Тема: Банкротство гражданина

Введение

Получение прибыли является наиважнейшей составной частью любой коммерческой деятельности осуществляемой коммерческими организациями и другими хозяйствующими субъектами. В условиях же развивающейся рыночной экономики России особо важное значение имеет защита прав и интересов хозяйствующих субъектов и граждан. Большую роль в этом играет такой инструмент, как банкротство несостоятельного должника, позволяющий восстановить нарушенные права кредиторов. Институт банкротства выступает той совокупностью правовых норм, созданных для обеспечения рыночной экономики и ее устоев.

В 2002 году сменилось законодательство о несостоятельности - был принят закон. Новый закон - новые нормы, новые правила и процедуры.

Важное значение имеет рассмотрение института банкротства гражданина, которое рассматривается в развитых правовых системах как один из наиболее эффективных способов защиты граждан, попавших волею обстоятельств в тяжелое материальное положение, позволяющий в один момент очиститься от бремени долгов и начать все сначала.

В данной работе будут рассмотрены такие вопросы, как: общие положения регулирования банкротства гражданина, правила подачи заявления о признании гражданина банкротом, характеристика плана погашения долгов, изучение  последствий признания гражданина  банкротом и др.

1.   Общая характеристика  банкротства гражданина

Положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы (п. 2 ст. 231 Закона)[1].

Несостоятельность отдельного гражданина заключается в том, что он не способен в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Таким образом, ст. 2 Закона дает единое понятие несостоятельности (банкротства) для любых должников по денежным обязательствам или обязательным платежам. Для гражданина, не занимающегося предпринимательской деятельностью, основания возникновения денежного обязательства в основном связаны с совершением сделок, направленных на удовлетворение его личных или семейных потребностей. Впрочем, денежное обязательство гражданина может возникнуть и из других оснований, например, вследствие причинения вреда другому лицу или нарушения обязанности уплаты алиментов, а также неисполнения обязанностей в области налоговых отношений или иных административно-правовых отношений.

Помимо объявления гражданина-должника банкротом, ст. 10 Закона возлагает на него обязанность возмещения убытков, причиненных нарушением Закона без указания конкретных нарушенных правил (ст. 10).

Правила главы Х Закона могут быть применены только после вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы (п. 2 ст. 231 Закона).

Субъектами гражданских правоотношений наряду с гражданами как таковыми (физическими лицами) являются граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, но не создающие для этого коммерческой организации. Такие граждане приобретают право заниматься предпринимательской деятельностью, пройдя государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.   

2. Правила подачи заявления о признании  гражданина банкротом

Следует обратить внимание на то, что заявление о признании гражданина банкротом подается в арбитражный суд, а не в суд общей юрисдикции независимо от того, кто выступает в роли заявителя - другой гражданин, юридическое лицо или уполномоченный орган[2].

Инициатором дела о несостоятельности (банкротстве) гражданина в арбитражном суде может быть гражданин-должник, его кредитор по гражданско-правовому обязательству либо уполномоченный орган. Любой из них вправе подать в арбитражный суд заявление с просьбой о признании гражданина банкротом, что соответствует общему правилу ст. 7 Закона. Особенность состоит в том, что несостоятельность гражданина-должника (если он не обладает статусом индивидуального предпринимателя или не является главой крестьянского (фермерского) хозяйства) обусловлена невозможностью удовлетворить требования кредиторов по обязательствам, связанным с удовлетворением его личных, семейных, бытовых нужд, а также невозможностью рассчитаться по обязательным платежам (например, уплатить земельный налог с дачного участка). Естественно, должны быть приняты во внимание признаки банкротства, указанные в ст. 3 Закона.

Подача заявления гражданином-должником основывается на его субъективном предположении о наличии обстоятельств, которые помешают ему выполнить денежные обязательства. Существенная особенность банкротства гражданина определяется характером правоспособности его кредиторов-граждан, включающей в себя такие элементы, как возможность иметь права, неразрывно связанные с личностью (например, право на авторство, право на авторское имя), а также особо охраняемые право на жизнь, здоровье и телесную неприкосновенность. Сюда же примыкает и право на получение алиментов. Такие кредиторы не вправе подавать заявление о признании гражданина банкротом, т.к. их требования обладают приоритетом перед другими имущественными притязаниями к гражданину-должнику и должны быть удовлетворены в первую очередь.

