Германии, Великобритании, Ирландии, Испании, Италии, Новой Зеландии, Франции, Японии и во многих других странах. В настоящее время практически во всех развитых странах такой контроль отменен, выполнив свои функции. Тем не менее, его элементы используются ими при первой же необходимости. “Ухудшение состояния платежного баланса Великобритании в 60–70-х гг. вынудило правительство Великобритании использовать в этот период вначале добровольные, а затем обязательные ограничения на вывоз частного капитала, в рамках которых финансирование зарубежных инвестиций осуществлялось британскими инвесторами так:

а) через “рынок инвестиционных валют”, на котором британские инвесторы могли использовать для новых зарубежных инвестиций валюту от перевода прибыли и репатриации старых инвестиций;

б) через реинвестирование прибыли;

в) через займы в стране, где действует (создается) зарубежный филиал. Подобные ограничения коснулись прежде всего портфельных инвестиций Великобритании.”[1]

Механизм валютного контроля в промышленно-развитых странах исторически складывался с учетом специфических условий развития каждой из этих стран. В следствии этого в них существовали и до настоящего времени сохраняются некоторые особенности в проведении валютного контроля.

Италия. Система валютного и экспортного контроля Италии является одной из самых жестких в Европе.

В связи с тяжелым экономическим положением страны в 30-е годы была разработана система валютных ограничений, получившая название «монополия на обмен валют». По этой системе, просуществовавшей до 1955 г., экспорт итальянской валюты запрещался в любой форме. Получаемые экспортерами товаров и услуг выручка и доходы в иностранной валюте подлежали обязательной сдаче в Национальный институт по валютным операциям в объеме 100% в обмен на национальную валюту.

В 1955-1956 гг. в стране был принят так называемый рамочный Закон, основные положения сохраняются и в настоящее время. Так, законом от 1955 г. было отменено правило обязательной продажи резидентами иностранной валюты итальянскому валютному бюро. В уполномоченных банках - агентах для них были открыты специальные валютные счета, на которые зачислялась вся сумма выручки в иностранной валюте.

В 1963 г. итальянским юридическим и физическим лицам было разрешено свободно покупать и продавать акции и облигации за национальную валюту при условии, что все сделки такого рода будут осуществляться через банк Италии.

Постепенно стало происходить либерализация внешнеэкономической деятельности Италии. В конце 1989 г. в Италии был принят декрет о валютном регулировании, по сути разрешивший ведение любого рода валютной финансовой деятельности не противоречащей законам. Вместе тем основные принципы валютного регулирования (обязательное уведомление государственных органов о всех операциях в иностранной валюте, осуществляемых резидентами; запрет на хождение иностранной валюты на внутреннем рынке страны) подлежат неукоснительному выполнению.

Принято считать, что к 1988 г. Италия завершила мероприятия по либерализации внешнеэкономической деятельности.

Великобритания. Основной задачей органов валютного контроля Великобритании является сохранение национальных валютных резервов и обеспечение оптимальных пропорций платежного баланса.

Основы современной системы валютного контроля были заложены в довоенное время с принятием 1939 г. Предписаний об обороне и Закона об импорте, экспорте и полномочия таможен. В 1947 г. вступил в силу Закон о валютном контроле, в последствии дополненный положениями Закона о финансах от 1968 г. и 1977 г., а также более чем 40 нормативными документами, изданными Казначейством и Банком Англии.

Среди наиболее важных современных нормативных документов, регламентирующих валютный и экспортный контроль, следует упомянуть Закон об импорте и экспорте от 1990 г., Распоряжения о контроле за экспортом товаров от 1979 г., Закон об администрации Таможенного и акцизного управления от 1979 г.

Система органов валютного и экспортного контроля Великобритании включает Казначейство, Банк Англии и уполномоченные банки, имеющие валютную лицензию, а также органы таможни и акцизов. Британское Казначейство является главным органам, определяющим режим валютного регулирования, однако большую часть оно делегировало Банку Англии, который непосредственно осуществляет валютный контроль.

Одной из функций валютного контроля в Великобритании является обеспечение своевременного возвращения выручки за экспортом английских товаров из стран, не входящих в ОПТ, куда относится Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Нормандские острова и остров Мэн, Ирландия и Гибралтар.

В последнее время, несмотря на тенденцию к либерализации валютного и экспортного контроля в отношении традиционных валютных и внешнеторговых операций, правительство Великобритании уделяет серьезное внимание борьбе с легализацией преступных доходов, как внутри страны, так и в международном плане.

Франция. В начале 80-х годов правительство Франции приступило к осуществлению планомерной политики либерализации внешнеэкономической деятельности, в первую очередь валютного обращения. Такая политика явилась отражением общих тенденций в развитии экономических связей между странами Западной Европы.

