Содержание
Введение_________________________________________________________ 3
Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения__________________________________________________ 4
Уголовная ответственность______________________________________ 5
Административная ответственность_______________________________ 9
Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения_____ 13
Заключение_____________________________________________________ 16
Список источников и литературы_________________________________ 17
Введение
В современном российском земельном праве посредством Земельного кодекса решается главный вопрос о соотношении частно-правовых и публичных начал: приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средств производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества; свободного распоряжения собственников землей, если это не наносит ущерба окружающей среде; сочетания интересов общества с гарантиями каждого гражданина.
Ряд положений Земельного кодекса РФ N 136-ФЗ от 25.10.01, отражающихся на всем земельном праве, имеют максимально положительное значение. Это - стабилизация состава земель, отнесения их к одной из категорий по целевому назначению, закрепление и защита прав граждан, закрепление основ государственного управления земельными ресурсами, разграничение полномочий между Федерацией и ее субъектами, муниципальными образованиями в соответствии с Конституцией РФ, согласно статье 36 которой условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Юридическая ответственность граждан и организаций как пользователей земли не может возникнуть произвольно. Она наступает вследствие того, что тот или иной участник общественных отношений, действуя свободно и имея возможность выбрать правильный, указанный в законе или договоре вариант поведения, совершает определенные действия, являющиеся правонарушениями.
Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения
Содержание юридической ответственности, ее задачи и сущность сложны и многообразны. С одной стороны, это наказание (кара) за совершенное правонарушение, с другой - лишь угроза его применения, что имеет большое воспитательное, профилактическое (превентивное) значение. В материальной форме юридическая ответственность выражается в исполнении правонарушителем дополнительной обязанности по отношению к той, которая им не исполнена. Например, если пользователь земли (гражданин, организация) несвоевременно или некачественно выполнил возложенные на него законом или договором обязанности, он несет юридическую ответственность в виде неустойки (пени, штрафа), что не освобождает его от надлежащего исполнения обязательства. Возможно принудительное исполнение обязанности и без применения юридической ответственности. Это бывает в случаях, когда орган государственного контроля за правильным использованием и охраной земель дает тому или иному лицу предписание о выполнении требований законодательства (без штрафной санкции), чем и предупреждается совершение правонарушения. От предупреждения надо отличать пресечение правонарушения, что имеет место в случаях, когда правонарушение совершено, но еще имеется возможность его приостановить, прекратить его дальнейшее развитие по указанию государственных органов (федеральных или субъектов РФ). При существенных правонарушениях могут быть применены меры административной и даже уголовной ответственности (например, при умышленном массированном загрязнении земель, повлекшем за собой крупный ущерб).[1]
По общему правилу ответственность за нарушение земельного законодательства может наступать лишь при наличии т.н. полного состава правонарушения, которое определяется установлением в действиях нарушителя четырех признаков (элементов) правонарушения: 1) противоправного действия (бездействия) лица или организации, привлекаемых к юридической ответственности, т.е. нарушения определенной статьи, нормы закона или иного правового акта; 2) вредного результата этого действия или бездействия, выразившегося в неблагоприятных последствиях: загрязнении окружающей природной среды, гибели флоры и фауны, других отрицательных явлениях в природе; 3) наличия причинной связи между действиями и наступившим вредом (объективного элемента состава); 4) вины нарушителя конкретных правовых норм (субъективного элемента состава). При отсутствии какого-либо из перечисленных элементов названного состава не может быть оснований для применения юридической ответственности. Так, например, если порча земель, как бы значительна она ни была, произошла вследствие стихийных явлений (наводнение, прорыв дамбы накопителя отходов из-за ливневых дождей, землетрясение, сель, обрушение горных пород и т.п.), то невозможно ставить вопрос о чьей-либо юридической ответственности. Здесь нет ни субъекта ответственности, ни чьей-либо вины. При возникновении имущественных конфликтов спор разрешается в судебном порядке.
