Содержание
Введение_______________________________________________________ 3
Понятие признания и его формы__________________________________ 5
Теории и виды признания_________________________________________ 8
Признание правительств_______________________________________ 10
Признание органов национального и освободительного движения_____ 12
Заключение____________________________________________________ 13
Список литературы____________________________________________ 15
Введение
ПРИЗНАНИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ - односторонний акт государства, посредством которого оно выражает свою готовность вступить в юридические отношения с каким-либо другим государством или иным субъектом международного права и поддерживать с ним полномасштабные дипломатические, консульские и иные отношения.
Признание международно-правовое - акция добровольного волеизъявления. а не обязанность признающего государства. Проблема признание международно-правовое связана с возникновением нового государства, правительства, утвердившегося неконституционным путем, наличием национально-освободительного движения или воюющей стороны. Признание международно-правовое по отношению к государству в современной международной практике не влияет на обладание международной правосубъ-ектностью, хотя и имеет вполне определенные правовые последствия не только в двусторонних отношениях между признаваемым и признающим государством. но и в смысле участия в международных межгосударственных организациях, конференциях и т.д. Признание международно-правовое по отношению к правительствам, национально-освободительным движениям (во время второй мировой войны имело место признание комитетов народного сопротивления нацизму). воюющей стороне может играть и более существенную роль, иметь правообразующее значение, т.е. выступать в качестве конститутивного фактора. В целом же за признание международно-правовое доктрина и дипломатическая практике усматривают роль фактора декларативного, имеющего больше политическое, чем правоустанавливающее значение. Признание международно-правовое проявляется в двух формах: признании де-юре (лат. de jure - юридически, по праву). означающем полное и окончательное дипломатическое признание данного образования в качестве субъекта международного права, и признании де-факто (лат. de facto - фактически, на деле). которое представляет собой установление юридических отношений в ограниченном круге вопросов в частности, оно не сопровождается учреждением дипломатических представительств (консульские учреждения могут создаваться). Разновидностью фактического признания является "ad hoc" - установление межгосударственных контактов разового характера, например для заключения торговой сделки между признаваемым и признающим государствами.
Понятие признания и его формы
Признание - односторонний добровольный акт государства, в котором прямо или косвенно оно заявляет либо о том, что рассматривает другое государство как субъект МП и намерено поддерживать с ним официальные отношения, либо о том, что считает власть, утвердившуюся неконституционным путем в государстве или на части его территории, достаточно эффективной, чтобы выступать в межгосударственных отношениях как представитель этого государства либо населения соответствующей территории.
Другой формулировкой признания является следующее: международно-правовое признание — институт, на основе которого существующие государства или международные организации устанавливают официальные или неофициальные, полные или неполные отношения с вновь возникающими субъектами международного права.
Третьей формулировкой может служить такое утверждение: признание — односторонний акт государства (субъекта международного права), посредством которого констатируется наличие определенного юридически значимого факта или ситуации, выражается согласие государства с юридически значимыми и международно-правомерными действиями других государств или иных субъектов международного права.
Приведенные определения настолько отличны друг от друга, что сущность данного института остается туманной, на что, впрочем, постоянно обращали внимание юристы-международники, квалифицируя его как «неуловимый», «сомнительный» и даже «великий неизвестный». До сегодняшнего времени единства по этому вопросу не существует, возможно, из-за того, что международно-правовое признание как никакой другой институт связан с политическими проблемами, то есть с достаточно динамичными интересами существующих государств на внешней арене, в том числе и за счет вновь возникающих субъектов.
В то же время признание имеет широкое распространение в международно-правовых отношениях, поскольку создает нормы обычного права. Государства признают юридические факты и ситуации, действия в значительном числе случаев путем молчаливого согласия.
Существует две основных теории международно-правового признания — конститутивная и декларативная. Согласно первой, акт признания дестинатора (адресата признания) со стороны уже существующих субъектов МПП играет решающую роль в его международно-правовом правовом статусе (например, придает новому государству международную правосубъектность, а правительству — способность представлять субъекта международного права в межгосударственных отношениях). Эта теория имеет два существенных недостатка. Во-первых, на практике новые образования (государства, правительства и т. д.) могут вступать в межгосударственные отношения и без признания. Во-вторых, неясно признания скольких уже существующих государств необходимо для того, чтобы новое образование приобрело наконец международную правосубъектность.
