Содержание

Введение. 3

Задачи бухгалтерской службы, ее взаимоотношения с другими подразделениями организации. 4

Заключение. 9

Список литературы.. 10

Введение

Под организацией бухгалтерского учета понимают систему усло­вий и элементов (слагаемых) построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйствен­ной деятельности организации и осуществления контроля за рацио­нальным использованием производственных ресурсов и готовой про­дукции. Основными слагаемыми системы организации бухгалтерско­го учета являются первичный учет и документооборот, инвентаризация, План счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, фор­мы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О бухгалтер­ском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяй­ственных операций несут руководители организаций.

Руководители организаций в зависимости от объема учетной работы могут:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделе­ние, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

Практически во всех организациях бухгалтерский учет ведет бухгалтерская служба.

Целью данной работы является рассмотрение значения и роли бухгалтерской службы на предприятии.

Задачи бухгалтерской службы, ее взаимоотношения с другими подразделениями организации

Ведение бухгалтерского учета осуществляет бухгалтерская служба. В этом случае руководитель должен создать необходимые условия для пра­вильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить обязательное вы­полнение всеми подразделениями и службами, а также работниками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в час­ти порядка оформления и представления для учета документов и све­дений.

Основными задачами бухгалтерской службы являются:

– формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним пользователями - инвесторам, кредиторам и др.;

– обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

– предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

При установлении структуры аппарата бухгалтерии и форм его связи с отдельными частями организации необходимо решить вопрос о централизации или децентрализации учета.

При централизации учета учетный аппарат организации сосредо­точен в главной бухгалтерии и в ней осуществляется ведение всего синтетического и аналитического учета на основе первичных и свод­ных документов, поступающих из отдельных подразделений органи­зации (цехов, отделов и т.д.). В самих подразделениях осуществляют лишь первичную регистрацию хозяйственных операций.

При децентрализации учета учетный аппарат рассредоточен по отдельным производственным подразделениям организации, где осу­ществляется синтетический и аналитический учет и составляются ба­лансы и отчетность заводов, цехов или отделов. Главная бухгалтерия в этом случае производит сводку цеховых балансов и отчетов, состав­ляет сводный баланс и отчеты по организации, а также осуществляет контроль за постановкой учета в отдельных частях организации.

Практика показала, что централизация учета обеспечивает более действенное руководство и контроль со стороны главного бухгалтера, позволяет целесообразнее распределить труд между работниками уче­та, более эффективно использовать счетные машины. Поэтому децен­трализация учета допускается лишь в очень крупных организациях. В основной же части организаций применяют централизованную си­стему бухгалтерского учета.

В некоторых организациях применяют частичную децентрализа­цию учета, при которой в производственных подразделениях, кроме составления первичных документов, ведут аналитический учет по от­дельным синтетическим счетам, осуществляют учет производствен­ных затрат, исчисляют фактическую себестоимость изделий и т.п. Однако законченный бухгалтерский учет в подразделениях не ведется и баланс не составляется.

Структура бухгалтерского аппарата зависит в основном от условий организации и технологии производства, объема учетной работы и наличия технических средств учета.

Во главе бухгалтерской службы стоит главный бухгалтер. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной поли­тики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходи­мых документов и сведений обязательны для всех работников органи­зации.

Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные докумен­ты, финансовые и кредитные обязательства считаются недействитель­ными и не должны приниматься к исполнению.

В настоящее время сложилось три основных типа организации структуры бухгалтерий: линейная (иерархическая), по вертикали (ли­нейно-штабная) и комбинированная (функциональная). При линейной организации все работники бухгалтерии подчиня­ются непосредственно главному бухгалтеру. Такая структура бухгал­терии применяется в небольших организациях с численностью аппа­рата до 7-9 человек.

При организации аппарата бухгалтерии по вертикали создаются про­межуточные звенья управления (отделы, бюро, секторы, группы), воз­главляемые старшими бухгалтерами. Распоряжения главного бухгалтера в этом случае передаются старшим бухгалтерам соответствующих отде­лов, бюро, секторов, групп, которые определяют конкретных исполните­лей и контролируют выполнение работ. Данная структура бухгалтерии применяется в большинстве средних и части крупных организаций.

В средних организациях в состав бухгалтерии входят, как прави­ло, следующие группы (отделы, бюро, секторы):

материальная группа, отвечающая за учет приобретения матери­альных ценностей, их поступления и расходования. В этой же группе, как правило, ведется учет основных средств, малоценных и быстро­изнашивающихся предметов;

группа учета оплаты труда, осуществляющая учет затрат труда рабочих, исчисление заработной платы работникам, контроль за ис­пользованием фонда оплаты труда, учет всех расчетов с работниками предприятий, бюджетом, Фондом социального страхования и други­ми ведомствами, связанными с оплатой труда;

производственно-калькуляционная группа, где ведется учет затрат на производство, калькулируется себестоимость продукции, выявля­ются результаты внутризаводского хозрасчета, составляется отчетность о производстве;

группа учета готовой продукции, где осуществляется учет готовой продукции на складах и ее реализации;

общая группа, работники которой ведут учет остальных операций и Главную книгу, составляют бухгалтерский баланс и другие формы финансовой отчетности.

Кроме того, в состав бухгалтерии входят группы (отделы) капи­тального строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

В крупных организациях кроме перечисленных обычно выделяют группы (отделы) учета тары, учета основных средств, расчетную груп­пу, работники которой ведут учет денежных средств и расчетов с орга­низациями и лицами, группу подготовки и машинной обработки ин­формации, сводно-аналитическую группу и др.

Общая схема структуры бухгалтерского аппарата средних и круп­ных организаций представлена на рисунке.

Структура бухгалтерского аппарата

При комбинированной организации структуры бухгалтерии в ней выделяются специальные структурные подразделения (например, по производствам), выполняющие замкнутый цикл работ. Права главного бухгалтера в этом случае передаются руководителям подразделе­ний бухгалтерий, которые самостоятельно распоряжаются в пределах установленной компетентности. Такая форма организации аппарата бухгалтерии применяется в особо крупных организациях и в произ­водственных объединениях.

Заключение

Таким образом, задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом в организации, могут быть выполнены только при правильной его организа­ции. С этой целью на предприятиях бухгалтерский учет осуществляется специ­альным подразделением - бухгалтерией.

Во главе бухгалтерской службы стоит главный бухгалтер, который действует в соответствии с Законом "О бухгалтерском учете" № 129-ФЗ; он подчиняется руководите­лю предприятия и несет ответственность за формирование учетной поли­тики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление пол­ной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерия обеспечивает обработку документов, рациональное ведение записей в учетных регистрах, составление отчетности.

Список литературы

1.     Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями от  30 июня 2003 г.).

2.     Бухгалтерский учет: Учебник / А.С. Бакаев, П.С. Безруких, Н.Д. Врублевский и др. / Под ред. П.С. Безруких. - 4-е изд., перераб. и доп. М.: Бухгалтерский учет, 2002.

3.     Безруких П.С. Как работать с новым Планом счетов. - М.: Бухгалтерский учет, 2001.

4.     Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. – М.: ИПБ-БИНФА, 2002.