Содержание

Общая характеристика стадии предварительного расследования_____ 3

Задача________________________________________________________ 14

Список источников и литературы_______________________________ 19

Общая характеристика стадии предварительного расследования

Предварительное расследование представляет собой порядок раскрытия следователем, органом дознания и дознавателем преступления до суда.

Оно является частью досудебного производства. Ему предшествует обнаружение признаков преступления и возбуждение уголовного дела.

Предварительное расследование проводится по большинству уголовных дел и является основной формой досудебного установления обстоятельств преступления. Исключение предусмотрено лишь для преступлений, преследуемых в порядке частного обвинения. Фактические данные, полученные в ином порядке, в том числе посредством оперативно-розыскной деятельности, не могут служить основаниями для рассмотрения дела в суде.

Предварительное расследование осуществляется следователями, органами дознания и дознавателями, что служит важной гарантией правильного применения уголовного и уголовно-процессуального законов, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Предварительное расследование составляет основу, существо деятельности следователя, органа дознания и дознавателя. Сутью его является принятие ими предусмотренных законом мер к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и к их наказанию. Во многих случаях оно венчает работу органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Однако фактические данные, полученные оперативно-розыскными мерами, приобретают юридическое значение лишь в рамках уголовно-процессуальной деятельности.

Задачами предварительного расследования является быстрое и полное раскрытие преступления, изобличение виновных и правильное применение закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Раскрытие преступления представляет собой протяженный во времени процесс установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. Преступление считается раскрытым полно, когда доказаны все обстоятельства, предусмотренные ст. 73 УПК. Непременным условием полноты раскрытия преступления является необходимая и достаточная совокупность доказательств, устанавливающих событие преступления, виновность лица в совершении преступления, формы его вины и мотивы, обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого, характер и размер вреда, причиненного преступлением, и другие обстоятельства. Полное раскрытие преступления обеспечивает правильное разрешение уголовного дела в суде, вынесение справедливого приговора и определение соразмерного виновности подсудимого наказания.

Преступление считается раскрытым быстро, если оно завершается в установленные законом сроки.

Раскрытым преступление считается тогда, когда обвинительный приговор вступил в законную силу.

Изобличение виновных предусматривает доказывание вины лиц, действительно совершивших преступление. Оно одновременно создает условия для того, чтобы к уголовной ответственности не были привлечены невиновные.

Предварительное расследование производится в двух формах предварительного следствия и дознания.

Предварительное следствие - это прежде всего уголовно-процессуальный институт, т.е. совокупность норм законодательства об уголовном судопроизводстве, определяющих порядок производства предварительного расследования, осуществляемого следователем (см.: ст. 5, 38, 39, 150-171 и др. Кодекса).

Предварительное следствие - это в то же время расследование преступления, производимое следователями прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ч. 2 ст. 151 УПК).

Оно может быть проведено также начальником следственного отдела (ч. 2 ст. 39), прокурором (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК).

Производство предварительного следствия обязательно по всем преступлениям, за исключением указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Поскольку предварительное следствие производится по подавляющему большинству преступлений, постольку оно является основной формой предварительного расследования.

Форма предварительного следствия - установленный законом порядок его производства.

Дознание - предварительное расследование, осуществляемое дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК). Оно может производиться органом дознания (п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК), а также следователями органов внутренних дел (п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК), прокуратуры (п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК) и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 3 ст. 151 УПК).

Законность, всесторонность, полнота и объективность предварительного расследования во многом зависят от соблюдения ряда общих условий его производства. Они представляют собой установленные законом и обусловленные принципами уголовного процесса правила, выражающие специфические особенности данного вида уголовно-процессуальной деятельности, наиболее существенные требования, предъявляемые к ней. Они обеспечивают установление обстоятельств преступления в максимально короткий срок и с наименьшими затратами сил и средств. Одновременно они гарантируют соблюдение прав и свобод личности и гражданина, предотвращают возможные ошибки.

