Содержание
Задача № 1___________________________________________________ 3
Задача № 2___________________________________________________ 6
Задача № 3__________________________________________________ 10
Задача № 4__________________________________________________ 11
Задача № 5__________________________________________________ 12
Задача № 6__________________________________________________ 14
Задача № 7__________________________________________________ 16
Задача № 8__________________________________________________ 18
Задача № 9__________________________________________________ 20
Задача № 10_________________________________________________ 22
Задача № 11_________________________________________________ 24
Задача № 12_________________________________________________ 27
Задача № 13_________________________________________________ 30
Задача № 14_________________________________________________ 32
Задача № 15_________________________________________________ 34
Список источников и литературы_____________________________ 36
Задача № 1
Штат районной прокуратуры состоит из прокурора, его заместителя, двух помощников прокурора и двух следователей.
Как, по Вашему мнению, следовало бы распределить служебные обязанности между этими работниками?
Какие факторы необходимо учитывать при распределении служебных обязанностей между оперативными работниками?
Ответ:
В системе прокуратуры Российской Федерации особое место занимают прокуратуры городского и районного звена, которые находятся на переднем фланге борьбы с преступностью, укрепления законности и правопорядка.
Деятельность городских и районных прокуратур осуществляется на основе строгого соблюдения требований Конституции Российской Федерации, Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", иного законодательства, соответствующих приказов и указаний Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов Федерации.
Важнейшим элементом организации работы прокуратуры города (района) является правильное распределение служебных обязанностей между оперативным составом прокуратуры.
Приказ прокурора города (района) о распределении служебных обязанностей является основополагающим актом, определяющим обязанности прокурорского состава и следователей по основным направлениям деятельности прокуратуры.
Принципы распределения служебных обязанностей.
В прокуратурах городского и районного звена распределение служебных обязанностей между прокурорским составом и следователями, как правило, осуществляется по предметно-зональному принципу. Для обеспечения надзора на конкретных производственных и иных объектах применяется объектный принцип распределения обязанностей. Выбор перечисленных принципов зависит от конкретных условий района (города) и штатных возможностей прокуратуры.
Предметный принцип отражает распределение обязанностей по направлениям (отраслям) прокурорского надзора. Критериями дифференциации в данном случае являются определенные группы законов и иных нормативных актов, а также установленные законом функции и направления деятельности прокуратуры.
Зональный принцип в районных и городских прокуратурах предполагает условное разграничение территории города (района) на определенные участки (зоны) с последующим закреплением их за конкретными работниками.
Объектный принцип используется для распределения обязанностей по надзору за исполнением законов на одном или группе объектов производственной или иной деятельности (например, на горно-обогатительном комбинате, агрофирме, машиностроительном заводе и т.д.).
При распределении обязанностей применяются также общие принципы разделения труда: принципы определенности, самостоятельности и стабильности выполняемых трудовых функций.
Принцип определенности означает, что каждый работник должен нести ответственность за выполнение возложенных на него обязанностей в полном объеме.
Принцип самостоятельности выражается в выполнении прокурорских функций в строгом соответствии с установленным распределением обязанностей, независимо и без вмешательства других работников прокуратуры.
Принцип стабильности заключается в специализации прокурорского работника по отдельным отраслям надзора в течение продолжительного периода. Это способствует повышению производительности труда конкретного работника и в целом городской (районной) прокуратуры.
Распределение обязанностей работников прокуратуры закрепляется в форме приказа либо распоряжения 1. Приказ о распределении обязанностей издается прокурором города (района) с целью наиболее эффективного выполнения возложенных на прокуратуру задач и повышения ответственности оперативного состава за исполнение должностных (служебных) обязанностей.
Требования, предъявляемые к приказам о распределении служебных обязанностей. Эти акты должны быть полными и охватывать все отрасли надзора, участки и направления деятельности прокуратуры. Формулировки приказа излагаются юридически грамотно, точно и конкретно с тем, чтобы каждый работник ясно представлял предмет его трудовой функции. Не следует указывать в приказе обязанности работников, которые не отнесены законодательством к компетенции органов прокуратуры.
Отдельным пунктом в приказе необходимо предусмотреть взаимозаменяемость оперативных работников на периоды их временного отсутствия (в связи с отпуском, болезнью и по другим уважительным причинам).
Новый приказ о распределении обязанностей должен быть подготовлен при вступлении прокурора в должность. При издании нового приказа о распределении обязанностей следует специально оговорить отмену приказа, действовавшего ранее.
