СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ__________________________________________________________________ 3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА РАСЧЕОВ С ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ_____________________________________________________________ 5
1.1 Цель, задачи, источники аудита расчетов с дебиторами и кредиторами_______________ 5
1.2 Планирование и существенность при аудите расчетов с дебиторами и кредиторами____ 9
1.3 Методология проведения аудита учета расчетов с дебиторами и кредиторами________ 14
2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ В ЗАО «УРАЛМЕДЬ»________________________________________________________ 18
2.1 Характеристика предприятия________________________________________________ 18
2.2 План и программа аудиторской проверки с дебиторами и кредиторами______________ 21
2.3 Нарушения, выявленные в ходе аудита учета расчетов с дебиторами и кредиторами___ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________________________ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК___________________________________________ 36
ПРИЛОЖЕНИЯ_____________________________________________________________ 37
ВВЕДЕНИЕ
В процессе финансово - хозяйственной деятельности у организаций возникают расчетные отношения, отражающие взаимные обязательства, связанные с получением или продажей материальных ценностей, выполнением работ или оказанием услуг друг другу, с расчетами с бюджетом по налогам, с банками по кредитам, органами социального обеспечения и страхования по отчислениям, а также с другими юридическими и физическими лицами по расчетам, вытекающим из норм, установленных законодательством или условиями договоров по взаимным услугам.
Обязательства по расчетам между дебиторами и кредиторами, их правовые взаимоотношения регулируются Гражданским кодексом РФ (часть 2). Внутренние расчеты организации регулируются «Порядком ведения кассовых операций в РФ» Инструкция ЦБРФ от 04.10.93 г. №18 и Положением ЦБРФ от 12.04.2001 г. №2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации»
От состояния этих расчетов во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность. Уверенность в достоверности показателей отчетности о состоянии внешних расчетов необходима всем пользователям отчетности. Поэтому аудитор особенно тщательно проверяет состояние внешних расчетных операций.
Целью аудита учета расчетов с дебиторами и кредиторами является формирование мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности, отражающих обязательства по внешним и внутренним расчетам (дебиторскую и кредиторскую задолженность), и о соответствии применяемой методики учета нормативным документам.
Объектом исследования курсовой работы является ЗАО «Уралмедь». Закрытое акционерное общество «Уралмедь» является коммерческим предприятием, цель которого извлечение прибыли в результате самостоятельной хозяйственной деятельности.
Предмет исследования – организация аудита учета расчетов с дебиторами и кредиторами в ЗАО «Уралмедь».
Целью курсовой работы является исследование аудита учета операций с с дебиторами и кредиторами на ЗАО «Уралмедь», а также разработка рекомендаций по устранению выявленных нарушений в ходе проверки.
Для достижения этой цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть иисточники для информации при аудите операций по учету с расчетов дебиторами и кредиторами;
- ознакомиться с существенностью в аудите и оценке аудиторского риска
- исследовать порядок проведения аудиторской проверки с дебиторами и кредиторами;
- провести аудиторскую проверку по движению денежных средств в ЗАО «Уралмедь»;
- разработать рекомендации по устранению выявленных ошибок при проведении аудиторской проверки и предложения по усовершенствованию бухгалтерского учета в ЗАО «Уралмедь».
1. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА РАСЧЕОВ С ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ
1.1 Цель, задачи, источники аудита расчетов с дебиторами и кредиторами
Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей на договорной и платной основе.
Цель и основные принципы аудиторской проверки аудитор определяет согласно правилу (стандарту) N 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». Основной целью аудиторской деятельности является выражение мнение о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Следовательно, назначение аудита – это проверка финансовых отчетов с целью:
¨ подтверждения достоверных отчетов или консультации их недостоверности;
¨ проверки полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;
¨ контроль за соблюдением законодательных и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологической оценки активов, обязательств и собственного капитала;
¨ выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.
Задача аудитора состоит:
- в оценке уровня бухгалтерского учета, квалификации учетных кадров, качество обработки информации (особенно первичной документации), правильность и законность совершения бухгалтерских записей;
- в оказании помощи предприятиям путем рекомендаций по устранению недостатков, особенно тех нарушений, которые непосредственно повлияли на финансовые результаты, сказались на достоверности показателей отчетности;
- в необходимости оценки не только прошлых фактов и существующих в данный момент положений, но и ориентировании руководства проверяемой организации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат.
В последнее время в деятельности аудиторов появилась еще одна очень важная функция – это оказание помощи предприятиям в защите их интересов в налоговых органах и арбитражных судах.
Одним из важнейших моментов, которые характеризуют финансовое состояние предприятия, является состояние расчетов с дебиторами и кредиторами.
Проверка правильности отражения в бухгалтерской отчетности расчетных операций является важным и трудоемким этапом аудиторской проверки. Аудит расчетов с дебиторами и кредиторами - лишь часть проверки финансово-хозяйственной деятельности организации. Его целью является установление соответствия применяемой в организации методики учета, нормативным актам, действующим на территории Российской Федерации. Расчеты с дебиторами и кредиторами имеют место практически на любом предприятии. К ним можно отнести следующие расходы:
- приобретение товарно-материальных ценностей для дальнейшей перепродажи или для собственного потребления;
- оплата услуг оказанных другими организациями;
- оказание услуг сторонним организациям.
Основными задачами при аудите расчетов с дебиторами и кредиторами:
- установление реальности дебиторской и кредиторской задолженности;
- проверка наличия просроченной дебиторской и кредиторской задолженности;
- установление дебиторской и кредиторской задолженности, по которой прошел срок позывной давности;
- проверка списания задолженности, срок позывной давности, по которой прошел;
- проверка правильности учета дебиторской и кредиторской задолженности в зависимости от принятого метода определения реализации и видов реализации;
- проверка правильности и обоснованности списания задолженности.
Источниками информации для поведения аудита расчетов дебиторами и кредиторам являются:
- регистр синтетического учета и отчетность (баланс (ф. № 1), главная книга).
- регистры синтетического и аналитического учета расчетов.
Первичные документы по учету расчетов (накладные, счета-фактуры, договора и др.).
