9. Организация и управление материально-техническим и трудовым потенциалом предприятия

9.5. Организация складского хозяйства предприятия

Задачи складского хозяйства

Основными задачами складского хозяйства являются: - организация  надлежащего хранения материальных ценностей; - бесперебойное обслуживание производственного процесса; - отгрузка готовой продукции.

Структура складского хозяйства (рис. 9.6) зависит от специфики производственного процесса, типа производства и объема выпуска продукции.

Функции подразделений складского хозяйства: - планирование работ; - приемка, обработка (в том числе сортировка) грузов; - организация надлежащего хранения (создание условий для исключения повреждений порчи; поддержание необходимой температуры, влажности); - постоянный контроль и учет движения материальных ценностей; - своевременное обеспечение производственного процесса материалами, комплектующими изделиями и т.д.; создание условий, предотвращающих хищение материальных ценностей; - строгое соблюдение противопожарных мер безопасности (особенно на складах ГСМ, ЛВЖ, красок и лаков, резино-технических изделий, химикатов и т.п.); - комплектование готовой продукции, ее консервация, упаковка подготовка отгрузочной документации и отгрузка.

Рис. 9.6. Структура складского хозяйства

Механизация и автоматизация складских работ - основное направление совершенствования организации работ, связанных с хранением материальных ценностей и передачей их в производство. Современный склад - это сложное хозяйство, состоящее из вертикальных стеллажных конструкций (нормальная высота до 10 и более метров); автоматических  штабелирующих машин с программным управлением, специальной тары, перегрузочных устройств, технических средств систем автоматического управления складом и т.д.

Большое распространение получили вертикально-замкнутые (люлечные) склады с программным управлением, которые занимают малые производственные площади, но имеют достаточно большую емкость за счет вертикального расположения.

В современном промышленном производстве процессы транспортировки и складирования все более интегрируются в единый автоматизированный комплекс, управляемый ЭВМ.

СКЛАДСКИЕ ЗДАНИЯ

20.12.2001

СНиП 31-04-2001

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СКЛАДСКИЕ ЗДАНИЯ

Storage buildings

Дата введения 2002-01-01

ПРЕДИСЛОВИЕ

1 РАЗРАБОТАНЫ Центральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальным институтом промышленных зданий и сооружений (ОАО "ЦНИИПромзданий"), с участием Центрального научно-исследовательского института строительных конструкций им. В.А.Кучеренко (ЦНИИСК им.Кучеренко) и Всероссийского научно-исследовательского института противопожарной обороны (ВНИИПО МВД России) ВНЕСЕНЫ Управлением технормирования Госстроя России

2 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 1 января 2002 г. постановлением Госстроя России от 19 марта 2001 г. N 21 3 ВЗАМЕН СНиП 2.11.01-85*.

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 Настоящие нормы и правила должны соблюдаться на всех этапах создания и эксплуатации складских зданий и помещений класса функциональной пожарной опасности Ф5.2 (по СНиП 21-01), предназначенных для хранения веществ, материалов, продукции и сырья, в том числе размещенных в зданиях другой функциональной пожарной опасности, и не требующих особых строительных мероприятий для сохранения заданных параметров внутренней среды. Настоящие нормы не распространяются на проектирование складских зданий и помещений для хранения сухих минеральных удобрений и химических средств защиты растений, взрывчатых, радиоактивных и сильнодействующих ядовитых веществ, горючих газов, негорючих газов в таре под давлением более 70 кПа (0,7 кгс/см ), нефти и нефтепродуктов, каучука, целлулоида, горючих пластмасс и кинопленки, цемента, хлопка, муки, комбикормов, пушнины, мехов и меховых изделий, сельскохозяйственной продукции, а также на проектирование зданий и помещений для холодильников и зернохранилищ.

1.2 В случаях, когда на складах предусматривается возможность использования труда инвалидов, следует соблюдать дополнительные требования, оговоренные в соответствующих пунктах СНиП 31-03, в зависимости от вида инвалидности. При создании на предприятии специализированных складов, предназначенных для использования труда инвалидов, следует руководствоваться также "Едиными санитарными правилами для предприятий (производственных объединений), цехов и участков, предназначенных для использования труда инвалидов и пенсионеров по старости" Минздрава СССР.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящих нормах использованы ссылки на следующие нормативные документы:

СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений.

СНиП 31-03-2001 Производственные здания.

СНиП 2.09.04-87* Административные и бытовые здания.

СНиП 2.04.05-91* Отопление, вентиляция и кондиционирование.

СНиП 2.03.13-88 Полы.

СНиП 23-05-95 Естественное и искусственное освещение.

ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм.

ГОСТ 12.4.026-76 ССБТ Цвета сигнальные и знаки безопасности.

ГОСТ 22853-86 Здания мобильные (инвентарные). Общие технические условия.

НПБ 104-95 Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях.

НПБ 105-95 Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности.

НПБ 110-99 Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.

Единые санитарные правила для предприятий (производственных объединений), цехов и участков, предназначенных для использования труда инвалидов и пенсионеров по старости, Минздрав СССР (от 01.03.83 г. N 2672-83).

3 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящих нормах приняты следующие термины и определения:

Рампа - сооружение, предназначенное для производства погрузочно-разгрузочных работ. Рампа одной стороной примыкает к стене склада, а другой располагается вдоль железнодорожного пути (железнодорожная рампа) или автоподъезда (автомобильная рампа).

Платформа - сооружение аналогичного с рампой назначения. В отличие от рампы проектируется двусторонней: одной стороной располагается вдоль железнодорожного пути, а противоположной - вдоль автоподъезда.

Высотное стеллажное хранение - хранение на стеллажах с высотой складирования свыше 5,5 м. В настоящих нормах приняты также термины и определения, приведенные в СНиП 31-03.

4 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1 Требования пожарной безопасности настоящих норм и правил основываются на положениях и классификациях, принятых в СНиП 21-01.

4.2 По взрывопожарной и пожарной опасности здания и помещения складов в зависимости от хранимых веществ, материалов, продукции, сырья и их упаковки подразделяются на категории А, Б, В1-В4 и Д.

Категории зданий и помещений устанавливаются в соответствии с НПБ 105, ведомственными (отраслевыми) нормами технологического проектирования или специальными перечнями, утвержденными в установленном порядке.

Примечание - Далее по тексту термин "вещества, материалы, продукция и сырье" объединяются термином "грузы".

4.3 Административные, бытовые здания и помещения для работающих на складах следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 2.09.04.

4.4 Подсчет общей площади складских зданий следует производить в соответствии с требованиями СНиП 31-03.

4.5 Размещение в производственных зданиях расходных (промежуточных) складов сырья и полуфабрикатов в количестве, установленном нормами технологического проектирования для обеспечения непрерывного технологического процесса, допускается непосредственно в производственных помещениях открыто или за сетчатыми ограждениями. При отсутствии таких данных в нормах технологического проектирования количество указанных грузов должно быть, как правило, не более сменной потребности.

4.6 Размещение помещений различных категорий в зданиях и их отделение друг от друга, требования к эвакуационным путям и выходам, устройству дымоудаления, шлюзов, тамбур-шлюзов, лестничных клеток и лестниц, выходов на кровлю следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 21-01, СНиП 31-03 и СНиП 2.04.05.

4.7 Полимерные материалы и изделия для складских зданий следует применять в соответствии с Перечнем полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в строительстве Минздравом России.

4.8 Автоматические установки тушения и обнаружения пожара следует предусматривать в соответствии с НПБ 110, а также специальными перечнями, утвержденными в установленном порядке. Системы оповещения о пожаре следует предусматривать в соответствии с НПБ 104.

5 ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ

5.1 Объемно-планировочные решения складских зданий должны обеспечивать возможность их реконструкции, изменения технологии складирования грузов без существенной перестройки зданий.

5.2 При размещении складских зданий на территории поселений необходимо учитывать архитектурное решение окружающей застройки.

5.3 Геометрические параметры складских зданий - размеры пролетов, шагов колонн и высот этажей определяются требованиями технологии; мобильных (инвентарных) зданий - должны соответствовать требованиям ГОСТ 22853.

5.4 Следует, как правило, объединять в одном здании помещения хранилищ, экспедиций, приемки, сортировки и комплектации грузов, а также бытовые, административные и другие помещения, если это не противоречит технологическим, санитарным и противопожарным требованиям.

5.5 Энергетическое и санитарно-техническое оборудование, когда это допустимо по условиям эксплуатации, следует размещать на открытых площадках, предусматривая при необходимости местные укрытия. Не следует, как правило, занимать площадь пола хранилищ и экспедиций инженерным оборудованием.

5.6 Число этажей и высоту зданий (в пределах, установленных таблицей 1 настоящих норм) следует принимать на основании результатов сравнения технико-экономических показателей вариантов размещения складских помещений в зданиях различной этажности.

