МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО–ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ИНФОРМАЦИОННые технологии управления
для студентов IV курса
(I и II образование) специальности
06.11.00 – "Менеджмент организации"
ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ
Авторы – профессор Г.А. Титоренко
профессор В.В. Брага
профессор Л.А. Вдовенко
профессор В.И. Суворова
Москва 2008
Тема 1. Информационные процессы в экономике организации и объективная необходимость их автоматизации.
План лекции
1.1 Понятие информационных систем и информационных технологий; их место в управлении экономическими объектами.
1.2 Классификация информационных систем управления и информационных технологий.
1.3 Особенности информационных технологий в управлении организацией (предприятием).
1.1. Понятие информационных систем и информационных технологий; их место в управлении экономическими объектами
Рыночная экономика приводит к возрастанию объема информации, усложнению решаемых задач, необходимости оперативного принятия решения на основе интегрированной информации. Перечисленные особенности рыночной экономики невозможно учесть без организации современной автоматизированной информационной системы (ИС).
Существуют самые различные определения понятия ИС. Ниже приводится одно из них.
Информационная система управления – совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений [1, с.8].
Основной составляющей частью автоматизированной информационной системы является информационная технология (ИТ), развитие которой тесно связано с развитием и функционированием ИС.
Информационная технология – процесс, использующий совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения для решения управленческих задач экономического объекта [1, c.11].
Основная цель автоматизированной информационной технологии – получать посредством переработки первичных данных информацию нового качества, на основе которой вырабатываются оптимальные управленческие решения. Это достигается за счет интеграции информации, обеспечения ее актуальности и непротиворечивости, использования современных технических средств для внедрения и функционирования качественно новых форм информационной поддержки деятельности аппарата управления.
Информационная технология представляет собой процесс, состоящий из четко регламентированных правил выполнения операций над информацией, циркулирующей в ИС.
1.2. Классификация информационных систем управления и информационных технологий.
Классификация информационных систем управления зависит от видов процессов управления, уровня управления, сферы функционирования экономического объекта и его организации, степени автоматизации управления.
Основными классификационными признаками автоматизированных информационных систем являются:
• уровень в системе государственного управления;
• область функционирования экономического объекта;
• виды процессов управления;
• степень автоматизации информационных процессов.
Информационная технология является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов в управлении. Они систематизируются по следующим признакам:
• степень централизации технологического процесса;
• тип предметной области;
• степень охвата задач управления;
• класс реализуемых технологических операций;
• тип пользовательского интерфейса;
• способ построения сети.
В соответствии с международной классификацией информационные системы классифицируются по степени интеграции информации на четыре группы: локальные (учетные системы); малые интегрированные (комплексный учет и управление финансами); средние и крупные интегрированные системы (комплексное управление в зависимости от масштаба производства).
1.3. Особенности информационных технологий в управлении организацией (предприятием)
Основополагающим фактором для построения информационной технологии является область функционирования экономического объекта. Производственные организации (предприятия) можно разделить по следующим признакам:
- отраслевая и предметная специализация предприятий и организации,
- административно-хозяйственная принадлежность предприятия,
- структура производства,
- мощность производственного потенциала,
- тип производства.
Организации (предприятия) также классифицируются на три группы: малые, средние и большие. Особенности производственных предприятий определяют особенности ИТ:
- множество источников возникновения информации,
- большие объемы информации,
- разнообразие алгоритмов,
- разнообразие связей между показателями и др. разнообразие.
Тема 2. Структурная и функциональная организация ИС, ИТ и АРМ
План темы
1. Содержательный аспект элементов ИТ управления организацией (предприятием).
2. Роль АРМ в ИТ, их особенности в управлении организацией (предприятием).
2.1. Содержательный аспект элементов ИТ управления организацией (предприятием)
Содержательный аспект элементов ИТ зависит от специфики решаемых функциональных задач. ИТ управления организацией (предприятием) реализует ряд функциональных задач. Примеры основных задач приведены ниже. К ним относятся:
- функциональные задачи Оперативного управления предприятием: материально-техническим снабжением, сбытом и реализацией продукции, бартерными операциями и взаимозачетами, запасами — движение и наличие материальных ценностей, договорными обязательствами и др.;
- функциональные задачи Финансового планирования: планирование движения денежных потоков, проектов развития, планирование себестоимости продукции;
- функциональные задачи бухгалтерского учета: учет основных средств, учет труда и заработной платы, учет материалов, учет готовой продукции, сводный учет.
Автоматизируются также задачи контроля и анализа выполнения планов. Кроме того, большое внимание уделяется управлению документооборотом, управлению персоналом.
2.2. Роль АРМ в ИТ, их особенности в управлении организацией (предприятием)
Системный подход к автоматизации бизнес-процессов на предприятии предполагает, что автоматизацию бизнес-процессов целесообразно строить на базе новой информационной технологии, основывающейся на интерактивном взаимодействии пользователей с ПК в условиях распределенной системы обработки данных. Центральным звеном такой технологии являются АРМ менеджера, организуемые на базе ПК в различных узлах локальной вычислительной сети (ЛВС).
Распределенная система обработки данных организации позволяет:
- сохранить предметную специализацию АРМ менеджера для обеспечения реальной интеграции бизнес-процессов;
- учесть специфические особенности плановых задач, относящихся к не полностью формализуемым и требующим в силу этого непосредственного взаимодействия менеджеров с ПК;
- открыть новые возможности для менеджера, позволяя ему осуществлять обработку данных непосредственно в местах их возникновения и использовать вычислительные ресурсы различных узлов ЛВС с целью обмена информацией.
