Содержание

Введение_______________________________________________________ 3

1. Общие признаки демократии_____________________________________ 5

2. Демократический принципы в действующей Конституции РФ. Их реализация государственном устройстве РФ___________________________________ 14

3. Общественно-политические силы демократической ориентации в РФ___ 18

4. Демократия - определенная форма государства_____________________ 24

Заключение____________________________________________________ 29

Список литературы______________________________________________ 31

Введение

 

Демократия - (от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть) - народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие.

С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.

Термин «демократия» производно от двух греческих слов — (переводится буквально «власть народа».

В политологическом словаре демократия определяется как «власть народа, народовластие, форма политического, государственного устройства, основанная на признании народа как источника власти, его права принимать участие в решении общественных, государственных вопросов, на признании принципов свободы, равенства и других прав граждан, предусматривающая введение правовых и процедурных гарантий их реализации во всех сферах жизни общества».

В системе современного социального знания существуют различные подходы к ее пониманию и анализу:

1) демократией называют политическую или социальную системы, которые ставят своей целью свести к минимуму социальные b экономические различия;

2) форма правления, при которой право принятия политических решений осуществляется всеми без исключения гражданами, в соответствии с правилами правления большинства. Это – прямая демократия;

3) форма правления, при которой граждане осуществляют свое право не лично, а через своих представителей, т.е. представительная демократия;

4) форма правления, где власть большинства реализуется в рамках конституционных ограничений, которая гарантирует меньшинству условия для осуществления прав, таких как – свобода слова, вероисповедание и т.д. Это либеральная или конституционная демократия. [1]

1. Общие признаки демократии

Сторонники разных концепций единодушны в выделении общих признаков демократии:

1) признание народа источником власти, сувереном в государстве. Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, а в ряде стран имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов;

2) равноправие граждан. Демократия предполагает как минимум равенство избирательных прав граждан;

3) подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении;

4) выборность основных органов государства.

Любые демократические государства строятся на базе этих фундаментальных позиций. В то же время современные, основанные на ценностях либерализма, демократии дополняют их принципами прав человека, их приоритета над правами государства, ограничении власти большинства над меньшинством, уважение права меньшинства иметь свое мнение и отстаивать его, верховенство закона и т. д.

Рассмотрим более подробно некоторые из них. Одним из основополагающих принципов демократии является принцип большинства. При авторитарной форме правления вся полнота власти сосредоточена в руках узкого слоя политической элиты, которая часто в своих действиях игнорирует волю и интересы большинства народа. При демократии в процессе свободного волеизъявления народа в пользу тех или иных предложений выявляется большинству), позицию которого власти игнорировать не могут. Принцип большинства — суть народного суверенитета, в соответствии с которой народ провозглашается источником верховной государственной власти в демократическом обществе Правило большинства должно сочетаться с гарантиями прав личности, которые служат защите прав меньшинств — этнических религиозных, политических и не могут быть отменены большинством голосов.

Принцип большинства осуществляется посредством дву? форм: прямой и представительной демократии. К прямой или непосредственной демократии можно отнести проведение выборов на основе всеобщего избирательного права. Непосредственная демократия исходит из того, что в демократическом государстве воля народа и государственная власть должны быть тождественны, что сам народ должен непосредственно участвовать в принятии важнейших политических решений, осуществления власти. Представительные же органы необходимо свести к минимуму и сделать полностью подконтрольными гражданам.

По мнению сторонников непосредственной демократии, лишь она представляет собой подлинное народовластие, дает больше возможностей по сравнению с представительными институтами для выражения интересов и воли народа. Ее преимущества также в том, что непосредственная демократия обеспечивает полную легитимизацию власти, преодоление политического отчуждения граждан, что повышает стабильность политической системы и эффективность управления; расширяет за счет участия многих людей интеллектуальный потенциал политических решений, повышает вероятность их оптимизации; развивает общественную активность населения, способствует свободной самореализации и самоутверждению личности, ее развитию в целом; обеспечивает эффективный контроль за политическими институтами и должностными лицами, предотвращает злоупотребления властью, отрыв правящей элиты от народа, бюрократизацию чиновничества.

Справедливости ради надо отметить, что у непосредственной демократии есть не только сторонники, но и противники. Они акцентируют внимание на ее слабых местах. Это низкая эффективность принимаемых решений вследствие недостаточной компетентности и эмоциональной ответственности должностных лиц, поскольку важнейшие решения принимаются широким кругом никем не контролируемых и не несущих за это ответственности непрофессионалов; повышение опасности тоталитаризма или популистского авторитаризма вследствие подверженности масс идеологическим влияниям и их склонности к уравнительности, ущемлению свободы за счет равенства, сложности и дорогостоящность при практическом осуществлении; невозможность привлечь большинство граждан к систематическому участию в управлении без принуждения, нарушения личной свободы, поскольку основная масса населения не желает добровольно заниматься политикой.

