Содержание

Введение. 3

1. Экономическое содержание прибыли и рентабельности. 5

1.2. Сущность прибыли. 5

1.2 Формирование и использование прибыли. 8

1.3 Система показателей рентабельности. 13

2. Анализ прибыли и рентабельности ООО «Колосок». 20

Заключение. 26

Список литературы.. 27

Приложения ……………………………………………………………………………...29

Введение

Финансовое положение предприятия во многом зависит от его способности приносить необходимую прибыль. Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, соз­даваемых предприятиями любой формы собственности. Как эко­номическая категория она характеризует финансовый результат деятельности предприятия. Прибыль является показателем, кото­рый наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительно­сти труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказы­вает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собст­венности.

Прибыль является не только источником обеспечения внут­рихозяйственных потребностей предприятий, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюд­жетных и благотворительных фондов.

Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что акционерная, арендная, частная и другие формы собст­венности, получив финансовую самостоятельность, вправе решать на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, остав­шуюся после уплаты налогов в бюджет, других обязательных пла­тежей и отчислений.

Предприятие как хозяйствующий субъект, самостоятельно осуществляющий свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и остающейся в его распоряжении чистой прибылью. Вместе с тем деятельность предприятий в условиях многообразия форм собственности означает не только распределение прав собст­венности, но и повышение ответственности за рациональное управление им, формирование и эффективное использование фи­нансовых ресурсов, в том числе прибылей.

Прибыль – это сложный расчетный показатель, значение которого находится под влиянием множества факторов: виды доходов и расходов, их оценка, момент признания конкретного расхода, степень централизованной регулируемости момента признания и величины дохода или расхода и др. На эти факторы также можно воздействовать посредством принятия определенных управленческих решений.

Получение прибыли и ее максимизация - главная цель экономической деятельности любого предприятия. Поэтому столь актуальной является тема данной работы.

Цель работы – рассмотреть прибыль и рентабельность производства, их роль в современных условиях и резервы роста. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

-         определить экономическое содержание прибыли и рентабельности;

-         рассмотреть формирование и использование прибыли;

-         рассмотреть систему показателей рентабельности;

-         провести анализ финансовых результатов и рентабельности ООО «Колосок».

1. Экономическое содержание прибыли и рентабельности

1.2. Сущность прибыли

Прибыль – это денежное выражение накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.[8, c.220]

Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой. Она является мерилом оценки деятельности предприятия, источником его развития, самофинансирования, материального поощрения труда работников.

Таким образом, прибыль - это основной многозначный оценочный показатель результатов работы предприятия в условиях становления и развития рыночного механизма хозяйствования.

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства и другой предпринимательской деятельности.

Как часть чистого дохода общества, прибыль в сфере товарного обращения представляет собой стоимостное выражение части прибавочного продукта, созданного в сфере обращения.[1, c.99]

Значение показателя прибыли можно рассмотреть, с одной стороны, как наиболее общий результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия, с другой стороны, как форму денежного накопления коммерческой фирмы. Прибыль предприятия призвана выполнять ряд определенных функций.

Экономическая - прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия.

Конечно, одним универсальным показателем прибыли невозможно оценить деятельность коммерческой фирмы. Поэтому при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия используется система показателей. В целом, результативность деятельности предприятия оценивается с помощью абсолютных и относительных показателей.

Стимулирующая. Так как прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом собственных средств предприятия, то реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществления расширенного воспроизводства и удовлетворения различных материальных и социальных потрясений трудового коллектива.

Также за счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом. Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.[11, c.166]

Значение прибыли в условиях рыночной экономики состоит в том, что она нацеливает товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижает затраты на производство и реализацию продукции. Этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей.

Кроме того, особенностью прибыли в условиях рынка, является не накопление ее в денежной форме, а расходование на инвестиции и инновации. Возвращаясь через них, она обеспечивает тем самым экономический рост предприятия и повышение его конкурентоспособности.

Прибыль – один из обобщающих оценочных показателей деятельности организаций, который выполняет две важнейшие функции:[8, c.221]

- характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия, размер его денежных накоплений;

- является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие организации.