Задача № 2
Прокурор района принял решение о проведении оперативного совещания с обсуждением итогов работы прокуратуры за квартал. Поясните, какую подготовительную работу надлежит провести в связи с предстоящим оперативным совещанием?
Какова возможная процедура оперативного совещания?
Ответ:
В соответствии с Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (утв. Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. N 567) в целях обеспечения координации деятельности правоохранительных органов прокуроры созывают координационные совещания. В состав координационного совещания входят прокурор (председатель совещания) и руководители соответствующих правоохранительных органов или исполняющие их обязанности (члены совещания). Совещание созывается председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, а также по инициативе одного из членов координационного совещания.
На координационные совещания могут быть приглашены другие должностные лица правоохранительных органов, руководители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их подразделений, органов местного самоуправления, органов военного управления, общественных объединений, научные и педагогические работники, представители средств массовой информации. Согласованное решение об их участии принимается членами координационного совещания.
Для подготовки вопросов, рассматриваемых на координационном совещании, и участия в его работе могут привлекаться представители органов контроля и других государственных органов.
Члены координационного совещания при обсуждении вопросов пользуются равными правами.
Решение координационного совещания оформляется в письменной форме и считается принятым, если оно одобрено руководителями правоохранительных органов, на которых возлагается его выполнение. Руководители правоохранительных органов во исполнение решений координационного совещания издают приказы, указания, распоряжения и принимают соответствующие организационно-распорядительные меры. Если в реализации решения участвуют несколько правоохранительных органов, организационное обеспечение возлагается на орган, указанный в решении первым.
Решения координационного совещания подписывают его председатель и руководители тех правоохранительных органов, на которые возложено его выполнение, а протоколы координационного совещания - его председатель.
Руководители правоохранительных органов - члены координационного совещания обеспечивают выполнение принятых решений в части, относящейся к ведению и компетенции возглавляемых ими органов.
Председатель координационного совещания:
созывает координационное совещание;
истребует информацию, необходимую для организации координационной деятельности;
организует рабочие группы из представителей правоохранительных органов;
назначает из числа работников прокуратуры ответственного секретаря координационного совещания, который возглавляет секретариат координационного совещания.
Члены координационного совещания:
вносят предложения по вопросам, относящимся к координационной деятельности, с обоснованием необходимости их рассмотрения, путей и способов решения;
вносят в согласованном порядке проекты документов, иные материалы, требующие обсуждения и принятия решения;
участвуют в обсуждении и выработке решений по вопросам, вынесенным на рассмотрение;
определяют участников рабочих групп;
вносят предложения об оценке эффективности принятых совместных решений и мер по их реализации.
В целях подготовки материалов и проектов документов по конкретным вопросам, вынесенным на рассмотрение координационного совещания, сбора и направления необходимой в связи с этим информации в различные государственные органы и осуществления взаимодействия со средствами массовой информации организуются рабочие группы.
Секретариат координационного совещания формируется из представителей всех правоохранительных органов.
Секретариат координационного совещания:
проводит текущую организационную работу;
ведет документацию координационного совещания с соблюдением требований секретного делопроизводства;
извещает членов координационного совещания и приглашенных на него лиц о повестке дня совещания с приложением проектов документов, подлежащих обсуждению, и других материалов;
организует подготовку и внесение предложений правоохранительных органов по плану работы координационного совещания;
формирует проекты планов работы и представляет их на рассмотрение руководителям правоохранительных органов;
анализирует ход выполнения планов и решений координационного совещания, о результатах информирует его председателя;
выполняет иные поручения председателя координационного совещания.
Проекты документов по вопросу, рассматриваемому на координационном совещании, готовит правоохранительный орган, которым в инициативном порядке внесено предложение о его рассмотрении, либо созданная для этих целей рабочая группа из представителей соответствующих правоохранительных органов.
Задача № 3
Прокурор города за неоднократную явку следователя прокуратуры на работу без форменного обмундирования объявил ему выговор.
Оцените законность действий прокурора?
Ответ:
На основании ст. 41.3 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" в случае участия прокурорского работника в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел в суде, а также в других случаях официального представительства органов прокуратуры ношение форменного обмундирования обязательно.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.7 за неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, руководители органов и учреждений прокуратуры имеют право налагать на них следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; понижение в классном чине; лишение нагрудного знака "За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации"; лишение нагрудного знака "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации"; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение из органов прокуратуры.
Следовательно, в данном случае действия прокурора соответствуют закону, т.к. следователь приходил на работу и являлся официальным представителем органов прокуратуры.
