Федеральное агентство по образованию

Всероссийский заочный финансово - экономический институт

Кафедра статистики

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Статистика»

на тему

«Статистические методы изучения затрат на производство продукции»

Вариант № 15

                                                Исполнитель: Дегтярева И. Н.

                                                       Специальность: финансы и кредит

                                  Группа: ФК (договор)

                                                        № зачетной книжки:07ФФД12143

                                                                   Руководитель: ст. преподаватель, к. э. н.

                                         Левчегов Олег Николаевич

     

Липецк, 2009

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Теоретическая часть

1. Классификация затрат на производство продукции……………………....5

2.Связь затрат и себестоимости продукции…………………………………..8

3.Статистическое изучение состава и структуры затрат предприятия……...9

Расчетная часть………………………………………………………………...15

Аналитическая часть…………………………………………………………..32

Заключение…………………………………………………………………......35

Список использованной литературы………………………………………....37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

         Процесс производства является важнейшей стадией кругооборота средств предприятия. В ходе этого процесса предприятие, расходуя материальные, трудовые и финансовые ресурсы, формирует себестоимость изготовленной продукции, что в конечном счет при прочих равных условиях существенно влияет на финансовый результат работы предприятия – его валовую прибыль или убыток. Правильная организация учета затрат на производство обеспечивает действенный контроль за эффективным использованием на предприятии материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Основой для разработки и реализации управленческих решений является соответствующая информация о состоянии дел в той или иной области деятельности организации в конкретный момент времени. Так, данные учета издержек производства и калькулирования себестоимости продукции являются важным средством выявления производственных резервов, постоянного контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов с целью повышения рентабельности производства. Именно в этом и заключается актуальность данной темы.

В теоретической части данной курсовой работе дано понятие, классификация и виды издержек, показана связь издержек и себестоимости продукции, а также представлены основные статистические методы изучения затрат на производство продукции.

В расчетной части была исследована структура совокупности статистических данных, было выявлено наличие корреляционной связи между признаками, установлено направление связи и ее теснота. Для решения 3 задания был применен выборочный метод, а в 4 задании использовался индексный метод.

В аналитической части был проанализирован состав издержек ЗАО «Росинка» и сделаны выводы о направлении развития производственной деятельности компании.

Для автоматизированного статистического анализа в курсовой работе использованы средства программы MS Excel.

1.Классификация затрат на производство продукции

Основными задачами учета затрат на производство являются: своевременное  полное и достоверное отражение фактических расходов на произ­водство и сбыт продукции,  исчисление (калькулирование)  фактической себестои­мости отдельных видов и всей товарной продукции,  предоставление управленческ­им структурам информации,  необходимой для управления производственными про­цессами и принятия решений,  контроль за экономным и рациональным использовани­ем материальных,  трудовых и финансовых ресурсов. 

Организация самостоятельно определяет состав и объем затрат на производство  формирующих себестоимость продукции и прямо влияющих на финансовый ре­зультат ее деятельности. Поэтому руководитель каждого подразделения и бух­галтер должны достаточно грамотно ориентироваться в видах,  назначении и составе затрат.

Виды затрат:

1.     По месту возникновения:

А) по центрам ответственности (Производства, цеха, участки)

Б) по характеру производства (основные, вспомогательные)

Для контроля за составом затрат и местом их совершения необходимо знать не только то,  что затрачено в процессе производства,  но и на какие цели,  т. е.,  учитывать затраты по направлениям по отношению к технологическому процессу.

Основное производство -  то,  в котором осуществляется непосредственно процесс производства продукции,  выполняются работы,  оказываются услуги,  предназна­ченные для реализации; под вспомогательными производствами понимают произ­водства,  которые не связаны непосредственно с производством основной продукции,  а обслуживают его своей продукцией, работами и услугами. Например,  компрессорная  парокотельная обеспечивают все службы различными видами энергии,  паром,  водой.  Другие вспомогательные производства – инструментами,  запасными частями для ремонта оборудования   или производят ремонт,  ока­зывают транспортные услуги.

2.     По экономическим элементам:

а) элементные затраты (затраты,  которые содержат в своем составе один вид расхода.  Например, за­работная плата всех работающих,  стоимость израсходованных материальных ценностей,  начисленная амортизация по объектам основных средств. Такая детализация дает возможность планировать процесс заготовления ценностей,  анализировать штатное расписание,  корректировать тарифные ставки и окла­ды).

б) комплексные затраты (затраты,  которые состоят из группы элементных расходов.  Например, обще­производственные  общехозяйственные  расходы будущих периодов.  Контроль и анализ за их объемом и содержанием возможен благодаря сметам и нормати­вам,  разрабатываемым в бизнес-плане).

