МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО–ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

ИНФОРМАЦИОННые технологии управления

для студентов IV курса

(I и II образование) специальности

06.11.00 – "Менеджмент организации"

ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ

Авторы –  профессор Г.А. Титоренко

                                                                                профессор  В.В. Брага

                                                                                       профессор Л.А. Вдовенко

                                                                                        профессор В.И. Суворова

Москва 2008

Тема 1. Информационные процессы в экономике организации и объективная необходимость их автоматизации.

План лекции

1.1 Понятие информационных систем и информационных техно­логий; их место в управлении экономическими объектами.

1.2 Классификация информационных систем управления и ин­формационных технологий.

1.3 Особенности ин­формационных технологий в управлении организацией (предприятием).

1.1. Понятие информационных систем и информационных технологий; их место в управлении экономическими объектами

Рыночная экономика приводит к возрастанию объема информации, услож­нению решаемых задач, необходимости оперативного принятия решения на основе интегрированной информации. Перечисленные  особенности рыночной экономики невозможно учесть без организации современной автоматизиро­ванной информационной системы (ИС).

Существуют самые различные определения понятия ИС. Ниже приводится одно из них.

Информационная система управления – совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, про­граммных, других технологических средств и специалистов, предназна­ченная для обработки информации и принятия управленческих решений [1, с.8].

Основной составляющей частью автоматизированной информа­ционной системы является информационная технология (ИТ), раз­витие которой тесно связано с развитием и функционированием ИС.

Информационная технология – процесс, использующий совокуп­ность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, переда­чи, накопления и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения для решения управленческих задач экономического объекта [1, c.11].

Основная цель автоматизированной информационной технологии – получать посредством переработки первичных данных информацию нового качества, на основе которой вырабатываются оптимальные управленческие решения. Это достигается за счет интеграции ин­формации, обеспечения ее актуальности и непротиворечивости, ис­пользования современных технических средств для внедрения и функционирования качественно новых форм информационной под­держки деятельности аппарата управления.

Информационная технология представляет собой про­цесс, состоящий из четко регламентированных правил выполнения операций над информацией, циркулирующей в ИС.

1.2. Классификация информационных систем управления и информационных технологий.

Классификация информационных систем управления зависит от видов процессов управления, уровня управления, сферы функциони­рования экономического объекта и его организации, степени автома­тизации управления.

Основными классификационными признаками автоматизиро­ванных информационных систем являются:

• уровень в системе государственного управления;

• область функционирования экономического объекта;

• виды процессов управления;

• степень автоматизации информационных процессов.

Информационная технология является наиболее важной состав­ляющей процесса использования информационных ресурсов в управлении. Они систематизируются по следующим признакам:

• степень централизации технологического процесса;

• тип предметной области;

• степень охвата задач управления;

• класс реализуемых технологических операций;

• тип пользовательского интерфейса;

• способ построения сети.

В соответствии с международной классификацией информационные системы  классифицируются по степени интеграции информации на четыре группы: локальные (учетные системы); малые интегрированные (комплексный учет и управление финансами); средние и крупные интегрированные системы (комплексное управление в зависимости от масштаба производства).

1.3. Особенности ин­формационных технологий в управлении организацией (предприятием)

Основополагающим фактором для построения информационной технологии является область функ­ционирования экономического объекта. Производственные организации (предприятия) можно разделить по следующим признакам:

- отраслевая и предметная специализация предприятий и организации,

- административно-хозяйственная принадлеж­ность предприятия,

- структура производства,

- мощность производственного потенциала,

- тип производства.

Организации (предприятия)   также классифицируются на три группы: малые, средние и большие. Особенности производственных предприятий определяют особенности ИТ:

- множество источников возникновения информации,

- большие объемы информации,

- разнообразие алгоритмов,

- разнообразие связей между показателями и др. разнообразие.

Тема 2. Структурная и функциональная организация ИС, ИТ и АРМ

                                         План темы

1.     Содержательный аспект элементов ИТ управления организацией (предприятием).

2.     Роль АРМ в ИТ, их особенности в управлении организацией (предприятием).

2.1. Содержательный аспект элементов ИТ управления организацией (предприятием)

Содержательный аспект элементов ИТ зависит от специфики решаемых функциональных задач. ИТ управления организацией (предприятием) реализует ряд функциональных задач. Примеры основных задач приведены  ниже. К ним относятся:

- функциональные задачи Оперативного управления предприятием: материально-техническим снабжением, сбытом и реализацией продукции, бартерными операциями и взаимозачетами, запасами — движение и наличие материальных ценностей, договорными обязательствами и др.;

- функциональные задачи Финансового планирования:  планирование движения денежных потоков, проектов развития, планирование себестоимости продукции;

- функциональные задачи бухгалтерского учета: учет основных средств, учет труда и заработной платы, учет материалов, учет готовой продукции, сводный учет.

Автоматизируются также задачи контроля и анализа выполнения планов. Кроме того, большое внимание  уделяется управлению документооборотом, управлению персоналом.

2.2. Роль АРМ в ИТ, их особенности в управлении организацией (предприятием)

Системный подход к автоматизации бизнес-процессов на предпри­ятии предполагает, что автоматизацию бизнес-процессов целесообразно строить на базе новой информационной технологии, основывающейся на интерактивном взаимодействии пользователей с ПК в условиях распределенной системы обработки данных. Центральным звеном такой технологии являются АРМ менеджера, организуемые на базе ПК в различных узлах локальной вычислительной сети (ЛВС).

Распределенная система обработки данных организации позволяет:

- сохранить предметную специализацию АРМ менеджера для обеспече­ния реальной интеграции бизнес-процессов;

- учесть специфические осо­бенности плановых задач, относящихся к не полностью формализуе­мым и требующим в силу этого непосредственного взаимодействия ме­неджеров с ПК;

- открыть новые возможности для менеджера, позволяя ему осуществлять обработку данных непосредственно в местах их воз­никновения и использовать вычислительные ресурсы различных узлов ЛВС с целью обмена информацией.

