Новосибирский государственный университет экономики и управления

Кафедра антикризисного управления

ОТЧЕТ

По производственной практике

                                                           Студент:

                                                           Группа                        курс

Организация – база практики

ООО «Продукты Сибири»

Руководители практики:

               

                         От НГУЭиУ                            от организации – базы практики

_____________                                                __________________

«___»___________2005 г.                               «____»_____________ 2005 г.

_____________________

               подпись студента

«____» ___________ 2005 г.

Новосибирск 2005

1. Содержание

2. Введение. 4

3. Основная часть производственной практики. 5

3.1 Характеристика ООО «Продукты Сибири». 5

3.2 Анализ финансового состояния ООО «Продукты Сибири». 11

Характеристика активов ООО «Продукты Сибири»  по уровню ликвидности: 12

3.3 Прогнозирование вероятности банкротства ООО «Продукты Сибири». 21

3.4 Оптимизация управления персоналом предприятия как фактор повышения его деловой активности. 24

5. Список литературы.. 32

            2. Введение

Производственная практика проходила в бухгалтерии торгово-промышленной организации ООО «Продукты Сибири» в период с 1 июня 2005 г. по 1 августа 2005.

Цель преддипломной практики – закрепление и углубление знаний, полученных в университете, получение практических навыков самостоятельной работы, сбор информации для написания выпускной квалификационной работы.

Практика состоит из двух этапов. На первом этапе необходимо ознакомиться с организацией, ее целями и задачами, структурой и функциями.

На втором этапе на основании бухгалтерской отчетности формы №1 «Бухгалтерский баланс» и формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» необходимо провести диагностику финансового состояния организации на предмет выявления ее платежеспособности и финансовой устойчивости.

Учитывая направленность предмета «Антикризисное управление», при прохождении производственной практики основное внимание было уделено анализу финансовой устойчивости и платежеспособности организации, а также прогнозирование банкротства.

3. Основная часть производственной практики

3.1 Характеристика ООО «Продукты Сибири»

ООО «Продукты Сибири» организовано в 1997 г. физическими лицами для организации коммерческой деятельности с целью извлечения прибыли и насыщения рынка мясными продуктами глубокой заморозки.

Организационно-правовая форма – общество с ограниченной ответственностью.

Сфера деятельности- производство пельменей, мясных полуфабрикатов глубокой заморозки. Реализация продукции осуществляется через розницу и дистрибьюторов.

Численность организации на 1 января 2005 г. составила 225 человек, в том числе:

- руководство (директор, заместитель директора, главный инженер, главный технолог, главный бухгалтер) – 5 человек;

- производство – 200 человек;

- торговый отдел – 10 человек;

- административно-хозяйственный отдел – 10 человек.

Таким образом, в структуре организации основной удельный вес занимает производство 90% (рис. 1):

Рис. 1. Структура ООО «Продукты Сибири»

Хозяйственная деятельность осуществляется на основе Устава общества.

Схема организации представлена на рис. 2.

 

Рис. 2. Схема ООО «Продукты Сибири»

Общее собрание учредителей разрабатывает стратегические цели и осуществляет координацию работы исполнительного органа – генерального директора.

Текущее руководство финансово-производственной деятельностью общества осуществляет генеральный директор в соответствии с действующим законодательством, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности. Организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений.

Коммерческий директор координирует работу отделов снабжения, маркетинга и сбыта. В функции маркетингового отдела входит анализ рыночной ситуации, разработка рекламных компаний, поиск новых поставщиков и потребителей, разработка различных инноваций в деятельности общества. Организация своевременной поставки необходимых для производства материальных ресурсов входит в функции отдела снабжения, реализация произведенной продукции – отдел сбыта.

Главный бухгалтер - организует учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций. Обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления документов. Осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов.

 Финансово-экономический отдел состоит из бухгалтерии и экономической службы. В основные функции отдела входит учет финансово-хозяйственной деятельности организации, составление отчетов всех форм и видов, анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности, разработка перспективных планов развития и т.п.

Главный инженер и главный технолог отвечают за производственный процесс, в службу которого входят два производственных цеха.

В функции административно-хозяйственного отдела входит организация условий для производственной деятельности.

Спрос на замороженные полуфабрикаты остается высоким. Многим просто некогда заниматься приготовлением пищи и поэтому гораздо удобней купить полуфабрикаты высокой степени готовности.

В основной ассортимент продукции ООО «Продукты Сибири» входит:

- пельмени «Деликатесные», «Домашние»;

- котлеты «Домашние», «Киевские», «Московские»;

- фарш «Домашний», «Говяжий», «Свиной»;

- бифштекс «Городской», «Студенческий»;

- тефтели «Домашние»;

- биточки «Домашние»;

- ромштекс «Экстра»;

- суповые наборы из говядины и свинины.