3. По способу включения в себестоимость продукции:

а) прямые затраты (те затраты, которые на основе первичных документов можно отнести на затраты определенного вида продукции, работ, услуг – материалы, заработная плата рабочих).

б) косвенные затраты (одновременно относятся ко всем видам работ, услуг,  продукции - освещение,  отопление,  работа машин и оборудования.  Их включают в затраты отдельных видов продукции после определения общей суммы по окончании месяца путем распределения пропорционально ус­ловиям, предусмотренным учетной политикой. Такой учет затрат позволяет анализировать себестоимость по ее составным частям и по видам продукции).

В составе себестоимости продукции прямые затраты  как правило подразделяются по элементам,  а косвенные образуют комплексные статьи затрат.

4. По отношению к технологическому процессу:

а) основные затраты (Расходы, непосредственно связанные с производством основной продукции (материалы,  заработная плата производственных рабочих). Занимает наибольший удельный вес в сумме затрат организации.

б) накладные расходы (в их составе  по типовым статьям учитывают расходы на управление цехами (общепроизводственные расходы) и на управ­ление организацией в целом (общехозяйственные расходы).

5. По связи с технико-экономическим факторами:

а) условно-переменные затраты  (нормируются на единицу продукции; их размер изменяется в относительно-пропорциональном соответствии с изменением объема выпуска продукции;  например,  затраты на основные материа­лы).

б) условно - постоянные затраты  (абсолютная величина этих зат­рат лимитируется по подразделению или организации в целом и не находит­ся в прямой зависимости от объема выполнения производственной программы (расходы на освещение,  отопление помещений или заработная плата управ­ленческого персонала).

На практике применяется следующая типовая группировка затрат по статьям калькуляции:

1. Сырье и материалы (за вычетом стоимости возвратных отходов), покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера, топливо и энергия на технологические цели.

2. Расходы на оплату труда производственных рабочих.

3. Отчисления на социальные нужды.

4. Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования.

5. Общепроизводственные расходы.

6. Потери от брака.

7. Общехозяйственные расходы. (Итого – производственная себестоимость)

9. Коммерческие расходы. (Итого – полная себестоимость).

2.Связь затрат и себестоимости продукции

Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на ее производство и сбыт. Себестоимость складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства основных фондов, материалов, топлива и энергии, труда, а также других затрат на производство и реализацию.

Необходимость изучения структуры себестоимости обусловлена тем, что затраты предприятия на производство продукции различны по своей экономической природе и величине, а следовательно, и по удельному весу в полной себестоимости. В связи с многообразием издержек производства их принято группировать по различным признакам в качественно однородные совокупности.

 Поэлементный анализ себестоимости показывает, каковы конкретные расходы на производство продукции, независимо от их места и непосредственного назначения.

Построение учета производственных затрат и выбор методов расчета себестоимости продукции в значительной степени зависят от особенности отрасли, типа и вида производства. В экономическом смысле себестоимость продукции равна сумме материальных издержек и оплаты труда, а также некоторой части прибавочного продукта, например, в виде отчислений на социальное страхование. Себестоимость продукции является качественным показателем работы производственных объединений (комбинатов), предприятий, в котором отражаются все стороны работы как отдельного предприятия, так и всей промышленности в целом. Чем ниже себестоимость продукции, тем больше общество получает возможностей для расширения производства материальных благ, увеличения расходов на социальные нужды населения, больше возможностей для снижения цен, для повышения жизненного уровня.

3.Статистическое изучение состава и структуры затрат предприятия

Для изучения и анализа затрат на производство продукции применяются основные статистические методы: группировки, средних величин, индексный и метод сопоставления. Рассмотрим применение каждого из них в отдельности.

1.     Метод группировок.

Необходимые данные для изучения себестоимости продукции статистике предоставляет бухгалтерский учет. В бухгалтерском учете определяют сумму затрат на производство продукции, группируют их по видам и определяют себестоимость единицы продукции. При исследовании структуры себестоимости продукции по элементам и статьям калькуляции используется метод группировок. Важнейшей является группировка затрат по элементам. Она дает возможность судить об объеме расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т. д. Группировка затрат по элементам нужна также для исчисления величины чистой продукции. Группировка по статьям калькуляции позволяет произвести распределение всех расходов предприятия по тому или иному конкретному назначению.

Чтобы выяснить, под влиянием каких факторов сформировался данный уровень себестоимости, в какой мере и в каком направлении эти факторы влияли на общую себестоимость, необходимо разделить различные расходы на группы, или элементы затрат. В основу этой группировки кладется признак экономического содержания того или иного расхода. Затраты на сырье, топливо, на оплату труда и другие расходы в этом случае рассматриваются не просто как слагаемые себестоимости, а как возмещение затрат овеществленного и живого труда – возмещение потребленных предметов и средств труда,  самого труда. Например, среди затрат на производство выделяют следующие элементы:

·        Материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

·        Затраты на оплату труда;

·        Отчисление на социальные нужды;

·        Амортизация основных фондов;

·        Прочие затраты.

