36. Предмет социальной философии и ее методологическая роль в познании общественных явлений.

Предметом соц-й фил-и яв-ся общ-во взятое во взаимодействии всех его сторон, т.е. как целостная соц-я система, а также законы функционирования и развития общ-ва.

Соц-я фил-я рассматривает различные соц-е явления на макроуровне, т.е. на уровне всего общ-ва, как саморазвивающаяся соц-я система. Её интересует не столько спецефические особенности н-р, экономич-х, политич-х или духовных явлений - это главным образом предмет других наук, сколько их место в целостной структуре общ-ва и та роль, которую они играют в его существовании и развитии.

Соц-я фил-я рассматривает также, как взаимодействуют между собой различ-е общ-ва, как различ-е соц-е системы. В поле её зрения находятся и те явления, и процессы обществ-й жизни, которые характеризуют развитие всего человечества. В этом случае предметом соц-й фил-и яв-ся исторический процесс в его целом, взаимодействие его объективных и субъективных сторон, закономерностей его развития.

Соц-я фил-я играет существенную методологическую роль в познании обществ-х явлений. Эта её роль заключается в прменении её положений при исследовании отдельных обществ-х явлений - экономич-х, политич-х, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и др.

Положения соц-й фил-и играют роль метода познания этих явлений.

Применение этого метода предполагает:

1. Подход к общ-ву как к целостной соц-й системы, все элементы которой находятся между собой во взаимосвязях и во взаимодействиях.

2. Рассмотрение всех обществ-х явлений в их постоянном развитии – это есть важнейший принцип диалектики и вместе с тем принцип историзма, требующий анализа любых обществ-х явлений в их историческом развитии и в историческом контексте.

3. Рассмотрение обществ-х явлений в их исторической преемственности с учетом, что действительно устарело и играет свою консервативную, а то и реакционную роль, а что продолжает жить, сохраняет своё значение и дает развитие общ-ва по пути прогресса.

4. Нахождение и анализ тех соц-х противоречий, которые определяют суть и источники развития тех или иных обществ-х явлений и процессов.

5. Движение от абстрактного к конкретному в анализе обществ-х явлений общ-ва в целом. Это означает идти от общих положений к более детальному анализу общ-ва, к уяснению взаимодействий всех его сторон. Абстрактной истины – нет.

37. Онтологическая, гносеологическая и ценностная стороны социального познания.

 Соц-е познание – есть познание общественных явлений с определенной соц-й позиции. Здесь поиск истины тесно связан с интересом исследователя.

На первый план в соц-м познании выступает его онтологическая сторона. ОНТОЛОГИЯ – есть учение о бытии, в данном случае – о бытии общ-ва, его существовании и развитии. Соц-я фил-я воссаздает целостную картину общ-ва, взаимодействие всех его сторон, его структуру и динамику его развития.

Гносеологическая сторона соц-го познания выражается в иной проблематике: 1. как, каким образом осуществляется познание обществ-х явлений; 2. каковы возможности их познаний; 3. каковы границы этого.

В рамках соц-й фил-и сложилась теория соц-го познания, где решаются вопросы:

1. о роли обществ-й практики как основы познания и критерий истинности соц-х теорий;

2. о значении в познавательном процессе личного опыта исследователя;

3. о роли разного рода социалистических исследований в познании тех или иных процессов в развитии общ-ва;

4. о возможностях и границах познания духовного мира человека и общ-ва, культуры народов.

В связи с этим возникают проблемы:

1. возможности логического и интуитивного познания явлений обществ-й жизни;

2. научного и мифологического мышления;

3. «здравого смысла» и ложного иллюзорного сознания;

В настоящее время эти проблемы весьма актуальны.

Существует ценностная сторона соц-го познания. Она касается уяснения ценностей тех или иных явлений человека, в том числе и для познающего субъекта который, так или иначе, толкует исторические события.

Ценности указывают на значение той или иной вещи для человека, класса, нации и т.д. Можно выделить: материальные, политич-е, правовые, моральные, эстетические, религиозные и др. ценности. Все они служат своеобразными ориентирами для людей в их мышлении, деятельности и поведении.

В связи с этим существует понятие ценностной ориентации того или иного субъекта.

Встает вопрос, какими ценностями руководствуется исследователь тех или иных процессов обществ-й жизни, что для него значимо, а что незначимо, что ценно, а что нет.

Получается что значимым для него яв-ся то, что отвечает его интересам, которые и определяют его ценностные ориентации. Последние существенно влияют на характер его исследований, выводы из них и на содержание теории, которую он создает.  

  Онтологическая, гносеологическая и ценностная стороны социального познания определяют содержание соц-й фил-и как науки и как мировоззрение.

43. Общество как целостная саморазвивающаяся система, её основные элементы.

Соц-я фил-я рассматривает общ-во как целостное и динамично развивающуюся социальную систему.

 Всякая система представляет взаимосвязь тех или иных элементов.

Элементами общества яв-ся:

1. ЛЮДИ - личности и различные соц-е группы, а именно:

·           рабочие, предприниматели, крестьяне, интеллигенция;

·           национальные общности: нации и народы и т.д.;

·           демографические группы: женщины, мужчины, молодежь, люди старшего возраста.

2. Все они находятся друг с другом в разного рода отношениях: экономич-х, политич-х, духовных и стремятся реализовать свои интересы.

С другой стороны элементами общ-ва яв-ся:

1) различные экономич-е предприятия и учреждения;

2) государственные и правовые институты (органы милиции, полиции, арбитражные суды, правительство, дума и т.д.);

3) учреждения науки, образования, здравоохранения;

4) институты духовной культуры.

Их деятельность направлена на удовлетворение потребностей людей (отдельных личностей и соц-х групп) и реализации их интересов.

3. Важнейшими элементами функционирования яв-ся  ОБЩЕСТВ-Е ОТНОШЕНИЯ (экономич-е, политич-е, правовые, религиозные и др.), в рамках которого осуществляется деятельность людей и социальных институтов.

Все элементы взаимодействуют друг с другом, образуя ту или иную соц-ю систему. Изменение обществ-х отношений создает объективные предпосылки для изменения соц-х институтов, духовного мира людей и в целом культуры общ-ва.

44. Объективная и субъективная стороны общественной жизни.

Объективная сторона жизни и развития общества – та, которая существует вне и независимо от сознания людей. Это прежде всего:

природные условия;

потребности людей в пищи, одежде, продолжении рода, жилище и т.д.;

состояние производства, соц-я структура (взаимосвязь классов, наций и др. соц-х групп),

а также политический строй в условиях, которых вынуждено начинать каждое новое поколение людей.

Осознание объективных факторов развития общества и сознательное воздействие на них не отменяет их объективность.

Субъективная  сторона жизни и развития общества – сознание его людей, их способности вносить изменения в объективный мир и преобразовывать его.

Объективная и субъективная  стороны жизни и развития общества диалектически взаимодействуют между собой. Объективная сторона – определяющая. Однако не умоляет роли и субъективной стороны. Роль общественного сознания, в том числе науки, искусства, морали, религии и людей всегда была значительна. И она постоянно возрастает.

45. Деятельность как основа социального. Основные виды общественной деятельности, их взаимосвязь.

Деятельность людей – есть специфическая форма их соц-й активности. Вообще активность присуща всей природе, в том числе человеку как высшему звену эволюции природы. Соц-я активность проявляется в предметно – практической деятельности людей.

Речь идет о производственной деятельности людей, в которой человек как социальное существо и как сила природы противостоит всем явлениям природы. В процессе производственной деятельности веществу природы придаются формы и свойства, делающие его способным удовлетворять различные потребности людей.

