Повышение эффективности управления персоналом (на примере предприятий туриндустрии)

Морозов М.А., к.э.н., доцент, проректор Международного института гостиничного менеджмента и туризма, Действительный Член Национальной Академии туризма   Опубликовано в номере: Менеджмент в России и за рубежом №2 / 2003

Эффективность деятельности любого предприятия непосредственно зависит от качества управления различными ресурсами. В настоящее время одним из важнейших ресурсов является персонал. Успех и процветание предприятий во многом определяется интеллектуальным потенциалом предприятия, качественным составом сотрудников, что, как правило, связано не только с их квалификацией, но и тем энтузиазмом, самоотдачей, творческим подходом, с которым они выполняют свои обязанности. Без инициативы, предприимчивости, способности к инновациям невозможно успешное функционирование предприятий в условиях рынка. Особенно возрастает роль персонала на предприятиях туриндустрии, т.к. здесь основным товаром является услуга, а качество туристских услуг непосредственно зависит от профессионализма и качества работы сотрудников.

При решении задач управления персоналом перед туристскими предприятиями стоит проблема определения количества сотрудников, необходимых для выполнения заданного вида работы, а также качественного состава специалистов, установления конкретных задач и функций, которые они должны выполнять. Особенно это характерно для малых предприятий, на которых функциональные обязанности сотрудников могут пересекаться, дублироваться, и руководству фирмы порой бывает очень сложно оценить эффективность деятельности каждого работника. А это, в свою очередь, влияет на распределение доходов (заработную плату) сотрудников, т.е. на их материальное и моральное вознаграждение.

Очевидно, что изначально каждое предприятие должно определить необходимую для его функционирования численность персонала. Как правило, это осуществляется следующим образом. На предприятиях известно общее количество используемой техники и применяемые технологии, поэтому расчет потребной численности персонала определяется программой выпуска продукции, нормами затрат рабочего времени и установленной продолжительностью рабочего периода (как правило, год). Данный расчет можно представить в виде следующей формулы:

где Lk — норма численности персонала данной (k-ой) группы (профессии, уровня квалификации и т.п.);

Qk — плановый годовой объем продукции k-го вида;

Hk — норма затрат рабочего времени персонала данной группы на единицу продукции k-го вида;

Фгод — годовой фонд времени одного сотрудника данной группы.

Общее количество персонала будет определяться путем суммирования персонала по всем группам Общее количество персонала будет определяться путем суммирования персонала по всем группам.

Но даже правильное определение потребного количества персонала еще не может повлиять на общую эффективность функционирования предприятия, необходимо понять качественные характеристики (составляющие) трудовой деятельности.

Как известно, любая экономическая структура может развиваться как экстенсивно, так и интенсивно. Это положение в полной мере относится и к такому понятию, как труд. В любой трудовой деятельности можно выделить две составляющие: -труд и -труд. Первая компонента характеризует труд, который выполняется по заданной технологии, инструкции, схеме, -труд заранее запрограммирован. Исполнитель -труда не вносит в труд никаких элементов новизны или собственного творчества. Такой труд еще называют первоначальным, регламентированным или экстенсивным. -труд может быть не только физическим и малоквалифицированным. Деятельность менеджера или чиновника также может носить экстенсивный характер, если она сводится только к слепому и бездумному исполнению инструкций и указаний.

Напротив, -труд — это труд, направленный на создание новых духовных или материальных благ, новых методов производства и управления. Такой труд называют инновационным, творческим или интенсивным. К этой категории работников можно отнести практически всех сотрудников, которые работают на предприятиях туриндустрии, начиная от менеджеров и специалистов низшего звена и заканчивая топ-менеджментом компании. Труд работников данной категории носит явно выраженный характер -труда и весьма сложно поддается формальной оценке. Оценка и стимулирование труда этой категории работников на предприятиях российской туриндустрии нельзя назвать ни достаточной, ни обоснованной. Как правило, сотрудник турфирмы получает вознаграждение за свой труд в виде определенной заработной платы плюс процент от результатов своей деятельности, например, от реализации турпродукта. При этом результаты -труда не определяются и, как правило, не учитываются.