2.     Метод средних величин.

Широко применяется при изучении затрат метод средних величин. Как известно, средние величины вычисляются только для однородной продукции. Вся калькуляционная работа основана на применении средних величин, в частности, на вычислении так называемой отраслевой себестоимости, являющейся средней себестоимостью изготовляемого изделия на нескольких предприятиях данной отрасли промышленности.

3. Индексный метод.

Главная роль в деле изучения и анализа затрат на производство продукции принадлежит индексному методу. Это объясняется тем, что при изучении издержек  почти всегда имеем дело с продукцией, состоящей из нескольких различных видов изделий. При изучении затрат на производство продукции индексы необходимы для сводной характеристики динамики затрат, для выяснения степени выполнения плана снижения себестоимости, а также для выявления степени влияния отдельных факторов на динамику и выполнение плана снижения себестоимости, в частности, для определения степени влияния ассортиментных сдвигов на величину снижения себестоимости.

В практике применяется также показатель затрат на 1 рубль товарной продукции (в действующих оптовых ценах). На основе группировки затрат по экономическим элементам можно охарактеризовать структуру себестоимости продукции. В различных отраслях промышленности она неодинакова, поскольку отражает специфические особенности производства и разную техническую оснащенность отдельных отраслей. В зависимости от того, удельный вес каких затрат преобладает в их общей структуре, выделяют отрасли: 1) трудоемкие (угольная, горнорудная промышленность, лесозаготовки), 2) материалоемкие (многие отрасли легкой и пищевой промышленности), энергоемкие (цветная металлургия), 3) а также фондоемкие - отрасли с большим удельным весом амортизации (нефтедобывающая и газовая промышленность). Такая классификация имеет важное значение, прежде всего, для определения путей снижения себестоимости.

Изучить динамику себестоимости сравнимой продукции можно с помощью общих индексов. Сравнимой называется продукция, которая выпускалась как в базисном, так и в отчетном периодах. Для характеристики динамики себестоимости сравнимой товарной продукции применяется следующая система индексов:

 - индекс динамики себестоимости сравнимой продукции - характеризует отклонение фактической себестоимости от базисной.

Индекс планового задания по себестоимости сравнимой продукции:

Индекс выполнения плана по себестоимости сравнимой продукции:

Для того, чтобы при анализе динамики себестоимости можно было учесть  не только сравнимую продукцию применяется показатель затрат на 1 руб. реализованной продукции. Для определения размера затрат на 1 руб. реализованной продукции следует сумму затрат на производство и реализацию всей продукции  разделить на сумму выручку от реализации продукции.

Плановый показатель затрат на 1 руб. товарной продукции:

,

где - количество единиц продукции каждого вида по плану,

- принятая в плане отпускная цена единицы продукции,

-плановая себестоимость единицы продукции.

Фактический показатель затрат на 1 руб. товарной продукции:

Затраты на 1 руб. фактически выпущенной товарной продукции, исходя из плановой себестоимости и плановых цен:

Фактические затраты на 1 руб. товарной продукции в ценах, принятых при составлении плана:

Изменение фактического уровня затрат на рубль продукции по отношению к плановому показателю можно проанализировать с помощью индекса выполнения плана по затратам:

,

на основе которого можно построить следующую систему индексов (трёхфакторную мультипликативную модель):

,

где  - характеризует изменение затрат на рубль продукции за счет изменения одновременно всех трех факторов;

- характеризует изменение затрат на рубль продукции за счет изменения объема и ассортимента продукции;

- характеризует изменение затрат на рубль продукции за счет изменения себестоимости;

- характеризует изменение затрат на рубль продукции за счет изменения отпускных цен на продукцию.

Для анализа динамики затрат можно использовать двухфакторные или трехфакторные мультипликативные модели.

Затраты на производство продукции по совокупности единиц зависят от изменения объема продукции и от изменения себестоимости единицы продукции по каждой единице совокупности:

.

Тогда имеем систему взаимосвязанных индексов и разложение абсолютного прироста затрат на производство продукции на два фактора:

.

В случае выпуска однородной продукции на различных предприятиях (различных подразделениях предприятия) можно использовать трехфакторную модель зависимости общих затрат от общего объема произведенной продукции, от структуры производства и от себестоимости единицы продукции по каждому предприятию (подразделению):

.