Деятельность человека всегда носит общественный характер. Изолированной деятельности не бывает, это значит, что деятельность людей всегда опосредуется общественными отношениями между ними.

Основные виды общественной деятельности:

Экономическая, политическая, правовая, эстетическая, научная, религиозная и др.

Все они находятся в тесном взаимодействии друг с другом, что влияет на содержание каждого из них.

Деятельность людей всегда целесообразна, т.е. образуется с определенными целями и направлена на их достижение. Она носит преобразующий характер, т. к. направлена на преобразование действительности (природы и общества) в соответствии с потребностями и интересами людей. Она направлена на:

создание предметов материальной и духовной культуры;

совершенствование общественных отношений;

обеспечение функционирования социальных институтов;

создание определенной духовной атмосферы в семье, производственном коллективе, обществе.

Изменяя природную и социальную среду, человек изменяется сам, как субъект мышления, деятельности и обществ-х отношений.

Целесообразный и преобразующий характер человеческой деятельности, ее решающее значение в развитие общества и самих людей характеризует ее как основу социального и как специфический способ существования человека и общества

46. Общественные отношения как структура общества, их основные виды и взаимодействие.

Общ-во – это не только количество составляющих его людей, а совокупность их связей и отношений между собой.

При одном и том же составе населения могут быть разные общ-ва, если экономич-е, политич-е и др. отношения между людьми будут существенно отличаться.

Можно выделить различные виды обществ-х отношений, исходя из:

1. субъектов, т.е. носителей данных отношений;

2. содержания.

При классификации по субъектам выделяют:

- социально – классовые отношения, т.е. отношения между классами, профессиональными и демографическими группами;

- национальные отношения, т.е. отношения между нациями, народностями или др. этническими группами, т.е. отношения между этностями;

- семейные отношения, т.е. отношения, складывающиеся в семье (полной и нуклеарной – усеченной) между супругами, между ними и детьми и т.д.;

-отношения между поколениями людей, в ходе которых происходит социальное наследие накопленных знаний, духовных ценностей.

При классификации по содержанию выделяют:

- экономические; - политические: - правовые: - нравственные; -эстетические: - религиозные.

Их содержание определяется 2 факторами:

1. соответствующими потребностями интересам и целям субъектов;

2. условиями, в которых реализуются эти отношения (н-р, на общественной собственности на средства производства складываются одни экономич-е отношения, на основе частной собственности – другие).

Взаимодействие обшественных отношений носит диалектический характер. С одной стороны, существует влияние одних отношений на другие (н-р,экономич-е на политич-е, нравственные на эстетические); а с другой стороны – обратное влияние вторых на первые (н-р, политич-е отношения на экономические, политич-я власть на характер приватизации или эстетические отношения на нравственные).

Следует учитывать и то, что при взаимодействии одних отношений с другими существует ведущая сторона. Н-р, при взаимодействии экономических и политических отношений в качестве ведущей стороны, как правило, выступают экономические отношения.

Совершенствование общественных отношений – экономич-х, политич-х, нравственных и т.д. – означает совершенствование общества.

47. Учение об общественно – экономических формациях и цивилизациях как проявление системного подхода к изучению общества.

Одним из вариантов рассмотрения общества как социальной системы является учение об общественно – экономической формации.

Под общественно – экономической формацией понимается общество на определенном этапе его развития с присущему ему: способе производства, социальной структурой, политической системой и духовной жизнью.

Выделяются следующие типы формаций:

1. первобытнообщинная

2. рабовладельческая

3. феодальная

4. капиталистическая

5. коммунистическая, которую было бы правильнее назвать социалистической

Каждая формация предстает как

- качественно – определенный тип общества

- ступень общественного развития

Формационный подход развития общества может сочетаться с так называемым цивилизационным подходом направленным, прежде всего на изучение культуры определенного народа.

Цивилизация – тип культуры определенного народа.

В тоже время отдельные мыслители (Данилевский, нем. философ Шпенглер и др.) характеризуют цивилизацию как последнюю стадию развития культуры, ее упадок.

Важно выявить общие черты материальной и духовной культуры не только разных стран и континентов, а также ее региональные, национальные и др. особенности.

Выделяют восточную, западную, христианскую, исламскую, а также современную индустриальную цивилизации.

Сочетание формационного и цивилизационного подходов к анализу общественного развития позволяет выработать более конкретное представление о нем как о весьма сложном, противоречивом и многовариантном процессе

50. Политическая сфера жизни общества, ее специфика и взаимосвязь с другими сферами.

Политическая сфера – есть пространство политической деятельности классов, др. социальных групп, наций, политических партий и движений, разного рода общественных организаций (профсоюзов, молодежных организаций и др.). Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов. Эти их интересы касаются, прежде всего, политической власти, а также реализации их политических прав и свобод.

В интересах одних субъектов – упрочение существующей политической власти, другие - пытаются их устранить, третьи – стремятся к тому, чтобы разделить политическую власть с другими субъектами. В итоге все пытаются оказывать влияние на политические события в собственных интересах.

Политическая деятельность и в целом политическая жизнь общества осуществляется в рамках сложившейся в ней политической системы. Наиболее важными ее элементами являются институты политической власти, право и идеологии. Ведущем звеном политической системы является государство. Ведь главное в политических отношениях людей – вопрос о власти, прежде всего государственной. Используя рычаги этой власти, органы государства могут воздействовать на все звенья политической системы общества.

Государство выступает как аппарат законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющий свою деятельность в интересах господствующих в обществе социально – классовых сил. С помощью аппарата государственной власти эти силы закрепляют свое господство в экономической, социальной и духовной жизни общества. Стоит задача демократизировать, подчинить интересам народа деятельность государства.

49. Социальная сфера жизни общества, ее содержание и значение в жизни людей.

Социальная сфера – сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и демографических слоев населения, а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности. Это сфера воспроизводства общественной жизни и жизни каждого человека.

Речь идет:

1. о создании здоровых условий в производственной деятельности людей;

2. об обеспечении необходимого уровня жизни всех слоев населения;

3. о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения;

4. о соблюдении социальной справедливости при реализации права на труд, а также при распределении создаваемых в обществе материальных и духовных благ;

5. о разрешении противоречий, вытекающих из социального расслоения общества;

6. о социальной защите соответствующих слоев населения.

Регулирование всего комплекса социально – классовых отношений: условий труда, быта, образования и уровня жизни людей, их здоровой жизнедеятельности. На это должна быть направлена социальная политика государства.

. 48. Экономическая сфера жизни общества, ее взаимодействие с другими сферами. Роль способа производства в общественной жизни.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования промышленного и с/х производства, товарного обращения, банковской деятельности, реализации всей совокупности экономич-х отношений людей.

Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, на котором организуется хозяйственная жизнь страны, взаимодействие всех отраслей экономики, а также международные экономич-е отношения. Она предстает как сфера функционирования способа производства материальных благ, которая оказывает существенное влияние на все остальные сферы общества. Речь идет не только:

1. о производстве пищи, одежды, жилища, средств передвижения и связи, без чего немыслима жизнь общества, но и

2. существование материального обеспечения социальной сферы (здравоохранение, народного образования, быта, отдыха), а также политической и духовной сфер жизни общества.

Значение экономической сферы для развития общества является основополагающей.

58. Роль религии в духовной жизни человека и общества.

1.       Миротворческая роль начинается с того, что религия призывает человека достичь согласия с самим собой, преодолеть настроение души. Далее речь идет об установлении гармонических отношений в семье и в обществе, в том числе между различными социальными группами, нациями, народами.