Разработка информационного обеспечения АРМ менеджера требует, прежде всего, определения перечня задач, отражающих деятельность менеджера в рамках принятой декомпозиционной части планирования, соответствующей конкретному АРМ менеджера.
Применение АРМ не должно нарушать привычный пользователю ритм его работы, должно обеспечивать концентрацию внимания пользователя на логической структуре решаемых задач. Однако если заданное действие не производится или результат искажается, пользователь должен знать причину и информация об этом должна выдаваться на экран.
В составе программного обеспечения АРМ можно выделить два основных вида обеспечения, различающихся по функциям: общее (системное) и специальное (прикладное). К общему программному обеспечению относится комплекс программ, обеспечивающий автоматизацию разработки программ и организацию экономичного вычислительного процесса на ПК безотносительно к решаемым задачам. Специальное (прикладное) программное обеспечение представляет собой совокупность программ решения конкретных задач пользователя.
Режим работы различных технологий, технические особенности вычислительных устройств, разнообразие и массовый характер их применения предъявляют особые требования к программному обеспечению. Такими требованиями являются: надежность, эффективность использования ресурсов ПК, структурность, модульность, эффективность по затратам, дружественность по отношению к пользователю. При разработке и выборе программного обеспечения необходимо ориентироваться в архитектуре и характеристиках ПК, имея в виду минимизацию времени обработки данных, системное обслуживание программ большого количества пользователей, повышение эффективности использования любых конфигураций технологических схем обработки данных.
Эффективное функционирование АРМ - специалиста базируется на комплексном использовании современных программных средств обработки информации в совокупности с современными организационными формами использования технических средств. Выбор организационных форм целесообразно осуществлять с учетом их рассредоточения по уровням иерархии управления в соответствии с организационной структурой автоматизируемого объекта. При этом основным принципом выбора является коллективное обслуживание пользователей, отвечающее структуре экономического объекта.
Тема 3. Методические основы создания ИС, ИТ и АРМ
в управлении организацией (предприятием)
План темы
3.1. Теоретические и организационные принципы создания ИС, ИТ и АРМ.
3.2. Стадии и этапы создания ИС и ИТ.
3.3. Методология реинжиниринга ИТ в бизнес-процессах.
3.4. Постановка задачи и роль пользователя в создании ИТ.
3.1. Теоретические и организационные принципы создания ИС, ИТ и АРМ
При проектировании ИС управленческой деятельности используются системотехнические подходы, главным из которых является кибернетический подход, предполагающий постановку цели функционирования управленческой деятельности объекта, моделирование структуры и динамики развития рыночных процессов, установление наличия прямых и обратных информационных связей, декомпозиции систем и модулей.
Согласно кибернетическому подходу формируются основные принципы создания ИС и ИТ управления. Первый из них – системность и логичность построения обеспечивающих и функциональных элементов ИС. Второй принцип проектирования ИС – широкое применение экономико-математических методов и стандартных программ прогнозно-статистического характера. Третий – предполагает декомпозицию системы на ряд комплексов (модулей) задач, каждый из которых моделирует определенную сферу управленческой деятельности. Четвертый принцип – использование новых методов и включение вновь созданных программных модулей в систему автоматизации управленческих работ. Пятый – это принцип адаптации всех элементов и системы в целом.
Помимо теоретических принципов учитываются и организационные, которые связаны с объективными и субъективными требованиями пользователей. Прежде всего, нужно отметить выбор технического обеспечения. Например, создавая ИС управления логистическими операциями для использования на уровне складского хозяйства предприятия, разработчики должны позаботиться о совместимости компьютерного обеспечения с применяемыми техническими средствами для измерения и взвешивания поступающих материальных ресурсов, регистрации их поступления и перемещения (электронные весы и измерительная аппаратура, мерная тара, устройства для считывания штрих-кодов, устройства регистрации и т. п.). В информационном плане должны обеспечиваться обмен сведениями между этими устройствами, а также посредством системы передачи данных их связь с базой данных для последующей возможности решения функциональных задач. На этапе проектирования необходимо максимально использовать полученную с их помощью информацию для выработки результатных сведений, формирования необходимой документации и принятия управленческих решений. Кроме того, разработчик должен беспокоиться об удобстве работы пользователя в процессе эксплуатации создаваемой системы.
3.2. Стадии и этапы создания ИС и ИТ
Для успешной автоматизации управленческих работ всесторонне изучаются пути прохождения информационных потоков как внутри предприятия, так и во внешней среде. Анализируется, классифицируется и группируется внутренняя и внешняя информация по источникам возникновения, экономическим характеристикам, объему и назначению, разрабатываются схемы функционирования информационных потоков и моделируются взаимосвязи элементов реальной внутренней и внешней управленческой деятельности.
Результаты предпроектного обследования отражаются в рабочих документах: техническое задание на проектирование (ТЗ) и технико-экономическое обоснование (ТЭО).
На стадии технического и рабочего проектирования формируются проектные решения по функциональной и обеспечивающей частям ИС. Большое внимание уделяется проектированию информационного обеспечения. Подготавливаются классификаторы и носители данных, моделируется размещение информации в базе данных, включая элементы входных, промежуточных и выходных информационных составляющих, разрабатываются методы контроля и защиты данных.
Ответственной работой на стадии проектирования является формирование заданий на программирование модулей системы. На их основе разрабатываются программные модули, отлаживается привязка программного обеспечения к комплексу технических средств, а также рассчитываются показатели предварительной оценки эффективности ИС и ИТ.