Тогда система взаимосвязанных индексов и разложение абсолютного прироста общих затрат следующие:

,

где  - абсолютное изменение затрат за счет изменения объема выпуска продукции;

 - абсолютное изменение затрат за счет изменения структуры выпуска продукции (изменения доли производства более дорогой и более дешевой продукции);

 - абсолютное изменение затрат за счет изменения себестоимости единицы продукции на отдельных предприятиях.

Расчетная часть.

Имеются следующие выборочные данные по предприятиям одной из отраслей промышленности региона в отчетном году (выборка 20%-ная механическая), млн. руб.:

№ пред-

приятия

п/п

Выпуск

продукции

Затраты на

производство

продукции

№ пред-

приятия

п/п

Выпуск

продукции

Затраты на

производство

продукции

1

36,45

30,255

16

36,936

31,026

2

23,4

20,124

17

53,392

42,714

3

46,540

38,163

18

41,0

33,62

4

59,752

47,204

19

55,680

43,987

5

41,415

33,546

20

18,2

15,652

6

26,86

22,831

21

31,8

26,394

7

79,2

60,984

22

39,204

32,539

8

54,720

43,776

23

57,128

45,702

9

40,424

33,148

24

28,44

23,89

10

30,21

25,376

25

43,344

35,542

11

42,418

34,359

26

70,720

54,454

12

64,575

51,014

27

41,832

34,302

13

51,612

41,806

28

69,345

54,089

14

35,42

29,753

29

35,903

30,159

15

14,4

12,528

30

50,220

40,678

Задание 1

По исходным данным:

1.     Постройте статистический ряд распределения организаций по признаку затраты на производство продукции, образовав пять групп с равными интервалами.

2.     Постройте графики полученного ряда распределения. Графически определите значения моды и медианы.

3.     Рассчитайте характеристики интервального ряда распределения: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.

4.     вычислите среднюю арифметическую по исходным данным, сравните ее с аналогичным показателем, рассчитанным в п. 3 для интервального ряда распределения. Объясните причину расхождения.

Сделайте выводы по результатам выполнения задания.

Задание 2

По исходным данным:

1.     Установите наличие и характер связи между признаками выпуск продукции и затраты на производство продукции, образовав пять групп с равными интервалами по обоим признакам, методами:

А) аналитической группировки,

Б) корреляционной таблицы.

Задание 3

По результатам выполнения задания 1 с вероятностью 0,683 определите:

1.     Ошибку выборки среднего размера затрат на производство продукции и границы, в которых будет находиться средний размер затрат на производство в генеральной совокупности.

2.     Ошибку выборки доли организаций с затратами на производство 41, 628 млн. руб. и более и границы, в которых будет находиться генеральная доля.

Задание 4

Имеются следующие данные о выпуске и себестоимости продукции по организации:

Вид

продукции

Произведено, тыс. ед.

Себестоимость ед., руб.

Базисный период

Отчетный период

Базисный период

Отчетный период

А

40

48

210

200

      Б

15

16

280

300

    

Определите:

1.     Затраты на производство каждого вида и в целом по двум видам продукции в отчетном и базисном периодах.

2.     Абсолютное и относительное изменение затрат на производство в отчетном периоде по сравнению с базисным вследствие изменения производства продукции, себестоимости единицы продукции и двух факторов вместе:

- по каждому виду продукции;

- по двум видам продукции вместе.

Результаты расчетов представьте в таблице.

Сделайте выводы.

РЕШЕНИЕ

Задание 1

Решим задачу с помощью программы MS Excel.

Создадим таблицу с исходными данными.

1) По условию число групп равно пяти. Чтобы построить интервальную группировку, найдем необходимый интервал по формуле:

  (1)

Для удобства нахождения Xmax и Xmin (максимального и минимального значения признака затраты на производство продукции) применим команду MS Excel «Сортировка» (по возрастанию). Как видим, это значения 60,984 и 12,528 соответственно. По условию n=5 (число групп).

Поставив эти значения в формулу (1),

(60,984-12,528)/5=9,7(тыс. руб).

Ι    12,528 - 22,2

ΙΙ   22,3 - 31,9

ΙΙΙ  31,9 - 41,6

ΙV  41,6 - 51,3

V   51,3 – 61

После этого построим таблицу, отображающую группы с необходимыми интервалами. Определим, сколько предприятий попадают в ту или иную группу, кумуляту, средние значения интервалов и дополнительные показатели. Данные представлены в табл. 1.

Рис. 1 Исходные данные после сортировки.