Таблица 1

Категория склада

Высота зданий*, м

Степень огнестойкостизданий

Класс конструктивной пожарной

опасности зданий

Площадь этажа, м, в пределах пожарного отсека, зданий

одноэтажных

двухэтажных

многоэтажных

А

-

-

-

-

I, II

III

IV

IV

С0

С0

С0

С2, С3

5200

4400

3600

75**

-

-

-

-

-

-

-

-

Б

18

-

-

-

I, II

III

IV

IV

С0

С0

С0

С2, С3

7800

6500

5200

75**

5200

-

-

-

3500

-

-

-

В

36

24

-

-

-

I, II

III

IV

IV

V

С0

С0

С0, С1

С2, С3

не норм.

10400

10400

7800

2600

1200

7800

5200

-

-

-

5200

2600

-

-

-

Д

Не огр.

36

12

-

9

I, II

III

IV

IV

V

С0

С0, С1

С0, С1

С2, С3

Не норм.

Не огр.

То же

"

5200

2200

10400

7800

2200

-

1200

7800

5200

-

-

-

 

________________

* Высота здания в данной таблице измеряется от пола 1-го этажа до потолка верхнего этажа, включая технический; при переменной высоте потолка принимается средняя высота этажа.

Высота одноэтажных зданий I, II и III степеней огнестойкости класса С0 не нормируется.

Высоту одноэтажных зданий IV степени огнестойкости классов С0 и С1 следует принимать не более 25 м, классов С2 и С3 - не более 18 м (от пола до низа несущих конструкций покрытия на опоре).

** Мобильные здания

5.7 Высота складских помещений назначается с учетом применяемой механизации складских процессов. Высота от пола до низа конструкций и выступающих элементов коммуникаций и оборудования в местах регулярного прохода людей и на путях эвакуации должна быть не менее 2 м.

5.8 В одноэтажных складских зданиях с высотным стеллажным хранением допускается при обосновании использовать конструкции стеллажей для опор покрытия и крепления ограждающих конструкций наружных стен.

5.9 Наружные ограждающие конструкции складских помещений категорий А и Б следует проектировать легкосбрасываемыми в соответствии с требованиями СНиП 31-03.

5.10 В складских помещениях для хранения пищевых продуктов необходимо предусматривать: ограждающие конструкции без пустот из материалов, не разрушаемых грызунами; сплошные и без пустот полотна наружных дверей, ворот и крышек люков; устройства для закрывания отверстий каналов систем вентиляции; ограждения стальной сеткой (с ячейками размерами не более 12х12 мм) вентиляционных отверстий в стенах и воздуховодах, расположенных в пределах высоты 0,6 м над уровнем пола, и окон подвальных этажей (конструкции ограждения стальной сеткой окон должны быть открывающимися или съемными).

В проектах таких складских зданий необходимо предусматривать указания о тщательной заделке отверстий для пропуска трубопроводов (в стенах, перегородках и перекрытиях) и сопряжений ограждающих конструкций помещений (внутренних и наружных стен, перегородок между собой и с полами или перекрытиями).

Для покрытий полов складских помещений, предназначенных для хранения пищевых продуктов, не допускается применение дегтей и дегтевых мастик.

5.11 Колонны и обрамления проемов в складских зданиях в местах интенсивного движения напольного транспорта должны быть защищены от механических повреждений и окрашены в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.026.

5.12 Погрузочно-разгрузочные рампы и платформы следует проектировать с учетом требований защиты грузов и погрузочно-разгрузочных механизмов от атмосферных осадков.

Навес над железнодорожными погрузочно-разгрузочными рампами и платформами должен не менее чем на 0,5 м перекрывать ось железнодорожного пути, а над автомобильными рампами должен перекрывать автомобильный проезд не менее чем на 1,5 м от края рампы.

5.13 Длину погрузочно-разгрузочной рампы следует определять в зависимости от грузооборота и вместимости склада, а также исходя из объемно-планировочного решения здания.

Ширину погрузочно-разгрузочных рамп и платформ необходимо принимать в соответствии с требованиями технологии и техники безопасности погрузочно-разгрузочных работ.

5.14 Погрузочно-разгрузочные рампы и платформы должны иметь не менее двух рассредоточенных лестниц или пандусов.

5.15 Отметка края погрузочно-разгрузочной рампы для автомобильного транспорта со стороны подъезда автомобилей должна быть равной 1,2 м от уровня поверхности проезжей части дороги или погрузочно-разгрузочной площадки.

5.16 Погрузочно-разгрузочные рампы и платформы для железнодорожного подвижного состава следует проектировать в соответствии с ГОСТ 9238.

5.17 Ширина пандусов для проезда напольных транспортных средств должна не менее чем на 0,6 м превышать максимальную ширину груженого транспортного средства. Уклон пандусов следует принимать не более 16% при размещении их в закрытых помещениях и не более 10% при размещении снаружи зданий.

5.18 Устройство ворот, вводов железнодорожных путей, зенитных фонарей, внутренних водостоков, парапетов и приспособлений для очистки и ремонта остекления окон и фонарей следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 31-03.

5.19 В складских помещениях температуру, относительную влажность и скорость движения воздуха необходимо принимать в соответствии с требованиями технологии хранения грузов и требованиями СНиП 2.04.05.

5.20 Конструкции и материалы оснований и покрытий полов складских зданий и помещений следует назначать с учетом восприятия нагрузок от складируемых грузов, вида и интенсивности механических воздействий напольного транспорта и пылеотделения в соответствии с требованиями СНиП 2.03.13.

6 ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПОЖАРА

6.1 Степень огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности, высоту складских зданий и площадь этажа здания в пределах пожарного отсека следует принимать по таблице 1.

При наличии открытых технологических проемов в перекрытиях смежных этажей суммарная площадь этих этажей не должна превышать площади этажа, указанной в таблице 1.

При оборудовании складских помещений установками автоматического пожаротушения указанные в таблице 1 площади этажей допускается увеличивать на 100%, за исключением зданий IV степени огнестойкости всех классов пожарной опасности.

При размещении складов в производственных зданиях площадь этажа складских помещений в пределах пожарного отсека и их высота (число этажей) не должны превышать значений, указанных в таблице 1.

В таблице 1 установлены нормы для категорий зданий и пожарных отсеков при предусмотренных сочетаниях степени огнестойкости и класса пожарной опасности здания. При других сочетаниях, не предусмотренных настоящей таблицей, площадь этажа и высота здания принимаются по худшему из этих показателей для данной категории здания или согласовываются в установленном СНиП 21-01 порядке.

6.2 Многоэтажные складские здания категорий Б и В следует проектировать шириной не более 60 м.

6.3 Площадь первого этажа многоэтажного здания допускается принимать по нормам одноэтажного здания, если перекрытие над первым этажом является противопожарным 1-го типа.

6.4 Складские помещения категорий В1-В3 производственных зданий следует отделять от других помещений противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа, при хранении этой продукции на высотных стеллажах - противопожарными стенами 1-го типа и перекрытиями 1-го типа. При этом помещения складов готовой продукции категорий В1-ВЗ, размещаемые в производственных зданиях, необходимо как правило располагать у наружных стен.

6.5 Складские здания с высотным стеллажным хранением категории В следует проектировать одноэтажными I - IV степеней огнестойкости класса С0 с фонарями или вытяжными шахтами на покрытии для дымоудаления.

Стеллажи должны иметь горизонтальные экраны из негорючих материалов с шагом по высоте не более 4 м.

Экраны должны перекрывать все горизонтальное сечение стеллажа, в том числе и зазоры между спаренными стеллажами, и не должны препятствовать погрузочно-разгрузочным работам. Экраны и днища тары и поддонов должны иметь отверстия диаметром 10 мм, расположенные равномерно, со стороной квадрата 150 мм.

В стеллажах должны быть предусмотрены поперечные проходы высотой не менее 2 м и шириной не менее 1,5 м через каждые 40 м. Проходы в пределах стеллажей необходимо отделять от конструкций стеллажей противопожарными перегородками. В наружных стенах в местах устройства поперечных проходов в стеллажах следует предусматривать дверные проемы.

Вытяжные шахты (люки) дымоудаления следует располагать над проходами между стеллажами.

Трубчатые несущие конструкции стеллажей могут быть использованы для транспортирования огнетушащего вещества при условии обеспечения прочности, пропускной способности и герметичности этих конструкций.

6.6 При разделении по технологическим или санитарным условиям перегородками складских помещений с грузами, одинаковыми по пожарной опасности, требования к перегородкам определяются в технологической части проекта.

По требованиям технологии хранения грузов допускается экспедицию, приемку, сортировку и комплектацию грузов размещать непосредственно в хранилищах, без отделения их перегородками. При этом рабочие места товароведов, экспертов, кладовщиков, отбраковщиков, учетчиков и операторов допускается ограждать перегородками с ненормируемым пределами огнестойкости и классом пожарной опасности (остекленными или с сеткой при высоте глухой части не более 1,2 м, сборно-разборными и раздвижными).

