Содержание

Введение. 3

1. Инвестиционная структура Тюменской области. Регулирование инвестиционной деятельности этого региона. 5

2. Оценка инвестиционного климата экономики Тюменской области по критериям инвестиционной привлекательности. 9

3. Выводы и рекомендации по улучшению инвестиционного климата экономики Тюменской области. 29

Заключение. 34

Список литературы.. 36

Введение

Исследование проблем инвестирования экономики всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. В современных условиях они выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода из сложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро- и макроуровнях. Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований.

Актуальным в настоящее время является углубленное теоретическое исследование рыночных форм и механизмов инвестиционной деятельности на микро- и макроуровнях. Важной проблемой выступает теоретическое обоснование критериев эффективности инвестиционных затрат, взаимосвязи и взаимообусловленности капитальных вложений и структурных сдвигов в экономике, определения приоритетов в отраслевой структуре инвестиций, а также внутри основных народнохозяйственных сфер: основного производства (собственно производства), производственной и социальной инфраструктур.

В настоящее время экономика России все еще находится в состоянии перехода от плановой к рыночной. Этот сложный процесс реализуется в определенном времени и требует принятия большого количества решений относительно капиталовложений. Затянувшийся инвестиционный кризис затронул практически все регионы страны. Однако в Тюменской области инвестиционный процесс имеет свои специфические особенности. Здесь инвестиционный спад принял более мягкие формы и сосчитается с относительной инвестиционной активностью сырьевых отраслей, ориентированных на экспорт.

По размерам территории 1435,2 тыс. км область является самой крупной в России (уступая лишь республике Саха (Якутия) и Красноярскому краю). В экономическом отношении это один из главных регионов доноров федерального бюджета. Источником экономического могущества региона служат запасы углеводородного топлива мирового значения основного стратегического и экспортного сырья России. На этой территории добываются почти 100% российского природного газа и основная часть нефти.

Тюменская область пример асимметричности Российской Федерации. Образованная 14 августа 1944 г., она включала и два автономных (в прошлом национальных) округа Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий, которые по Конституции Российской Федерации 1993 г. признаны равноправными субъектами Федерации в составе этой области Ц также субъекта Федерации.

Территория юга Тюмени 161,8 тыс. кв. км это всего 11,3% "большой" Тюмени. Область образована 14 августа 1944 г., выделившись из обширной Омской области, и включала два автономных округа.

В регионе имеются благоприятные условия для значительного притока инвестиций. Тем не менее, несмотря на явную привлекательность региона, приток инвестиций недостаточен для освоения уникального ресурсного потенциала. Инвесторы не смеют вкладывать свои капиталы в производство, считая инвестиции слишком рискованными и недостаточно выгодными. И проблема повышения инвестиционной активности, пожалуй, будет актуальна еще многие годы.

Целью данной работы является оценка инвестиционной привлекательности тюменской области.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-       Рассмотреть инвестиционную структуру Тюменской области и особенности регулирования инвестиционной деятельности этого региона;

-       Дать оценку инвестиционному климату экономики Тюменской области по критериям инвестиционной привлекательности

-       Привести выводы и рекомендации по улучшению инвестиционного климата экономики Тюменской области.

1. Инвестиционная структура Тюменской области. Регулирование инвестиционной деятельности этого региона

Тюменская область уже длительное время относится к числу регионов России с наиболее высокой инвестиционной активностью. В расчете на одного жителя в 2004 г. выполнено капитальных вложений по России на 1,7 млн.руб., тогда как по области на 10,1 млн.руб., то есть в 5,9 раза больше.[1]

Тюменская область занимает одно из первых мест в России по объему инвестиций в основной капитал на душу населения. За 6 месяцев текущего года на развитие экономики и социальной сферы организациями области было вложено 148 млрд. рублей, большая доля инвестиций в основной капитал была направлена в промышленность и транспорт.

Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов за I полугодие 2004 года, составил 190 млн. долларов США, из которых 117 млн. - прямые инвестиции. Большая часть иностранных инвестиций направлена в торговлю и общественное питание (57%) и топливную промышленность (38%).

На конец 2004 года на территории Тюменской области действовали более 99 российских фирм с иностранным участием, где были заняты 16,5 тыс. человек. Большая их часть - в промышленности, строительстве, торговле и общественном питании. Объем произведенной ими продукции - 43,7 млрд. рублей. В совместной деятельности принимают участие фирмы 35 стран мира. Ведущее место из них занимают Кипр, США, Германия, Великобритания Италия. Основные партнеры из стран СНГ - Украина, Узбекистан.

Конечно, существенную роль в данном развитии играет характерное для отдаленных и северных районов удорожание строительных  и транспортных работ. Однако и в сопоставительном виде, то есть с уменьшением средних показателей по области в 2-2,5 раза, объемы капиталовложений на человека составляют 4-5 млн. руб., то есть все равно значительно превышают среднероссийские показатели.

Особенно интенсивное капитальное строительство сохраняется на территории автономных округов. Отчетные данные по инвестициям в расчете на жителя здесь превышают среднероссийские показатели в 9,7 раза, а резкое различие связано в первую очередь с высокой капиталоемкостью производств топливно-энергетического комплекса, составляющих основу экономики северных территорий. Нефте- и газодобывающая промышленность в связи с естественным исчерпанием ранее введенных в разработку месторождений не может поддерживать дополнительные объемы производства без постоянного освоения новых запасов, поэтому на единицу товарной продукции у них выше потребность в инвестициях.

Для иллюстрации состояния инвестиционной активности целесообразно использовать не только стоимостные, но и натуральные показатели, среди которых важное значение имеют масштабы ввода жилья. В недавнем прошлом Тюменская область относилась к числу регионов с особо высокой интенсивностью жилищного строительства. Достаточно отметить, что ввод жилых домов достигал 1м2  на жителя в год. Тем не менее эта величина выше, чем в среднем по стране и составляет 0,3 м2 .

Особенность инвестирования в область связана с рассредоточением строительных работ на большие территории, на сооружение относительно небольших по стоимости отдельных объемов. При освоении нефтяных и газовых месторождений строительные работы выполняются в общей сложности на площади в несколько десятков тысяч кв.км.. в первой половине 90-х годов было относительно немного объектов с высокой концентрацией затрат на единицу площади. К ним можно отнести электростанции, заводы по переработке нефти и газового конденсата, установки комплексной подгонки газа. Но данные объекты занимают сравнительно небольшую долю в общих инвестициях.