№ предприятия п/п

Выпуск продукции

Затраты на производство продукции

15

14,4

12,528

20

18,2

15,652

2

23,4

20,124

6

26,86

22,831

24

28,44

23,89

10

30,21

25,376

21

31,8

26,394

14

35,42

29,753

29

35,903

30,159

1

36,45

30,255

16

36,936

31,026

22

39,204

32,539

9

40,424

33,148

5

41,415

33,546

18

41

33,62

27

41,832

34,302

11

42,418

34,359

25

43,344

35,542

3

46,54

38,163

30

50,22

40,678

13

51,612

41,806

17

53,392

42,714

8

54,72

43,776

19

55,68

43,987

23

57,128

45,702

4

59,752

47,204

12

64,575

51,014

28

69,345

54,089

26

70,72

54,454

7

79,2

60,984

Табл. 1: Интервальная группировка

Группа

предприятий

по затратам

млн. руб.

Число

предприятий

в группе (Fi)

Cum

Средние

интервалов Xi в группе

Xi*Fi

Xi-Xср

(Xi-Xср)²

(Xi-Xср)²/Fi

12,528 – 22,2

3

3

17,36

52,08

-19,03

363,66

121,22

22,2 – 31,9

8

11

27,05

216,40

-9,38

87,98

11,00

31,9 – 41,6

9

20

36,75

330,75

0,32

0,10

0,01

41,6 – 51,3

7

27

46,45

325,15

10,02

100,40

14,34

51,3 - 61

3

30

56,15

168,45

19,72

388,88

129,63

Итого:

30

×

×

1092,83

×

×

276,20

2)    С помощью функции MS Excel диаграмма, построим графики полученного ряда распределения (рис.2,3)

Рис. 2 Гистограмма  ряда распределения

Рис. 3 График ряда распределения

На гистограмме графически определим значение моды. Для этого проведем диагонали в самом высоком столбце к вершинам соседнего (рис.3)

Мода – значение признака, наиболее часто встречающееся в совокупности.

Рис. 4 Определение моды

По графику значение моды ~35,3

Теперь определим значение медианы. Для этого построим график кумуляты и значение середины числа предприятий в группе и будет медианой (рис. 4)

Рис. 5 Значение медианы на графике кумуляты

По графику значение медианы ~31,5.

Вывод: В данной совокупности наиболее распространенная величина выпуска продукции 35,3 млн. руб.

50% предприятий имеет величину выпуска продукции меньше 31,5 млн. руб., а 50% - имеют больше 31,5 млн. руб.

3)    Рассчитаем характеристики интервального ряда распределения.

Средняя арифметическая:

арф =

Дисперсия:

Среднее квадратическое отклонение:

Коэффициент вариации:

Квар= *100%= %

8% < 33%, следовательно совокупность однородна и по ней можно делать выводы и прогнозы.

4) Рассчитаем среднюю арифметическую по исходным данным:

ар =

 Средняя арифметическая по исходным данным 35,65 отличается от средней арифметической по сгруппированным данным 36,43. Средняя по исходным данным является точной средней этой совокупности. Причина расхождения состоит в том, что при расчете по сгруппированным данным мы использовали не фактические данные, а середины интервалов, которые не являются точными средними этих групп.

Вывод: в данной совокупности наиболее распространенная величина выпуска продукции 35,3 млн. руб.

50% предприятий имеет величину выпуска продукции меньше 31,5 млн. руб., а 50% - имеют больше 31,5 млн. руб.

 

Задание 2.

1 метод: аналитическая группировка.

Для установления наличия и характера связи между признаками выпуск продукции и затраты на производство продукции воспользуемся данным методом.

Аналитическая группировка показывает взаимосвязь между двумя признаками, один из которых будет рассматриваться как факторный, а другой как результативный. В данной задаче факторным признаком будет – «выпуск продукции», а результативным признаком – «затраты на производство продукции».

Проделаем интервальную группировку  для признака «выпуск продукции». Получим следующие данные:

Рис. 6 Интервальная группировка по факторному признаку

Очевидно, что между признаками существует прямая корреляционная связь, так как с увеличением факторного признака «выпуск продукции в среднем на 1 предприятие», увеличивается и результативный признак – «затраты в среднем на 1 предприятие».

2 метод: корреляционная таблица.

Корреляционная таблица – это специальная комбинационная таблица, в которой представлена группировка по двум взаимосвязанным признакам: факторному и результативному.

Измерим тесноту корреляционной связи между названными признаками с использованием коэффициентов детерминации и эмпирического корреляционного отношения. Для этого составим таблицу 2.

Табл. 2 Интервальная группировка для факторного признака

Группа

предприятий

по затратам

млн. руб.