Разработка информационного обеспечения АРМ менеджера требует, прежде всего, определения перечня задач, отражающих деятельность менеджера в рамках принятой декомпозиционной части планирования, соответствующей конкретному АРМ менеджера.

Применение АРМ не должно нарушать привычный пользователю ритм его работы, должно обеспечивать концентрацию внимания пользо­вателя на логической структуре решаемых задач. Однако если заданное действие не производится или результат искажается, пользователь должен знать причину и информация об этом должна выдаваться на экран.

В составе программного обеспечения АРМ можно выделить два основных вида обеспечения, различающихся по функциям: общее (системное) и специальное (прикладное). К общему программному обеспечению относится комплекс программ, обеспечивающий автоматизацию разработки программ и организацию экономичного вычис­лительного процесса на ПК безотносительно к решаемым задачам. Специальное (прикладное) программное обеспечение представляет собой совокупность программ решения конкретных задач пользователя.

Режим работы различных технологий, технические особенности вычислительных устройств, разнообразие и массовый характер их приме­нения предъявляют особые требования к программному обеспечению. Такими требованиями являются: надежность, эффективность использо­вания ресурсов ПК, структурность, модульность, эффективность по за­тратам, дружественность по отношению к пользователю. При разработ­ке и выборе программного обеспечения необходимо ориентироваться в архитектуре и характеристиках ПК, имея в виду минимизацию времени обработки данных, системное обслуживание программ большого коли­чества пользователей, повышение эффективности использования любых конфигураций технологических схем обработки данных.

Эффективное функционирование АРМ - специа­листа базируется на комплексном использовании современных про­граммных средств обработки информации в совокупности с совре­менными организационными формами использования технических средств. Выбор организационных форм целесообразно осуществлять с учетом их рассредоточения по уровням иерархии управления в соответствии с организационной структурой автоматизируемого объекта. При этом основным прин­ципом выбора является коллективное обслуживание пользователей, отвечающее структуре экономического объекта.

 Тема 3. Методические  основы создания ИС, ИТ и АРМ

в управлении организацией (предприятием)

План темы

3.1. Теоретические  и организационные принципы создания ИС, ИТ и АРМ.

3.2. Стадии и этапы создания ИС и ИТ.

3.3. Методология  реинжиниринга ИТ в бизнес-процессах.

3.4. Постановка задачи и роль пользователя в создании ИТ.

3.1. Теоретические  и организационные принципы создания ИС, ИТ и АРМ

При проектировании ИС управленческой деятельности используются системотехнические подходы, главным из которых является кибернетический подход, предполагающий постановку цели функционирования управленческой деятельности объекта, модели­рование структуры и динамики развития рыночных процессов, уста­новление наличия прямых и обратных информационных связей, де­композиции систем и модулей.

Согласно кибернетическому подходу формируются основные прин­ципы создания ИС и ИТ управления. Первый из них – системность и логичность построения обеспечивающих и функциональных элементов ИС. Второй принцип проектирования ИС – широкое применение эко­номико-математических методов и стандартных программ прогнозно-статистического характера. Третий – предполагает декомпозицию системы на ряд комплексов (модулей) задач, каждый из которых моделирует опреде­ленную сферу управленческой деятельности. Четвертый принцип – использование новых методов и включение вновь созданных программных модулей в систему автоматизации управ­ленческих работ. Пятый – это принцип адаптации всех элементов и системы в це­лом.       

Помимо теоретических принципов учитываются и организационные, которые связаны с  объективными и субъективными требованиями пользователей. Прежде всего, нужно отметить выбор технического обеспечения. Например, создавая ИС управления логистическими операциями для использо­вания на уровне складского хозяйства предприятия, разработчики должны позаботиться о совместимости компьютерного обеспечения с применяемыми техническими средствами для измерения и взвеши­вания поступающих материальных ресурсов, регистрации их поступления и перемещения (электронные весы и измерительная аппарату­ра, мерная тара, устройства для считывания штрих-кодов, устройства регистрации и т. п.). В информационном плане должны обеспечи­ваться обмен сведениями между этими устройствами, а также по­средством системы передачи данных их связь с базой данных для последующей возможности решения функциональных задач. На эта­пе проектирования необходимо максимально использовать получен­ную с их помощью информацию для выработки результатных сведе­ний, формирования необходимой документации и принятия управ­ленческих решений. Кроме того, разработчик должен беспокоиться об удобстве работы пользователя в процессе эксплуатации создаваемой системы.

3.2. Стадии и этапы  создания ИС и ИТ

Для успешной автоматизации управленческих работ всесторонне изучаются пути прохождения информационных потоков как внутри предприятия, так и во внешней среде. Анализируется, классифици­руется и группируется внутренняя и внешняя информация по источ­никам возникновения, экономическим характеристикам, объему и назначению, разрабатываются схемы функционирования информа­ционных потоков и моделируются взаимосвязи элементов реальной внутренней и внешней управленческой деятельности.

Результаты предпроектного обследования отражаются в рабочих  документах: тех­ническое задание на проектирование (ТЗ) и технико-экономическое обоснование (ТЭО).

На стадии технического и рабочего проектирования формируются проектные решения по функциональной и обеспечивающей частям ИС. Большое внимание уде­ляется проектированию информационного обеспечения. Подготавли­ваются классификаторы и носители данных, моделируется размеще­ние информации в базе данных, включая элементы входных, проме­жуточных и выходных информационных составляющих, разрабатыва­ются методы контроля и защиты данных.

Ответственной работой на стадии проектирования является формирование заданий на программирование модулей системы. На их основе разрабатываются программные модули, отлаживается привязка про­граммного обеспечения к комплексу технических средств, а также рассчитываются показатели предварительной оценки эффективности ИС и ИТ.

