Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

Глава 1. Права и обязанности аудиторов и лиц, подлежащих аудиту.. 6

1.1. Профессионализм и компетентность........................................................................... 6

1.2. Объективность и независимость................................................................................... 7

Глава 2. Значение и правовое регулирование уголовной ответственности частных аудиторов...................................................................................... 12

2.1. Ответственность аудиторов...................................................................................... 12

2.1. Уголовная ответственность частных аудиторов в системе преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях............................................... 17

Заключение.................................................................................................. 21

Список литературы..................................................................................... 23

Введение

В действующих нормативных актах в области российского аудита зафиксированы в краткой форме основные права и обязанности сторон при осуществлении аудита. Однако механизм их реализации не детализирован, многие аспекты взаимоотношений между аудиторскими организациями и экономическими субъектами, подлежащими аудиту, не регламентированы. Заполнить этот "правовой вакуум" частично можно, используя правила (стандарты) аудиторской деятельности, частично - обращаясь к действующим в мировой практике принципам и нормам аудита. Безусловно, нормативная сила стандартов несоизмерима с обязывающими положениями актов официальных государственных органов, тем не менее стандарты могут помочь решить целый ряд сложных задач, стоящих перед аудиторами на всех стадиях проведения аудита.

Заметим, что в международной практике не принято отдельного стандарта, содержащего в обобщенном виде права и обязанности аудиторов и лиц, подлежащих аудиту.

В практике российского аудита целесообразно обращать самое пристальное внимание на вопросы, непосредственно затрагивающие сферу прав и обязанностей сторон в договоре на оказание аудиторских услуг.

Договор на проведение аудита является специфическим видом договора на оказание профессиональных услуг. При этом возникает необходимость дополнительного и достаточно детального "вспомогательного" правового обеспечения. Ответственность сторон в аудите далеко не исчерпывается той, на которую они добровольно соглашаются, подписывая контракт. В особенности речь идет об ответственности аудитора перед пользователями выданного им аудиторского заключения. К сожалению, в действующем российском законодательстве в отличие от западной практики не определен статус надлежащего пользователя аудированной финансовой отчетности. Именно этот пользователь имеет законное право предъявлять требования к качеству работы аудитора и в необходимых случаях привлекать его к ответственности за недобросовестность. Введение аналогичного правила в России, по нашему мнению, послужило бы мощным катализатором процесса регламентирования прав и обязанностей сторон в аудите. Следствием этого стали бы дополнительные правовые акты, а пока таких актов нет, восполнить пробел могут только рекомендации деловой практики, к которым могут прибегать судебные органы в случае крайней необходимости.

Органы аудиторского надзора, выступающие в качестве защитников общественных интересов, могут вмешиваться, когда это необходимо, в процесс регулирования. Однако их выводы в отношении аудитора могут быть обоснованы в большой степени результатами анализа соблюдения прав и обязанностей сторон в конкретном договоре. Формирование доказательной базы для исследования конфликтных ситуаций в судебных и административных органах должно не только происходить на основе нормативных актов, но и затрагивать сферу этики аудитора, принципов аудита и действующих правил аудиторской деятельности.

Прочная основа для выработки рекомендаций аудиторским организациям в отношении механизмов реализации их прав и соблюдения обязанностей потребуется также при становлении профессиональных саморегулируемых организаций.

Права, обязанности и ответственность аудитора в общепринятой мировой практике не сконцентрированы в каком-либо одном документе, а обычно "вкраплены" в различные нормы и правила и, разумеется, имеют различную правовую силу в широком диапазоне: от безусловно обязательных по закону до рекомендательных. Последние особенно важны при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг. В целом они призваны обеспечить высокое качество аудиторской работы и способствовать снижению аудиторского риска, а также регламентировать профессиональное поведение аудитора в соответствии с этическими нормами аудита.

Права, обязанности и ответственность аудиторов базируются на основных принципах аудиторской деятельности, поэтому имеет смысл рассмотреть эти принципы под определенным углом зрения, конкретно в связи с правами и обязанностями.

