Содержание:

Введение. 3

1.   Правовое регулирование расчетных правоотношений. 4

2.   Принципы и порядок безналичных расчетов в РФ.. 6

2.1.    Основы безналичных расчетов: правовое регулирование, понятие, участники  6

2.2.    Принципы безналичных расчетов. 9

2.3.    Безакцептное списание средств. 10

Заключение. 13

Список используемой литературы.. 14

Введение

Необходимо признать, что на сегодняшний день коммерческие банки страдают, прежде всего, от несовершенства законодательства. Сплошь и рядом появляются пробелы, которые порождают массу трудноразрешимых проблем. Кроме того, банки страдают от противоречивой арбитражной практики. Начнем с проблем, связанных с банковским кредитованием, в частности, с предоставлением льготных кредитов. Конечно, достаточно бесперспективно обязывать банки предоставлять льготные кредиты. Если государство желает, чтобы такие кредиты были доступны, необходимо этого добиваться экономическими методами. Например для того, чтобы снизить процентную ставку по долгосрочному кредиту во Франции, государство организовало рынок закладных и позволило банкам до истечения срока использования кредита возвращать свои деньги путем продажи долгов заемщиков. Естественно, задача банка - не только предоставить кредит, но и каким-то образом его вернуть.

Вторая проблема в деятельности коммерческих банков связана с противоречивостью арбитражной практики по рассмотрению споров с участием банков.

Следующая проблема касается возможности заключения договора цессии задолженности по кредитному договору.

Целью же данной работы является рассмотрение двух вопросов из курса «кредитование и расчеты».

Для этого необходимо решить две задачи:

1.                                    Дать характеристику правовому регулированию расчетных правоотношений.

2.                                    Раскрыть порядок и принципы безналичных расчетов в Российской Федерации.

1.  Правовое регулирование расчетных правоотношений

Вопросы правового регулирования расчетных отношений сегодня находят отражение во все возрастающем числе научных работ, представляя значительный интерес для исследования в силу неоднозначности высказываемых точек зрения и существующего неудовлетворенного практического интереса со стороны как специалистов, работающих в финансово-кредитной сфере, так и субъектов предпринимательской деятельности, обязательным условием функционирования которых является осуществление безналичных расчетов с целью выполнения ежедневно возникающих обязательств. Исходя из того, что состояние действующего законодательства о расчетах трудно признать удовлетворительным, а также с целью повышения ответственности и предотвращения злоупотреблений и мошенничества в сфере расчетных отношений весьма целесообразным представляется анализ и самих форм (способов) расчетов, прежде всего осуществляемых в безналичной форме. Обусловлено это тем, что сфера безналичных расчетов как составляющая денежного обращения в последнее время из-за своего резкого расширения претерпевает наиболее существенные изменения. Активно идет поиск оптимальной структуры взаимоотношений между кредитными учреждениями, их клиентами и государством, и, наконец, безналичные расчеты в силу своего интенсивного развития имеют значительный удельный вес в объеме осуществляемых платежей.

К сожалению, в настоящее время формирование нормативной базы для регулирования взаимоотношений банков и их клиентов резко отстает от их реальных потребностей. Хотя часть вторая ГК РФ и определила основные положения об обязательствах банков, возникающих при осуществлении расчетов, но на уровне Кодекса невозможно подробно урегулировать все вопросы, возникающие при этом. Хорошо известно, что в настоящее время большая часть расчетов по различным сделкам осуществляется в безналичной форме. Поэтому правовая природа безналичных денег не может не оказывать самого непосредственного влияния на многие теоретические конструкции, которые используются юридической наукой при анализе правового регулирования безналичных расчетов. Учитывая, что правовая природа безналичных денег до сих пор продолжает оставаться загадкой, зачастую вырабатывается неверный теоретический подход при решении многих практических ситуаций. Подавляющее большинство авторов, исследовавших правовую природу безналичных денег, сходится во мнении, что запись на банковском счете является: либо «бухгалтерским отражением задолженности банка перед клиентом и одновременно представляет собой такой вид актива, как право требования к банку о выплате определенной денежной суммы или перечислении ее»; либо «обозначает только право клиента на получение наличных денег»; либо «представляется как кредитовые остатки различных счетов клиентуры в банках, на которые распространяется действие главы 45 ГК РФ».

