Содержание

Введение_____________________________________________________ 3

1. Классификация материалов____________________________________ 5

2. Оценка материалов___________________________________________ 7

3. Документальное обеспечение движения материалов_______________ 11

4. Учет материалов на складе и в бухгалтерии______________________ 15

5. Инвентаризация материалов на складе__________________________ 19

6. Аналитический и синтетический учет материалов_________________ 22

Заключение__________________________________________________ 25

Список литературы____________________________________________ 26

Введение

С переходом к рыночной экономике все большее внимание уделяется совершенствованию методов учета и контроля. С помощью хорошо налаженного процесса учета материальных запасов можно влиять на формирование финансового результата деятельности организации.

Затраты материальных ресурсов в строительстве составляют до 60% в себестоимости строительно-монтажных работ. Именно поэтому усиления контроля за состоянием товаро-материальных ценностей и рациональным их использованием оказывает существенное влияние на рентабельность организации и ее финансовое положение.

При учете производственных запасов необходимо пользоваться следующей нормативной базой :

1. "Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ" утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34-н. (пункт 23-28, 58).

2. План счетов бухгалтерского учета

Приказ Минфина РФ от 31октября 2000 г. №94-н

3. Закон "О бухгалтерском учете" № 129-ФЗ от 21.11.96г. с дополнениями и изменениями от 23.07.98 № 123-ФЗ

4. Основные положения по учету материалов на предприятиях и стройках (Письмо Минфина СССР от 30 апреля 1974 г. № 103) Референт № 10-1994 год.

5.Методические рекомендации по применению главы 21 «НДС» Налогового кодекса РФ (Утверждены приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 20.12 2000г. БГ-3-03/447)

6. Инструкция о порядке получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней на предприятиях и в организациях (утверждена Минфином РФ от 4 августа 1992г. № 67)

7. Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов"

ПБУ 5/01 (утверждено Приказом Минфина РФ от 9июня 2001г. №44н)

8. Постановление Госкомстата РФ от 30.10.97 № 71-а " Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету труда и его оплаты, основных средств, НМА, материалов, работ в капитальном строительстве".

9. "Инструкция о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности" (утверждена Минфином СССР и ЦСУ СССР от 14.01.67г. № 17).

10. О нормах расхода топлива на автомобили (Письмо ГНС РФ от 26.01.98г. № 21-0-06/32) РФ

11. Гражданский кодекс РФ часть I  и II.

12. Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при  расчетах по налогу на добавленную стоимость (Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2000г. №914).

13. Приказ Минфина РФ от 13.06.95г. № 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств"

Основными задачами учета материально-производственных запасов являются:

а) формирование фактической себестоимости запасов;

б) правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску запасов;

в) контроль за сохранностью запасов в местах их хранения (эксплуатации) и на всех этапах их движения;

г) контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг;

д) своевременное выявление ненужных и излишних запасов с целью их возможной продажи или выявления иных возможностей вовлечения их в оборот;

е) проведение анализа эффективности использования запасов.

Целью данной курсовой работы являются раскрытие понятия, классификации, методы оценки и учета материальных запасов, а также рассмотрение анализа материальных запасов.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-                               раскрыть особенности учета и документального оформления производственных запасов;

-                               рассмотреть вопросы  информационного, программного и технологического учета производственных запасов;

-                               рассмотреть ведение учета производственных запасов;

1. Классификация материалов

В зависимости от той роли, которую играют разнообразные производственные запасы в процессе строительства, их подразделяют на следующие группы: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, отходы (возвратные), топливо, тара и тарные материалы, запасные части, инвентарь и хозяйственные принадлежности.

Сырье и основные материалы — предметы труда, из которых изготовляют продукт и которые образуют материальную (вещественную) основу продукта. Сырьем называют продукцию сельскохозяйственного хозяйства и добывающей промышленности (зерно, хлопок, скот, молоко и др.), а материалами — продукцию обрабатывающей промышленности (мука, ткань, сахар и др.).

Вспомогательные материалы используют для воздействия на сырье и основные материалы, придания продукту определенных потребительских свойств или же для обслуживания и ухода за орудиями труда и облегчения процесса производства (специи в колбасном производстве, смазочные, обтирочные материалы и др.).

Следует иметь в виду, что деление материалов на основные и вспомогательные носит условный характер и нередко зависит лишь ль количества материала, использованного на производство различных видов продукции.

Покупные полуфабрикаты — сырье и материалы, Прошедшие определенные стадии обработки, но не являющиеся еще готовой продукцией. В изготовлении продукции они выполняют такую же роль, как и основные материалы, т.е. составляют их материальную основу.