В случаях, когда процедура банкротства гражданина возбуждена в связи с неспособностью удовлетворить требования кредиторов, не связанные с возмещением вреда жизни или здоровью, взысканием алиментов и удовлетворением иных требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, кредиторы по указанным обязательствам вправе заявить свои претензии в рамках проходящего процесса о банкротстве. Такие требования сохраняют силу и могут быть заявлены по окончании процедуры банкротства в отличие от общего правила об освобождении должника от возможных притязаний кредиторов, своевременно не заявивших о своих претензиях.

Гражданин-должник, подавший в арбитражный суд заявление о собственной имущественной несостоятельности, может приложить к заявлению план погашения долгов[3]. Копии этого плана арбитражный суд направляет всем кредиторам и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве. Должник не обязан самостоятельно изготовлять и рассылать копии плана - это делает арбитражный суд в рамках общих мероприятий процесса о банкротстве, но с последующим возложением расходов на заявителя.

План погашения долгов должен быть реализован в течение трех месяцев со дня его утверждения арбитражным судом. Арбитражный суд оценивает план с учетом мнения кредиторов. Возражения кредиторов не следует абсолютизировать - они принимаются судом во внимание и суд может отказать в утверждении плана, предложенного гражданином-должником. В случаях, когда кредиторы на своем собрании избрали представителя, согласование плана происходит с его участием.

Если план погашения долгов утвержден арбитражным судом, то дело о банкротстве приостанавливается не более чем на три месяца. Исходя из этого следует полагать, что погашение долгов нужно произвести в указанный срок. Впрочем, возобновление процесса банкротства не означает немедленного удовлетворения требований кредиторов.

Разумное сочетание интересов кредиторов и должника, прежде всего, достигается определением размера денежных сумм, ежемесячно оставляемых должнику и его семье для поддержания их жизнедеятельности, и размера денежных сумм, которые должны ежемесячно направляться на удовлетворение требований кредиторов. При определении размера денежных сумм, оставляемых для поддержания жизнедеятельности должника и его семьи, арбитражный суд может исходить из различных критериев, например, из уровня благосостояния, достигнутого семьей должника на момент открытия производства по делу о банкротстве. Но справедливым представляется определение размера указанных сумм по среднестатистической потребительской "корзине", вычисленной органами статистики на момент составления плана погашения долгов. Доходы, получаемые должником сверх этих сумм, могут быть приняты за основу для распределения между кредиторами.

План погашения долгов может быть изменен определением арбитражного суда по мотивированному ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве. Это могут быть кредиторы, сам гражданин-должник, представитель уполномоченного органа. Изменения могут коснуться любых элементов плана, но Закон специально подчеркивает возможность увеличения или сокращения срока погашения долгов, изменения размера сумм, оставляемых должнику и его семье для обеспечения их жизнедеятельности.

В целях обеспечения необходимого уровня существования гражданина-должника и его семьи гражданское процессуальное законодательство не допускает обращения взыскания на определенные категории имущества гражданина. В ст. 446 ГПК РФ дается перечень имущества, принадлежащего гражданину на праве собственности, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам.

Правило о признании ничтожными сделок гражданина-должника по распоряжению своим имуществом, заключенных за год до возбуждения арбитражным судом производства по делу о банкротстве, призвано обеспечить интересы кредиторов, которые могут быть нарушены "уводом" имущества должника от предполагаемых претензий кредиторов[4]. Имеются в виду сделки по отчуждению имущества и сделки, по которым имущество передается иным способом. При отчуждении имущества право собственности на него переходит к другому лицу - это переход права собственности по договорам купли-продажи, ренты, дарения, контрактации. Передача имущества иным способом возможна, например, по договорам доверительного управления, о залоге.

