Содержание
1. Правовое государство: понятие, признаки, основы. Проблемы и пути формирования правового государства в России. 3
2. Основы конституционного статуса Федерального собрания, его место в системе органов государства. 13
3. Семейные правоотношения: понятие, виды.. 15
Список литературы.. 22
1. Правовое государство: понятие, признаки, основы. Проблемы и пути формирования правового государства в России
Очень важное понятие для прав человека - это понятие правового государства. Самое простое определение (их около 70): правовое государство - это такое государство, в котором человек может с большой вероятностью сказать, как ответит государство на его действия. То есть, если я сделаю что-то, то ответ государства будет именно таким, а не каким-либо еще. Эти законы взаимодействия государства и единицы понятны и однозначны. Нет проблемы с тем, что если я сделаю что-то, то один Бог знает, что в ответ на это сделает чиновник. Если я сделаю А, то чиновник сделает В, а не С и не D. Это - правовое государство.
Марек Новицки, президент Хельсинкского Фонда Прав Человека приводит довольно простой пример из истории Индии. Англичане запретили жителям Индии варить соль. И когда-то на берегу сели 10 индусов и стали, не скрываясь, варить соль. Пришли полицейские, взяли их за уши и отвели в тюрьму. Через день на берегу океана сели 100 индусов и стали варить соль. Пришли полицейские и отвели их в тюрьму. На следующий день на берегу сели 10000 индусов и стали варить соль. А англичане отменили закон. Почему? Потому что невозможно посадить такое количество людей в тюрьму. И они все варили соль, поэтому нельзя было одного посадить в тюрьму, а другого не посадить. Значит, такой закон действовать не может, потому что это нарушает принцип правового государства, а Великобритания была правовым государством. А как это произошло бы в коммунистической стране? В первый день, когда сидели 10 индусов, пришли бы милиционеры, всех избили, 6-х посадили бы в тюрьму, а 4-х отправили домой, и все бы думали: «Почему они их отпустили?» А еще дополнительно посадили бы в тюрьму 3-х человек, которых вообще не было на берегу океана, чтобы все боялись. Неизвестно, варю я соль или нет, если власть захочет - посадит, не захочет - не посадит. Потому что коммунистическая страна - не правовое государство, и это очень важно для защиты прав человека.
У нас в последнее время были очень странные законы. Например, кто-то собирал деньги, чтобы поехать в Германию и купить себе машину. Наконец-то собрал, поехал, купил машину, приехал на границу и здесь узнал, что таможенный налог вчера стал в 10 раз больше. И деться ему некуда, и вообще ему проще выбросить эту машину, чем платить. Это тоже не правовое государство - человек не знает, что сделает власть, что произойдет в будущем. Проблема правового государства касается не только полиции и уголовного законодательства, но еще и ежедневной жизни. Мы должны знать законы и верить, что государство будет их соблюдать[1].
Итак, правовое государство – это такое демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения властей.
К основным признакам правового государства относятся:
верховенство права;
верховенство закона;
разделение властей;
признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью;
независимый суд
Господство (верховенство) права.
Верховенство права - один из важнейших принципов правового государства.
Государственная власть действует лишь в границах, установленных законом, государственные органы обязаны без каких-либо исключений подчиняться действующим правовым нормам. Государственным органом позволено только то, на что их уполномочил закон.
В РФ примат права выражается в верховенстве Конституции и связанности государства правом.
Верховенство Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории России, означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Таким образом, государственная власть ограничена правом.
Верховенство закона
Верховенство закона означает, что законы обладают высшей юридической силой в системе правовых норм, действующих в государстве. Различные правовые акты, издаваемые в государстве, должны соответствовать законам и не противоречить им.
Разделение властей
Суть власти в правовом государстве обусловлена не только господством права, связанности власти правом, но и тем как она организована, в каких формах и какими органами она осуществляется. И здесь целесообразно обратиться к теории разделения властей, которая была обоснована в работах англичанина Джона Локка а также француза Шарля Луи Монтескье. Согласно ей смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому, чтобы предотвратить возникновение власти, не связанной правом, все ветви власти должны быть разделены.