Стадия внедрения ИС предполагает: апробацию предложенных проектных решений в течение определенного периода, достаточного для освоения пользователями методики работы в новой технологической среде; всестороннюю проверку в условиях, максимально при­ближенных к реальным, всех ветвей программ, входящих в ком­плекс, а также, в случае необходимости – окончательную корректи­ровку составляющих элементов ИС и ИТ. Апробация обеспечиваю­щих и функциональных подсистем ИС производится в режиме ре­ального времени и в условиях, близких к действительным производ­ственным, хозяйственным и финансовым ситуациям. Стадия внедрения завершается сдачей результатов проектирования комиссии с оформлением акта об окончании работ.

3.3. Методология  реинжиниринга ИТ в бизнес-процессах

В современных условиях ИС, ИТ и АРМ, как правило, не созда­ются с нуля. В экономике практически на всех уровнях управления и во всех экономических объектах – от органов регионального управ­ления, финансово-кредитных организаций, предприятий, фирм до организаций торговли и сфер обслуживания функционируют систе­мы автоматизированной обработки информации. Однако переход к рыночным отношениям, возросшая в связи с этим потребность в своевременной, качественной, оперативной информации, оценка ее как важнейшего ресурса в управленческих процессах, а также по­следние достижения научно-технического прогресса вызывают необ­ходимость перестройки функционирующих автоматизированных информационных систем в экономике, создания ИС и ИТ на новой технической и технологической базах. Это обстоятельство приводит к необходимости выделения бизнес – процессов в управленческой деятельности и их радикального изменения (реинжинирга).

Поиск рациональных путей проектирования идет по следующим направлениям: разработка типовых проектных решений, зафиксиро­ванных в пакетах прикладных программ (ППП) для решения эконо­мических задач с последующей привязкой ППП к конкретным усло­виям внедрения и функционирования; разработка автоматизирован­ных систем проектирования.

 В последнее время все большее число организаций, предприятий, фирм предпочитает покупать готовые пакеты и технологии, и, если необходимо, добавлять к ним свое программное обеспечение, так как разработка собственных ИС и ИТ связана с высокими затратами и риском. Эта тенденция привела к тому, что поставщики систем изме­нили ранее существовавший способ выхода на рынок. Как правило, разрабатывается и предлагается теперь базовая система, которая адап­тируется в соответствии с пожеланиями индивидуальных клиентов. При этом пользователям предоставляются консультации, помогающие минимизировать сроки внедрения систем и технологий, наиболее эф­фективно их использовать, повысить квалификацию персонала.

Автоматизированные системы проектирования – второй, быстро-развивающийся путь ведения проектировочных работ.

В области автоматизации проектирования ИС и ИТ за последнее десятилетие сформировалось новое направление – CASE (Computer-Aided Software/System Engineering). Лавинообразное расширение об­ластей применения компьютеров, возрастающая сложность инфор­мационных систем, повышающиеся к ним требования привели к необходимости индустриализации технологий их создания. Важное направление в развитии технологий составили разработки интегри­рованных инструментальных средств, базирующихся на концепциях жизненного цикла и управления качеством ИС и ИТ управления. Они представляют собой комплексные технологии, ориентированные на создание сложных автоматизированных управленческих систем и поддержку их полного жизненного цикла или ряда его основных этапов. Дальнейшее развитие работ в этом направлении привело к созданию ряда концептуально целостных, оснащенных высокоуров­невыми средствами проектирования и реализации вариантов, дове­денных по качеству и легкости тиражирования до уровня программ­ных продуктов технологических систем, которые получили название CASE-системы или CASE-технологии.

Основная цель CASE состоит в том, чтобы отделить проектиро­вание ИС и ИТ от ее кодирования и последующих этапов разработ­ки, а также максимально автоматизировать процессы разработки и функционирования систем.

CASE-технологии успешно применяются для построения практи­чески всех типов ИС, однако устойчивое положение они занимают в области обеспечения разработки  и внедрения ИС.

3.4. Постановка задачи и роль пользователя в создании ИТ

Декомпозиция ИС на отдельные относительно обособленные с точки зрения практических приложений части позволяет осущест­вить модульный принцип построения ИТ. При этом единичный структурно-функциональный элемент ИС рассматривается как зада­ча. Такой подход обеспечивает разработчику возможность распараллелить отдельные работы в ходе написания, отладки и вне­дрения некоторых программных модулей, входящих в ИТ. Главная проблема здесь – учесть все возможные взаимосвязи между задача­ми и построить на их основе полную и непротиворечивую информационную модель управленческой деятельности организации.

В общем виде постановка задачи состоит  из описания четырех принципи­ально важных компонентов:

1) организационно-экономической сущности задачи;

2) входной (текущей и справочной) информации;

3) выходной информации;

3) вычислительных алгоритмов;

Постановка задачи начинается на предпроектной, а завершается – на стадии технического проектирования, причем в этой работе глав­ная роль принадлежит специалисту – пользователю системы. Постановка задачи требует от пользователя не только профессио­нальных знаний предметной области, для которой выполняется по­становка, но и владения основами компьютерных информационных технологий. Последствия ошибок пользователя на этапе постановки задачи будут тяжелее в сотни и даже тысячи раз (в зависимости от масштаба системы), если их обнаружат на конечных фазах создания или использования прикладного программного продукта. Объясняется это тем, что каждый из последующих участников создания приклад­ных программ не располагает информацией, необходимой для ис­правления содержательных ошибок.

Создание программного продукта может вестись и самим пользова­телем, причем в отношении простоты построения программы это мож­но считать более предпочтительным вариантом. Но с позиции профессиональных программистов такие программы могут содержать большое число погрешностей, поскольку они менее эффективны по машинным ресурсам, быстродействию и многим другим традиционным критериям.

