36. Предмет социальной философии и ее методологическая роль в познании общественных явлений.

Предметом соц филос явл общ-во во взаимодействии всех его сторон, т. е. как целостная соц система, а также закон функционирован и развит общ-ва.

Осн стороны предмета соц философ:

1) соц филос рассматрив разл общ-ые явления на макроуровне, как саморазвивающ соц система. Ее интерес не столько специфич особенн (эк-их, политич-их, духовн явл), сколько их место в целоствной структуре общ-ва и та роль, кот они играют в его существовании и развит общ-ва. (Все взаимосвязано: полит, эконом, право, религия, мораль, искусство).

2) Соц филос рассматрив также взаимодеств м/у собой различн общ-в, как разл соц систем. В поле ее зрения наход те явления и процессы общ-ой жизни, кот характер развитие всего общ-ва. В этом случ предм соц филос явл историческ процесс в его целом взаимод ее объективных и субъективных сторон, закономерность его развития.

Соц филос играет существ методологическую роль в познании общ-ых явлений. Эта роль заключ в применении ее положений, в преследовании отд общ-ых явлений (эк-их, пол-их, религиозн). Положение соц филос играет роль метода познания этих явлений.

Применение метода познания предполагает:

а) подход к общ-ву, как целостность в соц системе. Все элементы кот находятся м/у собой во взаимосвязи.

б) рассмотрение всех общ-ых явлен в их постоянн развитии. Это важнейш принцип динамики и принцип историзма, треб анализа люб общ-ых явлений в их историч развитии и их историч контексте.

в) рассмотрен общ-ых явл в их историч приемственн с учетом того, что действит-ть устарела и играет сегодня консервативную и откров реакц роль. Дает общ-ву развив по пути прогресса.

г) наход и анализ те социальн противореч, кот опред суть и историч развитие тех или иных общ-ых явл и процессов

д) движение от абстрактного к конкретному в анализе общ-го явлен общ-ва в целом, т.е. идти от общ-ых положен к более детальному анализу общ-ва в постоянн взаимод всех его сторон.

37. Онтологическая, гносеологическая и ценностная стороны социального познания.

Соц познан общ-ых явл с опред соц позиций. Здесь понят истины тесно связано с интерес общ-ва.

1)На 1-й план в соц познаниях выст онтологическая сторона. В др случае речь идет об ячейке общ-ва. 

Соц филос воссозд целостную картину бытия общ=ва. Взаимод всех его сторон, его структуру и динамику развития.

Гносиологич сторона соц познания выраж в иной проблематике, а именно: каким обазом осуществ познание общ-ых явлений, каковы возможн их познания, каковы границы этого. В рамках соц философ сложилась теория соц познания. Решает вопросы:

а) о роли общ-ой практики как основы познания и критерия истинности в соц теории

б) о решении познав процесс личного опыта исследован

в) о роли разного рода соц исследован познаний тех или иных процессов в развит общ-ва

г) о возможности и границах познания дух общ-ва и чел-ка

2) Научного и мифологического мышления

3) «Здравый смысл» и иллюзорного соднания

4) Сущ-ет целостная сторона соц познания. Она касается ценности тех или иных явлений для чел-ка, для познающ субъекта, кот по своему толкует

Целостности указ на значение той или иной вещи или явлен для чел-ка, нации и т.д. Можно выдел материальн, политич, правовые, моральные, эстетич, религиозные. Все они служат ориентир для людей в их мышлении, деят-ти, поведен. Существ понятие «целостная ориента» для того или иного субъекта. Какими ценностями руководствуется исследован разных процессов общ-ой жизни? Что для него значимо, а что не значимо? Что ценно, а что не ценно? Получается, что значимым для исследов явл то, что отвеч его интересам, кот и опред его ценности ориентац.

Онтология и гносиолог и ценн стор соц познания определ содержание соц философ как в науке и как в мировоззрении.

38. Многообразие современных подходов в исследовании общ-ва. Позитивизм и постпозитивизм.

39. Психологическое направление в социальной философии. Л.Уорд, Г.Тард, В.Парето.