В РФ осуществляется разделение властей, с одной стороны, по горизонтали, на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации).
С другой стороны, по вертикали, и проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов.
Признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью
Для правового государства характерно то, что оно находится на службе у человека и общества. Признавая, соблюдая и защищая неотчуждаемые права человека и гражданина, государство выполняет возложенную на него обществом обязанность. Это не исключает ответственности человека и гражданина перед государством, обязанностей граждан по защите его интересов.
Устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, называется гражданством. Гражданство может быть только единым и равным независимо от оснований его приобретения. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права иметь его (ст. 6 Конституции). Если гражданин совершает тяжкое преступление, он привлекается к уголовной ответственности, ему назначается суровое наказание, но лишить гражданства на этом основании нельзя. Право на гражданство - неотчуждаемое право человека.
Независимый суд
Важнейшее условие функционирования правового государства – независимый суд. Господство права предполагает, что суд должен играть роль, независимую от какого либо влияния и от каких-либо государственных и общественных структур.
Формирование правового государства в нашей стране закреплено в Конституции. Однако, при практической реализации продекламированного факта возникает масса объективных и субъективных причин, которые порождают проблемы формирования и отодвигают перспективы правового государства.
Объективные причины – это наследство исторического пути развития российского государства и населения. Многое досталось нам от образа жизни в социалистическом государстве. Прежде всего, это выражается в устойчивых стереотипах, системе ценностей, сформированных коммунистическим режимом, которые отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. У значительной части (если не у большинства) населения вызывают психологический дискомфорт такие фундаментальные, базовые ценности, на которых строится гражданское общество, как частная собственность, экономическое и социальное неравенство, конкуренция, а также отсутствие многих социальных гарантий, которые были прежде. Внедрение этих универсальных ценностей в сознание российских граждан осуществляется в условиях постоянного падения уровня жизни большинства населения. Это и определяет его реакцию отторжения важнейших ценностей - конкуренции, демократии, рынка.
Другой причиной является то, что СССР был специфическим типом государства, во многом отличным от классической империи, хотя и сохраняющим имперские традиции и замашки в своей политике, часто движимой мессианской идеологией. Геополитическая специфика страны является фактором, прямо влияющим на государственное и общественное устройство.
Считаю, что наибольшее и непосредственное воздействие на формирование правового государства оказывает политическая культура. Она выступает тем фокусом, в котором воздействие разнообразных природных, социальных, антропологических и других факторов концентрируется и конвертируется в непосредственные детерминанты политического поведения людей. Поэтому на этой причине становлюсь чуть подробнее.
В многочисленной научной, публицистической и художественной литературе отмечаются лежащие в основе отечественной политической культуры черты русского менталитета, национального характера, которые оказывают влияние на характер государственного устройства и политическую жизнь в целом. Прежде всего, к ним относится антирационалистичность, проявляющаяся в нелюбви, пренебрежении к планированию, расчетливости и рациональной организации собственной жизни, в беспечности, нежелании предвидеть события, думать о будущем, в надежде на «авось». Это также низкая самодисциплина, робость и подавленность перед чем-то возвышенным, грандиозным, будь то бескрайние пространства или государственная машина, социальная апатия, неверие в возможность что-либо изменить, недостаток инициативы и т. д.
Наличие в российской культуре ярко выраженного религиозно-идеологического компонента необходимо учитывать в государственном строительстве. Нашему государству и обществу нужны новые ценности, и даже символы веры, способные оградить личность от нравственного распада и эгоцентризма, интегрировать российский народ, мотивировать поддержку политических реформ, уважение к государству и закону.
Российской политической культуре свойственен коллективизм, выражающийся прежде всего в формах общинности и соборности. Коллективизм может сдерживать развитие личности, проявление индивидуальной инициативы и ответственности. В то же время такие его черты, как солидарность, взаимовыручка, чувство личной безопасности и защищенности, причастности к общему делу и личной значимости, общительность, духовное единение людей, высокая мобилизационная способность для достижения общих целей необходимы для создания сильного, сплоченного государства и жизнестойкой демократии.