6.7 Площадь оконных проемов в помещениях хранилищ складских зданий должна быть не менее площади, определяемой по расчету дымоудаления при пожаре, а в остальных помещениях - в соответствии с требованиями СНиП 23-05.

Допускается в помещениях хранилищ не устраивать оконные проемы, в этом случае должно быть предусмотрено дымоудаление в соответствии с требованиями СНиП 2.04.05.

В случае использования стеклоблоков в оконных проемах следует устраивать открывающиеся оконные фрамуги общей площадью, определяемой по расчету дымоудаления при пожаре.

6.8 Конструкции рамп и навесов, примыкающих к зданиям I, II, III и IV степеней огнестойкости классов пожарной опасности С0 и С1, следует принимать из негорючих материалов.

Текст документа сверен по:

официальное издание М.: Госстрой России, ГУП ЦПП, 2001

Логистика (СКАЧАТЬ)

                МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                  ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                       ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

                        Кафедра экономической теории

                               КУРСОВАЯ РАБОТА

                          По дисциплине «Логистика»

                                 Вариант 39

                                                   Выполнила: Розанова Е. В.

                                                                 Группа Э-42

                                                  Проверила: Кудряшова Ю. В.

                                  Череповец

                                   2001 г.

                                 ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Характеристика складов лесоматериалов и складов сыпучих грузов   3

1.1. Склады лесоматериалов   3

1.1.1.Склады круглого леса   5

1.1.2.Склады сырых пиломатериалов 6

1.1.3. Склады сухих пиломатериалов      7

1.2. Склады сыпучих грузов   8

1.2.1.Механизация складов сыпучих грузов     10

2. Факторы, влияющие на выбор каналов товародвижения. Характеристика прямых

и косвенных каналов товародвижения      12

Практическая часть

Задача 1.   17

Задача 2    20

Список литературы      25

Приложение  26

                                  ВОПРОС №1

                   Характеристика складов лесоматериалов и

                           складов сыпучих грузов.

      Прежде  чем  приступить  к  характеристике  складов  лесоматериалов  и

сыпучих грузов необходимо дать понятие, что же такое склад.

      Склады – это аккумуляторы резервов материальных ресурсов,  необходимых

для  демпфирования   колебаний  объемов   поставок   и   спроса,   а   также

синхронизации  скоростей  потоков  товаров   в   системах   продвижения   от

изготовителей  к  потребителям  или  потоков  материалов  в  технологических

производственных системах.

                            СКЛАДЫ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ

      Комплекс работ, осуществляемый  на складах лесных  материалов,  должен

учитывает специфические особенности древесины и  специальные  требования,  к

складам такого рода.  К  этим  особенностям  относятся:  ухудшение  качества

древесины от воздействия вредителей насекомых и дереворазрушающих грибов,  а

также высокая подверженность ее воздействию  огня  или  высокой  температуры

наружного  воздуха,   в   результате   чего   древесина   уничтожается   или

растрескивается.

      Необходимостью не только сохранности лесных материалов на складе, но и

максимально  возможного  улучшения  их  качества  предопределяет  методы  их

физико-биологической защиты, а также  дополнительные  складские  операции  и

особенности устройства складов леса.

      Вредное  воздействие  вредителей  древесины  (жуков-короедов,  усачей,

сверлильщиков,  древесинников  и  др.)  проявляется  в  нанесении  древесине

червоточен. Червоточина может быть поверхностной (мелкие  отверстия  и  ходы

шириной 1-3 мм; крупные бороздки, ямочки, отверстия  шириной  более  3  мм);

неглубокой (мелкие и крупные ходы насекомых, проникающих в древесину на  1-5

см); глубокой (ходы диаметром более 6 мм и глубиной  проникновения  свыше  5

см).

      Наиболее благоприятные условия для развития и  активизации  насекомых-

вредителей  возникают  при  температуре  воздуха  20-250   ,   относительной

влажности 60-90% хорошей проветриваемости штабелей леса,  а  в  основном  от

биссистемного хранения леса, не укладываемого в штабеля длительное время.

      Вредное  воздействие  грибов  заключается   в   дереворазрушении   или

деревоокрашивании с незначительным  разрушением.

      Разрушение   древесины   начинается    с    изменением    ее    цвета,

сопровождающегося  небольшим  разрушением.   Непринятие   срочных   мер   по

улучшению условий хранения и устранению начавшейся порчи  древесины  или  же

ее  первоочередному  использованию  (когда  она  еще  вполне  пригодна   для

употребления) ведет к последующему загниванию и утрате прочности).

      Трещины  в  древесине  возникают  при  естественных  условиях   –   от

длительного  воздействия  жаркого  сухого  воздуха   без   применения   мер,

предотвращающих  растрескивание,  или  от  неравномерности  просыхания   при

искусственной сушки.

      Предотвращению  трещин  способствует  правильная  система  укладки   и

хранения  лесоматериалов,  медленная  и  равномерная  их   сушка   за   счет

нормального  режима сушки, сохранения лубяного слоя (внутренней части  коры,

прилегающей к древесине).

      Большое значение  для  сохранения  древесины  имеет  антисептирование,

предохраняющее ее не только от вредного воздействия грибов, насекомых, но  и

повышающее огнестойкость.

      Склады лесоматериалов подразделяются на склады необработанного, т.  е.

круглого леса; сырых и сухих пиломатериалов.

      Склады отдельных предприятий называются расходными;  склады  районного

назначения, обслуживающие многих потребителей района  области  –  базисными.

Объемы  леса  на  тех  и  других  складах  разделяются   на   текущие   (для

повседневного обеспечения производства) и резервные (подлежат  использованию

в особых случаях).

      Перечисленные выше лесоматериалы требуют открытого  хранения,  поэтому

площади, отводимые под устройство складов  леса,  должны  быть   удалены  от

зеленых насаждений, чтобы исключить заражение  хранимого  леса  вредителями-

насекомыми; быть сухими, по возможности с  песчаной  почвой,  удаленными  от

заболоченных местностей или с высоким  стоянием грунтовых вод; быть  ровными

без возвышений и углублений,  слегка  наклоненными  для  стока  осадочных  и

талых вод; должны быть хорошо проветриваться при любом направлении  ветра  и

располагаться на достаточном удалении от соседних зданий и сооружений.

      Для выполнения указанных требований производят некоторые планировочно-

строительные работы:

 - срезают выступающие возвышения,  засыпают  все  углубления  и  неровности

   песком, гравием, щебнем, шлаком (но не древесными отходами);

 - устраивают отводы грунтовых и  осадочных  вод  путем  закрытого  дренажа,

   оборудуют сточные канавы на расстоянии не ближе 25 м от контуров склада в

   плане;

 - дезинфицируют площадки склада раствором негашеной  извести  и  устраивают

   ограждения высотой 1,5-2 м решетчатой конструкции.

                            Склады круглого леса.

      Способы хранения леса зависят от климатических и местных условий.  Для

круглого  леса существует несколько способов хранения.

      Подводный  способ   обеспечивает   абсолютную   защиту   от   вредного

воздействия  насекомых,  грибов,  появления  трещин,  загнивания   за   счет

высокого  насыщения  древесины  влагой  и  полной  изоляции    от   воздуха.

Применяют  его  предприятия,  расположенные  вблизи  рек,  озер,   а   также

располагающие  собственными   искусственными   водохранилищами.   Недостатки

метода –  высокая  себестоимость  последующей  складской  и  технологической

переработки древесины.

      Увлажненный  способ  заключается  в  сохранении  в  древесине  высокой

влажности,  парализующей   действие   насекомых     и    грибов,   а   также

препятствующей  появлению  трещин.  Для  этого  на  лесе   оставляют   кору,

укладывают его в плотные, крупные, близко сгруппированные  штабели,  которые

систематически орошаются водой.

      Сроки хранения увлажненным способом составляют от  нескольких  месяцев

до 1-2  лет  и  зависят  от  породы  древесины,  степени  сохранности  коры,

размеров штабелей и климатическо-поясных условий района размещения склада.

      Сухой  способ  хранения  заключается  в  возможно   быстром   снижении

влажности древесины до 25% и менее при  использовании  лубяного   слоя  коры

для  предотвращения  возникновения  трещин  и  защиты  от  действия  грибов.

Размещение бревен в штабелях и самих штабелей – разреженное неуплотненное.

      Круглый лес хранится в штабелях преимущественно по сухому способу. Лес

укладывается на подкладки высотой не менее 25 см. Размеры штабелей  круглого

леса зависят от количества  материала  планировочно-технологических  условий

склада,  противопожарных  требований,  способа   ведения   штабелеукладочных

работ, вида и типа  применяемого подъемно-транспортного средства.

                         Склады сырых пиломатериалов

      Склады сырых пиломатериалов могут быть  составной частью  склада  леса

предприятия снабженческо-сбытовой организации или  самостоятельным  складом.