Целью данной работы является рассмотрение ответственности аудиторов и аудиторских фирм в России.

Глава 1. Права и обязанности аудиторов и лиц, подлежащих аудиту

1.1. Профессионализм и компетентность

Аудитор должен оказывать профессиональные услуги с должным вниманием, компетентностью и усердием, в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также с правилами (стандартами), регулирующими аудиторскую деятельность. Это достигается использованием для оказания услуг подготовленных и профессионально компетентных специалистов и организацией должного контроля за их добросовестностью и качеством работы.

Аудитор должен гарантировать, что персонал, которому поручена аудиторская проверка, владеет достаточным объемом знания о бизнесе (деятельности) клиента, дающим возможность выполнять работу качественно. Планируя использование результатов работы другого аудитора или эксперта, основному аудитору следует оценить профессиональную компетентность привлекаемого специалиста в проверяемой области.

Как нам представляется, профессиональную компетентность можно рассматривать в аспектах: приобретения профессиональной компетентности (уровень общего и специального образования, стаж работы, практические навыки); поддержания профессиональной компетентности на должном уровне (самообразование, переподготовка и повышение квалификации).

Аудитор должен иметь и постоянно развивать свои профессиональные знания и навыки, поддерживая их на уровне, достаточном для выполнения требований, предъявляемых действующими нормами законодательства и лучшей профессиональной практикой. Соглашаясь оказать услуги, аудитор должен быть уверен, что обладает соответствующим уровнем профессиональной компетентности, знаниями и навыками для выполнения данного задания. Кроме того, он должен правильно оценивать свою способность выполнить порученную работу квалифицированно, в установленный договором срок и в требуемом объеме, в противном случае он должен воздержаться от ее выполнения. Работа аудитора должна соответствовать техническим и профессиональным стандартам, а также нормативам бухгалтерского учета и аудита.

1.2. Объективность и независимость

Аудитор должен сохранять объективность и независимость(2), выражая свои взгляды и составляя заключения при выполнении аудита. Профессиональный долг налагает на него обязательство избегать какой-либо зависимости собственных суждений от суждений других лиц. Выражение объективного мнения всегда должно быть первичной целью официального аудита. Объективность и независимость в аудиторской деятельности означают возможность осуществлять аудиторскую проверку, производить оценку полученных результатов и составлять аудиторское заключение непредвзято, без предубеждений или пристрастий в отношении проверяемого лица, обусловленных какими-либо обязательствами или интересом к проверяемому лицу, его руководству или учредителям (участникам). Аудиторская организация, действующая в интересах проверяемого лица, подлежащего аудиту, не может считаться независимой, а ее выводы и заключения - объективными.

Для соблюдения принципов объективности и независимости аудитору не следует одновременно с осуществлением аудиторской деятельности заниматься любыми другими видами деятельности, несовместимыми с оказанием услуг профессионального характера.

К обстоятельствам, способствующим нарушению указанных принципов, в первую очередь следует отнести: финансовое участие аудитора в деятельности лица, подлежащего аудиту; финансовую и имущественную зависимость аудитора от лица, подлежащего аудиту; участие аудитора в органах управления проверяемого лица, его головных и дочерних организаций; родственные связи с руководящими должностными лицами и высшим управляющим персоналом проверяемого лица, отвечающими за подготовку и составление бухгалтерской отчетности; оказание сопутствующих аудиту услуг, перерастающих в услуги по управлению организацией, а также услуг, в оказании которых аудитор заинтересован больше, чем в проведении аудита; наличие ответственности аудитора за содержание бухгалтерского учета и отчетности проверяемого экономического субъекта, а также возложение на него функций по исправлению выявленных в ходе аудиторской проверки недостатков.