Стадия внедрения ИС предполагает: апробацию предложенных проектных решений в течение определенного периода, достаточного для освоения пользователями методики работы в новой технологической среде; всестороннюю проверку в условиях, максимально приближенных к реальным, всех ветвей программ, входящих в комплекс, а также, в случае необходимости – окончательную корректировку составляющих элементов ИС и ИТ. Апробация обеспечивающих и функциональных подсистем ИС производится в режиме реального времени и в условиях, близких к действительным производственным, хозяйственным и финансовым ситуациям. Стадия внедрения завершается сдачей результатов проектирования комиссии с оформлением акта об окончании работ.
3.3. Методология реинжиниринга ИТ в бизнес-процессах
В современных условиях ИС, ИТ и АРМ, как правило, не создаются с нуля. В экономике практически на всех уровнях управления и во всех экономических объектах – от органов регионального управления, финансово-кредитных организаций, предприятий, фирм до организаций торговли и сфер обслуживания функционируют системы автоматизированной обработки информации. Однако переход к рыночным отношениям, возросшая в связи с этим потребность в своевременной, качественной, оперативной информации, оценка ее как важнейшего ресурса в управленческих процессах, а также последние достижения научно-технического прогресса вызывают необходимость перестройки функционирующих автоматизированных информационных систем в экономике, создания ИС и ИТ на новой технической и технологической базах. Это обстоятельство приводит к необходимости выделения бизнес – процессов в управленческой деятельности и их радикального изменения (реинжинирга).
Поиск рациональных путей проектирования идет по следующим направлениям: разработка типовых проектных решений, зафиксированных в пакетах прикладных программ (ППП) для решения экономических задач с последующей привязкой ППП к конкретным условиям внедрения и функционирования; разработка автоматизированных систем проектирования.
В последнее время все большее число организаций, предприятий, фирм предпочитает покупать готовые пакеты и технологии, и, если необходимо, добавлять к ним свое программное обеспечение, так как разработка собственных ИС и ИТ связана с высокими затратами и риском. Эта тенденция привела к тому, что поставщики систем изменили ранее существовавший способ выхода на рынок. Как правило, разрабатывается и предлагается теперь базовая система, которая адаптируется в соответствии с пожеланиями индивидуальных клиентов. При этом пользователям предоставляются консультации, помогающие минимизировать сроки внедрения систем и технологий, наиболее эффективно их использовать, повысить квалификацию персонала.
Автоматизированные системы проектирования – второй, быстро-развивающийся путь ведения проектировочных работ.
В области автоматизации проектирования ИС и ИТ за последнее десятилетие сформировалось новое направление – CASE (Computer-Aided Software/System Engineering). Лавинообразное расширение областей применения компьютеров, возрастающая сложность информационных систем, повышающиеся к ним требования привели к необходимости индустриализации технологий их создания. Важное направление в развитии технологий составили разработки интегрированных инструментальных средств, базирующихся на концепциях жизненного цикла и управления качеством ИС и ИТ управления. Они представляют собой комплексные технологии, ориентированные на создание сложных автоматизированных управленческих систем и поддержку их полного жизненного цикла или ряда его основных этапов. Дальнейшее развитие работ в этом направлении привело к созданию ряда концептуально целостных, оснащенных высокоуровневыми средствами проектирования и реализации вариантов, доведенных по качеству и легкости тиражирования до уровня программных продуктов технологических систем, которые получили название CASE-системы или CASE-технологии.
Основная цель CASE состоит в том, чтобы отделить проектирование ИС и ИТ от ее кодирования и последующих этапов разработки, а также максимально автоматизировать процессы разработки и функционирования систем.
CASE-технологии успешно применяются для построения практически всех типов ИС, однако устойчивое положение они занимают в области обеспечения разработки и внедрения ИС.
3.4. Постановка задачи и роль пользователя в создании ИТ
Декомпозиция ИС на отдельные относительно обособленные с точки зрения практических приложений части позволяет осуществить модульный принцип построения ИТ. При этом единичный структурно-функциональный элемент ИС рассматривается как задача. Такой подход обеспечивает разработчику возможность распараллелить отдельные работы в ходе написания, отладки и внедрения некоторых программных модулей, входящих в ИТ. Главная проблема здесь – учесть все возможные взаимосвязи между задачами и построить на их основе полную и непротиворечивую информационную модель управленческой деятельности организации.
В общем виде постановка задачи состоит из описания четырех принципиально важных компонентов:
1) организационно-экономической сущности задачи;
2) входной (текущей и справочной) информации;
3) выходной информации;
3) вычислительных алгоритмов;
Постановка задачи начинается на предпроектной, а завершается – на стадии технического проектирования, причем в этой работе главная роль принадлежит специалисту – пользователю системы. Постановка задачи требует от пользователя не только профессиональных знаний предметной области, для которой выполняется постановка, но и владения основами компьютерных информационных технологий. Последствия ошибок пользователя на этапе постановки задачи будут тяжелее в сотни и даже тысячи раз (в зависимости от масштаба системы), если их обнаружат на конечных фазах создания или использования прикладного программного продукта. Объясняется это тем, что каждый из последующих участников создания прикладных программ не располагает информацией, необходимой для исправления содержательных ошибок.
Создание программного продукта может вестись и самим пользователем, причем в отношении простоты построения программы это можно считать более предпочтительным вариантом. Но с позиции профессиональных программистов такие программы могут содержать большое число погрешностей, поскольку они менее эффективны по машинным ресурсам, быстродействию и многим другим традиционным критериям.