Одной из особенностей русского национального характера является невысокий ценностный статус частной собственности и сравнительно благожелательное отношение к собственности общественной. Настороженное отношение граждан к частной собственности, усилившееся вследствие экономически неэффективной, полукриминальной приватизации, требует внимательного учета не только при разработке программ рыночного реформирования экономики, но и в государственном строительстве, в частности, при определении социальной базы государства, его роли как коллективного собственника и регулятора общественных отношений, а также при прогнозировании социально-политических конфликтов.
Русскому народу присущи редкая долготерпимость, покорность перед власть имущими, слабое осознание прав личности, и в то же время стремление к свободе (воле), часто понимаемой как вседозволенность, отсутствие всяких внешних и внутренних ограничений, как необремененность внешним миром, независимость от него.
Реальное сознание русского народа достаточно противоречиво и тяготеет к двум полюсам - к крайней государственности, отдаче гражданами своих сил и энергии, а нередко и жизней огромному централизованному государству - с одной стороны, и к анархизму, отрицанию всякой государственности, стремлению к неограниченной свободе, воле - с другой. В России веками бытовало убеждение, что государство - хотя и внешняя, чуждая подавляющему большинству населения сила, однако же, необходимо народу для того, чтобы уберечь его от самого себя, от склонности к анархии и беспорядкам и обеспечить «душевную дисциплину», безопасность и подчинение людей общему делу. Отношения подданных к власти в России традиционно носили личный, патриархальный характер. Причем власть имущие традиционно пользовались большими почестями и имели немало привилегий.
Личностное восприятие властных отношений снижает возможности их рационализации, контроль и требовательность к должностным лицам и их ответственность, благоприятствует развитию протекционизма и круговой поруки, осложняет строительство правовой демократической государственности. Поэтому четкая формализация политико-управленческих отношений должна стать у нас приоритетной задачей государственного строительства. Русские традиционно отличаются от западноевропейцев относительно слабой способностью к самоорганизации.
Отношение россиян к демократии достаточно противоречиво. Несмотря на преобладание авторитаризма, в российской истории и характере народа присутствуют традиции демократизма. Они основывались на существовании в стране таких демократических форм, как общинное самоуправление, народное вече, земской собор, земство, советы, производственная демократия, элементы демократии в коммунистической политической системе и т. д. Даже в условиях самодержавия в государстве веками существовала «бытовая демократия». Российское понимание демократии имело свою специфику, проявляющуюся, прежде всего в отождествлении демократии с прямыми формами народного волеизъявления и в доминировании общего, коллективного начала над индивидуальным, личностным, отражаемого, в частности, в понятии соборности.
На развитие правового государства в России также оказывают субъективные причины. Таковыми являются политическое безволие руководства страны, коррумпированность чиновников всех уровней, неспособность поставить заслон преступности и другие. Интересно мнение по этому поводу доктора юридических наук А. И. Казанника. По его мнению, в России утвердился авторитарный политический режим, который удачно окрестили номенклатурной демократией. Наиболее характерными чертами этого режима являются:
1) Вся полнота власти в стране принадлежит бывшей партийно-хозяйственной номенклатуре. Достаточно сказать, что по состоянию на апрель 1995 года в Администрации президента 74 % от общего количества сотрудников составляла «добрая старая» партийная номенклатура, в Правительстве - 75 %, в Федеральном собрании – 60 %, в администрациях краев и областей – 83,5 %, в высших исполнительно-распорядительных органах республик России - почти 100 %[2].
2) Экономической основой режима является номенклатурная собственность, которая возникла в результате приватизации государственного имущества. По заранее отработанным схемам высшие должностные лица страны, региональная элита, директорский корпус, чиновники всех мастей провели приватизацию в интересах самих себя, своих семей и родственников. Демократическая номенклатура в одночасье захватила в свою собственность львиную долю имущества, созданную трудом многих поколении. Рядовые граждане успели «обогатиться» лишь пустыми ваучерами. На глазах у изумленной публики номенклатура постепенно превращается в самую мощную, самую разветвленную мафиозно-экономическую структуру.
