Содержание
Введение. 3
1. Цель, задачи, информационное обеспечение проверки. 4
2. Планирование аудиторской проверки. 6
3. Аудит внешнеэкономической деятельности. 9
3.1. Аудит экспортных операций. 9
3.2. Аудит импортных операций. 16
4. Аудиторское заключение. 22
Заключение. 24
Литература. 25
Введение
На всех исторических этапах развития России внешнеэкономическая деятельность оказывала влияние на решение экономических проблем на различных уровнях: народного хозяйства в целом, отдельных регионов, объединений, предприятий.
Видами внешнеэкономической деятельности являются: экспорт товаров и услуг, импорт товаров и услуг, реэкспорт товаров (экспорт импортных товаров), реимпорт, бартерные операции, компенсационные операции, комбинированные операции.
Внешнеэкономическая деятельность регламентируется нормами государственного и международного регулирования.
Целью данной работы является рассмотрение методики проверки внешнеэкономической деятельности.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
– определить цель, задачи, информационное обеспечение проверки;
– рассмотреть процесс планирования аудиторской проверки;
– раскрыть порядок проверки экспортных операций;
– рассмотреть особенности аудита импортных операций;
– привести порядок оформления аудиторского заключения.
1. Цель, задачи, информационное обеспечение проверки
Целью аудита внешнеэкономической деятельности является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения нормативным документам, действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде для того, чтобы выявить имеющиеся ошибки или правонарушения и степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.
Объектами аудиторской проверки являются:
- право на осуществление внешнеэкономической деятельности, а также лицензию и квоту на экспорт товаров и услуг;
- оформления документов при проведении экспортных и импортных операций;
- определение производственной себестоимости экспортного и импортного товара;
- определение прибыли от экспортной импортной операции;
- правильность оформления операции по экспорту и импорту товаров в счет государственного кредита;
Источниками информации для проведения аудита являются следующие документы и регистры бухгалтерского учета:
– внешнеторговые контракты;
– приказ об учетной политике;
– Книга регистрации контрактов;
– паспорта сделок;
– банковские документы уполномоченных банков;
– ведомости учета готовой продукции;
– ведомости учета отгруженной экспортной продукции;
– журналы-ордера N 8, 6;
– бухгалтерская и финансовая отчетность предприятия;
– Главная книга;
– Книга продаж;
– Книга покупок;
– грузовые таможенные декларации;
– налоговые декларации;
– приказы предприятия;
– авансовые отчеты.
В процессе проведения проверки у аудитора может также возникнуть необходимость запросить информацию из других источников. Все документы можно подразделить на две группы. Одна группа представляет непосредственно бухгалтерскую документацию, которая служит основанием для бухгалтерских проводок и формирования данных аналитического учета. Другая группа представляет документацию внутреннего контроля, управленческого учета и участвует в организации производственного процесса в целом и внешнеэкономической деятельности в частности. Прохождение этапов проверки может быть параллельным, последовательным, перекрестным и встречным. Выбор варианта обусловливается различными факторами: количеством человек в группе, объемом проверяемых документов, спецификой организации учета, особенностями логических цепочек и процедур, применяемых аудиторами в своей работе.
2. Планирование аудиторской проверки
Аудит, как любая широкомасштабная и комплексная деятельность, требует планового подхода, необходимость которого подтверждается решением целого ряда важных задач. Во-первых, планирование способствует получению полного обзора области проверки и достаточного количества надежных сведений для подготовки заключения. Во-вторых, планирование делает возможным путем рациональной организации действий более экономичное проведение проверки, облегчает разделение аудиторов по различным направлениям работы согласно их специализации. И, в-третьих, планирование обеспечивает нормальные рабочие отношения с клиентом.
Процесс планирования осуществляется в несколько этапов:
- предварительное планирование;
- сбор общих сведений о клиенте;
- получение информации о правовых обязательствах клиента;
- оценка уровня существенности;
- ознакомление с системой внутреннего контроля;
- анализ рисков;
- разработка общего плана и программы аудита.