Предназначены  они  для  хранения  и  сушки  пиломатериалов  в  естественных

условиях.

      На этих складах  пиломатериалы  хранятся  в  штабелях,  защищенных  от

атмосферных осадков навесами стационарного  типа  либо  под  крышами-скатами

над  каждым  или  группой   фундаментов  (деревянных,  кирпичных,  бетонных,

каменных).

      Расстояние   между   фундаментными   опорами   зависят   от    толщины

пиломатериала и условий  исключения  его  прогиба  от  веса  собственного  и

вышележащего материала.

      Для быстрого просыхания пиломатериала его укладывают в  штабеля  таким

образом,  чтобы  каждая  доска,  брус,  рейка   имели   наибольшую   площадь

соприкосновения с воздухом и  в  штабеле  образовывали  ходы  и  каналы,  по

которым  циркулировал бы воздух.

      Для перегрузочно-транспортно-штабелевочных работ применяются  козловые

и  стреловые  краны,   автопогрузчики,   элеваторы,   штабелеры,   лесовозы,

аккумуляторные электровозы с комплексом платформ, тележек, вагонеток.

      Складские проезды обязательно покрываются асфальтом,  асфальтобетоном,

булыжником, брусчаткой, засыпаются щебенкой или шлаком.

      Мощению дорожным  покрытием  помимо  проездов  подлежат  все  переезды

через железнодорожные пути нормальной и узкой  колеи,  а  также  подъезды  к

пожарным гидрантам.

      На открытых складах пиломатериалы из наиболее ценных  пород  древесины

хранят также под стационарными навесами,  открытыми  с  четырех  сторон  или

защищенными.

      Покрывают навесы шифером или рубероидом

                         Склады сухих пиломатериалов

      Искусственная сушка пиломатериалов связана с  необходимостью  снижения

влажности древесины значительно ниже, чем при ее  воздушно-сухом  состоянии,

когда она равна, примерно, 12-18%.

      Для  хранения  пиломатериалов   малой   и   весьма   малой   влажности

используются  специальные  одноэтажные  склады  высотой  10—12  м,   которая

зависит от применяемого вида механизма.

      Сухие пиломатериалы хранятся на складе после их просушки  и  доведения

до необходимой влажности в сушильных камерах лесосушильных установок или  на

открытом воздухе.

      Рациональное использование площади складов и  компактность  технологии

сушки-хранения  обусловило  размещение  лесосушильных  установок  и  складов

сухого  леса  в  общем  блоке.  При  этом  склады  являются  одновременно  и

остывочными помещениями.

      Технология  производства  на  лесосушильных  установках  основана   на

непрерывном потоке  и  применяется  для  рядовых  пород  и  больших  объемов

материала.

      Высушенные до необходимой влажности пиломатериалы хранятся  в  плотных

штабелях  для  меньшего  увлажнения  от  влаги   воздуха.   Хранение   может

производиться на тех же транспортных средствах узкой колеи, на  которых  они

подвергались  сушке.  Такой  способ   упрощает  технологию  работ  за   счет

исключения дополнительных  перегрузочных  работ,  но  снижает  эффективность

использования площади складского помещения.

      Поскольку лесобазы и склады многих предприятий  весьма  внушительны  и

занимают  большие  территории,  то  вопросы    рационального   использования

приобретают  важное  значение.  При   максимальном   компактном   размещении

лесоматериалов не только значительно сокращаются требуемые площади  складов,

но и уменьшаются  затраты  на  транспортные,  энергетические,  водопроводные

коммуникации;  повышается   производительность   механизмов,   увеличивается

оборачиваемость средств транспорта, сокращаются расходы на  благоустройство,

обслуживание и т. п.

                            СКЛАДЫ СЫПУЧИХ ГРУЗОВ

      Технология погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских (ПРТС)

работ на складах сыпучих материалов зависит от типа и назначения склада,

характера грузов, размеров грузопотока, сроков хранения грузов, варианта

механизации ПРТС работ и других факторов.

      Склад  сыпучих  грузов  обычно  имеет  наиболее  простую  структуру  и

состоит из трех  технологических   участков:  разгрузки  грузов  с  внешнего

транспорта, доставляющего их на склад;  хранения  грузов  в  соответствии  с

заданными  сроками,  с  санитарно-техническими  противопожарными   условиями

хранения, в соответствии с заданными сроками, с учетом  расходования  грузов

или отгрузки их на транспорт   (в  зависимости  от  типа  склада);  погрузки

груза на  другой  (реже  на  такой  же)  вид  внешнего  транспорта,  который

доставляет сыпучие грузы со  склада  потребителям.  Кроме  того,  в  составе

склада  предусматриваются   устройства   внутрискладского   транспорта   для

передачи сыпучих грузов с участка разгрузки в зону  основного  хранения,  из

зоны хранения на участок погрузки,  с  одних  мест  хранения  на  другие  (в

случае необходимости, например,  при возможном слеживании груза).

      Во всех случаях  на  складах  должна  быть  предусмотрена  возможность

прямой передачи сыпучих грузов с  участка  разгрузки  на  участок  погрузки,

минуя зону хранения. При поступлении сыпучих грузов  на  склад  должны  быть

обеспечены проверка и приемка по количеству и качеству.

      При размещении грузов в зоне  хранения  каждое  наименование  и  марка

груза должны иметь свое особое место  хранения,  устройства,  препятствующие

перемешиванию материалов различных марок, а также указатели с  наименованием

хранящихся грузов, а при необходимости и сведения об их количестве,  времени

 поступления и названии  поставщика.  Грузы  должны  размещаться  на  местах

хранения в соответствии с  правилами  противопожарной  безопасности,  охраны

окружающей среды, техники безопасности и условий хранения грузов,  указанных

в соответствующих технических условиях на них.

      Высота штабелей сыпучих грузов не должна превышать  допустимой  высоты

хранения для каждого рода грузов (уголь – 8-10 м, руда, песок и щебень – 12-

15  м.).  Выдача  сыпучих  грузов  со  складов  осуществляется  по  приказам

производственно-диспетчерского отдела или  по  требованиям  потребителей,  а

для складов готовой продукции –  по  приказам  отдела  сбыта.  При  отгрузке

сыпучих  грузов  на  внешний  транспорт   также   должны   быть   обеспечены

нормативные сроки простоя транспортных средств  под  погрузкой,  сохранность

грузов, вагонов и автомобилей.

      При проектировании новых, реконструкции и  техническом  перевооружении

действующих складов сыпучих грузов технология переработки  грузов,   которая

включает  операции  по  переработке  грузов  и   информации,   сопутствующей

технологическому процессу, может разрабатываться  в различных  вариантах:  в

виде текстовых документов с перечнем и описанием технологических операций  и

последовательности их выполнения, в виде технологических  схем  (планировок,

поперечного  разреза);  в  виде  линейных  и  сетевых  графиков,  блок-схем,

технологических таблиц и т. д.

       Описание  технологического  процесса  переработки  грузов  на  складе

является   обязательным   документом   в   технологической   части   проекта

механизированного склада сыпучих грузов.

                 Механизация закрытых складов сыпучих грузов

      В закрытых складах перерабатываются и хранятся такие  сыпучие  грузов,

как цемент, минеральные удобрения,  химические  материалы,  зерновые  грузы,

иногда песок, руда  и др.  Некоторые  из  этих  грузов  перевозятся  в  таре

(мешках, бочках) и в этом случае относятся  к  материалам,  перерабатываемым

на складах тарно-штучных грузов.

       Варианты   механизации   закрытых   складов   сыпучих    могут   быть

классифицированы:

 - по  виду  транспорта  прибытия  и  отправления  грузов  (железнодорожный,

   автомобильный,   водный,   конвейерный,   подвесные   канатные    дороги,

   трубопроводный контейнерный, пневматический, гидравлический);

 - по расположению разгрузочного и  погрузочного  участков:  внутри  склада,

   снаружи склада, отдельно стоящие  устройства  для  погрузки  и  разгрузки

   сыпучих грузов;

 - по конструкции  складского  здания  или  сооружений:  павильонный  склад,

   закрытое крановое здание, здание из срочный  и  полусрочных  конструкций,

   сплошной  склад, бункерный склад, шатровый склад, подземный склад;

 -  по  типу  устройства  для  хранения   грузов:   траншейный,   бункерный,

   полубункерный, сплошной,

 -   по   применяемому   подъемно-транспортному    оборудованию:    крановый

   конвейерный,  с  пневмотранспортом,  с  крацер-кранами,  с  элеватором  и

   конвейерами, с погрузчиками ковшовыми или непрерывного действия.

      На складах сырья и готовой продукции предприятий химической, цементной

и других  отраслей  промышленности  применяются  шатровые  склады  различной

конструкции с крацер-кранами (скребковыми кранами).

