Содержание
Введение. 3
1. Теоретические аспекты формирования профессиональной команды.. 4
1.1. Понятие команды.. 4
1.2. Цели эффективной команды.. 4
1.3. Качества эффективной команды.. 5
1.4. Продуктивность эффективных команд. 5
2. Практические аспекты формирования команды в урологическом отделении МКБ № 11. 6
2.1. Развитие команды урологического центра МКБ № 11. 6
2.2. Разработка программы формирования команды в урологическом центре МКБ № 11. 10
Заключение. 14
Список литературы.. 15
Введение
В условиях перехода от обезличенного массового потребления товаров и услуг к большему уровню требовательности потребителей к качеству и обслуживанию, излюбленная иерархическая пирамида организации, где небольшая группа высшего руководства осуществляла контроль над остальными служащими, перестала работать. Возникла необходимость максимального использования человеческого потенциала путем делегирования ответственности тем, кто непосредственно производит данные товары и услуги и таким образов знает и может полностью удовлетворить потребности потребителей. Структура такой организации стала скорее напоминать паутину, чем пирамиду - в центре находятся люди, который упорядоточивают совместную работу множества небольших команд, находящихся на периферии.
Таким образом, постепенная эволюция совместной деятельности и становление партиципативной организационной культуры определили составляющие новой доктрины управления персоналом - доктрины командного менеджмента (team management), предполагающей участие работников в самоорганизации и самоуправлении совместной деятельностью, взаимный контроль, взаимопомощь и взаимозаменяемость, проясненность общих ценностей и целей, коллективную ответственность за результаты труда, всемерное развитие и использование индивидуального и группового потенциалов. Поэтому исследование вопросов формирования команды на сегодня является очень актуальным.
Целью данной работы является исследование формирования профессиональной команды в организации.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1. рассмотреть теоретические аспекты формирования профессиональной команды
2. рассмотреть практические аспекты формирования профессиональной команды в урологическом отделдении МКБ № 11
1. Теоретические аспекты формирования профессиональной команды
1.1. Понятие команды
Команда - это небольшая группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей. Организация команды строится на продуманном позиционировании участников, имеющих общее видение ситуации и стратегических целей и владеющих отработанными процедурами взаимодействия.
1.2. Цели эффективной команды
Поскольку цели являются основной составляющей организации, вопрос в том, какие цели ставит перед собой эффективная команда. Существует несколько точек зрения на этот счет.
Covey (1996) считает, что такая команда ставит перед собой цель эффективно действовать на пяти уровнях: межличностном (взаимодействие членов команды), управленческом (работа с менеджерами), социальном (межгрупповом), организационном (как продуктивная часть организации) и личном (понимание, мотивация, личностный рост).
С ним согласуется и список целей, предложенный Howell (1990). Он выявил пять целей, достижение которых обеспечивает создание эффективной команды. Он говорит, что команда должна [2,с . 128]
· Прояснить и согласовать обязанности каждого
· Развивать кооперацию, координацию и коммуникацию как на внутрикомандном, так и на межкомандном уровнях.
· Выявить и разрешить потенциальные проблемы, которые могут помешать их деятельности
· Быть открытыми по отношению к новым творческим способам решения задач
· Задавать стандарты качества
1.3. Качества эффективной команды
Несмотря на разнообразие видов команд и выполняемой ими деятельности, все же можно выделить несколько основных качеств, который кажутся присущими большинству эффективных команд.
Koehler (1989) выявил три такие характеристики[3,с . 17]:
· Эффективные команды не только понимают свои собственные цели, но и осознают, каким образом их достижение повлияет на эффективность деятельности всей организации
· Они знают, что хотя для какие-то целей и достаточно индивидуального подхода, большинство из них требует совместных усилий по их достижению
· Члены такой команды способны не только понять, но и оценить и использовать личностные и профессиональные особенности каждого из них.
May и Schwoerer (1994) также разработали список черт, присущих эффективной команде. Он включает в себя[7, с. 109]
- успешность выполняемой деятельности, - формирование позитивного социального окружения, - вербальное подкрепление и поощрение, - интерпретацию и разрешение проблем, связанный со стрессом в ходе выполнения работы.