Пленум ВС РФ в своем Постановлении от 05.11.98 N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" обратил внимание судов на то, что при рассмотрении дел, связанных с нарушениями экологического законодательства, особое значение приобретает установление причинной связи между совершенными деяниями и наступившими вредными последствиями или возникновением угрозы причинения существенного вреда окружающей среде и здоровью людей. Обязательно также подлежит выяснению, не вызваны ли вредные последствия иными факторами, в т.ч. естественно-природными, и не наступили ли эти последствия вне зависимости от установленного нарушения, а также и то, не совершены ли противоправные деяния в состоянии крайней необходимости (п.2 Постановления).
Законодательство РФ предусматривает ряд видов (форм) юридической ответственности, которые действуют и в рассматриваемой области законодательства. К ним относится дисциплинарная, административная, уголовная, гражданско-правовая (имущественная) ответственность.
Необходимо четко различать эти виды (формы) ответственности, так как каждый из них наступает в результате применения норм различных отраслей законодательства - трудового, административного, уголовного, гражданского.
Уголовная ответственность
Эта ответственность наступает только за уголовно наказуемые действия или бездействие, которые признаются таковыми в УК. Субъекты РФ не вправе устанавливать уголовные наказания, так как эти вопросы отнесены ст.71 п."о" Конституции РФ к исключительному ведению Российской Федерации. Следовательно, к уголовной ответственности лицо может быть привлечено лишь в том случае, если за нарушения земельного и иного законодательства предусмотрена такая ответственность в УК.
УК содержит ряд статей, которые имеют прямое отношение к земельным правонарушениям.
Согласно ст.170 УК регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Государственного земельного кадастра, а также умышленное занижение размеров платежей за землю, - если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения, - наказываются штрафом в размере от 100 до 200 минимальных окладов или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов.[2]
Статья 254 УК устанавливает ответственность за порчу земли, отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, которые наказываются штрафом в размере от 200 до 500 минимальных окладов или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.
Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.
Деяния, предусмотренные ч.1 или 2 ст.254 УК, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
Под порчей земли понимается разрушение или уничтожение ее плодородного слоя. Под загрязнением земли понимается привнесение в землю не характерных для нее физических, химических, биологических веществ, соединений и организмов. Под отравлением земли понимается привнесение в землю не характерных для нее физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов в количестве, делающем невозможным использование земли.
Причинение уголовно наказуемого вреда почве часто происходит одновременно с другими наказуемыми в уголовном порядке действиями. В УК они называются экологическими преступлениями (гл.26 УК).
Объектом преступления в этих случаях является окружающая среда, в т.ч. земли, водные источники, флора и фауна.
Преступления могут быть совершены путем действия или бездействия. Характер последних указывается рядом нормативных правовых актов, например Законом об охране окружающей среды, Законом об особо охраняемых природных территориях, Федеральным законом от 09.01.96 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" и др.
Как установлено в ст.246 УК, нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, - если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Существенное изменение радиоактивного фона означает его ухудшение, превышение установленных нормативов доз облучения. Под причинением вреда здоровью понимается причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью человека.
В указанном выше Постановлении ВС РФ N 14 дается разъяснение судам, что под иными тяжкими последствиями нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст.246 УК) следует понимать существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию.
Существенный экологический вред характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, животных и растительности на берегах водных объектов, уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в т.ч. водных, на определенной территории.
Иными тяжкими последствиями могут быть загрязнение водоемов, повреждение береговых насаждений, гибель посевов, ухудшение состояния окружающей среды и т.п.
Для возникновения ответственности при наступлении вредных последствий необходимо установление причинной связи между нарушением правил охраны окружающей среды при производстве работ и наступившими последствиями.
Правила охраны окружающей среды при производстве работ могут быть нарушены и умышленно, и по неосторожности.
Статья 247 УК предусматривает ответственность за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов: производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, - если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, - наказываются штрафом в размере от 200 до 500 минимальных окладов или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.[3]
Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а также совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
Под производством запрещенных отходов понимается создание отходов, неуничтожение их, ведущее к накоплению. Под обращением экологически опасных веществ и отходов понимается их транспортировка, хранение, захоронение, использование, совершение сделок, уничтожение.
Удаление экологически опасных веществ и отходов производится путем их переработки, обезвреживания либо захоронения в специально отведенных местах. Захоронение отходов должно производиться так, чтобы различные их виды не могли породить новых видов соединений.