Возвратные отходы производства — остатки сырья и материалов, образовавшиеся в процессе их переработки в строительно-монтажные работы, полностью или частично утратившие потребительские свойства исходного сырья и материалов (опилки, стружка и др.).

Из группы вспомогательных материалов отдельно выделяют в связи с особенностью их использования топливо, тару и тарные материалы, запасные части.

Топливо подразделяют на технологическое (для технологических целей), двигательное (горючее) и хозяйственное (на отопление).

Тара и тарные материалы — предметы, используемые для упаковки, транспортировки, хранения различных материалов и продукции (мешки, ящики, коробки). Запасные части используют для ремонта и замены износившихся деталей машин и оборудования.

Инвентарь и хозяйственные принадлежности — это часть материально-производственных запасов организации, используемая в качестве средств труда в течение не более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев (инвентарь, инструменты и др.).

Кроме того, материалы классифицируют по техническим свойствам и делят на группы: черные и цветные металлы, прокат, трубы и др.

Указанные классификации производственных запасов используют для построения синтетического и аналитического учета, а также составления статистического отчета об остатках, поступлении и расходе сырья и материалов при строительно-монтажных работах.

2. Оценка материалов

Материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Не включаются в фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материально-производственных запасов.

Затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, включают затраты организации по доработке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов при их изготовлении силами организации складывается из фактических затрат, связанных с производством данных запасов.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, определяется исходя из их рыночной стоимость на дату оприходования, а материально-производственных запасов, приобретенных в обмен на другие имущество (кроме денежных средств), — исходя из стоимости обмениваемого имущества, которая устанавливается исходя из цены, по которой в сравниваемых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.

Материально-производственные запасы, на которые текущая рыночная стоимость в течение года снизилась либо которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей.

Материально-производственные запасы, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к бухгалтерскому учету на забалансовые счета в оценке, предусмотренной в договоре.

Оценка материально-производственных запасов, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия запасов к бухгалтерскому учету.

Материальные ценности отражают на синтетических счетах по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов определяется исходя из затрат на их приобретение, включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком этих ресурсов, начисленных процентов по заемным средствам, привлекаемым для приобретения запасов (до их принятия к учету), наценки (надбавки), комиссионного вознаграждения, уплаченного снабженческим, внешнеэкономическим организациям, таможенных пошлин, расходов на транспортировку, хранение и доставку материальных запасов до места их использования, если они не включены в цену приобретения, затрат по доведению запасов до состояния, пригодного к использованию в запланированных ценах, иных затрат, непосредственно связанных с приобретением материально-производственных запасов.

Фактические затраты по приобретению материально-производственных запасов определяются с учетом суммовых разниц, возникающих до принятия запасов к учету, в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах).

Исчисление фактической себестоимости заготовления каждого вида сырья и материалов требует значительных затрат труда и времени. Поэтому фактическую себестоимость заготовления исчисляет лишь небольшая часть организаций по основным видам сырья или материалов. На большей части организаций текущий учет материальных ценностей ведут по твердым учетным ценам — по средним покупным ценам, по плановой себестоимости и др. Отклонения фактической себестоимости материалов от средней покупной цены или от плановой себестоимости учитывают на отдельных аналитических счетах по группам материалов. С появлением компьютеров и электронной маркировки создаются все большие возможности исчисления фактической себестоимости отдельных видов материальных ресурсов.

Планом счетов разрешается осуществлять синтетический учет материальных ценностей на счетах 10 «Материалы» и др. по учетным ценам, в качестве которых используются плановая себестоимость приобретения (заготовления), средние покупные цены и др. В этом случае отклонения фактической себестоимости материальных ценностей от стоимости их по учетным ценам учитываются на синтетическом счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых на производство, разрешается производить следующими методами оценки запасов:

по себестоимости каждой единицы;

по средней себестоимости;

по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО);

по себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО).

Применение одного из этих методов по виду (группе) запасов производится исходя из допущения последовательности применения учетной политики.

По себестоимости каждой единицы оценивают материально-производственные запасы, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), или запасы, которые не могут быть обычным образом заменены на другие.

Средняя себестоимость определяется по каждому виду (группе) запасов как частное от деления общей себестоимости вида (группы) запасов на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступившим запасам в течение месяца.

Первый и второй способы оценки материальных ресурсов являются традиционными для отечественной учетной практики. В течение отчетного месяца материальные ресурсы списывают на производство (как правило, по учетным ценам), а в конце месяца списывают соответствующую долю отклонений фактической себестоимости материальных ресурсов от стоимости их по учетным ценам.

При методе ФИФО применяют правило: первая партия на приход — первая в расход. Это означает, что независимо от того, какая партия материалов отпущена в производство, сначала списывают материалы по цене (себестоимости) первой закупленной партии, затем по цене второй партии и т.д. в порядке очередности, пока не будет получен общий расход материалов за месяц.