Ознакомление с системой бухгалтерского учета и внутреннего контроля на предварительной стадии проверки учета производится на основании устного опроса, просмотра необходимых документов, обработки и оценки сведений о сторонах хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта.
Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.
В холе проверки внешнеэкономической деятельности аудитор проверяет правильность оформления следующих операций:
- по экспорту товаров в счет государственного кредита;
- по экспорту товара с предоставлением коммерческого кредита;
- по экспорту товаров с консигнацией складов за границей;
- по переработке экспортных товаров за границей;
- по экспорту товаров через посредника;
- по импорту товаров (услуг) через посредника;
- по реализации импортных товаров с консигнационных складов России;
- по импорту за счет централизованных валютных и кредитных ресурсов;
- по экспорту товаров, по реимпорту товаров, бартерных операций;
- связанных с арендой (лизингом) импортного оборудования;
- по оказанию и выполнению внешнеэкономических работ и услуг;
- по покупке и продаже иностранной валюты.
Также проверке подлежит правильность определения:
- полной импортной стоимости товара;
- облагаемой базы по уплате НДС на таможне РФ;
- производственной себестоимости экспортного товара;
- прибыли от экспортной операции.
Кроме того, аудитор выясняет:
- имеет ли право организация на осуществление внешнеэкономической деятельности, а также лицензию и квоту на экспорт товаров и услуг;
- соответствие сведений, указанных в паспорте сделки, условиям контракта;
- правильность данных, указанных в грузовой таможенной декларации;
- полноту зачисления валютной выручки на транзитный валютный счет экспорта;
- своевременность оформления поручений на перечисление обязательной продажи части выручки государству;
- правильность оформления документов при проведении экспортных операций.
Можно выделить следующие этапы проведения проверки:
1. Первичное ознакомление;
2. Определение объема работы, корректировка плана;
3. Утверждение плана работы, определение количества человек, принимающих участие в проверке;
4. Выход на объект, начало работы;
5. Беседа с главным бухгалтером по объектам аудита;
6. Запрос документов по списку у проверяемого предприятия;
7. Проверка полноты полученных документов;
8. Изучение документов;
9. Осуществление выборок;
10. Проведение аналитических процедур;
11. Формирование рабочей документации;
12. Уточнение информации по представленным документам;
13. Выявление ошибок и определение уровня их существенности;
14. Обсуждение ошибок с ответственными лицами и принятие решения о соответствии бухгалтерского оформления сущности выполняемых операций;
15. Предупреждение предприятия о возможной ответственности за нарушение валютного и иного законодательства;
16. Совместная работа над ошибками, исправление которых необходимо и возможно в течение аудиторской проверки;
17. Подготовка рекомендаций и оформление результатов работы.
3. Аудит внешнеэкономической деятельности
3.1. Аудит экспортных операций
Экспорт - таможенный режим, при котором товары (работы, услуги) вывозятся за пределы России без обязательства об их ввозе обратно.
На первоначальном этапе проверке необходимо изучить условия договоров и сравнение их с паспортами валютных сделок. Аудитор выясняет, какие организации оказывают услуги по транспортировке и сопровождению экспортных грузов, при этом происходит накопление дополнительной информации о правомерности применения льготы по НДС. Если предприятие использует услуги сторонних организаций по транспортировке грузов, упаковке, хранению, то такие расходы могут, как включаться, так и не включаться в себестоимость реализованной продукции. Это связано с двумя возможными видами оплаты этих услуг покупателем: либо все услуги включены в контрактую стоимость продукции и возмещаются покупателем по условиям поставки и контракта, либо услуги возмещаются покупателем сверх цены контракта, а предприятие-продавец является только посредником в расчетах по оказанию таких услуг предприятию-покупателю. Это зависит от порядка проведения расчетов по договору и условий поставки согласно международным обычаям торгового оборота, определенным в Инкотермс-90.