Пользователь, как правило, приобретает и применяет готовые программные пакеты, по своим функциям удовлетворяющие его потребности, ориентированные на определенные виды деятельности (сбыт, производство, снабжение, финансы), уровни управления (стратегический, тактический, оперативный), контур управления (планирование, оперативное управление, учет и контроль, анализ). Такое направление является на сегодня ведущим в сфере компьютеризации и информатизации обслуживания пользователей. Нередко оно дополняется разработкой оригинальных прикладных программ, однако в любом случае требуется постановка задач.
Тема 4. Информационное обеспечение ИТ, ИС и АРМ в управлении организацией (предприятием)
План темы
4.1. Понятие информационного обеспечения, его структура
4.2. Внемашинное информационное обеспечение
4.3 Внутримашинное информационное обеспечение
4.1. Понятие информационного обеспечения, его структура
Информационное обеспечение (ИО) по структуре подразделяется на внемашинное и внутримашинное.
Внемашинное информационное обеспечение включает структурные единицы измерения и отображения экономической информации, систему показателей, унифицированную систему документации и организацию документооборота, системы классификации и кодирования.
Внутримашинное информационное обеспечение связано с организацией массивов в памяти персонального компьютера.
Основное назначение ИО – обеспечение организации и представление информации, которые отвечали бы требованиям пользователей, а также условиям автоматизированных технологий. Назначение ИО обусловливает следующие к нему требования:
- представление полной, достоверной и своевременной информации для принятия управленческих решений;
- обеспечение информационной взаимосвязи задач функциональных подсистем;
- обеспечение эффективного хранения и поиска информации;
- организация совместной работы работников управления для принятия эффективного решения.
4.2. Внемашинное информационное обеспечение
Структурные единицы измерения и отображения экономической информации.
Выделяют ряд структурных единиц измерения и отображения экономической информации, находящихся в иерархической зависимости. Информационной единицей низшего уровня являются реквизиты, из которых формируются более сложные структурные единицы информации. Реквизиты отражают отдельные свойства объекта.
Реквизиты не однозначны по своему содержанию и подразделяются на реквизиты-признаки и реквизиты-основания. Реквизиты-признаки характеризуют качественную сторону объекта, а реквизиты-основания — количественную. Например, в качестве реквизита-признака выступает наименование подразделения и его код, а реквизиты-основания — количество работающих. Документ может включать любое число реквизитов-признаков и реквизитов-оснований.
Сочетание одного основания и относящихся к нему признаков образует показатель.
Показатель – логическое высказывание, содержащее качественную и количественную характеристики отображаемого явления.
Документ может включать любое число показателей.
Структурными единицами более высокого уровня являются: информационный массив, информационный поток, информационная система.
Система показателей
Система показателей представляет собой совокупность взаимосвязанных социальных, экономических и технико-экономических показателей, используемых для решения задач ИС. Система показателей менеджмента предназначена для отражения основных функций управления, связанных с прогнозированием, планированием, учетом и анализом, принятием управленческих решений.
Для осуществления функций прогнозирования и планирования, например, на предприятии используются показатели бизнес-плана, объема реализуемой продукции, платежей в бюджет, объема капитальных вложений, ввода в действие основных фондов, объемов поставок и др.
Принятие управленческих решений базируется на отборе, обработке и анализе данных хозяйственного учета: оперативного, финансового (бухгалтерского) и статистического, каждый из которых выполняет свои функции и имеет определенный состав взаимосвязанных показателей.
Унифицированная система документации и организация документооборота
Совокупность всех документов, циркулирующих в системе управления, представляет собой систему документации.
Документы, содержащие исходные данные организаций и предприятий, принято называть первичными, а документы, содержащие сведения обобщающего характера и используемые для принятия управленческих решений — выходными.
В зависимости от места возникновения документы подразделяются на внешние, создаваемые за пределами организации, и внутренние, циркулирующие в рамках данной организации. К внешним документам относятся планы, утвержденные вышестоящими организациями, отраслевые нормативы, инструкции и др.
В зависимости от выполняемых функций управления выделяют документы бухгалтерского учета, плановые, статистические, документы оперативного управления.
Вся документация, создаваемая в сфере управления, принадлежит к двум группам документационных систем:
• организационно-распорядительные;
• специальные.
Организационно-распорядительная документация – это система, применяемая при оформлении распорядительно-исполнительной деятельности органов управления, включая информационно-справочную документацию. К организационной - относится нормативная документация, регламентирующая правовой статус организации и ее структурных подразделений, правила и инструкции. К распорядительной - приказы, решения, распоряжения и прочая документация, с помощью которой оформляется распорядительная деятельность. Информационно-справочная документация включает служебную переписку, документацию на оформление личного состава, справки, акты.
Специальные системы документации отражают специфику деятельности системы управления и обслуживают отдельные функции управления. Например, система плановой, финансовой и учетной документации, документация по маркетингу и сбыту и др.
Применение автоматизированных систем обработки обусловило необходимость приспособления документации к требованиям машинной обработки, что ускорило процесс ее унификации и стандартизации. Унифицированная система документации (УСД) включает комплекс взаимосвязанных стандартных форм документов и правил их оформления на основе применения средств вычислительной техники. Унифицированный документ состоит из трех частей: заголовочной, содержательной и оформительской. Заголовочная часть содержит: наименование предприятия, организации, работающего, оборудования; характеристику документа (ОКУД); наименование документа; зону для размещения постоянных на документ реквизитов-признаков и их кодов (предприятие, склад, вид операции, цех, требование и т. д.)
Содержательная часть строится в виде таблицы, состоящей из строк и граф, в которых размещаются переменные реквизиты-признаки и количественно-суммовые реквизиты-основания (наименование, номенклатурный номер, количество, код производственных затрат и т. д.)