При методе ЛИФО применяют другое правило: последняя партия на приход — первая в расход, т.е. сначала списываются материалы по себестоимости последней партии, затем по себестоимости предыдущей и т.д.

Применение указанных методов оценки материальных запасов ориентирует предприятие на организацию аналитического учета материалов по отдельным партиям (а не только по видам материалов). Можно оценить израсходованные материалы расчетным путем, используя следующую формулу:

Р=0н+П-0к ,

где Р — стоимость израсходованных материалов;

0н и 0к — стоимость начального и конечного остатков материалов;

П — поступление за месяц.

Оценка материально-производственных запасов на конец отчетного периода производится в зависимости от принятого способа оценки запасов при их выбытии (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости).

Наряду с определением твердой учетной цены очень важно установить единицу учета материальных ценностей. Такой единицей может быть каждый вид, сорт, марка, размер материалов, т.е. каждый номенклатурный номер, каждая партия, однородная группа и т.п. Единица учета материальных ценностей выбирается организацией самостоятельно. Она должна обеспечить формирование полной и достоверной информации о материальных запасах, надлежащий контроль за их наличием и движением.

3. Документальное обеспечение движения материалов

Материалы  могут поступать от поставщиков, заказчиков, подсобных производств и из случайных источников (ликвидации основных средств, при расчистке площадки или производстве земляных работ, через подотчетных лиц) кроме того, они могут поступать в порядке внутренних перемещений из одного места хранения в другое, а также возврат из производства.

На материалы, поступившие от поставщиков, согласно заключенных с ним договорам, организация получает сопроводительные документы:

- платежное требование;

- счета-фактуры.

Эти документы регистрируются работником, занимающимся снабжением, в журнале учета поступающих грузов форма М-1 и проверяются с точки зрения соответствия их условий поставки, предусмотренные договором по ассортименту, ценам, количеству материалов, способу и сроков отправки и др. Проверенные сопроводительные документы организация акцептует.

Одновременно делают отметку о выполнении договора поставки, после чего эти документы передают в бухгалтерию организации для оплаты.

Для получения материалов со склада поставщика или транспортной организации бухгалтерия выписывает экспедитору (агенту, товароведу) доверенность по форме М-2а или М-2.

Для оформления операций поступления, внутреннего перемещения и отпуска материалов со склада предусмотрены следующие унифицированные документы:

- М-1 Журнал учета поступающих грузов

- М-2-2а Доверенность

- М-3 Журнал учета выданных доверенностей

- М-4 Приходный ордер

- М-7 Акт о приемке материалов

 - М-8 Лимитно-заборная карта

- М-11 Требование-накладная (внутреннее перемещение материалов)

- М-13 Реестр приемки-сдачи документов

- М-15 Накладная на отпуск материалов на сторону

- М-17 Карточка складского учета материалов

- М-35 Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке, демонтаже зданий и сооружений.

Доверенность на получение материалов - это документ, который организация выдает своему представителю для предъявления поставщику материалов. Она подписывается руководителем и главным бухгалтером, заверяется печатью, регистрируется в журнале регистрации выданных доверенностей и выдается экспедитору под расписку в этом журнале. До начала записи в этом журнале все его страницы нужно пронумеровать, прошнуровать и заверить печатью; на последней странице делается запись: "В настоящем журнале всего пронумеровано страниц...", запись заверяется руководителем и главным бухгалтером организации. Срок доверенности не более 15 дней. По журналу регистрации бухгалтерия организации присваивает порядковый номер и следит за использованием доверенности, делая в специальной графе отметки о доставке материалов или об аннулировании доверенности, если она возвращается в бухгалтерию без исполнения. Аннулированные доверенности погашаются записью "не использована" и хранятся до конца отчетного года, после чего их уничтожают, о чем составляется акт. Неиспользованные доверенности возвращаются в бухгалтерию на следующий день после истечения срока их действия. По использованным доверенностям лица их получившие представляют в бухгалтерию документы, подтверждающие, что производственные запасы сданы ими на склад. Контроль за соблюдением правил оформления, выдачи и регистрации доверенности, а также за их использованием возложен на главного бухгалтера.

При поступлении материалов от поставщиков заведующий складом проверяет соответствие их фактического количества данным документа поставщика и если нет расхождений, то выписываются приходные ордера ф, М - 4 на все количество поступившего груза в 1 экз. в день поступления материалов. Если расхождений между фактически принятым количеством материалов и количеством указанном в документе поставщика нет, то оприходование можно оформить и без выписки приходного ордера на основании документов поставщика. В этом случае на документе поставщика заведующий складом проставляет штамп, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере.