Информацию обо всех нижеперечисленных я нашла в разделе социологии. Поэтому перед тем как отвечать, скажи, что каждый из них представитель социологии. Если спросит, чем отличается социология от философии, скажешь, сто социология изучает все, что относится к обществу, а философия – все сущее, пытается понять и объяснить все человеческие знания, ищет истину.

Парето – итальянский экономист и социолог. Общество, по П., является системой, которая, подобно механической, находится в равновесии в результате взаимодействия парализующихся антагонистических интересов отдельных слоев и классов. Согласно П., социальное развитие определяется поступками людей, которые делятся им на логические (целесообразные) и нелогические (неосознанные). В основе нелогических поступков лежит комплекс инстинктов, желаний, интересов, изначально присущих человеку. П. назвал его остатком. Человеку как существу веры, чувства задана также потребность и в логическом (вернее, псевдологическом) обосновании задним числом своего иррационального поведения. Поэтому каждый нелогический поступок содержит и изменчивые интерпретации остатков, которые объясняют, но в то же время и маскируют их. Возрастая и охватывая массы, производные, по П., могут достигать уровня идеологий, религиозных учений, философских теорий. Комбинации остатков и производных определяют тот или иной социальный процесс, а их неравномерное распределение среди людей обусловливает социальное неравенство и антагонизм между ними. Эта искусственная, ненаучная схема лежит в основе объяснения П. механизма общественной жизни. Творческая сила, борьба и смена с помощью насилия немногочисленных элит, по П., - движущая сила и закон общества.

Тард – французский социолог и криминалист. В социологии Тард – представитель психологического направления; основной закон социологии подражание, общественность тесно связана с подражательностью.

Уорд – английский психолог и философ-идеалист. Развил представление о качественных различиях между "царствами природы"; реальный мир, по Уорду – совокупность взаимодействующих "духов", монад. В психологии У. выступил против эволюционизма, психофизического параллелизма и ассоцианизма. Он ввёл представление об активном, избирательно воспринимающем психологическом субъекте, подчёркивая значение воли и внимания как главных видов психической деятельности.

Лацарус – немецкий философ-идеалист, один из основателей т. н. психологии народов. Понятие "народный дух" выступает у Л. производным от психологии индивида; объективным выражением народного духа являются язык, нравы, общественного учреждения и т. п.

40. Материалистическое понимание истории и его современная оценка.

Материалистическое понимание истории - в широком смысле - философский принцип, обосновывающий первичность общественного бытия и вторичность общественного сознания.

Материалистическое понимание истории - по Ф.Энгельсу - концепция, согласно которой определяющим моментом в историческом процессе является производство и воспроизводство экономических условий и материальных отношений, детерминирующих все идеологические, общественные отношения.

Суть материалистического понимания истории можно определить двумя основными законами. Закон философии - это связь, отношение со следующими характеристиками: объективность связи, всеобщая связь, устойчивая, повторяющаяся (если не будет повторения, то нельзя будет зафиксировать). Законы социальные:

1.  Общественное бытие определяет общественное сознание.

2.  Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью, оказывает воздействие на общественное бытие (как только человек осознал себя человеком, выделил себя из бытия, продукты его сознания начинаю править миром). Это концепция приспособления, главная характеристика живого - приспособляемость, у одного она активная (идут на баррикады), другие забиваются в угол.

41. Неокантианство и проблема ценностей в социальной философии.

42. Социально-философская проблематика фрейдизма и неофрейдизма.