Оформительская часть документа содержит подписи лиц, несущих юридическую ответственность за составление документа (отпустил, получил).
Результатная информация предназначена для целей управления и передается непосредственно потребителям. Для лиц, которые анализируют информацию и принимают на ее основании решения, важно, в каком виде эти данные выведены машиной — форма представления результатной информации.
Документооборот – последовательность прохождения документа с момента выполнения в нем первой записи и до сдачи его в архив. Существует множество программ организации электронного документооборота.
Системы классификации и кодирования
Классификатор — это систематизированный свод однородных наименований, т. е. классифицируемых объектов и их кодовых обозначений.
Код представляет собой условное обозначение объекта знаком или группой знаков по определенным правилам, установленным системами кодирования.
Процесс присвоения объектам кодовых обозначений называется кодированием. Основная цель кодирования состоит в однозначном обозначении объектов, а также в обеспечении необходимой достоверности кодируемой информации.
С помощью кодирования обеспечивается выполнение основных функций, связанных с обработкой экономической информации: минимизация объема призначной информации при вводе ее в вычислительную систему и передаче по каналам связи; сортировка и поиск информации по ключевым признакам; разработка сводных экономических отчетов по различным признакам; декодирование при переходе от кодов-признаков к их наименованиям при печати сводных экономических отчетов.
Систематизация экономической информации вызывает необходимость применения различных классификаторов, среди которых различают:
- общегосударственные классификаторы (ОК), разрабатываемые в централизованном порядке и являющиеся едиными для всей страны;
- отраслевые, единые для конкретной отрасли;
- региональные, единые для данной территории;
- локальные, составляемые на номенклатуры, характерные для данного предприятия, организации, фирмы.
Штриховое кодирование – способ построения кода с помощью чередования широких и узких, темных и светлых полос. Применение штрихового кодирования позволяет получить необходимую информацию, характеризующую товар, его свойства, и обеспечить возможность эффективного управления товародвижением вообще и к потребителю в частности, автоматизировать процессы расчетов за продаваемые товары и, следовательно, повысить эффективность управления производством.
Система штрихового кодирования информации представляет собой совокупность вида штриховых кодов и технических средств нанесения на носители информации, верификации качества печати, считывания с носителей, а также предварительной обработки данных. Пример штрихового кода UPC-12 представлен на рис. 3.1.
3 00025 00234 9
Рис. Пример кода UPC-12
В приведенном примере 3 – код лекарственных препаратов США, 00025 – код производителя, 00234 – код продукта, 9 – контрольное число.
машины.
4.3. Внутримашинное информационное обеспечение
Внутримашинное ИО может быть организовано в различных вариантах. Это могут локальные (независимых) файлы, база данных, хранилища данных базы знаний.
При создании базы данных файлы не являются независимыми, так как структура одних файлов (состав полей) зависит от структуры других. Файлы БД разрабатываются с соблюдением определенных принципов ориентации на одну из моделей базы данных (иерархическую, сетевую, реляционную). Иерархическую модель БД изображают в виде дерева. Сетевая модель позволяет любому объекту быть связанным с любым другим объектом. Сетевые модели сложны, что создает определенные трудности при необходимости модернизации или развития СУБД. Реляционная организация БД отражается в виде взаимосвязанных таблиц.
При выборе рационального варианта организации БД к нему предъявляют следующие требования:
- полнота представления данных; минимальность состава данных;
- минимизация времени выборки данных при решении задач управления;
- независимость структуры массивов от программных средств их организации;
- динамичность структуры информационной базы.
База данных является информационной частью банка данных. Банк данных представляет собой совокупность информационной, программной, технической и организационной частей. Программную составляющую банка данных отражает СУБД. СУБД – это пакет программ, обеспечивающий поиск, хранение, корректировку данных, формирование ответов на запросы. Система обеспечивает сохранность данных, их конфиденциальность, перемещение и связь с другими программными средствами. Выбор СУБД определяется многими факторами, но главным из них является возможность работы с конкретной моделью данных (иерархической, сетевой, реляционной).
По организации и технологии обработки данных банки данных подразделяются на централизованные и распределенные. Централизованный банк данных отличает традиционная архитектура баз данных и СУБД. При подобной архитектуре все необходимые для работы специалистов данные и СУБД размещены на центральном компьютере, или мэйнфрейме (mainframe), вместе с приложением, принимающим входную информацию с пользовательского терминала и отображающим данные на экране пользователя. Распределенная база данных состоит из нескольких, возможно пересекающихся или даже дублирующих друг друга частей, хранимых в различных компьютерах вычислительной сети. Работа с такой БД осуществляется с помощью системы управления распределенной базой данных (СУРБД).
Хранилище данных (data warehouse) – это автоматизированная информационно-технологическая система, которая предназначена для хранения, оперативного получения и анализа интегрированной информации по всем видам деятельности организации. Данные в таком хранилище характеризуются следующими свойствами:
- предметная ориентация — данные организованы согласно предмету, а не приложению (в соответствии со способом их применения);
- интегрированность – данные согласуются с определенной системой наименований, хотя могут принадлежать различным источникам и их формы представления могут не совпадать;
- упорядоченность во времени – данные согласуются во времени для использования в сравнениях, трендах и прогнозах;
- неизменяемость и целостность – данные не обновляются и не изменяются, а только перезагружаются и считываются, поддерживая концепцию «одного правдивого источника».
- большой объем и сложные взаимосвязи данных.