Специфична для региона и структура выполняемых в строительстве работ в натуральном виде. В области кроме бурения скважин велика доля работ по сооружению трубопроводов, автодорог, линий электропередач, технологических резервуаров.

В общем объеме капиталовложений подавляющая часть (82-84%) приходится на производственное строительство, причем эта доля существенно выше, чем в среднем по России (56%). В отраслевой структуре производственных инвестиций ведущее место занимает промышленность (81-83%), в том числе нефтегазовая (78-80%). На остальные отрасли промышленности вместе взятые приходится только около трех процентов валовых производственных инвестиций в регионе.[2]

Инвестиционная деятельность во многом зависит от сложившегося инвестиционного климата. Инвестиционный климат в регионе оценивают с двух сторон. Во-первых, определяется его тип путем сравнения динамики валовых инвестиций и эффективности их использования в регионе со среднероссийским: инвестиционный климат считается относительно благоприятным, если она лучше, чем в среднем по стране. Такая оценка довольно надежна, но фиксирует только следствия, нечего не говоря о причинах. Поэтому, во-вторых, рейтинг региона рассчитывается по факторам, в совокупности характеризующим инвестиционный климат.

В администрации Тюменской области создан департамент инвестиционно-кредитной политики и государственной поддержки предпринимательства. Одна из основных его задач - формирование системы конкурсного отбора инвестиционных проектов на принципах эффективности, окупаемости и социально-экономической значимости для региона. Важное место отводится механизму гарантий и залогов под инвестиционные займы. Этот механизм должен полностью защитить инвесторов от непредвиденных неудач.

В департамент поступило свыше двухсот кредитных заявок на общую сумму 2 млрд. 900 млн. рублей. В рамках программы экономической интеграции с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами запущены в реализацию свыше 30 совместных инвестиционных проектов. Кредитование осуществляется совместно с Фондом развития и поддержки предпринимательства Тюменской области. Денежные средства перечислены следующим предприятиям: ОАО "Бенат", ОАО "Сибпредком", ОАО "Ишимский вино-водочный завод", ОАО "Тобольский гормолзавод", ОАО "Тюменский рыбокомбинат" (алкогольная, пищевая промышленность); ФГУП "Тюменский химико-фармацевтический завод"; ООО "Тюменский мех"; ОАО "Винзилистеклотара", ЗАО "Бирюза", ООО "Профиль" (легкая промышленность); ОАО "Заречье", ОАО "Туртас", ООО "АртиГрад", ОАО "Тобольскстроймеханизация" (деревообработка); ОАО "Тюменский приборостроительный завод", ОАО "Ишимский машиностроительный завод", ОАО ТЗПТ "Сибирь - трейлер", ОАО "Сибнефтегазмаш", Тобольск -ТВЭЛ, ОАО "Юргинская промышленная компания" (машиностроение); ООО "Железобетон", ОАО "Виброблок", ООО "Стройинвестсервис" (строительство, производство стройматериалов); СПСПК ООО "Лен Тюмени", СПСПК "Исток" (агропромышленный комплекс).[3]

В качестве инвесторов привлекаются АК "Московский муниципальный банк - Банк Москвы", "Внешторгбанк", "Гута банк", Ханты-Мансийский банк, Альфа-банк, АКБ "Инвестиционная банковская корпорация". Подписано соглашение о сотрудничестве между администрацией Тюменской области и ГУП "Государственная инвестиционная корпорация" в целях совместной деятельности по инвестиционному развитию предприятий стройиндустрии и строительных материалов, легкой и деревообрабатывающей промышленности.

Ведутся переговоры с Европейским банком реконструкции и развития. Для рассмотрения ему предложены бизнес-планы ОАО "ДОК Красный Октябрь", ОАО "Фанерный комбинат" и ООО "Дионис". Ожидается, что в 2002 году при посредничестве Минэкономики Нидерландов голландские инвестиции пойдут на расширение тепличного хозяйства ОАО "Ритза" (общая стоимость проекта может достигнуть 5 миллионов долларов). В рамках пятой рабочей программы сотрудничества области с землей Нижняя Саксония (ФРГ) воплощаются в жизнь совместные экономические проекты в городах Тюмени, Ишиме, Заводоуковске. Идет работа над совместными проектами с представительствами Программ содействия развитию бизнеса со странами СНГ и Восточной Европы. Изучаются предложения о сотрудничестве, поступившие из Швеции, Италии, Финляндии, Венгрии, Китая. В конце 2001 года Тюменская область представила приоритетные инвестиционные проекты в Лондоне - в рамках презентационной программы Уральского федерального округа.

Для привлечения инвестиций в промышленность разработаны предложения о предоставлении льгот по налогам, зачисляемым в областной бюджет: при открытии нового производства на территории области в первый год работы предприятия в размере 100%, во второй год - 50%.

2. Оценка инвестиционного климата экономики Тюменской области по критериям инвестиционной привлекательности

Социально – экономический потенциал региона характеризует наличие объективных предпосылок освоения инвестиций. Ее составляющими являются: уровень экономического развития, наличие «точек роста», уровень жизни населения, уровень рыночных преобразований в реальном секторе экономики.

Уровень экономического развития включает два компонента. Первый – производственный потенциал, характеризующий уровень и конкурентоспособность производства. Его индикаторами служат: производительность труда в регионе, доля региона в валовом продукте страны, уровень использования производственных мощностей, индексы физического объема производства и капиталовложений, доля экспортно-ориентированных отраслей в структуре хозяйства региона. Второй – трудовой потенциал, оцениваемый уровнем занятости населения, долей молодежи в общей численности безработных, уровень образованности трудовых ресурсов, возрастной структурой экономически активного населения.[4]

Тюменская область – это сложный территориально-экономический комплекс, являющийся на сегодняшний день одним из самых стабильных регионов Российской Федерации. В Ханты-Мансийском (ХМАО) и Ямало-Ненецком (ЯНАО) автономных округах, занимающих 89% территории, ведется основная нефте- и газодобыча, дающая в общей сложности 94% товарной продукции области. В соответствии с действующей Конституцией РФ и Федеративным договором они являются самостоятельными субъектами Федерации.

