ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Контрольная работа по социологии

Вариант 1

«Социология как наука»

        

     

Выполнила:

 Группа:

        Специальность:

           Проверила:

Челябинск

2008

Содержание

Введение……………………………………………………………….….3

1. Социология как наука, ее объект, предмет. Структура социологического знания……………………………………………………………………...4         

2. Система категорий, законы и основные функции социологии………………………………………………………………………….........11      

3. Практическое задание…………………………………………………15

Заключение……………………………………………………………….16

Список литературы……………………………………………………....18

Введение.

Социология есть наука об обществе. Она изучает социальные факторы, процессы, деятельность индивидов, социальных групп, их роль, статус и институциональные формы их организации. Выделившись из универсальных философских систем и развиваясь как самостоятельная наука, социология не утратила своего философского содержания. Она получила возможность расширить общесоциологический, то есть по сути философский, анализ развития общества и существенно углублять исследования.

В контрольной работе рассмотрим такие разделы как:

1) Социология как наука, ее объект, предмет. Структура социологического знания. Объект социологии это на что направлено социальное внимание и исследование. Предметом социологии является совокупность социальных явлений и процессов, характеризующих общественное сознание во всем его развитии. Структура социологии  - это упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе.

2)Система категорий, законы и основные функции социологии. Социальные законы – выражение связи социальных явлений и процессов, социальной деятельности людей или их собственных социальных действий.

1. Социология как наука, ее объект, предмет. Структура социологического знания.

Впервые термин «социология» употребил французский философ Огюст Конт в 1840-х. Многие положения будущей науки были предвосхищены в трудах Конфуция, индийских, ассирийских и древнеегипетских мыслителей. Однако все социальные идеи, высказанные и сформулированные до 19 в., были истоками социологии, но не самой наукой.

Социология не ограничивалась лишь проблемами общества как целого, движущих сил его развития и т.п. Она касалась всех сторон развития общества, в том числе проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые впоследствии стали предметом изучения отдельных наук.

С развитием общества, по мере накопления знаний об отдельных его сторонах социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества. От нее отпочковались политология, правоведение, политическая экономия, этика, эс­тетика и ряд других наук.

Специфика социологии как науки в том, что она изучает каждое проявление человеческой жизнедеятельности в социальном контексте, т.е. во взаимосвязи с обществом в целом, во взаимодействии различных сторон, уровней этой общественной системы.

Социология (от греч. socio – общество, лат. logos – слово, наука) – наука об обществе[1]. Это общее определение имеет несколько уточняющих объяснений: 1) наука о социальных системах, из которых состоит общество; 2) наука о закономерностях развития общества; 3) наука о социальных процессах, социальных институтах, социальных отношениях; 4) наука о социальной структуре и социальных общностях; 5) наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества.

По Конту, социология - это единственная наука, изучающая как разум, так и ум человека.

Социология - наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных  отношений и социальных общностей, механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, а также между общностями и личностью.

Можно дать такое определение социологии - это наука о закономерностях развития и функционирования социальных систем как глобальных (общество в целом), так и частных (социальных групп, институтов и т.д.), а также закономерностях социального поведения людей.

Итак, современная социология — это самостоятельная наука об об­ществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах.

Большинство ученых считают, что предметом социологии является совокупность проблем социальной сферы общественной жизни.       Другие социологи считают главным предметом исследования социальные отношения.

Итак, предметом социологии является совокупность социальных явлений и процессов, характеризующих реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; фундоментальные основы развития общества как целостного организма2; деятельность, действительное поведение людей, а также условия (окружающая среда), которые влияют на их развитие и функционирование в социально-экономической, социально-политической и духовной сферах жизни общества. Объектом внимания социологии могут быть отдельные личности, их потребности, интересы, ценностные ориентации, а также семьи как ячейки общества и так называемые малые группы с их устойчивыми и неустойчивыми социально-психологическими связями, в том числе группы по интересам, соседей, друзей и т.д. Объект социологии это то,

_______________________________

2           Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. В.Н. Лавриненко, - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. –с.7

на что направлено социальное внимание и исследование (общество, информация, социальные явления, процессы).

Объект социологии – совокупность отношений и взаимоотношений, объединенные в различные формы, социальные организации (группы, институты, общности; семья, трудовой коллектив, друзья, население города, рабочие, крестьяне).

В структуре социологического знания можно выделить следующие уровни3:

1)      общесоциологические теории, или общетеоретическая социология;

2)      специальные социологические теории, которые нередко характеризуются как частные;

3)      конкретные социологические исследования.