К основным категориям данных, которые располагаются в хранилище, относятся: метаданные, описывающие способы извлечения информации из различных источников, методы их преобразования из различных структур и форматов и доставки в хранилище; фактические данные (архивы), отражающие состояние предметной области и конкретные моменты времени; суммарные данные, полученные на основе проведенных аналитических расчетов.
Активно развивающейся областью внутримашинного ИО является создание баз знаний (БЗ) и их применение в различных областях науки и техники. База знаний представляет собой семантическую модель, предназначенную для представления в ПК знаний, накопленных человеком в определенной предметной области. Основные функции базы знаний: создание; актуализация; включение новых знаний; обработка знаний, соответствующих текущей ситуации.
Тема 5. Инструментальные средства и тенденции развития ИТ в управлении организацией
План темы
5.1. Понятие и состав технического обеспечения ИТ и ИС управления организацией
5.2. Программные средства ИТ и ИС управления организацией
5.1. Понятие и состав технического обеспечения ИТ и ИС управления организацией
Техническая основа ИТ и ИС управления представлена комплексом технических средств (КТС) сбора, регистрации, обработки, передачи, вывода, специализированных средств обработки документов, а также средств связи для осуществления информационного обмена между различными техническими средствами.
Достижение эффективной работы ИС предполагает выполнение некоторого набора требований, предъявляемых к комплексу технических средств (КТС), основными из которых являются следующие:
- минимизация трудовых и стоимостных затрат на решение всего комплекса задач системы;
- реализация интегрированной обработки информации;
- обеспечение пользователей необходимой информацией в реальном времени; надежность;
- наличие защиты информации от несанкционированного доступа;
- реализуемость КТС, т.е. возможность его создания за счет типовых средств, выпускаемых отечественной промышленностью;
- гибкость структуры КТС, т.е. перспектива включения в его состав новых, более совершенных технических средств по мере освоения их промышленностью;
Характерными чертами современных компьютеров являются: высокая производительность; обширная номенклатура выполняемых операций, как арифметических, логических, так и специальных; большая емкость оперативной и внешней памяти; развитая организация системы ввода-вывода информации, обеспечивающая подключение разнообразных видов внешних устройств. Для решения экономических задач используются универсальные вычислительные средства.
Проблемно-ориентированные вычислительные средства служат для решения более узкого круга задач, связанных, как правило, с управлением технологическими объектами, регистрацией, накоплением и обработкой относительно небольших объемов данных, выполнением расчетов по относительно несложным алгоритмам. Они обладают ограниченными по сравнению с универсальными компьютерами аппаратными и программными ресурсами. К проблемно-ориентированным можно отнести, в частности, всевозможные управляющие вычислительные комплексы.
Специализированные вычислительные средства используются для решения узкого круга задач или реализации строго определенной группы функций. Такая узкая ориентация позволяет четко специализировать структуру, существенно снизить сложность и стоимость компьютеров при сохранении высокой производительности и надежности их работы. К специализированным можно отнести, например, программируемые микропроцессоры специального назначения; адаптеры и контроллеры, выполняющие логические функции управления отдельными несложными техническими устройствами, агрегатами и процессами; устройства согласования и сопряжения работы узлов вычислительных систем.
Персональный компьютер удовлетворяет требованиям общедоступности и универсальности применения и имеет следующие характеристики:
- малую стоимость, находящуюся в пределах доступности для индивидуального покупателя;
- автономность эксплуатации без специальных требований к условиям окружающей среды;
- гибкость архитектуры, обеспечивающую ее адаптивность к разнообразным применениям в сфере управления, науки, образования, в быту;
- «дружественность» операционной системы и прочего программного обеспечения, обусловливающую возможность работы с ней пользователя без специальной профессиональной подготовки;
- высокую надежность работы.
Особую интенсивно развивающуюся группу компьютеров образуют многопользовательские, применяемые в вычислительных сетях серверы. Сервер – компьютер, выделенный для обработки запросов от всех рабочих станций вычислительной сети, предоставляющий этим станциям доступ к общим системным ресурсам (вычислительным мощностям, базам данных, библиотекам программ, принтерам, факсам и др.) и распределяющий эти ресурсы. Такой универсальный сервер часто называют сервером приложений.
Серверы в сети часто специализируются в зависимости от выполняемых ими функций.
Главной тенденцией развития и использования технических средств является создание корпоративных компьютерных сетей и их взаимодействие с Интернет.
5.2. Программные средства ИТ и ИС управления организацией
Важнейшими программными средствами являются системные и специальные (прикладные) программными средствами.
Системные программные средства организуют процесс обработки информации в компьютере. Главную его часть составляет операционная система (ОС). ОС включают: планировщики – программы, организующие распределение ресурсов вычислительной системы и связь с пользователем; супервизор, который обеспечивает организацию процессов обработки программ на ПК; сервисные обслуживающие программы, позволяющие рационально организовать процесс обработки программ (программных модулей). Под модулем понимается функционально и конструктивно законченная программа. Для формирования единого программного модуля сложной структуры, состоящего из нескольких модулей, используется специальная программа – редактор связей. Программа-загрузчик обеспечивает размещение программных модулей в основной памяти компьютера. Программа-отладчик позволяет автоматизировать процесс отладки пользовательских программ. Утилиты – программы, позволяющие выполнять различные сервисные функции: перезапись (копирование) программ и файлов, вывод на печать, сортировку и упорядочение файлов и др. Средства контроля и диагностики обеспечивают автоматический поиск ошибок и проверку функционирования отдельных узлов машины.
Прикладные программные средства предназначены для решения функциональных задач и работы пользователей. Пакеты прикладных программ (ППП) – комплекс программ, предназначенных для решения определенного класса задач, для оснащения АРМ и решения функциональных комплексов ИС.