Деятельность любого предприятия в той или иной степени входит в сферу интересов множества лиц. В основном эти интересы касаются принятия решения о целесообразности взаимодействия с данным предприятием, то есть участия (прямого или косвенного) в генерировании им дохода и, как результат, получения своей части этого дохода. И на момент принятия подобного решения, и в ходе участия в деятельности предприятия заинтересованное лицо оценивает целесообразность своего выбора по некоторым критериям – чаще всего показателям прибыли и рентабельности.

Государство интересует размер валовой (балансовой) прибыли, полученной от всех видов хозяйственной деятельности с учетом внереализационных доходов и потерь, так как с этого вида прибыли начисляется налог на прибыль.

Собственников, кредиторов и инвесторов интересует размер чистой прибыли, которая после уплаты всех налогов остается в распоряжении организации.

Участие лиц, имеющих отношение к предприятию и взаимодействующих с ним, в распределении общих поступлений, которые затем и делятся  между этими лицами, заключается в получении заработной платы, процентов, обязательных платежей, дивидендов и т.д.

Цель любого хозяйствующего субъекта – извлечение максимально возможной прибыли, в тоже время осуществление любой финансово-хозяйственной деятельности предприятия влечет за собой определенные расходы, которые самым непосредственным образом влияют на размер полученной прибыли.

В рыночных условиях хозяйствования, когда организация осуществляет свою деятельность в целях получения прибыли, возникает необходимость управления ею.

Поэтому встает задача определения не только явных бухгалтерских издержек обращения, но и неявных затрат, а также предстоящих издержек и издержек упущенных возможностей (недополучение прибыли).

Одним из основных требований функционирования предприятий в условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования, поэтому необходимо управлять прибылью с целью ее максимизации.

1.2 Формирование и использование прибыли

Общая поэтапная схема определения финансового резуль­тата, содержится в форме №2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках». Схематично формирование и рас­пределение финансового результата показано в Приложении 1.

Общая (валовая) прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фон­дов, ином имущества предприятия  и доходов от внереализованных операций, уменьшенных на сумму расходов по  этим операциям. [2, c.217]

Прибыль от реализованной продукции (работ, услуг) определяется  как разница между выручкой от реализации продук­ции (работ, услуг) без НДС  и акцизов и затратами на производ­ство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (ра­бот, услуг). При определении прибыли от реализации  основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложе­ния  учитывается разница между продажной ценой и первоначаль­ной или остаточной стоимости этих фондов и имущества, увели­ченной на индекс инфляции.

Распределение и использование прибыли – важный хозяйственный процесс, обеспечивающий как покрытие потребностей предприятий, так и формирование доходов государства. Одной из важнейших проблем распределения прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов.

С развитием приватизации и акционирования предприятия имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той ее части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Таким образом, возникает необходимость в четкой системе распределения прибыли прежде всего на стадии, предшествующей образованию чистой прибыли, то есть прибыли, остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов.

Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий и организаций.

Рассмотрим, как корректируется валовая прибыль в процессе распределения. Она уменьшается на: [2, c.218]

- сумму доходов от долевого участия в деятельности других предприятий, находящихся в пределах России;

- дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим данному предприятию, а также с доходов по государственным ценным бумагам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

- доходов от сдачи имущества в аренду и других видов использования имущества.

Затем валовая прибыль уменьшается на сумму прибыли от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий, от посреднических операций и сделок. Из валовой прибыли исключаются  суммы прибыли, по которой установлены налоговые льготы.

Оставшаяся после этих корректировок валовая прибыль является объектом налогообложения и именуется налогооблагаемой прибылью. С этой прибыли уплачивается в бюджет налог на прибыль.

После уплаты налога остается так называемая чистая прибыль, которая находится в полном распоряжении хозяйствующего субъекта и используется им самостоятельно. В приложении 2 представлена схема распределения валовой прибыли.

Чистая прибыль является источником пополнения собственных оборотных средств. Кроме прямого направления на производственные нужды чистая прибыль используется:

- для уплаты процентов по кредитам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств;

- на приобретение основных средств;

- уплату процентов по просроченным и отсроченным кредитам.

За счет чистой прибыли уплачиваются некоторые виды сборов и налогов, например, налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров, сбор со сделок по купле-продаже валюты на биржах, сбор за право торговли и др.