Общесоциологические теории. На этом уровне делаются научные обобщения и выводы о наиболее глубоких причинах возникновения и функционирования тех или иных социальных явлений, о движущих силах развития общества и т.п. На общетеоретическом уровне социологического анализа выявляются сущность общественных отношений, их специфическая роль и механизм взаимодействия, а также характеризуются общественные отношения в зависимости от их субъектов. Общетеоретическая социология способствует рассмотрению проблем данных наук в широком социальном контексте, выяв­лению места и роли изучаемых ими явлений в обществе и в историческом процессе. Тем самым она вырабатывает общетеоре­тические подходы и методологию научного анализа и истолкования данных явлений.

Специальные или частные социологические теории касаются отдельных сфер общественной жизни, социальных групп и социологических институтов. Они раскрывают соци­альные аспекты трудовой, политической и иной деятельности людей, условия их социального (например, городского или сельского), семейного и личного быта. Они отражают возмож­ности социального самоутверждения личности и различных социальных групп в системе

3           Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. В.Н. Лавриненко, - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. –с.15

экономических, политических, правовых и других общественных отношений.

Речь идет о специ­фических свойствах этих отношений, прежде всего о заключен­ных в них возможностях жизнедеятельности людей, удовлетво­рения их насущных потребностей и интересов. Цели исследования заключаются в том, чтобы на основе использования статистических материалов, данных социологи­ческих исследований и другой информации получить исчерпы­вающие представления относительно указанных сфер общественной жизни или же их отдельных сторон, а также сделать на­учно обоснованные выводы об оптимальном решении имеющихся проблем. Обоснованные выводы, сделанные на уровне специальных социологических теорий, могут иметь то или иное значение для различных общественных и гуманитарных наук4.

Конкретные исследования проводятся в рамках многих общественных и гуманитарных наук в виде анкетирования, устных опросов, наблюдений и т.д. Исследования проводятся с целью получения объективных данных о различных сторонах социальной действительности, а также с целью изучения обществен­ного мнения. В ходе конкретных социологических исследований получают различного рода информацию о текущих процессах современной жизни, которая затем осмысливается на уровне специальных и общих социологических теорий, Это позволяет научно осознать процессы, протекающие в отдельных сферах общественной жизни и в целом в обществе. Социология разрабатывает технику и методику подоб­ных эмпирических исследований, обработки их результатов. Тем самым она способствует тому, чтобы данные исследования, в какой бы области научного знания они ни проводились, по­зволяли получать наиболее адекватные сведения об изучаемых явлениях и процессах. Это дает возможность не только всесторонне рассматривать отдельные явления общественной жизни, располагая оперативной информацией, но и более конкретно раскрывать их место и роль в той или иной соци

____________________________

4          Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. В.Н. Лавриненко, - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. –с.17

альной системе и обществе в целом, выявлять взаимодействие макро- и микропроцессов в жизни общества.

        Структура социологического знания определяется в зависимости от тех методологических принципов, которые применяются при исследовании социальной реальности. В социологии используются такие виды ее классификации как макро- и микросоциология (основанием деления служит объект исследования: общество в целом или отдельная его часть), теоретическая и эмпирическая5 (основанием деления служит уровень знания), фундаментальная и прикладная (основанием деления служит функция знания) социология и т.д.

Макросоциология традиционно развивает две теории:

-     теорию социальных структур, которая изучает составные элементы групп, общностей, основы их строения, взаимное приспособление элементов, исследует явления внутреннего единства групп, силы, обусловливающие это единство и факторы, вызывающие распад;

-     теорию социального развития, изучающую изменения, развитие и социальный прогресс, регресс и т. д.

В последнее время к этим теориям добавились:

-     теория социального поведения индивидов, которая изучает установление закономерностей между социальными ситуациями и реакциями на них индивидов, образцы действий индивидов в различных ситуациях и т. д.;

-     теория поведения общностей, изучающая общие закономерности поведения толпы, больших масс людей, классов, профессиональных категорий и т. д.

Микросоциология исследует отдельные сферы социальной жизни. В ней можно выделить следующие разделы:

-     исследование типов социальных общностей (общностей, обусловленных разделением труда, социально-профессиональных, этнических общностей,

_______________________________

5          Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. В.Н. Лавриненко, - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. –с.17

территориально-региональных и поселенческих, половых и возрастных общностей и др.);

-     исследование социальных институтов (семьи, образования, политики, права, науки, искусства, армии, промышленности и труда и т. д.);

-     исследование социальных процессов (таких как миграция и социальная мобильность, процессов массовой коммуникации, преступности, наркомании и др.).

Теоретическая социология. Теория и методология, которые сосредотачивают свое внимание на уточнении и определении объекта и предмета социологической науки, закономерностей (тенденций) развития как социальной реальности, так и самой социологии, ее функций, места среди других наук, образуют базовый уровень социологического знания.

