СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

1. Понятие и классификация политических факторов экономического роста. 6

1.1. Политические факторы влияния на экономику. 6

1.2. Политические факторы общероссийского и местного значения. 8

2. Общероссийские политические факторы и их влияние на экономический рост региона. 9

2.1. Влияние экономической политики России на экономический  рост регионов  9

2.2. Показатели экономического роста регионов, испытывающие                   наибольшее влияние экономических факторов. 15

3. Региональные политические факторы и их влияние на экономический рост региона  19

3.1. Показатели экономического роста регионов, зависящие от экономической политики местных властей. 19

3.2. Влияние местного самоуправления на экономический рост регионов. 23

Заключение. 24

Список использованных источников. 26

Введение

Для России, страны с огромной территорией и чрезвычайно разнообразными условиями производства и жизни в различных регионах, региональная тематика всегда была актуальной. Проводимые в стране экономические преобразования привели к регионализации экономической жизни, росту роли регионов во всех сферах экономической жизни.

К основным целям региональной политики можно отнести:

- обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма, регионов или субъектов российской Федерации с целью создания единого экономического пространства;

- обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических возможностей регионов;

- выравнивание условий социально-экономического развития регионов;

- охрана окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;

- максимальное использование природно-климатических особенностей регионов и др.

Развитие и становление рыночных отношений и проведение радикальных экономических реформ привели к возрастанию роли отдельных регионов в экономике страны.

Каждый регион России характеризуется присущими ему природными ресурсами, национальными и историческими чертами, структурой хозяйства, уровнем экономического развития, специализацией.

Занимая определенное место в хозяйственном комплексе страны, каждый регион составляет в то же время единое экономическое целое с другими регионами.

Поэтому знания о стране складываются из глубоких и всесторонних знаний о всех ее регионах. В этих условиях большое значение приобретает региональная экономика – область научных знаний о размещении производительных сил, экономике регионов.

Особенно важную роль играет региональная экономика в научном обеспечении экономических преобразований, создании единого экономического пространства при рационализации межрегиональных связей, формировании региональных рынков.

Содержание региональной экономики способствует выработке рациональной, научно обоснованной региональной политики и стратегии.

Среди отраслей научных экономических знаний, изучаемых в экономических вузах, региональная экономика – единственная, предметом которой являются территория региона, его природно-ресурсный потенциал, демографические, трудовые ресурсы, экономика, ее структурная перестройка, экономические связи. Региональная экономика тесно взаимодействует с другими науками, например с политологией.

Изучение взаимосвязи экономики и политики - важная составная часть региональной экономики, включающая в себя как исследование политических последствий экономических изменений в обществе в целом и в конкретных регионах в частности, так и результатов определенной политики и политических акций в экономическом развитии. Особенно важным это становится  в период осуществ­ления экономических реформ и преобразования политической системы.

Политические аспекты региональной экономики рассматривают экономические проблемы через призму их взаимодействия с политической властью, их взаимоза­висимости и взаимовлияния, анализируют, каким образом отношения власти воздействуют на экономику, экономические отношения региона. Такой подход позволяет представить явления политической и экономической жизни региона в широком взаимовлияющем процессе.

Проблема взаимоотношений политики и экономики, - сложная и те­оретическая, и практическая проблема, в которой можно выделить мно­жество различных аспектов. В данной курсовой работе поставлена главная цель исследования – охарактеризовать политические факторы экономического роста в таком регионе, как Дальневосточный федеральный округ.

Данная цель определила следующие основные задачи:

- охарактеризовать понятие и классификацию политических факторов экономического роста как теоретический аспект изучаемого явления;

- охарактеризовать общероссийские политические факторы и их влияние на экономический рост анализируемого региона;

- охарактеризовать региональные политические факторы и их влияние на экономический рост региона, а именно показатели экономического роста регионов, зависящее от экономической политики местных властей и влияние местного самоуправлении на экономический рост региона.

1. Понятие и классификация политических факторов экономического роста

1.1. Политические факторы влияния на экономику

Регион как любой экономический объект при системной характеристике его среды имеет две принципиально разные, но взаимосвязанные среды:

·        внутреннюю

·        внешнюю.

Внутренняя среда региона как экономического субъекта является источников его жизненной силы. Она заключается в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенный промежуток времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем  и даже реорганизации региона в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования региона /18, с. 65/.

Внешняя среда является источником, питающим регион ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Регион находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды небезграничны. И на них претендуют многие другие регионы, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что регион не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить его потенциал и привести ко многим негативным для региона последствиям. Задача экономических и политических региональных органов управления состоит в обеспечении такого взаимодействия региона со средой, которое позволяло бы ему поддерживать его потенциал на уровне, необходимом для достижения его целей, и тем самым давало бы ему возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Для того, чтобы определить стратегию поведения региона и провести эту стратегию в жизнь, руководство региона должно иметь углубленное представление как о собственной внутренней среде региона, его потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней регионом. При этом и внутренняя среда, и внешнее окружение изучаются в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые регион должен учитывать при определении своих целей и при их достижении.