3) Законодательные органы лишили возможности осуществлять сколь-нибудь эффективный контроль за исполнительной властью.
4) В стране созданы чисто номенклатурные партии и избирательные блоки, которые объединяют в своем составе руководителей центральных ведомств, лидеров национальных элит, чиновников администраций краев и областей, но никак не простых людей. Все они финансируются из внебюджетных фондов правительства и региональных органов исполнительной власти, средств предприятий и коммерческих банков. Им открыт неограниченный доступ к средствам массовой информации (например, НДР - еще в недавнем прошлом партия власти).
5) В России нарушения Конституции и законов возведены в ранг государственной политики. Примерами может служить разгон конституционных органов власти в октябре 1993 года, приостановление деятельности Конституционного Суда РФ, развертывание кровавой бойни в Чечне.
К сожалению черты такого «режима» присутствуют в Калининградской области:
· губернатор области в бывшем хозяйственный руководитель КМРП, окружающая его «команда» подобрана не по профессиональным качествам, а по принципу личной преданности;
· директорат предприятий является крупнейшим владельцем акций своих предприятий («Янтарьэнерго» и другие);
· исполнительная власть в лице администрации области и мэрии города фактически бесконтрольно тратит бюджетные деньги, при этом законодательная власть в лице Думы и горсовета не могут проконтролировать принятые ими же бюджеты. Зашедший в тупик конфликт приходится разрешать даже с привлечением Администрации Президента РФ;
· прошедшие выборы мэра г. Калининграда показали, что большинство претендентов были независимыми состоятельными кандидатами, а не представителями партий и избератильных блоков.
Такому мнению наверняка найдутся оппоненты, это естественно. Но факты вещь упрямая, к тому же они не в защиту понятия правового государства.
По моему мнению, в РФ формирование правового государства идет очень медленно, к тому есть свои объективные и субъективные причины. В такой ситуации важна гражданская позиция каждого человека, необходимо защитить элементы правового государства, поднять на это все созидательные силы - либеральные, демократические, социалистические и, прежде всего, ограничить самодержавие, укрепить парламент. Следующая задача - не допустить коррозии свободы слова. Если действительно СМИ попадут в руки нечистоплотных людей, то можно будет поставить крест на демократии. Важнейшей задачей также является укрепление судебно-правовой системы, развитие института суда присяжных[3].
2. Основы конституционного статуса Федерального собрания, его место в системе органов государства
Парламент в соответствии с принципом разделения властей, являясь органом общенародного представительства, осуществляет законодательную власть в государстве.
Правовой статус парламента определяется существующей в государстве формой правления. Конституция РФ 1993 года учредила Федеральное Собрание как представительный орган, осуществляющий законодательную власть в Российской Федерации.
Представительный характер Федерального Собрания заключается в том, что Федеральное Собрание призвано выражать интересы и волю народа Российской Федерации. Народное представительство реализуется путем проведения периодических и свободных выборов[4].
Характеристика Федерального Собрания в качестве законодательного органа означает, что Федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, то есть правовые акты высшей юридической силы. Ни один закон не может вступить в силу, если он не рассмотрен, не одобрен и не принят парламентом. Федеральное Собрание обладает неограниченной компетенцией в сфере законодательства по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Федеральное Собрание состоит из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Государственная Дума является палатой общенародного представительства, а в Совете Федерации реализуется представительство субъектов Федерации. Двухпалатная структура Федерального Собрания предполагает самостоятельность палат по отношению друг к другу, которая выражается в различном порядке образования Государственной Думы и Совета Федерации, в различной компетенции каждой из палат, разной роли в законодательном процессе, в отсутствии единого координирующего органа Федерального Собрания, в раздельном порядке заседания Совета Федерации и Государственной Думы. Конституция РФ предусматривает только три случая, когда Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться совместно: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда, выступлений руководителей иностранных государств.