На предприятии могут быть предусмотрены различные способы формирования документов по ведению ВЭД, копии контрактов не всегда имеются в бухгалтерии, поэтому на этапе планирования или в процессе изучения учетной политики предприятия для снижения риска несвоевременного предоставления документов, необходимых для проверки, аудитор может сделать письменный запрос.
Сравнивая условия договора и учетную политику предприятия, аудитор проверяет, соответствуют ли момент определения выручки, закрепленный учетной политикой, и условия международных контрактов данным Ведомости N 16 "Реализация продукции, работ, услуг", имеются ли в контракте оговорки о переходе права собственности на товар, не совпадающие с моментом выполнения условий поставки. Источниками информации при этом служат данные журналов-ордеров, ведомостей и первичных документов. При этом в обязательном порядке аудитор сравнивает данные выставленных счетов на оплату продукции с данными грузовых таможенных деклараций, а именно, совпадает ли сумма счета с суммой фактурной стоимости товара, указанной в графе 22 "Валюта и общая фактурная стоимость товара" грузовой таможенной декларации. Общая стоимость товара должна быть равна сумме, указанной в выставленном счете. Кроме того, должны совпадать валюта контракта, валюта платежа, валюта, указанная в счете и валюта таможенного оформления. В случае отличия валют по одной партии в разных документах аудитор должен уточнить, каким образом предприятие переводит одну валюту в другую. Методика пересчета валют должна быть определена контрактом. Вся эта информация необходима аудитору для подтверждения остатков по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".
Аудитор проверяет поставки на предмет соблюдения сроков расчетов по поступлению валютной выручки. Если в условиях контракта определена форма расчета "перевод", необходимо проверить полноту поступления экспортной выручки. Срок полного поступления должен быть выдержан в пределах 180 или 90 дней в зависимости от установленного законодательством срока, в противном случае предприятие может быть подвергнуто штрафным санкциям со стороны органов валютного контроля. Несколько проще ситуация, когда расчеты осуществляются в форме "покрытого документарного аккредитива" на всю сумму поставки - в этом случае предприятие заранее осведомлено о наличии денег на аккредитиве. Поэтому, если аудитор уверен в добросовестности уполномоченного банка, полнота поступления выручки может проверяться только по отдельно взятым контрактам.
Следующий этап - проверка правильности, полноты, своевременности оприходования выручки, закрытия дебиторской задолженности по ранее отгруженным партиям, своевременного и правильного определения курсовой разницы, возникающей на счетах расчетов. Отражение курсовой разницы должно соответствовать учетной политике предприятия. В случае несоответствия аудитор указывает на ошибки и предлагает исправить их до момента подготовки аудиторского заключения.
Ошибки, которые допускает предприятие могут быть классифицированы на исправимые и неисправимые. Причиной исправимых ошибок является нарушение методологии бухгалтерского учета. Существуют также ошибки, которые приводят к нарушению валютного законодательства. Их причиной являются несвоевременное, неправильное составление первичных документов, неверная их классификация при отражении на счетах бухгалтерского учета, т.е. записи в регистрах бухгалтерского учета сделаны на основании первичных документов, которые не отвечают требованиям ст.9 Федерального закона от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Проверка вышеназванных документов позволяет аудитору обработать сведения для подтверждения данных строки 010 "Выручка от продажи продукции работ, услуг" формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках".
Для проверки себестоимости продукции аудитору необходима первичная учетная документации по оприходованию и списанию сырья и материалов на производство продукции. Аудитор выясняет глубину разделения аналитического учета производства экспортной продукции и продукции, реализуемой на внешнем рынке. При этом аудитор сталкивается, как правило, с рядом трудностей, поскольку технологические особенности производства, например получение молибденового и медного концентратов, производство особо технологичного глинопорошка, используемого в геологоразведке, в формовочных цехах машиностроительных предприятий, не позволяют обеспечить раздельный учет продукции, выпускаемой на экспорт, и продукции, предназначенной для реализации на внутреннем рынке. Без соблюдения этих требований сегодня предприятия не имеют возможности получить льготу по НДС, а также возмещение из бюджета НДС, уплаченного поставщикам сырья.