Внешняя среда в управлении регионом рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем:

·        макроокружения;

·        микроокружения (непосредственного окружения).

Макроокружение создает общие условия среды нахождения организации. В большинстве случаев макроокружение не носит специфического характера по отношению к отдельной взятому региону. Однако степень влияния состояния макроокружения на различные регионы различна. Это связано как с различиями в территориально-производственной специализации региона, так и с различиями во внутреннем потенциале региона /10, с. 102/.

Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы между регионами. Оно предполагает анализ таких характеристик, как величина валового национального продукта, темп инфляции, уровень безработицы, процентная ставка, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, норма накопления и т.п. При изучении экономической компоненты важно обращать внимание на такие факторы, как общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы /3, с. 4/.

Помимо экономической компоненты макроокружения региона существуют другие факторы экономического роста, формирующие региональную экономику. К ним следует отнести такие компоненты макроокружения, как правовое регулирование и политическую составляющую макроокружения, о чем подробнее в следующем пункте данной работы.

1.2. Политические факторы общероссийского и местного значения

Анализ правового регулирования как компонента макроокружения региона, предполагающий изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает региону возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов. Изучение правового регулирования не должно сводиться только к изучению содержания правовых актов. Важно обращать внимание на такие аспекты правовой среды, как действенность правовой системы, сложившиеся традиции в этой области и процессуальная сторона практической реализации законодательства /13, с. 87/.

Политическая составляющая макроокружения должна изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. Изучение политической компоненты должно концентрироваться на выяснении того, какие программы пытаются провести в жизнь различные партийные структуры, какие группы лоббирования существуют в органах государственной власти, какое отношение у правительства существует по отношению к различным отраслям экономики и регионам страны, какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результате принятия новых законов и новых норм, регулирующих экономические процессы.

При этом важно уяснить такие базовые характеристики политической подсистемы, как-то какая политическая идеология определяет политику правительства, насколько стабильно правительство, насколько оно в состоянии проводить свою политику, какова степень общественного недовольства и насколько сильны оппозиционные политические структуры, чтобы, используя это недовольство, захватить власть /3, с. 39/.

2. Общероссийские политические факторы и их влияние на экономический рост региона

2.1. Влияние экономической политики России на экономический  рост регионов

В свободной рыночной экономике территориальные пропорции и связи  складываются только под воздействием инструментов рыка – товарного спроса и предложения, цен, банковских процентных ставок и так далее в Кохе конкуренции товаропроизводителей. Совершенно иное положение наблюдаются  в современном мирке. Вся мировая экономика обнаруживает четкую тенденцию к взаимодействию механизмов рыночного саморегулирования и целенаправленно-планомерного развития. Это проявляется в планировании (регулировании) на уровне хозяйствующих субъектов и финансово-бюджетном, программном и ином регулировании на уровне государства.

Регулируемый конкуренцией механизм рыночного равновесия спроса и предложения, формирования продажной цены не позволяет обеспечить (из-за высоких издержек, медленной оборачиваемости капитал, отсутствия нужной информации и предпринимательского интереса и т.д.) эффективное решение задач размещения и регионального развития производительных сил, которые относятся к числу высших, общенациональных целей.

Если говорить о России, то речь идет в первую очередь о соотношении развития ее Западной и Восточной зон, осваиваемых районах и их гармоничном росте, выравнивании социально-экономического положения различных регионов, их комплексном развитии, специализации, формировании рациональных направлений грузопоток, сохранении природной среды и так далее. Для этого государством должны быть включены мощные и целенаправленные регуляторы социально-экономического развития – государственные планы и прогнозы, федеральные финансовые платы (государственный бюджет), целевые программы развития регионов и так далее. Рынок при этом может выступать в качестве эффективного помощника, стимулируя проведение намечаемых мероприятий /8, с. 49/.

Переход к рыночной системе хозяйствования снизил роль государства в отраслевом управлении, однако в региональном разрезе она не только сохраняется, но и должна повышаться. Соответствующие регионально-управленческие функции продолжают выполняться в различных сферах (непроизводственный сектор, социальное обеспечение, использование природных ресурсов и так далее), а теперь распространяются и на решение новых проблем (безработица, экология, последствия рыночной деформации хозяйства и др.).  