Вторая форма — представительная демократия исходит из понимания демократии как компетентного и ответственного перед народом представительного управления. Носителями представительной власти являются общенациональный парламент, а также другие законодательные органы как в центре, так и на местах, а также выборные представители исполнительной и судебной властей. Они выражают интересы различных классов, социальных слоев, политических группировок и профессиональных групп, составляющих гражданское общество.

В современном демократическом обществе формирование государственной политики на всех уровнях происходит главным образом в представительных учреждениях, в которых работают профессиональные политики и управленцы. Это обусловлено возросшей сложностью присущих современной цивилизации экономических, социальных, политических, экологических и других проблем. Главным является ответственность на всех уровнях власти и государственного управления, в то время как принцип соучастия граждан оттесняется на второй план, хотя в целом и не отвергается, ибо без признания народа источником и высшим контролером власти демократия невозможна уже по своему определению («народовластие»). [2]

Воля народа не отождествляется здесь с его прямым участием. Она выражается как непосредственно на выборах, так и делегируется депутатам и представительным органам власти, которые в пределах предоставляемых им полномочий самостоятельно формируют народную волю, а порой действуют вопреки ей под свою ответственность. Отношения между народом и его представителями строятся на основе контроля, доверия, конституционного ограничения компетенций органов власти и должностных лиц и их полной независимости в пределах закона.

Среди главных достоинств представительной демократии — свободный общественный строй и высокая эффективность в выполнении общественных задач. Она гарантирует политическую стабильность и порядок, уберегает общество от стремлений широких слоев населения ко всеобщей уравниловке. Высокая эффективность представительной демократии объясняется рациональностью организации политической системы, четким разделением труда, более высокой, по сравнению с непосредственной демократией компетентностью и ответственностью лиц, принимающих решения.

Слабости представительной демократии:

1) фактическое отстранение народа от власти в промежутке между выборами и тем самым отход от сути демократии как народовластия;

2) неизбежная бюрократизация, вследствие сложной иерархической системы управления, отрыв депутатов и чиновничества от рядовых граждан;

3) приоритетное влияние на политику наиболее сильных групп интересов и прежде всего капитала, сравнительно широкие возможности подкупа должностных лиц;

4) нарастание в государстве авторитарных тенденций вследствие постепенного оттеснения законодателей исполнительной властью;

5) слабая легитимизация власти вследствие почти полного отчуждения от нее граждан;

6) широкие возможности политического манипулирования, принятия неугодных большинству решений с помощью сложной, многоступенчатой системы власти;

7) основные звенья механизма представительной демократии: избиратель - парламент - правительство - премьер-министр или президент — принимают решения по своему усмотрению и в состоянии до неузнаваемости исказить волю граждан.

Одной из ключевых характеристик демократии является политическое равенство всех без исключения граждан перед законом с его принципом «один человек — один голос». Эта характеристика предполагает наличие идеи, согласно которой правительство должно действовать в соответствии с четко фиксированными и общепринятыми процедурами, позволяющими без каких-либо препятствий выражать и обнародовать позиции, интересы, устремления всех заинтересованных лиц и групп. Демократия предполагает, что все лица, контролирующие политические властные структуры, должны периодически, через строго установленные периоды переизбираться и быть ответственными перед своими избирателями. Избирателям должна быть предоставлена возможность организоваться в партии для реализации своих целей.

Равноправие граждан может быть достигнуто только в условиях правового государства, верховенства закона во всех сферах жизни общества. Именно такое государство является главной силой в демократическом обществе, которая способна гарантировать гражданам их права и свободы, защищать индивида от возможного произвола и беззакония со стороны тех или иных правительственных органов. В основу же деятельности демократического правового государства положен принцип конституционализма, в соответствии с которым конституционные и другие правовые нормы действуют в обществе независимо от смены партий и руководителей, находящихся у власти.

Главная идея конституции — это разделение и ограничение власти для оптимального обеспечения свободы. Конституция решает проблему: как наделить государство достаточными властными полномочиями, чтобы оно было способно обеспечить общественный порядок и эффективность правления, и в то же время ограничить эти полномочия, с тем, чтобы исключить незаконное ущемление гражданских свобод.

Почти все существующие конституции содержат декларацию об основных органах и ветвях власти, о их взаимосвязи, о том, как они сдерживают и ограничивают друг друга. В случае, когда та или иная страна не имеет своего основного закона (конституции), важнейшие институты правления устанавливаются историческими традициями.

