Содержание

1. Инструменты экономического регулирования инвестиционной сферы. 3

2.  Содержание и задачи технико – экономического обоснования (ТЭО) проекта  10

3. Расчет эффективности инвестиционного проекта. 14

Задача. 18

Список литературы.. 21

 

1. Инструменты экономического регулирования инвестиционной сферы.

Рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования, при отсутствии которого в действие неизбежно вступают стихийные регуляторы. Они также облада­ют способностью воздействовать на экономику, восстанавливают свое­образное равновесие и пропорциональность, но ценой кризисов, глубо­ких спадов производства и потребления, массовой безработицы, соци­альных напряжений и взрывов.

Государственное регулирование рыночной экономики осуществляет­ся двояко. С одной стороны, это организующее, упорядочивающее воздействие, необходимое для самого рынка как неотъемлемое условие его надежной работы. Оно заключается в государственном формирова­нии свода правил и ограничений рыночной деятельности, ее поддержке и обновлении, контроле за соблюдением нормативных актов. С другой стороны, государственные органы способствуют органическому встраи­ванию рыночных отношений в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отторгнут политической и социальной структурами.

Наряду с чисто рыночными саморегуляторами в виде спроса, пред­ложения и наличия конкуренции для успешного развития экономики страны необходимо, чтобы действовали определенные государствен­ные и региональные регуляторы — формы и методы законодательно­го, исполнительного и контролирующего характера. Только сочетанием административного и чисто рыночного регулирования можно обеспечить желаемые уровни социально-экономического развития страны.[4, 65]

Государственное регулирование экономики должно осуществляться  различным направлениям, отраслям и проблемам. Одним из направлений является экономическое регулирование инвестиционного процесса. Государство для выполнения своих функций регулирования эконо­мики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих юно дательных и иных нормативно-правовых актов, а также путем проведения определенной экономической, в том числе и инвестиционной политики.

Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, го в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает, а в условиях стабильности и оживления — снижа­йся, но никогда не прекращается. Во всех случаях государство должно 1ридерживаться основного правила — так воздействовать на предпринимательскую, инвестиционную деятельность и экономику страны в целом, дабы не разрушить рыночные основы и не допускать кризисных явлений.

Административные, то есть методы прямого воздействия, должны использоваться государством в том случае, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной дачи. С целью создания нормальных условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности, для стабилизации и подъема экономики государство должно проводить соответствующую фискальную, .инвестиционную, научно-техническую, ценовую, амортизационную, кредитно-финансовую и другие виды политики, при реализации которых оно использует в комплексе как экономические, так и административные методы. ; Косвенное государственное управление инвестиционным процессом

• заключается во влиянии государства на этот процесс, оказываемом посредством установления правил, норм и ограничений, подлежащих соблюдению в процессе осуществления инвестиционной деятельности.

В основном инвестиционная деятельность в России со стороны государства регулируется прямым воздействием на структуры государственного сектора и косвенным воздействием на структуры негосударственного сектора экономики. Но есть отдельные формы воздействия а оба сектора одновременно, которые следует отнести к способам Косвенного воздействия. Это формы государственного регулирования экономики страны и в том числе инвестиционной деятельности, которые реализуются через институты бюджетно-финансовых и денежно-кредитных систем. Важнейшую роль при этом играет принятие и исполнение бюджета страны и регионов.

Регулирование кредитов, курса национальной валюты, варьирование денежной массы, сокращение или увеличение государственных расходов, таможенное и особенно налоговое регулирование имеют прямую связь с инвестиционной деятельностью в стране. Эти инструментарии используются всеми органами высшего эшелона власти Рос­сии: Президентом РФ, Федеральным собранием РФ, Правительством РФ, Центральным банном РФ.

Методы активного вмешательства государства в инвестиционный процесс следующие. [6, 195]

1. Создание благоприятных условий для деятельности частных предпринимателей. В первую очередь речь идет о формировании бла­гоприятной инвестиционной среды, а также о проведении выгодной для инвесторов налоговой и амортизационной политики, защищающей внутренних и внешних инвесторов. Льготное налогообложение пред­приятий, действующих в приоритетных отраслях экономики.

2. Прямое участие государства в эффективных и значимых для страны проектах.

3. Участие государства в создании инфраструктурных объектов как основу эффективного частного предпринимательства.