Число

предприятий

в группе (Fj)

Выпуск продукции на 1 предприятие Yj

Yj-Yср

(Yj-Yср)²

(Yj-Yср)²*Fj

12,528 – 22,2

3

18,67

-25,35

642,79

1928,37

22,2 – 31,9

8

32,75

-11,27

126,96

1015,68

31,9 – 41,6

9

42,93

- 1,09

1,18

10,62

41,6 – 51,3

7

56,69

12,67

160,64

1124,48

51,3 - 61

3

73,09

29,07

845,06

2535,18

Итого:

30

×

×

6614,33

Измерим тесноту корреляционной связи между названными признаками с использованием коэффициентов детерминации и эмпирического корреляционного отношения. Для этого составим таблицу 5 и таблицу 6.

Рис 7 Распределение предприятий в зависимости от выпуска продукции и затрат на производство продукции.

Вывод: Характер концентрации частот по диагонали корреляционной таблицы свидетельствует о наличии прямой тесной корреляционной связи между изучаемыми признаками.

Вычислим межгрупповую дисперсию по формуле:

 = 6614,33/30 = 220,47

Yср. = ΣYj/30 = 44,02

Теперь найдем общую дисперсию с помощью функции ДИСП в Excel:

σ²=ДИСП(B52:B81)= 242,35

Выявить долю межгрупповой дисперсии в общей дисперсии результативного признака определяют по формуле:

 

η² =220,47/242,35=0,91

По соотношению Чэддока 0,9<η²<1, что означает: связь между признаками очень тесная.

Эмпирическое корреляционное отношение  оценивает тесноту связи между факторным и результативным признаками и вычисляется по формуле:

 

η = 0,95

Очевидно, изменение результативного признака на 95% зависит от изменения факторного и на 5% от влияния неучтенных факторов.

Задание 3.

1) Применяя выборочный метод наблюдения, необходимо рассчитать ошибки выборки (ошибки репрезентативности), т.к. генеральные и выборочные характеристики, как правило, не совпадают, а отклоняются на некоторую величину ε.

Принято вычислять два вида ошибок выборки - среднюю  и предельную .

Для собственно-случайной и механической выборки с бесповторным способом отбора средняя ошибка  для выборочной средней  определяется по формуле:

= .

=

Известна вероятность Р = Ф(t) = 0,683; тогда t (из таблицы Лапласа) = 1,00.

Предельная ошибка выборки  определяет границы, в пределах которых будет находиться генеральная средняя:

,

,

= * t

=0,5*1=0,5.

=36,43

36,43-0,5 36,43+0,5,

35,93 36,93.

Вывод. На основании проведенного выборочного обследования с вероятностью 0,683 можно утверждать, что для генеральной совокупности предприятий средний размер затрат на производство продукции находится в пределах от 35,93 млн. руб. до 36,93 млн. руб.

2) Для нахождения ошибки выборки доли организаций с затратами на производство 41, 628 млн. руб. и более и границы, в которых будет находиться генеральная доля необходимо отсортировать исходные данные по затратам. Получили 10 необходимых нам предприятий.

Для собственно-случайной и механической выборки с бесповторным способом отбора предельная ошибка выборки  доли единиц, обладающих заданным свойством, рассчитывается по формуле:

.

=

m=10-количество предприятий, имеющих затраты на производство продукции 41,628 млн. руб. и более(данные, полученные после сортировки).

= =0,33.

Рассчитаем предельную ошибку выборки для доли:

0,09.

Предельная ошибка выборки  определяет границы, в пределах которых будет находиться генеральная доля р единиц, обладающих исследуемым признаком:

.

Определим доверительный интервал генеральной доли:

0,24 0,42.

Вывод. С вероятностью 0,683 можно утверждать, что в генеральной совокупности предприятий доля организаций с затратами на производство от 41,628 млн. руб. и более будет находиться в пределах от 24% до 42%.

Задание 4

Имеются следующие данные о выпуске и себестоимости продукции по организации:

Вид

продукции

Произведено, тыс. ед.

Себестоимость ед., руб.

Базисный период(q0)

Отчетный период(q1)

Базисный период(z0)

Отчетный период(z1)

А

40

48

210

200

      Б

15

16

280

300

1.     Определим затраты на производство продукции А:

ЗА1 = z1q1 = 200 * 48 = 9600 – в отчетном периоде;

ЗА0 = z0q0 = 210 * 40 = 8400 – в базисном периоде.

Определим затраты на производство продукции Б:

ЗБ1 = z1q1 = 300 * 16 = 4800 – в отчетном периоде;

ЗБ0 =  z0q0 = 280 * 15 = 4200 – в базисном периоде.

Аналогично определим затраты на производство в целом по двум видам продукции:

З(А+Б)1 = (200+300) * (48+16) = 32000 – в отчетном периоде;

З(А+Б)0 = (210+280) * (40+15) = 26950 – в базисном периоде.