Пользователь, как правило, приобретает и применяет готовые про­граммные пакеты, по своим функциям удовлетворяющие его потребно­сти, ориентированные на определенные виды деятельности (сбыт, про­изводство, снабжение, финансы), уровни управления (стратегический, тактический, оперативный), контур управления (планирование, опера­тивное управление, учет и контроль, анализ). Такое направление явля­ется на сегодня ведущим в сфере компьютеризации и информатизации обслуживания пользователей. Нередко оно дополняется разработкой оригинальных прикладных программ, однако в любом случае требуется постанов­ка задач.

Тема 4. Информационное обеспечение ИТ, ИС и АРМ в управлении организацией (предприятием)

План темы

4.1. Понятие информационного обеспечения, его структура

4.2. Внемашинное информационное обеспечение

4.3  Внутримашинное информационное обеспечение

4.1. Понятие информационного обеспечения, его структура

Информационное обеспечение (ИО) по структуре подразделяется на внемашинное и внутримашинное.

Внемашинное информационное обеспечение  включает структурные единицы измерения и отображения экономической ин­формации, систему показателей, унифицированную систему документации и организацию документооборота, системы классификации и кодирования.

Внутримашинное информационное обеспечение   связано с организацией массивов в памяти персонального компьютера.

Основное назначение ИО – обеспечение  организации и представление информации, которые отвечали бы требовани­ям пользователей, а также условиям автоматизированных технологий. Назначение ИО обусловливает следующие к нему тре­бования:

- представление полной, достоверной и своевременной инфор­мации для принятия управ­ленческих решений;

- обеспечение информационной взаимосвязи  задач функциональных подсис­тем;

-  обеспечение эффективного хранения и по­иска информации;

- организация совмест­ной работы работников управления для принятия эффективного решения.

4.2. Внемашинное информационное обеспечение

Структурные единицы измерения и отображения экономической ин­формации.

Выделяют ряд структурных единиц измерения и отображения экономической ин­формации, находящихся в иерархической зависимости. Информационной единицей низшего уровня являются реквизиты, из которых формируются более сложные структурные единицы информации. Реквизиты отражают отдельные свойства объекта.

Реквизиты не однозначны по своему содержанию и подразделяются на реквизиты-признаки и реквизиты-основания. Реквизиты-признаки характеризуют качественную сторону объекта, а реквизи­ты-основания — количественную. Например, в качестве реквизита-признака выступает наименование подразделения и его код, а рекви­зиты-основания — количество работающих. Документ может вклю­чать любое число реквизитов-признаков и реквизитов-оснований.

Сочета­ние одного основания и относящихся к нему признаков образу­ет показатель.

Показатель – логическое высказывание, содержащее качествен­ную и количественную характеристики отображаемого явления.

Документ может вклю­чать любое число показателей.

Структурными единицами более высокого уровня являются: информационный массив, информационный поток, ин­формационная система.

Система показателей

Система показателей представляет собой совокупность взаимосвязанных социальных, экономических и технико-экономических показателей, используе­мых для решения задач ИС. Система показателей менеджмента предназначена для отражения основных функций управления, связанных с прогнозированием, пла­нированием,  учетом и анали­зом, принятием управленческих решений.

Для осуществления функций прогнозирования и планирования, например, на предприятии используются показатели бизнес-плана, объема реализуемой продукции, платежей в бюджет, объема капитальных вложений, ввода в действие основных фондов, объемов поставок и др.

Принятие управленческих решений базируется на отборе, обработке и анализе данных хозяйственного учета: оперативного, финансового (бухгалтерского) и статистического, каждый из которых выполняет свои функции и имеет определенный со­став взаимосвязанных показателей.

Унифицированная система документации и организация документооборота

Совокупность всех документов, циркулирующих в системе управления, представляет собой систему документации.

Документы, содержащие исходные данные организаций и пред­приятий, принято называть первичными, а документы, содержащие сведения обобщающего характера и используемые для принятия управленческих решений — выходными.

В зависимости от места возникновения документы подразделяют­ся на внешние, создаваемые за пределами организации, и внутренние, циркулирующие в рамках данной организации. К внешним докумен­там относятся планы, утвержденные вышестоящими организациями, отраслевые нормативы, инструкции и др.

В зависимости от выполняемых функций управления выделяют документы бухгалтерского учета, плановые, статистические, доку­менты оперативного управления.

Вся документация, создаваемая в сфере управления, принадле­жит к двум группам документационных систем:

• организационно-распорядительные;

• специальные.

Организационно-распорядительная документация – это систе­ма, применяемая при оформлении распорядительно-исполнительной деятельности органов управления, включая информационно-спра­вочную документацию. К организационной - относится нормативная документация, регла­ментирующая правовой статус организации и ее структурных под­разделений, правила и инструкции. К распорядительной - приказы, решения, распоряжения и прочая документация, с помощью которой оформляется распоря­дительная деятельность. Информационно-спра­вочная документация включает служебную пере­писку, документацию на оформление личного состава, справки, акты.

Специальные системы документации отражают специфику дея­тельности системы управления и обслуживают отдельные функции управления. Например, система плановой, финансовой и учетной документации, документация по маркетингу и сбыту и др.

Применение автоматизированных систем обработки обусловило необходимость приспособления документации к требованиям машин­ной обработки, что ускорило процесс ее унификации и стандартиза­ции. Унифицированная система документации (УСД) включает ком­плекс взаимосвязанных стандартных форм документов и правил их оформления на основе применения средств вычислительной техники. Унифицированный документ состоит из трех частей: заголовочной, содержательной и оформительской. Заголовочная часть содержит: наименование предприятия, орга­низации, работающего, оборудования; характеристику документа (ОКУД); наименование документа; зону для размещения постоянных на документ реквизитов-признаков и их кодов (предприятие, склад, вид операции, цех, требование и т. д.)