Государственное и местное регулирование инвестированием в Рос­сии необходимо осуществлять на уровне:

• органов государственной власти РФ (федеральный уровень),

• органов государственной власти субъектов РФ (высший регио­нальный уровень),

• органов местного самоуправления (муниципальные образова­ния или низший региональный уровень).

Инвестиционная деятельность в значительной мере зависит от пол­ноты и степени совершенства нормативно-законодательной базы. В процессе перехода РФ на рыночные отношения параллельно создава­лась и нормативно-законодательная база в области инвестиций.

Государственное регулирование инвестиционного процесса стро­ится в соответствии с разработанной инвестиционной политикой государ­ства и осуществляется на основе действующих законодательных и иных нормативно-правовых актов. [3, 37]

На сегодняшний день основными законами, призванными регулиро­вать инвестиционную деятельность в Российской Федерации, являются федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме ка­питальных вложений*' и федеральный закон от 09.07.1999 г. №с 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».'

'Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной дея­тельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // «Собрание законодательства РФ», 1999 г. 'Федеральный закон от 09.07,1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвес­тициях в Российской Федерации» //«Собрание законодательства РФ*, 1999г., № 28, ст. 3493.

Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Россий­ской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» оп­ределяет правовые и экономические основы инвестиционной деятель­ности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защи­ты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельно­сти, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, ведется в двух на­правлениях, первым из которых является создание благоприятных ус­ловий для развития инвестиционной деятельности, а вторым — прямое участие государства в инвестиционной деятельности.

Большое влияние на активность частных инвесторов оказывает проводимая государством налоговая политика. В целях стимулирования частных инвестиций необходимо снижение общего уровня налогообложения, с одной стороны, и наличие широкого диапазона собственно инвес­тиционных налоговых льгот, с другой стороны. Мировой опыт свидетельствует, что наиболее оптимальным для развития экономики является уровень налогов, который в совокупности не превышает 32—34%.

Понятие самофинансирование разделяется на чистое самофи­нансирование и амортизационные отчисления. Чистое самофинанси­рование — это та часть прибыли предприятия, которая направляется на развитие его материально-технической базы. Кроме того, что прибыль является источником самофинансирования предприятия, она выполняет еще две важные функции развития компаний: ожидаемая прибыль яв­ляется основой принятия инвестиционных решений и полученная при­быль является одним из центральных показателей, измеряющим эконо­мическую эффективность инвестиционного проекта.'

Другим источником самофинансирования является амортизация дол­госрочных активов предприятия. Следовательно, важным инструментом регулирования инвестиционной активности является амортизационная политика, проводимая государством. При этом ее эффективность определяется прежде всего степенью учета реальных экономических процессов при обосновании настоящих амортизационных норм, а так­же своевременностью и взвешенностью их изменения.

Амортизация в налоговой концепции — это списание стоимости основного капитала исходя из налоговых норм, которые могут превы­шать экономически обоснованные либо быть ниже их. В этом случае амортизация выступает как средство распределения авансированной стоимости актива на определенный период времени и ускорения воз­врата этой стоимости либо, напротив, как средство снижения издержек и оптимизации финансовых результатов и при этом используется для определения величины на л ого облагаем о и прибыли.

Инфляция самым существенным образом влияет на инвестицион­ную деятельность, которая, в свою очередь, зависит от состояния эконо­мики: при стабилизации и подъеме экономики она снижается. При этом следует иметь в виду, что с процессом инфляции тесно связана ставка банковского кредита. Чем выше ставка банковского процента, тем ниже спрос на инвестиции; такая же связь существует между спросом на инвестиции и ожидаемой нормой чистой прибыли. Выгодно вклады­вать инвестиции в том случае, если норма чистой прибыли превышает ставку банковского процента.

В условиях инфляции, особенно гиперинфляции, когда банковский процент за кредит очень высокий, инвестиции для предприятия будут выгодны только в том случае, если ожидаемая норма прибыли будет выше этого банковского процента, но такие проекты для предприятия найти очень трудно. Отсюда напрашивается вывод, что гиперинфляция является самым существенным тормозом для оживления инвестицион­ной деятельности.

При простом воспроизводстве основных фондов годовые амортизационные отчисления при стабильных ценах равны годовому объему выбытия. При расширенном воспроизводстве основных фон­дов при стабильных ценах годовые амортизационные отчисления пре­вышают годовые объемы выбытия. [14, 154]

В настоящее время для многих предприятий и отраслей характер­но сужение воспроизводства основных фондов при стабильных ценах, годовые амортизационные отчисления меньше годовых объемов их выбытия. И это положение усугубляется инфляцией, которая крайне негативно воздействует на воспроизводство основных фондов.