Основное направление развития ППП – реализация интеграции информации с целью эффективного принятия решения по управлению бизнес-процессами на предприятиях (ERP-системы). Разработаны комплексы ППП для малых, средних и крупных предприятий. Рынок программ для управления предприятием благодаря высокому уровню конкуренции предоставляет потенциальным покупателям широкие возможности выбора. В первую очередь это касается рынка программного обеспечения для автоматизации бухгалтерского учета, управления бизнес-процессами организаций и других направлений экономической деятельности.
В настоящее время наибольшее развитие получил малый бизнес. Причем, успешность его коммерческой деятельности определяет уже не столько размер самой организации, сколько развитая система общения с партнерами по бизнесу в различных регионах мира. В малом бизнесе все более укореняется идея повышения конкурентоспособности за счет применения средств электронных коммуникаций и технологий. С этой целью разрабатываются различные программные продукты специально для компаний сферы малого бизнеса. Они позволяют вести полный и оперативный учет и анализ внутрихозяйственной деятельности, реализовывать электронный документооборот, необходимый для принятия управленческих решений, и выполнять следующие функции:
- контроль и прогнозирование деятельности организации, определение вклада каждого сотрудника и обеспечение их взаимозаменяемости;
- формирование бухгалтерских документов, исключение ошибок при их заполнении;
- учет денежных средств на счетах и в кассе;
- ведение бухгалтерского учета, интеграцию с бухгалтерскими программами и кассовыми аппаратами, ведение журнала работ;
- автоматизацию работы отдела кадров с ведением табеля учета рабочего времени, формирование статистических форм отчетов; ведение справочников персонала и т.п.;
- автоматизацию складских операций;
- ведение списков фирм, клиентов и отслеживание истории взаимодействия с ними; удобный и быстрый поиск справочной, юридической информации и т.д.
ППП формирования бизнес-планов.
Широкое распространение находят также программы автоматизации общего назначения, не учитывающие специфику конкретных отраслей производства на программном рынке.
Разработано множество программных продуктов, предназначенных для защиты информации.
В нашей стране с ее постоянно меняющимися законодательством и нормативными документами бухгалтерам, юристам, а часто и менеджерам необходимо иметь полную, не устаревшую и удобную в использовании информацию о правовых актах и нормативных материалах. В настоящее время только в сфере налогообложения и бухучета действуют тысячи нормативных актов, которые постоянно обновляются и пополняются. Разобраться в этом потоке сведений и документов поможет правовая база данных. Специализированными фирмами распространяются как правовые базы данных общего назначения, так и специализированные базы данных — по хозяйственному, банковскому, таможенному законодательству, региональному законодательству и т.д.
6. Защита информации в технологиях управленческой деятельности.
План лекции
6.1. Виды умышленных угроз безопасности информации
6.2. Методы и средства зашиты информации
6.3. Криптографические методы зашиты информации
6.1. Виды умышленных угроз безопасности информации
Умышленные угрозы подразделяются на пассивные и активные угрозы; внутренние и внешние.
Пассивные угрозы направлены на несанкционированное использование информационных ресурсов ИС без нарушения ее функционирования. Например, несанкционированный доступ к базам данных, прослушивание каналов связи и т.п.
Активные угрозы имеют целью нарушение нормального функционирования ИС путем целенаправленного воздействия на ее компоненты. К активным угрозам относятся, например, вывод из строя компьютера или его операционной системы, искажение сведений в базе данных, разрушение программных средств, нарушение работы каналов связи. Источником активных угроз могут быть действия взломщиков, вредоносные программы и т.п.
Внутренние угрозы чаще всего определяются социальной напряженностью и тяжелым моральным климатом. Внешние угрозы могут определяться злонамеренными действиями конкурентов, экономическими условиями и другими причинами (например, стихийными бедствиями).
Особое место среди умышленных угроз занимает промышленный шпионаж. Он связан с незаконным сбором, присвоением и передачей сведений, составляющих коммерческую тайну.
По своему существу умышленные угрозы подразделяются на следующие виды:
- утечка конфиденциальной информации;
- компрометация информации;
- несанкционированное использование информационных ресурсов;
- ошибочное использование информационных ресурсов;
- несанкционированный обмен информацией между абонентами;
- отказ от информации;
- нарушение информационного обслуживания;
- незаконное использование привилегий.
6.2. Методы и средства зашиты информации
К методам защиты информации относятся: препятствие, управление доступом, механизмы шифрования, регламентация, принуждение, побуждение.
Препятствие – методы физического преграждения пути злоумышленнику к защищаемой информации (к аппаратуре, носителям информации и т.д.).
Управление доступом – методы защиты информации с применением регулирования использования всех ресурсов ИС и ИТ.
Механизмы шифрования – методы защиты информации с применением специальных методов шифрования. Наиболее эффективным методом является криптографический метод.
Регламентация – создание таких условий автоматизированной обработки, хранения и передачи защищаемой информации, при которых нормы и стандарты по защите выполняются в наибольшей степени.
Принуждение – метод защиты, при котором пользователи и персонал ИС вынуждены соблюдать правила обработки, передачи и использования защищаемой информации под угрозой материальной, административной или уголовной ответственности.
Побуждение – метод защиты, побуждающий пользователей и персонал ИС не нарушать установленные порядки за счет соблюдения сложившихся моральных и этических норм.
Средства зашиты информации подразделяются на: технические, программные, законодательные средства
Вся совокупность технических средств подразделяется на аппаратные и физические, программные, организационные, морально-этические средства.