Демократическая конституция выполняет три функции: выражение согласие народа, в силу которого устанавливается само государство; фиксация определенной формы правления; предоставление и одновременно ограничение властных полномочий правительства. Ограничения составляют краеугольный камень конституционализма и поэтому та или иная система ограничений занимает центральное место в любой конституции. Конституции устанавливают пределы прерогатив правительства и фиксированных процедур, по которым оно действует. Управляемым предоставляются гарантии против произвола управляющих, люди должны подчиняться только законам.

Основополагающее значение для теории демократии имели формирование и утверждение современной идеи народного представительства, в соответствии с которой представительные органы власти избираются не пожизненно, а на определенный, строго фиксированный конституцией срок. Сущность принципа представительства состоит в том, что в политической сфере избиратели определяют цель, а избранный ими представитель — наиболее, на его взгляд, подходящие средства ее достижения.

Демократия — это политическая система, при которой народ в достаточной степени способен сменить руководителей, но недостаточно способен управлять самим собой. Ради сохранения демократии необходимо заменить клич «всю полноту власти — нам!» принципом «никто не должен обладать всей полнотой власти».

Известный российский политолог К.С. Гаджиев отмечает, что сущность демократии кроется в праве. Правовое государство само себя ограничивает определенным комплексом постоянных норм и правил. Государство становится правовым именно потому, что оно подпадает под власть права, и праву принадлежит приоритет перед государством. В правовом государстве четко и точно определены как формы, пути и механизмы деятельности государства, так и пределы свободы граждан, гарантируемые правом. Сущность правового государства заключается в определении способов, которыми осуществляются цели и содержание государственного правопорядка. Оно призвано обеспечить оптимальные условия для реализации способностей и интересов гражданина как суверенного и самостоятельного существа в рамках установленных норм и правил. Понятие «правовое государство» предполагает не столько подчинение государственной власти каким-либо надконституционным нормам, сколько ограничение ее всемогущества в интересах гарантирования прав отдельного индивида перед лицом государства[3].

Центральное место среди норм и правил правового государства занимает разделение властей на три главные ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Они сдерживают и уравновешивают друг друга, тем самым обеспечивают гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. К тому же через всеобщую избирательную систему граждане имеют возможность контролировать власти и в случае необходимости корректировать их действия.

Для демократической формы правления характерно наличие многопартийности. Все легальные политические партии поставлены в равные правовые условия в их борьбе за избирателей и за свое представительство в органах государственной власти. Межпартийная борьба должна осуществляться в правовых рамках, следовать демократическим нормам. Партии стали центральным звеном механизма выявления, защиты и согласования интересов основных участников политического процесса. Политические партии принадлежат одновременно гражданскому обществу и государству, служат инструментом связи между ними, в чем состоит их основная функция. Через партии различные социальные группы заявляют о своих политических требованиях, выявляя объективно существующие в обществе противоречия. Тем самым политические партии выполняют функцию сохранения стабильности демократических режимов. Необходимым условием успешного функционирования демократической политической системы выступает согласие между партиями относительно методов передачи власти (путем победы на выборах) и правил поведения в отношении оппозиции: партия, находящаяся у власти, не применяет к соперникам методов подавления и насилия, гарантирует оппозиции беспрепятственное пользование всеми политическими правами и свободами. В свою очередь оппозиционные партии отказываются от создания нелегальных структур и экстремистских методов борьбы за власть, подчиняются волеизъявлению избирателей.

В политической сфере демократического общества граждане обладают равными с другими политическими правами. Закон, закрепляя равенство ответственности и равенство прав граждан, не предопределяет в то же время возможности практической реализации этих прав. Равенству политических прав индивидов соответствует их неравенство как членов гражданского общества. Развитие демократии расширило понятие прав человека и демократия борется за обеспечение реального равенства политического влияния основных социальных групп.

В политической сфере демократического общества создан механизм системы согласования интересов основных социальных групп — системы функционального представительства. В этой системе принцип равенства понимается как равенство влияния социальных групп в политической и экономической сферах.

Центральным институтом демократии считают свободные выборы, в которых принимают участие все граждане, обладающие избирательными правами без этнических, расовых, религиозных, имущественных и др. ограничений. Обеспечение свободного волеизъявления народа на выборах рассматривается как ключевое условие сохранения демократической формы правления.

В условиях демократии значительная роль в системе государственного устройства отводится местным органам самоуправления. В результате разграничения полномочий различных уровней власти, местные органы в большинстве демократических стран стали обладать реальными правами самоуправления. Местная власть во многом обеспечивает повседневную жизнь граждан и поэтому статус и объем полномочий местных органов власти является показателем степени демократичности общества.

Демократия связана с активностью различных общественных сил, добровольно объединившихся в организации, ассоциации, клубы, общества и т. д. Эти образования своей деятельности формируют общественную среду и составляют неотъемлемый элемент гражданского общества, в котором многие профессиональные, социальные, духовные запросы граждан удовлетворяются независимо от государства и его институтов.