Эти основные вопросы аудитор должен изучить, дать им оценку, высказать суждение в аудиторском заключении и сделать предложения по выявленным нарушения и отступлениям от установленных правил учета.
Цель аудита учета расчетов с дебиторами и кредиторами - достижение уверенности в том, что задолженность контрагентов и задолженность перед контрагентами числятся на счетах учета в реальных значениях. Данная процедура - одна из важнейших в аудите расчетов с поставщиками и подрядчиками, так как операции, например, с кредиторской задолженностью и погашением ее наличными денежными средствами представляют возможность для мошенничества, растрат и искажений финансовой отчетности.
Аудитору необходимо знать типичные способы совершения и сокрытия подобных действий. Наиболее значительных размеров мошенничество может достигать при осуществлении закупочных операций. Нарушения при закупках сырья могут быть как простыми (например, предъявление в качестве оправдательных документов накладных и счетов фиктивных фирм, что легко выявляется в ходе инвентаризации и сверок расчетов), так и очень сложными, которые почти невозможно вскрыть при помощи аудиторской проверки, когда мошенничество осуществляется по взаимной договоренности должностных лиц обеих сторон сделки в целях обеспечения неверных кассовых выплат.
Аудитору следует убедиться также в том, что за проверяемый период не было случаев перекрытия кредиторской задолженности перед одним контрагентом дебиторской задолженностью другого. Кроме того, суммы кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности должны быть своевременно списаны на внереализационные доходы организации.
Аудит расчетов с дебиторами и кредиторами включает проверку:
-наличия необходимых первичных документов, договоров, расчетных документов, актов сверки расчетов, документов о проведении взаимозачетов, актов приемки-передачи векселей и т.д.;
-соответствия данных первичных документов данным аналитического учета, взаимного соответствия данных аналитического и синтетического учета, бухгалтерской отчетности;
-наличия инвентаризации расчетов согласно учетной политике организации или законодательству;
-мер по взысканию дебиторской задолженности;
-своевременности списания просроченной задолженности на финансовые результаты;
-правомерности и своевременности отражения в учете прекращения обязательств неденежными формами расчетов (зачет, векселя, отступное, уступка права требования и т.д.).
При аудите учета расчетов дебиторами и кредиторами желательно установить причины расхождений данных учета с данными актов сверок, размеры просроченной задолженности, задолженности с истекшим сроком исковой давности, числящейся в учете, истоки возникновения наибольших сумм задолженности. Целесообразно также проанализировать структуру дебиторской задолженности в динамике.
Источниками получения аудиторских доказательств (доказательной информацией) являются:
1) первичные документы экономического субъекта и третьих лиц;
2) регистры бухгалтерского учета экономического субъекта;
3) результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта;
4) устные высказывания сотрудников экономического субъекта и третьих лиц;
5) сопоставление одних документов экономического субъекта с другими, а также сопоставление документов экономического субъекта с документами третьих лиц;
6) результаты инвентаризации имущества экономического субъекта, проводимой сотрудниками экономического субъекта;
7) бухгалтерская отчетность.
1.2 Планирование и существенность при аудите расчетов с дебиторами и кредиторами
До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг аудиторская организация должна ознакомиться в достаточной мере с деятельностью экономического субъекта.
Поэтому планирование следует рассматривать как важный и ответственный этап аудиторской проверки, поскольку от качества его выполнения зависит эффективность всей последующей работы аудитора. Планирование аудиторской проверки осуществляется в соответствии с правилом (стандартом) №3 «Планирование аудита». Оптимальная схема планирования аудита, составленная на основе российских стандартов аудиторской деятельности, должна включать следующие стадии:
- предварительное планирование;
- изучение системы бухгалтерского учета;
- оценка системы внутреннего контроля;
- установление уровня существенности;
- построение аудиторской выборки;
- подготовка общего плана и программы аудита.
В зависимости от намеченных целей аудита выполнение каждой стадии планирования имеет ряд особенностей. Рассмотрим выполнение каждого этапа планирования, обращая особое внимание на методы получения аудиторских доказательств и ведение рабочей документации аудитора.
Предварительное планирование целесообразно начать с бесед с представителями руководства, сотрудниками подразделений, главным бухгалтером, руководителем службы внутреннего контроля (если данная служба существует на проверяемом предприятии). Беседы должны строиться таким образом, чтобы аудитор мог получить достаточно четкое представление о том, чего от него ожидает клиент, как он представляет себе характер, объем и сроки работы и т.п. Руководствуясь аудиторским Стандартом "Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта", аудитор должен получить разъяснения для подтверждения допущения непрерывности деятельности, первичной оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Кроме того, необходима информация об организации процесса заключения договоров и процесса реализации продукции. Принимая во внимание пожелания руководства и учитывая требования законодательства к проведению аудиторских проверок и содержанию аудиторского заключения, аудитор очерчивает круг проблем, требующих повышенного внимания в ходе проверки, и четко формулирует цели, которые должны быть достигнуты по итогам ее проведения.
Основным источником информации на данном этапе выступает письменно зафиксированная учетная политика предприятия, сформированная с учетом экономических и организационных факторов. Аудитору следует осмыслить и детально проанализировать содержание учетной политики клиента, степень проработанности в ее положениях основополагающих принципов ведения бухгалтерского учета. Наиболее значимые положения учетной политики необходимо отразить в рабочих документах аудитора, поскольку на всех последующих этапах анализ деятельности предприятия будет проводиться с позиций адекватности принятой учетной политике.
Этап предварительного планирования следует завершить изучением отчетов службы внутреннего контроля, материалов налоговых проверок и других контролирующих структур.
Изучение системы бухгалтерского учета на предприятии предполагает изучение и оценку основных принципов организации бухгалтерского учета изучаемых операций и документооборота, закрепленных в положениях учетной политики, роли средств вычислительной техники в ведении учета, организационной структуры подразделений, ответственных за ведение бухгалтерского учета. Целесообразно выполнить обзорную проверку типичных бухгалтерских проводок по операциям по реализации продукции и установить фактическое наличие и правильность оформления договоров, первичных документов, на основании которых выполнялись записи по счетам бухгалтерского учета.