Аудитор может использовать информацию своих коллег о достоверности остатков по счетам 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 10 "Материалы" о методах учета оприходованных материалов. На данном этапе необходимо сделать выводы о соответствии методов учета выбранной учетной политике.
На основе методов учета себестоимости, выбранных предприятием, проверяется правильность определения себестоимости произведенной, отгруженной и реализованной продукции на экспорт (производственная себестоимость и полная фактическая себестоимость). Особенность проверки состоит в том, что при использовании предприятием метода учета себестоимости продукции в ценах реализации (учетных ценах) в аналитическом учете по счету 45 "Товары отгруженные", возникает необходимость переоценки себестоимости продукции, если условиями контракта предусмотрены особые условия по переходу права собственности и предприятие имеет в балансе остатки по счету 45 "Товары отгруженные" (экспорт). В данном случае аудитор должен проверить всю цепочку от условий контракта по этапам отгрузки (учетным партиям) до формирования финансового результата по каждой партии продукции (в периоды резкого колебания курсов валюты это особенно важно). Причем, возникает необходимость делать расчет себестоимости реализованной продукции по наступлению каждого факта оплаты. Переоценка счета 45 "Товары отгруженные" производится исключительно по данным аналитического учета, поскольку в балансе счет 45 может быть отражен только в ценах себестоимости. Следует отметить трудоемкость данного этапа проверки, поскольку для подтверждения достоверности остатков счета 45 требуется провести их последовательный пересчет за весь проверяемый период.
Основным этапом проверки является отражение в учете экспортных операций по договорам в рублях и иностранной валюте.
Порядок отражения экспортных операций, если оплата по договору производится в рублях, следующий.
Дебет 41 Кредит 60 – оприходованы товары на склад;
Дебет 19 Кредит 60 – учтен НДС по приобретенным товарам, согласно счету-фактуре поставщика;
Дебет 60 Кредит 51 – произведена оплата поставщику;
Дебет 62 Кредит 90-1 – отражена выручка от продажи товаров на экспорт;
Дебет 90-2 Кредит 41 – списана себестоимость отгруженных товаров;
Дебет 90-2 Кредит 44 – списаны расходы на продажу;
Дебет 90-9 Кредит 99 – отражен финансовый результат от продажи (по итогам отчетного месяца);
Дебет 51 Кредит 62 – получены деньги по контракту.
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19 – НДС, уплаченный поставщику, принят к вычету.
Порядок отражения экспортных операций, если оплата по договору производится в иностранной валюте, должен быть следующим.
Дебет 62 Кредит 90-1 – отражена выручка от продажи товаров на экспорт;
Дебет 90-2 Кредит 41 – списана себестоимость отгруженных товаров;
Дебет 90-2 Кредит 44 – списаны расходы на продажу;
Дебет 90-9 Кредит 99 – отражен финансовый результат (по итогам отчетного месяца);
Дебет 52 субсчет "Транзитный валютный счет" Кредит 62 – получены деньги по контракту;
Дебет 62 Кредит 91-1 – отражена положительная курсовая разница.
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19 – НДС, уплаченный поставщику, принят к вычету.
По результатам аудита реализации экспортной продукции аудитор получает информацию для заполнения отдельных строк налоговых деклараций, связанных с расчетом налога на прибыль и налога на добавленную стоимость. Эта информация передается коллегам, отвечающим за достоверность счетов 68, 69 по налогам и обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.
Те расходы, которые невозможно прямо отнести к определенному виду товаров, распределяются между разными субсчетами расчетным путем. Поэтому необходимо проверить порядок распределения сумму входного НДС по этим товарам.
Способ распределения расходов должен быть зафиксирован в учетной политике фирмы.