Для осуществления производственные деятельности оба цеха оснащены современным оборудованием:

- разделочные прессы и ленточные пилы для подготовки мяса;

- мясорубки для измельчения;

- слайсеры для резки полуфабрикатов;

- пельменные и котлетные агрегаты для формования мясных полуфабрикатов;

- упаковочные аппараты;

- морозильные камеры для хранения готовой продукции и холодильные камеры для хранения сырья.

Основными конкурентами ООО «Продукты Сибири» являются организации, выпускающие аналогичную продукцию: «Сибирский Гурман», «Вкуснослав», «Торговая площадь», «Трапеза», Новосибирский мясоконсервный комбинат, Кемеровский мясокомбинат, Сузунский свинокомплекс.

Финансовое положение предприятия во многом зависит от его способности приносить необходимую прибыль. Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, соз­даваемых предприятиями любой формы собственности. Как эко­номическая категория она характеризует финансовый результат деятельности предприятия. Прибыль является показателем, кото­рый наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительно­сти труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказы­вает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собст­венности.

Прибыль является не только источником обеспечения внут­рихозяйственных потребностей предприятий, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюд­жетных и благотворительных фондов.

Из отчета о прибылях и убытках видно, что  в течении 2004 года ООО «Продукты Сибири» осуществляло финансово-хозяйственную деятельность без убытков.

Таблица 1

Основные показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность ООО «Продукты Сибири» 2004 год

Наименование показателей

На 01.01.04

На 01.07.04

Изменения

 

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

%

 

 

 

гр.3-гр.2

гр.3/гр.2*100

1

2

3

4

5

Выручка от продажи продукции

1 579 701

2 529 625

949 924

160,13

Себестоимость продукции

915 582

1 612 690

697 108

176,14

Валовая прибыль

664 119

916 935

252 816

138,07

Прибыль от продаж

664 119

916 935

252 816

138,07

Внереализационные доходы

535

0

Внереализационные расходы

15 610

43 609

27 999

279,37

Прибыль до налогообложения

649 044

874 326

225 282

134,71

Налог на прибыль

155 771

209 838

54 067

134,71

Чистая прибыль

493 273

664 488

171 215

134,71

Анализируя отчетные данные формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» можно отметить, что на конец отчетного периода выручка от продажи продукции увеличилась на 949924 руб. или на 160,13%, в то же время себестоимость продукции возросла на 176,14%, то есть темп роста себестоимости продукции опережает тем роста выручки на 16,01% (176,14-160,13), что является негативной тенденцией. Рост себестоимости оказал негативное влияние на валовую прибыль, которая в отчетном периоде увеличилась всего на 138,07% (Рис. 3).

Рис. 3 Динамика показателей прибыли

 

Удельный вес прибыли от продажи продукции имеет отрицательную динамику (Таблица 2).

Таблица 2

Динамика реализации продукции и прибыли

 

 

 

Удельный вес, %

 

На 01.01.04

На 01.07.04

На 01.01.04

На 01.07.04

Выручка от продажи продукции

1 579 701

2 529 625

100

100

Себестоимость продукции

915 582

1 612 690

58

64

Валовая прибыль

664 119

916 935

42

36

 

Если на начало периода доля прибыли от продажи продукции в выручке составляла 42%, то на конец периода доля снизилась до 36%, то есть на 6 процентных пункта (42-36). Такое положение сложилось вследствие роста удельного веса себестоимости, доля которой на начало периода составляла 58%, а на конец периода 64% (Рис. 4).

 

Рис. 4. Удельный вес прибыли и себестоимости в выручке

3.2 Анализ финансового состояния ООО «Продукты Сибири»

 

Платежеспособность означает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Таким образом, основными признаками платежеспособности являются:[1]

- наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете;

- отсутствие просроченной кредиторской задолженности.

По уровню ликвидности все активы предприятия можно разделить на четыре группы в порядке убывания уровня ликвидности (Табл. 3)[2]

Таблица 3

Характеристика активов по уровню ликвидности

 

Группа активов

Состав статей баланса

Формула расчета по бухгалтерскому балансу (форма №1)

Характеристика уровня ликвидности

Наиболее ликвидные активы (А1)

Денежные средства, краткосрочные финансовые вложения

А1=стр.260+стр.250

 

 

Легко реализуемые активы

Быстрореализуемые активы (А2)

Дебиторская задолженность, прочие оборотные активы

А2 = стр.230+240+270

 

 

Высоко ликвидные активы

Медленно реализуемые активы (А3)

Производственные запасы

А3=стр.210+стр.220

 

 

Ликвидные активы

Трудно реализуемые активы (А4)

Внеоборотные активы

А4=стр.190

 

 

Неликвидные активы

Итого активы (А)

Оборотные активы (раздел I), внеоборотные активы (раздел II)

А=А1+А2+А3+А4=стр.300

 

 

 

   

Активы организации

Характеристика активов ООО «Продукты Сибири»  по уровню ликвидности:

Группа активов

На начало 2003 года, тыс. руб.