Под использованием радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов понимается пользование ими организациями и отдельными лицами.
Под угрозой причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде понимается реальная возможность причинения вреда, опасного для жизни и здоровья человека, и ухудшения качества природной среды.
Под загрязнением окружающей среды понимается изменение качества вод, воздуха, почвы, превышающее установленные нормативы и создающее угрозу здоровью людей, состоянию растительного и животного мира.
Под отравлением природной среды понимается ее насыщение ядовитыми веществами и отходами, опасными для здоровья человека и животных, ведущее к уничтожению растительного мира.
Под массовыми заболеваниями людей понимается распространение заразных болезней, превышающее уровень заболеваемости для данной местности.
Статья 248 УК устанавливает: нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими агентами или токсинами, - если это повлекло причинение вреда здоровью человека, распространение эпидемий или эпизоотий либо иные тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
В ст.249 УК предусматривается уголовная ответственность за нарушение ветеринарных правил и правил борьбы с болезнями и вредителями растений. В ней установлено, что нарушение ветеринарных правил, повлекшее распространение эпизоотий или иные тяжкие последствия, наказывается исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Преступление может быть совершено в виде умысла или по неосторожности. Субъект преступления - должностное или недолжностное лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению ветеринарных правил или правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений. Уголовная ответственность за загрязнение вод предусмотрена ст.250 УК.
В ст.262 УК предусматривается ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.
Согласно этой статье нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, наказывается штрафом в размере от 100 до 500 минимальных окладов или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.
При рассмотрении дел о незаконной порубке деревьев и кустарников (ст.260 УК) разграничение с административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст.8.28 КоАП, проводится по составу преступления, предусмотренному ч.2 ст.260 УК, который образует незаконная порубка деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы, в особо защитных участках лесов всех групп либо не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния совершены в значительном размере.
Рассмотренные экологические преступления непосредственно не касаются земель, на территории которых они совершаются, тем не менее их анализ помогает по аналогии принять правильное решение в отношении земли.
Административная ответственность
Этот вид (форма) ответственности налагается за совершенные административные проступки, указанные в КоАП и законах субъектов РФ. В отличие от дисциплинарного административный проступок является деянием как связанным с выполнением должностных функций или трудовых обязанностей, так и не связанным с ними. Кроме того, за административное правонарушение виновные лица привлекаются к ответственности не в порядке подчиненности, а специально уполномоченными государственными органами, т.е. органами Росземкадастра, охраны природы, Минздрава, Госстроя России и др. Существенная особенность административной ответственности заключается в том, что она может выражаться, как правило, в виде штрафа. За дисциплинарные же проступки штраф налагать запрещается. Штраф часто применяется на практике как мера воздействия на нарушителей земельного законодательства.
В гл.8 КоАП предусматривается административная ответственность за порчу сельскохозяйственных и других земель. Так, самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 10 до 15 минимальных окладов, на должностных лиц - от 20 до 30 минимальных окладов, на юридических лиц - от 200 до 300 минимальных окладов.
Уничтожение плодородного слоя почвы, а также порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 20 минимальных окладов, на должностных лиц - от 30 до 40 минимальных окладов, на юридических лиц - от 300 до 400 минимальных окладов.
Объектами названных правонарушений выступают сельскохозяйственные и иные земли, т.е. любые виды земельных участков (угодий) - освоенные, осваиваемые, неосваиваемые - независимо от форм собственности или характера владения, в т.ч.: 1) земли сельскохозяйственного назначения, т.е. предоставленные для нужд сельского хозяйства (или предназначенные для этих целей) гражданам - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, животноводства, садоводства, огородничества и др.; кооперативам граждан - для садоводства, огородничества, животноводства; сельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям и организациям, совместным сельскохозяйственным предприятиям - для сельскохозяйственного производства; научно-исследовательским учреждениям - для исследовательских, учебных целей, пропаганды передового опыта и для сельскохозяйственного производства; несельскохозяйственным предприятиям - для ведения подсобного сельского хозяйства; 2) земли населенных пунктов; 3) земли, занятые под нужды промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и др.; 4) земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; 5) земли лесного и водного фондов, а также земли запаса.