Основная задача регулирования развития регионов и их систем в рыночной среде – обеспечить условия для ориентации экономики на перестройку структуры и поступательный рост производства, достижение социального и экологического благополучия и прогресса. Это означает реализацию важнейших требований экономических законов регионального развития и руководящих установок региональной политики.

Регулирующими органами являются структуры федеральной законодательной и исполнительной власти (Федеральное Собрание, министерства финансов, экономического развития и торговли и др.), а также региональные органы власти. Повышают свою роль в государственном регулировании социально-экономического развития регионов, особенно в содействии их хозяйственному подъему и в территориально-экономической интеграции полномочные представительства Президента в федеральных округах и ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации.

Главными задачами полномочного представителя Президента в федеральном округе являются: организация работы по реализации основных направлений внутренней и внешней политики; контроль за исполнением решений федеральных органов власти; обеспечение реализации кадровой политики Президента; представление Президенту регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности, а также политическом, социальной и экономическом положении, внесение Президенту соответствующих предложений.

Среди важнейших целей и задач межрегиональных ассоциаций: обеспечение условий эффективного взаимодействия регионов на основе объединений материальных финансовых и интеллектуальных ресурсов; подготовка предложений по рациональному использованию экономических потенциалов регионов; совершенствование методов управления хозяйственными предприятиями и организациями; достижение устойчивого развития регионов в условиях рынка; участие в разработке и реализации совместных программ и проектов, в том числе федерального значения; оптимальное размещение производительных сил и др.

Активное государственное регулирование должно носить всеобъемлющий характер, распространяться не только на защиту социальной и экологической сфер, не представляющих особого интереса для частного предпринимательства, но и непосредственно на производство. Государство призвано поддерживать прогрессивные направления производственно-коммерческой деятельности (наукоемкие отрасли, малый бизнес, экспорт товаров и т.д.) и ограничивать консервативные (технологически устаревшие производства и т.д.), осуществлять защиту внутреннего рынка. В основном это реализуется перераспределением доходов, бюджетных средств. Государство все больше участвует в перераспределении национального дохода, главным образом через бюджет, между различными группами общества, отраслями и регионами.

Регулирующее воздействие государства на экономику регионов осуществляется прямым и косвенным способами.

При прямом экономическом регулировании используются административные методы управления социально-экономическим развитием с задействованием рыночных стимуляторов. Их инструментами служат государственные целевые программы, стратегические и бизнес-планы, включая федеральный и региональные бюджеты (финансовые планы).

Направления прямого регулирования:

·        выделение финансовых средств на текущие нужды из федерального бюджетного фонда финансовой поддержки регионов и посредством установления льготных норм отчислений в региональные бюджеты от федеральных налогов;

·        размещение, в том числе на конкурсной основе, государственного заказа на поставку продукции для народнохозяйственных нужд (включая оборонный заказ);

·        участие государства в финансировании инвестиционных проектов; поддержка научно-технических нововведений (инноваций).

Бюджетное регулирование как составная часть прямого воздействия государства на региональное развитие строится на основе нормативного распределения источников доходов между федеральным, региональными и местными бюджетами, целевых и резервных бюджетных фондов для реализации различных проектов и программ.

Важной формой прямого регулирования являются финансируемый государством федеральные и региональные целевые программы развития территорий, они содержат комплекс мер, обеспечивающих реализацию поставленных целей.

Косвенное регулирование заключается в применении государством экономических методов – финансовых, кредитно-денежных рычагов (стимулов и антистимулов) опосредованного воздействия на поведение субъектов хозяйствования и управления в регионах. Используются в основном два метода - налоговое и кредитное регулирование, а также отчасти ценовое.

Налоговое регулирование проводится посредством налоговых ставок и льгот. Размеры налоговых ставок должны учитывать потребности государства в бюджетных доходах и заинтересованность предпринимателей в производственной и инвестиционной деятельности. На Западе оптимальным считается 30-процентный налог.

В России существуют три уровня налоговой системы: федеральные, региональные и местные налоги, играющие фискальную и регулирующую роль. Такая система установлена Налоговым кодексом РФ.

Кредитное регулирование осуществляется маневрированием учетными ставками Центрального банка и предоставлением льготных кредитов. Размеры учетной ставки для коммерческих банков определяют цену коммерческого кредита и его объем. Они непосредственно влияют на платежеспособность предприятий, масштабы инвестирования, воспроизводственные процессы. Кредитные льготы, как и налоговые, направлены на стимулирование деловой активности в наиболее важных для государства сферах деятельности. Таким образом, как уровень учетной ставки, так и льготы по кредиту сказываются на состоянии экономики регионов.