На конец 2003 года, тыс. руб.

Наиболее ликвидные активы (А1)

А1 = 6737

А1=7135

Быстрореализуемые активы (А2)

А2 = 31003+10 =31013

А2=23288+2425=25713

Медленно реализуемые активы (А3)

А3 = 151758+2924= 154682

А3=162601+2924=165525

Трудно реализуемые активы (А4)

А4 = 142058

А4=147704

Итого активы (А)

А = 334490

А =346077

   

 

Пассивы бухгалтерского баланса группируются по степени срочности их оплаты (Табл. 4).

 

Таблица 4

Характеристика пассивов баланса по степени срочности их оплаты

Группа пассивов

Состав статей баланса

Формула расчета по бухгалтерскому балансу

Наиболее срочные обязательства (П1)

Кредиторская задолженность

П1=стр.620

 

Краткосрочные обязательства (П2)

Краткосрочные кредиты и займы, задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов, прочие краткосрочные обязательства

П2=стр.610+630+660

 

 

Долгосрочные обязательства (П3)

Долгосрочные обязательства

П3=стр.590

 

Собственный капитал и другие постоянные пассивы (П4)

Капитал и резервы, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов

П4=стр.490+640+650

 

 

Итого пассивы (П)

Раздел V, раздел IV, раздел III

П=П1+П2+П3=стр.700

 

 

Ликвидность баланса можно определить по существующим рациональным балансовым пропорциям, соблюдение которых способствует финансовой устойчивости предприятия.

Баланс считается абсолютно ликвидным, если абсолютные финансовые показатели ликвидности соответствуют тенденциям согласно таблице 5.

Таблица 5

Значения абсолютных финансовых показателей ликвидности баланса

Показатель

Экономическое содержание

Формула расчета

Значение

Разность наиболее ликвидных активов и наиболее краткосрочных обязательств

Сопоставление итогов первой группы по активу и пассиву, т.е. А1 и П1, отражает соотношение текущих платежей и поступлений

 

 

А1-П1

 

 

Рекомендуемое

> = 0

 

 

 

Разность быстрореализуемых активов и краткосрочных обязательств

Сравнение итогов второй группы по активу и пассиву, т.е. А2 и П2, показывает тенденцию увеличения или уменьшения текущей ликвидности

 

А2 – П2

 

 

Рекомендуемое

> = 0

 

Разность медленно реализуемых активов и долгосрочных обязательств

Сопоставление итогов по активу и пассиву для третьей группы, т.е. А3 и П3, отражает соотношение платежей и поступлений в отдаленном будущем

 

А3 – П3

 

 

Рекомендуемое

> = 0

 

Разность собственного капитала и других видов постоянных активов

Означает, что собственных средств должно быть достаточно для покрытия потребности в оборотных активах

 

П4 – А4

 

 

Рекомендуемое

> = 0

 

 

При анализе показателей платежеспособности и ликвидности важно проследить их динамику.

Характеристика пассивов баланса ООО «Продукты Сибири»  по степени срочности их оплаты:

 

Группа пассивов

На начало 2003 года, тыс. руб.

На конец 2003 года, тыс. руб.

Наиболее срочные обязательства (П1)

П1 = 10467

П1=14600

Краткосрочные обязательства (П2)

П2 = 9000

П2=О

 

Долгосрочные обязательства (П3)

П3 = 0

П3=0

Собственный капитал и другие постоянные пассивы (П4)

П4 = 315023

П4=331477

Итого пассивы (П)

П = 334490

П =346077

 

Определим ликвидность баланса по существующим рациональным балансовым пропорциям, соблюдение которых способствует финансовой устойчивости предприятия:

 

Показатель

На начало 2003 г.

На конец 2003 г.

Разность наиболее ликвидных активов и наиболее краткосрочных обязательств А1–П1

6737- 10467 = -3730

7135-14600 = -7465

Разность быстрореализуемых активов и краткосрочных обязательств

А2-П2

31013-9000 = 22013

25713 – 0 = 25713

Разность медленно реализуемых активов и долгосрочных обязательств

А3 – П3

154682-0 = 154682

165525 – 0 = 165525

Разность собственного капитала и других видов постоянных активов

П4 – А4

 

315023-142058 = 172965

331477-147704 = 183773

В результате сопоставления активов и обязательств по балансу выявляется несоответствие значений первого абсолютного финансового показателя ликвидности рекомендуемым значениям как на начало года, так и на конец, причем динамика отрицательная – на конец года отрицательное значение увеличилось в два раза. Это свидетельствует о недостаточности  наиболее ликвидных активов - денежных средств, для оплаты наиболее срочных обязательств, причем в конце отчетного периода ситуация ухудшилась.

