства, границы которых в целом совпадают с современными. Многие ценности, воспринимаемые в наше время как общечеловеческие, представления, которые мы считаем само собой разумеющимися, берут свое начало в Средних веках. Сама современная цивилизация возникла в результате внутренней перестройки цивилизации средневековой и в этом смысле является ее прямой наследницей.
Феодальное государство, как правило, характеризовалось слабостью центральной власти и рассредоточенностью политических функций. На территории феодального государства часто имелся целый ряд фактически независимых княжеств и вольных городов. В этих мелких государственных образованьях иногда существовала диктаторская власть, так как некому было противостоять крупному земельному собственнику в пределах небольшой территориальной единицы.
Характерным явлением средневековой европейской цивилизации, начиная с XI в. были города. Вопрос о соотношении феодализма и городов является дискуссионным. Города постепенно разрушили натуральный характер феодального хозяйства, способствовали освобождению крестьян от крепостной зависимости, содействовали возникновению новой психологии и идеологии. В то же время, жизнь средневекового города была основана на свойственных средневековому обществу принципах. Города были расположены на землях феодалов, поэтому первоначально население городов находилось в феодальной зависимости от сеньоров, хотя она и была слабее, чем зависимость крестьян. Средневековый город имел в своей основе и такой принцип как корпоративность. Горожане были организованы в цехи и гильдии, внутри которых действовали уравнительные тенденции. Сам город также представлял собою корпорацию. Особенно явно это проявилось после освобождения от власти феодалов, когда города получили самоуправление и городское право. Но именно благодаря тому, что средневековый город представлял собой корпорацию, после освобождения он приобрел некоторые черты, роднившие его с городом античности. Население состояло из полноправных бюргеров и не являющихся членами корпораций: нищих, поденщиков, приезжих. Превращение ряда средневековых городов в города-государства (как это было в античной цивилизации) также показывает оппозиционность городов феодальному строю. По мере развития товарно-денежных отношений на города стала опираться центральная государственная власть. Поэтому города способствовали преодолению феодальной раздробленности - характерной черты феодализма. В конечном итоге перестройка средневековой цивилизации произошла именно благодаря городам.
В средневековой европейской цивилизации идея прогресса сформировала направленность на новизну, когда развитие городов и все связанные с этим изменения сделали необходимыми перемены.
Внутренняя перестройка этой цивилизации (в рамках средневековья) началась в 12 веке. Рост городов, их успехи в борьбе с сеньорами, разрушение натурального хозяйства в результате развития товарно-денежных отношений, постепенное ослабление, а затем (14-15 века) и почти повсеместное прекращение личной зависимости крестьянства, связанное с развертыванием денежного хозяйства в деревне, ослабление влияния католической церкви на общество и государство как следствие усиления королевской власти, опиравшейся на города, уменьшение воздействия католицизма на сознание в результате его рационализации (причина - развитие теологии как науки, основанной на логическом мышлении).
Городская ратуша - это большой каменный двух - трехэтажный дом. Нижний этаж открывался на площадь просторной галереей, где совершались различные торговые операции, а в случае непогоды размещались купцы со своим товаром. Во втором этаже находились парадные залы, где проходили заседания городского совета, а иногда и судебные разбирательства; в третьем - подсобные помещения. Над ратушей возводилась сторожевая башня - гордость средневековой республики, символ ее независимости и свободы.
Дома, образующие узкие кривые улочки, заселялись людьми, как правило, одной профессии, так что в средневековых городах существовали улицы столяров, оружейников, ткачей, золотых дел мастеров, аптекарей, булочников.
Большинство городских жилых построек ХI-ХII вв. были деревянными или глинобитными; лишь церкви, епископские и королевские дворцы, здание коммунального управления и жилища феодалов возводились из камня и украшались резьбой-. В отличие от античных, дома средневекового города имели два-три этажа и окнами выходили прямо на улицу. Внизу находились лавки, сараи, конюшни, на втором этаже - жилые комнаты, под высоким щипцом кровли устраивали склад.
Коммунальные революции. По мере того как города росли, власть начинала тяготить горожан. Многие города уже не нуждались в защите, в то же время сеньоры постоянно увеличивали поборы с богатевшего городского населения. В течение XII—XIII вв. происходит борьба городов с сеньорами за независимость. Одни города обрели ее за денежный выкуп, другие добились этого военной силой: горожане создавали военные отряды, состоявшие из ремесленников (которые обычно сражались цехами) и наемников.
В этой борьбе короли, стремившиеся ослабить власть крупных феодалов, были на стороне горожан. В свою очередь города предоставляли королям крупные денежные займы, а иногда и военную помощь. Город, добившийся самоуправления, во Франции и Северной Италии назывался коммуной. Большинство коммун платило королю налоги и находилось от него в зависимости. Но некоторые города сумели стать полностью самостоятельными государствами и даже распространить свою власть на окружающие город земли.