В связи с этим государство должно устанавливать правила проведе­ния переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции, иначе эффективность использования амортизационных отчислений бу­дет крайне невелика, и это может значительно снизить активность инве­стиционного процесса в России, поскольку лишает предприятия возмож­ности накапливать необходимые инвестиционные ресурсы.

2.  Содержание и задачи технико – экономического обоснования (ТЭО) проекта

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) - основной предпроектный документ, который отвечает на вопрос «быть или не быть» проекту.

Целевое назначение ТЭО в современном смысле пришло не сразу. Тот состав вопросов, который разрабатывался в ТЭО по ходу развития технологии проектирования, входил в другие проектные работы.

В ТЭО определяются традиционные параметры проектируемого, предприятия: производственная мощность, номенклатура и качество выпускаемой продукции, обеспечение сырьем, материалами, полуфабри­катами, топливом, электро- и теплоэнергией, водой и трудовыми ресур­сами. На основе сравнения вариантов выбираются наиболее эффек­тивные технические, организационные, экономические: специализация, кооперирование производства, решения по эксплуатации и строитель­ству объекта, включая выбор конкретной площадки для строительства и определения расчетной стоимости строительства и основных техни­ко-экономических показателей предприятий.

Предусматриваемые в ТЭО технический уровень, основные технико-экономические показатели предприятий и качество выпускаемой про­дукции после осуществления его строительства должны соответство­вать или быть выше показателей лучших отечественных и зарубежных предприятий.

При разработке ТЭО необходимо учитывать:

• перспективы развития науки и техники, предусматривать примене­ние при строительстве предприятия прогрессивных строитель­ных решений;

• высокую эффективность используемых капитальных вложений и минимизировать объемы строительно-монтажных работ на основе вариантной проработки строительных решений. В требованиях по выполнению ТЭО рассматривался вопрос о выполнении экономических расчетов. При таком подходе многие объек­ты не включались в план из-за низкой эффективности. Основное вни­мание проектировщиков обращалось к разработке ТЭО и определе­нию в нем стоимости. В целях более точного определения расчетной стоимости строительства и основных технико-экономических показа­телей предприятий и сооружений на стадии разработки ТЭО предус­матривались все необходимые затраты, учитывающие новизну техноло­гии, сложность технических решений и условия строительства.

Основой определения объемов инвестирования капитальных вло­жений в ТЭО стали укрупненные показатели стоимости строительства, разработанные проектными организациями отраслей производства. При работе над ТЭО использовались объекты-аналоги, ранее составленная сметная документация и укрупненные сметные нормы. Проектным орга­низациям было предоставлено право для определения объемов капиталовложений, использования других материалов и методик, имеющихся в их распоряжении.

Эффективна разработка ТЭО на конкурсной основе. В переходный период к рыночным отношениям разработка ТЭО предусматривает:

• проведение полномасштабного маркетингового исследования (спрос и предложение, сегментация рынка, цены, эластичность);

'•   спроса, поведение основных конкурентов, маркетинговая страте­гия, программа повышения авторитета продукции);

* подготовку программы выпуска продукции;

• подготовку пояснительной записки, имея данные предваритель­ного обоснования инвестиционных возможностей;

• подготовку исходно-разрешительной документации;

• разработку технических решений: генерального плана; технических решений (анализ состояния технологии, состава оборудования; загрузка действующих производственных мощностей; предложения по модернизации производства; закупка зарубежных технологий; расширение производств; производ­ственный процесс, используемые сырьевые и другие материалы комплектующие из дели я, ресурсы).

Технико-экономическое обоснование состоит из следующих разделов:

а) исходные данные и положения — выписка из перечня крупных и сложных объектов, по которым должны разрабатываться ТЭО, ссылки на постановления, решения и другие документы, являющиеся основани­ем разработки ТЭО; данные о техническом состоянии реконструируе­мого, расширяемого предприятия, оценка его деятельности, технико-экономические показатели работы за последние три года, предшеству­ющие разработке ТЭО;

б) мощность (объем производства, продукции), номенклатура продук­ции, специализация и кооперирование предприятия; мощность пред­приятия, уточненная исходя из потребности всех предприятий данной отрасли.