Если при приемке материалов будет установлено расхождение с данными сопроводительных документов ( недостача, излишек, пересортица) или если имело место неотфактурованная поставка ( поступление материалов без счета - фактуры поставщиков ), то заведующий складом вместе с представителем поставщика или незаинтересованной организации составляют акт о приемке материалов М-7.

В этом случае приходные ордера не составляют, а акт является одновременно и приходным документом и основанием для уточнения расчетов с поставщиком. Второй экземпляр акта направляют поставщику.

Если в интересах производства целесообразно направить материалы непосредственно на участок, объект или в другое подразделение, минуя центральный склад, то эти партии материалов необходимо отразить в учете как поступившие на центральный склад и переданные на участок, объект. При этом на выписанном заведующим складом приходном ордере и расходном документе склада делается отметка " транзит ".

Подотчетное лицо должно передать материальные ценности, приобретенные за наличные деньги в магазинах, на рынках, у другой организации или у населения заведующим складом, который выписывает приходные ордера в обычном порядке. При составление авансового отчета о суммах, израсходованных на приобретение материальных ценностей, к нему следует приложить подтверждающие покупку оправдательные документы:

1. копию кассового чека и товарный чек!

2. счет - фактура и квитанция приходного кассового ордера    поставщика

3. договор купли - продажи и акт закупа

Требованием-накладной ф. М-11 оформляется возврат на склад неизрасходованных в производстве материалов. Этот же документ составляется при передачи материальных ценностей одним материально - ответственным лицом в подотчет другому. Формой М -11 оформляется также сдача на склад материалов, изготовленных или переработанных вспомогательными или подсобными производствами.

Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуются на основании акта об оприходовании материалов, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (М-35)

На стройках материалы могут быть использовать в зависимости от назначения:

- на выполнение СМР;

- текущий и капитальный ремонт;

- на нужды вспомогательных производств;

- на ликвидацию брака.

Одной из основных задач материального учета является предварительный и последующий контроль за расходованием материалов на производстве. Цель предварительного контроля- не отпускать материалы в производство сверх количества, предусмотренного нормами на заданный объем работ. Такой контроль осуществляется по лимитно-заборным картам.

Последующий контроль осуществляется путем составления ежемесячного отчета о расходе основных материалов в строительстве в соответствии с производственными нормами по форме М-29.

Лимитно-заборная карта- это своего рода разрешение на постепенный отпуск материалов на производство в течение месяца.

Лимиты устанавливаются производственным и экономическим отделами. В основу лимитов принимаются утвержденные производственные нормы расхода материалов. Карта выписывается в 2-х экземплярах:

1-заведующему складом;

2- производителю работ (мастеру, начальнику участка).

Записи в лимитно-заборные карты производятся заведующим складом одновременно в оба экземпляра в присутствии производителя работ. Сразу же после произведенной записи на отпуск материалов выводится остаток лимита. Заведующий складом расписывается в экземпляре лимитно-заборной карты, находящейся у производителя работ, подтверждая отпуск материалов своей подписью, а производитель работ- в экземпляре, который остается у заведующего складом, подтверждающего получение материалов.

По окончании месяца в лимитно-заборных картах подсчитываются итоги отпущенных со склада материалов. Иными словами, показывается фактический расход материалов за отчетный период в сопоставлении с нормативным. Данные лимитно-заборных карт сверяются также с отчетом производителя работ для выявления возможных расхождений и принятия соответствующих мер к их устранению.

Значение лимитно-заборных карт заключается не только в их контрольной функции. Это - накопительные документы, позволяющие в несколько раз сократить количество выписываемых разовых первичных документов при отпуске и расходе материальных ресурсов, кроме того, повышается производительность труда работников, экономится время, расход бумаги и т.п.

Сверхлимитный отпуск материалов и замена одних видов материалов другими допускается только по разрешению руководителя организации, главного инженера или лиц, на это уполномоченных.

Лимитно-заборными картами оформляется расход материалов повседневного спроса.

Материалы, не требующиеся повседневно, отпускают по требованиям – накладным (М-11).

Материалы открытого хранения в процессе строительных работ расходуются без оформления документами. Фактический расход их определяется путем инвентаризации, проводимой на 1-е число следующего за отчетным месяца. Результаты инвентаризации указываются в акте инвентаризации и на списание материалов открытого хранения.

Фактический расход материалов за месяц определяется как разность между суммой остатка на начало месяца и поступления за месяц за вычетом фактического остатка на конец месяца и количества, отпущенного на сторону, и внутренней переброски.