Наряду с финансированием производственного развития, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение потребительских и социальных нужд. Так, из чистой прибыли выплачиваются единовременные поощрения и пособия работникам, уходящим на пенсию, а также надбавки к пенсиям. Производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверх установленной законодательством Российской Федерации продолжительности, оплачивается жилье, оказывается материальная помощь. Кроме того, производятся расходы на бесплатное питание, по льготным ценам (исключая специальное питание отдельных категорий работников, относимого на затраты производства в соответствии с действующим законодательством.

Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет чистой прибыли, предприятие должно стремиться к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и фондом потребления, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры и вместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда своих работников.

Особое значение имеет направление чистой прибыли на выплату дивидендов по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятия. При этом следует заметить, что для акционерных обществ направление чистой прибыли на выплату дивидендов является важнейшей проблемой их политики и стратегии. От размера дивидендов зависят курс акций данной организации, объем и возможные изменения собственного капитала, необходимость привлечения внешних источников.

Учитывая, что выплата дивидендов уменьшает сумму прибыли, которая может быть направлена в инвестиции, дивидендная политика влияет на финансовое состояние предприятия. Политика выплаты дивидендов определяется многими факторами: размер предприятия, его положение на финансовом рынке, уровень рентабельности, величина кредиторской задолженности и др. Дивидендный доход влияет на оценку деятельности предприятия со стороны других акционеров.

В силу изложенного решение о направлении чистой прибыли на выплату дивидендов принимается на общем собрании акционеров общества.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления собственной прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.

В общем виде прибыль, остающаяся в распоряжении пред­приятия, распределяется на фонды накопления и фонды потребле­ния. Эти фонды различаются по принадлежности к собственникам. На акционерном предприятии фонды потребления находятся в соб­ственности трудового коллектива предприятия, а фонды накопле­ния – в собственности акционеров, учредителей. Поэтому фонды потребления не могут быть отнесены к капиталу предприятия. Раз­личия капиталов и фондов состоит в том, что капитал образуется в результате накопления имущества, а фонды накопления – в ре­зультате распределения чистой прибыли.

Фонд накопления объединяет ту часть прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которая предназначена для строи­тельства и приобретения основных фондов, т.е. создания нового имущества предприятия. При создании этого фонда предприятия ведут раздельный учет образования и использования фондов нако­пления.

Фонд накопления, образуемый за счет прибыли, используется на приобретение и строительство основных фондов производст­венного и непроизводственного назначения и осуществление дру­гих капитальных вложений. Часть средств фонда накопления, на­правленная на долгосрочные инвестиции, не расходуется безвоз­вратно. Вместо потраченных денежных средств, которые числи­лись в активе баланса на расчетном счете, появляется эквивалент­ная стоимость другого имущества, созданного на эти средства и также отраженного в активе, но по другой статье.

Для контроля за движением средств в составе фонда накоп­ления рекомендуется выделить фонд накопления образованный и фонд накопления использованный.

Средства фонда потребления предназначены для финансиро­вания расходов на социальные нужды (кроме капитальных вложе­ний в социальную сферу) и материальное стимулирование коллек­тива предприятия. За счет средств фонда потребления работникам выплачиваются премии, не связанные с производственными ре­зультатами, различного вида поощрения, вознаграждения за дол­голетнюю трудовую деятельность, в связи с юбилейными датами и в иных аналогичных случаях. Специальные и компенсационные выплаты, произведенные предприятием сверх норм, установлен­ных законодательством, также осуществляются за счет фонда по­требления. К социальным выплатам относятся:

          1)  материальная помощь;

          2) оплата путевок для работников и их детей на лечение и отдых;

          3) приобретение за счет предприятия медикаментов.

Безфондовый метод чаще всего используют малые предпри­ятия. Фондовый метод использования прибыли предполагает рас­пределение чистой прибыли в соответствии с учредительскими до­кументами по фондам, в которых предусмотрена величина отчис­лений. Порядок формирования и расходования средств фондов оп­ределяется предприятием самостоятельно и закрепляется в уставе и приказе об учетной политике предприятия.

Направляя значительную часть чистой прибыли на текущие потребности, предприятие снижает темпы экономического роста и, следовательно, ограничивает возможность будущего потребления. Прибыль, направленная на инвестирование (капиталовложение), способствует ускорению экономического роста, тем самым расши­ряются возможности будущего потребления.