в) обеспечение предприятия сырьем, материалами, полуфабриката­ми, энергией, топливом, водой и трудовыми ресурсами; подробное обо­снование источников обеспечения предприятия всеми факторами про­изводства:

г) основные технологические решения, состав предприятия, организа­ция производства и управления; обоснование выбора технологии производства и основного технологического оборудования; в случае необходимости применения импортного оборудования, его выбора, про­изводства в установленном порядке;

д)   выбор района, пункта, площадки (трассы) для строительства и их характеристика; обоснование выбора, района и пункта строительства . во всех случаях (даже если в прогнозных материалах развития отрас­ли был определен пункт строительства предприятия);

• принципиальные объемно-планировочные и конструктивные реше­ния и их основные параметры по наиболее крупным и сложнее зданиям и сооружениям, площади корпусов, зданий, сооружений;

• предложения по строительству предприятий очередями для ускоре­ния ввода в действие производственных мощностей и основных фондов и получения от них экономической отдачи или обоснова­ние нецелесообразности выделения очередей строительства; ж) охрана окружающей среды:

• характеристика и объем сточных вод и вредных выбросов;

• мероприятия по водопользованию;

• мероприятия по предупреждению загрязнения атмосферы, гидро­сферы и литосферы;

• размеры санитарно-защитной зоны;

э) расчетная стоимость строительства: в разделе излагаются мето­ды определения в ТЭО расчетной стоимости строительства и гарантии ее достоверности;

и) основные технико-экономические показатели сравниваются с пока­зателями действующих передовых отечественных и зарубежных предпри­ятий, а также с перспективными показателями проектируемых предпри­ятий соответствующей отрасли (подотрасли) промышленности или на­родного хозяйства.

к) в заключение приводятся:

• данные для составления задания на проектирование предприя­тия в соответствии с общими требованиями о порядке разра­ботки, согласования и утверждения проектно-сметной докумен­тации на строительство предприятий, зданий и сооружений;

• перечень научно-исследовательских, конструкторских и изыска­тельских работ, которые необходимо выполнить для проектирова­ния и строительства предприятия, изготовления оборудования;

л) приложения: схема ситуационного плана, схема генерального , плана, габаритные схемы по наиболее крупным и сложным зданиям и сооружениям, сводный расчет стоимости строительства, смета затрат.

Разработка ТЭО осуществляется по заданиям заказчика (предпри­ятия, фирмы, организации), как правило, силами головных проектных организаций с привлечением проектных организаций подрядчика; тер­риториальных проектных организаций; организаций, разрабатывавших прогноз, и научно-исследовательских институтов отрасли и смежных отраслей (разработчиков новых технологий и техники).

Расчетная стоимость строительства в ТЭО определяется по предпри­ятию в целом, в том числе по объектам производственного назначения, жилищно-гражданского назначения, а в случае необходимости — по объектам базы строительной индустрии, городского наземного транс­порта, дорогам, путепроводам и другим инженерным сооружениям. Рас­четы стоимости строительства а ТЭО по каждому виду объектов и на каждую очередь строительства составляются по форме сводного смет­ного расчета стоимости строительства на основе объектных расчетов стоимости отдельных зданий и сооружений и локальных расчетов сто­имости отдельных работ и затрат. Все расчетные стоимости по очере­дям и объектам объединяются в сводных расчет стоимости строитель­ства к ТЭО на полное развитие предприятия.

Объектные и локальные расчеты стоимости строительства со­ставляются по формам, разработанным для объектных и локальных смет на основе укрупненных показателей стоимости строительства (УПСС), укрупненных сметных нормативов и стоимостных показателей прогрессивных проектов-аналогов.

3. Расчет эффективности инвестиционного проекта

К группе методов можно отнести метод чистой текущей стоимости, метод внутренней нормы доходности метод индекса прибыльности, метод расчета коэффициента эффектности инвестиции.

Метод чистой текущей стоимости. Этот метод основан на сопо­ставлении величины исходной инвестиции (1С) с общей суммой дискон­тированных чистых денежных поступлений, генерируемых ею в течение прогнозируемого срока. Поскольку приток денежных средств распре­делен во времени, он дисконтируется с помощью коэффициента, уста­навливаемого аналитиком (инвестором) самостоятельно исходя из ежегодного процента возврата, который он хочет или может иметь на инвестируемый им капитал.