Последствия ничтожных сделок, совершенных с целью, противной основам правопорядка и нравственности, предусмотрены ст. 169 ГК РФ. Сделка гражданина-должника, которая может привести к уменьшению имущества, подлежащего включению в конкурсную массу, совершается с нарушением установленного правопорядка. В зависимости от субъективного отношения сторон к совершаемой сделке последствия различны. При наличии умысла у обеих сторон все полученное ими по сделке должно быть обращено в доход Российской Федерации. Если, например, гражданин-должник продает дачу с целью скрыть вырученную от продажи сумму и покупатель знает, с какой целью производится продажа, то и дача, и полученная плата подлежат взысканию в доход Российской Федерации.

3. Правовые последствия признания гражданина банкротом

В отношении гражданина по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя выносится определение о введении наблюдения по правилам гл. IV Закона. При этом на имущество гражданина, за исключением имущества, перечисленного в ст. 446 ГПК РФ, налагается арест. Затем должна быть проведена независимая оценка арестованного имущества. Основным нормативным актом, которым следует руководствоваться при решении вопросов оценки различных видов имущества, является ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"[5].

Признание гражданина банкротом означает трансформацию всех его обязательств в обязательство с участием конкурсной массы. Конкурсное производство имеет целью удовлетворить требования кредиторов, возникшие из различных оснований, но объединенные субъектом ответственности и единым источником погашения. Защите интересов гражданина, объявленного банкротом, служит правило о прекращении начисления неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, прекращение взыскания с него по всем исполнительным документам.     

После признания гражданина банкротом и открытия конкурсного производства объектом взыскания для удовлетворения требований кредиторов становится все имущество должника, на которое по закону может быть обращено взыскание. Исполнительный лист не может быть выдан отдельному кредитору, а направляется судебному приставу-исполнителю для продажи имущества должника, т.е. перевода его в ликвидную (денежную) форму.

Заключение

Несостоятельность отдельного гражданина заключается в том, что он не способен в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Субъектами гражданских правоотношений наряду с гражданами как таковыми (физическими лицами) являются граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, но не создающие для этого коммерческой организации. Такие граждане приобретают право заниматься предпринимательской деятельностью, пройдя государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.   

Основываясь на вышеизложенном материале, можно сделать вывод о том, что нормативная база, регламентирующая правовое положение института банкротства, достаточна полна и кодифицирована. Так, помимо общих положений закона "О несостоятельности (банкротстве)" применяются нормы принятых законов регулирующих процедуры банкротства отдельных субъектов.

Кроме того, в Российской Федерации проведена в последнее время работа не только по принятии нового законодательства о банкротстве и его кодификации, но и создан органы по несостоятельности и финансовому оздоровлению.

Остается только выработать практику, заставить на 100 % работать законы и эффективно применять законодательную базу.

 

Список литературы

1.              Конституция РФ. – М.: Проспект, 2000. - 48 с.

2.             О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 27.09.2002. // СЗ РФ. 2002. № 2.

3.             Вопросы Министерства имущественных отношений Российской Федерации: Постановление Правительства РФ N 536 от 18 июля 2000 года // СЗ РФ. 2000. N 30. Ст. 3153.

4.             Алехин А. П., Кармолицкий А. А.,  Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник, - М.: Просвещение, 2002. – 509 с.

5.             Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: Курс лекций. - М.: Просвещение, 2004. - 399с.

6.             Белых В.С., Дубинчин А.А., Скуратовский М.Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства): Учебно-практическое пособие / Под общ. ред. проф. В.С. Якушева. - М.: Просвещение, 2002. – 321 с.

7.             Козлов Ю. М. Постатейный комментарий к Закону  «О несостоятельности (банкротстве)». - М.: Юристъ, 2002. – 580 с.

8.             Комягин Д.Л. О понятии бюджетных средств // Финансы. 2000. N 10. С. 17 – 19.

9.             Скловский К.И. Собственность в гражданском праве: Учебно-практическое пособие. М.: Дело, 2002. – 831 с.


[1] Козлов Ю. М. Постатейный комментарий к Закону  «О несостоятельности (банкротстве)». - М.: Юристъ, 2002. – С. 239.

[2] О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 27.09.2002. // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 203.

[3] Там же. Ст. 204.

[4] Там же. Ст. 206.

[5] СЗ РФ, 1998, N 31, ст. 3813; 2002, N 4, ст. 251; N 12, ст. 1093; N 46, ст. 4537; 2003, N 2, ст. 167; N 9, ст. 805.