Содержание

Задача № 1. 3

Задача № 2. 4

Задача № 3. 7

Список литературы.. 10

Задача № 1

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

По приведенным в табл.1 данным об изменении цены и спроса на товар на рынке рассчитать коэффициенты эластичности спроса последовательно для каждой пары значений этих показателей (для пар 1 и 2; 2 и 3; 3 и 4).

Рассчитать величину дохода (продаж) для каждого варианта цен. Анализируя значения величин дохода и коэффициентов эластичности спроса спрос эластичен и экономически оправдано изменении цены. Для удобства расчетов и анализа расчеты целесообразно привести в виде таблицы.

Таблица 1

Исходные данные

Показатели

Числовые значения

1

2

3

4

Цена, руб.

600

500

400

280

Спрос, шт.

1900

2800

3200

390

РЕШЕНИЕ

1.     В таблице 2 рассчитаем общие  доходы умножением величины спроса на цену

Таблица 2

Расчет суммарных доходов

Показатели

Числовые значения

1

2

3

4

Цена, руб.

600

500

400

280

Спрос, шт.

1900

2800

3200

390

Доходы, руб.

1140000

1400000

1280000

109200

2.     Коэффициент эластичности  спроса определяется  формулой[5,с . 143]:

Ед = % С : % Ц                      (1)

Где    % С -  процент изменения спроса

         % Ц – процент изменения цены

Рассчитаем коэффициент эластичности для каждой пары:

1 и 2:

Ед =( (2800 – 1900) : 1900 * 100)  : (500 -600) : 600 * 100) = 47 : (- 17) =/ -2,7/ или 2,7

Таким образом, спрос  эластичен.  Это означает, что общий доход производителя возрастает с уменьшением цены. Как видно из таблицы 2, при падении цены с 600 руб.  до 500 руб. за штуку, общий доход производителя увеличился с 1140000 до 1400000 руб.

2 и 3 :

Ед = ((3200 – 2800) : 2800 *100) : ((400 – 500) : 500 * 100) = 14 : ( - 20) = /-0,7/ = 0,7

Таким образом, спрос неэластичен.  При снижении  цены с 500 до 400 руб.  общие доходы производителя  снижаются с 1400000 до 1280000 руб.

3 и 4:

Ед = ((390 – 3200) : 3200 * 100 ) : ((280 – 400) : 280 * 100 ) =  (-88) : (-43) = 2

Таким образом, спрос опять эластичен. Однако с уменьшением цены с  400 до 280 руб.  и сокращением спроса на  с 3200 до 390 шт, общие доходы падают с  1280000 до 109200 руб.

Задача № 2

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

Выбрать наиболее экономичный канал доставки товара в новый регион (сегмент) рынка по критерию затрат на организацию канала из двух возможных:

1.     доставка через оптовых посредников, имеющихся в этом регионе;

2.     доставка через собственного посредника фирмы. Определить аналитически и графически, основываясь на точке равенства затрат (равновыгодности каналов), какой из них более выгоден.

Таблица 3

Исходные данные

Показатели

Данные

Затраты на доставку товара по варианту 1

Комиссионные с товарооборота в год, %

12

- по варианту 2

Зарплата и выплаты на социальные нужды, у.е./год

16000

Затраты на автомобиль, телефон у.е./год

4000

Представительские расходы у.е./год

10000

Комиссионные с товарооборота в год, %

2

РЕШЕНИЕ

1. Затраты по 1 варианту  (через оптовых посредников)   складываются из комиссионного вознаграждения, рассчитываемого в % от товарооборота. Затраты по 2 варианту (через  собственного представителя)  складываются из затрат на  заработную плату, на автомобиль, представительских расходов и комиссионных с  товарооборота в год.

Определим зависимость затрат  по обоим вариантам от  объемов товарооборота фирмы аналитически в виде формулы:

- по 1 варианту:

З = 0,12 * Т                            (2)

- по 2 варианту:

З = 16000 + 4000 + 10000 + 0,02 * Т = 30000 + 0,02 * Т                     (3)

Где    З  - затраты  на организацию канала, у.е

         Т – товарооборот, у.е.

         Приравняем  правые части (2) и (3), получив  оптимальную точку равновыгодности затрат.