Для учета расходов на производство (продажу) продукции или товаров (например, к счету 44 "Расходы на продажу") используются субсчета 44-1 "Расходы на продажу в России" и 44-2 "Расходы на экспортные продажи".
Тогда затраты при продаже товаров на экспорт должны будут учтены так:
Дебет 44-2 Кредит 60 – учтены расходы, связанные с продажей экспортных товаров;
Дебет 19-2 Кредит 60 – учтен НДС по расходам, связанным с продажей товаров на экспорт.
Внешнеэкономический контракт может предусматривать получение предоплаты от иностранного партнера в счет предстоящих поставок товаров на экспорт. Поэтому важно проверить оплату сумму НДС с полученных авансов. Фирма должна заплатить НДС по ставке 18% : 118% или 10% : 110% (ст.162 НК РФ).
Исключение составляют авансы по экспортируемым товарам, производство которых превышает шесть месяцев. С них налог не платят.
Полный перечень этих товаров
утвержден постановлением Правительства РФ от 21 августа
Если аванс получен под предстоящие поставки, которые освобождены от налогообложения в соответствии со статьей 149 Налогового кодекса, налог платить не надо.
В связи с отражением сумм НДС, необходимо проверить порядок возмещения НДС в бюджет.
С этой целью необходимо проверить наличие следующего пакета документов (ст.165 НК РФ). Вот их перечень.
1. Внешнеэкономический контракт (копия контракта) с иностранным партнером на поставку товаров за пределы России.
2. Банковская выписка (или ее копия), подтверждающая поступление в Россию экспортной валютной выручки.
3. Грузовая таможенная декларация (ГТД) или ее копия.
4. Копии транспортных, товаросопроводительных документов.
Большое количество экспортных сделок совершается с участием посреднических организаций. Данная форма продажи основана на отношениях представительства, предусматривающих оказание экспортерам доверенными лицами услуг по продвижению их товаров на внешний рынок.
При вывозе товаров через посредника в таможенном режиме экспорта в лице экспортера всегда выступает их собственник, т.е. доверитель, комиссионер или принципал.
Посредник, исполнив поручения экспортера, обязан представить ему отчет с указанием:
времени перехода права собственности на отгруженные товары к иностранному покупателю (в случае, если грузоотправителем выступает посредник);
сумм полученной экспортной выручки (авансов) и времени их зачисления на транзитный валютный счет (в случае, если посредник принимает участие в расчетах с иностранным покупателем);
сумм произведенных расходов, подлежащих возмещению экспортером.
Для целей бухгалтерского учета предпочтительнее устанавливать срок передачи отчета не реже одного раза в месяц, что позволит экспортеру своевременно отражать свои доходы, расходы и обязательства.
По условиям внешнеторгового контракта грузоотправителем может выступать как экспортер, так и посредник. В первом случае отгрузка экспортером товаров иностранному покупателю оформляется теми же первичными документами, что и прямые экспортные поставки, во втором - товары передаются посреднику на основании внутренних транспортных накладных.
Далее необходимо проверить правильность признания дохода от продажи, так как независимо от того, кто производит отгрузку товаров иностранному покупателю, причитающиеся с него денежные средства полностью принадлежат собственнику товаров - экспортеру, поэтому последний должен признать доход от продажи (счет 90 "Продажи", субсчет 1 "Выручка", аналитический счет "Экспортная выручка") на всю сумму экспортной выручки.
3.2. Аудит импортных операций
Аудиторская проверка импортных операций имеет ряд особенностей.
Сначала необходимо проверить таможенные платежи и таможенные сборы, уплачиваемые предприятием.
Следующим шагом проверки является изучение правомерности отражения сумм НДС. Чтобы определить, будет ли облагаться НДС импорт работ (услуг), нужно выяснить, где, согласно Налоговому кодексу, эти работы (услуги) считаются реализованными.