Допустим, делается прогноз, что инвестиции (1С) будут генерировать в течение п лет, годовые доходы в размере Р]( Р ,..., Рп— Общая накоп­ленная величина дисконтированных доходов (РУ) и чистый приведен­ный эффект (ЫРУ) соответственно рассчитываются по формулам:

PV = ∑k*Pk/(1 + г)

Очевидно, что если:

NРV > 0, то проект следует принять;

NРV < 0, то проект следует отвергнуть;

NРV = 0, то проект ни прибыльный, ни убыточный. При прогнозировании доходов по годам необходимо по возможности учитывать все. виды поступлений как производственного, так и непроизводственного характера, которые могут быть ассоциированы с данным проектом. Так, если по окончании периода реализации проекта планируется поступ­ление средств в виде ликвидационной стоимости оборудования или высвобождения части оборотных средств, они должны быть учтены как доходы соответствующих периодов.

Если проект предполагает не разовые инвестиции, а последователь­ное инвестирование финансовых ресурсов а течение т лег, то формула  расчета NРV модифицируется следующим образом:

NРV= ∑n*(Pk/(1+r)k)-  (ICi/(1+i)j

               K=1

где i — прогнозируемый средний уровень инфляции.

Расчет с помощью приведенных формул вручную достаточно трудоемок, поэтому для удобства применения этого и других методов, основанных на дисконтированных оценках, разработаны специальные статистические таблицы, в которых табулированы значения сложных про­центов, дисконтирующих множителей, дисконтированного значения де­нежной единицы и т.п. в зависимости от временного интервала и зна­чения коэффициента дисконтирования.

Метод внутренней нормы доходности.

 Под нормой рентабельности инвестиции (IRR) понимают значение коэффициента дисконтирования, при котором NРV проекта равен нулю:

IRR = г, при котором NРV = f(г) = 0.

Смысл расчета этого коэффициента при анализе эффективности планируемых инвестиций заключается в следующем: IRR показывает максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть ассоциированы с данным проектом. Например, если про­ект полностью финансируется за счет ссуды коммерческого банка, то значение IRR показывает верхнюю границу допустимого уровня бан­ковской процентной ставки, превышение которого делает проект убы­точным.

Экономический смысл этого показателя заключается в следующем: предприятие может принимать любые решения инвестиционного ха­рактера, уровень рентабельности которых не ниже текущего значения показателя СС (или цены источника средств для данного проекта, если он имеет целевой источник). Именно с ним сравнивается показатель IRR, рассчитанный для конкретного проекта, при этом связь между ними такова.

Если:         IRR > СС, то проект следует принять;

IRR < СС, то проект следует отвергнуть;

IRR = СС, то проект ни прибыльный, ни убыточный.

Далее применяют формулу:

IRR =r1+(f(r1)/f(r1)-f(r2))*(r2-r1)

где г1 — значение табулируемого коэффициента дисконтирования, при котором f (г1) > 0 (f(г1) <0);

r2 — значение табулированного коэффициента дисконтирования, при котором f (r2) < 0 (f(r2) > 0).

Точность вычислений обратно пропорциональна длине интервала (r1, R2), а наилучшая аппроксимация с использованием табулированных значений достигается в случае, когда длина интервала минимальна (равна 1%), т.е. r1,r2— ближайшие друг к другу значения коэффициента дисконтирования, удовлетворяющие условиям (в случае изменения зна­ка функции с «+» на «—»):

R1 — значение табулированного коэффициента дисконтирования, минимизирующее положительное значение показателя NPV, F(г1 ) = min {f(г) > 0};

R2 — значение табулированного коэффициента дисконтирования, максимизирующее отрицательное значение показателя NPV, f(г2) = mах, {f{г) < 0}.

Путем взаимной замены коэффициентов г1 и г2 аналогичные условия выписываются для ситуации, когда функция меняет знак с «—» на «+о.

Метод индекса прибыльности. Этот метод по сути является след­ствием метода чистой текущей стоимости. Индекс прибыльности (Р1) рассчитывается по формуле:

PI=∑*(Pk/(1+r)k)/IC

Очевидно, что если:

Р1 > 1, то проект следует принять;

Р1 < 1, то проект следует отвергнуть;

Р1 = 1, то проект ни прибыльный, ни убыточный.

В отличие от чистой текущей стоимости индекс прибыльности являет­ся относительным показателем. Благодаря этому он очень удобен при выборе одного проекта из ряда альтернативных, имеющих примерно одинаковые значения NPV, либо при комплектовании портфеля инвес­тиций с максимальным суммарным значением NPV.