Эмпирическая социология, которую представляют специальные социологические теории, соединяющие теоретико-методологическое знание с эмпирическими данными, полученными в ходе конкретных социологических исследований. Но эмпирическая социология имеет свою внутреннюю иерархию, которая начинается с обобщающих (системных) специальных социологических теорий – экономической и политической социологии, социологии социальной и духовной сфер жизни общества. Наряду с обобщающими теориями существуют основные специальные социологические теории, предметом исследования которых являются общественные процессы и явления, их специфические связи с другими явлениями и процессами. Наряду с обобщающими и основными специальными социологическими теориями существуют частные вспомогательные концепции, объектом изучения которых выступают конкретные, отдельные явления и процессы, являющиеся производными от более «объемных» процессов и социальных феноменов6.

Фундаментальная и прикладная социология различаются по цели, которую они перед собой ставят, а не по объекту и методу исследования.

______________________

6  Осипов Г.В. Социология. М., 2003г., с.21

Прикладная социология ставит перед собой задачу, используя познанные фундаментальной социологией законы и закономерности в развитии общества, найти пути, средства преобразования этого общества в положительном направлении. Поэтому она изучает практические отрасли человеческой деятельности, например, социологию политики, социологию права, труда, культуры и т.д.

Деление социологического знания по ориентации на фундаментальное и прикладное достаточно условно, т.к. и то и другое вносит определенный вклад в решение как научных, так и практических задач. Это же относится и к эмпирическим социологическим исследованиям: они могут быть ориентированы и на решение практических задач.

2. Система категорий, законы и основные функции социологии.

Существуют три группы категорий:

1)                           общенаучные категории в соответствующем социологическом преломлении («социальная система», «социальное развитие» и др.);

2)                           собственно социологические категории («стратификация», «институт», «организация», «статус», «роль», «нормы», «ценности» и др.);

3)                           категории дисциплин, пограничных с социологией («личность», «семья», «культура» и др.).

Понятие  социальное является для социологии ключевым.

Социальное — это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированная индивидами или общностями в процессе совместной деятельности (взаимодействия) в конкретных условиях и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Любая система общественных отношений (экономическая, политическая, культурно-духовная) касается отношения людей друг к другу и к обществу, а значит, имеет свой социальный аспект.

Социальное возникает в результате того, что люди занимают различные места и роли в конкретных общественных структурах, а это проявляется в их различных отношениях к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное понимается как совокупность отношений между различными социальными группами и общностями, куда относят классы, профессиональные, формальные организации, территориальные, поселенческие группы и социальные институты.

Через понятия «социальное действие и взаимодействие», «социальные отношения» дается в социологии характеристика всех других социальных образований: «роль», «статус», «социальный контроль», «социальная группа», «социализация», «социальный институт», «социальная структура» и др. Фундаментальной категорией социологии является также категория «общество» (рассматриваемое как социокультурная система).

О. Конт выделил две группы социальных законов: законы статики (неизменных состояний, устойчивых условий существования любого социального явления) и законы динамики (закономерности изменений, социального развития).

М. Вебер считал, что социологические обобщения не являются отражением действительных процессов социального мира: исследователь констатирует их, исходя из своих субъективных оценок. Явления считаются объективными постольку, поскольку они имеют значение для теории. Вебер отказывался от попыток формулировать социальные законы.

Г. Зиммель допускал наличие естественных законов для движения каждого конкретного общественного элемента, но считал, что для целого (для общества) законов социального развития нет.

Социальный закон есть выражение существенных связей социальных явлений и процессов и, прежде всего, связей социальных отношений и социальной деятельности людей. Социальные законы складываются в естественном ходе событий. Но в то же время они реализуются в конкретной форме фактического поведения людей, объединенных в социальные группы. Специфика действия социальных законов требует необходимости соотнесения субъективного с объективным. С одной стороны, социальные общности (группы), являющиеся предметом социологии, выступают как субъекты сознания и действия. Но, с другой стороны, эти общности людей занимают объективно сходное положение в системе общественных отношений. Указанная объективность складывается в основном стихийно, как результат взаимодействия групп, столкновения и согласования их интересов.

Социальные законы часто проявляются в виде законов-тенденций. Тенденция выражает определенную направленность движения социального субъекта к какому-то конкретному состоянию при наличии отклонений, колебаний. Поведение каждого человека случайно, но за счет взаимоуравновешивания случайных факторов в системе обнаруживаются особые системные качества. Если действие социального закона изобразить в виде прямой линии, то средние равнодействующие различных индивидуальных величин будут представлять собой веер линий, отклоняющихся в разные стороны от этой прямой. Социальные законы, таким образом, проявляются чаще всего в приближении, в тенденции, в среднем.

Основное содержание социологии, ее теоретическое и практиче­ское значение выражается в выполняемых ею функциях. Остановимся на важнейших из них, к которым можно отнести познавательную, практическую и идеологическую функцию социологии.