2. Демократический принципы в действующей Конституции РФ. Их реализация государственном устройстве РФ

Конституция РФ определяет Российскую Федерацию— Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, в котором:

1)                              человек, его права и свободы есть высшая ценность. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина представляет собой обязанность государства;

2)                              носителем суверенитета и единственным источником власти определяется многонациональный народ России;

3)                              социальная политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

4)                              признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности;

5)                              государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную;

6)                              признается и гарантируется местное самоуправление;

7)                              признается идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

8)                              общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации—составная часть её правовой системы.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека—главная обязанность государственной власти. Поэтому особое значение имеют правовые нормы, посвященные человеку, устанавливающие его правовое положение.

Правовое положение человека и гражданина—совокупность его прав и обязанностей. На него влияют и другие правовые факторы: гражданство, принципы, гарантии прав и свобод. Права и обязанности людей закрепляются многими отраслями права, но особое значение закрепление положения человека в обществе имеет государственное право, прежде всего, Конституция, устанавливающая основы правового статуса человека и гражданина. Они включают: гражданство, конституционные принципы правового положения человека и гражданина, основные права и свободы, их гарантии, обязанности. Это важнейшие элементы правового положения человека, его ядро. Основы правового статуса играют решающую роль в определении положения человека в обществе, имеют жизненно важное значение, их содержание составляют положения главы 2 Конституции РФ. Конституция прямо указывает, что перечисление ею основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

Для положения человека в обществе важен принцип равновесия перед законом и судом Равенство и свобод гарантируется государством независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обязательств. Важнейший аспект равноправия —равенство прав и свобод мужчин и женщин, которые имеют одинаковые возможности для их реализации. Гарантируется соблюдение равноправия: запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Очень существенно, что в Основном Законе РФ 1993 г. Появилась новая, весьма значимая конституционная характеристика прав и свобод человека и гражданина—они признаются непосредственно действующими. Права и свободы человека и гражданина непосредственно должны реализовываться в жизни, воздействовать на функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, служить ориентиром в их работе. В ст.18 Конституции РФ говориться, что прав и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием.

Среди основ конституционного строя закреплен такой принцип правового положения личности, как полнота прав и свобод граждан РФ. Каждый гражданин на территории России обладает всеми правами и свободами. Иностранные граждане и лица без гражданства также пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, но есть исключения, установленные федеральным законом или международным договором РФ.

Не отчуждаемость основных прав и свобод и запрет на их независимое ограничение.

«Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» гласит ст. 17 Конституции РФ.

Конституция предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в государственных и общественных интересах, но только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Отдельные ограничения могут устанавливаться в условиях чрезвычайного положения для обеспечения  безопасности граждан и защиты конституционного строя.  Конституция РФ,  закрепляя основы правового статуса человека и гражданина, исходит из гарантирования прав и свобод.[4]

Другая характерная черта конституционного регулирования—соответствие международным актам о правах человека. В РФ признаются и гарантируются права и свободы согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и с Конституцией РФ. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью российской правовой системы.

В демократическом государстве государственная власть исходит от

народа. Именно народ признается единственным источником власти. Однако выразителем воли народа, непосредственным носителем власти выступает государство—официальный представитель всего общества.

Опыт показал, что развертывание демократического режима (процесса) есть необходимая историческая тенденция в развитии человеческой цивилизации.

О демократическом процессе можно говорить в том случае, когда в нем участвуют миллионные массы населения. Способные отстаивать такие ценности как право на жизнь, право собственности, право самовыражения, право вероисповедания, свободу выбора и прежде всего свободу или право выбирать высоких представителей власти, право знать повестку дня (программу развития), о том что делает власть право на информацию; право контролировать власть, право нести ответственность за принятые решения вместе с власть и др.

3. Общественно-политические силы демократической ориентации в РФ

Демократия, как мы выяснили, это власть народа, или, по словам Авраама Линкольна — «народное правление, осуществляемое народом ради народа».

Демократия выступает в настоящее время скорее как привлекательный идеал, а не как характеристика реальных демократических государств. Это понятие содержит в себе внутреннее противоречие. Суть его состоит в том, что власть народа в полном смысле этого слова означает самоуправление народа, а значит отрицание политического господства, специального аппарата принуждения и других атрибутов государства. Подлинное народовластие несовместимо с существованием государства и демократии как его разновидности.

На деле же демократия нигде и никогда не существовала без государства. Отмирание же государства, его замена общественным самоуправлением представляется нереальным, учитывая глобализацию проблем общественной жизни, многообразие социальных отношений, свободу человека и различные интересы людей. Кроме того, сохраняя стабильность социальной системы, неизбежны обязательные для всех решения по определенным вопросам.