Отпуск материалов сторонним организациям или хозяйствам своей организации, расположенным за ее пределами, оформляют накладными на отпуск материалов на сторону ф. М-15, которые выписывают в 2-х экземплярах на основании нарядов, договоров и других документов и предъявлении доверенности на получение материалов, заполненной в установленном порядке. Первый экземпляр остается на складе, второй передается получателю материалов. Если материалы отпускаются с последующей оплатой, то первый экземпляр служит также для выписки бухгалтерией расчетно-платежных документов (счет-фактуры, платежных требований).

4. Учет материалов на складе и в бухгалтерии

Для обеспечения производственной программы соответствующими материальными запасами в организациях создаются специализированные склады для хранения основных и вспомогательных материалов, топлива, запасных частей и других материалов. Кроме центральных заводских складов в различных структурных подразделениях организации могут быть кладовые, выполняющие функции промежуточных складов. Каждому складу приказом по предприятию присваивается постоянный номер, который впоследствии указывается на всех документах, относящихся к операциям данного склада. Склады должны быть обеспечены исправными весами, измерительными приборами и мерной тарой.

На складах (кладовых) материальные ценности размещают по секциям, а внутри них — по группам, типо- и сорторазмерам в штабелях, ящиках, контейнерах, на стеллажах, полках, ячейках, поддонах, что обеспечивает быструю их приемку, отпуск и контроль за соответствием фактического наличия установленным нормам запаса (лимиту).

Учет материалов на складе, осуществляет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально ответственным лицом, которого принимают на работу, как правило, по согласованию с главным бухгалтером предприятия. С кладовщиком заключается типовой договор по установленной форме о полной индивидуальной материальной ответственности.

Если в штатном расписании организации отсутствует должность заведующего складом, то его обязанности могут быть возложены на любого работника организации с его согласия и с обязательным заключением договора об индивидуальной материальной ответственности. От занимаемой должности кладовщик может быть освобожден только после сплошной инвентаризации товарно-материальных ценностей и передачи их по акту, утвержденному руководителем предприятия.

На каждый номенклатурный номер материалов кладовщик заполняет материальный ярлык и прикрепляет его к месту хранения материалов. В ярлыке указывают наименование материалов, номенклатурный номер, единицу измерения, цену и лимит наличия материалов.

Учет движения и остатков материалов осуществляют в карточках учета материалов. На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку, поэтому учет называют сортовым учетом и осуществляют его только в натуральном выражении.

В установленные сроки заведующий складом передает все первичные документы склада в бухгалтерию по реестру ф. М-13. Реестр выписывается в 2 экз.

1.- с приложенными документами остается в бухгалтерии

2.- с распиской бухгалтера о количестве принятых приходных и расходных документов у заведующего складом.

 Как правило, документы могут передаваться 1 раз в неделю или в 10 дней в бухгалтерию.

Учет материалов на складе ведет заведующий складом, с ним при приеме на работу заключают договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Учет материалов им ведется в натуральных измерителях на карточках складского учета ф. М- 17

Карточки открываются на каждое наименование материалов, которому присваивается номенклатурный номер. В карточка проставляется учетная цена материалов. Записи в карточке ведутся по каждому приходному и расходному документу в день совершения операции. После каждой записи выводится остаток.

Выведенные остатки заведующим складом из карточек переносит в книгу складского учета (сальдовую книгу), которая храниться в бухгалтерии.

В настоящее время складской учет компьютеризирован, что позволяет избежать трудоемкой работы, обеспечивает оперативность учета и его достоверность.

Для правильного учета материалов важное значение имеет четкая организация работы склада. К организации этой работы предъявляются следующие требования:

1)  склады должны быть специализированы, т.к. материалы различных свойств требуют разных режимов хранения.

2) складские помещения оборудуются стеллажами, полками , шкафами, ящиками для хранения материалов, на каждый вид материалов выписывается ярлык, в котором указывается наименование,  номенклатурный номер, марка, сорт, размеры, единицы измерения.

3) легковоспламеняющиеся материалы должны храниться в специально оборудованных помещениях, имеющих пожарное оборудование.

4) материалы открытого хранения(кирпич, песок, пиломатериалы, лист-прокат) складируют на специально отведенной для этой цели территории склада под навесом, защищающим их от воздействия атмосферных осадков.

5) все склады должны быть обеспечены необходимыми весоизмерительными приборами, мерной тарой и др. аналогичными приспособлениями.

Все операции движения материалов осуществляет заведующий складом, являющийся материально-ответственным лицом. Принимают на работу, перемещают и увольняют заведующего складом по согласованию с  главным бухгалтером.

По окончании месяца заведующие складом (кладовщики) подсчитывают в карточках ф. М-17 итоги материалов, поступивших и отпущенных за месяц, и составляют материальные отчеты ф. М-19 В отчетах заведующие складами заполняют только графы "количество" (в натуральных измерителях) а графы, предназначенные для указания стоимости материалов, заполняются бухгалтерией организации.