2.       Формирование в сознании людей возвышенных идеалов, стремлений к ИСТИНЕ, ДОБРУ и КРАСОТЕ. Жить и действовать в соответствии с высшими духовными ценностями. Речь идет о религиозных идеалах и ценностях. 

52. Духовная сфера жизни общества, ее взаимосвязь с другими сферами.

Духовная сфера общественной жизни – сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создание, распространение и усвоение разными слоями общества.

Под духовными ценностями подразумеваются, в частности:

1.       предметы живописи, музыки, литературные произведения;

2.       знания людей, наука;

3.       моральные нормы поведения;

4.       религиозное сознание, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества;

5.       важнейшее значение имеет повседневное духовное общение людей.

Духовная сфера жизни людей складывается исторически. Она отражает в себе географические, национальные и другие особенности развития общества, все то, что отложило свой отпечаток в душе народа на протяжении тысячелетий в духовной жизни общества.

 Большое значение в развитии духовной жизни общества имеют:

1.       Деятельность учреждений выполняющих функции образования и воспитания – от начальных школ до университетов, а также СМИ – печать, радио, телевидение;

2.       Атмосфера семейного воспитания человека;

3.       Круг его друзей, улица – для подростков;

4.       Все богатство его духовного общения с другими людьми;

5.       Самобытное народное искусство и искусство профессиональное – театр, музыка, кино, живопись, архитектура и т.д.

Одна из фундаментальных проблем в развитии современного общества является сформировать и обогатить духовный мир людей, приобщить их к подлинным духовным ценностям и отвратить от ложных, разрушающих человеческую душу и общество.  

53. Основные элементы духовной жизни общества.

В рамках духовной сферы складывается и развивается духовная жизнь общества. Она может быть накоплена богатым содержанием, что создает духовную атмосферу людей, хороший морально – психологический климат. В других случаях духовная жизнь общества может быть бедной, маловыразительной, а иногда царить бездуховность (пример, Германия 30-х годов – расизм).

К основным элементам духовной жизни общества можно отнести:

1. духовные потребности людей, направленные на создание и потребление духовных ценностей;

2. сами духовные ценности;

3. духовная деятельность по их созданию и в целом духовное производство;

4. духовное потребление как потребление духовных ценностей;

5. духовные отношения между людьми, а также проявление их межличностного духовного отношения.

Основу духовной жизни общества составляет духовная деятельность людей, как отражение деятельности материальной.

В начале было дело как основа сознания и речи. Духовную деятельность можно рассматривать как деятельность человеческого духа, т.е. как психическую деятельность людей, в процессе которой возникают их мысли и чувства, образы и представления о природных и социальных явлениях.

Результатом духовной деятельности выступают: определенные взгляды на мир, научные идеи и теории, а также моральные, эстетические и религиозные воззрения, которые воплощаются в моральных принципах и норме поведения, произведениях народного и профессионального искусства, религиозных обрядах, ритуалах и т.д.

Основными побудительными силами деятельности людей являются их  духовные потребности. Они выступают как внутреннее побуждение человека к духовному творчеству и созданию духовных ценностей, к их потреблению, а также к духовному общению. Существенным элементом духовной жизни общества является духовное потребление. Речь идет об усвоении духовных ценностей – познавательных ценностей, эстетических ценностей, моральных, религиозных и др.

Духовное потребление может быть стихийным, если оно никем не направляется и человек сам выбирает на свой вкус и по мере своего развития. В других случаях духовное потребление навязывается рекламой или средствами массовой культуры – телевидение, радио, пресса и др. Происходит манипулирование сознанием людей, т.е. навязывание им определенного образа мысли и поведения. Манипулирование сознанием людей выступает как скрытое управление их поведением.

Отвергая всякое манипулирование личностным и групповым сознанием надо признать необходимым сознательное формирование в семье и в обществе потребностей людей в подлинных духовных ценностях. В этом случае потребление духовных ценностей будет выступать как целенаправленное обогащение духовного мира людей.

Производство и потребление духовных ценностей опосредуется духовными отношениями. Они реально существуют как:

1.       отношение человека непосредственно к той или иной духовной ценности, ободряет или отвергает,

а также:

2. его отношение к другим людям по поводу данных ценностей (производство, распространение, потребление, защита).

Установившиеся в обществе духовные отношения проявляются в межличностном повседневном общении людей, в том числе семье, производстве.

55. Понятие общественной психологии. Массовое сознание и его особенности.

В общественной психологии и идеологии отражается не только тот или иной уровень понимания социальной действительности, но и отношение к ней со стороны различных социальных групп. Данное отношение выражается в потребностях, интересах и ценностных ориентациях людей, а также в их настроениях, обычаях, нравах, традициях, проявлениях моды, в их стремлениях, целях и идеалах. Речь идет об определенном настрое чувств и мыслей, в котором сочетается некое понимание происходящих процессов и духовные отношения к ним субъектов. Все это характеризует общественную психологию как психический склад больших социальных групп (классы, нации, целых народов). Общественная психология выступает как массовое сознание, ей присуще все его свойства.

54. Обыденное и теоретическое сознание.

Центральным моментом духовной жизни общества, ее ядром выступает  общественное сознание людей. Оно представляет собой совокупность чувств, настроений, художественных и религиозных образов, разнообразных взглядов, идей, теорий, отражающих различные стороны жизни общества.

Современная социальная философия выделяет в структуре общественного сознания такие элементы, как:

1.       обыденное и теоретическое сознание;

2.       общественная психология и идеология;

3.       формы общественного сознания.

Обыденное и теоретическое сознание – это по сути 2 уровня общественного сознания – низший и высший. Они различаются между собой глубиной осмысления общественных явлений и процессов, уровнем их понимания.

Обыденное сознание присуще всем людям, оно формируется в процессе их каждодневной практической деятельности на основе их повседневного опыта. Это во многом стихийное отражение людьми социальной жизни, без какой либо систематизации общественных явлений и обнаружения их глубинной сущности.

Чем ниже уровень образованности людей, тем в большей степени они рассуждают о явлениях общественной жизни на уровне обыденного сознания. Но и самый грамотный человек не обо всем мыслит научно. Так что область функционирования обыденного сознания весьма широка.

Обыденное сознание людей позволяет с достаточной достоверностью на уровне «здравого смысла» судить о многих явлениях и событиях общественной жизни (экономики, политики, морали, искусстве и т.д.) и принимать на этом уровне в целом правильное решение, подкрепленные опытом. Этим определяется роль и значение обыденного сознания в жизни людей и развития общества.

Теоретическое сознание есть осмысление явлений общественной жизни путем обнаружения их сущности и законы их развития. В силу этого оно представляется как более высокий уровень общественного сознания.

Теоретическое сознание выступает как система логически связанных между собой положений, следовательно, как определенная научная концепция, касающаяся того или иного явления общественной жизни.

В качестве субъектов теоретического сознания выступают не все люди, а только ученые, специалисты, теоретики в разных областях знаний, т.е. люди которые могут научно судить об общественных явлениях.

Обыденное и теоретическое сознание взаимодействует друг с другом. Результатом является развитие того или другого. В частности, обогащается содержание обыденного сознания, в которое включается все больше научных сведений и суждений о развитии общества. С другой стороны обыденное сознание людей (в области производственной деятельности, народной медицины и т.д.) может подталкивать их к научному осмыслению многих проблем.

56. Идеология, ее сущность и роль в обществе. Идеология консерватизма, либерализма, радикализма.