УПК РФ к этим правилам относит:

- формы предварительного расследования;

- подследственность;

- место производства предварительного расследования;

- соединение уголовных дел;

- выделение уголовного дела;

- выделение в отдельное производство материалов уголовного дела;

- начало производства предварительного расследования;

- производство неотложных следственных действий;

- окончание предварительного расследования;

- обязательность рассмотрения ходатайства;

- меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества;

- недопустимость разглашения данных предварительного расследования.

При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по обнаружению и закреплению следов преступления.

Вот те следственные действия, которые органы дознания вправе производить в качестве неотложных:

осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей.

Перечень неотложных следственных действий является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Это означает, что по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, органы не вправе производить другие следственные действия. Если возникнет такая необходимость, орган дознания обязан направить дело следователю.

Об обнаруженном преступлении и начатом расследовании орган дознания немедленно уведомляет прокурора.

В соответствии со ст. 152 УПК РФ дознание должно быть закончено не позднее десяти суток со дня возбуждения дела. Продлению этот срок не подлежит. Из смысла закона вытекает, что орган дознания может направить дело прокурору и раньше десятидневного срока, но при условии выполнения всех неотложных следственных действий. Прокурор также вправе дать указание органу о направлении дела следователю до истечения десятидневного срока.[1]

Согласно ч.1 ст.150 УПК РФ предварительное следствие обязательно по всем уголовным делам.

Таким образом, если орган дознания выполнит неотложные следственные действия ранее десятидневного срока, то он обязан немедленно направить дело следователю.

После того, как дело передано следователю, орган дознания действует по нему в зависимости от того, чем закончилось производство неотложных следственных действии. Если в результате произведенного дознания было установлено лицо, совершившее преступление, то орган дознания вправе производить по данному делу розыскные и следственные действия только по поручению следователя. Если лицо, совершившее преступление, обнаружено не было, то орган дознания и после передачи дела следователю обязан продолжать оперативно-розыскные мероприятия, уведомляя следователя об их результатах. Следственные действия и в этих случаях орган дознания может производить только по письменному поручению следователя.

Дознание по таким делам заканчивается подготовкой постановления о направлении дела следователю. В постановлении должны быть изложены установленные обстоятельства преступления, указаны выполненные неотложные следственные действия, данные о лице, совершившем преступление и основания направления дела следователю. Орган дознания не вправе приостановить или прекратить по каким-либо основаниям дела данной категории, так как его компетенция исчерпывается производством неотложных следственных действий.

Другой вид дознания — по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно. В этом случае дознание представляет собой расследование дела в полном объеме.

В соответствии со ст. 150 УПК РФ орган дознания возбуждает дело и принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию.

При производстве по таким делам орган дознания руководствуется правилами, установленными для предварительного следствия. [2]

Дознание производится в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток.

Материалы дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, являются основанием для рассмотрения этих дел в суде.

Дознание по делу, по которому предварительное следствие обязательно, заканчивается подготовкой постановления о направлении дела по подследственности.

Постановление выносится и в случаях, когда следователь приступает к производству предварительного следствия, не дожидаясь выполнения органом дознания всех неотложных следственных действий.

Составляет постановление дознаватель сразу же после выполнения неотложных следственных действий или по истечении десятидневного срока, а утверждает начальник органа дознания. Дело должно быть направлено следователю и в том случае, если в ходе дознания будут установлены основания для прекращения уголовного дела или для освобождения от уголовной ответственности.

Согласно ст. 208 предварительное следствие приостанавливается лишь тогда, когда установлено лицо, совершившее преступление, и на основании имеющихся доказательств вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого. Предварительное следствие приостанавливается тогда, когда факт совершения преступления не вызывает сомнения, но лицо, совершившее преступление, несмотря на все принятые меры, установить не удалось.[3]

В п. 2 ч. 1 ст. 208 имеется в виду прежде всего такой случай, когда обвиняемый скрылся от следствия (или суда). Это означает, что лицо, привлеченное в качестве обвиняемого, умышленно уклоняется от участия в деле. Для приостановления предварительного следствия по этому основанию следователь должен располагать данными о том, что обвиняемый именно скрывается от следствия. Предварительное следствие приостанавливается как тогда, когда лицо скрылось после предъявления ему обвинения, так и тогда, когда обвинение еще не было предъявлено, но следователь имел для этого основания и вынес постановление о привлечении в качестве обвиняемого.