Ямало-Ненецкий автономный округ - основной район газодобычи в России с тяжелыми климатическими условиями и преобладающим временным населением. Ханты-Мансийский автономный округ, включая среднее Приобье - район новых нефтяных городов (Сургут, Нижневартовск), где добывается более 50% российской нефти. Население здесь на 90% - новые мигранты, приехавшие в 70-80-е годы, в том числе из бывших союзных республик. Юг области - Тюмень и прилегающие районы - это зона давнего заселения, основными этническими группами здесь являются русские и сибирские татары. Экономика юга области ориентирована в основном на сельское хозяйство, однако в последние годы здесь также добывается нефть.[5]

Экономический потенциал области составляет взаимосвязь экономик трех субъектов, нефть, газ, сельское хозяйство и машиностроение. Между округами и югом Тюменской области наметилось взаимовыгодное сотрудничество в развитии предприятий по переработке и производству сельскохозяйственной продукции.

Тюменская область продолжает удерживать лидирующее положение по производству промышленной продукции на душу населения в Уральском федеральном округе и в целом по РФ. Вклад тюменских производителей в общий объем выпуска страны составил 9,6%. За 9 месяцев 2002 г. организациями произведено продукции на 476,4 млрд. рублей. Устойчиво работает машиностроение, нефтехимия, нефтепереработка. Активно идет разработка группы Уватских месторождений. Хорошо развит трубопроводный транспорт, однако в силу изношенности большинства трубопроводов и оборудования насосных станций он стал в последнее время источником многочисленных аварий с тяжелыми экологическими последствиями.

На сегодняшний день тысячи километров новых автомобильных дорог и сотни мостов надежно связали между собой самые отдаленные населенные пункты области. За январь-сентябрь 2004 года введены в действие 36 км магистральных нефтепроводов и 107 км газопроводов, 157 км автомобильных дорог с твердым покрытием, 3 моста протяженностью 188 погонных метра. Область сохранила статус экономически стабильного региона и занимает в стране одно из ведущих мест по объемам лесозаготовок и лесопиления, внедрению новейших технологий. Продукция тюменских лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий известна не только у нас в стране, но и пользуется спросом на международном рынке. Лучшие образцы товаров и изделий из древесины и продуктов ее переработки с тюменской маркой по качеству сегодня не уступают мировым.

Производственный потенциал Тюменской области имеет относительно лучшие, чем в других регионах, конкурентные позиции на внутрироссийском и мировых рынках благодаря мощному нефтегазовому и энергетическому сектору экономике. В 2004 году объем промышленного производства здесь составил 64% от уровня 90 г., тогда как в России – 47%. В то же время значительная часть производственного потенциала остается невостребованной либо убыточной; это относится к предприятиям легкой промышленности, стройиндустрии, речным портам, геологоразведочным базам и т.д.

Таблица 1. Объем промышленного производства[6]

 

Январь – сентябрь 2002г.

млрд. руб.

В % к январю – сентябрю 2001г.

Тюменская область (с округами)

476

6,7 (4% - РФ)

Что касается трудового потенциала, то в 2004 г. удельный вес молодежи в трудоспособном населении Тюменской области составил 34,1% (ХМАО – 32,9%; ЯНАО – 32,4%; юг области – 36,1%), это больше, чем в 94 году (33,2%), но меньше 90 г. (37,7%). В связи с ростом численности молодежи в последние годы, а также с ростом числа лиц пенсионного возраста предполагается обострение проблемы занятости. Положительным моментом является наличие достаточно большого количества квалифицированных кадров.

Таблица 2. Оборот розничной торговли

Январь – сентябрь 2004г.

млрд. руб.

в % к январю – сентябрю 2003г.

Ханты-Мансийский автономный округ

35,4

103,6

Ямало-Ненецкий автономный округ

154,6

108,3

Юг области

24,6

106,1

Наличие точек роста говорит о том, есть ли в регионе перспективные сферы эффективного приложения капитала. Для оценки этой характеристики используются следующие индикаторы: прирост доходности хозяйства на 1 рубль дополнительных ресурсов, показатели природно-ресурсного потенциала (обеспеченность региона природными ресурсами, удельный вес разведанных и подготовленных запасов полезный ископаемых  региона в РФ), востребованность запасов недропользователями, наличие инновационного комплекса отрасли, восприимчивость к инновациям отрасли региона.

Вряд ли нужно подробно говорить о природно-ресурсном потенциале Тюменской области, достаточно отметить, что здесь сосредоточено 70% разведенных в России запасов нефти и 95% газа. Следует упомянуть еще запасы спелой древесины, составляющие около 20% от российских. Регион имеет предпосылки для экономически эффективного развития нефтехимических производств, производящих не только полуфабрикаты, но и конечную продукцию, которая может быть конкурентно способной как на отечественном, так и на мировых рынках.

Нефть и газ – главные, но не единственные ресурсы Тюменской области. Чего стоит один Полярный Урал, где имеется вся таблица Менделеева. Перспективы инвестиции и в агросферу. Усилиями Администрации области и района в последние годы на селе создано немало предприятий по переработке мяса и молока.

Индикаторами уровня жизни населения служат: денежные доходы на душу населения, уровень обеспеченности жильем и другими объектами и услугами социальной сферы, бюджетная обеспеченность населения.

По уровню жизни регион среди субъектов Российской Федерации находится в первой десятке. По количеству потребительских корзин в расчете на среднюю заработную плату область занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга.

Таблица 3. Иностранные инвестиции[7]

 

Поступило за I полугодие 2005 г

в том числе

прямые инвестиции

 

Тюменская область

190 млн.долларов США

117 млн. долларов США

 

Таблица 4. Объем платных и бытовых услуг населению за 2004 г.