На этапе оценки системы внутреннего контроля аудитор должен собрать достаточный объем аудиторских доказательств для высказывания мнения об эффективности этой системы и принять решение о том, в какой мере он в своей работе может на нее полагаться. Таким образом, основной целью оценки системы внутреннего контроля является создание основы для определения времени, видов и объема аудиторских процедур. Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации и выявляет такую информацию. Можно также выделить еще одну цель, преследуемую аудитором при оценке системы внутреннего контроля, - выработка конструктивных предложений по ее совершенствованию.
Установление уровня существенности выполняется на стадии планирования. По сути, это - величина вероятного искажения данных, так как аудитор не может учесть все факторы, которые в конечном итоге повлияют на решение относительно существенности в оценке результатов при завершении проверки. Таким образом, величина существенного в планировании может значительно отличаться от величины существенного при оценке результатов проверки. Оценка аудитором существенности должна учитывать интересы потребителей информации, а также соответствовать требованиям правила (стандарта) №4 «Существенность в аудите».
Установив допустимый уровень существенности, аудитор может приступать к построению аудиторской выборки. Аудиторская выборка может корректироваться в зависимости от целей аудита и от установленных аудитором уровней рисков: риска выборки, допустимой и ожидаемой ошибки и объема генеральной совокупности.
Завершающей стадией планирования является подготовка общего плана и программы аудита. В общем плане должны быть отражены основная цель и направления проверки, способ проведения аудита, установленный уровень существенности, параметры аудиторского риска, определены численность и квалификация рабочей группы аудиторов, их обязанности, ответственность и соподчиненность; указаны сроки проведения проверки, а также дата представления аудиторского заключения и детализированного отчета.
Составляя программу проверки расчетов с дебиторами и кредиторами, аудитор направляет свои усилия на проверку тех участков, которые не подвергались контролю или мало контролировались бухгалтерией.
Составляя программу, аудитор определяет, какие приемы проверки он будет использовать. Для проверки расчетов с дебиторами и кредиторами можно использовать пересчет, сопоставление, прослеживание, сканирование, документальную проверку, подтверждение (приложение 1, 2).
Программа аудита расчетов с поставщиками и покупателями, операций по приобретению и реализации продукции представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур для сбора аудиторских доказательств.
Оценка существенности и аудиторского риска на начальной стадии планирования может отличаться от такой оценки после подведения итогов аудиторских процедур. Это может быть вызвано изменением обстоятельств или изменением информированности аудитора по результатам аудита. Например, если аудиторская проверка планируется до конца отчетного периода, аудитор может только прогнозировать результаты хозяйственной деятельности и финансовое положение аудируемого лица. Если фактические результаты деятельности и финансовое положение окажутся в значительной степени отличными от прогнозируемых, оценка существенности и аудиторского риска может измениться. Кроме того, аудитор при планировании своей работы может намеренно устанавливать приемлемый уровень существенности на уровне более низком, чем тот, который предполагается использовать для оценки результатов аудита. Это может быть сделано в целях уменьшения вероятности необнаружения искажений, а также в целях предоставления аудитору некоторой степени безопасности при оценке последствий искажений, обнаруженных в процессе аудита.
1.3 Методология проведения аудита учета расчетов с дебиторами и кредиторами
Форма расчетов между плательщиком и получателем средств определяется договором или соглашением. При этом предприятия по общему согласию могут проводить зачеты взаимной задолженности, минуя банки. В этом случае в банк представляется поручение на незначительную сумму. Для учета расчетов с поставщиками и заказчиками используется счет 60 с аналогичным названием.
При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками необходимо выяснить документальную обоснованность произведенных операций, убедиться в подлинности документов и правильности их оформления.
В отличие от предыдущего, новым планом счетов не предусмотрены специальные синтетические позиции для учета расчетов по авансам выданным и авансам полученным.
Теперь авансы, выданные контрагентам, должны учитываться на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", а авансы, полученные от них, - на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". В аналитическом учете по этим счетам расчеты по авансам подлежат обособлению, для чего могут применяться разные способы, в том числе открытие отдельных субсчетов.
В основе выделения синтетических позиций для учета расчетов с торговыми контрагентами лежат принятые в хозяйственной практике формы и виды расчетов. Авансирование не является ни формой, ни видом расчетов.
Кроме того, аванс может быть перечислен не только по торговым, но и по любым иным видам расчетов. Поэтому признано целесообразным рассредоточить авансы по синтетическим счетам, заведенным для конкретных форм и видов расчетов, и не использовать для их учета отдельные синтетические позиции.
Такой подход соответствует традиционному порядку, по которому авансовые платежи в бюджет отражаются на счетах 68 "Расчеты по налогам и сборам" и 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", авансы по заработной плате - на счете 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".
Вместе с тем исключение из плана счетов специальных синтетических счетов для учета расчетов по авансам не должно рассматриваться как некое ослабление внимания к контролю за состоянием данного объекта учета. С точки зрения финансовой дисциплины представляется чрезвычайно важным вести постоянное наблюдение за поступающими и перечисленными авансами, своевременно погашать эти суммы, не допускать "зависания" их в балансе.
Значение информации о полученных и выданных авансах для бухгалтерской отчетности не снижается. Она по-прежнему представляет ценность для анализа платежеспособности организации и ликвидации ее баланса. В связи с этим такая информация должна обособленно раскрываться в бухгалтерской отчетности (если не в бухгалтерском балансе, то в пояснительной записке к нему).
В соответствии с указом Президента РФ от 20 декабря 1994 года N 2204 "Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)" установлено, что к важнейшим основам правопорядка при осуществлении сделок на поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг) относятся соблюдение формы договора, полнота и своевременность исполнения обязательств сторонами соответствующих договоров вне зависимости от срока договора.
Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения установленной Гражданским кодексом РФ формы, не в полном объеме или несвоевременно, являются ничтожными.