0,12* Т = 30000 + 0,02 * Т

0,12 * Т – 0,02 * Т = 30000

0,1 * Т = 30000

Т = 300000 у.е.

Таким образом, точка равновыгодности затрат равна 300000 у.е. по товарообороту. При этом сами затраты в точке равны :

З = 0,12 * 300000 = 36000 (у.е.)

2. Графически зависимость затрат от товарооборота представлена на рис. 1.

Таблица 4

Аналитическая  зависимость затрат  на организацию канала от товарооборота

Товарооборот

1 вариант

2 вариант

100000

12000

32000

200000

24000

34000

300000

36000

36000

400000

48000

38000

500000

60000

40000

600000

72000

42000

700000

84000

44000

800000

96000

46000

800000

96000

46000

900000

108000

48000

1000000

120000

50000

36000

 

Рис. 1. Графическая  зависимость   затрат на организацию канала от  товарооборота

         Из рисунка 1 видно, что   затраты  по обоим вариантам становятся равными при товарообороте  равном 300000  у.е. В случае если  товарооборот менее  300000 у.е., то  наиболее выгодны вариантом  организации канала является  вариант  1 (использование  оптового посредника в регионе), так как затраты на организацию канала при этом  минимальны. При  превышении товарооборота значения 300000 у.е., следует использовать собственного посредника  (2 вариант) , так как затраты на организацию канала  в данном случае минимальны.

Задача № 3

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

Определить цену на новое изделие, обеспечивающую планируемую рентабельность капитальных затрат (дополнительного финансирования) равную 20%, по вариантам контрольных работ представленным в таблице.

Таблица 5

Исходные данные

Наименование показателей

Данные

1. прогнозируемый объем производства продукции, шт.

25000

2. переменные затраты, руб./шт

30

25

3. сумма постоянных затрат руб.

620000

4. дополнительные капитальные затраты руб.

2500000

РЕШЕНИЕ

1 вариант:  переменные затраты на единицу равны 30 руб.

- определим суммарные затраты  суммированием всех видов затрат:

25000 * 30 + 620000 + 2500000 = 3870000 (руб.)

- рентабельность  определяется отношением  суммы затрат к выручке [2, с. 132]:

Р = З : В                        (4)

Где    З – затраты, руб.

         В -  выручка, руб.

         Р – рентабельность затрат, %

Тогда, В = З : Р                     (5)

В = 3870000 : 0,2 = 19350000 (руб.)

- выручка определяется умножением цены изделия на  объем производства в шт.[1, с. 112]:

В = Ц * О                     (6)

Где    Ц – цена изделия, руб.

         О – объем производства, шт.

Тогда,

Ц = В : О                      (7)

Ц = 19350000 : 25000 = 774 (руб.)

Таким образом, оптимальная цена равна  774 руб.

2 вариант: переменные затраты на единицу равны 25 руб.

- определим суммарные затраты  суммированием всех видов затрат:

25000 * 25 + 620000 + 2500000 = 1495000 (руб.)

- рентабельность  определяется отношением  суммы затрат к выручке[5, c. 67]:

Р = З : В                        (8)

Где    З – затраты, руб.

         В -  выручка, руб.

         Р – рентабельность затрат, %

Тогда, В = З : Р                     (9)

В = 1495000 : 0,2 = 7475000 (руб.)

- выручка определяется умножением цены изделия на  объем производства в шт.:

В = Ц * О                     (10)

Где    Ц – цена изделия, руб.

         О – объем производства, шт.

Тогда,

Ц = В : О                      (11)

Ц = 7475000 : 25000 = 299 (руб.)

Таким образом, оптимальная цена равна  299 руб.

Список литературы

1.     Андреева О.Д.  Технология бизнеса: маркетинг. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2001. – 223 с.

2.     Котлер Ф. Основы маркетинга . – М.: Прогресс, 2001. – 620 с.

3.     Маркетинг: Учебник\ Под  ред. Проф . Уткина Э. А. – М.: Экмос, 2001. – 319 с.

4.     Хлусов В.П. Основы маркетинга. – М. : Экономика, 2001. – 158 с.

5.     Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг\ Пер с англ. – М.: Экономика, 2000. – 308 с.