      Таким образом,  склады  являются  важными   звеньями  технологического

процесса промышленных предприятий, а для оптовой и  розничной  торговли  они

служат  фундаментом,  поэтому  склады  предприятий,   намеренных   опережать

конкурентов,  требуют  современной  организации,  современных  технологий  и

квалифицированных кадров.

При оардаоыцщалажыла переживала существенны перемены так ка погод

                                  Вопрос №2

 Факторы, влияющие на выбор каналов товародвижения. Характеристика прямых и

                      косвенных каналов товародвижения.

                                  Вопрос №2

 Факторы, влияющие на выбор каналов товародвижения. Характеристика прямых и

                      косвенных каналов товародвижения.

      Решения о выборе канала  распределения,  его  длина,  ширина  являются

одними из самых сложных.  Можно  выделить  ряд  факторов,  влияющих  на  это

решение, тем не менее в каждом конкретном случае решение  может  иметь  свою

специфику.

      В общем случае среди факторов, влияющих на выбор канала можно выделить

следующие:

1) характер товара;

2) транспортабельность товара;

3) географическое положение производителя;

4) наличие конкурентов;

5) широта ассортимента;

6) условия хранения;

7) сроки хранения.

      В целом можно сказать, что чем выше массовость потребления товара, тем

шире ассортимент, тем  разветвленней  будет  сеть  распределения.  Однако  в

качестве ограничителей здесь  могут  выступать  такие  факторы  как  условия

хранения,  сроки  хранения  и  т.  д.  Это,  в  частности,  касается  многих

продуктов  пищевой  промышленности,  в  первую   очередь   хлебопекарной   и

молочной, где сроки хранения продуктов часто  ограничиваются  24–36  часами.

Это,  естественно,  не  дает  возможности  применять  разветвленные   каналы

распределения,  хотя  массовость  потребления  этих  товаров  очень  высока.

Стремясь  использовать  преимущества  широкой  сети   распределения   фирмы-

производители используют при производстве своих товаров  различные  добавки,

позволяющие увеличить  срок  хранения  товаров  в  несколько  раз.  Так  уже

сегодня многие молокозаводы выпускают продукцию  со  сроком  хранения  до  6

месяцев.

Рассматривая основные типы посредников можно дать следующую характеристику.

      Агент (маклер, брокер, комиссионер, коммивояжер и т. д.) –  физическое

или  юридическое  лицо,  совершающее  операции   или   выполняющее   деловые

поручения другого лица за его счет и от его имени,  представляющее  интересы

покупателя или продавца на относительно постоянной  основе,  не  принимающее

на себя право  собственности  на  товар.  Агент  ведет  поиск  потенциальных

покупателей, продавцов, организует между ними  переговоры,  готовит  проекты

договоров, помогает в оформлении передачи  права  собственности  на  товары,

рекламирует товар, заинтересовывает в покупке товара.

      Брокер (оценщик,  комиссионер)  –  физическое  или  юридическое  лицо,

выступающее   посредником    при    заключении    оптовых    сделок    между

заинтересованными сторонами. Иногда брокер может  принимать  на  себя  право

собственности на товар. За посредничество брокер получает  вознаграждение  в

виде  определенного  процента  от  суммы  сделки  или  заранее  указанную  в

договоре абсолютную сумму.

      Дистрибьютор – физическое или юридическое лицо  –  оптовый  посредник,

обслуживающий разные отрасли промышленности, имеющий склады  и  транспортные

средства и осуществляющий коммерческую деятельность от  своего  имени  и  за

свой счет.

      Комиссионер – посредник в сделке, совершающий сделки  за  определенное

вознаграждение (комиссионные), в пользу и за счет заказчика (клиента, но  от

своего имени.

      Комитент  –  лицо,  дающее  поручение  другому   лицу   (комиссионеру)

заключить сделку с товаром от имени комиссионера, но за счет комитента.

      Коммивояжер  –  разъездной   агент   торгового   предприятия,   фирмы,

предлагающий покупателям товары по имеющимся у него образцам, каталогам.

      Консигнатор – оптовый торговец,  получающий  от  поручителя  товары  и

продающий их со своего склада и от своего имени, за вознаграждение,  которое

поручитель выплачивает консигнатору по договору.

      Маклер – посредник  при  заключении  сделок  на  биржах  недвижимости,

фондовых и универсальных биржах, совершающий операции  за  счет  клиентов  и

получающий вознаграждение в виде комиссионных.

      Как можно заметить, всех посредников можно объединить  в  две  большие

группы: 1) приобретающие товар в собственность и  имеющие  право  влиять  на

цены (дистрибьютор, дилер); 2) действующие от имени и за счет продавца и  не

имеющие возможности влиять на цены (агент, брокер, маклер, комиссионер и  т.

д.).

      У некоторых авторов эти группы носят название зависимых и  независимых

посредников. К первым  относятся  дистрибьюторы,  на  долю  которых  сегодня

приходится более 80 % всех оптовых предприятий.

      Дистрибьюторы делятся на 2 типа:

1) имеющие или арендующие складские помещения;

2) не имеющие и не арендующие складские помещения.

      Последних часто называют торговыми маклерами. Торговые маклеры  обычно

имеют дело с крупногабаритными грузами, транспортировка и  передача  которых

весьма трудоемки.

      Общая классификация независимых оптовых  посредников  представлена  на

рис.1 (См. приложение)

      Производитель    может     продавать     продукцию     непосредственно

дистрибьюторам, которые затем  самостоятельно  сбывают  ее  непосредственным

потребителям. Выбор такого канала эффективен, если:

1) рынок разбросан, а объем сбыта в каждой географической зоне  недостаточен

для оправдания расходов по прямому каналу распределения;

2) изделие должно сбываться  потребителям  многих  отраслей  промышленности,

что требует широкой сети оптовиков;

3) потребители предпочитают закупать изделия  мелкими  партиями,  неудобными

для складской и транзитной обработки;

4) разница между себестоимостью продукции и  продажной  ценой  слишком  мала

для содержания производителем собственной сбытовой сети.

      Зависимые  посредники  не  претендуют  на   право   собственности   на

продаваемые ими товары и работают  за  комиссионное  вознаграждение.  Размер

вознаграждения зависит от объема и  сложности  совершаемых  ими  сделок.  На

долю брокеров и агентов в развитых странах приходится  около  9  %  оптового

товарооборота.  Классификация  зависимых   посредников   на   рис.   2   (См

приложение)

      Наиболее  распространенной  формой  зависимых   посредников   являются

торговые  агенты,  которые   разделяются   на   промышленных   и   сбытовых.

Промышленные агенты, как правило,  заменяют  службу  сбыта  предприятия,  но

получают на заработную плату и комиссионное  вознаграждение,  которое  может

колебаться от 3 до 10 % от объема сбыта. В большей степени, чем  все  другие

посредники   этой   группы   промышленные   агенты   зависят   от   указаний

производителя.  Промышленные  агенты,  как  правило,  работают   на   одного

производителя  и  пользуются  исключительным  правом  сбыта  на   окружающей

территории, поэтому они могут избегать конфликтов и иметь достаточно  полный

ассортимент продукции. Крупные предприятия могут иметь  агентов  для  каждой

ассортиментной группы.  Промышленные  агенты  очень  ограниченно  влияют  на

маркетинговую программу производителя и уровень цен.

      Сбытовые агенты имеют дело с небольшими предприятиями  и  отвечают  за

маркетинг всей продукции.

По существу они  становятся  маркетинговым  подразделением  производителя  и

полномочны вести переговоры по ценам и другим условиям  реализации.  Конторы

сбытовых агентов расположены в непосредственной близости от потребителя.

      Брокеры сводят покупателей и  продавцов  для  совершения  сделки.  Они

хорошо  информированы  о  состоянии  рынка,  условиях  продаж,  уровне  цен,

владеют искусством вести переговоры. В отдельных  случаях  могут  обеспечить

доставку  и  хранение  продукции.  За  посредничество  между  покупателем  и

продавцом брокер  получает  комиссионное  вознаграждение,  как  правило,  от

обеих сторон сделки, чем отличается от других зависимых посредников.

      Комиссионеры  получают  продукцию  от   изготовителей   на   принципах

консигнации,  состоящей  в  поручении  одной  стороны  (консигната)   другой

стороне (консигнатору) продать товар со склада от своего имени, но  за  счет

продавца. Комиссионеры располагают конторой, а также складскими  помещениями

для хранения и продажи  изделий.  Комиссионеры  могут  вести  переговоры  по

ценам с потребителями в интервалах, определенных производителем.

      Аукционы – один из видов сбытовых  предприятий,  работающих  на  рынке

антиквариата,  предметов  роскоши,  а  так   же   бывшего   в   употреблении

оборудования. Операционные расходы аукционов в общем объеме  оптовых  продаж

составляют около 3 %. Тем не менее аукционная форма торговли в нашей  стране

имеет благоприятные перспективы, поскольку рынок  подержанного  оборудования

у нас довольно значителен.