Дознание по делу, по которому производство предварительного следствия обязательно, заканчивается составлением постановления о направлении дела сразу же по выполнении неотложных следственных действий или по истечении десятидневного срока.

Если орган дознания установил основания для освобождения лица от уголовной ответственности, дело, тем не менее, направляется следователю.

Орган дознания направляет дело следователю, если вопрос о подследственности не вызывает сомнений. В случае, когда дело подследственно разным органам предварительного следствия, дело направляется органом дознания не следователю, а прокурору для определения органа, который будет проводить предварительное следствие.

При наличии признаков преступления, по которым производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно - процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей.

Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора.

По выполнении неотложных следственных действий орган дознания, не ожидая указаний прокурора и окончания срока, предусмотренного частью первой статьи п. 3 ст. 149 настоящего Кодекса, обязан передать дело следователю. В случае, если данное преступление подследственно разным органам предварительного следствия, дело направляется прокурору для определения органа, который будет проводить предварительное следствие. (в ред. Федерального закона от 21.12.96 N 160-ФЗ)

После передачи дела следователю орган дознания может производить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела, по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания продолжает принимать оперативно - розыскные меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах.

Дознание по делам о преступлениях, подследственных следователям, не является обязательным этапом расследования, предшествующим производству предварительного следствия. Орган дознания обязан возбудить уголовное дело при установлении для этого предусмотренного законом повода и основания и приступить к расследованию, если необходимо осуществить неотложные действия в отсутствие следователя.

Перечень следственных действий, которые орган дознания вправе произвести по делу, подследственному следователю, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. За пределы компетенции, определенной законом, орган дознания выйти не может. При наличии основания для производства каких-либо других следственных действий орган дознания

3) орган дознания производит неотложные следственные действия и направляет уголовное дело прокурору, а по уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 УПК РФ, производит дознание.

По делам, по которым обязательно предварительное следствие, производство дознания не может быть продолжено более десяти суток со дня возбуждения дела.

Если дознание осуществлялось по делу о преступлении, относящемуся (по предметному признаку) к подследственности нескольких органов предварительного следствия, орган дознания не вправе решать вопрос, кому из них направить дело для проведения предварительного следствия. Это может сделать только прокурор. Поэтому орган дознания в указанных случаях обязан направить дело прокурору, а не следователю.

После передачи следователю дела следственные и розыскные действия по нему органом дознания производятся исключительно при наличии поручения следователя. В случае передачи ему дела, по которому не удалось обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания, отнесенный к субъектам оперативно - розыскной деятельности, вправе принимать оперативно - розыскные меры для установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, уведомляя следователя о результатах. При необходимости производства какого-либо следственного или розыскного действия по делу, расследуемому следователем, орган дознания испрашивает у следователя разрешение, носящее форму поручения.

При установлении отсутствия события или состава преступления орган дознания вправе прекратить дело, поскольку в этих случаях нет необходимости продолжения расследования следователем и вопрос о подследственности не возникает.[4]

Если в процессе дознания, начатого по делу при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия не обязательно, устанавливаются обстоятельства, указывающие на подследственность дела следователю, орган дознания должен немедленно вынести постановление о направлении дела по подследственности.

При получении указания прокурора о передаче дела следователю орган дознания направляет дело с сопроводительным письмом, вынесение постановления не требуется.

Производство предварительного следствия заканчивается:

1) составлением обвинительного заключения;

2) постановлением о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера;

3) постановлением о прекращении дела (ст. 213 УПК). Окончанию предварительного следствия составлением обвинительного заключения должно предшествовать ознакомление потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей с материалами дела.