Аппаратные средства – устройства, встраиваемые непосредственно в вычислительную технику, или устройства, которые сопрягаются с ней по стандартному интерфейсу.
Физические средства включают различные инженерные устройства и сооружения, препятствующие физическому проникновению злоумышленников на объекты защиты и осуществляющие защиту персонала (личные средства безопасности), материальных средств и финансов, а также информации от противоправных действий. Примеры физических средств: замки на дверях, решетки на окнах, средства электронной охранной сигнализации и т.п.
Программные средства – это специальные программы и программные комплексы, предназначенные для защиты информации в ИС.
Организационные средства осуществляют регламентацию производственной деятельности в ИС и взаимоотношений исполнителей на нормативно-правовой основе таким образом, что разглашение, утечка и несанкционированный доступ к конфиденциальной информации становятся невозможными или существенно затрудняются за счет проведения организационных мероприятий.
Законодательные средства защиты определяются законодательными актами страны, которыми регламентируются правила пользования, обработки и передачи информации ограниченного доступа и устанавливаются меры ответственности за нарушение этих правил.
Морально-этические средства защиты включают традиционные и специально разрабатываемые нормы поведения сотрудников, работающих с ИС и ИТ.
6.3. Криптографические методы зашиты информации
Современная криптография знает два типа криптографических систем: классическая криптография и ассиметричная криптография.
Для классической криптографии характерно использование одного закрытого секретного ключа, который позволяет отправителю шифровать сообщение, а получателю расшифровать его.
Суть ассиметричной криптографии состоит в том, что ключ, используемый для шифрования, отличен от ключа расшифровывания. Знание открытого ключа не позволяет определить ключ секретный. Таким образом, расшифровать сообщение может только его получатель, владеющий этим секретным ключом. Специалисты считают, что использование ассиметричной криптографии особенно эффективно для шифрования передаваемых данных и цифровых подписей, подтверждающих подлинность передаваемых документов и сообщений.
Тема 7. ИТ решения функциональных задач управления организацией (предприятием)
План лекции
7.1. Функциональные задачи стратегического менеджмента.
7.2. Функциональные задачи производственного менеджмента
7.1. Функциональные задачи стратегического менеджмента
Стратегический менеджмент на предприятии относится к подсистеме перспективного управления производством, состоящей из ряда блоков, реализующих задачи, отраженные в бизнес-плане. Функциональные задачи стратегического менеджмента структурированы и могут быть объединены в следующие блоки: инвестирование стратегических целевых установок, стратегическая товарная политика, прогнозируемая производственная программа, прогноз потребности в ресурсах, стратегическая финансовая политика, оценка стратегической деятельности предприятия. Каждому блоку стратегического менеджмента соответствует перечень задач. Все блоки задач взаимосвязаны между собой и представляют единое информационное целое, что оказывает влияние на организацию их решения в условиях АИТ.
В качестве примера приведены функциональные задачи блоков прогнозируемой производственной программы и прогноза потребности в ресурсах.
Блок прогнозируемой производственной программы содержит следующие задачи:
прогноз выпуска продукции в натуральном выражении,
калькулирование себестоимости продукции,
расчет цены продажи,
расчет дохода от продажи,
анализ для принятия решения по конкурентоспособности продукции.
Блок прогноза потребности в ресурсах включает:
расчет потребности в оборудовании,
расчет потребности в материалах,
расчет потребности в трудовых ресурсах,
расчет фонда заработной платы.
7.2. Функциональные задачи производственного менеджмента
Производственный менеджмент – это система реализации управленческих решений для эффективного функционирования производственного процесса на период времени менее одного года. Под производственным процессом понимается технологически обоснованное преобразование трудовыми ресурсами и средствами труда различных свойств предметов труда для получения необходимых конкретных видов продукции определенного количества и качества.
Функциональные задачи производственного менеджмента классифицируются по функциональным подсистемам: управление технической подготовкой производства, технико-экономическое управление, оперативное управление основным производством, управление материальными ресурсами, управление персоналом, управление вспомогательным производством, управления качеством. В качестве примера приведены функциональные задачи подсистем управления материальными ресурсами и управления вспомогательным производством.
В подсистеме управления материальными ресурсами решаются задачи, связанные с расчетом ряда показателей: плановой и фактической величины поставки материалов на предприятие; фактических запасов материалов на складах, фактической занятости материалов в заделах в специфицированной и укрупненной номенклатуре. Осуществляется также сравнительный анализ с нормативными величинами запасов материальных ресурсов на складах и нормативными величинами заделов. Кроме того, решаются задачи по снабжению цехов и участков материалами. Среди них задачи определения: потребности в материалах в специфицированной номенклатуре, лимита отпуска материала цехам на планово-учетную единицу, фактической занятости материалов в заделе в специфицированной номенклатуре. Ведется также учет движения материалов на складах, учет и анализ обеспеченности цехов материалами и некоторые другие.
Подсистема управления вспомогательным производством решает задачи планирования потребности и учета движения инструмента; планирования объема планово-предупредительных работ и учета исполнения ремонта оборудования; планирования и учета величины грузооборота предметов и продуктов труда; планирования потребности и учета всех видов энергии (электроэнергии, тепловой энергии и других видов энергии).
ЛИТЕРАТУРА
1. Информационные технологии управления: Учеб.пособие для вузов/ Под ред.проф.Г.А.Титоренко.- 2-ое изд.доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003
2. Информационные системы в экономике: учебник для студентов вузов/ Под ред.Г.А.Титоренко. – 2-ое изд.перераб.и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006