Содержательная часть строится в виде таблицы, состоящей из строк и граф, в которых размещаются переменные реквизиты-признаки и ко­личественно-суммовые реквизиты-основания (наименование, номенк­латурный номер, количество, код производственных затрат и т. д.)

Оформительская часть документа содержит подписи лиц, несу­щих юридическую ответственность за составление документа (отпустил, получил).

Результатная информация предназначена для целей управления и передается непосредственно потребителям. Для лиц, которые анали­зируют информацию и принимают на ее основании решения, важно, в каком виде эти данные выведены машиной — форма представле­ния результатной информации.

Документооборот – последовательность прохождения документа с момента выполнения в нем первой записи и до сдачи его в архив. Существует множество программ организации электронного документооборота.

Системы классификации и кодирования

Классифи­катор — это систематизированный свод однородных наименований, т. е. классифицируемых объектов и их кодовых обозначений.

Код представляет собой условное обозначение объекта знаком или группой знаков по определенным правилам, установленным системами кодирования.

Процесс присвоения объектам кодовых обозначений называется кодированием. Основная цель кодирования состоит в однозначном обозначении объектов, а также в обеспечении необходимой достоверности коди­руемой информации.

С помощью кодирования обеспечивается выполнение основных функций, связанных с обработкой экономической информации: ми­нимизация объема призначной информации при вводе ее в вычисли­тельную систему и передаче по каналам связи; сортировка и поиск информации по ключевым признакам; разработка сводных экономи­ческих отчетов по различным признакам; декодирование при пере­ходе от кодов-признаков к их наименованиям при печати сводных экономических отчетов.

Систематизация экономической информации вызывает необхо­димость применения различных классификаторов, среди которых различают:

- общегосударственные классификаторы (ОК), разрабатываемые в централизованном порядке и являющиеся едиными для всей страны;

-   отраслевые, единые для конкретной отрасли;

-    региональные, единые для данной территории;

-  локальные, составляемые на номенклатуры, характерные для данного предприятия, организации, фирмы.

Штриховое кодирование – способ построения кода с помощью чередования широких и узких, темных и светлых полос. Применение штрихового кодирования позволяет получить необ­ходимую информацию, характеризующую товар, его свойства, и обеспечить возможность эффективного управления товародвижением вообще и к потребителю в частности, автоматизировать процессы расчетов за продаваемые товары и, следовательно, повысить эффек­тивность управления производством.

Система штрихового кодирования информации представляет со­бой совокупность вида штриховых кодов и технических средств нане­сения на носители информации, верификации качества печати, счи­тывания с носителей, а также предварительной обработки данных. Пример штрихового кода UPC-12 представлен на рис. 3.1.

 

3 00025 00234 9

Рис. Пример кода UPC-12

В приведенном примере 3 – код лекарственных препаратов США, 00025 – код производителя, 00234 – код продукта, 9 – кон­трольное число.

машины.

4.3. Внутримашинное информационное обеспечение

Внутрима­шинное ИО может быть организовано в различных вариантах. Это могут локальные (независимых) файлы, база данных, хранилища данных базы знаний.

При создании базы данных файлы не являются независи­мыми, так как структура одних файлов (состав полей) зависит от струк­туры других. Файлы БД разрабатываются с соблюдением определенных принципов ориентации на одну из моделей базы данных (иерархическую, сетевую, реляционную).  Иерархическую модель БД изображают в виде дерева. Сетевая модель позволяет любому объекту быть связан­ным с любым другим объектом. Сетевые модели сложны, что создает определенные трудности при необходимости модернизации или раз­вития СУБД. Реляционная организа­ция БД отражается в виде  взаимосвязанных таблиц.

При выборе рационального варианта организации БД к нему предъявляют следующие требо­вания:

 - полнота представления данных; минимальность состава данных;

 - минимизация времени выборки данных при решении задач управления;

- независимость структуры массивов от программных средств их органи­зации;

- динамичность структуры информационной базы.

База данных является информационной частью банка данных. Банк данных представляет собой совокупность информационной, программной, технической и организационной частей. Программную составляющую банка данных  отражает СУБД. СУБД – это пакет про­грамм, обеспечивающий поиск, хранение, корректировку данных, форми­рование ответов на запросы. Система обеспечивает сохранность дан­ных, их конфиденциальность, перемещение и связь с другими про­граммными средствами. Выбор СУБД определяется многими факторами, но главным из них является возможность работы с конкретной моделью данных (иерархической, сетевой, реляционной).

По организации и технологии обработки данных банки данных подразделяются на централизованные и распределенные. Централизованный банк данных отличает традиционная архитекту­ра баз данных и СУБД. При подобной архитектуре все необходимые для работы специа­листов данные и СУБД размещены на центральном компьютере, или мэйнфрейме (mainframe), вместе с приложением, принимающим входную информацию с пользовательского терминала и отображаю­щим данные на экране пользователя. Распределенная база данных состоит из нескольких, возможно пе­ресекающихся или даже дублирующих друг друга частей, хранимых в различных компьютерах вычислительной сети. Работа с такой БД осуществляется с помощью системы управления распределенной ба­зой данных (СУРБД).

Хранилище данных (data warehouse) – это автоматизированная информационно-технологическая система, которая предназначена для хранения, оператив­ного получения и анализа интегрированной информации по всем видам деятельности организации. Данные в таком хранилище характеризуются следующими свой­ствами:

- предметная ориентация — данные организованы согласно пред­мету, а не приложению (в соответствии со способом их применения);

- интегрированность – данные согласуются с определенной систе­мой наименований, хотя могут принадлежать различным источникам и их формы представления могут не совпадать;

- упорядоченность во времени – данные согласуются во времени для использования в сравнениях, трендах и прогнозах;

- неизменяемость и целостность – данные не обновляются и не изменяются, а только перезагружаются и считываются, поддерживая концепцию «одного правдивого источника».