Статья 8.30 КоАП предусматривает административную ответственность за уничтожение либо повреждение сенокосов и пастбищных угодий, мелиоративных систем, а также дорог на землях лесного фонда или в лесах, не входящих в лесной фонд. Это влечет наложение штрафа на граждан в размере от 3 до 5 минимальных окладов, на должностных лиц - от 5 до 10 минимальных окладов, на юридических лиц - от 50 до 100 минимальных окладов.[4]
Согласно ст.8.7 КоАП невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (в т.ч. общераспространенных полезных ископаемых), строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в т.ч. осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 15 минимальных окладов, на должностных лиц - от 20 до 30 минимальных окладов, на юридических лиц - от 200 до 300 минимальных окладов.
Статья 8.8 КоАП устанавливает, что использование земель не по целевому назначению, а также невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 минимальных окладов, на должностных лиц - от 10 до 20 минимальных окладов, на юридических лиц - от 100 до 200 минимальных окладов.
За уничтожение межевых знаков границ земельных участков ст.7.2 КоАП предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 минимальных окладов, на должностных лиц - от 5 до 10 минимальных окладов, на юридических лиц - от 50 до 100 минимальных окладов.
Уничтожение, повреждение или снос пунктов государственных геодезических сетей либо стандартных пунктов наблюдения за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением, входящих в государственную наблюдательную сеть, а также нарушение режима охранной зоны указанных стационарных пунктов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 минимальных окладов, на должностных лиц - от 5 до 10 минимальных окладов, на юридических лиц - от 50 до 100 минимальных окладов (ст.7.2 КоАП).
Неуведомление собственником, владельцем или пользователем земельного участка, здания либо сооружения, на которых размещены перечисленные выше пункты, федерального органа исполнительной власти по геодезии и картографии, гидрометеорологии и смежным с ней областям или его территориального (регионального) органа об уничтожении, о повреждении или о сносе этих пунктов, а также отказ в предоставлении возможности подъезда (подхода) к этим пунктам для проведения на них наблюдений и иных работ влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1 до 5 минимальных окладов (ст.7.2 КоАП).
За самовольное занятие земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости - без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, ст.7.1 КоАП устанавливает наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 минимальных окладов, на должностных лиц - от 10 до 20 минимальных окладов, на юридических лиц - от 100 до 200 минимальных окладов.
Согласно ст.7.8 КоАП за самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта либо земельного участка водоохраной зоны водного объекта устанавливается наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 15 минимальных окладов, на должностных лиц - от 20 до 30 минимальных окладов, на юридических лиц - от 200 до 300 минимальных окладов.
Самовольное занятие земельного участка зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 20 минимальных окладов, на должностных лиц - от 30 до 40 минимальных окладов, на юридических лиц - от 300 до 400 минимальных окладов (ст.7.8 КоАП).
Статьей 7.9 КоАП за самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд, или использование этих участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 минимальных окладов, на должностных лиц - от 10 до 20 минимальных окладов, на юридических лиц - от 100 до 200 минимальных окладов.
Статья 7.10 КоАП за самовольную переуступку права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом, а также самовольный обмен этих объектов устанавливает наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 минимальных окладов, на должностных лиц - от 10 до 20 минимальных окладов, на юридических лиц - от 100 до 200 минимальных окладов.
Согласно ст.7.4 КоАП за застройку площадей залегания полезных ископаемых без специального разрешения, а также необеспечение требований к сохранности зданий и сооружений при пользовании недрами налагается административный штраф на граждан в размере от 5 до 10 минимальных окладов, на должностных лиц - от 10 до 20 минимальных окладов, на юридических лиц - от 100 до 200 минимальных окладов.
Проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 15 минимальных окладов, на должностных лиц - от 20 до 30 минимальных окладов, на юридических лиц - от 200 до 300 минимальных окладов (ст.7.14 КоАП).
Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения
Этот вид (форма) ответственности применяется за совершенные дисциплинарные проступки при исполнении своих трудовых обязанностей (например, при плохой обработке почвы и т.п.) и предусматривается соответствующими статьями ТК. Меры дисциплинарных взысканий, как указано в ст.192 ТК, могут быть следующие: замечание, выговор, увольнение с работы. Они налагаются руководителем организации на подчиненных ему по службе работников.