Известная нам плюралистическая концепция демократии находит практическое признание и применение во многих государствах мира. Однако и она подвергается критике. К ее недостаткам обычно относят:

1) идеализацию действительности, преувеличение участия граждан в группах интересов. Поэтому демократия не будет властью большинства;

2) игнорирование неравенства влияния социальных слоев на власть и прежде всего приоритетного влияния бизнеса, бюрократии, ВПК, профсоюзов;

3) углубление противоречия между равенством и свободой, ограничение свободы в пользу равенства. Это означает нарушение основополагающих прав личности. Поддержка государством социально ущемленных слоев может реально осуществляться только за счет других групп населения.

Разумеется, нет и не может быть совершенной демократии, но несмотря на все недостатки, она самая лучшая и самая гуманная форма правления из всех до сих пор известных. Хотя очевидны относительность, временная и пространственная ограниченность парламентаризма, системы представительства, всеобщего избирательного права и других атрибутов демократии. Они не способны раз и навсегда разрешить все стоящие перед обществом проблемы. Решение одних проблем чревато возникновением новых, порой еще более серьезных проблем, но это не может служить достаточным основанием для потери веры в саму демократию. [5]

Итак, демократия как народовластие представляет собой во многом утопию, которая все-таки имеет важное значение, поскольку демократия рассматривается как ориентир, цель политического развития общества. Реальная демократия в лучшем случае — власть большинства над меньшинством, в худшем — господство хорошо организованного, опирающегося на экономическую власть меньшинства. Меньшинство имеет социальные привилегии над большинством, поддержку информационной власти и формальное согласие большинства граждан.

Опыт многих демократических государств мира свидетельствует, что негативные стороны демократии можно во многом нейтрализовать, не отказываясь при этом от ее главных преимуществ, и прежде всего эффективности управления. Реально существующая демократия в индустриально развитых странах стремится воплотить идеи самоуправления — в основном на местном уровне и на производстве. В масштабах всего общества демократия выступает в виде парламентаризма — системы правления, основанной на разделении властей и верховенстве власти парламента, делегированной ему народом. Парламентаризм может включать различные виды представительства: территориальное, партийное, корпоративное, этническое.

Современная парламентская демократия весьма далека от «народовластия». И все же, несмотря на несовершенства реальной демократии, она сегодня является наиболее популярной формой правления. В мировой политической мысли существуют ценностные и рационально-утилитарные обоснования демократии.

Ценностные рассматривают демократию как ценность саму по себе, как реальное воплощение в государственном устройстве важнейших ценностей: свободы, равенства, социальной справедливости, народовластия. Такие утверждения не бесспорны, часто демократические ценности истолковываются по-разному. Например, свобода. Она сегодня воспринимается многими как тяжелое бремя, связанное с риском, ответственностью, психологическими неудобствами. Ей предпочитается покой, порядок и материальное благосостояние. Не только в прошлые эпохи, но и в наше время, многие люди не раздумывая променяют личную свободу на безопасность и вкусную «чечевичную похлебку». Неоднозначное отношение людей к основным демократическим ценностям и их различное толкование свидетельствует о сомнительности ценностных обоснований демократии. Это относится и к практическим попыткам принудительного «осчастливить» ею различные народы.

Рационально-утилитарное обоснование демократии рассматривает ее как наиболее полезную и рациональную для общества и граждан форму организации. Демократическое правление повышает вероятность нахождения оптимальных решений. Демократия совместно с конкурентными рыночными структурами делает общество открытым для любых идей и вариантов развития, предпочитаемых народом (отсюда и название демократического рыночного государства – «открытое общество»).

Н. Луман, К. Дойч и др. сторонники системной теории обоснования демократии оправдывают ее существование не гуманными соображениями, а лучшими возможностями сохранения и развития системы, ее адаптации к непрерывно изменяющейся социальной среде. Демократия обеспечивает многообразие общественных явлений, богатство духовных и социальных альтернатив, расширяет политический выбор. При принятии политических решений представлены различные взгляды и позиции и осуществляется отбор наиболее приемлемых из них. Смена парламента и правительства способствует своевременному исправлению ошибок, корректируется политический курс в соответствии с меняющейся ситуацией.

Такая позиция подвергается критике за полное отвлечение от нравственных ценностей. С точки зрения системного подхода можно оправдать любые формы организации и меры, способствующие самосохранению системы. Ограниченность подобного подхода состоит и в том, что полное забвение ценностных ориентаций, менталитета людей недопустимо, так как от внутреннего мира человека зависят любые общественные процессы.