Местом реализации работ (услуг) для целей НДС будет являться территория России, если ваш зарубежный партнер на основании заключенного контракта (ст. 148 НК РФ):
выполняет работы на объектах, которые находятся на территории РФ (кроме космических объектов, воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания). Это могут быть строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению;
оказывает услуги по передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав;
оказывает консультационные, юридические, бухгалтерские, инжиниринговые, рекламные услуги, услуги по обработке информации, услуги при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (в том числе через Интернет);
оказывает услуги в сфере искусства, культуры, образования, физической культуры и спорта на территории России;
предоставляет персонал для работы фирмы;
оказывает услуги по сдаче в аренду движимого имущества (за исключением автотранспортных средств);
оказывает услуги по обслуживанию воздушных судов непосредственно в российских аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации;
обслуживает, ремонтирует морские суда и суда внутреннего плавания в период стоянки в портах;
оказывает услуги по поиску исполнителей услуг, перечисленных выше.
В остальных случаях услуги зарубежного партнера будут считаться оказанными за рубежом, и НДС с их стоимости удерживать не нужно.
В бухгалтерском учете импортные товары должны отражаться по фактической себестоимости, которая складывается из контрактной цены и прочих расходов, связанных с закупкой и доставкой товаров.
Порядок отражения должен быть следующим.
Дебет 19 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС" – на основании ГТД и КТС начислен НДС, подлежащий уплате на таможне;
Дебет 41 Кредит 68 субсчет "Расчеты по таможенной пошлине" – на основании ГТД и КТС начислена таможенная пошлина;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 51 – уплачен НДС;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по таможенной пошлине" Кредит 51 – уплачена таможенная пошлина;
Дебет 41 Кредит 60 – оприходован товар по контрактной цене;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19 – принят к вычету НДС, уплаченный на таможне.
При корректировке таможенной стоимости определяется новая контрактная цена. Однако она служит лишь для расчета таможенной стоимости. В бухгалтерском учете товары отражаются по цене, указанной в контракте (с учетом прочих расходов).
Суммы таможенных пошлин и сборов, уплаченные при ввозе товаров, в полном объеме должны быть включены в фактическую стоимость товаров.
Суммы НДС, фактически уплаченные на таможне, принимаются к вычету по мере оприходования импортных товаров (кроме случаев, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ). Акцизы включаются в стоимость импортных товаров (кроме случаев, указанных в п. 3 ст. 199 НК РФ). ГТД и КТС подшиваются в журнал полученных счетов-фактур, в книге покупок делается соответствующая запись.
В налоговом учете могут применяться данные бухгалтерского учета. Таможенные платежи в полном объеме включаются в расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль.
Порядок определения таможенной
стоимости вывозимых товаров установлен в постановлении Правительства РФ от 7
декабря
Определение таможенной стоимости вывозимых товаров осуществляется следующим образом. За основу должны браться цена продажи товаров иностранному покупателю, указанная в контракте.
Если иностранный покупатель выставил счет на оплату дополнительных расходов, к ней прибавляются эти расходы.
К дополнительным расходам относятся:
комиссионные и брокерские вознаграждения, уплаченные покупателем;
стоимость контейнеров и/или другой многооборотной тары, если в соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД она рассматривается как единое целое с вывозимыми товарами;
стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности;
поступающая вам прямо или косвенно часть дохода покупателя от последующих перепродаж, передачи или использования покупателем товаров;
налоги (за исключением таможенных платежей), взимаемые на таможенной территории России (кроме компенсируемых);
стоимость предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене товаров и услуг, которые вы использовали для производства или продажи вывозимых товаров.
Далее необходимо проверить оформление корректировки таможенной стоимости при экспорте товаров. Для этого также используются бланки КТС.
Наиболее часто таможенную стоимость вывозимых товаров корректируют в тех случаях, когда во внешнеторговом контракте не установлена фиксированная цена контракта, а оговорены условия ее определения (формула расчета).