На начало периода:  А1-П1= - 3730 < 0

На конец периода:  А1-П1= - 7465 < 0

Разность быстрореализуемых активов и краткосрочных обязательств соответствует рекомендуемому значению:

На начало периода:  А2-П2 = 22013 > 0

На конец периода: А2-П2 = 25713 > 0

Это свидетельствует о достаточности быстрореализуемых активов для покрытия краткосрочных обязательств. При этом данный показатель имеет положительную динамику: на конец года его рост в абсолютном значении составил 3700 тыс. руб. (25713-22013), в относительном 116,8% (25713/22013*100%)

Последние два показателя определяют возможность поступления платежей в отдаленном будущем:

На начало периода:  А3-П3 =154682 > 0

На конец периода:  А3-П3=  165525 > 0

Динамика, как видно, положительная, тем не менее, медленно реализуемые активы не могут заменить наиболее ликвидные активы, поэтому можно сказать, что предприятие не очень финансово устойчиво.

Наличие у предприятия собственного капитала и других постоянных пассивов в достаточном количестве для обеспечения потребности в оборотных активах определяется следующим неравенством:

На начало периода: П4-А4 = 172965 > 0

На конец периода: П4–А4 = 173773 > 0

Динамика, как мы видим, положительная, но опять же медленно реализуемые активы не могут заменить наиболее ликвидные активы.

Из всего изложенного можно сделать вывод, что предприятие финансово устойчивое на перспективу, но в настоящее время сумма текущих платежей превышает сумму поступлений, то есть предприятие испытывает недостаток денежных средств, а, следовательно, становится неплатежеспособным по наиболее срочным обязательствам.

Таблица 6

Коэффициенты платежеспособности и ликвидности[3]

Показатель

Экономическое содержание

Формула расчета по данным бухгалтерского баланса

Коэффициент текущей ликвидности (Кл1)

Характеризует, в какой степени все краткосрочные обязательства обеспечены оборотными активами

            Оборотные активы       стр.290-244-252

Кл1 =                                    =

                  П1 + П2              стр.610+620+630+660

Коэффициент срочной ликвидности (Кл2)

Характеризует прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременных расчетов с дебиторами

                           А1                       стр.260+250

Кл2 =                                       =

            П1 + Краткосрочные         стр.620 + 610

                    кредиты и займы

Коэффициент абсолютной ликвидности (Кл3)

Характеризует какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена имеющимися денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями

              А1                    стр.210 + 250

Кл3 =                =

           П1 + П2          стр.610+620+630+660

Коэффициент ликвидности при мобилизации средств

(Кл4)

Характеризует степень зависимости платежеспособности предприятия от запасов при мобилизации средств от их конверсии в деньги для покрытия краткосрочных обязательств

           Запасы                      стр. 210

Кл4 =                  =

            П1 + П2         стр.610+620+630+660

Способность предприятия отвечать по своим долгосрочным финансовым обязательствам составляет суть оценки финансовой устойчивости предприятия. Для расчетов аналитических показателей могут использоваться данные обо всех источниках, о долгосрочных источниках, об источниках финансового характера, под которыми понимают собственный капитал, банковские кредиты и займы (долгосрочные и краткосрочные).

В группе показателей финансовой устойчивости объединены такие показатели, которые помогают предприятию планировать будущую финансовую политику, а кредиторам – принимать решения о предоставлении предприятию дополнительных займов.

Показатели финансовой устойчивости предприятия характеризуют структуру его капитала с позиций платежеспособности и финансовой стабильности развития. Эти показатели позволяют оценить степень защищенности инвесторов и кредиторов, так как отражают способность предприятия погасить долгосрочные обязательства. Данную группу показателей еще называют показателями структуры капитала и платежеспособности либо коэффициентами управления источниками средств (Табл. 7)

Таблица 7

Показатели финансовой устойчивости[4]

Показатель

Экономическое содержание

Формула расчета по данным бухгалтерского баланса

Коэффициент автономии

(Кфу1)

Характеризует, в какой степени активы предприятия сформированы за счет собственных средств

  Собственный капитал       стр.490+640+650

Кфу1 =                                    =

                  Активы                              стр.300

Коэффициент финансовой зависимости

(Кфу2)

Характеризует, в какой степени предприятие зависит от внешних источников финансирования, т.е. сколько заемных средств привлекло предприятие на 1 руб. собственного капитала. Показывает также меру способности предприятия, ликвидировав свои активы, полностью погасить кредиторскую задолженность

    Кредиты, займы,                 стр.590+620+610+   кредиторская задолж.                  +630+660

Кфу2 =                                    =

    Собственный                       стр.490+640+650

    капитал

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

(Кфу3)

Характеризует наличие собственных оборотных средств, необходимых для финансовой устойчивости предприятия

         Собственные оборотные средства

Кфу3 =                                                                 =

                Оборотные активы

        Стр. 490+640+650-190

=

             стр. 290

Коэффициент маневренности собственных оборотных средств

(Кфу4)

Характеризует, какую долю занимает собственный капитал, инвестированный в оборотные средства, в общей сумме собственного капитала предприятия

           Собственные оборотные средства

Кфу4 =                                                                 =

                    Собственный капитал

     Стр.490+640+650-190

=

       стр.490+640+650

 

Проведем расчет значений коэффициентов платежеспособности и ликвидности для ООО «Продукты Сибири». Результаты расчетов представим в таблице 8.