Регулирование цен в основном производится на уровне регионов-субъектов Федерации (цены на хлеб, молоко и молочные продукты, муку, соки и фрукты, консервы для детского питания и так далее, а также тарифы пассажирского транспорта и связи). Федеральное законодательство по вопросам ценообразования относится преимущественно к акцизным товарам, прежде всего алкогольным напиткам и ювелирным изделиям. Усиливаются меры по государственному регулированию цен и тарифов на товары и услуги, поставляемые естественными монополиями, в первую очередь на электроэнергию, энергоносители, а также на железнодорожные перевозки грузов, сильное воздействие государстве испытывают тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства.

Региональное развитие регулируется на трех уровнях – федеральном (межрегиональном), региональном (субъектов федерации) и местном (муниципальном), причем последние два уровня играют главную роль .

В практике регулирования обычно различные методы - административные и экономические, прямые и косвенные – сочетаются в зависимости от объекта, цели и задач регулирования, а также полномочий органов управления и специализации территорий.

Комплексный, комбинированный характер регулирования относится ко всем его функциональным направлениям. Например, государственное регулирование инвестиционной деятельности – важнейшей для воздействия на региональное развитие – обеспечивается федеральными и региональными органами власти в пределах их компетенции и осуществляется в соответствии с государственными инвестиционными или целевыми программами» прямым управлением государственными инвестициями; предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств; проведением финансово-кредитной политики (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), политикой ценообразования, амортизационной политикой; контролем за соблюдением государственных норм и стандартов и т.д.

По приоритетным направлениям развития народного хозяйства инвесторам и другим участникам инвестиционной деятельности государством определяются льготные условия. Решения по государственным инвестициям из федерального бюджета принимаются законодательными органами Российской Федерации на основе прогнозов ее экономического и социального развития, схем развития и размещения производительных сил и целевых комплексных программ с учетом бюджетных возможностей.

Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользованию осуществляется в составе социально-экономических и экологических прогнозов и программ с учетом природно-ресурсного потенциала регионов. Инструментами регулирования использования и охраны природных ресурсов и естественной среды являются: договоры и лицензии на комплексное природопользование; лимиты на природопользование; меры экономического стимулирования охраны окружающей природной среды; нормативы предельно допустимых концентраций выбросов и сбросов вредных веществ, нормативы предельно допустимых уровней шума и вибрации, магнитных полей, радиационного воздействия, применения ядохимикатов в сельском хозяйстве, предельно допустимой нагрузки на окружающую природную среду; система штрафов за нарушение природоохранного законодательства /4, с. 90/.

2.2. Показатели экономического роста регионов, испытывающие                   наибольшее влияние экономических факторов

Важное регулирующее и определяющее значение для формирования регионально-хозяйственных комплексов имеет закон территориального роста производства и выравнивания уровней экономического и социального развития регионов. Он предусматривает повсеместное поступательное развитие производительных сил на базе научно-технического и организационного прогресса и других благоприятных факторов, более равномерное территориальное распределение производств, сближение различных регионов по интенсивности хозяйственного и социального развития, что предполагает ускоренный подъем отсталых и депрессивных регионов, а также имеющих особо выгодные предпосылки развития.

Материальные потребности общества безграничны, а производственные ресурсы ограничены. Отсюда достижение необходимых темпов и масштабов экономического роста регионов составляет вечную проблему науки и практики.

Главная цель России в предстоящее десятилетие – стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом регионе, повышение на этой основе уровня жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций страны в мире.

Экономический рост, составляющий базу расширенного воспроизводства и прогресса общества, источник удовлетворения его многообразных потребностей зависит от различных причин и условий, имеющих, как правило, территориальную окраску. Современная наука не прекращает обсуждение концепций и моделей решения проблемы для разных типов регионов.

Выявляя тенденции экономического развития регионов в условиях рынка, надо исходить из того, что реальной опорой национальной экономики России может быть лишь крупнотоварное производство, крупнейшие производственно-технологические системы новых поколений и «большой» бизнес, а малое и среднее предпринимательство должно рассматриваться в виде дополнения к ним.

Темпы развития региональной экономики находятся под влиянием общей экономической обстановки (степени мобилизации ресурсов, совершенствования хозяйственной специализации и интеграции регионов, прогрессивных направлений структурной перестройки, типа региона и выбора сценария его развития, уточненного на федеральном уровне и т.д.), а также региональных особенностей научно-технического и организационного прогресса в стране. Советская промышленность в целом и почти во всех регионах имела ежегодные приросты продукции, исчисляемые многими процентами, а в отдельные периоды – десятками процентов (мировая капиталистическая экономика, за редкими исключениями, не выходила за пределы нескольких процентов). Поэтому ожидаемые после кризиса показатели для России вряд ли стабильно превысят уровень 1,5-2%. Чтобы за 5-7 лет достичь дореформенного уровня, коренной скачок – в 12-15%, по мнению специалистов, реален только на базе модели планово-рыночной (высокоуправляемой) экономики /4,с.40/.