Как предусмотрено в п.1 ст.75 ЗК, должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.
Дисциплинарным проступком могут быть признаны только такие противоправные действия или бездействие работника, которые непосредственно связаны с исполнением им трудовых обязанностей. Не может считаться дисциплинарным проступком, например, отказ работника от выполнения общественного поручения или нарушение им правил поведения в общественных местах и т.п. Неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей признается виновным, если работник действовал умышленно или по неосторожности. Умышленная вина предполагает определенное волевое решение (действие или бездействие), направленное на нарушение установленных правил поведения. Неосторожность как форма вины имеет место тогда, когда работник не предвидит последствий своего противоправного действия или бездействия, хотя должен был предвидеть, либо когда он предвидит такие последствия, но легкомысленно надеется их предотвратить. Не может считаться виновным невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по причинам, не зависящим от работника (например, из-за отсутствия необходимых материалов, из-за недостаточной квалификации работника, его нетрудоспособности и т.п.).[5]
Различают общую и специальную дисциплинарную ответственность. Общая дисциплинарная ответственность регулируется ТК и распространяется на всех работников организаций, кроме тех, для которых установлена специальная дисциплинарная ответственность. Специальная дисциплинарная ответственность установлена уставами и положениями о дисциплине для некоторых категорий ответственных работников. Установление специальной дисциплинарной ответственности обусловлено спецификой трудовых функций, выполняемых такими работниками. Эта ответственность предусматривает ряд более строгих по сравнению с общей дисциплинарной ответственностью мер взыскания, а также в некоторых случаях расширяет понятие дисциплинарного проступка. Определенные особенности привлечения к дисциплинарной ответственности установлены для государственных служащих.
Дисциплинарную ответственность как форму юридической ответственности необходимо отличать от ответственности, предусмотренной нормами административного права. Они различаются по характеру правонарушений, за которые наступает ответственность, по субъектам, имеющим право налагать взыскания, по кругу лиц, которые могут быть привлечены к ответственности, а также по видам применяемых к ним мер взыскания. В отличие от дисциплинарной ответственности, которая, как уже отмечалось, наступает за нарушение трудовой дисциплины, административная ответственность наступает за совершение административного проступка, предусмотренного КоАП.
Дисциплинарные взыскания налагаются администрацией только той организации, с которой работник состоит в трудовых правоотношениях. Право применять административные меры взыскания предоставлено специально уполномоченным органам или лицам, с которыми правонарушитель не связан трудовыми отношениями (например, государственным инспекциям, органам милиции и др.). Основной вид административного взыскания - это штраф. Законодательством о труде штраф как вид взыскания не предусмотрен и поэтому не может быть применен за совершение дисциплинарного проступка.
Право выбора конкретной меры дисциплинарного взыскания из числа предусмотренных законодательством принадлежит администрации, которая, однако, должна учитывать степень тяжести совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение работника и др. При применении такой меры взыскания, как увольнение с работы, необходимо учитывать, что оно допускается только в случаях, прямо предусмотренных в законе.
При наложении дисциплинарных взысканий необходимо соблюдение правил, установленных ст.193 ТК. В соответствии с ними администрация для выяснения всех обстоятельств совершения дисциплинарного проступка, а также степени вины работника, совершившего проступок, обязана затребовать от него письменное объяснение (ч.1 ст.193 ТК) до применения к нему той или иной меры взыскания. При отказе работника дать письменное объяснение по существу совершенного проступка составляется акт с указанием присутствовавших при этом отказе свидетелей. В случае спора о правомерности применения дисциплинарного взыскания такой акт будет служить доказательством соблюдения администрацией правил привлечения к дисциплинарной ответственности. Отказ работника дать письменное объяснение не может служить препятствием для применения взыскания.
