Содержание
Что такое материальная выгода? Как определяется дата получения дохода в виде материальной выгоды?....................................................................... 3
Как исчислить сумму материальной выгоды по предоставленной предприятием работнику ссуде?........................................................................................... 5
Что понимается под благотворительностью для целей налогообложения по налогу на доходы физических лиц?........................................................... 7
На основании каких документов уменьшается облагаемый налогом доход физических лиц на суммы расходов на содержание детей?.................... 8
Какие ограничения существуют при взыскании с физических лиц не удержанных или не полностью удержанных сумм налога на доходы физических лиц? 9
Запрос бухгалтера в ИМНС....................................................................... 11
Ответ налогового органа........................................................................... 12
Список литературы..................................................................................... 14
Что такое материальная выгода? Как определяется дата получения дохода в виде материальной выгоды?
В соответствии с пунктом 4 статьи 212 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, налоговая база определяется как превышение рыночной стоимости ценных бумаг, определяемой с учетом предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг, над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение.
При этом подпунктом 3 пункта 1 статьи 223 Кодекса определено, что датой получения налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды признается день приобретения ценных бумаг.
Таким образом, Кодекс исходит из того, что фактические расходы по приобретению ценных бумаг будут осуществлены не позднее даты приобретения ценных бумаг. Иных случаев в главе 23 Кодекса не предусмотрено.
Исходя из вышеизложенного, в случае получения налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, полученной от приобретения ценных бумаг, налоговая база определяется с учетом положений статей 223 и 226 Кодекса.
При расчете налоговой базы по доходам, полученным в виде материальной выгоды от приобретения ценных бумаг определять рыночную стоимость ценных бумаг следует, по нашему мнению, на дату совершения сделки, поскольку именно на эту дату покупатель принимал решение о ее совершении.
Пунктом 3 статьи 214.1 Кодекса предусмотрено определение доходов от операций купли-продажи ценных бумаг как разницы между суммами доходов, полученных от реализации ценных бумаг, и документально подтвержденными расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, фактически произведенными налогоплательщиком.
В соответствии с указанным пунктом статьи 214.1 Кодекса любые расходы налогоплательщика, непосредственно связанные с приобретением, реализацией и хранением ценных бумаг (включая расходы за услуги по клирингу) уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц по операциям купли-продажи ценных бумаг.
Как исчислить сумму материальной выгоды по предоставленной предприятием работнику ссуде?
Материальная выгода определяется как превышение процентов, исчисленных исходя из 3/4 действующей ставки рефинансирования, установленной Центробанком на дату получения ссуды, над процентами, исчисленными исходя из условий договора. Расчет материальной выгоды по беспроцентной ссуде проводится по формуле:
Материальная выгода |
= |
Сумма ссуды |
х |
Сумма процентов в размере 3/4 ставки рефинансирования |
х |
Количество дней пользования ссудой |
: |
365 дней (или 366 дней) |
Учет расчетов с работниками по предоставленным им займам ведется на счете 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" субсчет 73-1 "Расчеты по предоставленным займам". Выдача ссуды отражается записью: Дебет 73-1 Кредит 50 — выдана беспроцентная ссуда работнику.
При возврате ссуды в учете делается обратная проводка: Дебет 50 Кредит 73-1 — возвращены деньги по договору беспроцентной ссуды.
Сумма НДФЛ, рассчитанная с материальной выгоды, отражается записью: Дебет 70 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДФЛ" — удержан налог с материальной выгоды по беспроцентной ссуде.
Пример: Организация предоставила работнику беспроцентную ссуду и, в соответствии с положениями гл.23 НК РФ, определяет материальную выгоду работника от экономии на процентах, удерживая исчисленный НДФЛ из его заработной платы и перечисляя налог в бюджет. Обязан ли в этом случае работник по итогам года подавать налоговую декларацию по НДФЛ?
Ответ:
Согласно п.1 ст.228 и п.1 ст.229 Налогового кодекса РФ обязанность по представлению в налоговые органы Декларации по НДФЛ по форме 3-НДФЛ (утв. Приказом МНС России от 24.10.2002 N БГ-3-04/592) возложена на физических лиц, не являющихся предпринимателями, получивших следующие виды доходов:
- вознаграждения от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;
- доходы от продажи имущества, принадлежащего физическим лицам на праве собственности;
- доходы от источников, находящихся за пределами РФ, полученные физическими лицами - резидентами России;
- выигрыши, выплаченные организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов);
- иные доходы, при выплате которых не был удержан налог налоговыми агентами (организациями либо индивидуальными предпринимателями - источниками выплаты дохода - п.п.1, 2 ст.226 НК РФ).
Как видим, физические лица - работники организаций, предоставивших им беспроцентные займы, из заработной платы которых удерживается сумма НДФЛ, рассчитанная исходя из материальной выгоды работников от экономии на процентах (пп.1 п.1, пп.1 п.2 ст.212 НК РФ), в число лиц, обязанных представлять по итогам года декларацию по НДФЛ, не вошли.
Следовательно, работник, получивший беспроцентный заем, из заработной платы которого удержана сумма НДФЛ с материальной выгоды от экономии на процентах, представлять декларацию по НДФЛ не обязан.
Что понимается под благотворительностью для целей налогообложения по налогу на доходы физических лиц?
Согласно статье 1 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Действующее налоговое законодательство Российской Федерации предусматривает следующие особенности налогообложения благотворительной деятельности. В сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, а также в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности, - в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде.
На основании каких документов уменьшается облагаемый налогом доход физических лиц на суммы расходов на содержание детей?