Учитывая важность темы и недостаточную ее проработку в отечественной аудиторской практике, целесообразно рассмотреть некоторые ее аспекты более детально. При рассмотрении независимости, по нашему мнению, нужно учитывать не только формальную независимость(3), но и независимость умозаключений. При этом имеется в виду такое поведение аудитора, когда им принимаются в расчет исключительно соображения, имеющие отношение к данному конкретному заданию, а не иные обстоятельства. Следует избегать ситуаций, которые в связи с фактической или формальной недостаточностью независимости могут дать стороннему наблюдателю основание усомниться в независимости аудитора.

В некоторых странах, например в Великобритании, принято оценивать степень объективности и независимости аудитора с точки зрения общественности. Для защиты своей объективности и независимости в глазах общественности официальные аудиторы должны рассмотреть определенные вопросы перед принятием решения о том, соглашаться ли на новый контракт или продолжать работу по существующему на данный момент назначению.

Во-первых, необходимо уяснить, имеет ли аудитор (или намеревается ли получить) прямой(4) или косвенный материальный финансовый интерес в компании, для которой он оказывает профессиональные услуги, требующие независимости. Финансовая связь с клиентом может иметь место в ряде случаев, в том числе: при непосредственной финансовой заинтересованности в делах клиента (например, имея на руках ценные бумаги, эмитированные данным экономическим субъектом); через косвенную материальную финансовую заинтересованность в клиенте, например если аудитор является доверенным лицом доверительного фонда или распорядителем (попечителем) любого имущества и эта организация имеет финансовую заинтересованность в компании клиента; через займы, выданные клиенту или полученные от клиента или от акционера компании-клиента (не относится к займам, предоставляемым банками или другими финансовыми учреждениями, когда они оформляются согласно установленным процедурам, срокам и требованиям); через получение от клиента материальных благ или услуг (получение каких-либо товаров, услуг допустимо только в том случае, когда их стоимость не ниже той, по которой они предоставляются другим потребителям); если имеется финансовая заинтересованность в совместном предприятии с клиентом или служащим(и) клиента; через финансовую заинтересованность в лице, которое не является клиентом, но выступает инвестором клиента или получает инвестиции от клиента.

Во-вторых, следует уточнить, не вступает ли ответственность аудитора перед третьей стороной в противоречие с ответственностью аудитора перед его клиентом.

В-третьих, необходимо разобраться, каким образом влияет на позицию аудитора оказание клиентам прочих (сопутствующих аудиту) услуг. Оказывая профессиональные услуги, аудитор, как правило, предоставляет различные рекомендации по улучшению управления предприятием, налогообложению, организации системы внутреннего контроля. Кроме того, в дополнение к выполнению аудиторских функций аудитор может оказывать клиенту консультационные, юридические, оценочные и иные разрешенные лицензией услуги. При этом он должен соблюдать осторожность и не выполнять управленческих функций, вторгаясь в сферу принятия руководящих решений, ответственность за которые должна всегда оставаться за руководством клиента. Если аудитор занимается подготовкой для клиента учетных документов, он не должен принимать участия в проверке этих документов.

В-четвертых, важно оценить степень финансовой зависимости аудитора от клиента в связи с получаемой от него доли вознаграждения. Аудитор, получающий доход от одного клиента (группы связанных клиентов), превышающий 10-15% своего совокупного годового дохода, может рассматриваться как лицо, независимость которого подвергается обоснованному сомнению.

Когда годовой доход по контракту является единственной или значительной частью совокупного дохода, аудитор должен внимательно проанализировать, не нарушен ли принцип независимости. Подобная ситуация может возникнуть, если плата за оказание профессиональных услуг остается невыплаченной на протяжении значительного периода времени, особенно если большая часть платы не выплачена перед опубликованием заключения аудитора на будущий год. Допустимые отклонения делаются для аудиторов, которые еще только утверждаются в профессии, или для тех, кто намерен прекратить деятельность. Исключения могут быть сделаны также для филиалов, работающих с одним клиентом или группой клиентов.

