Содержание
Задача № 1. 3
Задача № 2. 4
Задача № 3. 7
Список литературы.. 10
Задача № 1
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
По приведенным в табл.1 данным об изменении цены и спроса на товар на рынке рассчитать коэффициенты эластичности спроса последовательно для каждой пары значений этих показателей (для пар 1 и 2; 2 и 3; 3 и 4).
Рассчитать величину дохода (продаж) для каждого варианта цен. Анализируя значения величин дохода и коэффициентов эластичности спроса спрос эластичен и экономически оправдано изменении цены. Для удобства расчетов и анализа расчеты целесообразно привести в виде таблицы.
Таблица 1
Исходные данные
Показатели |
Числовые значения |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Цена, руб. |
600 |
500 |
400 |
280 |
Спрос, шт. |
1900 |
2800 |
3200 |
390 |
РЕШЕНИЕ
1. В таблице 2 рассчитаем общие доходы умножением величины спроса на цену
Таблица 2
Расчет суммарных доходов
Показатели |
Числовые значения |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Цена, руб. |
600 |
500 |
400 |
280 |
Спрос, шт. |
1900 |
2800 |
3200 |
390 |
Доходы, руб. |
1140000 |
1400000 |
1280000 |
109200 |
2. Коэффициент эластичности спроса определяется формулой[5,с . 143]:
Ед = % С : % Ц (1)
Где % С - процент изменения спроса
% Ц – процент изменения цены
Рассчитаем коэффициент эластичности для каждой пары:
1 и 2:
Ед =( (2800 – 1900) : 1900 * 100) : (500 -600) : 600 * 100) = 47 : (- 17) =/ -2,7/ или 2,7
Таким образом, спрос эластичен. Это означает, что общий доход производителя возрастает с уменьшением цены. Как видно из таблицы 2, при падении цены с 600 руб. до 500 руб. за штуку, общий доход производителя увеличился с 1140000 до 1400000 руб.
2 и 3 :
Ед = ((3200 – 2800) : 2800 *100) : ((400 – 500) : 500 * 100) = 14 : ( - 20) = /-0,7/ = 0,7
Таким образом, спрос неэластичен. При снижении цены с 500 до 400 руб. общие доходы производителя снижаются с 1400000 до 1280000 руб.
3 и 4:
Ед = ((390 – 3200) : 3200 * 100 ) : ((280 – 400) : 280 * 100 ) = (-88) : (-43) = 2
Таким образом, спрос опять эластичен. Однако с уменьшением цены с 400 до 280 руб. и сокращением спроса на с 3200 до 390 шт, общие доходы падают с 1280000 до 109200 руб.
Задача № 2
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Выбрать наиболее экономичный канал доставки товара в новый регион (сегмент) рынка по критерию затрат на организацию канала из двух возможных:
1. доставка через оптовых посредников, имеющихся в этом регионе;
2. доставка через собственного посредника фирмы. Определить аналитически и графически, основываясь на точке равенства затрат (равновыгодности каналов), какой из них более выгоден.
Таблица 3
Исходные данные
Показатели |
Данные |
Затраты на доставку товара по варианту 1 Комиссионные с товарооборота в год, % |
12 |
- по варианту 2 Зарплата и выплаты на социальные нужды, у.е./год |
16000 |
Затраты на автомобиль, телефон у.е./год |
4000 |
Представительские расходы у.е./год |
10000 |
Комиссионные с товарооборота в год, % |
2 |
РЕШЕНИЕ
1. Затраты по 1 варианту (через оптовых посредников) складываются из комиссионного вознаграждения, рассчитываемого в % от товарооборота. Затраты по 2 варианту (через собственного представителя) складываются из затрат на заработную плату, на автомобиль, представительских расходов и комиссионных с товарооборота в год.
Определим зависимость затрат по обоим вариантам от объемов товарооборота фирмы аналитически в виде формулы:
- по 1 варианту:
З = 0,12 * Т (2)
- по 2 варианту:
З = 16000 + 4000 + 10000 + 0,02 * Т = 30000 + 0,02 * Т (3)
Где З - затраты на организацию канала, у.е
Т – товарооборот, у.е.
Приравняем правые части (2) и (3), получив оптимальную точку равновыгодности затрат.