После получения всех необходимых для расчета документов и сведений о цене товара рассчитывается таможенная стоимость (по форме ДТС или в произвольной форме) и заполняется форма КТС.
Форма КТС не должна использоваться для уточнения сведений, заявленных во временных ГТД.
Далее необходима проверка ведения бухгалтерского учета импортных операций.
В бухгалтерском учете таможенные платежи, рассчитанные в соответствии с откорректированной таможенной стоимостью, должны быть в полном объеме включены в состав расходов на продажу. В налоговом учете уплаченные таможенные платежи должны быть отражены в полном объеме. При этом выручка в иностранной валюте пересчитывается по курсу Центрального банка РФ на дату реализации товаров в соответствии с принятым методом исчисления налога на прибыль.
Порядок отражения в учете должен быть следующим.
Дебет 45 Кредит 43 – на сумму отгруженной продукции.
Дебет 62 Кредит 90-1 – отражена выручка от реализации.
Дебет 90-2 Кредит 45 – списана себестоимость.
Дебет 90 субсчет "Таможенная пошлина" Кредит 68 субсчет "Расчеты по таможенной пошлине" – начислена таможенная пошлина.
Дебет 68 субсчет "Расчеты по таможенной пошлине" Кредит 51 –перечислена в бюджет таможенная пошлина;
Дебет 90-9 Кредит 99 – отражен финансовый результат.
Необходимо проверить также и правильность расчета таможенной стоимости. Для этого нужно проверить:
учредительные документы;
внешнеторговый контракт и дополнительные соглашения к нему;
счет-фактуру (инвойс) и банковские платежные документы;
транспортные и страховые документы.
Полный перечень документов,
которые могут служить подтверждением правильности расчета таможенной стоимости,
приведен в пункте 2.4 приказа ГТК России от 5 января
Следующим этапом проверки является проверка уплаты таможенных платежей.
Существует четыре способа уплаты.
1. Заплатить таможенные платежи наличными.
2. Перечислить таможенные платежи с расчетного (валютного) счета в момент таможенного оформления (до или одновременно с подачей ГТД).
3. Заранее перечислить деньги на счет таможни.
4. Заплатить таможенные платежи с использованием таможенной карты.
Далее проверяется уплата таможенных платежей. Таможенные платежи при ввозе товаров должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров на таможню.
Если нарушены сроки уплаты таможенных платежей, необходимо заплатить штраф в размере от 50 до 200% недоимки. Должностные лица организации несут ответственность в размере от 10 до 200% недоимки (ст. 16.22 КоАП РФ).
Таким образом, заплатить таможенные платежи может любое заинтересованное лицо (ст. 118 ТК РФ). Обязанность же по их уплате несут различные лица в зависимости от того, в какой стадии таможенного оформления находятся товары и транспортные средства.
4. Аудиторское заключение
По результатам проведенных выборок аудитор делает выводы и формирует мнение о достоверности финансовой отчетности предприятия, принимает решение о виде аудиторского заключения, которое будет подготовлено для проверяемого предприятия.
Аудиторское заключение, являясь составной частью бухгалтерской отчетности, предназначено для ее пользователей как источник информации о достоверности этой отчетности. Пользователи бухгалтерской отчетности, полагаясь на мнение аудитора, выраженное в аудиторском заключении, предоставляют кредит доверия аудитору или аудиторской фирме. Этот кредит доверия завоевывается и оправдывается аудиторами прежде всего качеством работы.
Для повышения качества проверки, сокращения сроков и трудозатрат аудиторской организации целесообразно вести (составлять) постоянно пополняемый перечень ошибок, допускаемых предприятием, которые, по мнению аудитора, существенным образом влияют на финансовую отчетность. На основании классификации ошибок, предусмотренной внутренним стандартом, могут быть предусмотрены критерии перехода от одного вида аудиторского заключения к другому, а также определен уровень существенности, который влечет отражение таких нарушений непосредственно в аналитической (второй) части аудиторского заключения с подробным изложением их в качестве аудиторских доказательств в информации, подготавливаемой для исполнительного органа проверяемой организации.