В-пятых, следует изучить перспективы сохранения с клиентом нормальных взаимоотношений, которые могут быть нарушены в ходе текущего или предстоящего судебного разбирательства. Возбуждение клиентом судебного процесса в отношении как самого аудитора, так и третьих лиц (с привлечением аудитора в качестве эксперта или поверенного), а также аналогичные действия аудитора при совершении, к примеру, мошенничества или обмана со стороны должностных лиц компании или взыскании в принудительном порядке суммы гонорара за проведенную ранее работу будут расцениваться как нарушение независимости аудитора. Подобное возбуждение судебного иска, а также вероятность его возникновения или объявленное намерение подать судебный иск могут оказать отрицательное влияние на способность аудитора честно и беспристрастно выполнить работу по составлению заключения. Подобные действия (или нависшая угроза их осуществления) могут повлиять на желание руководства компании раскрывать аудитору соответствующую информацию.

Наконец, в-шестых, нужно проанализировать предварительные условия и требования, предъявляемые клиентом при заключении договора. Порядок, размер и форма оплаты аудита (в том числе при проведении обязательного аудита) и сопутствующих ему услуг определяются в договорах и не могут быть поставлены в зависимость от предварительного выполнения каких бы то ни было требований лиц, подлежащих аудиту, о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита. Подчеркнем, что, по нашему мнению, лица, подлежащие аудиту, обязаны своевременно оплачивать услуги аудитора в соответствии с договором на проведение аудита, в том числе в случаях, когда выводы аудиторского отчета или аудиторского заключения не согласуются с выводами внутренней проверки, проведенной работниками лица, подлежащего аудиту, по инициативе его органов управления, а также в случае неполного выполнения аудитором работы по не зависящим от него причинам.

Итак, аудитор обязан внимательно следить за тем, чтобы не нарушался принцип независимости на всех стадиях проведения аудита, и принимать необходимые меры для устранения возникших обстоятельств. В случае установления фактов, свидетельствующих об утрате независимости и невозможности устранения соответствующих обстоятельств, следует отказаться от дальнейшего проведения аудита.

Глава 2. Значение и правовое регулирование уголовной ответственности частных аудиторов

2.1. Ответственность аудиторов

Рассмотрим, прежде всего, понятие и содержание аудиторской деятельности – их раскрытие позволит нам сделать вывод значении введения уголовной ответственности среди иных видов ответственности частных аудиторов.

В совокупность нормативных актов регулирующих аудиторскую деятельность входят следующие группы актов.

Прежде всего, необходимо выделить Федеральный закон от 7 августа 2001 г. №119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изм. и доп. от 14 декабря, 30 декабря 2001 г.)[1].

Особенности правового положения аудиторских организаций, осуществляющих аудиторские проверки сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов, определяются Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации"[2].

Лицензирование аудиторской деятельности осуществляется в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[3].

Наряду с законодательными актами на регулирование аудиторской деятельности направлены подзаконные и ведомственные нормативные акты. Последние не должны противоречить законодательным актам. Среди подзаконных нормативных актов можно выделить:

- Постановление Правительства РФ от 29 марта 2002 г. №190 "О лицензировании аудиторской деятельности" (с изм. и доп. от 3 октября 2002 г.). Положение о лицензировании аудиторской деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 г. N 190)[4];

- Кодекс этики аудиторов России (принят Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, протокол №16 от 28 августа 2003 г.)[5] и др.

Согласно п.1 ст.1 Закона «Об аудиторской деятельности», аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Законодатель определяет, что целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. При этом аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти.

Анализируя сущность аудиторской деятельности, прежде всего, подчеркнем, что аудит – предпринимательская деятельность, то есть деятельность на свой страх и риск, направленная на извлечение прибыли (ст.2 Гражданского кодекса РФ). Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг (п.7 ст.1 Закона). В число сопутствующих услуг включены:

1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;

5) правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение маркетинговых исследований;

10) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

11) обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;

12) оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Следующим ключевым критерием аудиторской деятельности является - «независимость проверки», то есть независимость мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации; ее объективность, соответствие истинному положению дел. Аудит не должен быть зависим как от инициатив хозяйствующих субъектов, так и государственных органов.