Таким образом, наличие чистой прибыли, создающей стимулирующие условия хозяйственного развития предприятий при переходе к рынку, является важным фактором дальнейшего укрепления и расширения их коммерческой деятельности.

1.3 Система показателей рентабельности

Эффективность и целесообразность функционирования организации оценивается не только абсолютными, но и относительными показателями. Относительные показатели, позволяющие дать оценку финансовых результатов организации, называются показателями рентабельности.

В широком смысле слова понятие рентабельности означает прибыльность, доходность. Предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации продукции, работ, услуг покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия. [11, c.124]

Разные показатели отражают разные стороны деятельности организации, поэтому в целом эффективность работы организации может определить лишь система показателей рентабельности. К этим показателям в экономической литературе обычно относят уровень рентабельности или коэффициент рентабельности, который выражается как отношение того или иного вида прибыли к какой-либо базе.

Система показателей рентабельности включает в себя пять групп показателей: [6, c.135]

·        рентабельность продукции;

·        рентабельность продаж;

·        рентабельность активов;

·        рентабельность собственного капитала;

·        прочие показатели.

Первую группу показателей – рентабельность продукции можно выразить двумя способами.

Рентабельность единицы продукции (Р прод.) определяется как отношение прибыли (П) к себестоимости (С):

Р прод. = (П / С) * 100              (1)

Роль этого показателя состоит в том, что с его помощью дается оценка затрат организации на единицу выпускаемой продукции.

Второй этап предполагает анализ возможностей организации на основе оценки структуры затрат, то есть определения точки безубыточности для данного вида продукции. Организация должна решить: позволяют ли ее производственные возможности при существующих условиях получать прибыль при производстве данного вида продукции.

На третьем этапе ценообразования организация должна оценить условия рынка, то есть спрос и предложение по данному виду продукции и сопоставить их с результатами предыдущих двух этапов. На основе сопоставления результатов трех этапов, а также с учетом других факторов должна определяться цена. Именно в этом, прежде всего, состоит роль показателя рентабельности продукции. Кроме того, с его помощью определяется фактическая рентабельность. В мировой практике этот показатель имеет название «затраты плюс».

Второй способ расчета показателя продукции – это расчет с учетом доходности на вложенный капитал: [6, c.136]

Р в.к. = (ВК * УД в.к.) / (С ед * ОР нат) * 100,     (2)

где Р в.к. рентабельность на вложенный капитал;

ВК – вложенный в данное производство капитал;

УД в.к. – уровень доходности на вложенный капитал, предусмотренный инвестиционным проектом;

С ед – себестоимость единицы продукции;

ОР – объем реализации в натуральном выражении.

Вторая группа показателей рентабельности – это рентабельность продаж, которая рассчитывается по формуле: [6, c.137]

ROS = (П р / В) * 100,                 (3)

где ROS – рентабельность продаж;

П р – прибыль от реализации продукции;

В – выручка от продаж.

Рост этого показателя может отражать рост цен на продукцию при постоянных затратах или увеличение спроса и соответственно снижение затрат на единицу продукции. Уменьшение этого показателя отражает обратные тенденции. Кроме того, этот показатель показывает долю прибыли в выручке от продаж, следовательно, соотношение в ней прибыли и полной себестоимости реализуемой продукции. Именно с помощью этого показателя организация может принять решение по поводу выбора пути увеличения прибыли – снижать себестоимость продукции или увеличивать объем производства.

Расчетный показатель, рассчитанный на основе чистой прибыли, называют коэффициентом чистой прибыли.

Третья группа показателей рентабельности – рентабельность активов (или доход на инвестиции): [6, c.138]

ROA = П / А ср,            (4)

где ROA – рентабельность активов;

П – прибыль предприятия (может использоваться прибыль от реализации, балансовая или чистая);

А ср – средняя величина активов (имущества) предприятия за определенный период.

Этот показатель может встречаться в литературе под названием ROI, то есть рентабельность инвестиций. Он отражает эффективность вложенных в предприятие денежных средств. В зависимости от ситуации может использоваться тот или иной вид прибыли, но в большинстве случаев оценка ведется по прибыли до налогообложения, то есть по балансовой, и по прибыли после налогообложения, то есть по чистой прибыли.