Такими государствами, например, в Италии были Флоренция, Венеция, Генуя. Население коммун росло за счет бежавших от феодалов крестьян. Вся власть в коммунах принадлежала городскому совету, который ведал судом, казной, городской стражей и войском, издавал обязательные для горожан законы и устанавливал налоги. Глава совета в Англии и Франции именовался мэром, в Германии — бургомистром. Во многих коммунах места в городских советах занимали выходцы из одних и тех же семей богатых купцов и банкиров. Но в ряде городов (например, во Флоренции) удалось изменить управление: в совете стали заседать выборные представители цехов.
2. Городская литература.
Важнейшим элементом средневековой культуры была литература. В этот период развивалась устная поэзия, особенно героический эпос. Певцы музыканты, исполняющие эти песни, пользовались у англо саксов большим уважением. Крупнейшее произведение англо-сакского героического эпоса - поэма «Беовульф». Возникает и развивается так называемая рыцарская литература. Одно из наиболее знаменитых произведений «Песнь о Роланде». Большой популярностью пользовался роман немца Страсбургского «Тристан и Изольда»- о пылкой любви двух молодых людей. Важный памятник германской народной литературы 12-13 в.в. «Песнь о Нибелунгах». Значительным явлением в литературе Франции были ваганты и их поэзия. Вагантами называли бродячих поэтов. Важнейший памятник английской литературы 13 в.- знаменитые баллады о Робине Гуде.
В этот период быстро развивается городская литература, для которой было характерно реалистическое изображение городского повседневного различных слоев городского населения, а также появление сатирических произведений. Представителями городской литературы были Ч. Анджольерри, Гвидо Орланди. Развитие городской литературы свидетельствует о новом явлении - городской культуры, сыгравшей очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом.
Литературные произведения городского сословия
Помимо рыцарской придворной литературы, витающей в призрачном царстве куртуазности, в демократической городской среде возникла целая россыпь литературных произведений самых разных жанров, написанных народным, просторечным языком, тяготеющих к реальной повседневной жизни. Наиболее популярным жанром городской литературы был жанр реалистической стихотворной новеллы, называемый во Франции фаблио, а в Германии шванк. В них действуют новые литературные герои - горожане и крестьяне, с их сметливостью и здравым смыслом. Они не борются ни с великанами, ни с чудовищами - они борются с житейскими невзгодами, сохраняя при этом здоровый оптимизм. Все ситуации носят комический либо авантюрный характер, но никогда не выходят за пределы реалистического бытового изображения. Они позволяют заглянуть и в покои богатого купца, и в лавки торговцев, и в мастерскую ремесленника, и в огород крестьянина, где растет капуста.
Так, например, в фаблио «О Буренке, поповской коровке» крестьянин, прослушавший проповедь о том, что Бог наградит вдвойне за принесенные ему дары, отводит к попу единственную корову, которая, впрочем, ему не очень-то и нужна, поскольку молока не дает. Святой отец, обрадованный поживой, велит слуге привязать эту корову к своей, дабы приучить ее к новому пастбищу и хлеву. Но корова не только сама возвращается к хозяину, но и приводит к виллану поповскую:
Виллан глядит, глазам не веря. Господь вдвойне нас наградил:
-Жена! Смотри-ка! - молвит он, С Белянкой к нам пришла Буренка,
Обрадован и удивлен,- То бишь, вторая коровенка!
Ведь поп наш правду говорил - Чай, тесен будет хлевушек...
Излюбленным сюжетным материалом рассказчиков являлись супружеские измены, женские уловки и вранье, измывательства над недалекими мужьями, о дружной взаимной поддержке женщин во всякого рода любовных авантюрах.
Фаблио несколько примитивны и лубочны, их реализм сильно ограничен возможностями средневекового развития, комизм грубоват, но не случайно их плебейский задор и непринужденность повествовательного тона получили дальнейшее развитие в новеллах Возрождения.
Подъем городской культуры ХII-ХIII вв. обусловил развитие «животного» эпоса, в основе которого лежали народные сказки о животных и греко-римская басенная традиция. Наиболее известным эпическим циклом является французский «Роман о лисе», где в иносказательной форме изображается жизнь средневековой Европы. Основная тема романа - успешная борьба лиса Ренара, олицетворяющего находчивость, ловкость и лукавство, с тупым, кровожадным волком:
Вы, сударь, слышали не раз Рассказ веселый про войну,
От нас, сказителей, рассказ. Что продолжалась сотни лет
Как похищал Парис Елену, (Конца ей и доселе нет).
Но был наказан за измену. Ренар и волк ее вели,
Вы часто слышали от нас И примирить их не могли
Печальный, трогательный сказ Другие звери. Лис прослыл
О славном рыцаре Тристане Отменным плутом. Да и был
И о его смертельной ране. Он вправду хитрым, что скрывать,
Сегодня я для вас начну И волка он одолевать
Привык не силой, а умом...
Л. Г. Емохонова.
В многочисленных эпизодах, имеющих место то в королевском дворце, то в монастыре, то в рыцарском замке, лис Ренар, выражающий интересы поднимающегося третьего сословия, торжествует над крупными хищниками, олицетворяющими феодально-клерикальные круги. Но когда Ренар сам превращается в хищника и посягает на жизнь «меньшой братии» (синиц, кур, зайцев), удача его покидает. Лежащая в основе этого демократического по сути романа народная мудрость осуждает алчность, кровожадность и несправедливость, какими бы личинами они ни прикрывались.