В социальной деятельности и в поведении людей играет большую роль идеология. Она выступает как система взглядов и установок, теоретически отражающих интересы различных социальных сил (классов, наций и т.д.) В ней могут быть четко выражены отношения тех или иных классов, политических партий и движений в существующей политической системе общества, государственном строе, в отдельном политическом институте.

Более научно выступает идеология тех классов и др. субъектов (нации, полит. движение) интересы которых соответствуют интересам большинства членов общества. Поэтому у них нет необходимости скрывать свои интересы с помощью ложной идеологии.

В других случаях в идеологии тех или иных классов и социальных групп скрываются их подлинные интересы. Поскольку последние противостоят интересам большинства населения или всего общества. Создается идеология целью, которой является нарисовать заведомо ложную карту происходящих процессов, исказить цели деятельности различных социальных групп и партий. Иными словами происходит сознательная мистификация действительности. Появляются один за другим социальные мифы, а то и множество таковых, чтобы «затемнить» сознание масс и в этих условиях реализовать интересы тех сил, которым служит данная идеология.

Идеология может быть научной и ненаучной, прогрессивной и реакционной, либеральной и тоталитарной, радикальной и консервативной.

Все зависит:

1.       социально-классового содержания;

2.       теоретической глубины;

3.       способов воплощения в жизнь.

Так называемая идеология либерализма направлена на борьбу в любой стране и время, за расширение свободы личности и гражданских прав.

Идеология тоталитаризма обосновывает необходимость полного подчинения интересов личности интересам государства.

Идеология консерватизма ориентирована на сохранение существующего общественного строя и нередко враждебно относится ко всему новому в области политической и других сферах жизни обществ.

Идеология радикализма направлена на коренные и быстрые изменения существующего общественного строя, игнорируя при этом принцип преемственности в развитии общества. Она противостоит не только идеологии консерваторов, но нередко всему обществу, поскольку направлена на безумную ломку того, что еще может служить общественному прогрессу.

В отличии от общественной психологии идеология создается идеологами вполне сознательно. В роли идеологов выступают те или иные мыслители, теоретики, политики. Затем через соответствующие механизмы (система образования, воспитания, СМИ) идеология внедряется в сознание больших масс людей. Таким образом, процесс создания идеологии и ее распространение в обществе является от начало до конца - осознанным, целенаправленным.

Выражая не только текущие, но и коренные интересы классов, наций и др. масс людей идеология способна оказывать долговременное воздействие на характер их социальной активности людей.

57. Основные виды духовного освоения мира: наука, искусство, религия, мораль; их специфика.

В социальной философии выделяют такие формы общественного сознания: политическое, правовое, моральное, эстетическое, научное, религиозное и философское сознание. В них осмысливаются и духовно осваиваются различные стороны общественной жизни.

Особую роль в духовном освоении мира играют наука, искусство, религия и мораль.

НАУКА представляет собой систему знаний о мире, т.е. о природе, обществе, человеке. Проникая в глубь материального и духовного мира, она вскрывает сущность явлений и зоны их развития.

В основе научного познания лежит общественная практика людей, которая

определяет задачи и цели науки;

средства и методы научного познания (диалектика, дедукция);

выступает в качестве критерия достоверности полученных знаний.

С развитием науки изменяются взгляды людей на различные стороны действительности, иногда коренным образом. Это называется научной революцией.

Американский ученый Т. Кун заявил, что революции в науке вызываются сменой парадигм, т.е. сменой фундаментальных представлений о различных явлениях объективного мира. С этим стоит согласиться.

Так классическая механика Ньютона сменилась в 20 вв. картиной мира основанная на теории относительности А. Эйнштейна, а эволюция теория Ч. Дарвина пришла на смену прежним теориям существования растительного и животного мира Ломарка и Линнея.

Современная наука является одним из решающих факторов развития материального производства всех сторон общественной жизни и каждого человека.

ИСКУССТВО

Оно выступает как проявление эстетического сознания людей, в котором выражается их эстетическое отношение к действительности (к природе и общественным явлениям), а также к произведениям искусства (поэзии, музыки, живописи и т.д.).

 Главным содержанием эстетического сознания людей является их представление о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом и т.д. Все это проявляется в жизни и в искусстве.

Искусство – есть отражение действительности по средствам художественных образов. Это проявляется в живописи, музыке, поэзии, прозе и в других видах искусства.

Речь идет о типических (обобщающих) образах людей, других явлений общества и природы. (Онегин-Пушкина, Печорин- Лермонтова и др.)

 Типизация есть форма обобщения в искусстве.

Искусство воздействует на разум человека вместе с воздействием на его чувства, на область сознательного и бессознательного. В этом проявляется целостный характер его воздействия на их духовный мир.

Исторически формировались разные жанры и направления в искусстве как форме художественного освоения мира. Например, древнегреческая мифология («Иллидия», «Одиссея») миф: реальная действительность, выдумка, легенда и вера.

В средние века – Иконопись, роспись храмов (фрески).

Гуманистическое искусство эпохи Возрождения, в которой на первый план выдвинут человек и реальные проблемы его жизни.

Современное реалистическое искусство идущее в литературе от Стендаля и Бальзака во Франции конца 18 – 19 вв., от Диккенса в Англии, от Пушкина и Гоголя в России, а также реалистическое искусство в живописи, музыке и других жанрах.

Современное формалистическое искусство: авангард, кубизм и др.

Эти жанры и направления соответствуют характеру эпохи, содержанию общественной жизни людей в том или ином времени. Для выражения прекрасного и безобразного в поступках и духовном мире человека пользуются критериями «возвышенное» и «низменное». Героический поступок считается возвышенным и поэтому прекрасен.

Предательство низменно и потому безобразно.

В том и другом случае эстетической оценки предшествует оценка нравственная.

Функции искусства:

вызывает наслаждение подлинным прекрасным;

утверждает духовные силы человека как в трагедии, в которой возвышается человек, так и в комедии, в которой он, по словам Гегеля «со здоровым смехом расстается со своим прошлым, преодолевает свои пороки и недостатки»;

 познавательная функция;

идеологическая функция;

оздоровление души человека (логотерапия) – лечение смыслом.

РЕЛИГИЯ

Существуют разные подходы толкования религии:

с точки зрения верующих людей и их идеологов религия представляет собой систему религиозных воззрений, культов и обрядов. Речь идет о культе бога (я - есть бог твой, не создавай себе кумира и т.д.);

Научный подход к сущности религии наиболее полно выражен у Фейербаха в работе «Сущность христианства». Он характеризует религию, как «удвоение действительного мира», перенесение на голубой экран небес выработанных людьми духовных ценностей, которые затем воспринимаются ими как религиозные, нравственные и эстетические идеалы.

Ранние формы религиозных верований:

Тотемизм – это представление о сверхъестественных связях земных предметов (тотемов) с потустороннем миром. В качестве таких предметов выступали различные растения и животные.

Фетишизм – вера в то, что тот или иной предмет может защитить человека от злых сил. Фетишем может быть любой предмет поразившей воображение человека: необычной формы камень, кусок дерева, часть тела животного (рога оленя), какое–нибудь изображение (идол).

Магия – имитация какого-либо действия (внешнее воспроизведение) охоты, земледельческих работ и т.д. с целью привлечь внимание своего покровителя – потусторонние силы. Магия понимается также как сверхъестественная способность, волшебство, которым обладают некоторые люди – маги, якобы могущие влиять на явления природы и на людей (например, исцелять их). В этих случаях в магии используются разнообразные приемы: заклинания, ритуальные пляски самого мага, молитвы, жертвоприношения.

Анимизм – вера в бессмертие человеческой души; в природных духов, живущих в ущельях, в горах, в домах и т.д.