      Подводя   итог,   необходимо   отметить,   что   часто    предприятиям

целесообразно использовать разные каналы товародвижения.  Так,  при  высокой

концентрации потребителей однородной продукции в  одном  регионе  рационален

прямой канал, при их разбросанности в другом – реализация  с  использованием

посредников (рис 3.,  см.  приложение).  Обобщенная  характеристика  каналов

сбыта представлена в таблице 1 (См. приложение)

                             ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задача 1

      Определить полезную и общую площади складов проката чёрных металлов  и

количество мостовых кранов. Продолжительность одного цикла работы крана  300

сек,  коэффициент  использования  крана  по  грузоподъёмности  0.8.   Чёрные

металлы поступают на склад равномерно  в  течение  года  (365  дней).  Склад

работает в одну смену 8 часов.

   Металлопрокат поступает в следующих количествах:

|Вид металлопроката               |Годовое поступление   |

|                                 |(т)                   |

|Балки и швеллеры                 |10000                 |

|Сталь сортовая рядовая крупная   |20000                 |

|Сталь сортовая рядовая средняя   |25000                 |

|Сталь сортовая рядовая мелкая    |10000                 |

|Трубы стальные большого диаметра |20000                 |

|Трубы чугунные                   |15000                 |

|Итого                            |100000                |

   Склад открытый оборудован мостовым краном грузоподъёмностью 10 т,  пролёт

23 м; срок  хранения металла на складе 30 дней; балки и швеллеры хранятся  в

штабелях с нагрузкой 3  т/м2;  мелкосортный  прокат  хранится  в  консольных

стеллажах, нагрузка  2.8  т/м2;  сталь  крупносортная  хранится  в  стоечных

стеллажах,  нагрузка  3  т/м2.  На  плане   склада   выделить   полезную   и

вспомогательную  площади.  Общую  площадь   определить   через   коэффициент

использования площади в пределах 0.3-0.4.

Решение

   Полезная площадь определяется способом нагрузки на 1 м2 площади пола:

                                   [pic],

где qзап - величина  установленного  запаса  соответствующего  материала  на

складе (т);

( - нагрузка на 1 м2 площади пола (т/м2).

[pic]  [pic] [pic]

[pic] [pic] [pic]

Общую площадь Fобщ (м2) можно определить по формуле:

                                    [pic]

где fпол - полезная площадь, м2,

( - коэффициент использования площади.

   [pic]

Производительность машин периодического действия определяется по формуле:

                                Qчас=q(n((l,

где q - грузоподъёмность машин, т; n  -  количество  циклов  за  час;  (l  -

коэффициент использования машины по грузоподъёмности (0.8).

   Количество сделанных циклов за час определяется по формуле:

                                   [pic],

   где Т - время, расходуемое на один цикл, равно 300 сек.

                                    [pic]

                     [pic] Qчас = 10 ( 12 ( 0,8 = 96 т.

       Количество ПТО периодического действия определяется по формуле:

                     m=Qc/(Qчас(Tc) или m=Qг/(Qчас(Tг),

   где Qc,Qг - суточный и годовой грузообороты,

   Тс, Тг - количество часов работы ПТО за сутки, год.

   m = 100000/(96 ( 365 ( 8) ( 0,357

   m = 273,97/(96 ( 8) ( 0.357

Ответ: Вся полезная площадь составляет fпол = 2796,8 м2

         Общая площадь склада равна Fобщ = 9322,67 м2

         Количество мостовых кранов равно одному.

Задача 2

   Требуется определить рациональные  каналы  товародвижения  при  поставках

угля из пунктов добычи А, Б, В до пунктов потребления К1, К2, К3.  При  этом

возможны различные варианты поставок: прямая поставка, через посредника  или

сочетание этих форм.

   Критерием  оптимального  варианта  поставки  является  минимум  суммарных

затрат  на  доставку  материалов,  их  хранение  на  складах  посредника   и

сооружения складских помещений у потребителя.  Условия  задачи  приведены  в

таблице.

                   Вариант 1. Прямая поставка. (Таблица 1)

|     |Объём поставок     |                   |                   |

|     |(тыс.т.)           |                   |                   |

|Поста|Потребитель        |Расстояние         |Стоимость          |

|вщик |                   |перевозки, l1, (км)|перевозки, С1,     |

|     |                   |                   |(руб/т.км)         |

|     |К1   |К2   |К3   |К1   |К2   |К3   |К1   |К2   |К3   |

|А    |35   |98   |106  |216  |310  |148  |48   |95   |61   |

|Б    |48   |33   |92   |200  |410  |180  |92   |31   |55   |

|В    |104  |72   |31   |350  |220  |160  |33   |98   |72   |

                  Вариант 2. Косвенная поставка (Таблица 2)

|Потребитель  |Расстояние перевозок через посредника Д, lj, (км)    |

|Поставщик    |К1               |К2               |К3               |

|А            |350              |420              |290              |

|Б            |380              |510              |280              |

|В            |400              |330              |300              |

   Себестоимость 1 т угля для производителя:

А = 50 тыс.руб за 1 т;

Б = 60 -«»-;

В = 45 -«»-.

   Складская  наценка  посредника  установлена  в  размере  25%   на   тонну

поставляемой продукции.

   При решении задачи также учесть, что прямая  и  косвенная  поставки  угля

вызывают  дополнительные  расходы  на  сооружение   складских   площадей   у

потребителей. Расходы на сооружение складов принять из расчёта  160  тыс.руб

за 1 кв.м общей складской площади (для всех потребителей одинаковой).

      Срок хранения угля на складах потребителей - 45 дней, уголь хранится в

      штабелях размером: длина l=20 м, ширина b=10 м, высота h=3 м.  Ёмкость

      штабеля qоб (т) определяется по формуле:

                              qоб = Vшт(( (т),

где ( - плотность угля в штабеле = 0.9 т/м3, Vшт -объём штабеля, (м3):

                               Vшт = a ( b ( h

                        Vшт = 20 ( 10 ( 3 = 600 (м3)

                      Отсюда: qоб = 600 ( 0,9 = 540 (т)

Полезная площадь Fпол (м2) определяется по формуле:

                                    [pic]

где n - количество штабелей; fшт - площадь  одного  штабеля;  qзап  -  запас

хранения угля в т.

Для прямой поставки:

[pic]

[pic]

[pic]

   Общая площадь склада определяется по формуле:

                                    [pic]

   где ( - коэффициент использования полезной площади = 0.3.

[pic]

Оптимальный вариант поставки угля от поставщиков  всем  потребителям  района

должен удовлетворять требованию:

                                    [pic]

   где:

        Зобщ - суммарные затраты на доставку угля, руб.;

        li - расстояние перевозки угля от поставщика до потребителя, км;

        gi - объём поставок угля, т;

        ci - стоимость перевозки 1 т/км продукции, руб;

        Fоб - необходимая потребная складская площадь для размещения угля у

           потребителей, м2;

        К - стоимость строительства 1 м2 складской площади у  потребителей,

           тыс.руб.;

        Цi - стоимость 1 т угля для потребителя;

        2  - коэффициент эффективности капитальных вложений.

(Зобщ= ((35000 ( 216 ( 48 + 98000 ( 310 ( 95 + 106000 ( 148 ( 61)  +  (48000

( 200 ( 92 + 33000 ( 410 ( 31 + 92000 ( 180 ( 55) + (104000 (  350  (  33  +

72000 ( 220 ( 98 + 31000 (  160  (  72))  +  ((36667+26667+32000)  (  0,2  (

160000) + (50000+60000+45000) = 12580861 тыс.

Аналогичным способом считаем для косвенной поставки:

В условии задачи сказано: потребность в складской площади у потребителя  при

поставке  продукции  через  посредника  Д  уменьшается  в  4  раза  за  счёт

сокращения запасов и частоты поставок. Это необходимо учесть при решении.

(Зобщ = ((35000 ( 350 ( 48 + 98000 ( 420 ( 95 + 106000 ( 290 ( 61) +  (48000

( 380 ( 92 + 33000 ( 510 ( 31 + 92000 ( 280 ( 55) +(104000  (  400  (  33  +

72000 ( 330  (  98  +  31000  (  300  (  72))  +  ((36667+26667+32000)/4)  +

((50000+60000+45000) (1,25) = =14654698 тыс.

Ответ: Сравнив затраты при прямой и косвенной поставке, можно сделать  вывод

о том, что прямая поставка будет выгоднее нежели через  посредника

                  Схемы различных вариантов поставок угля.

                                 Вариант 1.

                                    [pic]

              Схема 1

                                 Вариант 2.

                                    [pic]

              Схема 2

                              СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вирабов С. А. Складское и тарное хозяйство. – Киев: «Вища  школа»,  1977,

   - 232с.

2. Волгин В. В. Склад.- М.: Изд. дом. «Дашков и Ко»,  2000. -315 с.