«Роман о лисе» имел огромный успех, вызвал ряд подражаний (так, в Германии возник немецкий вариант - поэма «Рейнеке-лис»), и недаром видный клирик Бернар Клервоский жаловался на то, что монахи читают побасенки о Ренаре охотнее, чем Библию.
Любопытным явлением и типичным для средневековой «народной» литературы представляется нравоучительный «пример-проповедь», сопровождающийся обычно толкованием - «моралью», где разъяснялся скрытый подтекст проповеди. Это был предельно короткий рассказ с минимальным числом действующих лиц, но он нес колоссальную смысловую нагрузку. Такие «примеры-проповеди» важны потому, что именно они стали непосредственным образцом определенного типа мышления, той духовной почвой, на которой произрастали высшие достижения средневековой культуры. Проповедник излагал в них достоверные события, правду, какой он ее воспринимал. Так же воспринимала ее и паства, поскольку для людей того времени самые фантастические персонажи и ситуации принимались как неотъемлемая составная их повседневной жизни.
Непременно в основе фабулы лежало недавнее происшествие, свидетелем которого был либо сам повествователь, либо лица, к которым можно было обратиться. Естественно, что в среде необразованных прихожан, живущих в условиях устной культуры, ссылка на живого свидетеля представляла особую ценность.
Популярность «примеров-проповедей» была столь велика, что художники, резчики, скульпторы, иллюминаторы книг, мастера витражей использовали их сюжеты, персонажей в своих произведениях: в «примерах» фигурирует нечистая сила, представляемая несказанно страшной, но не лишенной комизма, и в скульптурном церковном декоре то и дело встречаются гротескные фигуры чертей. Некоторые скульптурные сценки являются непосредственной иллюстрацией текстов «примеров»: осуждение проповедником кумушек, болтающих в церкви во время богослужения, - их, разумеется, подстрекает и подстерегает дьявол, - вдохновляли мастеров изобразительного искусства на создание соответствующих групп на капителях. Но дело не сводилось к простому заимствованию мотивов, сходство их обусловливалось общим для писателей и художников образом мыслей, общими духовными установками и умственными навыками. И те и другие принадлежали к одной социальной среде и культивировали бытовавший в ней фольклор. Если скульптурные изображения в соборе называли «Библией для неграмотных» или «Библией в камне», то «примеры» с полным основанием именовали «Библией повседневной жизни» или «Библией расхожей культуры».
Говоря о литературе средних веков, следует выделить поэзию бродячих школяров-вагантов, встречаемых в Германии, Франции, Англии, Северной Италии. Расцвет поэзии вагантов, так же как и многих литературных жанров, о которых шла речь выше, связан с подъемом городов и ростом числа школ и университетов. Ваганты сочиняли свои песни на латыни. В средние века латинский язык был не только языком католической церкви, но также языком науки и образованности. Занятия в университетах, монастырских и городских школах велись на латинском языке. Это давало возможность школярам, бродя из одной страны в другую, перебираться из одного университета в другой. Встречались среди вагантов также представители низшего духовенства. Поднимая вагантов над массой «профанов», латинский язык приобщал их к духовной элите средневековья.
В то же время на социальной иерархической лестнице они занимали самые низшие ступени, что сближало их с демократическими слоями и получило отражение в их поэзии. Они резко сатирически отзывались о церковниках, называя их волками в овечьей шкуре, сравнивали церковь с продажной блудницей, папский Рим - с грязным рынком:
Возглавлять вселенную призван Рим, но скверны Полон он, и скверною все полно безмерной. Ибо заразительно веянье порока, И от почвы гнилостной быть не может прока... Рим и всех и каждого грабит безобразно; Пресвятая курия - это рынок грязный! Там права сенаторов продают открыто, Там всего добьешься ты при мошне набитой... Алчность желчная царит в Риме, как и в мире: Не о мире мыслит клир, а о жирном пире. Не алтарь в чести, а ларь там, где ждут подарка И серебряную чтят марку вместо Марка... К папе ты направился? Ну, так знай заранее: Ты ни с чем воротишься, если пусты длани. Кто пред ним с даянием появился малым, Взором удостоен он будет очень вялым. Не случайно папу ведь именуют папой: Папствуя, он хапствуст панствующей лапой. Он со всяким хочет быть в пас, в пас, в пас: Помни это всякий раз, к папе подступая... Эти резкие выпады против князей церкви, если и не делали вагантов воинствующими еретиками, все же свидетельствовали об их вольнодумстве. Но излюбленными темами их поэзии были пирушки, легкий флирт, иронические сетования на свою тяжкую долю:
Во французской стороне, Голубая лента...
На чужой планете, Вспоминайте иногда
Предстоит учиться мне в университете. Вашего студента. До чего тоскую я - не сказать словами... Много зим и много лет Плачьте ж, милые друзья, Прожили мы вместе,
Горькими слезами! Сохранив святой обет
На прощание пожмем Верности и чести.
Мы друг другу руки, Слезы брызнули из глаз...
И покинет отчий дом Как слезам не литься?