Таблица 8

Расчет коэффициентов платежеспособности и ликвидности

ООО «Продукты Сибири»

 

Показатель

 

Расчет на начало

года

 

 

Расчет на конец

года

 

 

Рекомендованное

значение

Отклонения расчетного значения от рекомендованного

На начало года

На конец года

192432

9,9

 

 

198373

13,6

 

Значительно превышает рекомендованное значение

То же

Кл1

9000+10467

14600

от 1 до 2

 

 

6737

0,3

 

7135

0,5

 

 

1 и выше

Меньше рекомендованного значения

То же

Кл2

10467+9000

14600

 

 

6737

0,3

 

 

7135

0,5

 

 

от 0,2

В пределах рекомендованного значения

То же

Кл3

9000+10467

14600

до 0,5

 

 

Кл4

151758

 

9000+10467

7,8

 

 

162601

 

14600

11,2

 

 

от 0,5 до 0,7

Значительно превышает рекомендованное значение

То же

Анализ расчетных значений коэффициентов текущей ликвидности (Кл1) показывает значительное превышение расчетного значения как на начало периода, так и на конец, причем на конец года этот показатель увеличился в 1,37 раза. Это означает, что краткосрочные обязательства предприятия в достаточной степени обеспечены оборотными активами. Но как мы уже знаем, наиболее ликвидных активов у организации нет, следовательно, краткосрочные обязательства предприятия можно выполнить при условии погашения дебиторской задолженности.

Расчетные значения коэффициента срочной ликвидности (Кл2) на начало и конец периода меньше рекомендованного значения, но динамика коэффициента свидетельствует о положительной тенденции, к концу года он увеличился на 0,2 (0,5-0,3).

В то же время руководству предприятия следует активизировать работу с дебиторами, чтобы обеспечить возможность обращения части оборотных средств в денежную форму для расчетов со своими поставщиками.

Расчетные значения коэффициента абсолютной ликвидности (Кл3) на начало и конец периода находятся в пределах нормы и показывают наличие у предприятия достаточного количества денежных средств, необходимых для погашения краткосрочных обязательств.

Анализ коэффициента ликвидности мобилизации средств (Кл4) выявил высокую степень зависимости платежеспособности предприятия от запасов при мобилизации средств от их конверсии в денежные средства. По сути мы наблюдаем омертвление капитала в запасах.

В целом анализ ООО «Продукты Сибири» показал текущую и перспективную ликвидность баланса, характеризующую предприятие как платежеспособное.

Далее проведем расчет показателей финансовой устойчивости для ООО «Продукты Сибири». Расчет проведем в таблице 9, а затем проанализируем   динамику показателей финансовой устойчивости.

Таблица 9

Расчет показателей финансовой устойчивости ООО «Продукты Сибири»

 

Показатель

 

Расчет на начало года

 

 

Расчет на конец

 года

 

 

Рекомендованное

значение

Отклонения

 

На начало года

На конец

года

Кфу1

315023

0,9

331477

1,0

³ 0,5

 Соответствует рекомендованному значению

 То же

 

 

334490

 

346077

 

 

 

 

 

 

 

Кфу2

 

10467+9000

0,1

14600

0,0

< 0,7

 Соответствует рекомендованному значению

 

 То же

 

 

315023

 

331477

 

 

 

 

 

 

 

Кфу3

315023-142058

0,9

331477-147704

0,9

от 0,1

до 0,5

Выше рекомендованного значения 

 

 

То же 

 

 

192432

 

198373

 

и выше

 

 

 

 

Кфу4

315023-142058

0,5

331477-147704

0,6

0,2 – 0,5

Соответствует рекомендованному значению

  

То же 

 

 

Коэффициент автономии (Кфу1) характеризует роль собственного капитала в формировании активов организации. Этот показатель должен заинтересовать инвесторов и кредиторов, а также финансовых менеджеров компании, чтобы создать мнение об участии капитала собственников в приумножении активов (имущества) их организации.

Данные таблицы 8 показывают фактическое превышение нормативного значения коэффициента автономии, что характеризуется положительно. Динамика этого коэффициента демонстрирует увеличения его значения с 0,9 до 1,0, что оценивается как благоприятная тенденция.

Коэффициент финансовой зависимости (Кфу2) как на начало так и на конец года значительно не превышает рекомендованное значение. Динамику этого показателя можно оценить как благоприятную, так как его снижение с 0,1 до 0 свидетельствует о полной финансовой устойчивости и независимости от внешних источников.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (Кфу3) значительно выше рекомендованного интервала и на начало, и на конец года, что означает абсолютно устойчивое финансовое состояние организации.