Конституционно-правовой статус Федерального Собрания складывается из конституционных норм, характеризующих его положение в системе органов государственной власти. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания включает в себя следующие элементы:
1. правовые нормы, определяющие порядок выборов депутатов Государственной Думы и формирования Совета Федерации;
2. правовые нормы, устанавливающие компетенцию Федерального Собрания;
3. правовые нормы, регулирующие внутреннее устройство и порядок работы Федерального Собрания.
Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Порядок формирования Совета Федерации и всенародные выборы депутатов Государственной Думы обусловливают представительный характер Федерального Собрания. Федеральное Собрание является единственным федеральным органом законодательной власти и обладает полной компетенцией в сфере законотворчества в пределах предметов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ, в установленном Конституцией РФ порядке принимает законы о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы. Как законодательный орган Федеральное Собрание (точнее, его палаты) имеет некоторые контрольные и кадровые полномочия[5].
3. Семейные правоотношения: понятие, виды
Семейные правоотношения - это общественные отношения, урегулированные нормами семейного права, возникающие из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Семейные правоотношения обладают присущей им спецификой.
Во-первых, они возникают, изменяются или прекращаются на основе специфических юридических фактов, предусмотренных в законе, таких как: заключение и расторжение брака, рождение, усыновление, устройство в приемную семьи и ряд других. В большинстве случаев семейные правоотношения возникают из совокупности юридических фактов. Например, для усыновления ребенка необходимо волеизъявление усыновителя, согласие родителей ребенка или лиц их заменяющих, согласие ребенка, достигшего 10 лет, решение суда об усыновлении.
Во-вторых, субъектный состав семейных правоотношений определен законом. В их число входят супруги, родители или лица их заменяющие (усыновители, опекуны, попечители), дети (в том числе усыновленные), другие родственники и лица, и в случаях, прямо предусмотренных СК РФ[6] (дедушка, бабушка, внуки, братья и сестры, отчим, мачеха, пасынок, падчерица). Закон наделяет субъектов семейных правоотношений правоспособностью и дееспособностью. Семейная правоспособность - это способность гражданина иметь семейные права и обязанности (право на вступление в брак, право на усыновление ребенка и др.). Она возникает с момента рождения, но ее содержание зависит от возраста. Семейная дееспособность - это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять семейные права, создавать семейные обязанности. В полном объеме дееспособность граждан в семейных правоотношениях возникает с 18 лет. Лица, признанные в судебном порядке недееспособными, не обладают семейной дееспособностью. Наличие полной дееспособности не является обязательным условием для участия в семейных правоотношениях[7].
Семья - это коллектив, объединенный воедино самыми разнообразными узами. Одни из них связаны с чувствами, другие с соображениями нравственного и даже материального или делового порядка. Особое место в системе общественных ценностей занимает семья как круг лиц, которых сплачивает не только эмоциональное начало, но и взаимные права, обязанности, предусмотренные правовыми нормами, выражающими государственный интерес. А он очевиден: от прочности, качества семьи, ее способности выполнять свое предназначение во многом зависит здоровье общества в целом. При этом имеется в виду выполнение семьей ее главных функций, к числу которых относятся воспроизводство и воспитание детей, удовлетворение потребностей мужчины и женщины как биологического, так и духовного порядка. Многообразие признаков, характеризующих семью как специфическую группу, объясняет существование разных по существу своему понятий «семья».
Даже в праве нет единства на этот счет, поскольку каждый раз в основе определения семьи лежат особенности, присущие данной отрасли права, имеющей свои цели. СК не дает определения семьи, поскольку расшифровка употребляемых им терминов не входит в его задачу. Тем не менее с точки зрения семейного права семья имеет свои отличительные особенности. Это, как правило, общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством.
Таким образом, одним из главных признаков семьи с точки зрения семейного права является совместное проживание ее членов. Желание жить вместе, одним домом, одинаковым укладом обычно объясняет стремление заключить брак, служит лейтмотивом действий и поступков, связанных с его стремлением в установленном законом порядке. Отсутствие такого желания может свидетельствовать о фиктивности брака. Конечно, каждый из супругов, будучи свободным в выборе своего места пребывания и жительства, вправе жить отдельно. Иногда это объясняется особенностями профессии, работы. Тем не менее семья существует, пока супруги поддерживают личный контакт друг с другом. Вынужденная длительная изоляция, вызванная, например, пребыванием в местах лишения свободы, в медицинском учреждении, еще не означает гибели семь[8].