При проверке аудитор должен обратить внимание на следующее:
- имеются ли договоры на поставку продукции (выполнение работ, услуг) и правильно ли они оформлены;
- при наличии дебиторской и кредиторской задолженности необходимо установить дату возникновения и причину образования;
- имеется ли задолженность с истекшим сроком исковой давности, принимаются ли меры к ее взысканию;
- обоснованность получения авансов;
- уплачен ли НДС с суммы авансовых платежей, поступивших в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг) на расчетный счет, или полученных в порядке частичной оплаты по расчетным документам реализованных товаров (работ, услуг);
- правильность ведения аналитического учета и составления бухгалтерских проводок по счету 60;
- соответствие записей аналитического учета записям в журнале-ордере N 8, Главной книге и балансе (при журнально-ордерной форме учета);
- правильность учета авансов, полученных в иностранной валюте;
- при поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы, необходимо проверить, не числятся ли поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков и не числится ли стоимость этих ценностей как дебиторская задолженность;
- осуществлялась ли инвентаризация расчетов (необходимо просмотреть ее результаты и, если необходимо, провести встречную проверку расчетов);
- полноту оприходования материальных ценностей. Необходимо сопоставить данные об их количестве и стоимости по платежным документам с данными документов на их оприходование (счетов, товарно-транспортных накладных) и показателями аналитического учета, отчетов движения продуктов и материалов;
- правильность установления цен на материальные ценности: соответствуют ли они ценам, указанным в договорах поставки;
- правильность списания затрат с кредита расчетов с дебиторами и кредиторами на себестоимость продукции (работ, услуг);
- предъявлялись ли штрафные санкции поставщикам при нарушении договорных обязательств;
- правильность отражения операций при оплате векселями;
- предъявлялись ли претензии поставщикам и подрядчикам в случае несоответствия цен и тарифов, обусловленных договорами, несоответствия качества стандартам или техническим условиям, за брак и простои, возникшие по вине поставщиков или подрядчиков;
Расчеты с покупателями и заказчиками ведутся на одноименном счете 62. Этот счет широко используется на предприятиях, в учетной политике которых применяется порядок признания доходов и расходов при методе начисления.
Аудитору необходимо проверить:
- заключены ли договоры поставки продукции;
- реальность задолженности покупателей, что должно быть подтверждено актами инвентаризации счетов;
- правильность ведения аналитического учета счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками";
- правильность составления бухгалтерских проводок по счету 62;
- соответствие записей аналитического учета по счету 62 записям в журнале-ордере N 11, Главной книге и балансе (при журнально-ордерной форме учета).
2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ В ЗАО «УРАЛМЕДЬ»
2.1 Характеристика предприятия
Полное официальное наименование Общества - Закрытое акционерное общество «Уралмедь».
Место нахождения Общества: 454080, Челябинская обл., г. Челябинск, ул. Юбилейная, 12.
Общество является юридическим лицом, имеет право от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести установленные законом и учредительными документами обязанности, выступать истцом либо ответчиком в народном, арбитражном, третейских судах, государственных органах.
Общество в установленном порядке открывает банковские счета на территории РФ.
Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование и указание на место его нахождения, штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированные в установленном порядке другие средства визуальной идентификации.
Общество осуществляет свою деятельность и распоряжается полученной прибылью, оставшейся после уплаты налогов, расчетов с кредиторами и выплаты других обязательных платежей.
Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество не отвечает по обязательствам своих акционеров.
Общество ведет реестр акционеров, содержащий полные сведения об акционерах, в соответствии с действующим законодательством. Ответственность за организацию ведения реестра акционеров возлагается на исполнительного директора.
Руководитель ЗАО «Уралмедь» несет ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций. Он обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить работников организации в том числе главного бухгалтера в части порядка оформления и предоставления для учета документов и сведений.
Общее правовое и методологическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляется Правительством РФ и Министерством финансов Российской Федерации. Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. В России ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового и методического регулирования бухгалтерского учета, базирующаяся на ведении четырехуровневой системы нормативных документов.
Бухгалтерский учет в организации осуществляется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером.
В зависимости от объема работа в бухгалтерии организации группируется по направлениям:
• осуществление расчетов;
• ведение материального учета;
• осуществление производственно-калькуляционной работы;
• финансовый учет и т.д.
Главный бухгалтер ЗАО «Уралмедь» назначается на должность (освобождается от должности) руководителем организации и подчиняется непосредственно ему. В своей работе он должен руководствоваться нормативными документами, а также нести ответственность за соблюдение содержащихся в них единых правовых и методологических принципов ведения бухгалтерского учета.
Бухгалтерская служба осуществляет бухгалтерский и налоговый учет, составление отчетности и учет расчетов с покупателями, заказчиками, подрядчиками и с бюджетом.
В обязанности кассира входят прием и выдача наличных денег, документальное оформление движения наличности, полный и своевременный учет денежных средств, находящихся в кассе, контроль за наличием денежных средств и денежных документов, их сохранностью и целевым использованием, контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины.
Материальная группа бухгалтерии ведет учет материальных ценностей в организации, составляет первичную документацию и учетные регистры.
Отдел учета заработной платы в организации начисляет заработную плату, производит удержания из начисленных сумм оплаты труда, производит документальное оформление и заполнение учетных регистров по учету начисленных сумм.
Производственно-калькуляционная группа бухгалтерии рассчитывает фактические затраты, связанные с заготовкой материалов, осуществляет контроль за соблюдением норм производственного потребления, распределяет стоимость израсходованных в производстве материалов по объектам калькуляции.
Отдел учета готовой продукции осуществляет учет наличия и движения готовой продукции на складах; контролирует выполнение плана по объему, ассортименту выпущенной продукции и обязательств по ее поставкам; контролирует соблюдение установленные лимиты; ведет учет расчетов по отгруженной и оплаченной готовой продукции.
Общий отдел контролирует расчеты организации с поставщиками, покупателями, расчеты по претензиям, штрафам, пеням, неустойкам. В общий отделе бухгалтер по реализации отслеживает процессы реализации. Он исполняет также функциональные обязанности менеджера по сбыту готовой продукции и по закупу сырья, материалов, товаров. Он ведет книгу продаж, учет счетов-фактур.