Признав предварительное следствие оконченным, а собранные доказательства достаточными для составления обвинительного заключения, следователь уведомляет об этом потерпевшего, его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей и одновременно разъясняет им, что они вправе ознакомиться с материалами дела. Однако само ознакомление имеет место только в случае поступления от вышеназванных лиц устного или письменного ходатайства. Причем гражданский ответчик или его представитель знакомится лишь с теми материалами, которые относятся к заявленному иску. По ходатайству потерпевшего и его представителя должна быть воспроизведена киносъемка или звукозапись, если последние применялись при производстве следствия.[5]

Ознакомившись с материалами дела, потерпевший, его представитель, гражданский истец, гражданский ответчик или их представители могут заявлять ходатайства о дополнении следствия. Если эти ходатайства могут иметь значение для дела, то они подлежат обязательному удовлетворению. В случае отказа в удовлетворении ходатайства следователь выносит мотивированное постановление, которое объявляется заявителю.

Об ознакомлении этих лиц с материалами дела составляется протокол, в котором отмечается, с какими именно материалами дела они ознакомились, какие ходатайства ими были заявлены (письменные ходатайства приобщаются к делу).[6]

Задача

Прокурор района, изучив в порядке надзора за следствием уголовное дело по обвинению Рыжикова по ч. 1 ст. 111 и ч. 1 ст.213 УК РФ, дал следователю следующие указания:

- произвести обыск в квартире обвиняемого с целью обнаружения   орудия   причинения   тяжких   телесных повреждений;

- допросить соседей Рыжикова Егорову и Рыкова о том, что им известно о поведении обвиняемого в. день совершения преступления;

- ходатайствовать перед судом об избрании в отношении Рыжикова меры пресечения - содержание под стражей;

- изменить обвинение с ч.1 на п. «в» 4.2 ст.111 УК РФ;

- прекратить уголовное дело в отношении Рыжикова по ч.1 ст.213 УК РФ.

Следователь, изучив указания, перепредъявил обвинение Рыжикову с ч.1 на п. «в» ст. 111 УК РФ и прекратил уголовное дело в отношении него по ч.1 ст.213 УК РФ, считая эти указания обоснованными. Все другие указания он выполнять не стал, а уголовное дело   со   своими  возражениями   направил вьшестоящему прокурору.

Правильно ли поступил следователь с точки зрения закона? Что означает обязательность указаний прокурора по делу? Как она согласуется процессуальной самостоятельностью следователя?

Ответ:

В соответствии с Федеральным законом от 18 декабря 2001 г. N 177-ФЗ часть вторая статьи 29 настоящего Кодекса и другие связанные с ней уголовно-процессуальные нормы, касающиеся передачи судам в ходе досудебного производства по уголовному делу полномочий по вынесению решений о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, обыска и (или) выемки в жилище, выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях вводятся в действие с 1 января 2004 г. До 1 января 2004 г. решения по этим вопросам принимает прокурор.

В соответствии со ст. 38 УПК РФ в случае несогласия с действиями (бездействием) и решениями прокурора следователь вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Их обжалование прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев несогласия со следующими решениями или указаниями прокурора: 1) о привлечении лица в качестве обвиняемого; 2) о квалификации преступления; 3) об объеме обвинения; 4) об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении подозреваемого или обвиняемого; 5) об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, предусмотренных п. 2-11 ч. 2 ст. 29 УПК; 6) о направлении уголовного дела в суд или его прекращении; 7) об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия; 8) о передаче уголовного дела другому следователю.

На основании ст. 221 УПК прокурору предоставлено право не только лично составлять новое обвинительное заключение, но и поручать его составление следователю. При изменении обвинения на более тяжкое или существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от первоначального в любом случае прокурор обязан направить дело для дополнительного расследования.

Постановление об изменении обвинения прокурор составляет при наличии обстоятельств, в числе которых следующие:

1) часть обвинения исключается без изменения квалификации;

2) квалификация заменяется на более мягкую;

3) общественно опасные деяния квалифицируются новым законом, предусматривающим аналогичное или более мягкое наказание;

4) исключаются указания на отдельные квалифицирующие обстоятельства, но при этом не нарушается построение обвинительного заключения.

В этих случаях прокурор также имеет право составить новое обвинительное заключение.