Системные трактовки демократии исходят из идеальной модели управления, рациональности политического поведения рядовых граждан и политических элит, их готовности действовать разумно. Кроме того, собственные интересы сочетаются с интересами других, с интересами общества на основе закона. К такому состоянию политической культуры подошли частично индустриальные страны. А в большинстве стран преобладают национальная, классовая, религиозная непримиримость, групповой и индивидуальный эгоизм. Социальная безответственность в поведении граждан, пренебрежение интересами других — это реалии сегодняшнего дня.

Политические антропологи отмечают, что человек не всегда готов к демократии. Существуют индивиды, этносы, которым нужна твердая, авторитарная власть, защищающая «от самого себя», т. е. ограничитель агрессивных инстинктов.

Опыт истории учит, что демократия — благо лишь тогда, когда она соответствует политической культуре и менталитету народа. Необходимыми условиями ее социальной эффективности являются наличие в обществе согласия по основным вопросам совместного проживания в государстве; признание подавляющим большинство граждан «демократических правил игры»; преобладание индивидуалистического сознания (ценность личности приоритетна по отношению к коллективу), нравственной готовности к компромиссам, самоограничению и самодисциплине из уважения других людей, закона мнения большинства. [6]

Демократия неприемлема в экстремальных ситуациях — в периоды войн, острых кризисов и т. д. Переход к ней обычно длителен, необходима постепенность. Без учета этих тенденций демократические формы теряют свою сущность, могут привести к разрушению самого государства.

Современный социальный прогресс способствует развитию демократии, обеспечению фундаментальных прав и свобод личности. В странах, где существуют условия для развития индивидуальной свободы и ответственности, демократия помогает в реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости.

Насколько применимы изложенные принципы демократии к российской действительности?

Демократия предполагает определенные условия для своего утверждения и нормального функционирования. Необходимо, чтобы каждый народ созрел для организации соответствующих форм и механизмов самоуправления. Важно, чтобы он осознал не только пределы своих прав, но и ответственность, обязанности к самоограничению, что приобретается в результате длительного исторического опыта.

Выше изложено в основном понимание евроцентристской теории демократии. Чтобы стать действительным демократом необходимо, чтобы человек родился и вырос, социализировался в демократической социокультурной среде.

Идея демократии в ее евроцентристском понимании опирается на постулат – индивид важнее группы. Иное дело на Востоке. Если на Западе актуален вопрос об индивидуальных правах и свободах, то в большинстве восточных стран на первом месте стоят групповые права и интересы.

Поэтому вполне объяснимо, что западные образцы государственности по-настоящему не могут институциализироваться в странах, где господствуют иные социокультурные, политико-культурные, религиозные и т. д. традиции и формы ментальности.

Поэтому мы не можем исключить разное понимание феномена народовластия («демократия») в разных культурах. Россия, расположенная на стыке восточных и западных культур, имеет собственное понимание демократии. Какая именно будет модель демократии, определит будущее.

4. Демократия - определенная форма государства

Любая устойчивая человеческая общность может существовать лишь будучи управляемой. В противном случае она превращается в случайное скопление людей, в толпу. Управление человеческой общностью может осуществляться двумя различными методами - авторитарным и демократическим.

Основным качеством авторитарного метода является то, что управление человеческой общностью осуществляется либо единолично, либо небольшой группой. Люди, составляющие авторитарную общность, управляются, но сами участия в управлении не принимают. Волевые решения, принимаемые авторитарным руководством, осуществляются насильственно, через соответствующий аппарат принуждения.

Основным качеством демократического метода является то, что управление человеческой общностью осуществляется по воле большинства ее участников. Демократическая общность создает систему учреждений, с помощью которой выявляется и осуществляется воля большинства, оформленная в виде соответствующих актов. Демократия может быть политической и не политической, государственной и не государственной, но при этом всегда она представляет собой правление по воле большинства. При демократии меньшинство участвует в принятии решений, выдвигает свои альтернативные предложения и борется за их принятие, но когда решение принято по воле большинства, меньшинство обязано выполнять содержащиеся в нем предписания, правила поведения. Иначе оно будет принуждено к этому правящим большинством. [7]

Демократия — это политическая система, при которой народ в достаточной степени способен сменить руководителей, но недостаточно способен управлять самим собой. Ради сохранения демократии необходимо заменить клич «всю полноту власти — нам!» принципом «никто не должен обладать всей полнотой власти».

Известный российский политолог К. С. Гаджиев отмечает, что сущность демократии кроется в праве. Правовое государство само себя ограничивает определенным комплексом постоянных норм и правил. Государство становится правовым именно потому, что оно подпадает под власть права, и праву принадлежит приоритет перед государством. В правовом государстве четко и точно определены как формы, пути и механизмы деятельности государства, так и пределы свободы граждан, гарантируемые правом. Сущность правового государства заключается в определении способов, которыми осуществляются цели и содержание государственного правопорядка. Оно призвано обеспечить оптимальные условия для реализации способностей и интересов гражданина как суверенного и самостоятельного существа в рамках установленных норм и правил. Понятие «правовое государство» предполагает не столько подчинение государственной власти каким-либо надконституционным нормам, сколько ограничение ее всемогущества в интересах гарантирования прав отдельного индивида перед лицом государства[8].