Дисциплинарное взыскание должно быть применено к работнику непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения (ч.3 ст.193 ТК). Днем обнаружения проступка, с которого исчисляется срок применения дисциплинарного взыскания, считается день, когда непосредственному руководителю работника стало известно о совершенном проступке. При этом не имеет значения, наделен ли руководитель правом наложения дисциплинарных взысканий. В срок, в течение которого может быть применено дисциплинарное взыскание, не включается время, когда работник отсутствовал на работе в связи с болезнью или находился в отпуске. Отсутствие на работе по другим основаниям, в т.ч. и в связи с неиспользованием дней отдыха (отгулов) независимо от их продолжительности, не прерывает течение указанного срока.
Не допускается применение дисциплинарного взыскания по истечении шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - по истечении двух лет со дня его совершения, независимо от времени производства по уголовному делу (ч.4 ст.193 ТК).
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (ч.5 ст.193 ТК). Однако, если неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей продолжается после наложения дисциплинарного взыскания, по инициативе работодателя трудовой договор с таким работником может быть расторгнут (ст.81 ТК).[6]
Дисциплинарное взыскание применяется руководителем организации. Другие должностные лица могут применять дисциплинарные взыскания, если такие полномочия им предоставлены соответствующими документами (уставом организации, приказом руководителя и др.). О применении дисциплинарного взыскания издается приказ (распоряжение) или постановление. В приказе (распоряжении) или постановлении должны быть указаны мотивы его применения, т.е. конкретный дисциплинарный проступок, за совершение которого работник подвергается взысканию. Работник, подвергшийся взысканию, должен быть ознакомлен с приказом (распоряжением) или постановлением о применении взыскания под расписку (ч.6 ст.193 ТК). Если работник считает, что дисциплинарное взыскание применено к нему неправомерно или мера взыскания является слишком суровой, он имеет право обжаловать это в установленном законом порядке.
Дисциплинарное взыскание действует в течение одного года со дня его применения. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он по истечении указанного срока считается не подвергшимся дисциплинарному взысканию (ч.1 ст.194 ТК).
Заключение
При широком вовлечении всего природного комплекса, особенно земель, в хозяйственную деятельность различных организаций, вред, причиняемый при этом природе, бывает трудно определить (в денежном выражении).
Так, например, согласно ст.77 Закона об охране окружающей среды при причинении вреда окружающей среде в процессе хозяйственной деятельности размеры ущерба определяются по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в т.ч. упущенной выгоды, но только при отсутствии соответствующих такс и методик определения размеров убытков. Применение же такс и методик для расчета размеров вреда, как правило, не обеспечивает его полного возмещения, ибо стоимость затрат на восстановление нарушенного состояния природной среды может быть значительно выше размеров взыскания по таксам и методикам. Такова особенность подсчета ущерба (вреда) природным ресурсам, отличающая их от обычных вещей, имущества, товара, цену которых определить легче.
Возмещение ущерба (вреда) при земельных правонарушениях может быть осуществлено в двух формах: в денежном выражении или в натуре. Если таксы ущерба не предусмотрены, то применяются нормы гражданского законодательства.
Суд вправе уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, однако не в случаях, когда он причинен действиями, совершенными умышленно (п.3 ст.1083 ГК). В резолютивной части решения (приговора) суда необходимо указать, на кого из виновных лиц возлагается солидарная ответственность, а на кого - долевая и в каком размере.
Список источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. №237. 25.12.1993г.
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (с изменениями от 30 июня 2003 г., 29 июня, 3 октября, 21, 29 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 44. Ст. 4147.
3. Боголюбов С.А. Земельное право. М., 2001. 420 с.
4. Гражданское право. Том I. / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А.Суханова. М., 2004. 780 с.
5. Ерофеев Б.В. Земельное право России. Учебник. 9-е издание. М., 2004. 365 с.
6. Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: Учебник. М., 2003. 280 с.
7. Крассов О.И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. М., 2002. 630 с.
8. Мазуров А.В. Земельное право: Краткий курс лекций. М., 2003. 220 с.
[1] Боголюбов С.А. Земельное право. М., 2001. С. 114.
[2] Гражданское право. Том I. / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А.Суханова. М., 2004.
[3] Ерофеев Б.В. Земельное право России. Учебник. 9-е издание. М., 2004.
[4] Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: Учебник. М., 2003.
[5] Крассов О.И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. М., 2002.
[6] Мазуров А.В. Земельное право: Краткий курс лекций. М., 2003.