Задача № 4
Прокурор города, обнаружив грубые нарушения закона при производстве предварительного следствия по уголовному делу, издал приказ об отстранения следователя прокуратуры от работы и передачи дел расследования другому следователю. Дайте оценку действий прокурора.
Ответ:
На основании ст. 31 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" осуществляя уголовное преследование, органы прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к их компетенции.
Прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления.
Следовательно, действия прокурора в данном случае правомерны.
Задача № 5
На прием к военному прокурору прибыл житель села Горное и заявил, что некоторые призывники, проживающие в селе, незаконно освобождены от призыва на действительную военную службу. От одного из жителей села, он слышал, что родители заплатили большие суммы денег рай военкому. В роли военного прокурора определите наиболее целесообразную тактику поведения прокурора (действий) в связи с получением этого заявления.
Ответ:
На основании ст. 47 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" главный военный прокурор и подчиненные ему прокуроры обладают в пределах своей компетенции полномочиями, определенными настоящим Федеральным законом, и осуществляют их независимо от командования и органов военного управления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Военные прокуроры также обладают полномочиями:
участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления;
назначать вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению прокурора органами военного управления, где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения;
по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их документам и материалам;
проверять законность содержания осужденных, арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях и других местах их содержания, немедленно освобождать незаконно содержащихся там лиц;
требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу, соответственно воинскими частями, военными комендантами, караулами по конвоированию внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органами и учреждениями внутренних дел Российской Федерации.
Задача № 6
Прокурор района прибыл в районную администрацию для проведения проверки законности правовых актов, созданных администрацией за последние 6 месяцев.
Скажите, какие правовые акты и иные документы надлежит истребовать прокурору для проверки?
Каков возможный порядок проверочных действий прокурора?
Ответ:
На основании ст. 21,22 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона: освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона.
Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.
Задача № 7
На приеме у помощника прокурора района гр. С. заявил, что 20 марта он был задержан работником милиции за появление в общественном месте в нетрезвом состоянии и доставлен в камеру РОВД где был избит работниками милиции. У него были изъяты часы, и деньги в сумме 1600 рублей, которые при освобождении 22 марта возвращены, не были.
В роли помощника прокурора района примите решение по данному заявлению.
Ответ:
В соответствии со ст. 32,33,34 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора являются:
законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;
соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;
законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:
посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32 настоящего Федерального закона;
опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены, либо подвергнуты мерам, принудительного характера, с оперативными материалами;
требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в статье 32 настоящего Федерального закона, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;
отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.
Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.
Задача № 8
Проведя проверку в РОВД, прокурор установил, что следователи без соответствующих санкций устанавливали контроль за почтовыми отправлениями граждан, прослушивание телефонных и иных переговоров, а также исследование жилых помещений.
Скажите, какие нормы, и законы были нарушены и как на эти нарушения должен реагировать прокурор? Раскройте содержание понятия «оперативно-розыскные мероприятия». Могут ли такие мероприятия производится до возбуждения уголовного дела? J
Ответ:
На основании ст. 21 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" прокурорский надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.
По требованию указанных прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.
Прокуроры, указанные в части первой настоящей статьи, обеспечивают защиту сведений, содержащихся в представленных документах и материалах.
Неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за оперативно-розыскной деятельностью, влечет за собой установленную законом ответственность.
Задача № 9
Прокурор, ознакомившись с уголовным делом, поступившим к нему с обвинительным заключением, установил, что следствие проведено правильно, но не положен арест на имущество одного из обвиняемых в отношении другого обвиняемого следует изменить меру пресечения, а обвинительное заключение не соответствует требованиям УПК РФ.
Примите решение в роли прокурора.
Ответ:
На основании ст. 221 УПК РФ прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 5 суток принимает по нему одно из следующих решений:
1) об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд. Прокурор может составить новое обвинительное заключение;
2) о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования в отношении отдельных обвиняемых полностью или частично;
3) о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями;
4) о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.
Прокурор вправе:
1) при утверждении обвинительного заключения изменить объем обвинения либо квалификацию действий обвиняемого по уголовному закону о менее тяжком преступлении;
2) отменить или изменить ранее избранную обвиняемому меру пресечения, за исключением случая, предусмотренного частью четвертой статьи 110 настоящего Кодекса. Прокурор также вправе избрать меру пресечения, если таковая не была применена, за исключением домашнего ареста и содержания под стражей;
3) дополнить или сократить список лиц, подлежащих вызову в суд, за исключением списка свидетелей со стороны защиты.