Организацией, согласно учетной политике, применяется автоматизированная система учета с использованием программного продукта 1С: Предприятие, версия 7.7 «Бухгалтерский учет». Допускается применение журнально-ордерной формы учета.
Учетная политика ЗАО «Уралмедь» служит для формирования полной и достоверной информацией о деятельности общества и ее имущественном положении, обеспечения контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, а также предупреждением негативных явлений в хозяйственной деятельности предприятия, выявлением и мобилизацией внутрихозяйственных ресурсов.
Направления учетной политики:
§ Построение налогового учета основывается на принципе максимального сближения налогового учета с существующей на предприятии системой методологии и организации бухгалтерского учета.
§ Оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций производится только в рублях.
§ Прибыль предприятия используется без предварительного распределения
§ Амортизация основных средств начисляется линейным способом по сроку полезного использования.
§ Готовая продукция и материально-производственные запасы в учете отражается по фактической себестоимости
§ Учет выручки от реализации для целей налогообложении для исчисления налога на прибыль доходы и расходы определяются методом начисления
2.2 План и программа аудиторской проверки с дебиторами и кредиторами
При аудите расчетов с покупателями и заказчиками Аудитор проверял:
наличие заключенных с партнерами договоров на продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг, обратить внимание на законность совершения сделки в соответствии с ГК РФ;
согласованность цен на товары указанные в расчетных документах с ценами указанными в договорах;
при проверке проведенной инвентаризации расчетов проводились ли встречные проверки, особенно тогда, когда на финансовый результат списывается неподтвержденная дебиторская задолжность по которой истекли сроки исковой давности;
все случаи отнесения дебиторской задолжности на себестоимость;
правильность оформления счетов-фактур продавцов и покупателей, ведется ли их регистрация в книгах покупок и продаж;
своевременность предъявления штрафных санкций покупателям при нарушении договорных обязательств;
законность и документальное оформление списания задолжности с истекшим сроком исковой давности ГК РФ и причины ее возникновения;
законность осуществления расчетов по задолжности через третьих лиц (по договору уступки права требования долга третьему лицу);
расчеты по векселям;
правильность корреспонденции счетов и соответствие данных синтетического и аналитического учета с соответствующими показателями отчетности;
Путем прослеживания и арифметического контроля устанавил правильность ценообразования при реализации продукции (работ, услуг), используемые наценок; отсутствие случаев расчетов с покупателями по ценам ниже себестоимости при бартерных сделках, взаимозачетах, использовании векселей.
Аудиторские процедуры по проверке расчетов с покупателями и заказчиками
Таблица1
Перечень аудиторских процедур |
Источники информации |
Оценка правильности оформления заключенных хозяйственных договоров. |
Хозяйственные договора |
Проверка данных регистров учета расчетов с покупателями и сверка их со счетами главной книги |
Журналы-ордера, главная книга |
Проверка расчетов по претензиям с покупателями |
Хозяйственные договора, претензионные акты |
Проверка данных инвентаризации расчетов с покупателями и подтверждение сумм дебиторской задолжности. Проведение выборочной инвентаризации при необходимости. |
Акты сверки расчетов, хозяйственные договора, журналы-ордера. |
Проверка правильности корреспонденции счетов по расчетам с покупателями |
Ведомости, журналы-ордера, главная книга |
Проверка правильности налогообложения по расчетам с покупателями с использованием векселей, взаимозачетов, бартера и других форм расчетов. |
Хозяйственные договоры, счета-фактуры, книга продаж, акты сверки расчетов, протоколы о взаимозачете |
При аудите расчетов с поставщиками аудитор проверял:
- порядок, сроки и результаты инвентаризации расчетов;
- наличие графика документооборота и контроль за его соблюдением;
- формы, сроки и исполнителей контроля за платежами и состоянием расчетов и др.
Аудиторские вопросы по проверке состояния внутреннего контроля и учета расчетов с поставщиками
Таблица 2
Вопрос |
Ответ |
Информация или документ, который следует запросить |
1 |
2 |
3 |
Каким образом осуществляется учет на данном предприятии |
Автоматизировано |
|
Разработаны ли должностные инструкции для каждого работника бухгалтерии |
Нет |
|
Кому предоставляется право подписи приходных и расходных |
Руководитель предприятия и зам. руководителя |
Образец подписи руководителя |
Ведется ли на предприятии журнал регистрации расходных кассовых ордеров |
Да |
Журнал регистрации расходных кассовых ордеров |
Закреплен ли участок по учету расчетов с поставщиками за конкретным специалистом |
Да |
|
Ведется ли на предприятии кассовая книга |
Да |
Кассовая книга |
Ведется ли журнал регистрации платежных (расчетно-платежньгх) ведомостей |
Да |
Журнал регистрации платежных ведомостей |
Составляет ли кассир реестр выданных сумм |
Да |
2.3 Нарушения, выявленные в ходе аудита учета расчетов с дебиторами и кредиторами
При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками в ЗАО «Уралмедь» прежде всего необходимо установить качество состояния внутреннего контроля и учета таких расчетов. Для достижения этой цели, как правило, прибегают к опросу (письменному и устному) работников предприятия. Это позволяет выявить наиболее уязвимые места в системе учета расчетов и определить дальнейшее направление проверки. Преимущественно проверяют виды работ, которые совсем не подвергались контролю либо мало контролировались бухгалтерией (или другой внутренней службой предприятия).
Первый этап может включать правовую оценку договоров с позиций действующего законодательства. Это объясняется различными вариантами отражения в учете операций в зависимости от условий договора, разницей в принятии на учет затрат и налога на добавленную стоимость в зависимости от юридического статуса контрагента и его права заниматься определенными видами деятельности.
Существует ряд правовых форм поступления на предприятие товарно-материальных ценностей, работ, услуг, среди которых можно выделить основные: договор купли—продажи и договор поставки; договор мены; договор дарения; договор подряда. Каждый из этих договоров обладает своими особенностями, преимуществами и недостатками, и поэтому роль правовой оценки заключаемых хозяйственных договоров и особенно анализа договоров с точки зрения налогообложения в ходе аудита очень велика.