Таким образом, должен соблюдаться баланс предпринимательской деятельности и независимости аудиторов.

Как подчеркивается в Кодексе этики аудиторов: аудиторы играют в обществе важную роль. Инвесторы, кредиторы, работодатели и другие члены делового сообщества, а также правительство и общественность в целом полагаются на аудиторов в вопросах получения компетентных рекомендаций по различным вопросам финансового учета и отчетности, финансового менеджмента, права и налогообложения. Отношение и поведение аудиторов в процессе предоставления таких услуг влияют на экономическое благосостояние общества и государства.

Аудит играет существенную роль в налоговых правоотношениях, формировании у заинтересованных лиц адекватных представлений о действительной эффективности форм и методов хозяйствования[6].

Таким образом, аудит является той отправной точкой, которая влияет на многие экономические характеристики конкретного предприятия и экономики страны в целом.

Юридическая значимость деятельности аудиторов определяет степень их ответственности и тяжесть возможных последствий для граждан, юридических лиц, общества и государства.

Субъектом аудиторской деятельность является - аудитор - физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора (ст.3 Закона).

При этом такая деятельность может осуществляться в качестве:

- работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, где под аудиторской организацией понимается коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги (п.1 ст.13 Закона);

- индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.

Следует акцентировать внимание, что в литературе аудиторов условно делят на «частных» и «государственных», что предполагает зависимость от форм собственности организаций, в которых они работают (частные компании и государственные организации). Такое деление не принципиально с точки зрения Закона «Об аудиторской деятельности», так как Закон не различает особенностей правового статуса «частных» и «государственных» (государственных служащих) аудиторов, но имеет принципиальное значение для уголовного права, и к данному вопросу мы обратимся в последующих параграфах работы.

Аудиторская деятельность относиться к числу лицензируемых видов деятельности. Как индивидуальный аудитор, так и аудиторская организация должны получить соответствующие лицензии на право заниматься аудитом.

Действующим законодательством предусмотрено страхование при проведении обязательного аудита. Аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора (ст.13 Закона).

Результатом аудиторской деятельности является - аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации (ст.10 Закона).

За дачу заведомо ложного аудиторского заключения Закон устанавливает ответственность (ст.11). Под заведомо ложным аудиторским заключением понимается заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторской проверки и рассмотренных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе аудиторской проверки. Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда.

Переходя к ответственности аудиторов подчеркнем, что законодатель предусматривает следующие виды ответственность за нарушение норм об аудите: аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность аудитора за ложное подтверждение достоверности информации (как намеренное, так и не намеренное) установлена также Федеральным законом от 5 марта 1999 г. №46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"[7], в силу п.5 ст.5 которого аудитор, подписавший проспект эмиссии ценных бумаг, несет солидарно с иными лицами, подписавшими проспект эмиссии ценных бумаг, субсидиарную с эмитентом ответственность за ущерб, причиненный инвестору эмитентом вследствие содержащейся в указанном проспекте недостоверной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации и подтвержденной им.

Согласно Закону «Об аудиторской деятельности» (ст.11), составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования у индивидуального аудитора или аудиторской организации лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1. Уголовная ответственность частных аудиторов в системе преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях

Введение уголовной ответственности за совершение преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях, предусмотренной гл. 23 Уголовного кодекса РФ - новшество в российском уголовном праве.

Глава 23 УК РФ «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» включила в себя следующие статьи: ст.201 (Злоупотребление полномочиями); ст.202 (Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами); ст.203 (Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб); ст. 204 (Коммерческий подкуп). Как это следует из названия гл.23 данные составы преступлений объединены общим объектом – интересы службы в коммерческих и иных организациях.