Очевидно, что и -труд может участвовать в экономических процессах в двух формах: в виде живого труда и в результатах прошлого труда, овеществленного в средствах производства либо в каком-либо другом виде. При этом продукты -труда передаются не только в овеществленном виде, но и в виде носителей различного рода информации, через систему образования, воспитания и т.п. Как правило, полезность результатов -труда сохраняется значительно дольше, чем продуктов -труда, и с течением времени даже может увеличиваться.

Необходимость выделения этих двух компонентов труда объективно обусловлена их принципиальным различием в формировании доходов туристского предприятия. Поскольку -труд — это экстенсивный труд, увеличение конечного продукта возможно только за счет увеличения численности сотрудников, либо увеличения времени работы и ее интенсивности. А -труд — это интенсивный труд, поэтому увеличения выпуска продукции (услуг) можно достичь при неизменных и даже уменьшающихся затратах как рабочего времени, так и количества сотрудников. Это возможно за счет внедрения новых технических, технологических, организационных и предпринимательских идей, нововведений, ноу-хау. Поэтому одной из важнейших задач руководства туристского предприятия является создание таких условий, которые бы способствовали полному раскрытию творческих способностей сотрудников предприятия.

Для оценки результатов деятельности и повышения обоснованности оплаты труда специалистов и менеджеров всех уровней на предприятиях туриндустрии предлагается использовать функционально-стоимостной подход. В основе этого метода лежит оценка индивидуальных качеств специалистов и определение стоимости различных функций, выполняемых специалистами с учетом качества их выполнения и полученных фирмой результатов.

Здесь необходимо отметить, что до сих пор не разработаны квалификационные характеристики и функциональные обязанности работников туриндустрии. За основу приняты разработанные в рамках международной программы TACIS EDRUS 95101 «Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии», утвержденные Министерством труда и социального развития Российской Федерации. Квалификационные требования предназначены для решения вопросов, связанных с обеспечением эффективной системы управления персоналом и качеством труда, регулированием трудовых отношений в организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности. Квалификационные требования являются нормативным документом, предназначенным для определения должностных обязанностей работников, планирования их профессионального роста, организации профессиональной подготовки и повышения квалификации соответственно развитию требований к качеству и продуктивности услуг, подбору, расстановке и использованию кадров, а также обоснованию принимаемых решений при проведении аттестации руководителей и специалистов. Поскольку Квалификационные требования распространяются на работников организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, они отражают минимально необходимые требования к профессиональному уровню работников с учетом обеспечения качества и производительности выполняемых работ на предприятиях туриндустрии. При разработке должностных инструкций допускается расширение и уточнение перечня должностных обязанностей работников, основных навыков и знаний, необходимых для их выполнения с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности.

Поскольку для российских предприятий туристской индустрии понятие стоимости выполняемых функций неразрывно связано с должностной инструкцией и должностным окладом, то в качестве простейшей методики расчета можно предложить ранжирование всех выполняемых функций по степени их важности или сложности. Такое ранжирование может производиться руководством туристского предприятия (менеджером), либо группой экспертов или даже самими исполнителями. Затем каждой функции присваиваются определенные весовые коэффициенты из расчета, что их сумма может быть равна ста процентам (баллам). Поскольку эти сто процентов (баллов) соответствуют должностному окладу, то, проведя несложные вычисления, можно определить относительную стоимость каждой указанной в должностной инструкции функции.

Формализованный подход к оценке каждой функциональной процедуры часто позволяет выявить несовершенство должностных инструкций, поскольку многие выполняемые на практике виды работ либо не учитываются вообще, либо присутствуют работы, не соответствующие данной должности. Выявляется также дублирование функций в различных должностных инструкциях. Поэтому на предприятиях туриндустрии целесообразно разработать функциональный перечень и выполнить анализ рабочих функций всех структурных подразделений. Это позволит руководству туристского предприятия оценить деятельность каждого структурного подразделения, одновременно проанализировав деятельность всей организации в целом, устранить дублирование функций, выявить наиболее важные и определяющие функции. На основе проведенного анализа можно не только усовершенствовать организационную структуру предприятия туриндустрии, сократив ненужные (дублирующие) структурные подразделения, снизить долю второстепенных, не влияющих на конечный результат предприятия, работ, но и, проранжировав и установив приоритеты этих функций, сопоставить структуру фонда оплаты труда предприятия с функциями структурных подразделений. А поскольку общая сумма баллов будет соответствовать фонду оплаты труда предприятия, то его распределение между подразделениями не составит большого труда. Подобным же образом можно определить стоимость всех работ в каждом подразделении и правильно и объективно осуществить распределение вознаграждения среди сотрудников, что будет способствовать повышению обоснованности оплаты труда специалистов и менеджеров всех уровней.