Теория Фрейда (австр.врача-невропатолога и психиатра) направлена на изучение массового сознания, взаимоотношений в социуме. Фрейдизм - название теории и метода психоанализа.. Фрейд,исследуя причины патологических процессов в психике, решительно отказался от материалистич.в своей основе попыток объяснить изменения содержания психических актов физиологическими причинами. Но одновременно он совершенно отошел от материалистического мировоззрения, отказался от объективных методов исследования психики и создал в целом произвольную, надуманную, субъективистскую теорию. Суть ее состоит в отрыве психики от материальных условий и причин, ее порождающих. Психика рассматривается как нечто самостоятельное, существующее параллельно материальным процессам и управляемое особыми, непознаваемыми, вечными психическими силами, лежащими за пределами сознания. Над душой человека властвуют, как рок, неизменные психические конфликты бессознательных стремлений к наслаждению (прежде всего половому), к агрессии с “принципом реальности”, к кот. приспосабливается сознание. Совр.сторонники Ф.-неофрейдисты, представители школ “культурного психоанализа” (Хорни, Кардинер, Александер и др.), сохраняют нетронутой осн.идеалистическую линию З.Фрейда, отказываясь лишь от тенденции видеть во всех явлениях человеческой жизни сексуальную подоплеку и от некоторых др.методологически несущественных особенностей классического Ф. Фрейдистская концепция оказала и продолжает оказывать большое влияние на различные области культуры, и особенно заметное - на теорию и произведения западного искусства. Меньшее влияние Ф.имеет сейчас в неврологии и психиатрии.  НЕОФРЕЙДИЗМ. 1.Американский неофрейдизм. Где было “оно” должно стать “я”. Требования “оно” должны быть строго подчинены контролю со стороны “я”. 2.Европейский неофрейдизм. “Я” должно осознать требования “оно”, и они должны быть удовлетворены, реализованы.

43. Общество как целостная саморазвивающаяся система, ее основные элементы.

Общество - обособившаяся от природы часть материального мира, форма жизнедеятельности людей, продукт их взаимодействия. Это такое объединение людей, которое возникает в результате единства самых существенных сторон их жизни: территориальной, экономической, идеологической, политической и т.д. Общество - это сложно организованная система элементами которой являются:

1.     Отдельные индивиды.

2.     Группы людей. Эти группы разнообразны (семья, работники города, род, нация и т.п.). Все эти элементы составляют социальную систему общества. Люди могут объединяться в политические партии, профсоюзы. Эти образования выступают элементами политической системы общества.

3.     Общественные отношения - многообразные связи между людьми. К ним относятся экономические, правовые, политические отношения. Все эти отношения носят материальный характер.

Экономические (производственные) отношения - отношения, которые складываются между людьми в процессе производства, распределении обмена и потребления материальных благ.

Политические отношения -отношения, которые складываются между классами, государствами и нациями. Политика - отношения между государствами, классами и нациями.

Правовые отношения - система социальных норм и отношений (законов), охраняемых силой государства.

                В соответствии с философией марксизма, политика и право (политические и правовые отношения) обусловлены экономическими отношениями. Так перераспределение собственности в нашей стране в последние годы привело к изменениям политической правовой сферы. Новые экономические отношения (формы собственности) закрепляются в соответствующих политических институтах, актах и т.д.

4.     Идеи, взгляды, теории. Их совокупность образует духовную сферу общества. Наличие этой сферы свидетельствует о специфическом характере общества как системы. Взгляды, идеи, представления являются отражением экономических, политических и правовых отношений. Последнее указывает на необходимость различать с одной стороны экономические, политические, правовые отношения (они материальны) и соответствующие взгляды экономических, политических и правовых отношений (они идеальны).

Отмеченные элементы позволяют расчленять общество  на отдельные сферы системы:

производственную, социальную, политическую, духовную и т.д. Каждую из этих сфер в соответствии с системным методом можно рассматривать как сложное материальное образование. Политическая сфера, например, включает в себя различные государственные организации и т.п.

44.Объективная и субъективная стороны общественной жизни.

Объктивн и субъективн стор жизни и развит общ-ва  - это та котор существ вне и независ от создания людей. Это:

а) природн услов

б) потребн людей (пища, одежда, жилище)

в) сост произ-ва, соц структура (взаимосв планов нации, др соц групп) + полит строй в услов кот вынуждена начин совю деят-ть кажд новое поколен людей.