Значение коэффициента маневренности собственных оборотных средств (Кфу4) на начало и конец года и его динамика свидетельствуют о наличии у предприятия возможностей финансового маневра, причем к концу года тенденции этого показателя улучшились

Проанализировав значения вышеуказанных коэффициентов финансовой устойчивости, можно сделать вывод об устойчивом финансовом состоянии рассматриваемой организации.

3.3 Прогнозирование вероятности банкротства ООО «Продукты Сибири»

Система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса включает в себя следующие финансовые показатели, рассчитанные на основании данных бухгалтерской отчетности (Приложение 1).

- коэффициент текущей ликвидности, который характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия. Было выяснено, что ООО «Продукты Сибири» оборотных средств не хватает, что привело к неустойчивому финансовому положению в части текущей ликвидности;

- коэффициент обеспеченности собственными средствами, который характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости. Расчет показал, что ООО «Продукты Сибири» обладает в достаточной степени собственными средствами, чтобы оставаться платежеспособным в пределах рассматриваемого периода;

- коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, который характеризует наличие реальной возможности у предприятия восстановить либо утратить свою платежеспособность в течение определенного периода.

Учитывая, что ООО «Продукты Сибири» восстанавливать свою платежеспособность не требуется, оно итак платежеспособно, посмотрим, грозит ли анализируемому предприятию утрата платежеспособности в будущем.

Коэффициент утраты платежеспособности  при значении менее 1,0 имеет негативное значение.

                                                       (К + 3 / 12 * (К – К))

Кутраты платежеспособности =                                                                                      

                             Нормативное значение коэффициента текущей ликвидности

где К – коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода;

       К – коэффициент текущей ликвидности на начало отчетного периода;

       3 – период утраты платежеспособности в месяцах

                                         13,6 + 3/12 * (13,6-9,9)

Кутраты платежеспособности =                                               = 14,5 > 1

                                                           2

На основании проведенного нами анализа структуры баланса ООО «Продукты Сибири» и оценки утраты платежеспособности этим предприятием согласно официальной методике ФСФО, можно сделать вывод о признании структуры баланса удовлетворительной, а предприятие – платежеспособным.

Для сравнения рассчитаем прогноз банкротства по модели Альтмана.

              (стр.290-стр.220)                               198373-2924

Х1 =                                       (форма №1) =                             = 0,56

                    Стр. 300                                            346077

     

Х2 = стр.470 / стр.300 (форма №1) = 120347 / 346077 = 0,35

Х3 = стр.140 (форма №2) / стр.300 (форма №1) = 20865 / 346077 = 0,06

Х4 = (стр.490+стр.640+стр.650) (форма №1) / (стр.590+стр.610 (форма №1) = 331477 / 0 = 0

Х5 = стр.010 (форма №2) / стр.300 (форма №1) = 328437 / 346077 = 0,95

Z5 = 1,2*0,56 + 1,4*0,35 + 3,3*0,06 + 0,6*0 + 1,0*0,95 = 0,672+0,49+0,198+0,95 = 2,31

Значение интегрального показателя Z5 = 2,31 по уровню угрозы банкротства в модели Альтмана попадает в интервал от 1,81 до 2,7, при котором вероятность банкротства высокая в ближайшие 3-5 лет.

Вывод по проведенному анализу вероятного банкротства ООО «Продукты Сибири» можно сделать неоднозначный. В случае, если предприятие решит обратиться в суд о признании его банкротом, банкротом его не признают, потому, что при определении финансового состояния предприятия применяться будет официальная методика.

Если же, ООО «Продукты Сибири» решит обратиться в банк с просьбой о предоставлении долгосрочного кредита в большом размере сроком свыше одного года, к примеру, на 3 года, а банк при определении кредитоспособности применяет методику Альтмана, то кредит, скорее всего, предоставлен не будет.

                                                      

3.4 Оптимизация управления персоналом предприятия как фактор повышения его деловой активности

Сущность предприятия можно определить как совокупность ресурсов с обязательным и доминирующим участием человеческого фактора, объединенных для достижения некоторой цели  экономического характера, организованных надлежащим образом и действующих как единое целое. В ООО «Продукты Сибири» слабая мотивация трудовой деятельности.

Эта задача может быть решена только двумя принципиально разными способами.

Способ первый – административный – предполагает руководство экономикой из единого центра. Поведением работника можно управлять с помощью прямых команд из данного центра, который указывает работнику – что производить, в каких количествах, куда и по какой цене поставлять. Такая система требует, чтобы экономический центр заранее определил все общественные потребности и учел все наличные ресурсы, составил на этой основе директивный план развития экономики на известный период времени, довел конкретные задания до каждого производителя и жестко проконтролировал их выполнение. Историческая практика показала, что создание такого, на первый взгляд, простого и рационально устроенного механизма сталкивается с непреодолимыми трудностями. И, тем не менее, именно такой механизм долгие десятилетия функционировал в нашей стране и других странах «реального социализма».