Познавательная функция заключается в исследовании социальных явлений с целью получить адекватные научные представления о их сущности и содержании, связи с другими явлениями, характере и закономерностях развития. Первостепенное значе­ние социология придает изучению общественных отношений, складывающихся между различными субъектами, анализу объективных и субъективных сторон их деятельности, а также анализу функционирования социальных институтов. Система представлений и понятий о социальных процессах фиксируется на уровнях социологического знания. На каждом из них данные процессы отражаются с разной сте­пенью глубины. На уровне общесоциологических теорий делаются более масштабные научные обобщения и выводы по сравнению со специальными (частными) социологическими теориями. Функция же конкретных социологических исследований заключается в сбо­ре первичных данных, характеризующих повседневную практику людей, и в их эмпирическом анализе. Познавательная функция социологии заключается также в том, чтобы на основе анализа социальных процессов выработать науч­ные прогнозы их дальнейшего развития в сфере материальной, политической или духовной жизни общества. Еще одно направление познавательной функции — это разработка теории и методов социологического исследования, методики и техники сбора и анализа социологической информации.

Практическая функция социологии состоит в том, чтобы на основе эмпирического и теоретического анализа социальных явле­ний и процессов разработать практические рекомендации, на­пример, по усилению стимулирования и повышению эффективности деятельности людей в сфере материального производства, совершенствованию экономических и политических отношений и деятельности соответствующих социальных институтов.

Идеологическая функция. Одна из важных функций социологии, поскольку социология в той или иной форме выражает интересы определенных социальных групп, классов, политических пар­тий и движений. Социолог осмысливает исследуемые им соци­альные процессы, общественные отношения и деятельность различных субъектов с позиций определенного мировоззрения, формирование которого зависит от его социального положения 7.

Формулируемые социологом выводы и обобщения, касающие­ся тех или иных сторон общественной жизни, затрагивают не только интересы той социальной группы, к которой он принадле­жит, но и интересы других социальных групп, в том числе клас­сов. Тем самым данные выводы и обобщения приобретают идео­логическое содержание, некий идеологический оттенок.

_______________________

7          Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. В.Н. Лавриненко, - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. –с.22-25

3. Практическое задание

В левой колонке таблицы даются понятия, в правой их определения в произвольном порядке. Необходимо дать правильное определение понятиям.

ПОНЯТИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Фундаментальная социология

Направлена на накопление, анализ и обработку фактических данных в той или иной области социальной жизни.

Отраслевая социология

Ставит своей целью приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и основополагающие принципы исследуемой области знания.

Эмпирическая социология

Формирует научные основы анализа отдельных сфер общественной жизни и самостоятельных социальных институтов, разрабатывая систему понятий, принципов и законов их функционирования и развития.

Фундаментальная социология ставит своей целью приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и основополагающие принципы исследуемой области знания.

Отраслевая социология формирует научные основы анализа отдельных сфер общественной жизни и самостоятельных социальных институтов, разрабатывая систему понятий, принципов и законов их функционирования и развития.

Эмпирическая социология направлена на накопление, анализ и обработку фактических данных в той или иной области социальной жизни.

Заключение.

С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху.

Для того, чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, провести строгое разграничение между объектом и предметом социологии.

Таким образом, объект той или иной науки - это часть объективной и субъективной реальности, обладающая собственными свойствами, которые изучаются только данной наукой, а предмет науки - это результат исследовательских действий.

Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы (общности) - независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуют тем самым тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен столь же однозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.

Помимо внешней институционализации, социология, как и всякая другая наука, должна пройти процесс внутренней институционализации. Внутренняя институционализация означает совершенствование организационной структуры науки, наличие устойчивого разделения труда внутри дисциплины, формирование правил и норм профессиональной этики, разработку эффективных исследовательских методов и приемов. Все это должно обеспечить действительный процесс производства и систематизации знаний в определенной области познания.

Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяются, в первую очередь, функциями, которые она выполняет. Одной из важнейших функций социологии, как и всякой другой науки, является познавательная. Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы социального развития общества.

Список литературы

1)Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

2)Дюркгейм Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

3)Сорокин П.А. Общедоступный учебник по социологии. М., 1993.

4)Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 3е изд. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

5)Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. 3е изд., М., Библионика, 2006.

6)Социология. Учебник для вузов (А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин). Питер, 2007.

5)Социология. Курс лекций: учебное пособие/Ю.Г. Волков (и др.), Изд. 2е, Ростов Н/Д, Феникс, 2006.

6)Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. Гардарики, 2007.

7)Энциклопедический социологический словарь./под редакцией Г.В. Осипова, М., 1995.

8)Ядов В.А. Размышления о предмете социологии (Социологические исследования, 1999, №. 2).


[1]           Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. В.Н. Лавриненко, - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. –с.6