 

Платные услуги

Бытовые услуги

объем услуг на душу населения, руб

в % к предыдущему году

объем услуг на душу населения, руб

в % к предыдущему году

Тюменская область

7086

107,3

609

109,3

в том числе:

 

 

 

 

ХМАО

8570

108,6

760

111,6

ЯНАО

8164

105,5

508

99,2

Юг области

5148

103,2

490

100,5

В целом социально-экономический потенциал региона имеет рейтинг выше среднероссийского по большей части составляющих: динамики объемов промышленного производства, экспортному потенциалу, ресурсному потенциалу нефтегазовой промышленности, уровню жизни населения, финансовым ресурсам, полученным от экспорта углеводородного сырья.

Собственный инвестиционный потенциал региона складывается из финансового потенциала предприятий, населения, бюджета региона. К индикаторам финансового потенциала предприятия относятся: их валовая прибыль на единицу валового дохода, доля чистой прибыли в валовой, сальдо дебиторско-кредиторской задолженности, доля амортизационных отчислений предприятия в собственных инвестициях, доля капитала финансово-промышленных групп в валовых инвестициях региона. Инвестиционный потенциал населения измеряется долей накопления в душевых доходах населения, средним размером банковских вкладов населения, долей средств населения в непроизводственных капитальных вложениях.

Индикаторами инвестиционного потенциала бюджетной системы региона служат бюджетные инвестиции по отношению к собственным доходам регионального бюджета, инвестиции из регионального бюджета в расчете на душу населения.

Таблица 5. Поступление налоговых платежей в бюджетную систему РФ на 1 сентября 2004 г. (по данным Министерства РФ по налогам и сборам)[8]

 

Общая сумма

в федеральный бюджет

в территориальный бюджет

млрд. руб.

%

%

Тюменская область

242

57

43

Основными источниками инвестиций в Тюменской области являются собственные средства предприятий (80%), на втором месте по значимости стоят привлеченные средства (12%), затем бюджеты округов и области (17%) и федеральный бюджет (1%). В объеме привлеченных средств доля банковского капитала, институциональных инвесторов и средств населения в 2004 г. оценивалась в 2%. Хотя Тюменская область обладает мощной банковской системой, практически не наблюдается кредитование инвестиционных проектов. Долгосрочные кредиты составляют 0,2% от валовых инвестиций.

Область почти не получает средств на инвестирование из Федерального бюджета, их доля не превышает 1-2%. В то же время заметная роль бюджетов субъектов Федерации на территории области, финансирующих 7-8% суммарных капиталовложений на строительство объектов социального и регионального экономического значения.

Бюджеты Тюменской области, Ямало-Ненецкого, Ханты-Мансийского автономных округов, муниципальных образований недополучают значительные средства из-за искусственного занижения нефтяными и газовыми компаниями в 5-6 раз налогооблагаемой цены на нефть и газ, а также из-за имеющейся задолженности по уже начисленным платежам (в течение 2004 года задолженность в областной бюджет по нефтяным компаниям снижена со 198 млн. рублей на начало года до 115 млн. рублей, при этом повысилась доля налогов, перечисляемых в денежной форме; в то же время задолженность предприятий "Газпрома" выросла с 689 до 752 млн. рублей); во-вторых, большинство нефтяных компаний, за исключением "Сургутнефтегаза" и "Славнефти", практически не участвуют в развитии социальной сферы на территориях муниципальных образований, где они добывают нефть; в-третьих, ряд компаний в нефтедобыче руководствуются лишь текущими задачами, отнюдь не стратегическими задачами стабилизации добычи нефти на долгосрочную перспективу.

По экспертной оценке потери бюджетов из-за внутрихолдинговых взаимоотношений по минимизации налогооблагаемой базы нефтедобывающих предприятий за 2004 год по налогам на недра и прибыль составили 8 млрд. рублей, в том числе в федеральный бюджет - 3 млрд., в бюджеты области и округа – 5 млрд. рублей.

Правительство РФ в октябре 2004 года одобрило основные направления развития нефтегазового комплекса на ближайшие годы: усиление государственного регулирования в нефтегазовом комплексе, в том числе контроля исполнения лицензионных условий; преодоление кризиса неплатежей и упорядочение денежного обращения в ТЭК и в стране в целом; реформа системы налогообложения в топливной энергетике; повышение инвестиционной привлекательности нефтегазового комплекса; совершенствование политики ценообразования, в том числе - предоставление Минтопу РФ права определять средневзвешенные цены на нефть и газ; улучшение процессов воспроизводства минерально-сырьевой базы.

С открытием и освоением крупнейших в мире месторождений нефти и газа к середине 60-х годов в Тюменской области был сформирован уникальный по своим размерам и возможностям строительный комплекс, в котором было занято более 390 тыс. строителей. Были созданы крупнейшие строительные Главки союзного значения – Главтюменьнефтегазстрой, Главсибтрубопроводстрой, Главтюменьпромстрой, Главзапсибжилстрой, Сибкомплектмонтаж, подразделения энергостроителей, дорожников и много других организаций разных Министерств и ведомств.

Четкая организация строительного производства, централизованное обеспечение капитальными вложениями, ресурсами, работа привлеченных организаций, позволили области выйти в 1985-90 г.г. на освоение капитальных вложений в объеме 32 млрд. руб., вводу жилья 2,9 млн. кв. м общей площади, общеобразовательных школ на 26 тыс. ученических мест, дошкольных учреждений 21,3 тыс. мест, больниц на 1,1 тыс. коек, поликлинических учреждений на 4 тыс. посещений в смену.

Строителями были созданы значительные мощности по добыче и переработке нефти и газа, транспорта, энергетике, обустройству месторождений. На карте области появились новые современные города: Новый Уренгой, Нижневартовск, Ноябрьск, Муравленково, Надым, Пыть-Ях, Губкинский, много рабочих поселков.

Несмотря на серьезные трудности, вызванные снижением инвестиционной активности, задержками в финансировании и неплатежами, в строительной отрасли все же наметились положительные тенденции в развитии строительного комплекса области. Удалось сохранить основной потенциал подрядных организаций, квалифицированные строительные кадры, численность которых составляет более 230 тыс. человек.

Практически закончилась структурная перестройка строительного комплекса в соответствии с требованиями рыночной экономики, завершена его реорганизация, демонополизация.

Вместо главных отраслевых строительных управлений созданы акционерные общества, товарищества, на плечи которых ложатся все вопросы, связанные с выполнением возрастающих объемов капитального строительства в области.