Конец совместного проживания супругов обычно является одним из явных симптомов разрушения существовавшей прежде семьи, основанием для развода.
Следовательно, совместное проживание как признак семьи находит прямое отражение в семейном законодательстве. Вместе с тем носителями прав и обязанностей, предусмотренных нормами семейного права, иногда могут быть лица, которые вместе не проживают. Но это возможно лишь в случаях, прямо предусмотренных семейным законодательством. Так, при определенных условиях раздельное проживание супругов, а также бывших супругов не влечет за собой утраты прав и обязанностей по взаимному содержанию. Проживающий отдельно от ребенка родитель вправе с ним общаться. Не составляющие одной семьи с ребенком его родственники также наделяются правом на общение с несовершеннолетним и т.д.
Второй характеризующий семью признак - наличие взаимных прав и обязанностей ее членов. Причем чаще всего в СК о них говорится прямо, идет ли речь о супругах, родителях (лицах, их заменяющих) или детях.
Характеристика особенностей правового регулирования семейных отношений напрямую связана с определением предмета правового регулирования. Семья сама по себе таким предметом не является. Государство регулирует с помощью норм семейного права лишь те отношения, которые существуют в семье, а также определяет условия, порядок возникновения прав и обязанностей, предусмотренных СК. Таким образом, оно включает в сферу своего влияния (ст. 2 СК):
условия и порядок вступления в брак, прекращение брака и признание его недействительным;
личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными);
личные неимущественные отношения между другими родственниками и иными лицами в случаях, предусмотренных семейным законодательством;
формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Таков круг вопросов, подлежащих семейно-правовому регулированию. Он является исчерпывающим, и его можно расширить лишь в случаях, специально предусмотренных законом. Другими словами, предметом регулирования являются не просто семейные отношения, а подвластные семейному законодательству семейные отношения, участники которых являются носителями (субъектами) определенных прав и обязанностей. В число субъектов семейных отношений входят супруги, родители (лица их заменяющие), другие члены семьи. Именно их связывают права и обязанности, предусмотренные семейным законодательством. Такая связь выражается в том, что здесь праву одного субъекта соответствует обязанность другого. Обычно каждый член семьи является одновременно носителем как прав, так и обязанностей, находящихся в прямой взаимозависимости, поскольку права одного обеспечиваются исполнением обязанностей другого.
Говоря о субъектах семейных отношений, следует иметь в виду, что они должны обладать семейной правоспособностью, т.е. способностью иметь права и нести обязанности, предусмотренные семейным законодательством. В их числе право на вступление в брак, на воспитание своих детей, обязанность заботиться о нуждающихся в помощи членах семьи (супруге, детях и др.). Причем ст. 60 Конституции РФ, в которой говорится, что гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, распространяется и на семейные отношения, в том числе и на правоспособность их субъектов. Однако семейная правоспособность зачастую связана с наступлением иного возраста, что отличает ее от правоспособности гражданина как участника гражданских правоотношений. Так, согласно п. 2 ст. 62 СК, несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и (или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет. Что же касается дееспособности (способности своими действиями приобретать, осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их), то в сфере регулирования семейных отношений она не имеет самостоятельного значения (как в гражданском праве). Гораздо более заметную роль в регулировании семейных отношений играет возраст субъекта, особенно если последний не достиг совершеннолетия.
Семейные правоотношения возникают на основе юридических фактов - предусмотренных в законе обстоятельств, которые являются основанием для возникновения, изменения и прекращения конкретных правоотношений. Юридические факты делятся на события и действия. Событие происходит само собой, оно производно от каких-либо обстоятельств и может быть как кратковременным (например, рождение ребенка), так и длящимся (беременность, нуждаемость и т.п.). Действие как вид юридических фактов может порождать определенные правовые последствия, предусмотренные семейным законодательством. В числе таких действий подача совместного заявления об установлении отцовства, подача заявления о взыскании алиментов, установлении опеки (попечительства) и т.д. Основанием возникновения, изменения и прекращения семейных правоотношений может быть не один юридический факт, а их совокупность. Например, основанием возникновения прав и обязанностей родителей будет происхождение ребенка, которое к тому же удостоверено в установленном законом порядке (п. 1 ст. 48 СК).