При благоприятном ходе реформы, корректировке ее курса роста в старопромышленных районах, быстрее адаптирующихся к рынку, будет выше среднероссийского, в восточных (за исключением газонефтедобывающих) – ниже.

Во всех случаях необходимо устранить и смягчить негативные последствия экономического роста – деградацию природной среды, сокращение не возобновляемых естественных ресурсов, чрезмерный рост городов и ухудшение в них условий жизни и т.д. Возникает проблема устойчивого развития, стремление к равновесию жизнеобеспечения, преодолению отрицательных экологических и социальных последствий развития стран, регионов в рыночной обстановке.

В условиях неравномерного роста производства по территории важным требованием является выравнивание региональных уровней социально-экономического развития.

Известно, что хозяйственный прогресс, как и повышение народного благосостояния, зависит не столько от общих масштабов производства в регионе, сколько от уровня его экономического развития, определяемого сопоставлением как с эквивалентными характеристиками в расчете на душу населения, так и с другими территориями и средними величинами по стране. Сейчас в России разрыв промышленных уровней достигает 4,5 раза, а по регионам – субъектам Федерации (без АО) – в 10 раз больше /4, с. 40/.

Закон территориальной специализации, межрегиональных связей и формирования региональных рынков диктует необходимость наилучшего производственного профилирования регионов и совершенствования межрегиональных обмена и пропорций. Он требует обоснования наиболее эффективных направлений развития каждого региона в системе общегосударственного разделения труда, способствует широкому участию региона во внешнеэкономической деятельности. При этом закон управляет формированием товарной структуры и ареалов региональных (зональных) рынков.

Обычно чем крупнее регион, тем шире круг его специализирующих отраслей и производств. Тем самым открывается большой простор для вовлечения в хозяйственный оборот наиболее выгодных природных условий и ресурсов, использования накопленных трудовых навыков населения и производственных мощностей предприятий и объединений в различных частях страны, расширения экономических связей между регионами.

Территориальная специализация – непременное условие формирования товарного предложения на региональных (зональных) и общероссийском рынках сырья и готовой продукции. Залогом успешного развития рыночных отношений является их эффективность, постоянное снижение издержек производства и обращения, а специализация регионов, способствуя этому, выступает в качестве важной основы и мощного рычага повышения производительности общественного труда и роста материальных благ общества.

Как и территориальное разделение труда в целом, региональная специализация, особенно в общих направлениях развития регионов, обладает большой инертностью, длительной устойчивостью, на ней мало сказываются общественные перемены и модели хозяйствования, она хотя и видоизменяется, но постепенно, длительно. Существенные сдвиги происходят при коренных структурных преобразованиях (индустриализация страны, освоение новых районов и др.).

С экономическими отношениями специализации и межрайонных связей сопряжен закон комплексного развития, структурных преобразований и диверсификации хозяйства региона. Отражая закономерные явления и процессы территориального разделения труда, он предполагает необходимую пропорциональность хозяйства разных территориальных образований и их систем, наибольшее соответствие экономики каждого региона местным природным и экономическим условиям, гармоничное развитие отраслей специализации и инфраструктуры, городов разного масштаба, городских и сельских населенных пунктов.

Этот закон требует первостепенного внимания к решению социальных проблем, охране и рачительному использованию природных богатств и всей естественной среды. Он управляет структурной перестройкой хозяйства регионов в интересах рыночных отношений и повышения жизненного уровня населения, приспосабливая экономику к конъюнктуре товарного спроса и предложения (диверсификация).

Важное значение для ускоренного и устойчивого экономического роста и прогрессивных структурных преобразований приобретают требования закона межрегиональной экономической интеграции и укрепления экономических основ государственности (федерализма) о всемерной разносторонней консолидации хозяйства взаимосвязанных сопредельных и отдаленных кооперационных регионов.

Интеграционные процессы в экономике регионов выступают как тенденция в виде современной формы углубления и расширения территориального разделения труда, развития производственной и научно-технической кооперации регионов, их хозяйственных, торговых, финансовых и других связей.

Формированию тесных экономических связей регионов внутри страны противодействует гипертрофия внешнеэкономических связей, что может привести к опасным социально-экономическим деформациям, разрушению единого экономического пространства. Как показывают специальные исследования, в России при режиме свободной внешней торговли вклад ее в конечное потребление в среднем составляет 71%, а межрегиональных связей – только 15%, то есть уровень межрегиональной интеграции крайне низок. Благодаря умеренному тарифному регулированию внешней торговли ее вклад снижается до 36%, а межрегиональной – возрастает до 49% /4/.