1.4. Продуктивность эффективных команд
Что же может сподвигнуть команды на продуктивную деятельность? Для ответа на данный вопрос так же приведем точки зрения нескольких авторов.
McCullough (1995) обнаружил пять способов повышения продуктивности. Хотя и кажется сомнительным его уверения в том, что можно достигнуть высокого уровня продуктивности за 90-120 дней, тем не менее эти пять способов, несмотря на некоторую безаппеляционность, представляют собой интерес.
· Миссия, ценности и видения компании должны разделяться членами команды.
· Следует изменить парадигмы менеджмента
· Необходима новая методология
· Важно принимать во внимание возрастные когнитивные особенности членов команды
· Обязателен “мощный старт” - поддержка менеджеров, предварительные тренинги для участников и возможность кардинальных изменений.
Gustafson и Kleiner (1994) предлагают более развернутый список качеств, необходимых для повышения продуктивности. Причем качества эти выделяются непосредственно во время работы: разделяющий стиль лидерства, пересечение обязанностей, определенность цели, отлаженность коммуникации, сфокусированность на будущем, сфокусированность на задачах, наличие творческих талантов, быстрая реакция[1, с. 123].
Таким образом, наполнение трех составляющих эффективной команды частично пересекающимися качествами дает развернутую картину критериев для образования команды и путей ее развития, на которые, в свою очередь, опираются консультанты по организационному развитию и тренеры по командообразованию.
2. Практические аспекты формирования команды в урологическом отделении МКБ № 11
2.1. Развитие команды урологического центра МКБ № 11
Развитие команды в урологическом отделении МКБ № 11 прошло несколько этапов. На сегодня команда близка к наивысшему этапу своего развития – команда высшего качества.
Рис. 1. Этапы развития команды в урологическом отделении МКБ № 11
Рассмотрим каждый этап отдельно[4,с .187].
Легче всего объяснить суть каждой из ступеней развития команды на основе простых математических операций.
Рабочая группа в урологическом отделении МКБ № 11: 1+1=2
Рабочая группа достигает результата, равного сумме стараний каждого из участников. В урологическом отделении МКБ № 11 используют общую информацию, обмениваются идеями и опытом, но каждый несет ответственность за свою работу независимо от результатов деятельности других членов группы.
Потенциальная команда в урологическом отделении МКБ № 11: 1+1=2
Это как бы первая ступень в преобразовании рабочей группы в команду. Основными условиями выступают: количество участников (6-12), наличие ясной цели и задач, совместный подход к их достижению.
Что касается псевдокоманды в урологическом отделении МКБ № 11, то обычно она создавалась по необходимости или представленной возможности, но в ней не создается условий для командного взаимодействия, не делается упор на разработку общих целей. Такие группы, даже если и называют себя командой, самые слабые с точки зрения влиятельности их деятельности.
Реальная команда в урологическом отделении МКБ № 11: 1+1=3
В ходе своего развития в урологическом отделении МКБ № 11 (естественного или специально фасилитированного) члены команды стали решительными, открытыми, преобладает взаимопомощь и поддержка друг друга, и растет эффективность деятельности. Положительным эффектом также может быть влияние их примера взаимодействия в группе на другие группы и организацию в урологическом отделении МКБ № 11: в целом.
4. Команда высшего качества в урологическом отделении МКБ № 11:1+1+1=9 уже сформируется в ближайшей перспективе.
Такая команда в урологическом отделении МКБ № 11характеризуется:
- высоким уровнем навыков командной работы - разделением лидерства, ротацией ролей - высоким уровнем энергетики - своими собственными правилами и нормами (что может быть проблематичным для организации) - заинтересованностью в личностном росте и успехе друг друга
В таблицу 1 сведены основные фазы развития команды в урологическом отделении МКБ № 11.