Рентабельность активов можно представить как произведение следующих двух показателей: [6, c.139]

ROA = ROS * О акт = (П / В) * (В / А ср) = (П / А ср),   (5)

где О акт – оборачиваемость активов.

Таким образом, на рентабельность активов прежде всего оказывают влияние две группы факторов, связанных с рентабельностью продаж и оборачиваемостью активов.

Обычно при анализе рентабельности активов проводится анализ оборотных активов, то есть оборотных средств, так как их влияние на этот показатель значительно зависит от состояния и организации оборотных средств. Расчет ведется по следующей формуле:

Р о.а. = ЧП / ЧП АII ,      (6)

где Р о.а. – рентабельность оборотных активов;

ЧП – чистая прибыль организации;

АII – средняя величина второго раздела актива баланса предприятия – оборотные активы.

Четвертая группа показателей рентабельность акционерного или собственного капитала. Этот показатель занимает особое место, так как отражает отдачу или доходность главного вида средств, используемых организацией – собственных средств:

ROE = ЧП / ПIII,          (7)

где ROE – рентабельность акционерного капитала;

 П III  - средняя величина собственного капитала организации за определенный период.

Особенность этого показателя заключается в том, что он показывает во-первых, эффективность использования собственных средств, то есть чистую прибыль, полученную на вложенный 1 рубль, и, во-вторых, степень риска предприятия, отражающую рост рентабельности акционерного общества.

На основе этого показателя организация может прогнозировать темпы роста своей прибыли. Прирост прибыли в планируемом периоде определяется на основе следующего расчета: [6, c.139]

D П = (ROE * К р.н.) / 100,         (8)

где D П – прирост прибыли в планируемом году;

К р.н. – коэффициент средств, направляемых на развитие производства из чистой прибыли, который отражает долю чистой прибыли, направляемой на развитие производства.

Во взаимосвязи с ROE может быть использована знаменитая формула Дюпона:

ROE = (ЧП / В) * (В / А ср) * (А ср / ПIII)  (9)

Данная формула значительно расширяет аналитические возможности предприятия, в результате чего оно имеет возможность определить:

·        динамику чистой прибыли в выручке от продаж – рентабельность продаж;

·        эффективность использования активов на основе выручки от продаж и существующие тенденции – оборачиваемость активов;

·        структуру капитала организации на основе той доли, которую составляют в активах собственные средства;

·        влияние выше перечисленных факторов на рентабельность акционерного капитала.

Вместе с расчетом рентабельности акционерного капитала следует рассчитывать рентабельность так называемого перманентного капитала и рентабельность заемного капитала.

Рентабельность перманентного капитала устанавливается следующим образом:

Р п.к. = ЧП / (ПIII + ПIV),       (10)

где ПIV – средняя величина долгосрочных кредитов и займов, полученных организацией за определенный период, то есть четвертый пассив раздела баланса.

К пятой группе показателей рентабельности относятся все прочие показатели:

·        рентабельность акций

EPS = ЧПА / КА,  (11)

где ЧПА – чистая прибыль, предназначенная для выплаты акционерам;

       КА – среднее число обращающихся за год акций.

·        показатель выплаты дивидендов

PR = ДВ / ЧП,      (12)

где ДВ – сумма дивидендов, выплачиваемая из чистой прибыли.

·        рентабельность инвестиций

Р инв = (Д ф.в. / ФВ) * 100,  (13)

где Д ф.в. – доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений;

       ФВ – сумма долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

Таким образом в целом эффективность работы организации может определить лишь система показателей рентабельности, которая отражает разные стороны деятельности организации.

2. Анализ прибыли и рентабельности ООО «Колосок»

На примере ООО «Колосок», основным видом деятельности которого является производство хлебобулочных изделий,  проведем анализ конечного финансового результата за 1 полугодие 2004 года (Таблица 1).

Из отчета о прибылях и убытках видно, что  в течении первого полугодия 2004 года ООО «Колосок» осуществляло финансово-хозяйственную деятельность без убытков.