3. Региональные политические факторы и их влияние на экономический рост региона

3.1. Показатели экономического роста регионов, зависящие от экономической политики местных властей

Социально-экономическое положение Дальневосточного федерального округа, несмотря на уникальные природные богатства и выгодное географическое расположение вдоль морской береговой линии, нельзя назвать благополучным.

Для экономики округа характерны диспропорции, слабое развитие топливно-энергетической базы, недостаточное развитее даже таких базовых отраслей, как черная металлургия и машиностроение. В последние десять лет наблюдается спад производства. Все субъекты Федерации, входящие в состав Дальневосточного округа, дотационны.

Уже построены мощный угольный разрез, обогатительная фабрика. Нерюнгринская ГРЭС.

Южно-Якутский ТПК формируется на базе сочетания высококачественных углей и железных руд. В бассейне р. Алдан, севернее Станового хребта (на 80-100 км), недалеко от южно-якутских высококачественных железных руд находится Южно-Якутский каменноугольный бассейн. Угли отличаются высоким качеством и пригодны для коксования. Здесь разведаны Чульмаканское, Нерюнгринское и другие месторождения /13, с. 167/

Вблизи угольного бассейна находится Алданский железнорудный бассейн с содержанием железа в руде до 42 5. Наиболее изученными являются месторождения, запасы которых составляют 2,5 млрд т.

В бассейнах рек Олекмы и Чары разведаны магнетитовые кварциты, это дает возможность создать в перспективе крупную буза для черной металлургии на Дальнем Востоке.

Перспективы развития в условиях рынка связаны с современным усвоением новых природных ресурсов и дальнейшем формированием Южно-Якутского территориально-производственного комплекса.

Политика местных властей направлена на экстенсивное развитие своего региона, специализирующегося на добыче природных ресурсов.

В районе БАМа также возможно создание еще одного нового комплекса, в рамках которого будет развиваться черная металлургия на базе коксующихся углей Южной Якутии и железорудных месторождений этого же района.

Получит дальнейшее развития Зейско-Свободненнский комплекс на основе энергетики, лесной и деревообрабатывающей промышленности, машиностроения, добычи олова и других полезных ископаемых. Здесь же введена в эксплуатацию Зейская ГЭС. На базе Бурейской ГЭС и разработки углей Уральского месторождения будет создаваться Уральский ТПК. Энергетическая база нового комплекса станет более мощной за счет строительства тепловой электростанции. Возникнут отрасли машиностроения – производство дорожных машин, будет создана мощная ремонтная база. На основе использования богатейших  лесных ресурсов начнет развиваться лесная и лесохимическая промышленность.

В районе г. Комсомольска-на-Амуре намечается создание мощного химического комплекса на базе западно-сибирской нефти, нефти Сахалинского шельфа, якутского природного газа, южно-якутских углей, местный апатитов и фосфоритов Удско-Селемджинского района.

На северо-западе от Комсомольска-на-Амуре находятся крупные месторождения олова – Буржульское и Комсомольское и уже работает комбинат, который в дальнейшем может быть расширен.

На восточном участке трассы БАМа формируется Совгаванский ТПК. Советская Гавань превратится в мощный транспортный узел Дальнего Востока. Идет реконструкция порта. Введена паромная переправа на Сахалин через Татарский пролив Ванино-Холмск.

Развивается судоремонтная и рыбоперерабатывающая промышленность.

В перспективе намечается ввести в эксплуатацию около 40 млн га сибирской и дальневосточной тайги. Планируется заготовку  древесины довести до 6 млн. куб.м (в основном ели, пихты). Новое строительство в районе Дальнего Востока потребует развития мощной строительной базы. Предусмотрено сооружение ряда новых цементных заводов и других объектов строительной индустрии.

Однако освоение богатейших ресурсов Дальнего Востока требует огромных капиталовложений. Необходимы  поэтому приоритетная инвестиционная программа для региона и привлечение иностранных инвестиций со стороны, в первую очередь соседних государств – Японии, Китая, Республики Корея. В настоящее время уже есть решение о совместном с Японией освоении нефтяных ресурсов Сахалинского шельфа. Подписано соглашения с Китаем о демаркации государственной границы по Амуру, совместной эксплуатации ряда речных островов; будут создаваться совместные предприятия. Создана свободная экономическая зона «Находка», которая успешно развивается и приносит региону немалые дивиденды.

В перспективном развитии округа ведущее место будет занимать цветная металлургия. Намечается расширение геологических исследований, планируется повышение темпов подготовки к эксплуатации новых месторождений полезных ископаемых, расширение в 1,5 раза добычи угля за счет реконструкции и строительства новых шахт. Особое внимание уделяется развитию электроэнергетики за счет увеличения мощности Бурейской ГЭС, реконструкции Уссурийской ГЭС, Партизанской ГРЭС и ряда ТЭЦ. На Камчатке в перспективе планируется сооружение каскада ГЭС небольшой мощности на р. Толмачево.