Декларативная теория исходит из того, что признание не означает придание ему соответствующего правового статуса, а лишь констатирует факт возникновения нового субъекта МПП и облегчает осуществление с ним контакта. Эта теория в силу демократичности и большего внимания к правовым вопросам статуса государства в настоящее время преобладает в международно-правовой доктрине. [1]
В качестве адресатов (дестинаторов) признания могут выступать государство, правительство, воюющие и восставшие стороны, организации сопротивления и национального освобождения. Так или иначе, но в качестве универсальной реальной или проектируемой организации власти во всех случаях мыслится государство, поскольку проекты свергнутых правительств и правительств в изгнании связаны с восстановлением государственной власти в прежнем объеме и по возможности в прежнем виде, тогда как проекты воюющих за освобождение организаций, равно как и образованных в результате переворотов или революций правительств ориентированы главным образом на строительство новой государственной власти. И в том, и в другом случаях форма — государство — остается неизменной. С изрядной долей условности можно предположить, что характеристика того или иного дестинатора в очень большой степени зависит от приближенности к стабильной форме государственной власти.
Обязанности признания не существует. Это - право государства. Признание может быть не явно выраженным, а заключаться в действиях (предложении установить дипломатические отношения). Не принято брать признание назад (исключение: 1918 - Франция взяла назад свое признание Финляндии, когда стало известно о планах возведения на престол в этой стране родственника Вильгельма II; когда в Финляндии было решено установить республику, Франция признала ее вторично).
Формы признания: де-факто и де-юре (при признании государств и правительств). Различие - в объеме правовых последствий, при де-факто объем уже. Признание де-факто - выражение неуверенности, что данное государство или правительство достаточно долговечны или жизнеспособны (может повлечь консульские отношения). Признание де-юре - полное, окончательное, как правило, влечет установление дипломатических отношений. Установление дипломатических отношений означает признание де-юре.
Признание ad hoc (в данной ситуации, по конкретному делу) - государства, правительства (или другие власти) не желают признавать друг друга, но вынужденно вступают в контакт друг с другом (Парижские соглашения 1973 года об окончании войны во Вьетнаме при участии США и трех вьетнамских сторон).
Теории и виды признания
Теории признания: конститутивная - только признание придает дестинатору (адресату) признания соответствующее качество: государству - международную правосубъектность, правительству - способность представлять субъект в межгосударственных отношениях. Но неясно, какое количество признаний необходимо; также - государства и правительства, пришедшие к власти неконституционным путем, могут осуществлять свои функции и без признания.
Декларативная - признание лишь констатирует появление дестинатора и служит средством, облегчающим осуществление с ним контактов. Когда признают субъектом МП образования, которые объективно не могут быть ими (Мальтийский орден), признание приобретает конститутивный или, точнее, квазиконститутивный характер, придавая видимость приобретения качества, которое признающий желает видеть у дестинатора. [2]
Виды признания различают в зависимости от дестинаторов.
Делятся на: традиционные (государств и правительств) и предварительные или промежуточные (признание наций, восставшей или воюющей стороны, организации сопротивления и правительств в эмиграции).
О признании государства - если появляется новое государство в результате объединения нескольких, либо если на месте одного государства в результате его распада появляется ряд более мелких, либо если из состава какого-либо государства выделяется новое. Также при кардинальном изменении государственного и общественного строя в результате революции.
Признание правительств - при приходе к власти неконституционным путем. Признание является обоснованным в том случае, если правительство эффективно осуществляет власть на территории страны или на большей ее части, контролирует ситуацию в стране. Если в результате переворота меняются форма правления, официальное название государства, то признание нового правительства - в виде признания государства.