Способ второй – рыночный – основан на системе экономических стимулов и санкций, которые исходят не от некоего руководящего органа, а от самого потребителя. Именно потребитель «голосует» своим рублем «за» или «против» данного товара, тем самым, признавая или отрицая общественную значимость заключенного в нем труда. Таким образом, средством координации труда в этой системе выступают товарно-денежные отношения и конкуренция. Они то и навязывают производителю необходимость исполнения нужной обществу работы.

Для того, чтобы труд был высокопроизводительным, необходимо обеспечить стимулирование персонала. Стимулирование предполагает создание необходимых условий для труда и мотивационных механизмов для эффективной работы каждого работника. Условия труда затрагивают различные аспекты производственной деятельности человека:

-         во-первых, необходимо организовать работу так, чтобы не было потерь рабочего времени и непроизводительного труда;

-         во-вторых, обеспечить оптимальные психофизиологические характеристики рабочего места.

-         в-третьих, способствовать созданию благоприятных межличностных отношений и удовлетворенности человека результатами своего труда.

Реализация потенциальной заинтересованности человека в труде зависит от вида стимулирования, специфики предприятия и особенностей работника.

Основные направления стимулирования труда можно назвать следующие:

-         экономическое – оплата труда и мотивация собственностью;

-         моральное – поощрение и порицание;

-         социальное – помощь в организации отдыха и быта;

-         организационно-техническое – работа кружков качества, участие в управлении и т.п.

Экономическое стимулирование, в свою очередь, можно представить состоящим из двух частей:

-         выплаты персоналу за выполненную работу, включаемые в себестоимость продукции (заработная плата);

-         выплаты персоналу материального поощрения из прибыли предприятия как второго источника оплаты труда.

Структура экономического стимулирования работника представлена на рис. 5.

Участие в прибылях

 

Себестоимость

продукции

 

Выручка от реализации работ

 
                                                                                                                                  

 

Рис. 5. Модель экономического стимулирования работников организации

Главной функцией является стимулирующая, а более точно, мотивационная функция как трудовых доходов работников. Именно эта часть механизма заработной платы и со­циальных стимулов играет главную роль в интенсивном использовании живого труда, направляет его на реализацию целей управления.

     Мотивационный механизм непосредственно заработной платы имеет опреде­ляющее значение и, в частности в реализации стратегии на перспективу. Однако это значение обусловлено не только рабочей долей заработной платы в общем доходе работника. Традиционно в сознании работника заработная плата психологически ассоциируется с признанием его авторитета на предприятии, косвенно выражает его социальный статус. Через заработную плату работник кос­венно оценивает себя, свои успехи в работе сравнительно с другими. Заработная плата может быть и невысокой (какой она была все застойные годы прямого госу­дарственного управления экономикой), но если она оказалась выше, чем у коллег по работе, то и мотивационная действенность будет выше.

     В зависимости от системы оплаты труда, организации заработной платы на пред­приятии мотивационным стимулом может выступать как размер заработной платы, так и непосредственно оценка работника (хотя последняя, в конечном счете, также выразится размером заработка). Однако оценка работника (заслуг работника) с по­следующим установлением размера заработка оказывается для рабочих более пред­почтительной по сравнению с оценкой косвенной (в последовательности: заработная плата - заслуги работника). Поэтому организация заработной платы с оценкой за­слуг играет большую мотивационную роль, нежели оплата без оценок .

     По тому, как идет процесс признания заслуг работника в течение его трудовой жизни, выражающейся динамикой  роста заработка, можно говорить и об адекват­ном процессе его интеграции с производством (предприятием, фирмой). Если нет признания, то не будет и лояльного мотивированного отношения к предприятию со стороны работника, нет ориентации на высокую производительность, отдачу. Таким образом, для правильной социально обусловленной мотивации организация зара­ботной платы есть решающее условие достижения цели управления трудом, наце­ленности работника на производительный труд.

Однако сегодняшний уровень организации заработной платы не позволяет сде­лать выводов о сколько-нибудь серьезных успехах в целевой направленности ее, ис­пользовании ее для реализации мотивационной политики. Чтобы заработная плата соответствовала целям управленческой стратегии, развитию чувства общности у ра­ботников, воспитанию их в духе партнерства, рациональному сочетанию личных и общественных интересов, требуется изменение ее мотивационного механизма. Пси­хологически, а затем и экономически заработная плата должна нацеливать работ­ника на четкое понимание им взаимосвязи между требованиями к нему предприятия, фирмы и вкладом его в конечные результаты, и как следствие - размером заработной платы. К сожалению, в современной организации заработной платы преобладает экономическая ориентация. Доминирующее значение имеют категории экономиче­ские: хозрасчетный доход, фонд оплаты труда, которые не анализируются с точки зрения формирова­ния мотивации, побуждения к активной деятельности каждого работника.