Намечается в ближайшие годы увеличение добычи нефти и газового конденсата на Сахалине, в том числе и за счет освоения континентального шельфа, а также в Якутии. Большие перспективы имеют золотодобывающая и алмазодобывающая отрасли промышленности.

При слабой обеспеченности округа железными дорогами особое значение приобретает строящаяся от БАМа ветка проятежнностью 70 км к Чинейскому месторождению титаномагнетитовых, вандиевых и медно-платиновых руд, расположенному в Ководрских горах.

Продолжается строительство Амуро-Якутской железнодорожной магистрали от Нерюнгри (БАМ) до Якутска. В настоящее время эта дорога доведена до Алдана.

Федеральными органами  власти разработаны и осуществляются ряд государственных программ развития отдельных регионов Дальнего Востока:

·        программа социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) – 1995-2010 гг.

·        программа экономического развития Забайкалья – 1996 – 2010 гг. и др. /14, с. 74/

3.2. Влияние местного самоуправления на экономический рост регионов

Первоочередными экономическими задачами Дальневосточного федерального округа являются перевод тепловых электростанций на более эффективное газовое топливо, реконструкция их и наращивание мощностей. В недалекой перспективе эта проблема будет решаться за счет строительства магистрального газопровода от Ковыктинского месторождения газа в Иркутской области на Дальний Восток и в соседние государства – Китай, Японию и др.

Наиболее перспективным направлением в работе местного самоуправления в направлении  экономического развитии федерального округа является:

·        развитие промышленности по добыче природного сырья

·        развитие промышленности по переработке природного сырья за счет конверсии оборонного комплекса, предприятиями которого перенасыщен регион.

Поставлены задачи:

·        дальнейшего развития рыночных отношений,

·        создания рыночной инфраструктуры,

·        социологизации экономики за счет структурной перестройки,

·        развития свободных экономических зон,

·        решения экологических и демографических проблем и

·        расширения транспортно-экономических связей с другими регионами и зарубежным странами.

Приоритетной в регионе должна стать задача всемерного развития малого бизнеса, совместных предприятий с соседними странами /4/.

Заключение

Последние годы минувшего века в России ознаменовались поворотом к разумному государственному регулированию экономики, активизации текущего и среднесрочного прогнозирования социально-экономического развития и финансово-бюджетного планирования, к разработке более эффективных мер стимулирования предпринимательской деятельности. В связи с этим возрастает значение научного обоснования и глубокого познания процессов регионального развития производительных сил.

В условиях огромной и многоресурсной страны с федеративным государственным устройством требуются специалисты со знанием региональной экономики.

Изучение региональной экономики, раскрывающей экономические процессы формирования важного сектора территориального хозяйства, необходимо и предпринимателям-собственникам, и менеджерам коммерческих фирм, и служащим органов территориального управления, и многим другим.

Региональная политика - очень важная составляющая практически любой политики как на федеральном, так и на субфедеральном и местном уровнях. Хотя говорить о региональной политике только как о части какой-либо другой политики неверно. Региональная политика - самостоятельная и необходимая часть политической и правовой основы общества и всего государства.

Будущее России во многом определяется именно проводимой сейчас в нашей стране региональной политикой. Только при разумной, целостной и учитывающей интересы государства, регионов и населения региональной политике можно вообще говорить об этом будущем России как единой и процветающей страны. К сожалению, современная региональная политика Российской Федерации редко отвечает хотя бы одному из этих критериев.

Поэтому назрела необходимость проведения не только различных экономических и социально-экономических реформ в нашей стране, но также и единой и комплексной ''региональной'' реформы. В перспективе эта реформа должна быть направлена на сохранение единого как в социальном, экономическом так и политическом аспектах государства, выравнивание уровней развития регионов, повышение уровня жизни населения, дальнейшее развитие региональных и общегосударственной экономик, превращение России в развитое правовое демократическое федеративное государство.

Важнейшие теоретические и практические аспекты этой науки - закономерности и особенности саморегулирования и государственного регулирования экономики в региональном разрезе, в том числе формирования рыночной среды, инвестиционного климата и региональных товарных рынков, а также вопросы разработки и реализации комплексных программ социально-экономического развития – находятся на траектории экономической реформы. Вызванная к жизни потребностями общественной практики, развитием современных производительных сил и экономических отношений, региональная экономика, в свою очередь, призвана активно воздействовать на это развитие.

В данной работе была поставлена проблема взаимоотношений политики и экономики, в которой было выделено мно­жество различных аспектов. В данной курсовой работе была поставлена и выполнена следующая цель исследования – охарактеризованы политические факторы экономического роста в таком регионе, как Дальневосточный федеральный округ.