- большой объем и сложные взаимосвязи данных.

К основным категориям данных, которые располагаются в храни­лище, относятся: метаданные, описывающие способы извлечения ин­формации из различных источников, методы их преобразования из различных структур и форматов и доставки в хранилище; фактические данные (архивы), отражающие состояние предметной области и кон­кретные моменты времени; суммарные данные, полученные на основе проведенных аналитических расчетов.

Активно развивающейся областью внутримашинного ИО является создание баз знаний (БЗ) и их применение в различных об­ластях науки и техники. База знаний представляет собой семантиче­скую модель, предназначенную для представления в ПК знаний, накоп­ленных человеком в определенной предметной области. Основные функ­ции базы знаний: создание; актуализация; включение новых знаний; обра­ботка знаний, соответствующих текущей ситуации.

Тема 5. Инструментальные средства  и тенденции развития ИТ в управлении организацией

План темы

5.1. Понятие и  состав технического обеспечения ИТ и ИС управления организацией

5.2. Программные средства ИТ и ИС управления организацией

5.1. Понятие и  состав технического обеспечения ИТ и ИС управления организацией

Техническая основа ИТ и ИС управления представлена комплексом технических средств (КТС) сбора, регистрации, обработки, передачи, вывода, специализированных средств обработки документов, а также средств связи для осуществления информаци­онного обмена между различными техническими средствами.

Достижение эффективной работы ИС предполагает выполнение некоторого набора требований, предъявляемых к комплексу техниче­ских средств (КТС), основными из которых являются следующие:

- минимизация трудовых и стоимостных затрат на решение всего комплекса задач системы;

- реализация интегрированной обработки информации;

- обеспечение пользователей необходимой информацией в реальном времени; надежность;

- наличие защиты информации от несанкционированного доступа;

- реализуемость КТС, т.е. возможность его создания за счет ти­повых средств, выпускаемых отечественной промышленностью;

- гибкость структуры КТС, т.е. перспектива включения в его состав новых, более совершенных технических средств по ме­ре освоения их промышленностью;

Характерными чертами современных компьютеров являются: вы­сокая производительность; обширная но­менклатура выполняемых операций, как арифметических, логиче­ских, так и специальных; большая емкость оперативной и внешней памяти; раз­витая организация системы ввода-вывода информации, обеспечи­вающая подключение разнообразных видов внешних устройств. Для решения экономических задач  используются универсальные вычислительные средства.

Проблемно-ориентированные вычислительные средства служат для решения более узкого круга задач, связанных, как правило, с управле­нием технологическими объектами, регистрацией, накоплением и об­работкой относительно небольших объемов данных, выполнением расчетов по относительно несложным алгоритмам. Они обладают ог­раниченными по сравнению с универсальными компьютерами аппаратными и программными ресурсами. К проблемно-ориентированным можно отнести, в частности, всевозможные управляющие вычисли­тельные комплексы.

Специализированные вычислительные средства используются для решения узкого круга задач или реализации строго определенной группы функций. Такая узкая ориентация позволяет четко специали­зировать структуру, существенно снизить сложность и стоимость ком­пьютеров при сохранении высокой производительности и надежности их работы. К специализированным можно отнести, например, про­граммируемые микропроцессоры специального назначения; адаптеры и контроллеры, выполняющие логические функции управления от­дельными несложными техническими устройствами, агрегатами и процессами; устройства согласования и сопряжения работы узлов вы­числительных систем.

Персональный компьютер удовлетворяет требованиям общедос­тупности и универсальности применения и имеет следующие харак­теристики:

- малую стоимость, находящуюся в пределах доступности для индивидуального покупателя;

- автономность эксплуатации без специальных требований к ус­ловиям окружающей среды;

- гибкость архитектуры, обеспечивающую ее адаптивность к разнообразным применениям в сфере управления, науки, об­разования, в быту;

- «дружественность» операционной системы и прочего про­граммного обеспечения, обусловливающую возможность рабо­ты с ней пользователя без специальной профессиональной подготовки;

- высокую надежность работы.

Особую интенсивно развивающуюся группу компьютеров обра­зуют многопользовательские, применяемые в вычислительных сетях серверы. Сервер – компьютер, выделенный для обработки запросов от всех рабочих станций вычислительной сети, предоставляющий этим станциям доступ к общим системным ресурсам (вычислительным мощностям, базам данных, библиотекам программ, принтерам, факсам и др.) и распределяющий эти ресурсы. Такой универсальный сервер часто называют сервером приложений.

Серверы в сети часто специализируются в зависимости от выполняемых ими функций.

Главной тенденцией развития и использования технических средств является создание корпоративных компьютерных сетей и их взаимодействие с Интернет.

5.2. Программные средства ИТ и ИС управления организацией

Важнейшими программными средствами являются сис­темные и специальные (прикладные) программными средствами.

Системные программные средства организуют процесс обра­ботки информации в компьютере. Главную его часть составляет опе­рационная система (ОС). ОС включают: плани­ровщики – программы, организующие распределение ресурсов вы­числительной системы и связь с пользователем; супервизор, который обеспечивает организацию процессов обработки программ на ПК;  сервисные обслуживающие программы, позволяющие рационально организовать процесс обработки программ (программных модулей). Под модулем понимается функционально и конструктивно закончен­ная программа. Для формирования единого программного модуля сложной структуры, состоящего из нескольких модулей, использует­ся специальная программа – редактор связей. Программа-загрузчик обеспечивает размещение программных модулей в основной памяти компьютера. Программа-отладчик позволяет автоматизировать процесс отладки пользовательских программ. Утилиты – программы, позво­ляющие выполнять различные сервисные функции: перезапись (копирование) программ и файлов, вывод на печать, сортировку и упорядочение файлов и др. Средства контроля и диагностики обес­печивают автоматический поиск ошибок и проверку функциониро­вания отдельных узлов машины.