Таблица 1
Фазы развития команды в урологическом отделении МКБ № 11:
Фазы |
1 |
2 |
3 |
4 |
(Scholtes) |
Forming |
Storming |
Norming |
Performing |
(Blanchard) |
Ориентация |
Неудовольство |
Разрешение |
Продуктивность |
Внутренний вопрос каждого члена группы |
Могу ли Я/может ли мы это сделать? |
Мы не можем этого сделать, потому что |
Мы сможет это сделать, если |
Мы делаем это! |
Оптимальный стиль лидерства |
Направляющий и информирующий |
Поддерживающий и способствующий |
Поддерживающий и делегирующий |
Разделение лидерства (или неформальное) |
Движение от фазы к фазе в урологическом отделении МКБ № 11: непосредственно связано с повышением эффективности работы команды.
В целом можно представить движение команды от полюсов неэффективности к полюсам эффективности в урологическом отделении МКБ № 11 с помощью следующей таблицы 2.
Таблица 2
Движение эффективности команды в урологическом отделении МКБ №11
Неэффективность |
Эффективность |
|
неопределенность, несогласие |
Цели |
ясность, разделяемость всеми |
безразличие, безучастность |
Участие |
активное участие в решении задач |
недоверие, закрытость, боязнь критики |
Доверие |
доверие, свободное выражение эмоций |
игнорирование или утаивание |
Конфликты |
признание и открытое обсуждение |
преследование личных целей, несогласных игнорируют |
Принятие решений |
понимание точек зрения других, совместное принятие решений |
зависимость группы от одного человека |
Лидерство |
разделяющее, совместное |
строгое распределение ролей |
Ролевая структура |
гибкая, ротация ролей |
ригидность, стереотипность |
Творчество |
пластичность, спонтанность, воображение, инновации |
через лидера, игнорирование друг друга |
Коммуникация |
открытая, на понимание, поощряется |
2.2. Разработка программы формирования команды в урологическом центре МКБ № 11
Нижеследующая программа командообразования в урологическом отделении МКБ № 11 предназначена для продолжительной работы с группой, предполагающей ряд регулярных встреч по 1-2 часа с интервалами между ними. Дополнительно могут даваться домашние задания, направленные на дополнительное отрефлексирование каждодневных упражнений и закрепление полученных навыков.
Перед началом занятий с персоналом в урологическом отделении МКБ № 11, а лучше за пару дней до него полезно провести некоторые методики обследования качества межличностных отношений в группе. Это может быть социометрия или иные измерения социально-психологического климата. После каждого занятия проводится мини-опрос с помощью методики “ПИН” (полезно-интересно-нужно). В результате прослеживается общая динамика группы, выявляются функциональные и эмоциональные лидеры и задаются критерии для совершенствования технологии работы с группой на последующем занятии.
1 день.
Программа первого дня направлена на более близкое знакомство членов группы друг с другом.
1. “Кто как выглядит” Участник, вызвавшийся рискнуть, прячется за дверь. А оставшиеся описывают его во всех подробностях. Как вариант продолжения игры следующий желающий может отгадывать, какие члены группы сменили позу за время его отсутствия или используется игра “Если птичка, то какая?”. Полезно начинать каждое занятие с подобного рода игр, это и своего рода разминка и улучшение взаимовосприятия друг друга членами группы.
2. “Знакомство с интонацией” Участникам предлагается назвать свое имя дважды. Первый раз так, как ему не нравится, чтобы его называли, а второй – как ему нравится. И показать это интонацией, мимикой.
3. Разбивка на пары с помощью “веревочек” и знакомство по типу “Все, наверное, знают, что..... Но мало кто догадывается, что....”
После каждого задания предлагается отрефлексировать ситуацию, поговорить о возникших эмоциях, переживаниях.
2 день.
Определение своего психологического типа по методике Майерс-Брикс в ходе тренинга.
Основные комментарии ведущего, что все типы разные, но равные; при взаимодействии друг с другом следует учитывать особенности каждого человека.
3 день.
Начинается с небольшой лекции по невербальному общению, направленной на последующее групповое взаимодействие.
Далее разбивка на 4 команды (SP, SJ, NT, NF) с использованием результатов теста Маейрс-Брикс:
Для предварительной сработки команды предлагается первое задание: как можно быстрее передать мяч, чтобы он коснулся каждого в алфавитном порядке (на время)
Далее: за десять минут изобразить идеальную модель идеальной организации.
Комментарии ведущего: как разные типы изображают идеальные модели, что есть общего.