Мученик науки. Стану я за всех за вас
Вот стою, держу весло - Господу молиться,
Через миг отчалю. Чтобы милостивый Бог
Сердце бедное свело Силой высшей власти
Скорбью и печалью. Вас лелеял и берег
Тихо плещется вода, От любой напасти;
Как своих детей отец Если насмерть не упьюсь
Нежит да голубит, На хмельной пирушке,
Как пастух своих овец Обязательно вернусь
Стережет и любит. К вам, друзья, подружки! Ну, так будьте же всегда
Живы и здоровы! Вот и все! Прости-прощай,
Верю, день придет, когда Разлюбезный швабский край!
Свидимся мы снова. Захотел твой житель
Всех вас вместе соберу, Увидать науки свет!..
Если на чужбине Здравствуй, университет,
Я случайно не помру Мудрости обитель!
От своей латыни. Здравствуй, разума чертог!
Если не сведут с ума Пусть вступлю на твой порог
Римляне и греки, С видом удрученным,
Сочинившие тома Но пройдет ученья срок, -
Для библиотеки. Стану сам ученым.
Если те профессора, Мыслью сделаюсь крылат
Что студентов учат, В гордых этих стенах,
Горемыку школяра Чтоб отрыть заветный клад
Насмерть не замучат. Знаний драгоценных.
Озорство вагантов, их богохульства и чувственный натурализм были в некотором отношении здоровой реакцией на аскезу средневековья. Такой же антиаскетической реакцией было и карнавальное веселье, являвшееся для народа отдушиной в жизни, полной бесконечных ограничений.
Карнавальные шествия сложились как продолжение театрализованных представлений, которые разыгрывались в лицах в церквах во время рождественского богослужения. Из церкви они выплескивались на улицу, принимая характер импровизированных выступлений, героями которых были Адам и Ева, Навуходоносор[1], ветхозаветные пророки, Богоматерь, Теофил. Со временем с театральных подмостков, которые устанавливались прямо на соборной паперти и на площадях, стали разыгрывать сценки из повседневной жизни, рассказывающие о семейных отношениях, о плутнях в суде, о проделках попов.
Народная смеховая культура с ее грубой скабрезностью и шутовством преобразилась в сатиру и породила наиболее устойчивый жанр эпохи - фарс. При этом грубый комизм с присущим ему надругательством и издевательством - испытанное оружие фарса - обусловил такие структурные особенности жанра, как комическое преувеличение и буффонные сцены. Наиболее популярным был фарс «Господин Пьер Пателен», обличавший судейских, а выведенная в нем фигура пройдохи-крючкотвора Пателена, который говорит о себе:
«Я самый хитрый бедокур,
Пройдоха, ярмарочный плут,
Что обманул бы Страшный суд,
Я над сутягами сутяга...»
приобрела столь большую популярность, что вызвала создание ряда фарсов, изображающих другие проделки того же героя, имя которого стало нарицательным. Последним представителем поэзии городского сословия, разрушившим царство аристократической куртуазии и с беспощадным реализмом показавшим шумный мир городской жизни с ее плебейским задором, мрачными углами и разгулом кабака, был Франсуа Монкорбье, по прозвищу Вийон.
Его стихотворения - это крик человека, истерзанного превратностями судьбы и всевозможными злоключениями:
Да внидет в рай его душа!
Он столько горя перенес,
Голее камня-голыша,
Не накопил он ни гроша
И умер, как бездомный пес...
Да внидет в рай его душа!
Порой на Господа греша,
Взывал он: «Где же ты, Христос?»
Пинки под зад, тычки под нос
Всю жизнь, а счастья - ни шиша!
Да внидет в рай его душа!
Вийон часто говорил о власти смерти, о быстротечности всего земного, о бренности человека, однако он менее всего был аскетом и праведником. Его привлекали все соблазны греховного мира: женская любовь, сытная пища, пьянящее вино, о чем он с присущим ему гротескным сарказмом писал в своих стихах и балладах.
В его творчестве очень сильным является наследие народной смеховой культуры, этого демократического компонента поздней готики. Но именно глубокий лиризм Вийона обеспечил ему роль предшественника поэтов эпохи Возрождения.
3. Творчество жонглеров и зарождение театрального искусства.
Городская культура зародилась во Франции в XI — XII вв. В этот период она была представлена, в частности, творчеством жонглеров, которые выступали на городских площадях как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы. Жонглеры выступали на ярмарках, народных праздниках, свадьбах, крестинах и пользовались большой популярностью в народе. Даже литургическая драма, т.е. инсценировка на латинском языке библейских сюжетов, которая разыгрывалась в помещении церкви ее служителями, по мере развития городов становится все более светской.
Примерно с середины XII в. театральные действия разыгрываются уже не на латыни, а на французском языке, не в церкви, а на городских площадях, роли все чаще исполняли горожане, а пьесы все более насыщались всевозможными сюжетами из обыденной городской жизни.