Жесткая ограничительная система валютного контроля, установленная во Франции в конце 70-х годов, сыграла свою роль в ограничении темпов инфляции в стране, создании достаточных валютных резервов.

Усилия органов валютного контроля способствовали выхода Франции из-за затяжного экономического кризиса. Однако уже в начале 80-х годов стало очевидным, что всеобъемлющая система валютного контроля тормозит дальнейшее развитие французской экономики.

Либерализация экономических связей и ослабление системы валютного контроля в области импорта, экспорта и операций с ценными бумагами способствовали принципиальному улучшению динамики движения валютных средств и стабилизации экономики страны в целом.

Указом Президента ? 89-938 от 29 декабря 1989 г. Франция официально декларировала свой отказ от проведения политики жесткого валютного контроля.

Япония. Движение валют и внешние расчеты по торговым сделкам и инвестициям в Японии регулируются базовым Законом «О контроле за иностранной валютой и внешней торговлей», а также многочисленными постановлениями правительства и ведомственными актами. Этот закон регулирует:

Сделки с иностранной валютой, совершаемые банками;

Платежи (включая перевод дивидендов) за границу и из-за границы;

Сделки связанные с движением капиталов (включая инвестиции);

Внешнеторговые сделки.

Основным средством валютного регулирования является лицензирование определенного рода операций либо обязательность предварительного уведомления. Лицензирование платежных операций имеет целью побудить компании совершать эти операции через уполномоченные банки.

Правовой основой регулирования экспорта в Японии является Закон о контроле за внешней торговлей и валютным обменом от 1980 г.

Направление экспортного контроля:

1.     контроль экспорта определенных товаров с целью регулирования внутреннего спроса и предложения;

2.     контроль экспорта товаров с целью поддержания порядка на отдельных рынках;

3.     контроль экспорта товаров, оговоренных международными соглашениями;

4.     контроль товаров запрещенных к экспорту;

5.     контроль экспорта товаров с сомнительным происхождением или нарушающих в стране – импортере права третьих лиц, что чревато уплатой штрафов.

Контроль за экспортом и выдача экспортных лицензий полностью сосредоточены в экспортном отделе Управления внешней торговли Министерства внешней торговли и промышленности Японии.

Развивающиеся же государства и страны переходных экономик в той или иной степени активно применяют различные формы валютного контроля. По данным Международного валютного фонда только обязательное условие репатриации валютной выручки на конец 90-х годов ХХ века было зафиксировано в правовых актах около 50 государств. В их число входили Венгрия, Израиль, Иран, Китай, Польша, Турция, Чехия, ЮАР.

Итоги изучения зарубежного опыта свидетельствуют, что чем больше развивается и модернизируется экономика, тем труднее осуществлять валютный контроль, поскольку либерализация финансовых рынков предоставляет все больше способов его избежать. Свободное движение капиталов оказывает дисциплинирующее воздействие на валютно-бюджетную политику и заставляет правительства проводить продуманную экономическую политику. В свою очередь такая политика с одной стороны вызывает приток капиталов в страну, а с другой – позволяет поддерживать ее валютную безопасность на достаточно высоком уровне. На первое место по значимости в механизме валютного регулирования в развитых странах выходит международное сотрудничество по вопросам борьбы с незаконными финансовыми операциями, связанными с легализацией преступных доходов. Такое сотрудничество осуществляется в рамках ООН, ЕС, а также по линии международной организации ФАТФ (Financial Action Task Force), учрежденной в 1989 г. по инициативе “семерки” ведущих индустриальных держав и объединяющей в настоящее время порядка 30 государств, включая Россию.

В целом мировой опыт показывает, что отмена валютного контроля – мера, на определенном этапе просто необходимая для дальнейшего развития экономики. Простейший анализ показывает, что чем выше ее уровень, тем меньше уровень валютного регулирования или оно отсутствует вовсе.

 

Динамика развития показателей ТБВК за импортом товаров

Наименование показателя

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

Общая сумма осуществленных платежей

34,6

19,7

17,7

28,1

31,7

Общая сумма авансовых платежей

20,7

9,8

4,7

15

11,4

Общая сумма платежей, не погашенная в установленные сроки ввозом товаров (% к платежам, ожидаемым к погашению)

3,0

(10%)

2,0

(9 %)

0,2

(7 %)

0,5

(5%)

0,3

(2,3%)

(Данные из годовых отчетов УВК (млрд. долл. США).


[1] Колядинский М.А. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации /Под общей редакцией Ю.Ф. Азарова и Г.В. Баландиной – М.: Норма, 2004. – 896 с. – ст.403. п.7