Доктрина Эстрады (по имени сформулировавшего ее в 1930 г. министра иностранных дел Мексики) - воздержание от признания правительств (признание может быть истолковано как одобрение) - молчаливое или подразумеваемое признание (сохраняются дип. отношения и т.д.).
Признание нации (или народа) возникло в ходе I мировой войны - страны Антанты признали в качестве «союзных» или «совместно воюющих» наций чехов, словаков, поляков и т.д.
Признания национально-освободительных движений - в период ликвидации колониальной системы. Признания давалось не нации или народу, а национально-освободительным движениям.
Признание в качестве восставшей или воюющей стороны - в XIX веке, в первой половине XX века. Цель - обеспечить возможность защиты интересов признающего на территории, контролируемой повстанцами. В 1823 году Великобритания признала воюющей стороной греков, боровшихся против Турции за создание собственного государства.
Признание правительств
Признание правительств - при приходе к власти неконституционным путем. Признание является обоснованным в том случае, если правительство эффективно осуществляет власть на территории страны или на большей ее части, контролирует ситуацию в стране. Если в результате переворота меняются форма правления, официальное название государства, то признание нового правительства - в виде признания государства.
Доктрина Эстрады (по имени сформулировавшего ее в 1930 г. министра иностранных дел Мексики) - воздержание от признания правительств (признание может быть истолковано как одобрение) - молчаливое или подразумеваемое признание (сохраняются дип. отношения и т.д.).
Как и в случае с государством, признание правительства может быть фактическим и юридическим.
Признание правительства обычно сопутствует признанию данного государства. Вопрос о признании нового правительства обычно возникает только в двух случаях — при создании правительства неконституционным путем (переворот, революция) или в случае эмиграции правительства за рубеж во время оккупации территории данного государства. [3]
Известны две основные исторические доктрины признания правительств, пришедших к власти неконституционным путем. Первая — «доктрина Тобара» (эквадорского дипломата) — относится к 1907 г. и исходит из того, что государства должны противодействовать постоянным переворотам (особенно частым в латиноамериканском мире) путем непризнания правительств, образованным революционным путем. Вторая концепция — сформулированная в 1930 г. «доктрина Эстрада» (министр иностранных дел Мексики) указывает на то, что признание в ходе трансформации может расцениваться как вмешательство во внутренние дела нового или обновленного государства, так как внешнее признание может расцениваться революционным правительством как «одобрение» их действий, а населением страны — как проявление силы данного правительства. Поэтому, в соответствии с этой концепцией рекомендуется воздерживаться от признания и ограничиться только поддержанием или прекращением дипломатических отношений.
Некоторые ученые считают, что основанием для признанием правительств, пришедших к власти неконституционным путем должно быть эффективное осуществление власти признаваемым правительством на территории страны или на большей ее части, контроль за ситуацией в стране. В частности из этого исходит современная официальная доктрина США: «Установление официальных отношений с законным правительством любого государства, коль скоро это правительство осуществляет эффективный контроль на своей территории и способно брать и выполнять международные обязательства». Правда при этом необходимо учитывать политические тактические цели, преследуемыми уже существующими государствами.
Поскольку правительство в эмиграции не способно осуществлять контроль над территорией своей страны, то этот случай международно-правового признания является особенным. Основанием для подобного рода признания является только факт незаконного, насильственного изгнания правительства иностранным государством (правительства в эмиграции Польши, Чехословакии, Норвегии в период Второй мировой войны).
Только юридически признанное правительство может претендовать на государственное имущество за рубежом (например, архивы, банковские вклады, недвижимое имущество и т. д.). Фактическое признание может быть временным, предварительным.