Театральное искусство активно развивается и в Англии, где с XIII в. представления ведутся на английском языке. Одновременно здесь начинает развиваться и особый драматический жанр — моралите, назидательная аллегорическая драма, главным в которой было изображение борьбы доброго и злого начал за душу человека. В ней участвовали персонажи, олицетворяющие человеческие чувства и качества, — Любовь, Благоразумие, Смирение, Терпение, Раскаяние, Скупость, Лесть и др. В XI – XIII вв. широкое распространение в Англии получило народное искусство жонглеров. В англо-саксонских рукописях, относящихся ещё к Х веку, встречаются изображения жонглёров ловко подбрасывающих шары и ножи, играющих на смычковом инструменте подобном скрипке. Жонглёры в Англии, так же как и в других странах, являлись бродячими актёрами, разыгрывавшими разные сценки, и в то же время фокусниками, рассказчиками и певцами, обрабатывавшими произведения устного народного творчества и исполнявшими их под аккомпанемент музыкальных инструментов. В этом отношении жонглеры были преемниками англо-саксонских певцов музыкантов, так называемых глеоманов и скопов.
Литургическая и полулитургическая драма.
Одной из форм театрального искусства раннего средневековья стала церковная драма. Борясь против остатков античного театра, против сельских игрищ, церковь стремилась использовать действенность театральной пропаганды в своих целях. Уже в IX веке театрализуется месса, вырабатывается ритуал чтения в лицах эпизодов из легенд о жизни Христа, о его погребении и воскресении. Из этих диалогов рождается ранняя литургическая драма. Существовало два цикла такой драмы - рождественский, рассказывающий о рождении Христа, и пасхальный, передающий историю его воскресения.
В рождественской литургической драме посредине храма ставили крест, потом его заворачивали в черную материю, что означало погребение тела господнего.
В пасхальной литургической драме разыгрывалась сцена трех Марий и ангела у гроба Христа (их изображали четверо священников). Ангел спрашивал:"Кого вы ищете в гробу, христианки?" Марии хором отвечали: "Иисуса Назарянина, распятого, о небожитель!" И ангел говорил им: "Его здесь нет, он восстал, как предсказал раньше. Идите возвестите, что он восстал из гроба!". После этого хор пел молитву, восславлявшую воскресение Христа.
Со временем литургическая драма усложняется, разнообразятся костюмы "актеров", создаются "режиссерские инструкции" с точным указанием теста и движений. Всем этим занимались сами священники.
Устроители литургических представлений накопили постановочный опыт и стали искусно показывать народу вознесение Христа и другие евангельские чудеса. Приближаясь к жизни и используя постановочные эффекты, литургическая драма уже не привлекала, а отвлекала прихожан от службы. Развитие жанра таило в себе его самоуничтожение.
Не желая отказаться от услуг театра и не будучи в силах совладать с ним, церковные власти выводят литургическую драму из-под сводов храмов на паперти. Нарождается полулитургическая драма (середина XII в.). И тут церковный театр, формально находясь во власти духовенства, подпал под влияние городской толпы. Теперь она уже диктует ему свои вкусы, заставляет давать представления в дни ярмарок, а не церковных праздников, полностью перейти на родной, понятный толпе язык.
Заботясь об успехе, церковники стали подбирать более житейские сюжеты, и материалом для полулитургической драмы становятся библейские сюжеты, подверженные бытовому толкованию. Библейский легенды подвергаются с течением времени поэтической обработке. Вводятся и технические новшества: окончательно устанавливается принцип симультанной декорации, когда одновременно показывается несколько мест действия; увеличивается число трюков.
Однако, несмотря на все это, церковная драма продолжала сохранять тесную связь с церковью. Драма ставилась на паперти, на церковные средства, ее репертуар составлялся духовными лицами (хотя участниками представлений, наряду со священниками и миряне).
Так, причудливо объединяя взаимоисключающие элементы, церковная драма существовала долгое время.
Светская драматургия.
Первые ростки нового реалистического направления связываются с именем трувера (т.е.трубадура) Адама де Ла-Аль (около 1238-1287) из французского города Арраса. Де Ла-Аль был страстно увлечен поэзией, музыкой и театром. Он жил в Париже и в Италии (при дворе Карла Анжуйского) и получил довольно широкую известность как поэт, музыкант, драматург.
В творчестве Адама де Ла-Аль народно-поэтическое начало сочеталось с сатирическим. В его произведениях были зачатки будущего театра Возрождения. Но на протяжении средних веков этот драматург не имел продолжателей. Жизнерадостность и вольная фантазия меркли под воздействием церковных строгостей и прозаической трезвости городов.
Сатирическое начало народных зрелищ драматургии Адама де Ла-Аль нашло свое продолжение в фарсах, героями которых были то ярмарочный зазывала, то врач-шарлатан, то циничный поводырь слепца. Однако жанр фарса достиг своего расцвета позже, в XV веке. В XIII же веке комедийная струя заглушалась театром миракля, тоже имевшим своей темой жизненные события, но обращенным к религии.
Миракль.
Само название миракль происходит от латинского слова "чудо". И действительно, все конфликты, порой очень остро отражавшие жизненные противоречия, в этом жанре разрешались благодаря вмешательству божественных сил - святого Николая, девы Марии и т.д.С течением времени эти пьесы, сохраняя религиозную морализацию, все острее показывали произвол феодалов, силу темных страстей, владевших знатными и богатыми людьми. В первом из известных нам мираклей - "Игра о святом Николае" (1200)-в центре внимания было чудо, совершенное святым для избавления христианина, попавшего в языческий плен, и история в него лишь отзвуком крестовых походов. Более поздний "Миракль о Роберте-дьяволе" давал уже общую картину кровавого века Столетней войны (1337-1453) и страшный портрет бессердечного феодала.