 Субъективн сторона жизни и развит об-ва – это сознан и воля людей. Их способ вносить изменен в объект мир, преобраз их. Объективн и субъективн стороны жизни и развит общ-ва взаимод м/у собой. Объект сторона в ней  в кач-ве определяющ. Роль обществ познания, в т.ч. науки, искусства, морали, религии, как и сознан отд людей, всегда было значит-на и постоянно возростала.

45. Деятельность как основа социального. Основные виды общественной деятельности, их взаимосвязь.

Деятельн людей есть есть специфич ф-ла их соц активности. Активность присуща всей природе, в том числе чел-ку, как высшему звену его эволюции. Социальн активн проявляется в производственной деятельности людей, в кот чел-к как социальн существо и как сила природы противостоит всей остальной природе. В процессе производств деят-ти вещ-ву природы придаются формы и св-ва, делающие его способным удовлетв различн потребн людей. Деят-ть чел-ка всегда носит обществ хар-р. Изолир от общ-ва деят-ти не бывают.

Осн виды обществ деят-ти: экономич, политич, правовая, эстетическая, научная, религиозн. Все они в тесном взаимодейств др с другом, что влияет на содержание каждой из них.

Деят-ть людей всегда целесообразна и действ в соотв с потребн и целями людей:

а) на создан предм матем и духовн культуры.

б) на соверш общ-ых отнош-ий

в) на обеспеч функционир соц институтов

г) на созд опред дух атмосферы (в семье, общ-ве, произв коллективе).

Изменяя природу и соц сферу чел-к измен сам. Целесообр и преобразоват хар-р человеч деят-ти, реш значение в развит общ-ва и самих людей, хар-ют ее как основу социальн и как специфич способ существ чел-ка и общ-ва. Общ-во – это не только кол-во сост его людей, а совокупность их связей и отношен м/у собой при 1-м и том же составе насел. Могут быть разные общ-ва, если эк-кие, политич и др отношен, будет существ различаться.

Исходя из их субъектов и их содержания их классифицир:

 а) соц плановые отношен

б) проф и демокр и др

в) национальн отношен, отнош м/у нациями

г) семейн отнош

46. Общественные отношен как структура общ-ва, их осн виды и взаимодейств.

47. Учение об общественно – экономич формациях и цивилизациях как проявления системного подхода к изучен общ-ва.

48. Экономическая сфера жизни общ-ва, ее взаимодейств с дру сферами. Роль способа произв-ва в обществ жизни.

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Во-первых, потому, что она обеспечивает людей материальными условиями их существования — продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Во-вторых, потому, что экономическая сфера жизни общества является решающей, определяющей ход всех происходящих в обществе процессов. Под экономикой в широком смысле обычно понимают систему общественного производства, т. е. процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития. В своей экономической деятельности люди преследуют определенные цели, связанные с получением необходимых им благ.

Способ пр-ва фиксирует как и при помощи чего осуществляется производство. Способ производства состоит из двух сторон:

1) Производительные силы - люди и средства труда. Производительные силы фиксируют отношения к природе людей.

2) Производственные отношения - отношения людей друг к другу в процессе производственного обмена, распределение и потребление материальных благ, это отношение собственности. Сущность производственных отношений это форма собственности. Существует частная, групповая, общинная собственность. История знает три формы частной собственности: рабовладельческое, феодальная и капитальная. Социалистическая - по сути дела монополия государства на средства производства и рабочую силу, это фактическое отчуждение производителя от собственности.

49. Социальная сфера жизни общ-ва, ее содержание и значение в жизни людей.

50. Политическая сфера жизни общ-ва, ее специфика и взаимосвязь с другими сферами.

51. Правовая сфера жизни общ-ва. Понятие правового гос-ва. Неотчуждаемые права и свобода личности.

52. Духовная сфера жизни общ-ва, ее взаимосвязь с другими сферами.

53. Осн эл-ты духовн жизни общ-ва.

54. Основн элементы духовной жизни общ-ва.

Обыденное и теоритическое сознание.

55. Понятие обществ психологии. Массовое сознан и его особ-ти.

56. Идеология, ее сущность и роль в общ-ве. Идеология консерватизма, либерализма и радикализма.