4 день.
Дальнейшее закрепление навыков отслеживания невербальных сигналов и продолжение работы в группе.
Разбивка на команды по 3-4 человека по принципу “большого пальца” или “землячеств”.
Первая игра “Два из пяти” - направлена на распознавание лжи и искренности
Вторая игра “Таможенники и контрабандисты” предполагает те же цели, но формируется команда контрабандистов (желающие), которая играет против команды таможенников.
Комментарии ведущего направлены на закрепление навыков невербального общения
5 день.
Задания предусматривают работу на эмоциональном уровне.
Начало - игра “Ручеек” - во время прохождения с закрытыми глазами через коридор, другие участники желают человеку всего хорошего и успехов в выполнении предстоящего задания разными приятными способами.
Комментарии ведущего направлены на то, чтобы помочь каждому отрефлексировать принятие его группой.
Разбивка на 2 команды по типу “Построй молекулу” - позволяет постепенно задействовать тактильный контакт.
Задание: “Репетиция успеха.” - какие наши личностные и профессиональные качества и их сочетание с качествами членов команды позволили нам добиться успеха.
Комментарии ведущего: “существует теория, что успеха боятся и посему избегают, поэтому следует провести репетицию.”
6 день.
Игра “Если бы директором был я” - по три приказа сначала самостоятельно, потом спонтанно составляемым парам, потом по четверкам, затем сгруппирование приказов на доске. Игра направлена на формирование общего видения.
7 день.
Работа строится таким образом, чтобы группе пришлось с самого начала работать совместно в ходе выполнения общего задания. Это может быть игры типа “Потерпевшие кораблекрушение”, или творческие задания, связанные с их видом деятельности - важным фактором успешности будет мотивация участников на выполнение задания. Лучше, если группа представит результаты таким образом, чтобы каждый ее член участвовал в презентации.
Основная тема комментариев ведущего: “когда мы едины, мы непобедимы”
Заключение
На пути командообразования могут стоять такие серьезные проблемы, как недостаточно эффективная организация деятельности в целом, неадекватный морально-психологический настрой или/и низкий уровень профессионализма. Поэтому не стоит надеяться, что многочисленные тренинги по командообразованию решат все производственные проблемы.
Но все же есть несколько весомых причин для использования командного подхода, которые будут способствовать позитивным изменениям в организации.
· Создать обстановку доверия и взаимопомощи
· Улучшить коммуникацию
· Повысить уровень уверенности в ситуациях риска
· Получить навыки поведения в конфликтных ситуациях
· Узнать и использовать все возможности своей личности
· Оптимизировать использование всех человеческих ресурсов
· Развить подход к совместному решению проблем
Поэтому дальнейшее развития данной темы будет продолжено в ключе более подробной разработки программы тренинга и ее практического применения.
Также интересным кажется провести параллель между понятиями “команда” и “коллектив” (из работ отечественных психологов) и рассмотреть более подробно с теоретической точки зрения схему процессов, происходящих в развивающейся команде, как в малой группе.
Список литературы
1) Андреев А.А., Радичка Д.м. Стратегическое управление: Учеб. пособ. – Омск. : ЦОАУ, 1996.- 160 с.
2) Глухов В.В. Менеджмент: Учеб.. – СПб.: Спецлит, 2000.- 300с .
3) Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. – М.: Финпресс, 1998.- 286 с.
4) Идрисов А.Б., Картышев С.В., Постников А.в. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. – 2 изд. – М.: Филин, 1996.- 245 с.
5) Менеджмент организации: современные технологии / Под ред. В.А. Кузнецова. – Ростов на Дону: Феникс, 2002.- 480 с.
6) Минцберг Г. Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения. – СПб.: Питер, 2001.- 684 с.
7) Минцберг Г и др. Школа стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегии менеджмента. – СПб.: Питер, 2000. – 331с.
8) Попов С.А. Стратегическое управление: 17- модульная программа для менеджеров. – М.: Инфра- М, 1999.- 321 с.
9) Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации/ Пер с анг. – М.: Инфра- М, 2000.- 412 с.
10) Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегий / Пер с .анг. М.: ЮНИТИ, 1998. – 506 с