Само время - XIV век, полный войн, народных волнений и бесчеловечных расправ, - объясняет развитие такого противоречивого жанра, как миракль. С одной стороны, крестьянские массы брались за топоры, восставали, с другой - подчинялись тяжелой жизни. Отсюда и элементы критики, и религиозное чувство в мираклях.
Большинство мираклей строилось именно на бытовом материале – из жизни города, из жизни монастыря или средневекового замка. Разоблачая притеснителей народа, миракль о Берте рисует в положительном свете тех людей из их среды, которые не подвержены порокам и страстям, присущим знати, и могут, попав в среду простых тружеников, быть среди них своими людьми.
Двойственность миракля была связана с идеологической незрелостью городского бюргерства того времени. Не случайно миракль, начинавшийся обычно с обличительного изображения действительности, всегда заканчивался компромиссом, актом раскаяния и прощения, что практически означало примирение с только что показанными злодеяниями, ибо предполагало в каждом злодее возможного праведника. Это устраивало и бюргерское сознание, и церковь.
Мистерия.
Время расцвета мистериального театра-XV-XVI века, время бурного расцвета городов и обострения социальных противоречий. Город уже в значительной мере преодолел феодальную зависимость, но еще не подпал под власть абсолютного монарха. Мистерия и явилась выражением расцвета средневекового города, его культуры. Она выросла из так называемых "мимических мистерий" - городских процессий в честь религиозных праздников, в честь торжественных выездов королей. Из этих празднеств постепенно складывалась площадная мистерия, использующая ранний опыт средневекового театра.
Представления мистерий организовывались не церковью, а городскими цехами и муниципалитетами. Авторами выступали деятели нового типа ученые-богословы, юристы, врачи. Несмотря на то, что руководила постановками высшая буржуазия города, мистерии были массовым площадным самодеятельным искусством. В представлениях участвовали сотни человек.
Мистериальная драматургия разделяется на три цикла: "ветхозаветный", имеющий своим содержанием циклы библейских сюжетов; "новозаветный", рассказывающий историю рождения и воскресения Христа, и "апостольский", в котором сюжеты пьес были заимствованы из "Жития святых" и частично из мираклей о святых.
Ярким примером ранней мистерии может служить огромная (50 тысяч стихов,242 действующих лица) "Мистерия Ветхого завета", содержавшая 38 отдельных эпизодов. Ее главными героями были Бог, ангелы, Люцифер, Адам и Ева. В мистерии показывалось сотворение мира, восстание Люцифера против Бога, библейские чудеса.
Мистерия раздвинула тематический диапазон средневекового театра, накопила огромный сценический опыт, который был использован последующими жанрами средневековья.
Исполнителем мистерии был городской люд. Отдельные эпизоды огромного театрального представления исполнялись представителями различных городских цехов. При этом мистерия давала возможность каждой профессии проявить себя как можно полней.
Мистерии развили театральную технику, утвердили в народе вкус к театру, подготовили некоторые особенности ренессансной драмы. Но к 1548 году мистериальным обществам, особенно широко распространенным во Франции, запрещают показ мистерий: слишком ощутимой стала критическая комедийная линия мистериального театра. Причина гибели еще и в том, что она не получила поддержки со стороны новых, прогрессивных сил общества. Религиозное содержание отталкивало людей гуманистически настроенных, а площадная форма и критические элементы вызывали гонения церкви.
Историческая обреченность мистерии была предрешена внутренней противоречивостью жанра. К тому же мистериальный театр потерял и свою организационную почву: королевская власть искореняет все городские вольности и запрещает цеховые союзы. Мистерия подвергается резкой критике со стороны, как католической церкви, так и реформационного движения.
Моралите.
Реформационное движение (Реформация) развернулась в Европе в XVI в. Оно носило антифеодальный характер и приняло форму борьбы с идеологической опорой феодализма - католической церковью.
Реформационное движение утверждает принцип "личного общения с Богом", принцип личной добродетели. В руках зажиточного бюргерства мораль становится оружием борьбы и против феодалов, и против неимущих городских масс. Стремление придать святость буржуазному мировоззрению рождает театр моралите. Он вырастает из мистерий, в которых нравоучительная дидактика заключалась в религиозные формы и часто теряла смысл из-за соседства бытовых комических сцен. Моралите освободило морализацию, как от религиозных сюжетов, так и от бытовых отвлечений и, обособившись, обрело стилевое единство и большую дидактическую направленность. Однако при этом были утеряны действенность постановки и жизненные черты персонажей.
Основным признаком моралите являлся аллегоризм. В пьесах действуют аллегорические персонажи, каждый из которых олицетворяет какой-то человеческий порок или добродетель. Эти персонажи лишены индивидуальных характеров, и даже реальные вещи в их руках превращаются в символы. Столкновения героев строились соответственно борьбе двух начал: добра и зла, духа и тела. Этот конфликт чаще всего изображался в виде противопоставления двух фигур, двух персонажей, олицетворяющих собой доброе и злое начала, воздействующие на человека.