Развитие религии осуществлялось путем перехода от ранних форм к современным религиям. Это был процесс перехода от многобожия (язычества) к единобожию – от политеизма к монотеизму.

Основные монотеистические мировые религии – буддизм, христианство, ислам.

МОРАЛЬ

Это совокупность моральных чувств, взглядов и теорий, а также норм, обычаев и традиций, регулирующих отношения друг с другом и их отношения к обществу соответствующих классам, нациям и т.д.

Особенности морали:

имеет нормативный характер – имеет не только систему взглядов, но и моральных норм, закрепленных в обычаях, традициях, а иногда и в моральных кодексах – древних, средневековых и современных;

мораль регулирует отношения людей при помощи общественного мнения;

большую роль в регулировании поведения людей, их отношение друг к другу играют моральные ценности, в качестве которых выступают понятия добра, чести, совести, долга и др. Тем самым мораль выступает как ценностное сознание.

Моральные ценности заключают в себе национальное, классовое и общечеловеческое содержание.

Главное в морали это:

формирование моральных ценностей у человека

регулирование отношений между людьми на основе данных ценностей

В структуре морали выделяют 3 стороны:

моральное сознание (чувства любви, долга и т.д., чувственное представление понятий, норм ценностей);

нравственные отношения людей друг к другу, к обществу, наций, культуре и т.д.;

нравственная деятельность (поступки, поведение).

СОЗНАНИЕ-МОРАЛЬ, ОТНОШЕНИЕ-НРАВСТВЕННОСТЬ

Почти всегда существует проблема нравственного выбора:

в поведении и деятельности людей

в их отношении друг к другу и к обществу

Свобода нравственного выбора предполагает моральную ответственность за свои поступки.

59. Природные основы общественной жизни. Взаимодействие общества и природы в историческом процессе.

Одной из актуальных проблем социальной философии является проблема взаимоотношения общества и природы.

Природа представляет собой объективную реальность, которая существует вне и независимо от сознания человека. Под природой понимают весь материальный мир за исключением общества как совокупность естественных условий его существования. Общество же, как форма совместной жизнедеятельности людей является обособившейся частью природы и в то же время неразрывно с ней связана.

Эволюция философских представлений о взаимосвязи общества и природы во многом определялась степенью развития самого общества, а также господствующими в то или иное время экономическими, политическими и религиозными воззрениями.

С появлением теоретического мышления и одновременно при крайне примитивной материальной силе общества природа совершенно справедливо оценивалась людьми как сила неизмеримо более значительная и совершенная.

Человек и природа мыслились во время античной философии как единое целое, гармонически взаимосвязанное. Идеалом общества было стремление жить с природой в согласии, познать ее, использовать природу в качестве объекта наблюдения.

В средние века европейская философская мысль находилась под сильным влиянием религии. Природа, и в первую очередь сам человек, рассматривались как творения Божьи. Человек как высшее существо, созданное Богом по своему образу и подобию, наделенное бессмертной душой, начинает противопоставляться более «низкой» греховной природе.

В Эпоху Возрождения – период расцвета культуры и искусства – взгляды на взаимоотношения природы и общества вновь становятся иными. Природа рассматривается как источник красоты, радости и вдохновения и противопоставляется якобы разрушающей и порочной цивилизации.

В новое время (17-18 вв.) бурно развиваются науки, ставятся и проводятся эксперименты, направленные на развитие производства в условиях зарождения капитализма. Обозначается новый тип взаимоотношения человека и природы. Человек должен покорить природу, овладеть ею, стать господином. В науке главной задачей становится познание тайн и законов природы. Это способствует увеличению мощи человеческого общества, росту производительных сил общества.

Постепенно в теории и практической деятельности человека окончательно возобладала тенденция все более полного господства человека над природой. Она сохранялась и все более усиливалась вплоть до середины 20 века, и лишь последние десятилетия, уже на рубеже глобальной экологической катастрофы, стала очевидной задача поиска разумного баланса в отношениях человека и природы.

  Человечество является составной частью и продолжением природы. Оно неразрывно связано с нею и не в состоянии существовать и развиваться вне природы.

Природа – естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует.

61. Проблема человека в истории социально-философской мысли.

Проблема человека – одна из самых важных для всей философии. Но особенно актуальна она в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества.

Первые представления о человеке возникают задолго до самой философии. На начальных этапах истории людям присущи мифологические и религиозные формы самосознания. В преданиях, сказаниях, мифах раскрывается понимание природы, предназначения  и смысла человека и его бытия.

Древнеиндийская философия человека представлена в памятниках древнеиндийской литературы – Ведах, в котором выражено мифологическое, религиозное, философское мировоззрение. Человек в философии  Др. Индии  мыслится как часть мировой души.

Философия Др. Китая создала также самобытное учение о человеке. Один из наиболее значительных ее представителей – Конфуций. В центре его философии стоит человек, его земная жизнь и существование, т.е. она носит антропоцентрический характер.

Важной чертой древневосточной философии человека является ориентация личности на крайне почтительное и гуманное отношение, как к социальному, так и к природному миру.

 В древнегреческой же философии первоначально человек не существует сам по себе, а лишь в системе определенных отношений, воспринимаемых как абсолютный порядок и космос.

Для Сократа основной интерес представляет внутренний мир человека, его душа и добродетели. Он обосновал принцип этического рационализма. (Добродетель есть знание).

Демокрит – представитель материалистического монизма в учении о человеке. Человек, по Демокриту, - это часть природы, и как вся природа, он состоит из атомов. Из атомов состоит и душа человека. Цель жизни – это счастье – прежде всего радостное и хорошее расположение духа. Но главное условие – мера, соблюсти которую помогает человеку разум.

Платон стоял на позиции антропологического дуализма души и тела. Но именно душа является субстанцией, которая делает человека человеком, а тело рассматривается как враждебная ей материя. Человеческая душа постоянно тяготеет к трансцендентному миру идей, она вечна, тело же смертно. Это учение о двойственности характера человека оказало влияние на средневековое религиозное учение о нем.

В концепции Аристотеля человек рассматривается как существо общественное, государственное, политическое. И эта социальная природа человека отличает его от животного.

В эпоху разложения древнегреческого общества на первый план выступают проблемы человека, связанные с социальным и нравственным укладом, утратой экзистенциональных ценностей и смысла жизни людей.

В средние века человек рассматривается, прежде всего, как часть мирового порядка, установленного Богом. А представление о нем самом, как оно выражено в христианстве, сводится к тому, что человек есть «образ и подобие Бога».

В социальном плане в Средние века человек провозглашается пассивным участником божественного порядка и является существом тварным и ничтожным по отношению к богу.

Видным представителем средневековой христианской философии является Августин Блаженный. В «Исповеди» он представляет автобиографическое исследование, описывающее внутреннее становление автора как личности. В его учении много от Платона.

Фома Аквинский еще один представитель христианской философии, использовавший в своем учении философию Аристотеля. Человек – это промежуточное существо между животными и ангелами. Ф. Аквинский считал, что душа – нематериальная субстанция и

 получает свое окончательное осуществление только через тело.

 Философская антропология эпохи Возрождения формируется под влиянием зарождающихся капиталистических отношений, научного знания и новой культуры, получившей название гуманизм. Философия этой эпохи ставит человека на земную основу и на этой почве пытается решить его проблемы. Вся философия проникнута пафосом гуманизма, автономии человека, верой в его безграничные возможности. В этот период уже отчетливо слышны мотивы приближающего индивидуализма, эгоизма и утилитаризма, связанные с нарождающимися отношениями и господством частного интереса.