Строительные организации могут выполнять работы в других населенных пунктах Для обеспечения материалами в этих пунктах имеются приобъектные кладовые.

Приобъектные кладовые организуются на строительных площадках для непосредственного снабжения материалами одного или нескольких строящихся объектах.

В таких кладовых, как правило, не предусмотрены должности кладовщиков и материально ответственными лицами являются начальники участков или прорабы. По таким приобъектным складам и списание материалов в расход на производство документами не оформляют.

По окончании месяца начальники участков или прорабы составляют материальные отчеты по ф.М-19. Поступление материалов в них отражается по лимитно-заборным картам, требованиям-накладным из центрального склада и других кладовых, на основании счетов-фактур при централизованной доставке.

Фактический расход материалов отражается соответствии с отчетом М-29, который составляется в соответствии с журналом учета выполненных работ ф. КС-6

Отчет М-29 состоит из двух разделов:

1- "Нормативная потребность в материалах и объемы выполненных работ"

2- "Сопоставление фактического расхода основных материалов с расходом, определенным по производственным нормам".

Показатели 1 раздела:

- норма расхода материалов на единицу измерения работ

- обоснование производственных норм расхода материалов

- объем работ и нормативная потребность материалов на объект (заполняются работниками производственно-технического отдела)

- объем выполненных работ и нормативный расход материалов по месяцам (заполняется производителем работ).

Показатели 2 раздела:

- расход материалов по производственным нормам и фактически на начало года, по месяцам, за год и всего с начала строительства нарастающим итогом (заполняется производителем работ).

Ежемесячно по каждой позиции исчисляется перерасход или экономия основных материалов против установленных норм. По всем выявленным отклонениям от производственных норм при составлении отчета производитель работ дает письменное объяснение, которое прилагается к отчету.

Количество израсходованных материалов за месяц, показанных в отчете ф. М-29, должно соответствовать количеству материалов, показанных в отчете ф. М-19.

Если при проверке пообъектного материального отчета ф.М-19 количество фактически израсходованных материалов окажется меньше количества , исчисленного по норме ф.М-29, то к списанию на себестоимость работ утверждается количество фактически израсходованных материалов. В тех случаях, когда фактический расход материалов больше количества, исчисленного по норме, на себестоимость строительно-монтажных работ списывается (утверждается) технически обоснованное количество материалов. Разница (перерасход) относится на виновных лиц, допустивших перерасход.

Пообъектные материальные отчеты и объяснения производителей работ рассматриваются и утверждаются производственно-техническим отделом и руководителем организации, после чего бухгалтерия строительной организации производит списание материалов на производство строительно-монтажных работ в количестве, указанном в материальном отчете ф. М-19.

Отчет ф.М-29 составляется только по важнейшим материалам. Список (перечень) материалов утверждается руководителем организации в приказе при представлении производственно-технического отдела.

5. Инвентаризация материалов на складе

Проведение инвентаризации обязательно:

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров и материалов проводится в период их наименьших остатков;

- при смене материально-ответственных лиц;

- при выявлении фактов хищения, злоупотреблении или порчи материалов;

- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- при реорганизации или ликвидации организации;

- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

С целью организации текущего контроля за сохранностью запасов, оперативного выявления возможных расхождений между данными бухгалтерского учета и их фактическим наличием по отдельным наименованиям и (или) группам в местах хранения и эксплуатации в организациях проводятся проверки.

Порядок проведения проверок, в том числе определение конкретных наименований, видов, групп Запасов, подлежащих проверке, сроки проведения проверки и т.п., устанавливается руководителем организации, а также руководителями подразделений организации по поручению руководителя организации.

При организации работы по проведению инвентаризации и проверок запасов необходимо учитывать структуру складского хозяйства, где склады (кладовые) подразделений организации могут быть самостоятельными учетными единицами или вводить в состав других учетных единиц. В отдельных подразделениях организации склады (кладовые) могут отсутствовать.

Отнесение складов к самостоятельным учетным единицам определяется руководителем организации по представлению главного бухгалтера (бухгалтера при отсутствии в штате должности главного бухгалтера).

В подразделениях организации, склады (кладовые) которых не являются самостоятельными учетными единицами, инвентаризация запасов на таких складах (кладовых) производится одновременно с инвентаризацией незавершенного производства (незавершенного строительства) в данном подразделении.