Установив, что следователь нарушил требования части пятой статьи 109 настоящего Кодекса, а предельный срок содержания обвиняемого под стражей истек, прокурор изменяет данную меру пресечения.
В случаях, предусмотренных пунктами 2 - 4 части первой, частями второй и третьей настоящей статьи, прокурор выносит соответствующее постановление.
Задача № 10
Командование дисциплинарного батальона представило в военный суд материалы об условно-досрочном освобождении на нескольких заключенных, при этом:
а) двое заключенных не были зачислены в разряд исправляющихся;
б) два заключенных не отбыли половины наказания;
в) один заключенный имеет взыскания.
Скажите, какие меры должен принять в связи с этими военный прокурор?
Ответ:
На основании ст. 30 Положения о военной прокуратуре (утв. Указом Президиума ВС СССР от 4 августа 1981 г.) осуществляя надзор за соблюдением законов и воинских уставов на гауптвахтах, в других местах содержания задержанных и арестованных военнослужащих, военных строителей и в дисциплинарных частях, а также при исполнении в воинских частях наказаний, назначаемых военными трибуналами, военный прокурор в пределах своей компетенции:
1) в целях проверки соблюдения законов и воинских уставов посещает систематически и в любое время гауптвахты, другие места содержания задержанных и арестованных военнослужащих, военных строителей и дисциплинарные части;
2) знакомится с документами, на основании которых лица подвергнуты задержанию по подозрению в совершении преступления, предварительному заключению, задержанию или аресту в дисциплинарном порядке, а также отбывают наказание в дисциплинарной части или на гауптвахте;
3) немедленно освобождает лицо, которое незаконно содержится на гауптвахте, в другом месте содержания задержанных и арестованных или в дисциплинарной части либо в нарушение закона подвергнуто задержанию, предварительному заключению под стражу или аресту в дисциплинарном порядке;
4) производит опрос задержанных, арестованных и осужденных;
5) проверяет соответствие приказов и распоряжений командиров (начальников) и других должностных лиц законам и положениям воинских уставов, регулирующим порядок и условия содержания задержанных, арестованных и осужденных, приостанавливает исполнение таких актов и опротестовывает их в случае противоречия закону или уставу.
Постановления и предложения военного прокурора относительно соблюдения установленных законом и воинскими уставами порядка и условий содержания задержанных, арестованных и осужденных подлежат обязательному исполнению соответствующими командирами (начальниками) и другими должностными лицами.
Задача № 11
Изложите основания участия прокурора в суде при рассмотрении уголовных дел.
Ответ:
В соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор - должностное лицо органов прокуратуры, наделенное полномочиями по осуществлению прокурорского надзора. А пункт 31 ст. 5 УПК определяет, что прокурором в УПК РФ называются - Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре.
В ходе досудебного производства прокурор осуществляет функцию уголовного преследования, которая заключается в полномочиях, указанных в ч. 2 комментируемой статьи. Реализация этих полномочий и есть осуществление уголовного преследования, которое в итоге находит свое выражение в форме выдвижения против конкретного лица обвинения в совершении преступления.
Прокурор сейчас не просто надзирает за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел, а сам принимает по данному вопросу окончательное решение, оценив данные о поводах и основаниях для возбуждения дела (см. комментарий к ст. 146 УПК РФ).
Прокурор наделен широким кругом полномочий, позволяющих ему не просто осуществлять общее руководство расследованием, но и направлять его ход. Так, письменные указания прокурора обязательны для дознавателя и в большинстве случаев для следователя (ч. 4 ст. 41 и ч. 3 ст. 38 Кодекса).
Следователь может обжаловать вышестоящему прокурору любые действия (бездействие) и решения надзирающего прокурора, но при этом не исполнить может лишь решения и указания прокурора: о привлечении лица в качестве обвиняемого; о квалификации преступления; об объеме обвинения; об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении подозреваемого или обвиняемого; об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, серьезно затрагивающих конституционные права граждан (предусмотренных п. 2-11 ч. 2 ст. 29 УПК РФ); о направлении уголовного дела в суд или его прекращении; об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия; о передаче уголовного дела другому следователю.
Если дознаватель или следователь в ходе судопроизводства допускают нарушения требований УПК, прокурор вправе отстранить их от дальнейшего производства расследования. При этом надо учитывать, что в п. 7 ч. 2 ст. 37 УПК речь идет лишь о серьезных нарушениях.