Человек Нового Времени в европейской философии рассматривается как машина. (механистический взгляд на человека) Основателем новоевропейского рационализма считается Декарт. «Мыслю, следовательно, существую». У философа наблюдается антропологический дуализм души и тела. Тело является машиной, а сознание воздействует на него – по Декарту.

Основоположник немецкой классической философии Кант ставит человека в центр философских исследований.

Кант стремится утвердить человека в качестве автономного и независимого начала и законодателя своей теоретической и практической деятельности. Исходным принципом поведения должен быть категорический императив – внутреннее повеление, требование, основанное на том, что всякая личность является самоцелью и самодостаточна. Основное отличие человека по Канту, - самосознание.

 Антропологическая концепция Гегеля проникнута рационализмом. Само отличие человека от животного заключается, прежде всего, в мышлении.

 Материалист Фейербах утверждает самоценность и значимость живого, эмпирического человека, которого он понимает, прежде всего, как часть природы, чувственно – телесное существо. Антропологический монизм Фейербаха направлен против идеалистического понимания человека и дуализма души и тела и связан с утверждением материалистического взгляда на его природу. Но самого человека Фейербах понимает слишком абстрактно.

В истории русской философии можно выделить два основных направления, касающихся человека.

·           Материалистические учения революционных демократов (Белинский, Герцен, Чернышевский и др.) И

·           Концепции представителей религиозной философии (Федоров, Соловьев, Бердяев и др.)

Достижение свободы и независимости личности Белинский связывает с социальными преобразованиями, утверждая, что они возможны только в обществе, «основанном на правде и доблести».

В вопросе о формировании личности Герцен стоял на позиции взаимодействия с социальной средой.

Чернышевский утверждал, что человек – высшее произведение природы. На его взгляды оказало влияние учение Фейербаха. Но и есть отличие. Он вводит в учение о человеке социальные аспекты человеческого существования.

В концепциях русских религиозных философов антропологическая проблематика занимает центральное место. Представители этого направления постоянно обращаются к Богу, однако в центре их внимания находится человек, его предназначение и судьба.

Взгляды Достоевского основаны на том, что человек в своей глубинной сущности содержит два полярных начала – бога и дьявола, добро и зло, которые проявляются особенно сильно, когда человек «отпущен на свободу». Эти противоречия рассматривали и Соловьев и Бердяев.

С точки зрения представителей этого направления, главное для человека имеет духовная, божественная субстанция, а подлинный смысл человека соединиться с Богом. И одной из центральных проблем является проблема богочеловека (сверхчеловека). Антропология носит сугубо гуманистический характер, утверждая превосходство добра над злом и бога над дьяволом.  

60. Основное содержание современной экологической проблемы и проблемы народонаселения.

Теории, считавшие рост народонаселения главной силой общественного развития, выражали в свое время идеологию нарождающейся буржуазии в ее борьбе против непроизводительных сословий – дворянства и духовенства.

В результате в социологии появилась школа, считавшая главным злом, приводящим к нищете, ко всем бедствиям и лишениям, рост народонаселения. Эту точку зрения активно отстаивал английский экономист и священник Мальтус. Он утверждал, что причина бедственного положения народа, в том числе безработицы, есть результат переизбытка населения. «Естественный закон народонаселения» - рост населения увеличивается в геометрической прогрессии, а средства существования в арифметической. Выход он видел в принудительном регулировании народонаселения (войны, эпидемии, голод, принудительный непосильный труд, воздержание от брака).

Темпы роста народонаселения главным образом связаны с экономическими условиями в стране.

Население земли составляет 6,5 млрд. человек. Но демографическая ситуация в различных странах и регионах неодинакова. Так на юге планеты наблюдается рост, а на севере – снижение. Возникает масса проблем (планирование семьи , повышение уровня занятости и культуры). При решении этих проблем положительно благоприятно отразится и на отношении общества к природе, природным условиям.

Взаимодействие общества и природы имеет для человека не только утилитарное производственное значение, но и оздоровительное, нравственное, эстетическое, научное.

Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической: уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных; в значительной мере истреблен лесной покров; стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых; мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает уже быть регулятором природных процессов; атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом; На Земле уже невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось искусственно созданных человеком элементов.

  Стала совершенно очевидной пагубность потребительского отношения человека к природе лишь как к объекту получения определенных богатств и благ. Для человечества становится жизненно необходимым изменение самой философии отношения к природе.

Для решения экологической проблемы необходимо принять ряд мер: использовать природосберегающие технологии и производства, создание безотходных технологий, разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов и формировать в обществе экологическое сознание, т.е. понимание природы как другого существа, над которым нельзя властвовать без ущерба для себя.

62. Человек как объект познания в философии. Единство социального и биологического в человеке.

Эволюция человека происходит на всем протяжении его существования. Но она относится к социальной стороне его жизни. Что же касается биологической эволюции человека, то с тех пор, как он выделился из животного мира, она перестала иметь по крайне мере решающее значение. Даже люди с ослабленным здоровьем благодаря успехам медицины могут принимать активное участие в жизни общества. Сила естественного отбора в социальном мире все более ослабевает, т.к. социальные институты, здравоохранение постоянно сглаживают влияние индивидуальной биологической изменчивости.

Сегодня наблюдается очень медленный темп генетических изменений, производимых отбором, и вместе с тем большое генетическое сходство между различными человеческими группами. С другой стороны, имеется огромное разнообразие человеческих культур и образов жизней, очень быстрый рост социальных изменений, свидетельствующих о происходящей культурной эволюции человечества. Поэтому можно с уверенностью говорит о ведущей роли культуры в эволюции хомо-сапиенса. Политические, экономические и социальные изменения во многих странах, связанные с улучшением жизни людей, прямо влияют на состояние их здоровья и, следовательно, на изменение зависимости человека от естественного отбора. У человека роль естественного отбора заключается в сохранении мутаций, отрицательно влияющих на его здоровье.

С социальным обликом человека меняется и его биологическая природа, физический облик, умственные способности.

 Существенно улучшился такой показатель, как продолжительность жизни. Под влиянием социальных условий она возросла с 20-22 лет в древности до 30 в 18 веке. К началу 20 века в странах Запад. Европы продолжительность жизни составила примерно 56 лет. Сегодня в этих странах она достигла 75-78 лет.

Так же интересует вопрос о развитии умственных способностей. Антрополог Фрэнсис Гальтон был убежден, что интеллект современного человека снижается (более низкий IQ).

Современные биологи и антропологи полагают, что процесс биологической эволюции человека как вида, т.е. процесс видообразования человека, прекратился со времени образования хомо-сапиенса. Мозг человека не изменился, морфологическое изменение его завершилось. С возникновением человека и общества генетическая информация утрачивает свое главенствующее значение в жизнедеятельности вида человека. Она заменяется социальной информацией. А развитие последней «определяется уже столько естественным отбором наиболее умелых и одаренных, сколько социальными факторами, которые подчиняется и общебиологический процесс». 

63. Проблема взаимодействия личности и общества и ее решение в истории социально-философской мысли.

Понятие «личности» весьма богато по содержанию и включает не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека.

Человека делает личностью его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств, его социальная самобытность. В понятие личности не включают природно-индивидуальные характеристики индивида.

Социальная индивидуальность человека не возникает на пустом месте или только на основе биологических предпосылок. Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельности и воспитания. Поэтому личность как социальная индивидуальность – это всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие очень разнообразных факторов. И личность тем более значительна, чем в большей степени она аккумулирует социально-культурный опыт человека и в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его развитие.

Проблема личности в философии – это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково ее место в мире и в истории. Личность здесь рассматривается как индивидуальное выражение и субъект общественных отношений, деятельности и общения людей.