Следующим этапом при проведении аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками может быть взаимная сверка расчетов. Эту процедуру целесообразно проводить посредством запроса к контрагенту о состоянии расчетов на определенную дату, прилагая к запросу выписку — расшифровку задолженности, числящейся на аудируемом предприятии.
Значительная часть предприятий, как правило, пренебрегает проведением инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками, что нарушает Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, в соответствии с которыми на предприятии ежегодно в сроки, установленные руководством организации, должна осуществляться инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами. В ходе инвентаризации устанавливаются сроки возникновения задолженности, реальность ее погашения, тождественность расчетов с различными организациями, правильность и обоснованность числящейся на балансе суммы задолженности по недостачам и хищениям, правильность и обоснованность числящихся по балансу сумм дебиторской и кредиторской задолженности, а также предъявлены ли иски на взыскание в принудительном порядке дебиторской задолженности.
Учитывая, что сами предприятия инвентаризацию расчетов, как правило, проводят некачественно или не проводят вовсе, эту работу должен организовать аудитор. Для этого можно использовать следующий этап проверки — получение подтверждения от третьих лиц. Аудитор может запросить данные об остатках на счетах или данные о конкретных счетах-фактурах, если суммы в них значительны. Запросы-подтверждения или акты сверок (приложение 3) могут быть оформлены на бланке предприятия. Предприятие, получившее запрос, проставляет сумму, которую оно подтверждает. Такой запрос отсылают поставщику в двух экземплярах, один из которых возвращается аудитору.
Результаты инвентаризации расчетов должны быть оформлены актом. В акте следует перечислить наименование проинвентаризованных счетов и указать суммы выявленной несогласованной дебиторской и кредиторской задолженности, безнадежных долгов, кредиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности.,
По указанным видам задолженности к акту инвентаризации расчетов должна быть приложена справка, в которой приводятся наименования и адреса дебиторов и кредиторов, сумма задолженности, за что числится задолженность, с какого времени и на основании каких документов.
По суммам дебиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности, в справках указываются лица, виновные в пропуске этих сроков. Анализ имеющихся на аудируемом предприятии материалов инвентаризаций расчетов или проведение инвентаризации самим аудитором дает возможность сосредоточить внимание на проверке тех расчетов, по которым установлены расхождения.
Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются, как правило, безналичным путем с применением форм: акцептной; аккредитивной; расчетов платежными поручениями в порядке плановых платежей; последующей, чеками; в порядке зачета взаимных требований; с использованием векселей.
Аудитор должен обратить особое внимание на наличие всех оправдательных документов, а в отдельных случаях запросить в банках копии недостающих документов.
Результаты предварительной оценки действующих договоров системы расчетов с поставщиками и подрядчиками, результаты инвентаризации и анализ опроса служащих можно использовать в определении набора аудиторских процедур по проверке.
В ходе проверки учета расчетов с поставщиками были выявлены следующие нарушения:
1. В бухгалтерском учете не был отражены переводы долга с ЗАО «Автосервис» на сумму 50 000,00 руб. и с ООО «Ремизтехсервис» на сумму 114 110,00 руб. В данных соглашениях должником являлось ЗАО «Уралмедь».
2. Другой ситуацией в ходе проверки установлено отражение перевода долга на счете 60 при отсутствии таковой задолженности. С такими организациями как ЗАО «Декра плюс» на сумму 260 000,00 руб., ООО «Айрон 2000» на сумму 790 592,00 руб., ООО «Декра» на сумму 107 500,00 руб. и так далее.
3. Не отражены акты зачета взаимной задолженности.
Акт о проведении зачета взаимных требований между Обществом и ОАО «Уралэлектромедь» от 27.03.2004г. на сумму 267.337,26 руб., в т.ч. НДС - 44.780,26 руб., в бухгалтерском учете Общества не отражен.
Акт взаимозачета задолженности № 526/02 от 29.03.2004г. между Обществом и АО «Уралэлектромедь» на сумму 247.225,01 руб. не отражен в бухгалтерском учете.
Акт о проведении зачета взаимных требований между Обществом и АО «Уралэлектромедь» от 04.03.2004г. на сумму 386.500,00 руб., в т.ч. НДС -64.420,00 руб., в бухгалтерском учете Общества не отражен.
Акт о проведении зачета взаимных требований между Обществом и ЗАО «Уралэкспокабель» от 01.02.2004г. на сумму 33.846,50 руб., в т.ч. НДС -5.163,03 руб., в бухгалтерском учете Общества не отражен.
По данному акту Общество погашает задолженность ЗАО «Уралэкспокабель» по договору займа б/н и без даты на сумму 33.846,50 руб. без НДС, ЗАО «Уралэкспокабель» погашает задолженность Общества по договору аренды № 1 от 01.10.2003г. на сумму 33.846,50, в т.ч. НДС -5.163,03 руб.
Акт о проведении зачета взаимных требований между Обществом и ЗАО «Уралэкспокабель» от 18.01.2004г. на сумму 91.530,48 руб., в т.ч. НДС –13962,28 руб., в бухгалтерском учете Общества не отражен.
По данному акту Общество погашает задолженность ЗАО «Уралэкспокабель» по договору займа б/н и без даты на сумму 91.530,48 руб. без НДС, ЗАО «Уралэкспокабель» погашает задолженность Общества по договору аренды № 1 от 01.10.2003г. на сумму 91.530,48 руб., в т.ч. НДС -13962,28 руб.
Таким образом в ходе аудиторской проверки установлено что данные ситуации носят систематический характер и на счетах бухгалтерского учета не отражаются, что приводит к искажению дебиторско - кредиторской задолженности, а также налога на добавленную стоимость. Общество несет риск неправомерного заключения договора по отсутствующей задолженности перед контрагентами. У организации возникнет риск о применении штрафных санкций в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового Кодекса РФ за неполную уплату НДС в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 18% от неуплаченных сумм налога, а также пени, в случае неуплаты причитающихся сумм налога, в соответствии со статьей 75 Налогового Кодекса РФ. ЗАО «Уралмедь» необходимо оформлять договоры перевода долга только при наличии задолженности, отражать существующие переводы долга на счетах бухгалтерского учета по Д60 К76. Оформлять акты зачета в соответствии с требованиями законодательства и предоставлять в налоговые органы дополнительные декларации по налогу на добавленную стоимость.