Затраты на производство продукции А и Б в отчетном периоде в целом:

ЗА1 + ЗБ1 = 9600+4800=14400

Затраты на производство продукции А и Б в базисном периоде в целом:

ЗА0+ ЗБ0 =8400+4200=12600

2.     Изменение затрат на производство в отчетном периоде по сравнению с базисным вследствие изменения производства продукции:

Продукция  А:  Iq = ∑q1z0/∑q0z0 = (48*210)/(40*210)=10080/8400=1,2

Относительное изменение: 1,2-1 = 0,2 = 20%

Абсолютное изменение: ∑q1z0-∑q0z0 = 10080-8400 = 1680 рублей.

Продукция  Б: Iq = ∑q1z0/∑q0z0 =(280*16)/(280*15)= 4480/4200= 1,07

Относительное изменение: 1,07 – 1 = 0,07 = 7%

Абсолютное изменение: ∑q1z0-∑q0z0 =4480-4200 = 280 рублей.

По двум видам продукции: Iq = ∑q1z0/∑q0z0 = 32000/26950= 1,19

Относительное изменение: 1,19-1 =0,19= 19%

Абсолютное изменение: ∑q1z0-∑q0z0 =31360-26950 = 4410 рублей.

Б) Вследствие изменения себестоимости единицы продукции:

Продукция  А: Iz = ∑q0z1/∑q1z1 = (200*40)/(40*210)=8000/9600 = 0,95

Относительное изменение: 0,95-1 = -0,5 = -5%

Абсолютное изменение: ∑q0z1-∑q1z1 = 8000-9600 = - 1600 рублей.

Продукция  Б: Iz = ∑q0z1/∑q1z0 =(300*15) /(280*16)=4500/4480 = 1,07

Относительное изменение: 1,07-1 = 0,07=7%

Абсолютное изменение: ∑q0z1-∑q1z0 =4500-4480 = 20 рублей

По двум видам продукции: Iz = ∑q0z1/∑q0z0 = 27500/26950= 1,02

Относительное изменение: 1,02-1=0,02=2%

Абсолютное изменение: ∑q0z1-∑q0z0 =  27500-26950=550 рублей.

В) Вследствие изменения двух факторов вместе:

Продукция  А: I(z+q) = ∑q1z1/∑q0z0 = 9600/8400 = 1,14

Относительное изменение: 1,14-1=0,14=14%

Абсолютное изменение: ∑q1z1-∑q0z0 =9600-8400= 1200 рублей.

Продукция  Б: I(z+q) = ∑q1z1/∑q0z0 = 4800/4200 = 1,14

Относительное изменение: 1,14-1=0,14=14%

Абсолютное изменение: ∑q1z1-∑q0z0 = 4800-4200= 600 рублей.

По двум видам продукции: I(z+q) = ∑q1z1/∑q0z0 = 32000/26950= 1,19

Относительное изменение: 1,19-1=0,19=19%

Абсолютное изменение: ∑q1z1-∑q0z0 = 32000-26950=5050 рублей.

Представим полученные результаты в виде таблицы:

Продукция

Относительное изменения затрат на производство вследствие изменения: (%)

Абсолютное изменение вследствие изменения (руб.):

Производства продукции

Себестоимости

2-х факторов

Производства

Себестоимости

2-х факторов

А

20

-5

14

1680

-1600

1200

Б

7

7

14

280

20

600

А+Б

19

2

19

4410

550

5050

Вывод: Под влиянием изменения производства увеличение издержек продукции А составило 20%, что соответствует 1680 руб.; продукции Б – 7%, что составило 280 рублей; двух видов продукции – 19%, что равно 4410 руб.

Под влиянием изменения себестоимости издержки на производство продукции А уменьшились на  5% (1600 руб.); продукции Б – увеличились на 7% (20 руб.); двух видов продукции – 2%, что составило 550 руб.

Под влиянием двух факторов издержки на производство продукции А увеличились на 14% (1200 руб.); продукции Б – 14% (600 руб.); двух видов продукции – 19% (5050 руб.)

Аналитическая часть

Постановка задачи

Предприятие ЗАО завод «Росинка» предоставило данные об объеме выпуска минеральной воды в 2001-2008 гг.:

Таблица 1

Исходные данные

№ п/п

Год

Затраты на производство (производственная себестоимость продукции), млн. руб.

1

2001

36,2

2

2002

48,9

3

2003

52,2

4

2004

51,4

5

2005

56,8

6

2006

61,3

7

2007

64,5

8

2008

66,7

На основе исходных данных рассчитаем показатели динамики: абсолютные приросты, темпы роста, темпы прироста, абсолютное значение 1% прироста.

При расчетах используем пакет анализа Microsoft Exel.

Методика решения задачи.

Приведем формулы для расчета показателей динамики.