Для оценки индивидуальных качеств специалистов и их вклада в конечный результат деятельности предприятия туриндустрии необходимо разработать специальную аттестационную таблицу, которая должна отражать специфику работы специалистов конкретного подразделения.

Разработка такой таблицы требует решения следующих задач:

·        для каждого структурного подразделения необходимо разработать словарь деловых характеристик;

·        разработать критерии оценок (типы требований) к деловым характеристикам;

·        определить значимость каждого критерия (присвоить весовой коэффициент);

·        каждому критерию сопоставить признаки оценок требований с определенным весовым коэффициентом.

Представим формализованное решение предлагаемой задачи. Модель будет содержать следующие параметры:

Хi  — качество i-го специалиста, i = 1,2...,I, где I — количество специалистов в структурном подразделении (предприятии);

Yj  — выбранные критерии, j = 1, 2,..., J, где J — количество критериев;

Yjp  — признаки критериев, j = 1, 2,..., J — соответствует номеру критерия, p =1,2,...,d (m) — количество признаков у данного критерия;

Yjpq  — уровни оценок признаков, q = 1, 2,..., Q, где Q — количество уровней оценок;

Rj, rp  — весовые коэффициенты.

Модель позволяет найти F(Xi) — неотрицательное число, которое будет тем больше, чем лучше качество Хi специалиста и его вклад в конечный результат деятельности предприятия (подразделения).

Составляющими Хi являются выбранные критерии (требования) Yj, которые и определяют индивидуальные качества специалиста. В качестве критериев могут выступать: знания и опыт, способность принятия решений, ответственность, исполнительность, информационные связи и контакты, персональный вклад и пр. Каждому из критериев приписывается весовой коэффициент Rj, который определяется либо индивидуально руководителем, либо экспертным путем. Для более точного определения индивидуальных качеств специалиста и объективной его оценки каждый из составляющих критериев подразделяется на несколько признаков Yjp, для которых также устанавливаются весовые коэффициенты rp, и разрабатывается шкала оценки (уровни).

Модель удобно представить графически в виде дерева качества специалиста (рис.1, 2). Для этого необходимо:

·        построение деревьев качества специалистов по всем выбранным критериям;

·        согласование с экспертами (либо индивидуально) характера связей между элементами и определение весовых коэффициентов по всем узлам деревьев;

·        разработку шкал (уровней) для оценки признаков (Yjpq), которые могут быть как непрерывными, так и дискретными и имеют значения от нуля до максимально определенной величины ().

Модель качества Х специалистов

Рис. 1. Модель качества (Х) специалистов

Построение дерева качества специалиста

Рис. 2. Построение дерева качества специалиста:

Хi  –  качество i-го специалиста, i = 1,2,…,I, где I – количество специалистов;

Yj  –  выбранные критерии, j = 1,2,…,J, где J – количество критериев;

Yjp  –  признаки критериев, j = 1,2,…,J, где J – количество критериев, p=1,2,…,d (m) — количество признаков у данного критерия;

Yjpq  —  уровни оценок признаков, q = 1,2,…, Q, где Q — количество уровней оценок;

Rj, rp  –  весовые коэффициенты.

В результате решения по данной модели определяется сумма баллов конкретного сотрудника анализируемого структурного подразделения, которая соответствует сумме баллов, определенных уровнем оценок признаков, взятых из оценочной шкалы. Причем эта величина будет стремиться (ограничена сверху) к общей сумме баллов, которые может набрать «идеальный» сотрудник. Для удобства расчетов эта величина определяется в 1000 баллов:

.