Учет авансов в ЗАО «Уралмедь» (включая предварительную оплату), выданных поставщикам и подрядчикам, ведется организациями по поставщикам и подрядчикам на отдельном субсчете счета 60.11 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
Выданные авансы отражаются по дебету счета 60.11 и кредиту счетов учета денежных средств. По закрытии авансов счет 60.11 кредитуется в корреспонденции с дебетом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - по соответствующим поставщикам и подрядчикам по выполнении условий договоров или 51 "Расчетные счета" - в случае возврата аванса. В ходе проверки расхождений по данным бухгалтерского учета ЗАО «Уралмедь» не происходило
В результате проверки расчетов по налогам и сборам были выявлены следующие нарушения: за первое полугодие 2004 г. в ЗАО «Уралмедь» отсутствуют книга покупок и книга продаж, занижен налог на добавленную стоимость с авансов полученных и наконец нарушена методология бухгалтерского учета при списании расходов на продажу.
За отсутствие книги покупок и продаж ЗАО «Уралмедь» несет риск применения штрафных санкций согласно статье 120 НК РФ за грубое нарушение налогового учета доходов и расходов и объектов налогообложения в размере 15 000,00 руб.
Занижение налога на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет ведет к возникновению риска применения штрафных санкций в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового Кодекса РФ за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога, а так же пени, в случае неуплаты причитающихся сумм налога, в соответствии со статьей 75 Налогового Кодекса РФ.
За нарушение методологии бухгалтерского учета при списании расходов на продажу ЗАО «Уралмедь» возникает риск применения штрафных санкций в соответствии с п. 1 статьи 120 Налогового Кодекса РФ за грубое нарушение правил учета расходов, выразившееся в неправильном отражении на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, в виде штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Приступая к проверке состояния на предприятии расчетов с покупателями за продукцию, по данным Главной книги было установлено, на каком счете предприятие ведет учет операций по продажи: на счете 45 «Товары отгруженные» или на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
На ЗАО «Уралмедь» реализация продукции учитывается по мере отгрузки продукции и предъявления расчетных документов. Для учета расчетных операций по отгруженной и проданной продукции используют счет 45.
Это является нарушением законодательства о бухгалтерском учете, поскольку применение счета 45 для целей бухгалтерского учета в настоящее время разрешено только для субъектов малого предпринимательства. Предприятие в соответствии с временной определенностью фактов хозяйственной деятельности должно учитывать продажу продукции по мере ее отгрузки и использовать счет 62.
Указанное обстоятельство имеет важное значение для проверки правильности отражения операций по отгрузке и продажи продукции, с одной стороны, и правильности выявления финансового результата от продажи продукции - с другой.
При проверке операций, учитываемых на счете 62, устанавливались даты счетов за отгруженную продукцию в отчетном периоде и предъявление их для оплаты в последующие отчетные периоды.
ЗАО «Уралмедь» в своей учетной политике при определении продажи продукции по поступлению денежных средств опирается на условия хозяйственных договоров, которые предусматривают передачу прав собственности на продукцию на дату ее оплаты.
Для целей бухгалтерского учета следует руководствоваться допущением временной определенности фактов хозяйственной деятельности, которое предусматривается Положением об учете и отчетности, утвержденным приказом Министерства финансов № 170 от 26.12.94 г.
В случае если учетной политикой предприятия определено, что выручка учитывается по моменту получения денег за отгруженные товары и договоры содержат особый порядок передачи прав собственности, то отгруженные на конец года товары, за которые выручка еще не поступила, отражаются в учете по счету 45 «Товары отгруженные». В этих случаях выполняются аналогичные процедуры проверки отнесения операций к отчетному периоду.
Выявленные замечания, вопросы, которые с точки зрения аудитора, проверяющего операции по учету отгрузки и реализации готовой продукции, подлежат дальнейшему анализу и обработке аудиторами, осуществляющими проверку других участков, формируется в виде служебных записок.
В целом систему внутреннего контроля на данном предприятии можно назвать неэффективной, так как при проверке расчетов с поставщиками было выявлено много ошибок, что может повлечь за собой неблагоприятные последствия для финансового состояния предприятия.
В целях обеспечения внутреннего контроля предлагается разработать должностные инструкции на каждого работника бухгалтерии в которых определить порядок оформления и обработки первичных документов, а также заложить меру ответственности за несвоевременнность некачественность ведения учета.
На уровне каждого предприятия функции контроля заключаются главным образом в осуществлении мер, нацеленных на наиболее эффективное выполнение всеми работниками своих обязанностей. Внутренний контроль организуется руководством предприятия и определяет законность совершения хозяйственных операций, их экономическую целесообразность.
Для того, чтобы исключить совершение случайных или умышленных ошибок и нарушений, необходимо четко распределить обязанности, ответственность (с определением границ ответственности), что позволит определить результативность работы каждого сотрудника и контролировать выполнение возложенных на него обязанностей, ограничивает возможность злоупотреблений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При написании данной курсовой работы изучена литература по предмету аудит, рассмотрены нормативные документы регулирующие аудиторскую деятельность, а также методика проведения аудиторской проверки расчетов с поставщиками и покупателями. Аудит расчетов с дебиторами и кредиторами дает информацию о достоверности данных бухгалтерского учета о наличии дебиторской и кредиторской задолженности, ее состоянии и сроках образования.
При подготовке и планировании аудиторской проверки аудитор определяет цель и основные задачи проверки. После чего должна быть составлена достаточно подробная программа проверки расчетов с учетом поставленных целей. Программа проверки должна позволить аудитору при наличии нарушений выявить их все. В ходе проверки также рекомендуется проводить оценку организации внутреннего контроля за организацией учета. Одним из наиболее распространенных способов проверки расчетов с поставщиками и покупателями является инвентаризация расчетных операций.