Абсолютный прирост базисный: yб=yt - y0

Абсолютный прирост цепной: yц=yt - yt-1

Темп роста базисный: Трб= Крб*100%

Темп роста цепной: Трц= Крц*100%

Темп прироста базисный: Тпрб=Трб-100%

Темп прироста цепной: Тпрц=Трц -100%

Абсолютное значение 1% прироста: А=0,01*yt-1.

Рис. 1 Результаты расчетов

        

Рис. 2 Динамика себестоимости продукции предприятия

Расчет среднегодового темпа роста.

Поскольку средний темп роста представляет собой средний коэффициент роста, выраженный в %(Т=К*100%), то для равностоящих рядов динамики расчеты сводятся к исчислению средних коэффициентов роста из цепных коэффициентов роста:

Крц=

Средний темп роста производства минеральной воды:

Где Кр1,Кр2, Кр3, Крn–цепные коэффициенты роста;

n – число цепных коэффициентов роста.

Тр = 7√1,35*1,06*0,98*1,11*1,08*1,05*1,03=1,089, или 108,9%.

Среднегодовой темп прироста:

Тпр=Тр-100= 108,9-100=8,9%.

Вывод: Абсолютный прирост производства минеральной воды наблюдался с 2002 г. по 2008 г., кроме 2004 г.: за этот период наблюдалось абсолютное снижение производства.

В среднем в год производство минеральной воды увеличивалась на 8,9%.

Заключение

Проблема разработки и использования в отечественной практике новых подходов к эффективному управлению затратами предприятия широко обсуждается в отечественной литературе.

Выявление и исследование факторов формирования затрат обеспечивает решение следующих задач, необходимых для каждого конкретного предприятия:

1)                информационное обеспечение администрации предприятия  для принятия управленческих решений с учетом их экономических последствий;

2)                наблюдение и контроль за фактическим уровнем затрат, сопоставление  их с нормативами и плановыми размерами в целях выявления отклонений и формирования экономической стратегии на будущее;

3)                исчисление себестоимости выпускаемых продуктов для оценки готовой продукции и расчета финансовых результатов;

4)                выявление и оценка экономических результатов деятельности отдельных структурных подразделений;

5)                систематизация учетной информации для принятия решений долгосрочного характера: об изменении ассортимента продукции, капитальных вложениях в основные фонды и т.п.

Достижение поставленных задач, т.е. выявление факторов формирования и путей снижения затрат должно вестись в двух направлениях: краткосрочном и долгосрочном.

В первом случае необходимо уделить особое внимание анализу системы «затраты – объем производства – прибыль». Такой анализ основывается на принципе безубыточности, означающем, что затраты предприятия покрыты доходом тогда, когда доход, уменьшенный на величину переменных затрат, равен уровню постоянных затрат. Любой уровень производства сверх точки безубыточности будет рентабельным.

Долгосрочное управление затратами рассматривается как экономический анализ эффективности намечаемых капиталовложений. При этом существенным признается выявление дисконтированных денежных потоков и расчет показателей экономической эффективности.

Список использованной литературы

1.                Гусаров В.М. Статистика – М.: ЮНИТИ – ДАНА -2001– стр. 106-135

2.                Статистика финансов: Учебник/ Под ред. В.Н. Салина.- М.: Финансы и статистика, 2001

3.                Горфингель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия - М.: ЮНИТИ - 2003

4.                Гусева Л.И. Анализ затрат и результатов по центрам ответственности. – М.: Экономический анализ. - 2003 - № 1. –  стр.46

5.     Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика: Учебник. – М.: Юристъ, 2001

6.                Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Бухгалтерский учет - 2002 –   стр.525

7.                Статистика: Учебник/ Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: ТК Велби, Проспект, 2002

8.                Керимов В.Э Современные системы и методы учета и анализа затрат в коммерческих организациях. – М.:  Эксмо - Пресс – 2005

9.                Керимов В.Э. Бухгалтерский учет на производственных предприятиях. – М.: ИТК Дашков и К - 2002 – стр.368

10.           Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Проспект - 2003

11.           Либерман И.А. Управление затратами. – М.: ИТК Дашков и К - 2006 – стр.619

12.           Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: ЮНИТИ - 2003 – стр.470

13.           Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: ЮНИТИ – 2005 – стр.445-500

14.           Любушин Н.П. Система показателей анализа финансового состояния организации и методы их определения. – М.: Все для бухгалтера. – 2003 - № 4. – стр.45-49

15.           Попова Л.В., Головина Т.А., Маслова И.А. Современный управленческий анализ: Теория и практика контроллинга. – М.: ДИС – 2006

16.           Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК. – М.: Новое знание – 2005

17.           Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. - М.: Перспектива - 2004 -№5 – стр.630-655

18.           Стражев В.И. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности. – М.: Высшая школа – 2005