Таким образом, возникает проблема правовой квалификации действий, совершаемых для производства безналичных расчетов, а также самого условия о безналичных расчетах, сформулированного в самом договоре или следующего из закона. Здесь следует иметь в виду то, что безналичные расчеты совершаются посредством передачи «безналичных денег» или «денег в безналичной форме». Понятие «безналичные деньги» — категория экономическая, но никак не правовая. Даже современное российское законодательство не использует этого термина. Оно применяет термин «безналичные расчеты», или «расчеты, осуществляемые в безналичном порядке». Это означает признание законодателем возможности расчетов, производимых без применения наличных денег, но не наличия неких особых «безналичных денег». То же самое надо отметить применительно к сочетаниям «пластиковые деньги» и «электронные деньги» — они указывают только на тот инструмент, с помощью которого можно погасить денежное обязательство, не передавая денег (пластиковая карточка, электронный перевод), но не на наличие особых видов денег.

Сказанное определяет необходимость скорейшего разрешения концептуального вопроса о выборе структуры механизма надлежащего правового регулирования расчетных отношений и требует наличия комплексных теоретических разработок в данной области. Проблематика исследуемого обусловливает, прежде всего, разработку глубокой, всесторонне продуманной концепции правового регулирования безналичных расчетов, способствующей детальной регламентации прав и обязанностей их участников, при подготовке которой необходимо учитывать традиции и особенности национальной экономики, финансовой и денежно-кредитной системы страны, а также неиспользованный потенциал Банка России и коммерческих банков.

2.  Принципы и порядок безналичных расчетов в РФ

2.1.             Основы безналичных расчетов: правовое регулирование, понятие, участники

Основанием возникновения расчетных отношений является совершение плательщиком действий, направленных на совершение платежа другому лицу (получателю). Основания совершения платежа могут быть различны: оплата переданного имущества, выполненных работ, оказанных услуг; безвозмездная передача денежных средств и др.

Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов. Последние представляют собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платежного документа (п.2.2 Положения ЦБР №2-П):

- распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;

- распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

При этом законодатель выделяет следующие формы расчетных документов:

а) платежные поручения;

б) аккредитивы;

в) чеки;

г) платежные требования;

д) инкассовые поручения.

В соответствии с требованиями Положения ЦБР №2-П расчетные документы на бумажном носителе оформляются на бланках документов, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (класс «Унифицированная система банковской документации»).

Расчетные документы на бумажном носителе заполняются с применением пишущих или электронно-вычислительных машин шрифтом черного цвета, за исключением чеков, которые заполняются ручками с пастой, чернилами черного, синего или фиолетового цвета (допускается заполнение чеков на пишущей машинке шрифтом черного цвета). Подписи на расчетных документах проставляются ручкой с пастой или чернилами черного, синего или фиолетового цвета. Оттиск печати и оттиск штампа банка, проставляемые на расчетных документах, должны быть четкими (п.2.8 Положения ЦБР №2-П).

Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты (с учетом особенностей форм и порядка осуществления безналичных расчетов):

а) наименование расчетного документа и код формы по ОКУД ОК 011-93;

б) номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;

в) вид платежа;

г) наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

д) наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

е) наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

ж) наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

з) назначение платежа. Налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетном документе отдельной строкой (в противном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивается);

и) сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;

к) очередность платежа;

л) вид операции в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в Банке России и кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации;

м) подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленных случаях).

Расчетные документы, оформленные с нарушением установленных требований, приему не подлежат.

Отдельно заметим, что правила указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации утверждены приказом Минфина РФ от 24 ноября 2004 г. №106н[1] Приказ Минфина РФ от 24 ноября 2004 г. №106н «Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» // Вестник Банка России. - 14 января 2005г. - №1.]; О заполнении расчетных документов при перечислении арендной платы за пользование федеральным имуществом (приказ Минфина РФ от 30 июня 2004 г. №57н)[2].

Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки (п.2.12 Положения ЦБР №2-П).

В рамках применяемых форм безналичных расчетов допускается использование аналогов собственноручной подписи в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 января 2002 г. №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»[3].

Важно заметить, что расчетные документы принимаются банками к исполнению независимо от их суммы (п.2.15 Положения ЦБР №2-П).

Списание банком денежных средств со счета производится на основании первого экземпляра расчетного документа.

Неисполненные расчетные документы могут быть отозваны из картотеки в полной сумме, частично исполненные - в сумме остатка. При этом отзыв происходит (по соответствующей документальной форме). Частичный же отзыв сумм по расчетным документам не допускается.