Качество общественных отношений и общения людей, как в историческом плане, так и в плане «наличного бытия» оказывает огромное влияние на формирование исторического типа личности, ее конкретные состояния и свойства. Тоже самое можно сказать и о деятельности, которая влияет на личность. Деятельность человека – та основа, на которой и благодаря которой происходит развитие личности и выполнение ею различных социальных ролей в обществе. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается «вещью в себе».

Социально – деятельностная сущность человека прежде всего лежит в основе социализации индивида, в процессе которой и происходит формирование личности. Социализация – это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою деятельность адекватным для данного общества способом. Социализация носит динамический характер, т.е. личность всегда в процессе становления. Личность, застывшая в своем формировании называется деградирующейся личностью.

Важная характеристика личности – нравственно – духовная сущность. В содержание личности и ее оценку в качестве важнейшего компонента включается направленность ее сознания, личностные ориентации, обусловленные уровнем ее сознания, мировоззрением, нравственностью и ответственностью. Безусловно, социальная среда оказывает существенное влияние на формирование и поведение личности. Но не в меньшей степени  личностные ориентации и поведение обусловлены и внутренним, духовным миром человека.

Сила воли и сила духа личности, ее нравственная доброта и чистота не могут подтвердиться и реализоваться никаким другим способом кроме как в реальной практической деятельности. Поступки – это важнейший фактор, характеризующий личность. Если индивид действительно считает себя личностью, он должен быть ответственным – это в большей степени атрибут личности. И быть ответственным более трудно, чем быть свободным.

64. Интересы и ценности человека. Их классификация по различным основаниям.

Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией.

В античной, а затем и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие.

Различные исторические эпохи и разные философские системы накладывают свой отпечаток на понимание ценностей. В средние века они связываются с божественной ценностью, приобретают религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей.

После выделения аксиологии в самостоятельную область философских исследований сформировалось несколько типов теорий ценностей.

Натуралистический психологизм (труды Дж. Дьюи), рассматривает ценности как объективные факторы реальности, которые эмпирически наблюдаемы, а их источник связывает с биологическими и психологическими потребностями человека.

 Аксиологический трансцендентализм (Виндельбанд, Риккерт). Здесь  ценность - не объективная реальность, а идеальное бытие. Ценности рассматриваются как не зависимые от человеческих желаний. Это добро, истина, красота, которые имеют самодостаточное значение, являются целями сами по себе и не могут служить средством для каких-то иных целей. Ценности рассматриваются в этой концепции как нормы, которые не зависят от человека и образуют общую основу конкретных ценностей и культуры.

Персоналистический антологизм (Шелер). Здесь утверждается объективный характер ценностей. Например, цвет существует независимо от предметов, которым он подлежит, так и ценности (приятное, величественное, доброе) могут созерцаться вне зависимости от тех вещей, свойствами которых они являются. Познание ценностей и их созерцание основано, в конечном счете, на чувстве любви или ненависти.

Социологическая концепция ценностей (Вебер). Ценность – это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта. В этой связи особо подчеркивается роль этических и религиозных ценностей в развитии общества.

Ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Они формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках определенных конкретно – исторических общественных отношений и форм общения людей.

На базе человеческой практики, потребностей и социальных отношений возникают интересы людей, которые непосредственно обуславливают заинтересованность человека в чем-то.

Существует индивидуальная динамика ценностей и их иерархия. Так в литературе выделяют ценности – цели или высшие (абсолютные) ценности, и ценности – средства (инструментальные ценности). Положительные и отрицательные ценности, имея в виду их социальное значение и последствия их реализации. Можно выделить материальные и духовные ценности и т.д. Все они находятся между собой в тесной взаимосвязи и единстве и образуют целостность мира каждого человека.

Высшая и абсолютная ценность – это сам человек, его жизнь. Эта ценность должна рассматриваться только как ценность – цель. К высшим ценностям также можно отнести смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода и т.д.

Немаловажное значение имеют и ценности – средства. Они подчинены высшим ценностям и обусловлены ими. Например, если человек стремится к утверждению справедливости, он никогда не будет использовать для этого несправедливые средства, а стремление к добру несовместимо с недобрыми средствами.

Различные социокультурные типы общества имеют специфические ценности. Так для восточной традиции характерно единства общества и человека, господство таких норм и правил поведения личности, как справедливость, гуманность, искренность, человечность, уважение к родителям и старшим. Для западной же традиции характерным является противопоставление личности и общества и приоритет индивидуальных ценностей над общественными.

Существуют также рыночные, иррациональные и псевдонаучные ценности.

Псевдонаука (мистика, оккультизм, астрология, магия, колдовство и т.д.) Рационализм заменяется иррационализмом (логика разума заменяется верой и внушением).

 

65. Личность в переходный период развития общества. Влияние рыночных отношений на развитие личности.

Наше общество переживает ответственный исторический этап – становление рыночных отношений. Он связан с изменением не только экономических отношений, но и всей системы социальных отношений.

Суть рыночных отношений – экономический либерализм, конкуренция, стремление к прибыли. Они влияют на ценностные ориентации личности неоднозначно. С одной стороны, они пробуждают инициативу, активность, энергию людей, расширяют возможности для развития способностей и творчества личности.

А с другой, развитие экономического либерализма и конкуренции ради прибыли приводит к таким последствиям, как двойная мораль, всеобщее отчуждение, психические фрустракции, неврозы и т.д. Ценности личности как бы пропускаются через призму рынка и приобретают характер рыночных ценностей. Не только материальная, но и духовная жизнь общества и личности строятся по законам рыночных отношений и экономического обмена.

В условиях господства рыночных отношений личность нередко теряет свои высшие ценности, составляющие смысл ее жизни. А это ведет к образованию экзистенциального вакуума. Сами по себе рыночные отношения и связанные с ними цели и ценности не могут иметь самодовлеющего значения, т.е. выступать как высшие ценности. Они конечно необходимы, но главными должны оставаться ценности духовного развития личности.

Хотя рынок и имеет внутреннюю логику своего развития, но государственные структуры не должны отстраняться от регулирования рыночных отношений. Экономика должна быть социально ориентированной.

Ценности экономического либерализма и социальной справедливости должны быть интегрированы в едином синтезе. Только при этом условии мы можем социально защитить бедных и дать свободу действий социально активной и способной части населения.

39. Психологическое направление в соц-й философии Л. Уорд, Г. Тард, В. Парето.

Начало было положено трудами Лестера Уорда, Габриэля Тарда, Вильфреда Парето.

Л. Уорд (1841-1913) – Америк. мыслитель, положительно воспринявший учения Конта и Спенсера. Однако считал, что решающее влияние на развитие общества оказывают не соц-е, и не биологич-е, а психические факторы. В своих трудах «Психические факторы цивилизации», «Динамическая социология» и др. Он пытался раскрыть психические механизмы развития общества. Он писал, что социальные силы – психологические. Важнейшими из которых выступают желания людей. Логика: все то что есть в обществе создано людьми, необходимо посмотреть причину деятельности. Он характеризовал желание как «всепроникающий и весь мир оживляющий принцип, пульс природы, как главную причину всякой деятельности». Обосновывая «функцию желаний» Уорд выделяет первичные желания, связанные с потребностями людей в пищи, одежде, жилье и т.д. На их основе он считал, что формируются более сложные желания людей, в том числе желания в творческой деятельности, гражданские свободы, а также моральные, эстетические и религиозные желания.

Желания людей порождают их волю, которую он называет «динамическим двигателем общества».