1. Заявление налогоплательщика о предоставлении налогового вычета;
2. Документы, удостоверяющие личность налогоплательщика;
3. Свидетельство о рождении либо паспорт обучаемого;
4. Справка о доходах налогоплательщика, полученных за 2001 год (форма 2-НДФЛ);
5. Договор, заключенный между налогоплательщиком (учащимся) и образовательным учреждением, находящимся на территории Российской Федерации и имеющим лицензию на образовательную деятельность независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности;
6. "Справка об оплате обучения для представления в налоговые органы Российской Федерации", утвержденная Приказом МНС России от 27.09.2001 № БГ-3-04/370;
7. Документы, подтверждающие фактические расходы налогоплательщика на обучение (квитанции к приходным кассовым ордерам, бланки строгой отчетности, чеки кассового аппарата, банковские платежные документы).
Какие ограничения существуют при взыскании с физических лиц не удержанных или не полностью удержанных сумм налога на доходы физических лиц?
В соответствии со ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые агенты обязаны исчислять и удерживать суммы налога на доходы физических лиц со всех доходов, выплачиваемых налогоплательщикам, исключая доходы, налогообложение которых регулируется статьями 214.1, 227 и 228 Кодекса. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов физического лица при их фактической выплате и перечислить в бюджет не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно. При неисполнении налоговым агентом своих обязанностей с него взыскивается сумма налога в том же порядке, что и с налогоплательщика (ст. 46 Кодекса). Кроме того, в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние сроки налоговый агент должен уплатить пени (ст. 75 Кодекса). Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению (ст. 123 Кодекса). Организация, допустившая неправильное исчисление налога, должна на основании требования, полученного от налогового органа, уплатить сумму недоплаты в той части, в которой у организации имеется возможность удержать выявленные суммы (с обязательным восполнением источника за счет физического лица) и штраф. В случае неисполнения требования налоговый орган принимает решение о взыскании налога и направляет в банк инкассовое поручение (распоряжение) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств (в размере недоимки и пени). Взыскание налоговых санкций производится в судебном порядке. В соответствии с п. 5 ст. 226 Кодекса при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика. Невозможностью удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев. Взыскание этой суммы производится на основании налогового уведомления, вручаемого налоговым органом физическому лицу. При этом штрафные санкции к налоговым агентам в данном случае применяться не должны.
Запрос бухгалтера в ИМНС
В ИМНС г. Тюмени от
Залаловой Ю.Р. главного бухгалтера ОАО «Скарлет»
Правомерно ли организации применять ежемесячный порядок исчисления и уплаты налога на прибыль с момента утраты ею статуса "субъекта малого предпринимательства"?
4 июля 2005 г.
Главный бухгалтер Ю.Р. Залалова
ОАО «Скарлет»
Ответ налогового органа
исх. 406/3 Главному бухгалтеру
6 июля 2005г. ОАО «Скарлет»
Залаловой Ю.Р.
г. Тюмень, ул. Ленина, д. 29
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в редакции изменений и дополнений) предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль нарастающим итогом с начала года по окончании 1-го полугодия, 9 месяцев и года.
Уплата в бюджет авансовых взносов налога на прибыль должна производиться не позднее 15-го числа каждого месяца равными долями в размере 1/3 квартальной суммы указанного налога.
Начиная с 1 января 1997 г. все предприятия, за исключением бюджетных организаций, малых предприятий и плательщиков, указанных в пункте 5 данной статьи, имеют право перейти на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц и ставки налога. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Указанные расчеты представляются предприятиями в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
Порядок уплаты в бюджет налога на прибыль определяется предприятием и действует без изменения до конца календарного года.
Таким образом, организация самостоятельно выбирает соответствующий способ исчисления и уплаты налога на прибыль исходя из действующих нормативно-правовых актов.
На основе изложенного, в случае если организация своевременно представила расчет налога по фактически полученной прибыли, составляемый ежемесячно в сроки, предусмотренные Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", то оснований для отказа в применении вышеназванного способа исчисления и уплаты налога на прибыль не имеется.
заместитель руководителя Управления
государственный советник налоговой службы III ранга А.А. Глинкин
Список литературы
1. Налоговый кодекс. Часть 1,2. Библиотечка кодексов. Выпуск 2. М.: ИНФРА -М,2004г.,с.448.
2. Шаталов С. Д. Комментарий к налоговому кодексу РФ, части второй. М.:
3. МЦФЭР, 2004 г., с.307.
4. Постатейный комментарий к главе 23 НК РФ. Налог на доходы физических лиц. М.: Издательско - консультационная компания «Статус - КВО 97», 2002т г с.288.
5. Единый социальный налог. Комментарий к налоговому кодексу. М.: Издательско - консультационная компания «Статус - КВО 97», 2003 г., с.528.
6. Кондраков Н.П. «Бухгалтерский учет» М.: «ИНФРА - М», 2002 г,с.640.
7. Шаталов С.Д. О главе 23 «НДФЛ» НК РФ// Консультант. 2002. №12.С.13
8. Шаталов С.Д. О главе 23 «НДФЛ» НК РФ// Консультант. 2002. №13.С.14.
9. Шаталов С.Д. О главе 23 «НДФЛ» НК РФ// Консультант. 2002. №14.С.11
10. Шаталов С.Д. О главе 23 «НДФЛ» НК РФ// Консультант. 2002. №16.С.14.
11. Шаталов С.Д. О главе 23 «НДФЛ» НК РФ// Консультант. 2002. №17.С.20.
12. Плужникова С.В. «Налог на доходы: резиденты и нерезиденты» //Аудиторские ведомости, № 5, 2002 г.,с.П.
13. Плужникова Т.Н. «Налогообложение авторских вознаграждений» //Аудиторские ведомости, № 8, 2002 г., с. 13.
14. Берестова В.И. «Разъяснения по вопросам порядка исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц» // Референт, № 17, 2001 г, с.32.