0,12* Т = 30000 + 0,02 * Т
0,12 * Т – 0,02 * Т = 30000
0,1 * Т = 30000
Т = 300000 у.е.
Таким образом, точка равновыгодности затрат равна 300000 у.е. по товарообороту. При этом сами затраты в точке равны :
З = 0,12 * 300000 = 36000 (у.е.)
2. Графически зависимость затрат от товарооборота представлена на рис. 1.
Таблица 4
Аналитическая зависимость затрат на организацию канала от товарооборота
Товарооборот |
1 вариант |
2 вариант |
100000 |
12000 |
32000 |
200000 |
24000 |
34000 |
300000 |
36000 |
36000 |
400000 |
48000 |
38000 |
500000 |
60000 |
40000 |
600000 |
72000 |
42000 |
700000 |
84000 |
44000 |
800000 |
96000 |
46000 |
800000 |
96000 |
46000 |
900000 |
108000 |
48000 |
1000000 |
120000 |
50000 |
|
Рис. 1. Графическая зависимость затрат на организацию канала от товарооборота
Из рисунка 1 видно, что затраты по обоим вариантам становятся равными при товарообороте равном 300000 у.е. В случае если товарооборот менее 300000 у.е., то наиболее выгодны вариантом организации канала является вариант 1 (использование оптового посредника в регионе), так как затраты на организацию канала при этом минимальны. При превышении товарооборота значения 300000 у.е., следует использовать собственного посредника (2 вариант) , так как затраты на организацию канала в данном случае минимальны.
Задача № 3
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Определить цену на новое изделие, обеспечивающую планируемую рентабельность капитальных затрат (дополнительного финансирования) равную 20%, по вариантам контрольных работ представленным в таблице.
Таблица 5
Исходные данные
Наименование показателей |
Данные |
1. прогнозируемый объем производства продукции, шт. |
25000 |
2. переменные затраты, руб./шт |
30 25 |
3. сумма постоянных затрат руб. |
620000 |
4. дополнительные капитальные затраты руб. |
2500000 |
РЕШЕНИЕ
1 вариант: переменные затраты на единицу равны 30 руб.
- определим суммарные затраты суммированием всех видов затрат:
25000 * 30 + 620000 + 2500000 = 3870000 (руб.)
- рентабельность определяется отношением суммы затрат к выручке [2, с. 132]:
Р = З : В (4)
Где З – затраты, руб.
В - выручка, руб.
Р – рентабельность затрат, %
Тогда, В = З : Р (5)
В = 3870000 : 0,2 = 19350000 (руб.)
- выручка определяется умножением цены изделия на объем производства в шт.[1, с. 112]:
В = Ц * О (6)
Где Ц – цена изделия, руб.
О – объем производства, шт.
Тогда,
Ц = В : О (7)
Ц = 19350000 : 25000 = 774 (руб.)
Таким образом, оптимальная цена равна 774 руб.
2 вариант: переменные затраты на единицу равны 25 руб.
- определим суммарные затраты суммированием всех видов затрат:
25000 * 25 + 620000 + 2500000 = 1495000 (руб.)
- рентабельность определяется отношением суммы затрат к выручке[5, c. 67]:
Р = З : В (8)
Где З – затраты, руб.
В - выручка, руб.
Р – рентабельность затрат, %
Тогда, В = З : Р (9)
В = 1495000 : 0,2 = 7475000 (руб.)
- выручка определяется умножением цены изделия на объем производства в шт.:
В = Ц * О (10)
Где Ц – цена изделия, руб.
О – объем производства, шт.
Тогда,
Ц = В : О (11)
Ц = 7475000 : 25000 = 299 (руб.)
Таким образом, оптимальная цена равна 299 руб.
Список литературы
1. Андреева О.Д. Технология бизнеса: маркетинг. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2001. – 223 с.
2. Котлер Ф. Основы маркетинга . – М.: Прогресс, 2001. – 620 с.
3. Маркетинг: Учебник\ Под ред. Проф . Уткина Э. А. – М.: Экмос, 2001. – 319 с.
4. Хлусов В.П. Основы маркетинга. – М. : Экономика, 2001. – 158 с.
5. Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг\ Пер с англ. – М.: Экономика, 2000. – 308 с.