3. Логистика /Под. ред. Б. А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 1998 –327 с.

4. Маликов О. Б., Малкович А. Р.  Склады  промышленных  предприятий.  –  Л.:

   Машиностроение, 1989, - 972 с.

5. Практикум по логистике. /Под ред. Б. А. Аникина. – М.:  ИНФРА-М,  1999  –

   270с.

                                 ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1 Сравнительные характеристики каналов сбыта

|Характеристика|Каналы       |               |                |            |

|канала        |товародвижени|               |                |            |

|сбыта         |я            |               |                |            |

|              |Прямые       |Косвенные      |                |Смешанные   |

|              |             |оптовые фирмы  |сбытовые агенты |            |

|Рынок         |Вертикальный |Горизонтальный |Вертикальный    |Любой       |

|Объем сбыта   |             |               |Средний         |Большой     |

|Контакты с    |Небольшой    |Большой        |Малые           |Средние     |

|изготовителями|Очень тесные |Незначительный |Самые низкие    |Оптимальные |

|              |             |               |                |            |

|Издержки сбыта|Самые высокие|Средние        |                |            |

|Политика цен  |Очень гибкая |Гибкая,        |Недостаточно    |В целом     |

|              |             |оперативно     |гибкая, требует |гибкая,     |

|              |быстро       |учитывает      |согласования    |удовлетворяю|

|              |учитывающая  |изменения на   |изменения цен с |щая         |

|              |конъюнктуру  |рынке          |изготовителями  |потребителя |

|              |рынка        |               |                |и           |

|              |             |               |                |изготовителя|

|Знание        |Отличное     |Удовлетворитель|Хорошее         |Оптимальное |

|предмета сбыта|             |ное            |                |            |

|Зона действия |Узкая, в     |Широкая, по    |Узкая, по       |Наиболее    |

|              |месте        |всему рынку    |несколько       |полная      |

|              |концентрации |               |агентов         |            |

|              |потребителей |               |охватывают весь |            |

|              |             |               |рынок           |            |

|Право         |У            |У посредника   |У посредника    |Нормальное  |

|собственности |изготовителя |               |                |            |

|на изделие в  |             |               |                |            |

|процессе сбыта|             |               |                |            |

|Финансовое    |Сильное      |Слабое, среднее|Слабое          |Нормальное  |

|состояние     |             |               |                |            |

|изготовителя  |             |               |                |            |

|Возможности   |Самые высокие|Низкие         |Средние         |Нормальные  |

|технического  |             |               |                |            |

|обслуживания  |             |               |                |            |

|изделий       |             |               |                |            |

|Норма прибыли |Высокая      |Низкая         |Низкая          |Средняя     |

|Уровень       |Низкий       |Высокий        |Высокий, средний|Любой       |

|стандартизации|             |               |                |            |

|Качество      |Высокое      |Низкое         |Самое низкое    |Нормальное  |

|отчетности    |             |               |                |            |

Рис 1.

  Общая классификация независимых оптовых посредников представлена на рис.1

Рис.  2

                Классификация зависимых посредников на рис. 2

Рис. 3

                              Смешанные каналы

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС НА СКЛАДЕ. 5

1.1. Разгрузка и приемка грузов. 7

1.2. Внутрискладская транспортировка. 7

1.3. Складирование и хранение. 8

1.4. Комплектация (комиссионирование) заказов и отгрузка. 8

1.5. Транспортировка и экспедиция заказов. 9

1.6. Сбор и доставка порожних товароносителей. 10

1.7. Информационное обслуживание склада. 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 13

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.. 15

ВВЕДЕНИЕ

 Перемещение материальных потоков в логистической цепи невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения которых предназначены соответствующие склады. Движение через склад связано с затратами живого и овеще­ствленного труда, что увеличивает стоимость товара. В связи с этим проблемы, связанные с функционированием складов, оказывают значительное влияние на рационализацию движения материальных потоков в логистической цепи, использование транспортных средств и издержек обращения.

Современный крупный склад — это сложное техническое со­оружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функ­ций по преобразованию материальных потоков, а также накапли­ванию, переработке и распределению грузов между потребителя­ми. При этом возможное многообразие параметров, технологичес­ких и объемно-планировочных решений, конструкций оборудова­ния и характеристик разнообразной номенклатуры грузов, перера­батываемых на складах, относит склады к сложным системам. В то же время склад сам является всего лишь элементом системы более высокого уровня — логистической цепи, которая и формирует ос­новные и технические требования к складской системе, устанавли­вает цели и критерии ее оптимального функционирования, диктует условия переработки груза.

Поэтому склад должен рассматриваться не изолированно, а как интегрированная составная часть логистической цепи. Только такой подход позволит обеспечить успешное выполнение основных функ­ций склада и достижение высокого уровня рентабельности.

При этом необходимо иметь в виду, что в каждом отдельно взя­том случае, для конкретного склада, параметры складской системы значительно отличаются друг от друга, так же как ее элементы и сама структура, основанная на взаимосвязи этих элементов. При создании складской системы всегда нужно руководствоваться следу­ющим основным принципом: лишь индивидуальное решение с уче­том всех влияющих факторов может сделать ее рентабельной. Пред­посылкой этого является четкое определение функциональных за­дач и основательный анализ переработки груза как внутри, так и вне склада. Разброс гибких возможностей необходимо ограничить бла­горазумными практически выгодными показателями. Это означает, что любые затраты должны быть экономически оправданными, т. е. внедрение любого технологического и технического решения, свя­занное с капиталовложениями, должно исходить из рациональной целесообразности, а не из модных тенденций и предлагаемых техни­ческих возможностей на рынке.

Основное назначение склада — концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения заказов потребителей.                                             

1. ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС НА СКЛАДЕ

Логистический процесс на складе весьма сложен, поскольку тре­бует полной согласованности функций снабжения запасами, пере­работки груза и физического распределения заказов. Практически логистика на складе охватывает все основные функциональные об­ласти, рассматриваемые на микро уровне. Поэтому логистический

процесс на складе гораздо шире технологического процесса и вклю­чает (рис.1):

-снабжение запасами,

- контроль за поставками, 

- разгрузку и приемку грузов,

- внутри складскую транспортировку и перевалку грузов,

- складирование и хранение грузов,

- комплектацию (комиссионирование) заказов клиентов и отгрузку,                      - транспортировку и экспедицию заказов,

- сбор и доставку порожних товароносителей, 

- контроль за выполнением заказов,

- информационное обслуживание склада,

- обеспечение обслуживания клиентов (оказание услуг).

Функционирование всех составляющих логистического процесса должно рассматриваться во взаимосвязи и взаимозависимости. Та­кой подход позволяет не только четко координировать деятельность служб склада, он является основой планирования и контроля за продвижением груза на складе с минимальными затратами. Условно весь процесс можно разделить на три части:

1) операции, направленные на координацию службы закупки;

2) операции, непосредственно связанные с переработкой груза и

его документацией;

3) операции, направленные на координацию службы продаж. Координация службы закупки осуществляется в ходе операций по снабжению запасами и посредством контроля за ведением поста­вок. Основная задача снабжения запасами состоит в обеспечении склада товаром (или материалом) в соответствии с возможностями его переработки на данный период при полном удовлетворении заказов потребителей. Поэтому определение потребности в закупке запасов должно вестись в полной согласованности со службой про­даж и имеющейся мощностью склада.

Учет и контроль за поступлением запасов и отправкой заказов позволяет обеспечить ритмичность переработки грузопотоков, мак­симальное использование имеющегося объемам склада и необходи­мые условия хранения, сократить сроки хранения запасов и тем самым увеличить оборот склада. 

1.1. Разгрузка и приемка грузов

При осуществлении этих операций необходимо ориентироваться на условия поставки заключенного договора (раздел «базис постав­ки»). Соответственно подготавливаются места разгрузки под указан­ное транспортное средство (трейлер, фура, контейнер) и необходи­мое погрузочно-разгрузочное оборудование. Разгрузка на современ­ных складах осуществляется на разгрузочных автомобильных или железнодорожных рампах и контейнерных площадках. Специальное оснащение мест разгрузки и правильный выбор погрузочно-разгрузочного оборудования позволяют эффективно проводить разгрузку (в кратчайшие сроки и с минимальными потерями груза), в связи с чем сокращаются простои транспортных средств, а следовательно, и снижаются издержки обращения.

Проводимые на данном этапе операции включают:

— разгрузку транспортных средств,

— контроль документального и физического соответствия зака­зов поставки,

— документальное оформление прибывшего груза через инфор­мационную систему,

— формирование складской грузовой единицы.

 

1.2. Внутрискладская транспортировка

Внутрискладская транспортировка предполагает перемещение груза между различными зонами склада: с разгрузочной рампы в    зону приемки, оттуда в зону хранения, комплектации и на погрузочную рампу. Эта операция выполняется с помощью подъемно-транс­портных машин и механизмов.