Особое место среди юридических фактов, порождающих семейные правоотношения, занимают супружество и родство. Если супруги, т.е. лица, состоящие в браке, оформленном в установленном законом порядке, кровными узами не связаны, то иначе обстоит дело с родственниками. Они происходят один от другого или имеют общего предка (мать-сын, дед-внук и т.д.). Родство может быть прямым и боковым, нисходящим и восходящим, полнородным и неполнородным. Родство различают также по степени (близкие и дальние родственники). Для правового регулирования семейных отношений, как правило, имеет значение близкая степень родства. От родства отличают свойство, которое возникает как побочное последствие брака. Семейным правом отношения свойства как таковые не регулируются.
Замкнутый характер пространства, на которое распространяется действие правовых норм, регулирующих семейные отношения, определяет их внутреннее содержание как норм именно семейного права. Причем понятие семейного права также является емким: оно может рассматриваться, во-первых, как одно из направлений науки, во-вторых, как самостоятельная отрасль права, в-третьих, как самостоятельная отрасль законодательства.
Семейные правоотношения классифицируют по различным параметрам. Классическое деление их основано на экономическом содержании правоотношения; в зависимости от этого критерия семейные правоотношения делятся на личные неимущественные и связанные с ними имущественные отношения.
Вторая классификация - по специфике характера прав и обязанностей, т.е. по содержанию. По этому критерию в качестве самостоятельных видов семейных правоотношений выделяют:
- брачное правоотношение (между мужем и женой);
- родительское правоотношение. Между каждым ребенком и каждым родителем возникает отдельное родительское правоотношение. Например, в семье, состоящей из супругов и троих детей, возникает шесть самостоятельных родительских правоотношений;
- правоотношения по воспитанию и содержанию (при усыновлении и фактическом воспитании);
- правоотношения только по воспитанию (при опеке и попечительстве, в приемной семье и в некоторых других случаях);
- правоотношения по содержанию (алиментные отношения).
Семейное право как наука призвано осмысливать происходящие в семье процессы, подверженные воздействию правовых норм, искать и находить наиболее оптимальные способы управления действиями, поступками человека в сфере его личной жизни. Семейное право как самостоятельная отрасль права есть совокупность государственных предписаний, адресованных лицам, намеревающимся создать семью или установить семейные правоотношения. А семейное законодательство - СК и другие нормативные акты - определяет, как именно государство регулирует семейные отношения[9].
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. М., 2001.
2. Семейный кодекс Российской Федерации. М., 2001.
3. Катков Д.Б. Конституционное право России. М.: Издательство «ЛОГОС-М», 1999.
4. Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. М.: Юристъ, 1998.
5. Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
6. Тарусина Н.Н. Семейное право. Учебное пособие. М.: «Проспект», 2001.
7. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.М. Васильева. М.: Издательство «ПРИОР», 1997.
8. Чечот Д.М. Брак, семья, закон. Л.: Лениздат, 1984.
[1] Новицки М. Власть и единица //
Права человека в России. № 277. - 6 июля
[2] Катков Д.Б. Конституционное право России. М.: Издательство «ЛОГОС-М», 1999. С. 89.
[3] Катков Д.Б. Конституционное право России. М.: Издательство «ЛОГОС-М», 1999. С. 91.
[4] Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. С. 293.
[5] Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.М. Васильева. М.: Издательство «ПРИОР», 1997. С. 222.
[6] См.: Семейный кодекс Российской Федерации. М., 2001.
[7] Тарусина Н.Н. Семейное право. Учебное пособие. М.: «Проспект», 2001. С. 131-132.
[8] Чечот Д.М. Брак, семья, закон. Л.: Лениздат, 1984. С. 12.
[9] Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. М.: Юристъ, 1998. С. 99.