Прежде всего, акцентируем внимание на Примечание к ст.201 УК РФ, действие которого, формально, распространено на все статьи гл.23 УК РФ.

Примечаниями 2 и 3 к ст. 201 УК РФ установлено следующее.

- если деяние, предусмотренное настоящей статьей либо иными статьями настоящей главы, причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия.

- если деяние, предусмотренное настоящей статьей либо иными статьями настоящей главы, причинило вред интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях.

Как следует из ст. 23 Уголовно-процессуального кодекса РФ[1], если деяние, предусмотренное главой 23 Уголовного кодекса Российской Федерации, причинило вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, и не причинило вреда интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, то уголовное дело возбуждается по заявлению руководителя данной организации или с его согласия.

Под "вредом исключительно организации" следует понимать вред, причиненный только такой деятельностью, которая осуществляется внутри самой организации[2].

Как видно, УПК РФ в отличие от УК РФ (и в целях конкретизации) говорится, что уголовное преследование за указанные виды преступлений осуществляется по заявлению руководителя данной организации или с его согласия.

К коммерческим организациям, в соответствии со ст.50 Гражданского кодекса РФ[3], относятся организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, которые могут быть созданы в форме хозяйственного товарищества, общества или производственного кооператива.

К иным организациям следует отнести некоммерческие организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками (ст.50 ГК РФ, ст.2 ФЗ "О некоммерческих организациях"[4]).

Руководителем коммерческой или иной организации признается лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в организации. Только его письменное заявление является по общему правилу поводом к возбуждению уголовного преследования. Исключением из него являются случаи, когда указанные преступления обнаруживаются в ходе расследования других преступлений. Порядок получения согласия законом не определен. Ясно лишь одно, что оно должно носить письменный характер[5].

Предметом нашего дальнейшего исследования, главным образом, станет состав преступления, предусмотренный ст.202 УК РФ «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами». Процитируем статью:

«1. Использование частным нотариусом или частным аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. То же деяние, совершенное в отношении заведомо несовершеннолетнего или недееспособного лица, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет».

 

Заключение

Ответственность аудиторской организации и аудитора возникает вследствие нарушения принятых на себя по договору об аудите обязательств на основании ст.431 ГК РФ. Статья 401 ГК РФ указывает основания ответственности за нарушение обязательства:

1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

В некоторых случаях в соответствии со ст.400 ГК РФ предусмотрена ограниченная ответственность: "По отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, Законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность)".

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".

В Уголовном кодексе РФ предусмотрена ответственность аудиторов. Согласно ст.202 использование "частным аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, - наказывается штрафом в размере от 500 до 800 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 5 до 8 месяцев, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет".

Список литературы

1.                      Федеральный закон от 7 августа 2001 г. №119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 13 августа 2001 г. - №33. - Ст.3422

2.                      Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. №193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 11 декабря 1995 г. - №50. - Ст. 4870.

3.                      Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 13 августа 2001 г. - №33. - Ст. 3430.

4.                      Постановление Правительства РФ от 29 марта 2002 г. №190 "О лицензировании аудиторской деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 8 апреля 2002 г. - №14. - Ст. 1298.

5.                      Кодекс этики аудиторов России (принят Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, протокол N 16 от 28 августа 2003 г.) // Аудиторские ведомости. - 2003 г. - №11.

6.                      Богатырев С.Г. Уголовная ответственность за злоупотребления полномочиями в сфере нотариальной и аудиторской деятельности. Автореферат диссертации – Ростов-на-Дону. -2002.

7.                      Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" // Собрание законодательства Российской Федерации. -8 марта 1999 г. - №10. - Ст.1163

8.                      Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 24 декабря 2001 г. - №52. - Ст. 4921.

9.                      Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина. - М.: Юристъ, 2002.

10.                 Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 5 декабря 1994 г. - №32. - Ст. 3301.

11.                 Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 15 января 1996 г. - №3. - Ст. 145.

12.                 Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под общей ред. В.И.Радченко. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2004