У органа дознания прокурор вправе изъять любое дело для передачи следователю, но передавать дело от одного следователя к другому прокурор может лишь среди подчиненных ему следователей прокуратуры.
Что касается других органов расследования, то прокурор вправе перераспределять уголовные дела не между конкретными следователями (это компетенция начальника следственного отдела - ст. 39 УПК), а именно между органами предварительного расследования. В то же время он может передать дело в следственное подразделение прокуратуры, поручив расследование конкретному должностному лицу.
Руководство расследованием прокурор осуществляет как прямыми указаниями, так и в процессе согласования возбуждаемых перед судом ходатайств следователя и дознавателя, при утверждении их постановлений о прекращении производства по делу, при рассмотрении отводов и самоотводов и т.д.
По окончании предварительного расследования прокурор определяет дальнейшее движение уголовного дела (см. гл. 31 УПК РФ). Законченное расследованием дело может быть принято судом к рассмотрению лишь при условии, что обвинительное заключение утверждено прокурором.
Часть 5 ст. 37 УПК РФ предоставляет прокурору право отказаться от осуществления уголовного преследования. Однако при этом надо учитывать, что прокурор хотя и важный участник судопроизводства со стороны обвинения, но не единственный. Поэтому суд в этом случае должен руководствоваться постановлением Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2003 г.
Задача № 12
Охарактеризуйте процессуальное положение прокурора в суде при рассмотрении гражданских дел.
Ответ:
Вопрос о процессуальном положении прокурора дискуссионен в науке гражданского процесса.
Одни авторы полагают, что в процессе прокурор занимает положение стороны и является стороной[1]. Речь здесь, очевидно, может идти лишь о прокуроре, предъявляющем иск. Уточняя эту точку зрения, некоторые авторы отмечают, что прокурор, предъявивший иск, является стороной лишь в процессуальном смысле[2]. Третьи авторы полагают, что процессуальное положение прокурора совершенно особенное, ибо только на него возложен надзор за соблюдением законности в деятельности всех участников гражданского процесса, в том числе и самого суда, поэтому оно не может быть сведено к положению стороны, ибо нельзя быть стороной в деле и одновременно надзирать за соблюдением закона. По поводу последнего утверждения, в целом соглашаясь с ним, необходимо отметить, что оно уже не соответствует действующему законодательству, ибо Законом о Прокуратуре РФ на прокурора теперь надзор за законностью деятельности суда не возложен.
Процессуальное положение прокурора не может быть сведено к положению стороны или третьего лица. Прокурору может быть отказано судом в приеме искового заявления только в случае, когда у лица, в интересах которого предъявляется иск, нет права на обращение в суд. На прокурора не распространяются материально-правовые последствия решения, с него нельзя ничего взыскать, даже если суд не удовлетворит его иск. Отказ от иска не связывает заинтересованное лицо, которое и является истцом по делу. Понятие же «истец в процессуальном смысле», употребляемое некоторыми авторами для характеристики процессуального положения прокурора, неудачно. Термин «истец» (в отличие от понятия иска и права на иск) материальному праву неизвестен, поэтому говорить «истец в процессуальном смысле» тавтологично. Для выделения понятий «истец» и «ответчик» процессуальная наука использует материально-правовой критерий, т.е. их участие в предполагаемом материально-правовом отношении, которое будет предметом судебного рассмотрения. Коль скоро прокурор не является их участником, он не будет истцом и ответчиком по делу, даже если его процессуальные права и обязанности аналогичны стороне по делу[3].
Прокурор является совершенно особым участником гражданского процесса, для характеристики которого уместнее всего употребить выработанный русской процессуальной наукой термин «правозаступник». Правозаступник в отличие от представителя, поверенного, слуги частного интереса стороны – его клиента защищает индивидуальные права частного лица ввиду и во имя общественного блага[4].
Прокурор не связан в своей правовой позиции и процессуальной деятельности интересами лица, на стороне которого он выступает. Его задача защитить общественное благо, интересы общества, выраженные в законе, правопорядок. Он защищает права и интересы конкретного лица постольку, поскольку в этом выражается общественный интерес в той мере, в какой дело имеет общественное значение.
Общие положения об участии прокурора в гражданском судопроизводстве закреплены в ст.45 ГПК РФ, которая определяет возможность обращения прокурора в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного кругa лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Для реализации прокурорами своих полномочий предлагается иметь в виду следующее.