Инвентаризация расчетов заключается в выявлении по соответствующим документам остатков и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах. Учитывая, что сами предприятия в большинстве случаев проводят инвентаризацию расчетов с низким качеством (либо вообще не проводят), аудитор должен установить сроки возникновения задолженности по счетам дебиторов и кредиторов, ее реальность и лиц, виновных в пропуске сроков исковой давности (согласно гражданскому кодексу РФ срок исковой давности установлен 3 года). В случае необходимости нужно провести сверку расчетов с дебиторами и кредиторами с составлением актов сверок. Для этой работы можно привлечь и сотрудников бухгалтерии проверяемого предприятия.
Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятия.
В целом, при проверке правильности расчетных операций следует обратить особое внимание на следующее:
на правильность оплаты или получения сумм за принятые или отгруженные материальные ценности;
на наличие оправдательных документов при совершении этих операций и правильность их оформления;
правильное отражение сумм НДС в регистрах бухгалтерского учета;
на полноту оприходования и правильность списания полученных ценностей.
Создать службу внутреннего аудита - контрольного органа внутри фирмы. Внутренний аудит должен осуществлять не главный бухгалтер или бухгалтерия, а специальный профессиональный аудиторский орган (отдел или управление), руководитель которого подчиняется управляющему фирмы (директору) или годовому собранию участников. Служба внутреннего аудита должна проводить финансовые проверки на самой фирме. Главная цель системы внутреннего аудита - повышение эффективности работы фирмы, укрепление ее финансового состояния.
Составить должностные инструкции для работников бухгалтерских и учетных служб с распределением обязанностей, определением ответственности и установлением пределов полномочий в соответствии с занимаемой должностью.
Например, определить ответственность по конкретным исполнителям за: правильностью оформления и составления первичных учетных документов (накладные, счета-фактуры) по отпуску и поступлению готовой продукции и других материальных ценностей на склад;
отражением в договорах и соблюдением юридических и правовых норм договорных обязательств;
отражением в договорах и соблюдением финансово-экономических обязательств сторон;
С целью исключения искажения формирования себестоимости продукции в отдельных отчетных периодах налогообложения необходимо разработать четкий документооборот. Это приведет к своевременному отражению финансово-хозяйственных операций по расчетам с покупателями и заказчиками в бухгалтерском учете предприятия.
Для того, чтобы исключить совершение случайных или умышленных ошибок и нарушений, необходимо четко распределить обязанности, ответственность (с определением границ ответственности), что позволит определить результативность работы каждого сотрудника и контролировать выполнение возложенных на него обязанностей, ограничивает возможность злоупотреблений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изм. и доп. от 14, 30 декабря 2001 г., 30 декабря 2004 г.)
2. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. – М.: издательство «Дело и сервис», 2002 г. – 464 с.
3. Андреев В.Д. Практический аудит (справочное пособие). М.: Экономика, 2003.
4. Аудит: Учебник для вузов/ под ред. Подольского В.И. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 2003.
5. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. — Москва, 2004.
6. Богомолов А.М., Голощанов Н.А. Внутренний аудит. Организация и методика проведения: Метод. Пособие. – М.: Экзалин 2002г.
7. Глушков И.Е. Практический аудит на современном предприятии. Эффективное пособие по практическому аудиту. — Москва-Новосибирск: КНОРУС-ЭКОР, 2004 г.
8. Камышанов П.И., Камышанов А.П., Камышанова Л.И. Бухгалтерский учет и аудит. – М.: "Приор", 2004.
9. Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту . М., «Инфра-М», 2001.
10. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Перспектива, 2003.
11. Овсийчук М.Ф. Аудит расчетов с поставщиками и покупателями //Аудитор 2002 №3 стр. 23-28
12. Петров А.М. Внутренний аудит расчетов с дебиторами //Аудитор 2001 №9 стр. 21-24
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Программа проверки расчетов с поставщиками и покупателями
№ п\п |
Содержание |
Источники информации |
Приемы проверки |
1. |
Наличие и правильность оформления договоров на приобретение ТМЦ |
Договора, письма, счета-фактуры и приходные ордера |
Прослеживание, подтверждение |
2. |
Проверка своевременности предъявляемых претензий по качеству и количеству товаров |
Акты о расхождении количества и качества полученных ТМЦ |
Прослеживание, подтверждение |
3. |
Проверка правильности изъятия поставщиками НДС |
Счета-фактуры, инструкции по НДС |
Пересчет |
4. |
Соответствие занесения данных счетов поставщиков в учетные регистры |
Счета-фактуры, регистры бухучета |
Прослеживание |
5. |
Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности |
Регистры бухгалтерского учета, ответы на запросы поставщикам |
Сканирование и подтверждение |
6. |
Проверка реальности списания дебиторской задолженности за счет сомнительных долгов |
Аналитические данные по счету 60 |
Сканирование |
7. |
Проверка полноты оприходования материальных ценностей материально-ответственными лицами |
Счета, приходные акты, накладные, данные складского учета |
Выборочная проверка, сопоставление |
8. |
Проверка правильности составленных корреспонденций счетов |
Регистры бухучета, счета, платежные поручения |
Сканирование, прослеживание |
Программа проверки расчетов с покупателями и заказчиками
Приложение 2
№ п\п |
Содержание |
Источники информации |
Приемы проверки |
1. |
Наличие и правильность оформления договоров на реализацию ТМЦ |
Договора, письма, счета-фактуры и расходные ордера |
Прослеживание, подтверждение |
2. |
Соответствие занесения данных счетов покупателей в учетные регистры |
Счета-фактуры, регистры бухучета |
Прослеживание |
3. |
Проверка реальности дебиторской задолженности |
Регистры бухгалтерского учета, ответы на запросы поставщикам |
Сканирование и подтверждение |
4. |
Проверка реальности списания дебиторской задолженности за счет сомнительных долгов |
Аналитические данные по счету 62 |
Сканирование |
5. |
Проверка правильности списания материальных ценностей с материально-ответственных лиц |
Счета, расходные акты, накладные, данные складского учета |
Выборочная проверка, сопоставление |
6. |
Проверка правильности составленных корреспонденций счетов |
Регистры бухучета, счета, платежные поручения |
Сканирование, прослеживание |