Действующие системы оплаты по труду обладают рядом недостатков. Главный недос­таток состоит в том, что заработная плата плохо, а зачастую вообще не связана с ко­нечными результатами труда. Результаты труда коллективно, а оплата - индивиду­альна. Чтобы преодолеть его, надо сделать одно из двух: либо индивидуализировать результаты, либо коллективизировать систему оплаты.

Первый путь исключен, так как в принципе невозможно отделить результаты от их коллективной природы. Среди хозяйственников укрепляется понимание, что перспектива связана с коллективными системами поощрения труда.

Применительно к системе оплаты труда можно выделить такие недостатки:

·        рост оплаты труда не связан с ростом эффективности;

·        действующая система не ориенти­рована на сотрудничество;

·        система оплаты не является достаточно гибкой.

Каким же образом организовать процесс стимулирования роста производительно­сти труда и качества? Какую методику использовать? Для современной экономики в большей степени подходят системы оплаты труда, базирующиеся на участии в прибылях и распределении доходов. Сущность гибкой системы оплаты труда "Участие в прибылях" в том, что за счет заранее установлен­ной доли прибыли формируются премиальный фонд, из которого работники полу­чают регулярные выплаты. Размер выплат зависит от уровня прибыли, общих ре­зультатов коммерческой деятельности организации.

В системе «Участие в прибылях» премии выплачиваются за достижение конкретных результа­тов хозяйственной деятельности организации. Начисляются премии пропорцио­нально заработной плате каждого с учетом личных и трудовых характеристик ис­полнителя:

·        производственный стаж;

·        отсутствие опозданий и прогулов;

·        рационали­заторская деятельность;

·        верность организации и т. п.

При ис­пользовании этой системы необходимо помнить, что увеличение прибыли может за­висеть от рыночных факторов и иметь краткосрочный характер. Поэтому показатель прибыльности не всегда является наилучшей основой для увеличения зарплаты. Система подразумевает также участие в риске потерпеть убытки, т.к. на организацию дей­ствует множество внешних, не поддающихся контролю, факторов.

Система распределения доходов предусматривает, что премиальные выплаты за­висят от таких показателей, как производительность, качество, экономия материа­лов, надежность работы. В результате работник может чувствовать тесную взаимо­связь между результатами своей работы и величиной прибыли, что в большей степени воздействует на стимулиро­вание повышения производительности, качества, сокращение издержек. Налицо преимущество системы участия в доходах.

Итак, можно заключить: недостатки действующей системы оплаты обусловлены индивидуальными ее характеристиками. Их преодоление означает не что иное, как коренное изменение самой системы.

Поэтому для ООО «Продукты Сибири» рекомендуется способ второй – рыночный – основанный на системе экономических стимулов и санкций, которые исходят не от некоего руководящего органа, а от самого потребителя.

4. Заключение

В процессе прохождения производственной практики в организации ООО «Продукты Сибири» мною была изучена структура и функции организации, осмотрены производственные цеха.

Основное внимание при обработке материала было уделено анализу финансовой деятельности организации по данным бухгалтерской отчетности формы №1 «Бухгалтерский баланс» и формы №2 «Отчет о прибылях и убытках». В результате проведенного анализа было установлено, что организация на перспективы является устойчивой в финансовом плане, но испытывает недостаток оборотных (денежных) средств.

Кроме того, сектор рынка по производству полуфабрикатов глубокой заморозки перенасыщен производителями. Поэтому удержаться на и расширить свое влияние на рынке можно лишь за счет комплексных мер, в качестве которых предлагается:

- повысить качество продукции;

- разработать оригинальные рецепты по производству нового вида продукции, которого нет у конкурентов;

Учитывая, что покупателями продуктов глубокой заморозки являются либо очень занятые люди, либо просто не умеющие готовить, на упаковке можно печатать рецепты приготовления блюд из данного вида замороженного продукта.

Кроме того, необходимо повысить мотивацию персонала. Заинтересовав персонал в материальном плане, можно добиться повышения качества продукции и оригинальных коммерческих идей.

5. Список литературы

1.     Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: Проспект, 2004.

2.     Министерством экономики РФ от 01.10.1997 г. №118. Методические рекомендации по реформе предприятий (организаций)

3.     Справочник финансиста предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2003.

4.     Федорова Г.В. Финансовый анализ предприятий при угрозе банкротства. – М.: ОМЕГА-Л, 2003

5.     Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. – М.: Инфра-М, 2004


[1] Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: Проспект, 2004. – с. 240

[2] Федорова Г.В. Финансовый анализ предприятий при угрозе банкротства. – М.: ОМЕГА-Л, 2003. – с. 43

[3] Министерством экономики РФ от 01.10.1997 г. №118. Методические рекомендации по реформе предприятий (организаций)

[4] Федорова Г.В. Финансовый анализ предприятий при угрозе банкротства. – М.: Омега, 2003. – с. 59-60