2.2.             Принципы безналичных расчетов

Принимая во внимание, что основным отличительным признаком безналичных расчетных правоотношений является участие в них в качестве субъектов третьих лиц - банков и иных кредитных организаций, можно выделить ряд принципов правового регулирования безналичных расчетов[4]:

1) безналичные расчеты осуществляются сторонами гражданско-правового обязательства через банки с открытых ими расчетных, текущих и иных счетов, условия которых позволяют производить платежи по распоряжению клиента;

2) участники расчетов могут выбирать в договоре любую форму расчетов, предусмотренную законом и установленными банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Банки не вправе отказать клиентам в совершении операций, определенных законом для счетов данного вида, установленными в соответствии с ним банковскими правилами, обычаями делового оборота, если иное не предусмотрено договором банковского счета;

3) в расчетных гражданско-правовых отношениях средства со счетов списываются по распоряжению владельца счета, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством либо договором между банком и клиентом. Волеизъявление владельца счета может быть выражено либо в форме прямого указания банку о перечислении средств, либо в форме письменного согласия на платеж по требованию, предъявленному третьим лицом;

4) банк не вправе определять и контролировать направление использования денежных средств, находящихся на счете клиента, и устанавливать не предусмотренные законодательными актами или договором ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению;

5) банк, участвующий в расчетах по гражданско-правовому обязательству контрагентов, сам не становится стороной в этом обязательстве. Он является стороной договора банковского счета и лишь за его исполнение отвечает перед своим клиентом;

6) не допускается ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, за исключением наложения ареста на денежные средства на счете или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом;

7) платежи со счетов производятся при наличии средств на счетах плательщика либо за счет банковского кредита, предоставленного плательщику;

8) безналичные расчеты производятся на основании документов установленной формы.[5]

2.3.             Безакцептное списание средств

Согласно п. 1 ст. 854 ГК РФ списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. В банковской практике распоряжения клиента, как правило, оформляются на бланках установленной формы (платежное поручение, заявление на аккредитив, чек и т. д.). Требования к содержанию и оформлению расчетных документов определены в Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденном Центральным банком РФ 12.04.2001 № 2-П.

В соответствии с п. 2 ст. 854 ГК РФ списание находящихся на счете средств без распоряжения клиента допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

Пунктом 11.1 Положения № 2-П установлено, что в платежном требовании на безакцептное списание денежных средств со счетов плательщиков на основании законодательства в поле «Условие оплаты» получатель средств проставляет «без акцепта», а также делает ссылку на закон (с указанием его номера, даты принятия и соответствующей статьи), на основании которого осуществляется взыскание. В платежном требовании на безакцептное списание денежных средств на основании договора в поле «Условие оплаты» получатель средств указывает «без акцепта», а также дату, номер основного договора и соответствующий его пункт, предусматривающий право безакцептного списания.

Пункт 11.3 указанного Положения обязывает банк при приеме платежных требований на безакцептное списание денежных средств проверить наличие вышеназванных ссылок, а также в установленных случаях наличие показаний измерительных приборов и действующих тарифов либо записи о расчетах на основании измерительных приборов и действующих тарифов.

Согласно п. 11.5 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации банки не рассматривают по существу возражений плательщиков по списанию денежных средств с их счетов в безакцептном порядке.

Банк плательщика вправе вернуть платежное требование взыскателю только в случае предъявления требований с нарушением установленных правил оформления платежных. документов.

В соответствии со ст. 854 ГК РФ списание денежных средств со счета осуществляется } банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

Согласно ст. 279, 282 Правил безналичных расчетов в народном хозяйстве по исполнительным и приравненным к ним документам списание средств со счета производится в бесспорном порядке. Приравненными к исполнительным документам признаются платежные требования, оплачиваемые в безакцептном порядке.

В соответствии со ст. 280 названных Правил списание средств со счетов в бесспорном г порядке производится на основании распоряжений взыскателен, представляемых на бланке платежного требования (0401001). В распоряжении должна быть сделана ссылка на пункт акта законодательства, которым взыскателю предоставлено право списания средств в бесспорном порядке.

Статья 8 Конституции РФ гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (ч. 1); признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2).

Конституция РФ (ст. 35, 45, 46) устанавливает юридические гарантии права частной собственности. Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Государственные органы не вправе, ссылаясь на любую целесообразность и даже на закон, лишать человека имущества против его воли.