Для проведения комплекса работ по выявлению фактического наличия запасов, сопоставления фактического наличия запасов с данными бухгалтерского учета, документальному оформлению фактов несоответствия количества, качества ассортимента поступающих запасов соответствующим показателям (характеристикам), предусмотренным в договорах (поставки, купли-продажи и другим аналогичным документам), определения причин списания запасов и возможности использования отходов и ряда других аналогичных работ, в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

Учитывая большой объем указанных работ, их специальный характер, в организации могут создаваться рабочие инвентаризационные комиссии, которые осуществляют проверки фактического наличия материалов, путем перемеривания, перевешивания, перерасчета.

Персональный состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии утверждает руководитель организации, о чем издается распорядительный документ (приказ, распоряжение и т.п.).

В состав указанной комиссии включаются представители администрации организации, работники

бухгалтерской службы, другие специалисты (юристы. инженеры, экономисты, техники и т.д.).

В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.

Конкретные направления деятельности постоянно действующей и рабочих инвентаризационных комиссий (в дальнейшем - Комиссия) изложены в соответствующих разделах настоящих Методических указаний.

Бухгалтерская служба организации обязана:

- осуществлять контроль за своевременностью и полнотой проведения инвентаризаций;

- требовать сдачи материалов инвентаризаций в бухгалтерскую службу;

- следить за своевременным завершением инвентаризации и документальным оформлением их результатов;

- отражать на счетах бухгалтерского учета выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета.

По результатам инвентаризаций и проверок принимаются соответствующие решения по устранению недостатков в- хранении и учете запасов и возмещению материального ущерба.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются в следующем порядке:

а) излишки запасов приходуются' по рыночным ценам и одновременно их стоимость относится:

• в коммерческих организациях - на финансовые результаты;

• в некоммерческих организациях • на увеличение доходов;

б) суммы недостач и порчи запасов списываются со счетов учета по их фактической себестоимости, которая включает в себя договорную (учетную) цену запаса и долю транспортно-заготовительных расходов, относящуюся к этому запасу. Порядок расчета указанной доли устанавливается организацией самостоятельно. В бухгалтерском учете данная операция отражается по дебету счета «Недостачи и потери от порчи ценностей» и кредиту счетов учета запасов - в части договорной (учетной) цены запаса и дебету счета «Недостачи и потери от порчи ценностей» и кредиту счета «Отклонение в стоимости материалов», при использовании в учетной политике организации счетов заготовления и приобретения материалов или соответствующего субсчета к счетам учета запасов в части доли транспортно-заготовительных расходов:

При порче запасов, которые могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), последние одновременно приходуются по рыночным ценам с учетом их физического состояния с уменьшением на эту сумму потерь от порчи.

6. Аналитический и синтетический учет материалов

Синтетический учет движения материалов должен осуществляться бухгалтерией в суммовом выражении на соответствующих синтетических счетах, субсчетах, а внутри их по складам  или кладовым ( по материально ответственным лицам).

Синтетические счета, используемые при учете материалов:

- 10 «Материалы»

- 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»

- 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

- 16 «Отклонение в стоимости материалов»

- 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям»

В соответствии с планом счетов вся информация о наличии и движении материалов, принадлежащих организации по праву собственности, отражаются на счете 10 «Материалы». По экономическому содержанию это счет хозяйственных средств. По назначению и структуре – счет основной, материальный, активный. По дебету этого счета отражаются суммы полученных материалов, по кредиту – выбытие материалов. Сальдо 10 счета показывает наличие материалов на момент учета.

Материалы учитываются по счету 10 «Материалы» по фактической себестоимости их приобретения или учетным ценам.

При учете материалов по учетным ценам разница между стоимостью материалов по этим ценам и фактической себестоимостью приобретения (заготовления) отражается на счете 16 «Отклонение в стоимости материалов». К счету 10 «Материалы» могут быть открыты субсчета с 1 по 9.

 Характеристику и учет по субсчетам  следует смотреть в Плане счетов бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года №94 н.

В зависимости принятой организацией учетной политики поступление материалов может быть отражено с использованием счетов 15 и16 или без использования их.

В случае использования организацией счетов 15,16  на основании поступивших  в организацию расчетных документов поставщиков делается запись по дебету счета 15 и кредиту счетов 60,20,23,71,76 и т.д. в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке материалов в организацию.

Оприходование материалов, фактически поступивших в организацию, отражается записью по дебету счета 10 и кредиту счета 15

При сопоставлении оборотов по дебету (фактическая себестоимость) и по кредиту (стоимость по учетным ценам) счета 15 определяется отклонение фактической себестоимости от материалов по учетным ценам (экономия или перерасход)

Счет 15 может иметь дебетовое сальдо, которое отражает стоимость материалов оставшихся в пути на конец месяца.

В случае если организацией не используется счета 15 и 16 оприходование материалов отражается записью по дебету счета 10 и кредиту счета 60,20,23,71,76 и т.п. в зависимости от того, откуда поступили те или иные материалы, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов в организацию.