Метод расчета коэффициента эффективности инвестиции.

Этот метод имеет две характерные черты: во-первых, он не предполагает дисконтирования показателей дохода; во-вторых, доход характеризу­ется показателем чистой прибыли РN (балансовая прибыль за минусом отчислений в бюджет). Алгоритм расчета исключительно прост, что и предопределяет широкое использование этого показателя на практике: коэффициент эффективности инвестиции (АRR) рассчитывается де­лением среднегодовой прибыли PN на среднюю величину инвестиции (коэффициент берется в процентах).

Средняя величина инвестиции находится делением исходной сум­мы капитальных вложений на два, если предполагается, что по истече­нии срока реализации анализируемого проекта все капитальные зат­раты будут списаны; если допускается наличие остаточной или ликви­дационной стоимости (РУ), то ее оценка должна быть исключена.

ARR= PN/(1/2*(IC-RV))

Данный показатель сравнивается с коэффициентом рентабельнос­ти авансированного капитала, рассчитываемого делением общей чис­той прибыли предприятия на общую сумму средств, авансированных в его деятельность (итог среднего баланса-нетто).

Задача

ООО по оказанию транспортных услуг (грузовые перевозки) осуществляет коммерческую и экономическую оценку целесообразности увеличения парка автомобилей.  Пре6дполагается дополнительное приобретение 3 единиц транспортных средств. Стоимость 1 единицы = 25 тыс. у. е.  дополнительные затраты (автостоянка, регистрация) составят 12 тыс. у. е. Приобретение лицензии на автоперевозки – 1 тыс. у. е. Дополнительные инвестиции в оборотный капитал составят 3 тыс. у. е. Все инвестиционные вложения осуществляются в течение 1 месяца ( в расчетах этим сроком можно пренебречь)

Приобретение автотранспорта позволит увеличить объем грузовых перевозок в первый год на 120 тыс. т. км, во 2-ой - 122 тыс. т.- км,  в 3-ий - 124 тыс. т. км,  в 4-ый - 122 тыс. т. км, в 5-ый - 120 тыс. т. км. Цена  одного тонно-километра составит в первый год — 8 у. е., и прогнозируется ежегодный рост цены на 10%.

Затраты на ГСМ и обслуживание автомобилей к первый год составят 50 тыс. у. е. и 6удут ежегодно увеличиваться на 5%. Оплата труда водителей и ремонтных рабочих обойдется предприятию а первый год - 12 тыс. у. е, с ежегодным ростом на 2 тыс. у. е. Прочие расходы составят 10 тыс. у. е. в год.

Нормативный срок эксплуатации приобретаемой техники (горизонт расчета) составляет 5 лет. По автомобилям применяется порядок ускоренной амортизации. За 3 года планируется возместить затраты на их приобретение полностью (начисление амортизации равномерное). Рыночная ликвидационная стоимость приобретаемого имущества составят 50 % от первоначальной, затраты на ликвидацию составят 0,3 тыс. у. е.

Для приобретения автомобилей ООО предполагает получить долгосрочный кредит под 20% годовых, сроком на 3 года. Возврат основной суммы кредита осуществляется равными долями, начиная со второго гида (выплаты осуществляются в конце года).

Норма дохода на капитал - 20% (Ен = 0,2). Ставка налога на прибыль:--30%.

Какое решение о целесообразности приобретения ООО автомобилей будет принято, если учетная банковская ставка на момент принятия решения составит 12%.

Обычно инвестиции осуществляют на долговременный период и их характерной чертой является то, что на начальном этапе осуществля­ются выплаты (приобретение основных производственных фондов), а затем наступает очередь поступлений (от продажи продукции). Расчет эффективности инвестиций представляет собой описание ожидаемых экономических результатов от запланированных капиталовложений.

Для расчета эффективности инвестирования обычно используют:

• срок окупаемости;

• контрольный год, по отношению к которому идет расчет ожида­емого экономического эффекта;

• процент годового дохода;

• метод ежегодных издержек;

• расчет внутренней нормы окупаемости;

• простую норму прибыли;

• компаудинг (расширение);

• дисконтирование (метод приведения будущих доходов к чистой текущей стоимости).