57. Осн виды духовн освоен мира: наука, искусство, религия, мораль; их специфика.

58. Роль религии в духовн жизни чел-ка и общ-ва.

59. Природн основы обществ жизни. Взаимодейств общ-ва и природы в историч процессе.

60. Осн содержание современн экологич пробл и пробл народонаселен.

61. Чел-к как объект познан в философ. Единство социальн и биологич в чел-ке.

62. Чел-к как объект познания в философ. Единство социальн и биологич в чел-ке.

63. Проблема взаимодейств личности и общ-ва и ее решен в истор социально-философск мысли.

Общество - совокупность людей:

- объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей;

- характеризующаяся (1) устойчивостью, (2) целостностью, (3) саморазвитием и (4) наличием особых социальных ценностей и норм, определяющих их поведение.

Общество - человеческая общность, специфику которой составляют отношения людей друг к другу. Общество есть продукт взаимодействия людей.

Общество - целостная система социальных институтов, выполняющих функции регулирования экономических, политических, правовых, нравственных и иных отношений.

Личность - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих человека.

Личность - продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Формирование личности происходит в процессах социализации индивидов и направленного воспитания: освоения социальных норм и функций.

64. Интересы и ценности чел-ка. Их классификац по различн основаниям.

65. Личность в переходн период развит общ-ва. Влияние рыночн отнош на развит личности.

66. Многовариантн развит человеч общ-ва. Проблеммы и перспективы современн цивилизац.

Существует 3 точки зрения на цивилизацию:

1) Цивилизация, как синоним культуры;

2) Цивилизация как нечто противостоящее культуре;

3) Цивилизация как характеристика конкретного социально-культурного образования.

Основные характеристики цивилизации:

1) Общественное разделение труда;

2) Возникновение товарно-денежных отношений;

3) Раскол общества на классы, появление государства;

4) Изменение в формах семьи от полигамии к моногамии;

5) Создание письменности.

Цивилизация включает преобразовательную, окультуренную человеком природу, средства этого преобразования, человека усвоившего культуру и способного жить в окультуренной среде своего обитания, общественные отношения, как форма соц. организации культуры. Цивилизация заключает в себя и достижения и противоречия.

1.Демографическая проблема. В 1650 году население Земли составляло 0.5млрд. человек и увеличивалось на 0,3% в год. В 1900 году - 1,6 млрд. и увеличивалось на 0,5% в год. В 1970 году - 3,6 млрд. и увеличивалось на 2,1% в год. В 1991 году - 5.4 млрд. и появилась обнадёживающая тенденция - годовой прирост населения снизился до 1,7% в год. Хотя в абсолютных цифрах прирост продолжал возрастать и составлял в 1991 году 92 млн человек. Доля населения Земли, проживающая в развитых странах постепенно уменьшается. Если в 1950 году в развитых странах проживало 33% населения Земли, то в1980 - только 25%, а к 2025 году по прогнозам снизится до 16%.

2.Неравномерность в распределении доходов. На начало 90-х годов в мире было 157 миллиардеров, 2 миллиона миллионеров и 1,1 млрд человек, доход которых составлял менее одного доллара в день. Доход 20%самых богатых был в 1989 году в 59 раз выше дохода 20% самых бедных. Это соотношение в 1960 году было 30 к 1, в 1970 году - 32 к 1, 1980 году - 45 к 1.

3.Уменьшение биологического разнообразия. С 1600 года полностью уничтожено 100 видов млекопитающих и 200 находятся под угрозой уничтожения, 130 видов птиц (100 под угрозой), 500 видов растений (3500 по угрозой).

4.Гибель тропических лесов. На начало 90-х годов в Латинской Америке площадь тропических лесов уменьшалась на 0,9% в год, в Азии - на 1,2% в год, в Африке - на 0,8% в год.

5.Повышение среднегодовой температуры Земли. В 1970 году среднегодовая температура Земли составляла 14,9 градусов, 1980 - 15,1, 1990 - 15,3, по прогнозам в 2000 - 15,5.