Признание органов национального и освободительного движения
Еще одним видом международного признания может быть признание органов национального и освободительного движения. Особое распространение оно получило в период широких деколонизационных процессов в мире после второй мировой войны, хотя истоки его относятся еще к началу XIX в. (в 1823 г. Великобритания признала греков, боровшихся против турецкого владычества. Чаще всего, и это является особенностью подобного вида международно-правового признания, признаются не нации или народы, а их национально-освободительные движения, под которыми подразумеваются обычно организации, возглавляющие и ведущие борьбу за освобождение.[4]
Признание «восставших» означало, что признающее государство признает факт восстания против правительства и не будет рассматривать повстанцев как вооруженных преступников. Признающие государства нередко заявляли о признании за повстанцами определенных прав, например, права на убежище, права на получение гуманитарной помощи и т. д. В общем и здесь акт признания в немалой степени зависит от ряда политических факторов, прежде всего — от реальной силы и внутренней значимости данного освободительного движения, его способности привести к логическому завершению восстание (т. е. к образованию национального государства) или от состояния интересов признающего государства в данном регионе. В качестве условий признания является наличие значительной территории страны, устойчиво контролируемой повстанцами, и эффективное командование вооруженными силами, обеспечивающее соблюдение воинской дисциплины и норм международного гуманитарного права.
Заключение
Виды международно-правового признания определяются в соответствии с видом дестинатора. Можно выделить традиционные виды признания (государств и правительств) и предварительные или промежуточные (признание нации, восставшей или воюющей стороны, организации сопротивления, правительства в изгнании). Провести на практике границу между этими видами чрезвычайно сложно из-за обремененности статуса нового образования различными политическими аспектами (например, несоответствие между реальным и декларируемым положением того или иного образования).
Самым простым видом международно-правового признания является признание государств, поскольку в силу принципа суверенного равенства все государства равны, независимо от времени их образования. Каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств. Поэтому вновь возникшее государство становится субъектом международного право в силу самого факта создания суверенного образования. На него распространяется действие норм общего международного права. Разумеется при этом, новое государство само должно признавать и соблюдать эти нормы. Так, например, в Уставе Организации американских государств говориться: «Политическое существование государства не зависит от признания его другими государствами. Даже до своего признания государство имеет право на защиту своей целостности и независимости, на обеспечение своей безопасности и процветания…»(ст.9).
Таково формально-юридическое основание международно-провового признания. Вместе с тем нельзя не учитывать, что фактическое пользование правами зависит от признания нового государства субъектом международного права другими государствами. Признание укрепляет позиции нового государства в международной системе, открывая перед ним возможности развития сотрудничества. Оно делает его полноправным членом международного сообщества.
Тем не менее в отношении вновь возникших государств все же имеются проблемы, однако они относятся не к оперению его международной правосубъектности, а к тому, считать ли возникшее образование государством. Вопрос признания государства возникает обычно в четырех основных случаях: при разделении старого государства — международных отношений, при объединении двух или нескольких старых государств — международного права, при самоопределении в рамках старого государства с последующим выходом из его состава, в случае социальной революции. В первых двух случаях как правило речь идет о безусловных государствах, в отношении которого не возникает сомнений при решении вопроса о его признании. Третий и четвертый случай могут в себе таить спорные юридические моменты, поскольку в них уже не может идти речи о безусловном характере вновь возникающего образовании. В третьем варианте от имени государства может выступать правительство, в четвертом — какое-либо движение и тогда в определении их международной правосубъектности у существующих субъектов есть больший простор для юридического маневра. Впрочем, в любом случае очень многое зависит от политических факторов — степени внутреннего политического согласия в ходе трансформации или характера международных отношений и соотношения политических сил на внешней арене на данный момент.
Список литературы
1. Международное публичное право: Учебник / Под ред. Л.П. Ануфриева, К.А. Бекяшев. М., 2003. – 640 с.
2. Бархатова Е.Ю. Международное публичное право в вопросах и ответах. М, 2004. 232 с.
3. Суперека С.В. Международное публичное право: Учебный минимум для сдачи экзамена и зачета. М., 2005. 31 с.
[1] Международное публичное право: Учебник / Под ред. Л.П. Ануфриева, К.А. Бекяшев. М., 2003. С. 120.
[2] Международное публичное право: Учебник / Под ред. Л.П. Ануфриева, К.А. Бекяшев. М., 2003. С. 123.
[3] Бархатова Е.Ю. Международное публичное право в вопросах и ответах. М, 2004.
[4] Бархатова Е.Ю. Международное публичное право в вопросах и ответах. М, 2004.