Срок окупаемости — это период, необходимый для возмещения исходных капиталовложений за счет прибыли от реализации проекта. При этом под прибылью понимают чистую прибыль после вычета на­логов. Срок окупаемости легко рассчитать, но у этого метода есть существенный недостаток - не учитывается динамика событий в эко­номике.

Суть метода компаудинга заключается в том, что мы можем рас­считать, как вырастает базовая сумма инвестируемого капитала при ежегодном проценте прироста дохода. Предполагается, что ежегодно вложенный капитал и полученные проценты полностью реинвестиру­ются — эффект «снежного кома».

Инвестор определяет, сможет ли он за установленный срок и при фиксированном проценте прироста дохода выйти на необходимую сумму капитала. Если в заданных условиях инвестор не выходит на нужную сумму капитала, он может оценить возможности увеличения: стартовых вложений, ежегодного процента дохода на вложенный капитал, срока использования инвестиционного капитала или комбинацию всего вышеперечисленного. Если эти возможности не позволяют выйти на нуж­ную сумму капитала, инвестору необходимо отказаться от данного ин­вестирования как неэффективного.

Чаще применяется метод дисконтирования. При анализе инвестиционного цикла существенное значе­ние имеет временный фактор.

Обычно инвестиции осуществляются однократно и затем на протя­жении ряда лет идут поступления предприятию как результат едино­временных затрат. Сумма поступлений должна превышать величину инвестиционного капитала.

-120

+122           +124                  +122

+120

 1-й

2-й

3-й

4-й

5-й              годы

расчет чистой дисконтированной стоимости

При расчете эффективности инвестиций определяют величину чис­той дисконтированной стоимости.

Чистая дисконтированная стоимость - это разница между текущей, 'дисконтированной на базе расчетной ставки процента стоимостью по­ступлений от инвестиций и величиной капиталовложений. Оценить эф­фективность инвестиций можно с использованием метода расчета внутренней нормы окупаемости. Данный метод основан на сравне­нии внутренней (предельной) нормы окупаемости инвестиций с эффек­тивной ставкой процента. Внутренняя норма окупаемости - такая став­ка процента, при которой достигается нулевая чистая дисконтная сто­имость. Рассмотрим расчет внутренней нормы окупаемости на нашем примере.

Расчет внутренней нормы окупаемости

Год

Цикл платежей и поступлений, тыс. рублей

Коэффициент дисконтирования, 20% годовых

Текущая дисконтированная стоимость, тыс. рублей

0

-88

1,000

-88

1

+120

0,8696

+104,35

2

+122

0,7562

+92,26

3

+124

0,6576

+81,54

4

+122

0,5718

+69,75

5

+120

0,4972

+59,66

Всего

+520

+319,56

Чистая дисконтная стоимость равна +319,56 тыс. руб. при процентной ставке — 20%. Очевидно, что внутренняя норма окупаемости должна быть выше.

Список литературы

1.  Бирман Г., Шмидт С.  Экономический анализ инвестиционных проект. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.

2.  Бромвич М. Анализ экономической эффективности капиталовложений. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 432 с.

3.  Ефимова О. В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 2001. - 320 с.

4.  Идрисов А. Б., Картышев С.В., Постников А.В.  Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. - М.: Информационно-издательский дом “Филинъ”, 2004. - 272 с.

5.  Ковалев В. В.  Методы оценки инвестиционных проектов. - М.:Финансы и статистика, 2002. - 144 с.

6.  Ковалев В. В.   Финансовый анализ. - М.: Финансы и статистика, 2003 - 432 с.

7.  Липсиц И. В., Коссов В. В.  Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа. -  М.: Издательство БЕК, 2004.

8.  Мелкумов Я. С.  Экономическая оценка эффективности инвестиций. - М.: ИКЦ “ДИС”, 2001. - 160 с.

9.  Норткотт Д.   Принятие инвестиционных решений. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. - 247 с.

10.Хорн Дж. К. Ван  Основы управления финансами. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 800 с.

11.Четыркин Е. М.  Методы финансовых и комерческих расчетов. - М.: Дело ЛТД, 2004. - 320 с.

12.Артеменко В.Г. «Финансовый анализ» / М.: Издательство «ДИС», 2003г.

13.Баканов М.И., Шеремет А.Д. « Теория экономического анализа» / М.: Экономика и финансы, 2000г. – 340 с.

14.Балабанов И.Т. «Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта» / М.:  финансы и статистика, 2002г.

15.Бука Л.Ф., Зайцева О.П. Экономический анализ / Новосибирск, 2003 г.