Для оценки деятельности сотрудников конкретного структурного подразделения модель можно представить в виде таблицы (см. таблицу), в которой отображаются те критерии, по которым руководство хотело бы их оценить с точки зрения качества выполнения этих работ и с учетом вклада сотрудника в конечный результат деятельности подразделения (предприятия). Таблица строится на основе тех данных, которые были определены ранее при разработке функционально-стоимостной таблицы всех видов работ подразделения (предприятия) в баллах.

Таблица

Критерий (Yj)

Весовой коэффициент (Rj)

Признаки (Yjp)

Весовой коэффициент (rp)

Уровни (Yjpq)

в %

в баллах

в %

в баллах

1

2

3

4

5

Профессиональные знания и навыки

25

250

Профессиональная квалификация

30

75

0

8

20

50

75

Знание психологии продаж

10

25

0

5

15

20

25

Умение расположить к себе

10

25

0

5

15

20

25

Способность мотивировать и убеждать

10

25

0

5

15

20

25

Умение выражать свои мысли

10

25

0

5

15

20

25

Умение определить темперамент и характер клиента

10

25

0

5

15

20

25

Знание компьютера и оргтехники

6

15

0

3

7

12

15

Знание языков

6

15

0

3

7

12

15

Выдержка

4

10

0

2

5

8

10

Компетентность в принятии решений

4

10

0

2

5

8

10

 

 

 

 

100

250

 

 

 

 

 

Производственный опыт и ответственность

25

250

Стаж профессиональной деятельности

30

75

0

8

20

50

75

Профессиональная ответственность

10

25

0

5

15

20

25

Навыки решения типовых задач

10

25

0

5

15

20

25

Умение предусматривать последствия принимаемых решений

10

25

0

5

15

20

25

Способность урегулировать претензии клиента после его возвращения из тура

10

25

0

5

15

20

25

Опыт работы автономно

10

25

0

5

15

20

25

Опыт работы в команде

6

15

0

3

7

12

15

Связи и контакты

6

15

0

3

7

12

15

Стабильность работы

4

10

0

2

5

8

10

Эмоциональная выносливость

4

10

0

2

5

8

10

 

 

 

 

100

250

 

 

 

 

 

Готовность работать

25

250

Эффективность работы

30

75

0

8

20

50

75

Любовь к своему делу

14

35

0

5

15

25

35

Не останавливаться на достигнутом

10

25

0

5

15

20

25

Инициативность

10

25

0

5

15

20

25

Целеустремленность

10

25

0

5

15

20

25

Готовность работать сверхурочно

10

25

0

5

15

20

25

Предприимчивость

6

15

0

3

7

12

15

Готовность идти на риск

6

15

0

3

7

12

15

Исполнительность

4

10

0

2

5

8

10

 

 

 

 

100

250

 

 

 

 

 

Персональные характеристики

25

250

Личное обаяние

14

35

0

5

15

25

35

Внешний вид

12

30

0

5

15

25

30

Общительность

12

30

0

5

15

25

30

Корректность поведения

10

25

0

5

15

20

25

Коммуникабельность

10

25

0

5

15

20

25

Решительность и настойчивость

8

20

0

4

10

17

20

Уверенность в себе

6

15

0

3

7

12

15

Эрудиция

6

15

0

3

7

12

15

Аккуратность

6

15

0

3

7

12

15

Самокритика

6

15

0

3

7

12

15

Здоровье

6

15

0

3

7

12

15

Чувство юмора

4

10

0

2

5

8

10

 

 

 

 

100

250

 

 

 

 

 

Всего

100

1000

 

 

1000

 

 

 

 

 

На условном примере туристского предприятия покажем работу данной модели. Предположим, что руководитель отдела продаж решил оценить работу своих сотрудников — менеджеров по продажам турпродукта. Для этого он разработал аттестационную таблицу, состоящую из четырех критериев. Каждый критерий представлен определенным набором признаков, которые оцениваются дискретной шкалой, содержащей пять уровней (от 1 — «практическое отсутствие» до 5 — «превосходно»). Чем больше вводится признаков, характеризующих каждый критерий, и чем больше уровней имеет оценочная шкала, тем выше адекватность модели и тем точнее можно оценить деятельность сотрудника. Весовые коэффициенты критериев Rj  устанавливаются так, чтобы общая сумма всех весов была равна 100% и 1000 баллам ( = 100%, = 1000 баллов), весовые коэффициенты признаков rp определяются: = Rj в баллах и = 100%.