Государствоведение, исследуя такой сложный политический феномен, как демократия, выделяет три ее существенные стороны.

Во-первых, демократия представляет собой определенную форму государства, так как правление по воле большинства предполагает наличие учреждений, с помощью которых эта воля формулируется в виде законов и осуществляется.

Первоначальной государственной формой демократии была непосредственная (или прямая) демократия, зародившаяся в античных городах-государствах. Эта форма демократии не знала представительных учреждений, так как все вопросы управления государством решались непосредственно всеми свободными гражданами в народном собрании. В настоящее время непосредственная демократия в общегосударственных масштабах не применяется нигде. Она сохраняется как форма управления лишь в трех горных кантонах Швейцарии, жители которых ежегодно собираются на народные собрания. В некоторых странах (США, Италия, Франция, Швейцария) применяются отдельные институты непосредственной демократии, такие, как референдум, плебисцит, народная инициатива, но наличие этих институтов никак не меняет представительного характера современной демократии.

Современная демократия является представительной. Это означает, что воля большинства в центре и на местах (в соответствующих административно-территориальных единицах -провинциях, департаментах, префектурах, общинах и т. д.) формируется и выражается центральными (парламенты, учредительные собрания) и местными (муниципалитеты) представительными учреждениями.

В современную эпоху демократия может иметь своей государственной формой как республику (США, Франция, Италия, Швейцария, Австрия), так и монархию (Великобритания, Швеция, Норвегия, Дания, Голландия, Бельгия, Австралия, Канада, Япония). [9]

Во-вторых, демократия представляет собой политический режим, т. е. определенный метод осуществления государственной власти, который противопоставляется фашистским и авторитарным политическим режимам. Для демократии как политического режима характерно наличие центральных и местных представительных учреждений, выборности, законности и легального существования различных партий и общественных организаций.

В-третьих, демократия предполагает провозглашение формального равноправия, предоставление всем гражданам юридически одинакового правового положения.

Центральное место среди норм и правил правового государства занимает разделение властей на три главные ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Они сдерживают и уравновешивают друг друга, тем самым обеспечивают гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. К тому же через всеобщую избирательную систему граждане имеют возможность контролировать власти и в случае необходимости корректировать их действия.

Для демократической формы правления характерно наличие многопартийности. Все легальные политические партии поставлены в равные правовые условия в их борьбе за избирателей и за свое представительство в органах государственной власти.[10] Межпартийная борьба должна осуществляться в правовых рамках, следовать демократическим нормам. Партии стали центральным звеном механизма выявления, защиты и согласования интересов основных участников политического процесса. Политические партии принадлежат одновременно гражданскому обществу и государству, служат инструментом связи между ними, в чем состоит их основная функция. Через партии различные социальные группы заявляют о своих политических требованиях, выявляя объективно существующие в обществе противоречия. Тем самым политические партии выполняют функцию сохранения стабильности демократических режимов. Необходимым условием успешного функционирования демократической политической системы выступает согласие между партиями относительно методов передачи власти (путем победы на выборах) и правил поведения в отношении оппозиции: партия, находящаяся у власти, не применяет к соперникам методов подавления и насилия, гарантирует оппозиции беспрепятственное пользование всеми политическими правами и свободами. В свою очередь оппозиционные партии отказываются от создания нелегальных структур и экстремистских методов борьбы за власть, подчиняются волеизъявлению избирателей.

В политической сфере демократического общества граждане обладают равными с другими политическими правами. Закон, закрепляя равенство ответственности и равенство прав граждан, не предопределяет в то же время возможности практической реализации этих прав. Равенству политических прав индивидов соответствует их неравенство как членов гражданского общества. Развитие демократии расширило понятие прав человека и демократия борется за обеспечение реального равенства политического влияния основных социальных групп.

В политической сфере демократического общества создан механизм системы согласования интересов основных социальных групп — системы функционального представительства. В этой системе принцип равенства понимается как равенство влияния социальных групп в политической и экономической сферах.

Центральным институтом демократии считают свободные выборы, в которых принимают участие все граждане, обладающие избирательными правами без этнических, расовых, религиозных, имущественных и др. ограничений. Обеспечение свободного волеизъявления народа на выборах рассматривается как ключевое условие сохранения демократической формы правления.