Таблица 1

Основные показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность ООО «Колосок» за первое полугодие 2004 года

Наименование показателей

На 01.01.04

На 01.07.04

Изменения

 

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

%

 

 

 

гр.3-гр.2

гр.3/гр.2*100

1

2

3

4

5

Выручка от продажи продукции

1 579 701

2 529 625

949 924

160,13

Себестоимость продукции

915 582

1 612 690

697 108

176,14

Валовая прибыль

664 119

916 935

252 816

138,07

Коммерческие расходы

0

0

Управленческие расходы

0

0

Прибыль от продаж

664 119

916 935

252 816

138,07

Проценты к получению

0

0

Проценты к уплате

0

0

Доходы от участия в других организациях

0

0

Прочие операционные доходы

0

0

Прочие операционные расходы

0

0

Внереализационные доходы

535

0

Внереализационные расходы

15 610

43 609

27 999

279,37

Прибыль до налогообложения

649 044

874 326

225 282

134,71

Налог на прибыль

155 771

209 838

54 067

134,71

Чистая прибыль

493 273

664 488

171 215

134,71

Анализируя отчетные данные формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» можно отметить, что на конец отчетного периода выручка от продажи продукции увеличилась на 949924 руб. или на 160,13%, в то же время себестоимость продукции возросла на 176,14%, то есть темп роста себестоимости продукции опережает тем роста выручки на 16,01% (176,14-160,13), что является негативной тенденцией. Рост себестоимости оказал негативное влияние на валовую прибыль, которая в отчетном периоде увеличилась всего на 138,07% (Рис. 1).

Рис. 1 Динамика показателей прибыли

 

Удельный вес прибыли от продажи продукции имеет отрицательную динамику (Таблица 2).

Таблица 2

Динамика реализации продукции и прибыли

 

 

 

Удельный вес, %

 

На 01.01.04

На 01.07.04

На 01.01.04

На 01.07.04

Выручка от продажи продукции

1 579 701

2 529 625

100

100

Себестоимость продукции

915 582

1 612 690

58

64

Валовая прибыль

664 119

916 935

42

36

 

Если на начало периода доля прибыли от продажи продукции в выручке составляла 42%, то на конец периода доля снизилась до 36%, то есть на 6 процентных пункта (42-36). Такое положение сложилось вследствие роста удельного веса себестоимости, доля которой на начало периода составляла 58%, а на конец периода 64% (Рис. 2).

 

Рис. 2 Удельный вес прибыли и себестоимости в выручке

Анализ деловой активности ООО «Колосок» будем оценивать с помощью относительных показателей, которые принято называть показателями рентабельности. Экономический смысл этих показателей состоит в том, что они характеризуют доходность или прибыльность, измеряемую в процентах к затратам средств или имущества.

Несмотря на положительную динамику показателей прибыльности в абсолютных значениях, динамика показателей рентабельности на конец отчетного периода имеют отрицательную динамику (Таблица 3):

-         рентабельность имущества уменьшилась на 2,94 пункта;

-         рентабельность продукции уменьшилась на 5,79 пункта;

-         рентабельность основных производственных фондов и оборотных средств уменьшилась на 3,25 пункта;

-         рентабельность собственного капитала уменьшилась на 48, 96 пункта.

Таблица 3

Расчет показателей рентабельности

№№

Показатель

Значение

Отклонение

стр.

 

на 01.01.04

на 01.07.04

(+, -)

1

2

3

4

5

1

Валюта баланса, руб.(ф. 1)

1 400 392

2 061 066

660 674

2

Выручка от реализации продукции, руб. (ф.2)

1 579 701

2 529 625

949 924

3

Валовая прибыль, руб.

664 119

916 935

252 816

4

Чистая прибыль, руб.

493 273

664 488

171 215

5

Полная себестоимость продукции, руб.

915 582

1 612 690

697 108

6

Прибыль от реализации продукции, руб.

664 119

916 935

252 816

7

Средняя величина имущества, руб.

1 400 392

2 061 066

660 674

8

Средняя величина капитала и резервов, руб.

508 432

1 382 758

874 326

9

Рентабельность имущества (стр.3/стр.7*100),%

47,42

44,49

-2,94

10

Рентабельность продукции (стр.6/стр.2*100),%

42,04

36,25

-5,79

11

Средняя стоимость производственных фондов

1 369 836

2 028 065

658 229

 

и  оборотных средств, руб.

 

 

 

12

Рентабельность производственных фондов и

36,01

32,76

-3,25

 

оборотных средств (стр.4/стр.11*100), %

 

 

 

13

Рентабельность собственного капитала

97,02

48,06

-48,96

 

(стр.4/стр.8*100), %

 

 

 

Полученные результаты свидетельствуют о снижении эффективности использования имущества организации и его собственного капитала.