Полномочия по участию в гражданском процессе в судах общей юрисдикции реализуются в трех формах:
а) путем обращения в суд с заявлениями, указанными в ч.1 ст.45 ГПК РФ, - как в порядке искового производства (исковые заявления), так и по делам, возникающим из публичных правоотношений, а также по делам, рассматриваемым в порядке особого производства;
б) путем вступления в процесс для дачи заключения по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий;
в) путем подачи апелляционных представлений на решения мировых судей, кассационных представлений на не вступившие в законную силу решения суда и надзорных представлений на вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если в рассмотрении указанных дел участвовал прокурор.[5]
Задача № 13
Разъясните основания и порядок обжалования или опротестования прокурором решений арбитражных судов, вступивших в законную силу. Кто из прокурорских работников (прокуроров) вправе обжаловать или опротестовать решения арбитражных судов, вступивших в законную силу?
Ответ:
На основании ст. 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:
с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;
с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
Обращение в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации направляет Генеральный прокурор Российской Федерации или заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, в арбитражный суд субъекта Российской Федерации направляют также прокурор субъекта Российской Федерации или заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры или их заместители.
Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.
Отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу, если истец участвует в деле.
По делам, указанным в части 1 ст. 52, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.
Задача № 14
Основания проведения прокурорских проверок исполнения законов:
а) по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
б) по исполнению судебных решений и решений других органов.
Ответ:
На основании ст. 21,22 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона: освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона.
Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.
Задача № 15
Содержание функции уголовного преследования, регулируемой прокуратурой.
Ответ:
Прокурор является руководителем уголовного преследования. В этой связи для выполнения возложенной задачи надлежит:
Ежемесячно проверять исполнение законодательства при приеме, разрешении и учете заявлений и сообщений о преступлениях, сопоставляя для этого данные органов внутренних дел, сообщения средств массовой информации, жалобы граждан, сведения страховых компаний, медицинских учреждений и иных источников.
Обращать особое внимание на соблюдение порядка регистрации сообщений о преступлениях, их процессуального оформления, обязательное уведомление заявителей о принятии заявлений, соблюдение сроков их рассмотрения.
Тщательно изучать материалы проверок заявлений и сообщений о преступлениях. Не допускать промедления в возбуждении уголовного дела при очевидных признаках преступления.
Возбуждать уголовное дело в строгом соответствии с УПК Российской Федерации при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
При поступлении от следователя, дознавателя постановления о возбуждении уголовного дела и материалов проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий - соответствующих протоколов и постановлений незамедлительно проверять их обоснованность и достаточность для вынесения процессуального решения, устанавливать обстоятельства, исключающие необходимость возбуждения уголовного дела, выяснять своевременность и законность проведения следственных действий.
Следить, чтобы поступившие сообщения органами предварительного расследования приобщались к материалам дела с указанием времени их фактической отправки и получения.
Имеющимися полномочиями своевременно пресекать факты необоснованного и незаконного применения к подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения.
Следить за тем, чтобы процессуальное оформление задержания следователем и дознавателем осуществлялось не позднее 3 часов после фактического доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору.
Пресекать случаи задержания подозреваемых в совершении преступлений на основании протоколов об административных правонарушениях. Безотлагательно принимать меры к освобождению незаконно задержанных лиц, в том числе содержащихся свыше 48 часов без избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, а также содержащихся под стражей без продления сроков.
Избирая меру пресечения и определяя ее вид, исходить из оснований, указанных в статье 97 УПК Российской Федерации, учитывая при этом тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, место жительства, род занятий и другие обстоятельства. При отсутствии оснований для избрания меры пресечения и с учетом конкретных обстоятельств отбирать обязательство о явке.
Список источников и литературы
Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (с изменениями от 17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г.)
Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (с изменениями от 18 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г., 20 марта 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.)
[1] Полянский Н. Н., Строгович М. С., Савицкий В. М., Мельников А. А. Проблемы судебного права. М., 1983. С. 49-51
[2] Гражданский процесс. М., 1948. С. 127; Шакарян М. С. Субъекты гражданско-процессуального права. М., 1970. С. 190-191; Аргунов В. Н. Участие прокурора в гражданском процессе. М., 1991. С. 113 и след.
[3] По конкретному делу Верховный Суд РФ правильно указал, что прокурор, обратившийся в суд с заявлением в порядке ст. 41 ГПК (сейчас ст. 45), стороной по делу не является (Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 10. С. 3).
[4] См.: Васьковский Е. В. Курс гражданского процесса. М., 1913. С. 296 и след.
[5] Информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ от 27 января 2003 г. N 8-15-2003 "О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" // журнал "Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов", апрель 2003 г., N 15