Уголовное дело возвращается прокурором для производства дополнительного следствия или пересоставления следователем обвинительного заключения в том случае, если при изучении материалов дела им было установлено, что:

следствием дана неправильная юридическая оценка установленных фактов преступной деятельности обвиняемого;

в процессе расследования установлены факты преступной деятельности обвиняемого, но они не были включены в постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого;

следователем при установлении истины по делу выявлено преступление, по которому обвинение не предъявлено;

при совершении преступления группой лиц не определена роль каждого из соучастников в вынесенном обвинении;

обвиняемому вменены действия, не доказанные материалами дела, или в обвинительном заключении указаны преступные действия, обвинение в которых обвиняемому не предъявлено.

В постановлении о возвращении дела на дополнительное расследование прокурор обязан сформулировать письменные указания как по поводу устранения существенного нарушения уголовно-процессуального закона, так и относительно других обнаруженных нарушений закона и прав граждан, допущенных при производстве предварительного следствия. Одновременно в своем постановлении прокурор должен определить сроки устранения выявленных недостатков, повлекших возврат дела.

Прокурор вправе отменить или изменить ранее назначенную обвиняемому меру пресечения по любому делу, поступившему к нему с обвинительным заключением, за исключением случаев, когда мера пресечения избиралась на основании судебного решения.

Мера пресечения может быть отменена, если отпала надобность в ней или в мерах пресечения вообще. Основанием для такого решения могут служить следующие обстоятельства: не находят подтверждения доказательства, уличающие лицо в совершении преступления; обвиняемый своим поведением доказал иное отношение к содеянному; изменились состояние его здоровья, семейное положение и т.п.

Изменение или отмена меры пресечения производится мотивированным постановлением прокурора. В нем должны быть указаны конкретные обстоятельства, для устранения которых принимается соответствующее решение.

Если прокурор при изучении материалов дела придет к выводу о том, что обвиняемый может скрыться от суда, продолжить преступную деятельность либо иным путем воспрепятствовать судебному производству по уголовному делу, то он вправе избрать меру пресечения, если таковая не была применена, за исключением домашнего ареста и содержания под стражей.

Список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание, изменяется путем составления нового списка, а не зачеркиванием (вписыванием) фамилий из имеющегося в деле документа.

Процессуальная самостоятельность следователя (дознавателя) — положение уголовно-процессуального законодательства, согласно которому следователь самостоятельно принимает все решения о направлении следствия и производстве следственных действий (за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции или согласия прокурора) и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Правом вмешательства в процессуальную деятельность следователя обладают только прокурор и начальник следственного отдела путем дачи ему письменных указаний о производстве следствия.

Процессуальная самостоятельность следователя обеспечивается тем, что в случае несогласия с письменным указанием прокурора или начальника следственного отдела по любому возникающему в ходе расследования вопросу следователь вправе представить в установленном порядке свои возражения. Иные должностные лица, включая руководителей отделов внутренних дел, не вправе вообще вмешиваться в процессуальную деятельность следователя, давать указания по расследуемому им делу. Никто абсолютно, включая прокурора или начальника следственного отдела, не может навязать следователю принятие решений, вопреки его убеждению.

Список источников и литературы

1.     Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрид. литература, 1993

2.     Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. N 52 (часть I) ст. 4921

3.     Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации // Под ред. Д.Н. Козака, Е.Б. Мизулиной. М.: Юристъ, 2002 г.

4.     Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) // Под общей редакцией В.И. Радченко.М.: Юридический дом "Юстицинформ", 2003 г.

5.     Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР / Отв. Ред. В.И. Радченко; под ред. В.Т. Томина. - 4-е изд. Перераб. и доп. - М.: «Юрайт», 2000. - 760с.


[1] Ларин А. М. и др. Уголовный процесс России. Москва. БЕВ. 1997.

[2] Ларин А. М. и др. Уголовный процесс России. Москва. БЕВ. 1997.

[3] Ларин А. М. и др. Уголовный процесс России. Москва. БЕВ. 1997.

[4] Российское уголовное право. Общая часть. Учебник / под ред. академика В.Н. Кудрявцева и проф. А.В.Наумова. - М.,1997

[5] Кокорев Л.Д., Кузнецов Н.П. Уголовный процесс: доказательства и доказывание. Воронеж: изд-во Воронежского ун-та, 2000. - 460с.

[6] Учебник уголовного процесса. Отв. редактор профессор Кобликов А.С. М.: СПАРК, 1998. - с.188