Одна из самых острых проблем – неполная востребованность мощностей подрядных организаций и предприятий стройиндустрии. Решению этой проблемы, в значительной степени, способствовало бы привлечение в строительство частного и банковского капитала, инвестиций со стороны.

Как и в предыдущие годы, область занимает одно из первых мест в стране по объемам выполняемого капитального строительства, на нее приходится свыше 15 % капиталовложений по России.

В 2002 году за счет всех источников финансирования освоено 52,8 трлн. руб., выполнено строительно-монтажных работ на 27,1 трлн. руб. в ценах 2002 года. Основная часть этих средств использована на развитие автономных округов.

В процентах к областному объему в Ханты-Мансийском округе освоено 50 %, в Ямало-Ненецком – 42 %.

Основным источником капвложений являются средства хозяйствующих субъектов и бюджеты субъектов Федерации. На долю средств федерального бюджета приходится всего 1,7 %.

На подрядном рынке области работают более 400 акционерных обществ и товариществ. Большая часть строительных организаций выполнили объем строительно-монтажных работ свыше 10 млрд. руб. каждый, из них 32 организации выполнили объем СМР более 100 млрд. рублей.

А в целом за 2004 год объем подрядных работ, выполненных собственными силами строительных организаций всех форм собственности, составил 21,2 трлн. рублей.

В 2003 году на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение производственных объектов использовано более 44 трлн. руб. (18 % объема по России) или 84 % всех инвестиций по области, 77,5 % инвестиций направлено в традиционные отрасли: нефтяную, газовую и энергетику.

На социальное развитие области в 2003 году было направлено 8,2 трлн. руб. (16 % всех инвестиций).

Вопросы жилищного строительства продолжают оставаться одними из самых важных в социальном плане, поэтому им уделяется особое внимание. На жилищное строительство использовано 4,16 трлн. руб. (51 %) капитальных вложений от всех инвестиций в социальную сферу.

На территории области в 2004 г. предприятиями и организациями всех форм собственности построено 17,8 тыс. новых квартир общей площадью 1265 тыс. кв. м.

Немаловажную роль в этом играет действующая областная целевая программа “Жилище”, региональная “Свой дом”, в т.ч. “Крестьянский дом”, в которых определены источники финансирования, объемы строительства жилых домов, их планировочные и конструктивные решения, обеспечивающие более благоприятное проживание в них. Осуществляется переход на малоэтажную и смешанную застройку. Удельный вес малоэтажного строительства к 2000 году возрастет до 25-30 % от общего объема ввода жилья.

Внедряются проекты с ресурсосберегающими технологиями, новыми облегченными конструктивными материалами, обеспечивающими снижение стоимости жилищного строительства, более доступными для среднего и малообеспеченного населения.

Основными источниками финансирования строительства жилья стали личные средства граждан, внебюджетные и собственные средства хозяйствующих субъектов, принимающих участие в жилищном строительстве, различные формы господдержки. В ряде городов севера и юга области созданы и работают внебюджетные жилищные фонды, которые уже наработали опыт по привлечению средств населения к строительству собственного жилья.

Высокие объемы внутренних инвестиций для иностранных инвесторов свидетельствуют о благоприятном инвестиционном климате, повышают инвестиционный рейтинг. Тюменская область в 2004 году перешла из группы с низким потенциалом и высоким индексом риска (3С1) в более благополучную группу регионов с пониженным потенциалом и умеренным риском (3В1). При этом все агентства отмечают уменьшение показателя инвестиционного риска (подъем по различным оценкам на 20-25 пунктов). По оценке рейтингового агентства "Эксперт" Тюменская область отнесена к числу регионов с минимальным экономическим риском (4 место среди регионов России, относительный уровень экономического риска в 2003-2004 гг. 0,893, за единицу принят уровень для России в целом), минимальным финансовым риском (5 место среди регионов России, относительный уровень финансового риска 0,821) и малым социальным риском (14 место среди регионов России). В целом в 2003-2004 гг. среди субъектов Российской Федерации Тюменская область находится на 25 месте по рангу инвестиционных рисков (улучшение позиции на 7 пунктов по сравнению с 2002-2003 гг., средневзвешенный индекс риска 0,97) и на 32 месте по рангу инвестиционного потенциала.

Таблица 6.Иностранные инвестиции на душу населения, долл.

Субъекты Федерации

2000

2002

2004 к 2000, %

Российская Федерация

18,90

43,97

233

Тюменская область

Республика Бурятия

Новгородская область

Псковская область

Ярославская область

Рязанская область

Тверская область

Кировская область

Белгородская область

Пермская область

Челябинская область

Хабаровский край

32,36

0,57

13,91

0,95

0,27

1,02

40,71

0,28

0,04

5,24

4,67

26,67

81,23

-

41,41

12,03

20,70

0,78

11,03

0,83

0,09

10,85

2,0

48,89

251

0

298

1263

7611

76

27

297

244

207

43

183

На конец 2004 года предприятиями Юга области накоплено иностранных инвестиций на сумму 244,5 млн. долл. США и 183,5 млн. рублей, прямые иностранные инвестиции составляют менее 20%, большую часть иностранных инвестиций - 79,8 % сегодня занимают кредиты международных финансовых организаций и правительств иностранных государств под гарантии Российской Федерации.

Отраслевая структура иностранных инвестиций в экономику юга области традиционна: более 60% составляют взносы в уставный капитал предприятий нефтяной и нефтехимической промышленности. В последнее время более привлекательными для иностранных инвесторов становятся медицинская промышленность (удельный вес возрос с 26% в 2003 году до 34% в 1 полугодии 2004 года) и геология (рост с 3% до 4%). В результате принимаемых администрацией области мер стимулирования привлечения инвесторов в приоритетные отрасли экономики в первом полугодии 2004 года впервые за последние 3 года средства из-за рубежа вложены в машиностроение и торговлю (3,5 % поступивших средств).

Анализ отраслевой структуры показывает, что иностранные инвесторы пока остерегаются делать вложения в лесную и деревообрабатывающую промышленность, средства связи и другие высокотехнологичные отрасли, в развитии которых заинтересованы жители юга области. Поскольку подобные вложения в развитых странах считаются выгодными и эффективными, первопричина, очевидно, лежит в низком уровне доверия иностранных инвесторов к вложениям в российскую экономику в целом.