Прикладные программные средства предназначены для решения функциональных задач и работы пользователей. Пакеты прикладных программ (ППП) – комплекс программ, предназначенных для решения определенного класса задач, для оснащения АРМ и решения функциональных комплексов ИС.

Основное направление развития ППП – реализация интеграции информации с целью эффективного принятия решения по управлению бизнес-процессами на предприятиях (ERP-системы). Разработаны комплексы ППП для малых, средних и  крупных предприятий.   Рынок программ для управления предприятием благодаря высо­кому уровню конкуренции предоставляет потенциальным покупате­лям широкие возможности выбора. В первую очередь это касается рынка программного обеспечения для автоматизации бухгалтерского учета, управления бизнес-процессами организаций и других направ­лений экономической деятельности.

В настоящее время наибольшее развитие получил малый бизнес. Причем, успешность его коммерческой деятельности определяет уже не столько размер самой организации, сколько развитая система общения с партнерами по бизнесу в различных регионах мира. В малом бизнесе все более укореняется идея повышения конкурентоспособности за счет приме­нения средств электронных коммуникаций и технологий. С этой це­лью разрабатываются различные программные продукты специально для компаний сферы малого бизнеса. Они позволяют вести полный и оперативный учет и анализ внутрихозяйственной деятельности, реализовывать электронный документооборот, необходимый для приня­тия управленческих решений, и выполнять следующие функции:

- контроль и прогнозирование деятельности организации, опре­деление вклада каждого сотрудника и обеспечение их взаимо­заменяемости;

- формирование бухгалтерских документов, исключение ошибок при их заполнении;

- учет денежных средств на счетах и в кассе;

- ведение бухгалтерского учета, интеграцию с бухгалтерскими программами и кассовыми аппаратами, ведение журнала работ;

- автоматизацию работы отдела кадров с ведением табеля учета рабочего времени, формирование статистических форм отче­тов; ведение справочников персонала и т.п.;

- автоматизацию складских операций;

- ведение списков фирм, клиентов и отслеживание истории взаимодействия с ними; удобный и быстрый поиск справоч­ной, юридической информации и т.д.

ППП формирования бизнес-планов.

Широкое распространение находят  также программы автоматизации общего назначе­ния, не учитывающие специфику конкретных отраслей производства на программном рынке.

Раз­работано множество программных продуктов, предназначенных для защиты информации.

В нашей стране с ее постоянно ме­няющимися законодательством и нормативными документами бух­галтерам, юристам, а часто и менеджерам необходимо иметь полную, не устаревшую и удобную в использовании информацию о правовых актах и нормативных материалах. В настоящее время только в сфере налогообложения и бухучета действуют тысячи нормативных актов, которые постоянно обновляются и пополняются. Разобраться в этом потоке сведений и документов поможет пра­вовая база данных. Специализированными фирмами распространя­ются как правовые базы данных общего назначения, так и специали­зированные базы данных — по хозяйственному, банковскому, тамо­женному законодательству, региональному законодательству и т.д.

6. Защита информации в технологиях управленческой деятельности.

План лекции

6.1. Виды умышленных угроз безопасности информации

6.2. Методы и средства зашиты информации

6.3. Криптографические методы зашиты информации

6.1. Виды умышленных угроз безопасности информации

Умышленные угрозы подразделяются на пассивные и активные угрозы; внутренние и внешние.

Пассивные угрозы направлены на несанкционирован­ное использование информационных ресурсов ИС без нарушения ее функционирования. Например, несанкциониро­ванный доступ к базам данных, прослушивание каналов связи и т.п.

Активные угрозы имеют целью нарушение нормального функцио­нирования ИС путем целенаправленного воздействия на ее компо­ненты. К активным угрозам относятся, например, вывод из строя компьютера или его операционной системы, искажение сведений в базе данных, разрушение программных средств, нарушение работы каналов связи. Источником активных угроз могут быть действия взломщиков, вредоносные программы и т.п.

Внутренние угрозы чаще всего определяются социальной напря­женностью и тяжелым моральным климатом. Внешние угрозы могут определяться злонамеренными действия­ми конкурентов, экономическими условиями и другими причинами (например, стихийными бедствиями).

Особое место среди умышленных угроз занимает промышленный шпио­наж. Он связан с неза­конным сбором, присвоением и передачей сведений, составляющих ком­мерческую тайну.

По своему существу  умышленные угрозы подразделяются на следующие виды:

- утечка конфиденциальной информации;

- компрометация информации;

- несанкционированное использование информационных ресурсов;

- ошибочное использование информационных ресурсов;

- несанкционированный обмен информацией между абонентами;

- отказ от информации;

- нарушение информационного обслуживания;

- незаконное использование привилегий.

6.2. Методы и средства зашиты информации

К методам защиты информации относятся: препятствие, управление доступом, механизмы шифрования, регламентация, принуждение, побуждение.

Препятствие – методы физического преграждения пути зло­умышленнику к защищаемой информации (к аппаратуре, носителям информации и т.д.).

         Управление доступом – методы защиты информации  с применением регули­рования использования всех ресурсов ИС и ИТ.

Механизмы шифрования – методы защиты информации  с применением специальных методов шифрования. Наиболее эффективным методом является криптографический метод.

Регламентация – создание таких условий автоматизированной обработки, хранения и передачи защищаемой информации, при кото­рых нормы и стандарты по защите выполняются в наибольшей степени.

Принуждение – метод защиты, при котором пользователи и персонал ИС вынуждены соблюдать правила обработки, передачи и использования защищаемой информации под угрозой материальной, административной или уголовной ответственности.

Побуждение – метод защиты, побуждающий пользователей и персонал ИС не нарушать установленные порядки за счет соблюде­ния сложившихся моральных и этических норм.