За счет прибыли осуществляется формирование собственного капитала, который является важнейшим показателем самостоятельности предприятия. Развиваясь за счет собственного капитала предприятие обладает маневренностью собственных средств, так как не зависит от внешних источников (Таблица 4).

Таблица 4

Анализ структуры собственных средств ООО «Колосок» за 1 полугодие 2004 года

 

Показатель

Изменения

Источник

абсолютный, руб.

относительный, %

абсолютное,

относительное,

 

на начало

на конец

на начало

на конец

руб.

%

 

отчетного

отчетного

отчетного

отчетного

(гр.3-гр.2)

(гр.5-гр.4)

 

периода

периода

периода

периода

 

 

1

2

3

4

5

6

7

Уставный капитал

10 000

10 000

1,97

0,72

0

-1,24

Нераспределенная прибыль

493 273

664 488

97,02

48,06

171 215

-48,96

Резервы предстоящих расходов

5 159

708 270

1,01

51,22

703 111

50,21

Анализируя структуру собственных средств ООО «Колосок» можно отметить, что собственные средства организации сформированы за счет трех источников: уставного капитала, нераспределенной прибыли и резервов предстоящих расходов (Рис. 3).

Рис. 3. Источники формирования собственных средств

Также можно отметить, что на начало отчетного периода основную долю собственных средств составляла нераспределенная прибыль (97,02%), на конец периода доля прибыли снизилась на 48,96% за счет увеличения доли резервов предстоящих расходов на 50,21% (Рис. 4).

Рис. 4. Структура источников собственных средств ООО «Колосок»

Таким образом, прибыль играет важную роль в формировании собственного капитала предприятия. Чем большую долю занимает собственный капитал, который формируется, в основном, за счет прибыли предприятия, в структуре источников средств, тем предприятие более устойчивое и платежеспособное.

Резервы роста прибыли в первую очередь заключаются в снижении себестоимости работ, услуг, продаж. Проведенный анализ показателей прибыли ООО «Колосок» показал, что рост себестоимости продукции опережает рост прибыли (см. таблицу 2), откуда следует, что резерв роста прибыли ООО «Колосок» заключается в снижении себестоимости продукции. Снижение себестоимости продукции увеличит рентабельность продукции и рентабельность собственного капитала.

Заключение

В ходе проведенного исследования было установлено, что эффективная коммерческая деятельность компании зависит, прежде всего, от финансов предприятия, основным источником которых выступает прибыль. Прибыль, с одной стороны, является мерой эффективности бизнеса, с другой стороны, является мощным стимулирующим фактором. Кроме того, стимулирующую функцию прибыли нельзя рассматривать в отрыве от других функций прибыли, и в отрыве от общих вопросов управления и использования прибыли.

В работе были рассмотрены прибыль и рентабельность производства, их роль в современных условиях и резервы роста, что соответствует поставленной цели. Для достижения поставленной цели был решен ряд задач:

-         определено экономическое содержание прибыли и рентабельности;

-         рассмотрено формирование и использование прибыли;

-         рассмотрена система показателей рентабельности;

-         проведен анализ финансовых результатов и рентабельности ООО «Колосок».

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления собственной прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.

В заключении можно отметить, что поскольку главной целью предприятия является – получение прибыли, то оно должно стремиться налаживать свою работу наиболее эффективно, чтобы создать все возможные условия для работников предприятия, увеличивая тем самым производительность труда, а значит и финансовый результат своей деятельности. При этом необходимо использовать современные управленческие технологии

Список литературы

1.     Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. – М.: Высшая школа, 2003.

2.     Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2004.

3.     Кейлер В.А. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2003.

4.     Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003.

5.     Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. –М.: Экоперспектива, 2004.

6.     Справочник финансиста предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2003.

7.     Суша Г.З. Экономика предприятия. Учебное пособие. М.: Новое знание, 2003

8.     Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003

9.     Финансы в управлении предприятием /Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2003

10.            Шеремет А. Д. Сайфулин Р. С. Финансы предприятия.-  М.: ИНФРА-М, 2003.

11.            Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. – М.: Инфра-М, 2004

Приложение 1

Схема формирования финансовых результатов

 

Приложение 2

Схема распределения валовой прибыли