В работе были поставлены и решены следующие задачи исследования темы: 

- охарактеризованы понятие и классификация политических факторов экономического роста как теоретический аспект изучаемого явления;

- охарактеризованы общероссийские политические факторы и их влияние на экономический рост анализируемого региона;

- охарактеризованы региональные политические факторы и их влияние на экономический рост региона, а именно показатели экономического роста регионов, зависящее от экономической политики местных властей и влияние местного самоуправлении на экономический рост региона.

Список использованных источников

1.            Ассекритов С., Широбокова В. Межбюджетные отношения: проблемы и подходы к их решению//Экономист, 2004. - № 1. – С. 57-66.

2.            Виноградов В.В. Экономика России. – М.: Юристъ, 2002.- 437 с.

3.            Витковский О.В. Проблемы региональной политики, организации территории//Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. - 2004, №7. – С. 30-43

4.            Воронин В.В. Экономическая география Российской Федерации: Учебное пособие. - Самара: Самарск. гос. экон. акад., 2002. -  352 с. 

5.            Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семёнов С.П. Экономическая география России: Учебник. - М.: Гардарика , 2003. – 752 с.

6.            Гладкий В.В. Социально-экономическая география России. – М., 2002. – 405 с.

7.            Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России: основы теории и практики. – Ростов н/Д., 2003. – 288 с.

8.            Домнина И., Маркова Н.. Монахова Т. Государственное регулирование в регионах// Экономист, 2004. - № 3. – С. 43-54.

9.            Иванова В., Крепышева Н. Финансово-кредитные организации в системе регионального правления социально-экономическим развитием//Экономист, 2003. - № 7. – С. 27-33.

10.       Иванов К.О. Политическая регионалистика: теория и практика. – М., 2003. – 178 с.

11.       Иванченко Л. А., Гневко В. А. Организационные и правовые приоритеты управления региональной экономикой. – СПб.: Проспект, 2004. – 402 с.

12.       Игнатов В. Г., Бутов В. И. Регионоведение (методология, политика, экономика, право). –  Ростов-на-Дону: Март, 2005. – 511 с.

13.       Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России. – М., 2003. - 584 с.

14.       Кузьбожев Э. Н., Козьева И. А. Экономическая география и регионалистика. – Курск: Курск. гос. техн. ун-т, 2003. – 315 с.

15.       Лексин В.Н., Андреева Е.Н., Ситников А.И., Швецов А.Н. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения // Российский экономический журнал. - 2004, №9. – С. 38-47

16.       Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. - М.: УРСС, 2004.

17.       Медведев Н. Региональное развитие//Экономист, 2004. - № 5. – С. 73-76.

18.       Михеева Н. Н. Региональная экономики и управление. – Хабаровск: РИОТИП, 2004. 

19.       Морозова Т.Г., Победина М.П. Региональная экономика: учебник для ВУЗов. – М., 2003. – 519 с.

20.       Никонов Р.Д. Анализ тенденций развития регионов России в 2001-2003 гг. - М., Тасис, 2004. - 144 с.

21.       Регионы России – 2004 г.: Стат. сб. В 2-х томах. – Т.1. – М.: Волна, 2004. – 615 с.

22.       Регионы России – 2004 г.: Стат. сб. В 2-х томах. – Т.2. – М.: Волна, 2004. – 897 с.

23.       Регионы России: социально-экономические показатели 2004 г. Статистический сборник / под общей ред. Семенова К.Д. – М: Финансы и статистика, 2005. – 863 с.

24.       Регионоведение./Под ред.  Т. Г. Морозовой, М. П. Побединой, С. С. Шишова, С. А. Исляевой. – М.: Банки и биржи, 2004. – 518 с.

25.       Российский статистический ежегодник. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 690 с.

26.       Семенов Р.Д. Региональные элиты России: проблемы, подходы, гипотезы. – СПб.: Проспект, 2003. – 187 с.

27.       Социальные ресурсы и социальная политика./Под ред. Г.Г. Шаталина, В.Г. Гребенникова. М.: Бизнес, 2001. – 381 с.

28.       Стратегия развития производительных сил России//Экономист, 2003 - № 9. – С. 86-92.

29.       Тихонова Р.С. Региональные процессы в современной России: экономика, политика, власть. – М.: Дело, 2003. – 171 с.

30.       Ширяев В. Новые инструменты управления бюджетным процессом в регионе//Экономист, 2004. - № 6. – С. 52-59.

31.       Экономическая география России./Под ред. Гладких Ю.Н., Доброскокова В.А., Семенова С.П. – М.: Гардарика, 2003. – 388 с.