Желание и воля выступают как основные природные и социальные силы, обеспечивающие развитие общества и потому как основные факторы цивилизации. При этом желание и воля людей может быть осознанными и неосознанными.

Неосознанное желание и воля действуют как иррациональные (подсознательные) силы, побуждающие людей к неосмысленному поведению людей, основанная на интуиции и инстинктах.

Наряду с Уордом развивалось и такое направление, которое исследовало проблему психического подражания и его роль в функционировании общества. Ведущим представителем является Тард. Свое учение он развил в трудах «Законы подражания», «Социальная логика», «Социальные законы»,  «Общественное мнение и толпа» и др.

Тард исходил из того, что в основе соц-й деятельности людей лежит их психический настрой на подражание. Он пояснял, что подражание играет в обществе такую же роль, как и наследственность в живых организмах. Подражание выступает как важнейшая сторона соц-го наследования, т.е. преемственности в развитии общества. Тард рассматривал подражание как усвоение и повторение людьми того нового, что появляется в той или иной сфере общественной жизни. Этим новым могут быть маленькие или большие изобретения и открытия:

1. совершенствующие быт людей,

2.  их производственную, познавательную и иную деятельность,

3. расширяющие их власть над природой,

4. обогащающие отношения между ними.

«Изобретение и подражание – таков основной элементарный общественный процесс», - делает вывод Тард. Всякие новации, будь-то изобретения или открытия в любой области, представляют собой акты творчества способных и талантливых людей, которые затем усваиваются и повторяются многими людьми. В результате человеческое изобретение и открытие порождают огромное кол-во подражаний и распространяются по всему миру.

Тард указывал на 3 основных закона подражания:

1.       Закон повторения, т.е. усвоение и воспроизведение людьми тех или иных новшеств.

2.       Закон оппозиции (сопротивление), выражает борьбу самих новшеств или нового и старого в обществе.

3.       Закон приспособления, адаптация людей к появившимся новшествам и к изменившимся условиям жизни.

Историю Тард рассматривал, как непрерывную цепь подражания, ка собрание деяний имеющий наибольший успех и которым более всего подражали.

41. Неокантианство и проблема ценностей в социальной философии.

Одним из влиятельных направлений философской мысли конца 19 – начало 20 века было неокантианство. Оно основывалось на философии И. Канта и развивала ее в новых исторических условиях. В области соц-й философии последователи Канта видели в том, чтобы проанализировать сущность и специфику наук об обществе. Эта задача с наибольшей полнотой была реализована в произведениях нем. мыслителей В. Виндельбанда (1848-1915) Г. Риккерта (1863-1936).

Суть соц-й фил-и неокантианцы видели в том, чтобы исследовать методы познания и истолкования исторических событий. «Метод есть путь ведущий к цели», - писал Риккерт. По их мнению, методы наук об обществе и его культуре существенно отличаются от методов наук о природе. Они исходили из того, что науки о природе отыскивают общие законы развития природных явлений. Наличие же законов развития общества они отрицают. По их мнению, науки об обществе должны освещать отдельные исторические факторы, их характерные особенности.

Подчеркивая это различие наук о природе и наук об обществе Виндельбанд писал: «одни из них суть науки о законах, другие- науки о событиях; первое учит тому, что всегда имеет место, последнее, что однажды было.» В первом случае имеет место номотетическое мышление (физика, естествознание0, т.е. обобщающее, открывающее законы природы; во втором – мышление идеографическое (изображение образа0, фиксирующая отдельное исторические событие, их уникальность и неповторимость.

Возникает проблема, если отрицается закономерный характер развития общества и его культуры, то как определить соц-ю значимость тех или иных исторических явлений, их роль в развитии человеческой культуры? Решается она неокантианцыми путем обращения к проблеме ценностей.

«Не в коем случае не законы, но всегда лишь ценности должны применятся в качестве руководящего принципа объяснения общественных явлений», - утверждал Риккерт.

Ценности истолковываются как идеалы и тем самым как ориентиры социально-культурного развития общества.

По мнению Виндельбанда и Риккерта ценности носят надысторический характер, и образуют в своей совокупности идеальный, независимо от людей, вечный трансцендентный (потусторонний) мир. Из этого мира исходят соответствующие идеи и прежде всего идея должествования (должен). Она указывает на безусловное неограниченное временем абсолютное значение выше названных ценностей. По мере их осознания люди вырабатывают соответствующие нормам ценностные установки и требования (моральные, религиозные и т.д), которыми они руководствуются в их жизни, деятельности и поведении.

Как подчеркивал Риккерт, люди верят в объективный смысл нравственных и других ценностей. Ибо его словам «без идеала над собой человек в духовном смысле слова не может правильно жить».

38. Многообразие современных подходов в исследовании общества. Позитивизм и постпозитивизм.

Начало этому направлению положил О. Конт французский философ (1798-1857). Он поставил и решал проблему развития общества как целостного социального организма. Общество представляет собой систему взаимосвязей и взаимодействия людей, т.е. предстает как целостная социальная система.

По Конту, общество определяет развитие и деятельность всех составляющих его субъектов: будь-то личность, сословие, класс и т.д. Оно формирует личность по своему образу и подобию. Каково общество, таковы и принадлежащие ему личности.

Конт называет свою философию и социологию позитивными, поясняя при этом, что они целиком базируются на данных науки. (Позитивное знание -есть знание научное). Конт продолжатель Бэкона (17 век).

Центральным в позитивной социальной философии Конта являются проблемы:

1. закономерного характера развития общества

2. его первоосновы, в качестве которой выступает, по его мнению, сознание людей, развитие их интеллекта.

Конт был субъективный идеалист.

Конт пытался показать, что общество развивается под влиянием биологических и астрономических (космических) законов. (в 20 в на роль космических явлений в развитии общества указывали рус. ученые Чижевский, Гумилев). Конт писал о влиянии на развитие общества климата и расового состава населения. Однако  основное влияние на общество он видел в интеллектуальной эволюции человечества.

Важное место в соц-й фил-и Конта занимает решение проблем гармонии в развитии общества и достижение его стабильности. Речь идет о гармонии «целым и частями соц-й системы, а также между самими частями в качестве которых выступают духовная, политическая, экономическая и биологическая стороны жизни общества. Гармония в обществе, подчеркивал он, это, прежде всего наилучшее сочетание интересов различных личностей и социальных слоев. Значение политической власти и достоинство политиков состоит в мудром согласовании интересов соц-х субъектов.

В гармонии общества Конт видел основное условие его стабильности, возможность нормального развития каждого сословия, народа, человека. По его мнению, соц-й гармонии можно достичь с помощью науки, которая должна найти нужный механизм взаимодействия между всеми частями общества и механизм согласования интересов всех соц-х слоев и личностей с интересами общества.

Многие идеи Конта развил его последователь Г. Спенсер (1820-1903). Он создал органическую теорию развития общества, взаимодействие в нем биологических и социальных факторов. Он считал, что оба эти фактора проявляются в деятельности любого соц-го института, в том числе в семье, гос-ве, в органах власти и т.д. Обоснование Спенсером роли биологических процессов в развитии общества происходило под сильным влиянием работ Ч. Дарвина.

Спенсер – один из основоположников теории соц-го дарвинизма, которая считает, что общество развивается по тем же законам, что и органическая природа.

Постпозитивизм- современный позитивизм, движущим фактором развития общества считает сознание людей, мотивы их деятельности. Постпозитивизм измельчал, теория малых дел. Имеются школы: эмпирическая социология- выявление поведения в малых группах, структурно-функциональный анализ- институт сотрудничества в рамках страны в целом.