По таблице определяется количество баллов, которое может набрать каждый сотрудник, и общая сумма баллов сотрудников всего подразделения. Разделив фонд оплаты труда (ФОТ), выделяемого подразделению, на общую сумму баллов, получим цену (стоимость) одного балла. Отсюда легко можно найти оплату каждого сотрудника, перемножив цену балла на набранное количество баллов у каждого сотрудника.

·        количество баллов i-го сотрудника;

·        общая сумма баллов сотрудников всего подразделения;

·        стоимость (цена) одного балла;

·        оплата i-го сотрудника, где

Итак, чтобы подсчитать размер заработной платы для каждого сотрудника, необходимо:

·        знать общий размер фонда оплаты труда на данный месяц;

·        составить аттестационную таблицу для всех сотрудников, к которым относится данный фонд оплаты труда;

·        по данным аттестационной таблицы подсчитать сумму баллов для каждого сотрудника;

·        найти общую сумму баллов всех, принимаемых в аттестации, сотрудников;

·        выделенный фонд оплаты труда разделить на общее количество баллов (определим цену балла);

·        полученную цену балла умножить на количество набранных баллов каждого сотрудника (получится сумма зарплаты данного сотрудника в расчетный месяц).

Такой подход ставит оплату труда специалиста в прямое соответствие с его индивидуальными качествами и тем вкладом, который он вносит в результат деятельности (подразделения) предприятия. Конкретный размер заработка сотрудника будет зависеть от двух факторов:

·        значения функционала F(Хi), т.е. количества набранных специалистом баллов в данном периоде (при этом при одинаковой доле фонда оплаты труда в разных периодах зарплата будет непосредственно зависеть от этой величины);

·        количества средств заработанных фирмой и выделенных данному структурному подразделению на оплату труда, (при одинаковой балльной оценке в разных периодах цена балла может быть различной).

Первый фактор непосредственно зависит от индивидуальных качеств сотрудника и поэтому стимулирует его профессиональный рост, способствует планированию карьеры. Второй — увязывает конкретную результативность каждого работника с результативностью фирмы, что способствует повышению у сотрудников ответственности, самоотдачи, преданности фирме, вырабатывает командный дух, что в целом способствует повышению внутренней, корпоративной культуры фирмы.

Использовать данную методику можно для различных целей.

Например, для определения некоторого нижнего предела (в баллах) при определении должностного оклада сотрудника определенной категории при приеме на работу во время испытательного срока, поскольку оценить сотрудника в момент приема на работу по всем параметрам очень сложно.

Для ротации кадров — недобор определенного количества баллов, необходимого для соответствия данной должности, может послужить основанием для перевода сотрудника на другую (менее оплачиваемую) должность или послужить поводом для его увольнения. И наоборот, возможность повышения должностного оклада или перемещения по служебной лестнице.

Для планирования карьеры — каждой категории служащих можно разрабатывать свою аттестационную таблицу, учитывающую специфику их деятельности (содержание -труда и -труда), возможности продвижения по служебной лестнице. Внедрение данной методики на предприятии является сильным мотивирующим фактором, поскольку она позволит каждому сотруднику определить свои возможности, выявить требования, предъявляемые со стороны руководства фирмы и сконцентрироваться на их достижении.

Оценка результатов деятельности персонала предприятия выполняет три важные функции управления:

·        информационную — информирует сотрудников об относительном уровне выполнения ими работы и позволяет им ориентироваться в совершенствовании своей деятельности;

·        мотивационную — мотивируют сотрудника на более качественную и производительную работу, поскольку они видят прямую зависимость своего служебного (материального) роста от степени эффективности своего труда;

·        административную — основана на предыдущих двух функциях оценки трудовой деятельности сотрудника, позволяет принимать решение о повышении (понижении) переводе, увольнении и т.п., Информация, ведущая к принятию административного решения, как правило, мотивирует сотрудника к качественному выполнению своей работы.

Предлагаемая методика разработки аттестационной таблицы может позволить на базе регулярной аттестации персонала не только повысить мотивацию персонала туристских предприятий, определять их заработную плату, но и наглядно планировать карьеру сотрудников.