Средства зашиты информации подразделяются на: технические, программные, законодательные средства

Вся совокупность технических средств подразделяется на аппа­ратные и физические, программныеорганизационные, морально-этические средства.

Аппаратные средства – устройства, встраиваемые непосредст­венно в вычислительную технику, или устройства, которые сопряга­ются с ней по стандартному интерфейсу.

Физические средства включают различные инженерные уст­ройства и сооружения, препятствующие физическому проникнове­нию злоумышленников на объекты защиты и осуществляющие за­щиту персонала (личные средства безопасности), материальных средств и финансов, а также информации от противоправных действий. Примеры физических средств: замки на дверях, решетки на окнах, средства электронной охранной сигнализации и т.п.

Программные средства – это специальные программы и про­граммные комплексы, предназначенные для защиты информации в ИС.

Организационные средства осуществляют регламентацию произ­водственной деятельности в ИС и взаимоотношений исполнителей на нормативно-правовой основе таким образом, что разглашение, утечка и несанкционированный доступ к конфиденциальной информации становятся невозможными или существенно затрудняются за счет проведения организационных мероприятий.

Законодательные средства защиты определяются законодатель­ными актами страны, которыми регламентируются правила пользова­ния, обработки и передачи информации ограниченного доступа и ус­танавливаются меры ответственности за нарушение этих правил.

Морально-этические средства защиты включают традиционные и спе­циально разрабатываемые нормы поведения сотрудников, работающих с ИС и ИТ.

 6.3. Криптографические методы зашиты информации

Современная криптография знает два типа криптографических систем: классическая криптография и ассиметричная криптография.

Для классической криптографии характерно использование од­ного закрытого секретного ключа, который позволяет отправителю шифровать сообщение, а получателю расшифровать его.

Суть ассиметричной криптографии состоит в том, что ключ, используемый для шифрования, отличен от ключа расшифровывания. Знание открытого ключа не позволяет определить ключ секретный. Таким образом, расшифровать сообщение может только его получатель, владеющий этим секретным ключом. Специалисты считают, что  использование ассиметричной криптографии особенно эффективно для шифрования передаваемых данных и цифровых подписей, под­тверждающих подлинность передаваемых документов и сообщений.

Тема 7. ИТ решения  функциональных   задач управления организацией (предприятием)

План лекции

7.1. Функциональные задачи стратегического  менеджмента.

7.2. Функциональные задачи производственного   менеджмента

7.1. Функциональные задачи стратегического  менеджмента

Стратегический  менеджмент на предприятии относится к подсистеме перспективного управления производством, состоящей из ряда блоков, реализующих задачи, отраженные в бизнес-плане. Функциональные задачи стратегического  менеджмента структурированы и могут быть объединены в следующие блоки: инвестирование стратегических целевых установок, стратегическая товарная политика, прогнозируемая производственная программа, прогноз потребности в ресурсах, стратегическая финансовая политика, оценка стратегической деятельности предприятия. Каждому блоку стратегического  менеджмента соответствует перечень задач. Все блоки задач взаимосвязаны между собой и представляют единое информационное целое, что оказывает влияние на организацию их решения в условиях АИТ.

В качестве примера приведены функциональные задачи блоков прогнозируемой производственной программы и прогноза потребности в ресурсах.

Блок прогнозируемой производственной программы содержит следующие задачи:

прогноз выпуска продукции в натуральном выражении,

калькулирование себестоимости продукции,

расчет цены продажи,

расчет дохода от продажи,

анализ для принятия решения по конкурентоспособности продукции.

Блок прогноза потребности в ресурсах включает:

расчет потребности в оборудовании,

расчет потребности в материалах,

расчет потребности в трудовых ресурсах,

расчет фонда заработной платы.

7.2. Функциональные задачи производственного   менеджмента

Производственный менеджмент – это система реализации управленческих решений для эффективного функционирования производственного процесса на период времени менее одного года. Под производственным процессом понимается технологически обоснованное преобразование трудовыми ресурсами и средствами труда различных свойств предметов труда для получения необходимых конкретных видов продукции определенного количества и качества.

Функциональные задачи производственного менеджмента классифицируются по функциональным подсистемам: управление технической подготовкой производства, технико-экономическое управление, оперативное управление основным производством, управление материальными ресурсами, управление персоналом, управление вспомогательным производством, управления качеством. В качестве примера приведены функциональные задачи подсистем управления материальными ресурсами и управления вспомогательным производством.

В подсистеме управления материальными ресурсами решаются задачи, связанные с расчетом ряда показателей: плановой и фактической величины  поставки материалов на предприятие; фактических запасов материалов на складах, фактической занятости материалов в заделах в специфицированной и укруп­ненной номенклатуре. Осуществляется также сравнительный анализ с нормативными величинами запасов материальных ресурсов на складах и нормативными величинами заделов. Кроме того, решаются задачи по снабжению цехов и участков материалами. Среди  них задачи определения: потребности в материалах в специфицированной номенклатуре, лимита отпуска материала цехам на планово-учетную единицу, фактической занятости материалов в заделе в специфицированной номенклатуре.    Ведется также учет движения материалов на складах, учет и анализ обеспеченности цехов материалами и некоторые другие.

Подсистема управления вспомогательным производством решает задачи планирования потребности и учета движения инструмента; планирования объема планово-предупредительных работ и учета исполнения ремонта оборудования;  планирования и учета величины грузооборота предметов и продуктов труда; планирования потребности и учета всех видов энергии (электроэнергии, тепловой энергии и других видов энергии).

ЛИТЕРАТУРА

1.                            Информационные технологии управления: Учеб.пособие для вузов/ Под ред.проф.Г.А.Титоренко.- 2-ое изд.доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003

2.                             Информационные системы в экономике: учебник для студентов вузов/ Под ред.Г.А.Титоренко. – 2-ое изд.перераб.и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006