Аудитор предупреждает предприятие, выступающее в качестве налогоплательщика,. Штрафные санкции могут быть настолько велики, что финансовое состояние предприятия может резко ухудшиться после проверки его агентами или органами валютного контроля. Аудитор, руководствуясь п.2.3 правила (стандарта) "Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности", должен высказать сомнение по поводу возможности этого субъекта продолжать деятельность и исполнять свои обязательства в течение, как минимум, 12 месяцев, следующих за отчетным периодом. Тем не менее, финансовых санкций можно избежать, если своевременно внести исправление в бухгалтерскую отчетность.
При подготовке и принятии решения о виде аудиторского заключения аудитор анализирует результаты проведенного аудита, оценивает их через аудиторские выборки, определяет уровень существенности нарушений, так как именно он является критерием перехода от одного вида аудиторского заключения к другому.
Формирование аудиторского заключения происходит в процессе обобщения и оценки результатов аудита по всем разделам плана и программы.
Процедура оценки результатов аудита включает:
- обзор рабочих документов и подготовку итоговых рабочих документов;
- оценку существенности выявленных отклонений;
- оценку достаточности аудиторских доказательств;
- оценку факторов, связанных с принципом действующего предприятия;
- оценку представления и раскрытия информации в бухгалтерской отчетности;
- оценку событий после даты составления отчетности;
- составление письменной информации аудитора руководству по результатам проверки;
- составление аудиторского заключения.
Большая часть информации, которая оценивается при проведении аудита, является фактической, содержащейся в учетных регистрах, первичных документах, отчетности проверяемого экономического субъекта.
Заключение
В заключение, можно отметить, что объектом проверки учета внешнеэкономической деятельности аудитора является наличие права на осуществление внешнеэкономической деятельности, порядок документального оформления документов, порядок определения производственной себестоимости товара, порядок определения прибыли, правильность оформления операций в счет государственного кредита, операции через посредников.
В ходе проверки необходимо проверить правильность определения:
- полной импортной стоимости товара;
- облагаемой базы по уплате НДС на таможне РФ;
- производственной себестоимости экспортного товара;
- прибыли от экспортной операции.
Необходимо также проверить наличие права организация на осуществление внешнеэкономической деятельности, а также лицензии и квоту на экспорт товаров и услуг, соответствие сведений, указанных в паспорте сделки, условиям контракта, правильность данных, указанных в грузовой таможенной декларации, полноты зачисления валютной выручки на транзитный валютный счет экспорта, своевременность оформления поручений на перечисление обязательной продажи части выручки государству, а также правильность оформления документов при проведении экспортных операций.
Литература
1. Таможенный
кодекс Российской Федерации от 18 июня
2. Агеева Ю.Б., Агеева А.Б. Аудиторская проверка: практическое пособие для аудитора и бухгалтера. - М., 2001.
3. Импорт работ (услуг) (Бератор "Практическая энциклопедия бухгалтера. Валюта. Экспорт. Импорт"). – М., 2002.
4. Кожинов В.Я. Основы бухгалтерского учета. - Система ГАРАНТ, 2003.
5. Комментарий к Таможенному кодексу РФ (по главам) / Под ред. Козырина А.Н. – М., 2002.
6. Ульянова Н.В. Экспорт. Импорт. Учет и налогообложение. – М.: Бератор-Пресс, 2002.
7. Дарбека Е.М. Аудит реализации экспортной продукции // Аудиторские ведомости. - 2003. - N 4. – С. 12-14.
8. Жуков В.Н. Учет импорта товаров через российского посредника // Бухгалтерский учет- 2003. - N 24. – С. 22-24.
9. Жуков В.Н. Учет экспорта товаров через посредника // Бухгалтерский учет. – 2003. – N21. – C. 14-16.