Разумные люди идут по стезе добродетели, неразумные же становятся жертвами порока - эту основную дидактическую мысль утверждали на разные лады все моралите.
Авторами некоторых моралите были ранние гуманисты, профессора средневековых школ. В Нидерландах сочинением и постановкой моралите занимались патриоты, бурящиеся против испанского засилья. Их пьесы были полны современных политических намеков, за что авторы и актеры нередко преследовались.
В своем развитии моралите частично освобождалось от строгой аскетической морали: под воздействием новых общественных сил в нем проявлялось некоторое стремление к реализму. Противоречия жанра были признаком сближения с жизнью. В иных моралите уже можно было встретить мотивы социальной критики.
Историческое значение аллегорического жанра было в том, что он внес в средневековую драматургию четкость, поставил перед театром задачу построения типического образа. Но, будучи во власти догматической морали, этот жанр не смог породить ничего значительного.
Фарс.
Площадной плебейский фарс выделяется в самостоятельный театральный жанр со второй половины XV века. Однако он до этого прошел долгий путь скрытого развития. Само название происходит от латинского farta ("начинка"). И действительно, устроители мистерий сплошь и рядом писали:"Здесь вставить фарс".
Веселые масленичные представления и народные спектакли дают начало "дурацким корпорациям"-объединением мелких судебных чиновников, разнообразной городской богемы, школяров, семинаристов. В XV в. шутовские общества распространяются по всей Европе. В Париже были четыре большие организации и регулярно устраивались смотры-парады их фарсовых представлений. В этих парадах высмеивались выступления епископов, словопрения судей, въезды королей в город. В ответ на это светские и духовные власти преследовали фарсеров, изгоняли их из горда, бросали в тюрьмы.
Фарс повернут всем своим содержанием и художественным строем к действительности. Он высмеивает солдат-мародеров, монахов-торговцев индульгенциями, чванливых дворян, скаредных купцов. Остро подмеченные и обрисованные черты характеров несут сатирически заостренный жизненный материал.
Главными принципами актерского искусства для фарсеров были характерность, доведенная до пародийной карикатуры, и динамизм, выражающий активность и жизнерадостность самих исполнителей.
Сценической задачей фарсеров было воссоздание определенных типов: ловкого городского молодчика, хвастливого солдата, хитрого слуги и т.п. Но при определенности сценических типов-масок была развита и импровизация-следствие живого общения фарсеров с шумной ярмарочной аудиторией.
Судьба веселых комических любительских корпораций фарсеров от год в год становилась все плачевнее. Монархическая и церковная власть все сильнее наступала на городское вольномыслие и на одну из форм его -фарсовый театр. В конце XVI-начале XVII в. под ударами властей прекращают существование крупнейшие корпорации фарсеров.
Фарс оказал большое влияние на дальнейшее развитие театра. Западной Европы. В Италии из фарса родилась комедия дельарте; в Испании -творчество "отца испанского театра" Лопе де Руэда; а Англии по типу фарса писал свои интерлюдии Джон Гейвуд, в Германии - Ганс Сакс; во Франции фарсовые традиции питали искусство гениального Мольера. Именно фарс стал звеном между старым и новым театром.
4. Задание.
Назовите известные вам жанры средневековой литературы. Изложите кратко, в чем их отличие. Какие из них вы отдаете предпочтение? Объясните почему.
Представителями городской литературы были Ч. Анджольерри, Гвидо Орланди. Развитие городской культуры свидетельствует о новом явлении - городской литературе, сыгравшей очень большую роль в становлении литературного жанра.
Возникает и развивается так называемая рыцарская литература. Одно из наиболее знаменитых произведений «Песнь о Роланде». Большой популярностью пользовался роман немца Страсбургского «Тристан и Изольда» - о пылкой любви двух молодых людей. Основными героями рыцарской литературы являлись герои, рыцари. Они боролись с чудовищами, великанами и другими нечистями.
Помимо рыцарской придворной литературы, витающей в призрачном царстве куртуазности, в демократической городской среде возникла целая россыпь литературных произведений самых разных жанров, написанных народным, просторечным языком, тяготеющих к реальной повседневной жизни. Наиболее популярным жанром городской литературы был жанр реалистической стихотворной новеллы, называемый во Франции фаблио, а в Германии шванк. В них действуют новые литературные герои - горожане и крестьяне, с их сметливостью и здравым смыслом. Они не борются ни с великанами, ни с чудовищами - они борются с житейскими невзгодами, сохраняя при этом здоровый оптимизм. Все ситуации носят комический либо авантюрный характер, но никогда не выходят за пределы реалистического бытового изображения. Они позволяют заглянуть и в покои богатого купца, и в лавки торговцев, и в мастерскую ремесленника, и в огород крестьянина, где растет капуста.
Излюбленным сюжетным материалом рассказчиков являлись супружеские измены, женские уловки и вранье, измывательства над недалекими мужьями, о дружной взаимной поддержке женщин во всякого рода любовных авантюрах.