В начале 2002 года сложилась тревожная ситуация с совместными предприятиями. В 2003 году в их деятельности произошел резкий спад, полностью закрылись 6 СП, в 2 раза упал совокупный уставный капитал, на 140 миллионов рублей снизился объем продукции. В настоящее время наблюдается положительная динамика в деятельности совместных предприятий: по итогам 2003 года отмечено создание новых предприятий с иностранными инвестициями, действующие наращивают уставный капитал. Достигнут рост уставного капитала на 76%, на 62% увеличился объем выпускаемой продукции, создано 378 новых рабочих мест, на 61 млн. рублей увеличился фонд зарплаты. Иностранные партнеры наиболее успешных предприятий, созданных, например, с участием ОАО "Запсибгазпром", готовы сегодня еще более существенно увеличить свою долю в уставном капитале.

В ближайших планах администрации области - созыв совещания руководителей предприятий с иностранными инвестициями Тюменской области по вопросу выработки политики администрации области в отношении данного сектора экономики и о задачах, стоящих перед создаваемой Ассоциацией предприятий с иностранными инвестициями Тюменской области. Необходимо определить, в какие отрасли промышленности, на какие предприятия и на каких условиях будут привлечены иностранные инвестиции. В целом приоритет должен оставаться за отечественными капиталами, иностранные инвестиции нужны там, где есть серьезный отрыв зарубежных технологий, возможность кооперации, создания принципиально новых производств.

Стабильная экономическая и политическая ситуация в области ведет к росту рейтинга инвестиционной привлекательности региона - Тюменская область превращается в надежного и предсказуемого делового партнера. Необходимо и далее совершенствовать региональную нормативно-правовую базу с целью улучшения инвестиционного климата, усиления гарантий защиты прав инвесторов. В текущем году принят областной закон, освобождающий вновь создаваемые предприятия от уплаты ряда областных налогов (земельного налога, налога на имущество предприятий и др.). Кроме того, инвесторам предоставляются налоговые освобождения от уплаты в областной бюджет налога на прибыль, полученную от реализации продукции, произведенной в ходе исполнения инвестиционного проекта, налога на приобретение автотранспортных средств, предусмотренных проектно - сметной документацией инвестиционного проекта, и др.

Компании, ведущие добычу нефти и газа на территории Тюменской области, имеют право на возмещение 8% уплаченного в областной бюджет налога на добычу полезных ископаемых при условии, что оборудование и другие материальные ресурсы они закупают на предприятиях Юга Тюменской области. Данная информация, в совокупности со сведениями о промышленном и инвестиционном потенциале региона, включена в презентационные материалы, подготовленные для сведения потенциальных иностранных инвесторов.

В текущем году деятельность администрации по развитию международных связей позволила увеличить поток конкретных предложений о сотрудничестве со стороны иностранных официальных и деловых кругов. За 9 месяцев состоялось 27 визитов делегаций иностранных партнеров в область, в том числе 2-х делегаций из Нижней Саксонии, официальной делегации Северо-Казахстанской области Республики Казахстан. Состоялся ряд визитов Генеральных Консулов Великобритании и ФРГ, делегации Посольства и Генконсульства США, Посольства Словакии, деловой миссии бизнесменов Венгрии, китайской нефтяной компании "Чайна Петролеум" совместно с представителями Нанкинской экспедиции китайской провинции Цзянсу, Хорезмской области Узбекистана, а также многочисленных представителей международных и зарубежных организаций. Состоялось 10 визитов делегаций области за рубеж, организовано 3 презентации региона в рамках международных форумов "Инвестируй в УрФО!" - в Лондоне, Франкфурте-на-Майне и Вене. В рамках визита в Россию "сборной Канады" во главе с премьер-министром Канады в Москве в феврале 2003 года состоялась встреча с губернатором дружественной канадской провинции Альберта, совместно с которой в рамках программы Канадского агентства по международному развитию реализуется проект стоимостью 4 млн. канадских долларов по обучению медицинских сестер в Тюменской государственной медицинской академии.

Результатом поездок делегации Тюменской области в составе делегации руководителей регионов УрФО на конференции "Инвестируй в УрФО" в Лондон, Франкфурт-на-Майне и Вену стал ряд важных договоренностей о привлечении иностранных инвестиций. В частности, по итогам поездки в Австрию достигнута договоренность о создании совместного предприятия по выпуску экспортного пиломатериала в р-не поселка Туртас Уватского района.

Для изучения перспектив внедрения и совместного использования передовых тюменских и британских технологий, создания на базе действующих тюменских предприятий совместных производств по производству и обслуживанию британского оборудования, возможности участия британских компаний в развитии нефтегазового комплекса на юге области в рамках готовящегося СРП по Уватскому проекту в сентябре с.г. в рамках международной выставки "Нефть и газ - 2003. Конверсия и машиностроение для ТЭК" Тюменскую область посетила деловая миссия британских бизнесменов во главе с Генеральным Консулом Великобритании на Урале г-жой Линдой Кросс. Состоялся ряд встреч на предприятиях и в научно-исследовательских и проектных организациях Тюменской области по вопросам возможной совместной деятельности в сфере нефтегазового комплекса. По итогам визита британскими бизнесменами изучается возможность создания сервисных и производственных мощностей своих компаний в Тюменском регионе.

В ходе визита 29 августа 2002 в Тюменскую область советника Федерального канцлера ФРГ господина Клауса Мангольда и главы компании "Рургаз" немецкая сторона изъявила готовность участвовать в реализации приоритетных инвестиционных проектов региона. В первую очередь немецких бизнесменов заинтересовала возможность участия в разработке месторождений нефти и газа на юге области. Подобные намерения имеет и китайская компания "Чайна Петролеум", открывшая в Тюмени свое представительство. В октябре с.г. состоялся визит группы немецких экспертов для более детального знакомства с предприятиями-держателями отобранных для дальнейшей работы инвестиционных проектов региона.