Стоимость материалов, оставшихся на конец месяца в пути или не вывезенных со складов поставщиков в конце месяца отражается по дебету счета 10 и кредиту  60 (без оприходования этих ценностей на склад)

При учете материалов и операций с ними особо следует подчеркнуть, что, материалы на счете 10 учитывается без НДС, а НДС по приобретенным материалам учитывается отдельно и отражается на счете 19 (к которому открывается субсчет НДС по приобретенным материальным ресурсам) в корреспонденции со счетами учета поставщиков.

На счетах бухгалтерского учета операции по движению материалов отражаются следующим образом:

Таблица 1

Корреспонденция счетов по заготовлению (без использования счетов 15 и 16)

Содержание операции

Сумма

Дебет

Кредит

1.                 Акцептованы расчетные документы поставщиков

за материалы (без НДС)

На сумму НДС по приобретенным материалам

Оплачен счет

Одновременно произведен зачет уплаченного НДС

170000

34000

204000

34000

10

19/3

60

68

60

60

51

19/3

2. Согласно авансовым отчетам подотчетных лиц

приобретены за наличные материалы (без НДС)

На сумму НДС по приобретенным материалам;

Произведен зачет уплаченного НДС

6700

1340

1340

10

19/3

68

71

71

19/3

3. Акцептована расчетный документ транспортной организации за доставку материалов (без НДС)

На сумму НДС по доставке материалов

Оплачен счет

Одновременно произведен зачет уплаченного НДС

28000

5600

33600

5600

10

19/3

60

68

60

60

51

19/3

Продолжение табл.1

 
4. Начислена оплата труда за погрузку, выгрузку материалов

4.1 Начислены платежи во внебюджетные фонды к оплате труда 35,6%+1,7% тариф на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве  и списаны на заготовление материалов (37,3% от 4000)

4000

 

1492

10

10

70

69/1-3

5. Разные расходы, включенные в себестоимость заготовленных материалов

420

10

23,71,76...

6. Фактическая себестоимость материалов

210612

Таблица 2

Корреспонденция счетов по заготовлению материалов

(с использованием счетов 15 и 16)

Содержание операции

Сумма

Дебет

Кредит

1. Акцептованы расчетные документы поставщиков, включая НДС за материалы,   (170000+34000)

204000

15/1, 19/3

60

2. Согласно авансовым отчетам подотчетных лиц, включая НДС, приобретены материалы    (6700+1340)

8040

15/1, 19/3

71

3. Акцептована расчетный документ транспортной организации за доставку, включая НДС, Атериалов   (28000+600)

33600

15/1, 19/3

60

4. Начислена оплата труда за погрузку, выгрузку материалов

4.1 Начислены платежи во внебюджетные фонды к оплате труда и списано на заготовление  материалов   (37,3% от 4000)

4000

1492

15/1

15/1

70

 69/1

5. Разные расходы по заготовлению материалов

420

15/1

23,71,76...

6. Фактическая себестоимость материалов

210612

Заключение

Хозяйственно-производственная деятельность в организации связана с потреблением сырья, материалов, топлива, энергии. Посредством процесса обращения эти затраты постоянно возмещаются из выручки организации от реализации продукции (работ, услуг), что обеспечивает непрерывность производственного процесса. Для подсчета суммы всех расходов организации их приводят к единому показателю, представляя для этого в денежном выражении. Таким показателем является себестоимость.

Основными задачами учета материалов (сырья, основных и вспомогательных материалов, покупных полуфабрикатов, строительных материалов, топлива и запасных частей) в организациях являются: правильное и своевременное документальное отражение операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску материалов; контроль за сохранностью материалов в местах хранения и на этапах их движения; контроль за соблюдением установленных норм запасов; систематический контроль за использованием материалов в производстве на базе технически обоснованных норм их расходования; своевременное выявление ненужных и излишних материалов для реализации в соответствии  с существующим порядком и мероприятиями, разрабатываемыми в организациях .

Для выполнения данных задач используются методы, рассмотренные в данной курсовой работе, такие как синтетический учет, аналитический учет, документирование, инвентаризации материалов и др. Так как расходы на сырье и материалы являются самой большой статьей затрат организации; то выполнение требований, предъявляемых к ведению учета материалов в организациях, является необходимым условием.

Список литературы

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I и П. — М.:Проспект, 1998.

3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. приказа Минфина РФ от 24.03.2000 г. №31н).

4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.(с изменениями от 7 мая 2003г.)

5. Положение по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. ПБУ 5/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.01 г.№44н.

6. Методические рекомендации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. №49.

7. Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации. Утвержден постановлением Госкомстата России от 30.10.97 г. №71а.