Подъем городской культуры ХII-ХIII вв. обусловил развитие «животного» эпоса, в основе которого лежали народные сказки о животных и греко-римская басенная традиция. Наиболее известным эпическим циклом является французский «Роман о лисе», где в иносказательной форме изображается жизнь средневековой Европы. Основная тема романа - успешная борьба лиса Ренара, олицетворяющего находчивость, ловкость и лукавство, с тупым, кровожадным волком. Непременно в основе фабулы лежало недавнее происшествие, свидетелем которого был либо сам повествователь, либо лица, к которым можно было обратиться. Естественно, что в среде необразованных прихожан, живущих в условиях устной культуры, ссылка на живого свидетеля представляла особую ценность.
Говоря о литературе средних веков, следует выделить поэзию бродячих школяров-вагантов, встречаемых в Германии, Франции, Англии, Северной Италии. Расцвет поэзии вагантов, так же как и многих литературных жанров, о которых шла речь выше, связан с подъемом городов и ростом числа школ и университетов. Ваганты сочиняли свои песни на латыни. В средние века латинский язык был не только языком католической церкви, но также языком науки и образованности. Занятия в университетах, монастырских и городских школах велись на латинском языке. Это давало возможность школярам, бродя из одной страны в другую, перебираться из одного университета в другой. Встречались среди вагантов также представители низшего духовенства. Поднимая вагантов над массой «профанов», латинский язык приобщал их к духовной элите средневековья.
В то же время на социальной иерархической лестнице они занимали самые низшие ступени, что сближало их с демократическими слоями и получило отражение в их поэзии. Они резко сатирически отзывались о церковниках, называя их волками в овечьей шкуре. Озорство вагантов, их богохульства и чувственный натурализм были в некотором отношении здоровой реакцией на аскезу средневековья. Такой же антиаскетической реакцией было и карнавальное веселье, являвшееся для народа отдушиной в жизни, полной бесконечных ограничений.
Народная смеховая культура с ее грубой скабрезностью и шутовством преобразилась в сатиру и породила наиболее устойчивый жанр эпохи - фарс. При этом грубый комизм с присущим ему надругательством и издевательством - испытанное оружие фарса - обусловил такие структурные особенности жанра, как комическое преувеличение и буффонные сцены. Наиболее популярным был фарс «Господин Пьер Пателен», обличавший судейских, а выведенная в нем фигура пройдохи-крючкотвора Пателена приобрела столь большую популярность, что вызвала создание ряда фарсов, изображающих другие проделки того же героя, имя которого стало нарицательным. Последним представителем поэзии городского сословия, разрушившим царство аристократической куртуазии и с беспощадным реализмом показавшим шумный мир городской жизни с ее плебейским задором, мрачными углами и разгулом кабака, был Франсуа Монкорбье, по прозвищу Вийон. Его стихотворения - это крик человека, истерзанного превратностями судьбы и всевозможными злоключениями.
Я отдаю свое предпочтение рыцарской литературе. Ярким примером рыцарской литературы, я считаю, роман Страсбургского «Тристан и Изольда» - о пылкой любви двух молодых людей. По моему мнению культура раскрытая, в данном жанре литературы романтична и прекрасна. Само произведение читается «на одном дыхание» и, конечно же, восхищению рыцарями нет предела. Наверное, каждая девушка мечтала, читая этот жанр литературы, о прекрасном рыцаре, который ее спасает от ужасного злодея и о большой взаимной любви.
Заключение.
В период средних веков сформировались все европейские народы (французы, испанцы, итальянцы, англичане и др.), сложились основные европейские языки (английский, итальянский, французский и др.), образовались национальные государства, границы которых в целом совпадают с современными. Многие ценности, воспринимаемые в наше время как общечеловеческие, представления, которые мы считаем само собой разумеющимися, берут свое начало в Средних веках. Сама современная цивилизация возникла в результате внутренней перестройки цивилизации средневековой и в этом смысле является ее прямой наследницей.
Культура средних веков представляет собой сложное и многостороннее сочетание церковной и простонародной культуры. В силу этого содержание произведений искусства той эпохи отличается значительным разнообразием и охватывает широкий круг образов и идей.
В средние века возникла лирическая поэзия и музыка, стали культивироваться идеалы духовной любви. Получило развитие светское куртуазное искусство, отражающее понятие рыцарской доблести, чести, уважение к женщине. Появились новые жанры литературы.
В целом средневековое искусство с его пониманием красоты как высшего Божественного блага, распространяющегося на весь материальный мир с его грехами, заблуждениями и несовершенством, явилось той почвой, на которой выросло искусство Возрождения.
Список литература:
1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья.
2. История средних веков. - М.: Просвещение, 1986.
3. Самыгин П.С., Беликов К.С., Бережной С.Е. и др. История. Для средне - специального образования. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 480 с.
4. Теория и история мировой культуры (Западная Европа) Ястребицкая А.П. Западная Европа XI-XIII веков: эпоха, быт, костюм
[1] Навуходоносор - царь Вавилона, согласно библейской легенде пытавшийся сжечь в печи огненной трех юношей, чудесным образом спасенных ангелом.