Для повышения уровня информированности иностранных партнеров о возможностях развития сотрудничества с Тюменским регионом в 2005 году планируется создание презентации инвестиционных возможностей региона в сети Интернет. С целью привлечения в регион иностранных инвесторов будут устанавливаться связи с зарубежными компаниями, уже вложившими средства в регионы РФ, страны Восточной Европы и третьего мира. Продолжится работа по организации участия делегаций области в инвестиционных форумах, выставках инвестиционных проектов и тому подобных мероприятиях, организуемых в России и за рубежом, в том числе в мероприятиях, проводимых централизованно для регионов Уральского федерального округе под эгидой Полпреда Президента в УрФО (зарубежные выставки "Инвестируй в УрФО!", коллективные экспозиции УрФО на международных выставках и форумах, и др.).

Акцент будет делаться на следующих приоритетных отраслях и проектах:

-       машиностроение, в том числе производство оборудования для отраслей ТЭК, комплектующих и электрооборудования для автомобильного транспорта, строительство предприятия по переработке отходов от производства аккумуляторов, реконструкция завода пластмасс,

-       нефтехимия (проекты по производству метанола, метил-трет-бутилового эфира, полипропилена),

-       лесная и деревообрабатывающая промышленность (в том числе: производство фанеры, деревообработка и заготовка древесины в Уватском районе, комплексная переработка древесных отходов, возможно, строительство мини-ЦБК);

-       освоение подземных природных запасов, в т.ч.: переработка подземных йодбромсодержащих вод в Тобольском районе, где находится крупнейшее в России месторождение по запасам йода и брома, создание производственной инфраструктуры при освоении Уватской группы нефтяных месторождений на условиях СРП,

-       фармацевтическая промышленность (завершение строительства нового химфармзавода);

-       строительство предприятий пищевой промышленности, в том числе современного пивзавода в г. Тюмени, производств по переработке рыбы, мяса, картофеля, хранению овощей.[9]

Наиболее динамично в 2004 году развивалось сотрудничество Тюменской области с приграничной Северо-Казахстанской областью Республики Казахстан. В мае с.г. подписано Соглашение между Администрацией Тюменской области Российской Федерации и Акиматом Северо-Казахстанской области Республики Казахстан о сотрудничестве в торгово-экономической, научно - технической, гуманитарной и иных сферах. В ходе ответного визита официальной делегации акимата Северо-Казахстанской области Республики Казахстан в августе прошли активные переговоры в рабочих группах, затрагивающие все аспекты сотрудничества. Делегация посетила 25 предприятий и объектов социальной сферы Тюмени. По итогам этого визита был подписан Протокол, в котором зафиксированы основные достигнутые договоренности о сотрудничестве в сфере промышленности, агропромышленного комплекса, поддержки предпринимательства и развития малого бизнеса, охраны окружающей среды, а также в области финансов, в сфере приграничного сотрудничества, социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, национальной и молодежной политики, профилактики и борьбы с наркоманией, в сфере сотрудничества СМИ.

Таблица 7. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности Тюменской области

Валовой региональный продукт (с учетом паритета покупательной способности) на душу населения (млрд.руб.)

Объем инвестиций в основной капитал на душу населения (тыс.руб.)

Объем внешнеторгового оборота (суммарного объема экспорта и импорта) на душу населения (млн. руб.)

Финансовая обеспеченность региона (с учетом паритета покупательной способности) на душу населения (тыс.руб.)

Доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых в экономике (% к общей числ.занятых в экономике)

Уровень регистрируемой безработицы (% к эконом.активному населению)

Соотношение среднедушевых доходов и среднедушевого прожиточного минимума

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (%)

Общий объем розничного товарооборота и платных услуг (с учетом паритета покупательной способности) на душу населения (тыс.руб.)

Основные фонды отраслей экономики (по полной балансовой стоимости, с учетом степени удорожания капитальных затрат) на душу населения(млн.руб.)

Коэффициент плотности автомобильных дорог (коэфф. Энгеля)

Сводный показатель уровня развития отраслей социальной инфраструктуры

Комплексная оценка

378,3

69,4

354,9

116,9

49

3,7

293

13,6

214,6

228929,0

0,8

18,4

10

Более 10 тюменских предприятий намерены развивать производственную кооперацию с казахстанскими партнерами. Предприятия ОАО "Запсибгазпром" приглашены для участия в тендерах на поставку оборудования для муниципальных нужд Северо-Казахстанской области. Намечается создание ряда совместных предприятий, активизировалось сотрудничество в национально-культурной сфере, ведется совместная работа по регулирования водопользования в бассейне трансграничной реки Ишим. Только договоры о сотрудничестве в области здравоохранения обещают дополнительные финансовые поступления в наши передовые медицинские учреждения в размере около 240 тысяч долларов США ежегодно.

Сотрудничество с Северо-Казахстанской областью особенно важно для нас в том аспекте, что это - пограничный с Тюменской областью регион Казахстана. Следовательно, нашей задачей является совместная с руководством Северо-Казахстанской области работа по обеспечению безопасности населения наших регионов, а также использование всех ресурсов приграничного сотрудничества для более полного удовлетворения потребностей предприятий и жителей региона. В этой связи важным является принятие решения, которое было принято на состоявшемся в сентябре 2004 г. заседании Подкомиссии по приграничному сотрудничеству Межправительственной комиссии по сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, по результатам обращений администрации Тюменской области в Правительство РФ и компетентные федеральные органы власти, о восстановлении статуса автомобильного пограничного перехода "Казанское" как многостороннего.

Администрации Тюменской области и автономных округов активно участвуют в развитии пограничной и таможенной инфраструктуры на тюменском участке Государственной границы РФ и Казахстана. Распоряжением Губернатора области создан Координационный совет по созданию условий охраны границы с Республикой Казахстан. Регулярно проводятся его заседания, на которых рассматриваются вопросы режима работы и обустройства пунктов пропуска через Государственную границу. Постановлением Совета Губернаторов Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа выделены финансовые средства на обустройство границы с Республикой Казахстан.

Охрана государственной границы России относится к компетенции федеральных органов власти. Департаментом внешних связей и торговли подготовлена заявка на финансирование развития приграничной инфраструктуры на тюменском участке Государственной границы РФ и Казахстана за счет средств федеральной целевой программы "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ на период реализации 2002 - 2010 и до 2015 года".