Только решение суда или приговор, предусматривающий конфискацию имущества, могут быть основанием принудительного прекращения права частной собственности. Лишение лица принадлежащего ему имущества в виде безакцептного списания денежных средств (т. е. без согласия плательщика) есть принудительное прекращение права собственности.

Отсутствие согласия плательщика на оплату стоимости отпущенной ему энергии исключает безакцептное списание денежных средств. В таком случае заинтересованные лица имеют право на обращение за разрешением спора в суд, который рассматривает дело по существу на основе всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся доказательств.[6]

Заключение

Вопросы правового регулирования расчетных отношений сегодня находят отражение во все возрастающем числе научных работ, представляя значительный интерес для исследования в силу неоднозначности высказываемых точек зрения и существующего неудовлетворенного практического интереса со стороны как специалистов, работающих в финансово-кредитной сфере, так и субъектов предпринимательской деятельности, обязательным условием функционирования которых является осуществление безналичных расчетов с целью выполнения ежедневно возникающих обязательств.

Основанием возникновения расчетных отношений является совершение плательщиком действий, направленных на совершение платежа другому лицу (получателю). Основания совершения платежа могут быть различны: оплата переданного имущества, выполненных работ, оказанных услуг; безвозмездная передача денежных средств и др.

В соответствии со статьей 854 ГК РФ списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без него списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

Изданные до введения в действие части второй ГК РФ нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые согласно части второй ГК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов.

Список используемой литературы

1.                           Новоселова Л.А. Денежные расчеты в предпринимательской деятельности. М., 1996. - с. 47-49.

2.                           Приказ Минфина РФ от 24 ноября 2004 г. №106н «Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» // Вестник Банка России. - 14 января 2005г. - №1.

3.                           Приказ Минфина РФ от 30 июня 2004 г. №57н «Об утверждении Положения о порядке осуществления операций по использованию средств, поступающих в федеральный бюджет от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, имеющим право на дополнительное бюджетное финансирование» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2 августа 2004г. - №31.

4.                           Федеральный закон от 10 января 2002 г. №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 14 января 2002г. - №2. - Ст.127.

5.                           www.allpravo.ru/diploma/doc18p0/instrum4732/print4739.html

6.                           Гражданский Кодекс РФ.

7.                           Постановление Правительства РФ и ЦБР от 22 октября 1992 г. N 811 "О стабилизации расчетов за электроэнергию, отпускаемую атомным станциям" (с изм. и доп. от 8 апреля 1994 г.)

8.                           Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 сентября 1997 г. N 966/96

9.                           Мальцев Ю., Шкаринов И. К проблеме безакцептного и  бесспорного списания денежных средств  с корсчетов банков. //  Бизнес и банки. 1996. №№ 21 и 22;  

10.                      Михайлов А.А. Безакцептное или акцептное списание долга. //  Правоведение. 1986. № 4, с. 50 - 52;

11.                      Новоселова Л.А.  Ответственность банков при бесспорном и безакцептном списании средств. // Закон. 1995. № 1, с. 100 – 102.

12.                      Олейник О. Проблемы оснований бесспорного списания денежных средств. // Закон. 1995. № 1, с. 93 - 99.

13.                      ПОЛОЖЕНИЕ О безналичных расчетах в Российской Федерации

14.                      Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ «О связи»

15.                      Указ Президента РФ от 18.09.92 № 1091 «О мерах по улучшению расчетов за продукцию топливно-энергетического комплекса»,

16.                      Постановление Верховного Совета РФ от 01.04.93 № 4725-1 «О мерах по улучшению расчетов за продукцию и услуги коммунальных энергетических и водопроводно-канализационных предприятий»

17.                      Постановление Верховного Совета РФ от 19.05.93 № 4986-1 «О мерах по улучшению расчетов за услуги связи»


[1] Приказ Минфина РФ от 24 ноября 2004 г. №106н «Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» // Вестник Банка России. - 14 января 2005г. - №1.

[2] Приказ Минфина РФ от 30 июня 2004 г. №57н «Об утверждении Положения о порядке осуществления операций по использованию средств, поступающих в федеральный бюджет от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, имеющим право на дополнительное бюджетное финансирование» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2 августа 2004г. - №31.

[3] Федеральный закон от 10 января 2002 г. №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 14 января 2002г. - №2. - Ст.127.

[4] Новоселова Л.А. Денежные расчеты в предпринимательской деятельности. М., 1996. - с. 47-49.

[5] www.allpravo.ru/diploma/doc18p0/instrum4732/print4739.html

[6] http://www.altai-arbitr.ru/publications/?p=2