Транспортировка грузов внутри склада должна осуществляться при минимальной протяженности во времени и пространстве по сквозным «прямоточным» маршрутам. Это позволит избежать по­вторного возвращения в любую из складских зон и неэффективного выполнения операций. Число перевалок (с одного вида оборудования на другое) должно быть минимальным.

1.3. Складирование и хранение

Процесс складирования заключается в размещении и укладке груза на хранение. Основной принцип рационального складирова­ния — эффективное использование объема зоны хранения. Предпо­сылкой этого является оптимальный выбор системы складирования  и, в первую очередь, складского оборудования. Обору­дование под хранение должно отвечать специфическим особеннос­тям груза и обеспечивать максимальное использование высоты и площади склада. При этом пространство под рабочие проходы должно быть минимальным, но с учетом нормальных условий работы подъ­емно-транспортных машин и механизмов. Для упорядоченного хра­нения груза и экономичного его размещения используют систему адресного хранения по принципу твердого (фиксированного) или свободного (груз размещается на любом свободном месте) выбора

места складирования.

Процесс складирования и хранения включает:

а) закладку груза на хранение,

б) хранение груза и обеспечение соответствующих для этого ус­ловий,

в) контроль за наличностью запасов на складе, осуществляемый

через информационную систему.

1.4. Комплектация (комиссионирование) заказов и отгрузка

Процесс комплектации сводится к подготовке товара в соответ­ствии с заказами потребителей.

Комплектация и отгрузка заказов включают:

а) получение заказа клиента (отборочный лист),

б) отбор товара каждого наименования по заказу клиента,

в) комплектацию отобранного товара для конкретного клиента в

соответствии с его заказом,

г) подготовку товара к отправке (укладывание в тару, на товароноситель),

д) документальное оформление подготовленного заказа и кон­троль за подготовкой заказа,

е) объединение заказов клиентов в партию отправки и оформле­ние транспортных накладных,

ж) отгрузку грузов в транспортное средство.

Комиссионирование заказов клиентов проводится в зоне ком­плектации. Подготовка и оформление документации осуществляет­ся через информационную систему. Адресная система хранения поз­воляет указывать в отборочном листе место отбираемого товара, что значительно сокращает время отборки и помогает отслеживать от­пуск товара со склада.

При комплектации отправки благодаря информационной систе­ме облегчается выполнение функции объединения грузов в эконо­мичную партию отгрузки, позволяющую максимально использовать транспортное средство. При этом выбирается оптимальный марш­рут доставки заказов. Отгрузка ведется на погрузочной рампе (тре­бование к проведению эффективной отгрузки аналогичны требова­ниям к разгрузке).

1.5. Транспортировка и экспедиция заказов

Могут осуществляться как складом, так и самим заказчиком. Последний вариант оправдывает себя лишь в том случае, когда заказ осуществляется партиями, рав­ными вместимости транспортного средства, и при этом запасы по­требителя не увеличиваются. Наиболее распространена и экономи­чески оправданна централизованная доставка заказов складом. В этом случае благодаря унитизации грузов и оптимальным маршру­там доставки достигается значительное сокращение транспортных расходов и появляется реальная возможность осуществлять постав­ки мелкими и более частыми партиями, что приводит к сокращению ненужных страховых запасов у потребителя.

1.6. Сбор и доставка порожних товароносителей

Играют существен­ную роль в статье расходов. Товароносители (поддоны, контейнеры, тара-оборудование) при внутригородских перевозках чаще всего бывают многооборотные, а потому требуют возврата отправителю. Эффективный обмен товароносителей возможен лишь в тех случаях, когда достоверно определено их оптимальное количество и четко выполняется график обмена ими с потребителями.

1.7. Информационное обслуживание склада

Предполагает управление информационными потоками и является связующим стержнем функ­ционирования всех служб склада. В зависимости от технической оснащенности управление информационными потоками может быть . как самостоятельной системой (на механизированных складах), так и составной подсистемой общей автоматизированной системы уп­равления материальными и информационными потоками (на авто­матизированных складах).

Информационное обслуживание охватывает:

— обработку входящей документации,

— предложения по заказам поставщиков,

—                   оформление заказов поставщиков,

— управление приемом и отправкой,

— контролирование наличности на складе,

— прием заказов потребителей,

— оформление документации отправки,

— диспетчерскую помощь, включая оптимальный выбор партий

отгрузки и маршруты доставки,

— обработку счетов клиентов,

— обмен информацией с оперативным персоналом и верхним

иерархическим уровнем,

— различную статистическую информацию.

На обеспечение координации деятельности службы продаж в первую очередь направлены операции контроля за выполнением заказов и оказание услуг клиентам, от выполнения которых зависит

уровень обслуживания.

Успешно осуществляемое логистическое обслуживание покупа­телей может легко стать важнейшим, к тому же стратегическим признаком, выгодно отличающим данную фирму от конкурентов.

Выделяют три основные категории элементов обслуживания: до-продажное, во время продажи и послепродажное. Осуществлением до продажных услуг занимается служба продаж (маркетинговая служ­ба). Склад обеспечивает выполнение как продажных услуг:

— сортировку товаров,

— полную проверку качества поставляемых товаров,

— фасовку и упаковку,

— замену заказанного товара (изменение заказа),

— экспедиторские услуги с осуществлением разгрузки,

— информационные услуги,

— заключение договоров с транспортными агентствами;

так и послепродажных услуг:

— установку изделий,

— гарантийное обслуживание,

— обеспечение запчастями,

— временную замену товаров,

— прием дефектной продукции и замену ее.

Рациональное осуществление логистического процесса на складе — залог его рентабельности. Поэтому при организации логистического процесса необходимо добиваться:

1) рациональной планировки склада при выделении рабочих зон, способствующей снижению затрат и усовершенствованию процесса переработки груза;

2) эффективного использования пространства при расстановке оборудования, что позволяет увеличить мощность склада;

3) использования универсального оборудования, выполняющего различные складские операции, что дает существенное сокращение парка подъемно-транспортных машин;

4) минимизации маршрутов внутрискладской перевозки с целью

сокращения эксплуатационных затрат и увеличения пропускной спо­собности склада;

5) осуществления унитизации партий отгрузок и применения

централизованной доставки, что позволяет существенно сократить транспортные издержки;

6) максимального использования возможностей информацион­ной системы, что значительно сокращает время и затраты, связан­ные с документооборотом и обменом информации, и т.д.

Иногда резервы рациональной организации логистического про­цесса, пусть и не столь значительные, заключаются в весьма про­стых вещах: расчистке загроможденных проходов, улучшении осве­щения, организации рабочего места. В поиске резервов эффектив­ности функционирования склада нет мелочей, все должно анализи­роваться, а результаты анализа использоваться для улучшения  организации логистического процесса.

                          ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хочется отметить, что все же основное назначение склада – это концентрация запасов, их хранение и обеспечение  бесперебойного и ритмичного снабжения заказов потребителей.

К основным функциям склада можно отнести следующие:

1. Преобразование производственного ассортимента в потребитель­ский в соответствии со спросом — создание необходимого ассорти­мента для выполнения заказов клиентов. Особое значение данная функция приобретает в распределительной логистике, где торговый ассортимент включает огромный перечень товаров различных про­изводителей, отличающихся функционально, по конструктивности, размеру, форме, цвету и т.д. (рис. 48).

Создание нужного ассортимента на складе содействует эффек­тивному выполнению заказов потребителей и осуществлению более частых поставок и в том объеме, который требуется клиенту.

2. Складирование и хранение позволяет выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением и дает воз­можность осуществлять непрерывное производство и снабжение на базе создаваемых товарных запасов. Хранение товаров в распреде­лительной системе необходимо также и в связи с сезонным потреблением некоторых товаров.

  3. Унитизация и транспортировка грузов. Многие потребители заказывают со складов партии «меньше - чем - вагон» или «меньше - чем - трейлер», что значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов. Для сокращения транспортных расходов склад может осуществлять функцию объединения (унитизацию) не­больших партий грузов для нескольких клиентов, до полной загруз­ки транспортного средства.

4. Предоставление услуг. Очевидным аспектом этой функции яв­ляется оказание клиентам различных услуг, обеспечивающих фирме  высокий уровень обслуживания потребителей. Среди них:       

— подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, запол­нение контейнеров, распаковка и т.д.);

— проверка функционирования приборов и оборудования, монтаж;

— придание продукции товарного вида, предварительная обра­ботка (например, древесины);

— транслортно-экспедиционные услуги и т. д.                 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1.     «Логистика». / Под. Ред Б.А. Аникина М., 1997 г.

2.     «Логистика». А.Д. Чудаев М., 2001г.

3.     «Основы логистики» /Под. Ред  Л.Б. Миротина и В.И Сергеева. М.:  ИНФРА –М, 1999 г.