В условиях демократии значительная роль в системе государственного устройства отводится местным органам самоуправления. В результате разграничения полномочий различных уровней власти, местные органы в большинстве демократических стран стали обладать реальными правами самоуправления. Местная власть во многом обеспечивает повседневную жизнь граждан и поэтому статус и объем полномочий местных органов власти является показателем степени демократичности общества.

Демократия связана с активностью различных общественных сил, добровольно объединившихся в организации, ассоциации, клубы, общества и т. д. Эти образования своей деятельности формируют общественную среду и составляют неотъемлемый элемент гражданского общества, в котором многие профессиональные, социальные, духовные запросы граждан удовлетворяются независимо от государства и его институтов.

Заключение

Демократия всегда есть «распутье», так как она есть система свободы, система релятивизма, для которого нет ничего абсолютного. Демократия есть пустое пространство («опушка»), в котором могут развиваться самые разнообразные политические стремления («тропинки»). Проявляемое недовольство демократией в принципе можно трактовать, как усталость людей от неопределенности, желание выбрать конкретный манящий путь, «тропинку» развития. Однако трудно дать однозначный ответ на вопрос «а не вернемся ли мы в конце концов снова на опушку?». На данный момент мы более всего склонны соглашаться с известным высказыванием Черчилля: «демократия - плохая форма правления, однако ничего лучшего человечество пока не придумало».

Современная демократия - это представительство интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство - это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.

Итак, можно выделить следующие Основные принципы современной демократии:

q  Народовластие: принадлежность власти народу, народ – источник власти, его воля в конечном счете является решающей;

q  Равноправие граждан: юридическое равноправие;

q  Наличие прав и свобод и их защита: наделение одинаковыми, законодательно закрепленными социально-политическими правами и свободами, в том числе равным правом на участие в управлении обществом и государством;

q  Меньшинство подчиняется большинству при уважении интересов и мнений меньшинства;

q  Политический плюрализм (демократическое право, предоставляемое властью открыто излагать свое мнение или требование к отдельным лицам и организациям, т.е. признание различных мнений)

q  Правовое государство

q  Система разделения властей

q  Гласность органов в действиях

q  Выборность органов власти на основе всеобщего прямого равного избирательного права при тайном голосовании

q  Развитая система органов местного самоуправления.

Условия демократии являются: 1) высокий уровень социально-экономического развития; 2) многообразие форм собственности обязательное признание права частной собственности, 3) высокая политическая культура общества и активность.

Из вышесказанного ранее можно сделать следующий вывод, что РФ никогда не была демократическим государством, и не будет им являться пока не наступит полное исполнение всех прав и обязанностей.

Список литературы

1.     Актон Д. История свободы в античности //Полис. 1993. № 3. Демократия в России: самокритика и перспективы //Общественные науки и современность. 1995. № 2,

2.     Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии //Политические исследования. 1992. № 4.

3.     Андреев С. С. Политическая система и политическая организация общества //Социально-политические науки. 1992. № 2.

4.     Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

5.     Гаджиев К. С. Политическая наука. Пособие для преподавателей, аспирантов и студентов.М.,1994.

6.     Демократия: государство и общество. //Юрист.1995.

7.     Кагановский И. Будущее либеральной демократии в России //Общественные науки и современность. 1995, №2

8.     Каменская Г. В. Генезис идей демократии //Социс. 1994. № 4. Констан Б. О свободе древних в ее сравнении со свободой у современных людей //Полис. 1993. № 3.

9.     Клямкин И.М. Какой политический режим возможен сегодня в России. //Полит. иссл. 1993. №5.

10.            Мазутов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. М.: 1997г.

11.            Остром В. Демократия и самоуправление // Государство и право. — 1994. — №4.

12.            Унпелев А. Г. Политология: власть, демократия, личность. М., 1994.

13.            Хелдом Д. Модели демократии, М., 1987.


[1] Мазутов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. М.: 1997г.

[2] Демократия: государство и общество. //Юрист.1995.

[3] Гаджиев К. С. Политическая наука. Пособие для преподавателей, аспирантов и студеитов.М.,1994.С.105-111.

[4] Клямкин И.М. Какой политический режим возможен сегодня в России. //Полит. иссл. 1993. №5.

[5] Каменская Г. В. Генезис идей демократии //Социс. 1994. № 4. Констан Б. О свободе древних в ее сравнении со свободой у современных людей //Полис. 1993. № 3.

[6] Кагановский И. Будущее либеральной демократии в России //Общественные науки и современность. 1995, №2

[7] Остром В. Демократия и самоуправление // Государство и право. — 1994. — №4.

[8] Гаджиев К. С. Политическая наука. Пособие для преподавателей, аспирантов и студеитов.М.,1994.С.105-111.

[9] Хелдом Д. Модели демократии, М., 1987.

[10] Унпелев А. Г. Политология: власть, демократия, личность. М., 1994.