В связи с принятием решения о восстановлении статуса АПП "Казанское" как многостороннего пограничного перехода и дальнейшим развитии его инфраструктуры в ближайшее время ожидается увеличение грузопотоков со стороны Республики Казахстан, в том числе из государств Средней Азии и КНР. В этой связи планируется поэтапное строительство в г. Ишиме приграничного таможенного терминала. Участники проекта - администрация г. Ишима и ООО "Уральская инвестиционная внешнеэкономическая компания". Строительство таможенного терминала в г. Ишиме послужит созданию надлежащих условий для быстрого и квалифицированного таможенного оформления грузов, сокращению сроков декларирования, исключению ненужных посредников в сфере оформления товаров, перемещаемых через границу, а также усилению контроля за качеством ввозимых товаров.

Активно развиваются отношения области с партнерами из стран СНГ, в частности, из Белоруссии и Узбекистана. В июле с.г. состоялся визит в Тюмень деловой миссии белорусских предприятий, итогом которого стало существенное расширение спектра производственной кооперации тюменских и белорусских партнеров. Совместно с партнерами из Узбекистана, ТД "Ургенч" и ЗАО "Витал" развивается сотрудничество по организации прямых взаимовыгодных поставок продукции узбекского и тюменского производства и созданию в Тюмени совместных перерабатывающих производств.

Продолжает развиваться сотрудничество Тюменской области с Нижней Саксонией. Наиболее важные итоги его реализации - внедрение передового немецкого опыта в сельхозкооперации, активное развитие образовательного и культурного обмена, создание Российско-Немецкого фонда развития Тюменской области "Возвратный фонд" для инвестирования совместных проектов с привлечением средств ФРГ и Нижней Саксонии. Существенно упрощена процедура визового обслуживания граждан области. Совместно с Генеральным Консульством ФРГ в г. Новосибирске в Тюмени организован пункт по приему от населения документов для оформления въездных виз в ФРГ, что только за 5 месяцев текущего года позволило сэкономить жителям области 7 млн. руб. прямых затрат. В перспективе планируется открытие в Тюменской области отделения Представительства немецкой экономики в РФ, работа которого будет направлена на привлечение для работы в регионе немецких партнеров и инвесторов.

3. Выводы и рекомендации по улучшению инвестиционного климата экономики Тюменской области

Невозможно в одночасье изменить сырьевую направленность региона. Поэтому в дальнейшей перспективе сохранится преобладание инвестиций в нефтегазовую промышленность. Такие гиганты, как Газпром, ЛУКойл, Сургутнефтегаз наращивают масштабы добычи углеводородного сырья и его переработку. Эти компании постоянно нуждаются в свободных средствах, а поэтому они охотно идут на взаимовыгодные сотрудничество с солидными партнерами, предоставляя им возможность финансового и организационного участия в своих проектах. Особого внимания инвесторов заслуживают компании, контролирующие месторождения подпадающие под закон «О соглашения о разделе продукции». Так, например, Самотлор представляет собой весьма лакомый кусок для крупного иностранного инвестора, который согласится поучаствовать в его «ремонте» и последующей эксплуатации на условиях раздела продукции, то есть без изменения налогообложения.

Важное место будет занимать нефтепереработка, ориентированная в перспективе на потребности близлежащих регионов России и Казахстана. Становятся такие производства быстро, осваиваются – в момент, а рынок – необъятен. Ведь кажется нелепостью, что нефтяная Тюмень везет бензин из Уфы, Перми, Омска. Сейчас область потребляет 5млн. тонн нефтепродуктов в год, и потребление это возрастает с ускорением – по мере строительства дорог и увеличения парка личных автомашин.

Достаточно значимым для области является лесопромышленный комплекс. Объем заготовки леса в области в последнее время (6-7 лет) существенно сократились (в 2 раза). Поэтому необходима структурная реформа лесопромышленного комплекса. Для чего требуется создать надлежащую организационно правовую базу, организовать лесопромышленные акционерные общества, осваивать новые технологии, а также создание возможностей для интеграции с нефтехимическим производством. Хотя согласно прогнозам администрации на текущий год, предприятия легкой и деревообрабатывающей промышленности в 2004 г. будут испытывать недостаток средств на обновление и реконструкцию производственных мощностей.

Нельзя сбрасывать со счетов и легкую промышленность. Тюменский комвольно-суконный комбинат выпускает пряжу и сукно, причем достаточно хорошего качества. Но почему то мы из продаем туркам и итальянцам, и те берут наш трикотаж, костюмы, пальто. И в 2004 г. предполагается увеличение объема производства в условиях повышения спроса на отечественные товары при уменьшении поставок импортных товаров и высокой их стоимости.

Пристального внимания в будущем заслуживает агропромышленный комплекс, что связано, прежде всего, с решением задач по продовольственному обеспечению населения. Для этого администрацией области в 2005 г. предполагается:

-       сохранение всем категориям хозяйств дотаций на зерно;

-       в связи с предполагаемым поэтапным отказам от дотаций и субвенций в сельское хозяйство из федерального бюджета, сохранение на региональном уровне выплат на племенное животноводство и семеноводство, а также на мероприятия по повышению плодородия почв;

-       выделение бюджетных ссуд перерабатывающим предприятиям, осуществляющим закупки сельскохозяйственного сырья, в том числе у населения;

-       расширение предоставления лизинговых услуг сельским товаропроизводителям.[10]

Начинается инвестиционный конкурс по продаже 50 процентов уставного капитала крупнейшего предприятия Тюменской области птицефабрики "Боровская". По словам Юрия Анисова, генерального директора корпорации "Порт", помогающей юридически провести конкурс, крупных финансовых вливаний можно будет ожидать только от иностранцев. В сентябре руководство фабрики, где постоянно идет рост производства, получило несколько предложений. Серьезные переговоры велись с одной из западноевропейских фирм. Сумма, которую птицеводы планировали выручить от продажи части акций, должна была пойти на обновление клеточного оборудования и реконструкцию ряда цехов, в том числе по производству кормов и сушке птичьего помета. В будущем за счет стратегического инвестора боровчане планируют запустить цеха по глубокой переработке яиц, производству бульонных кубиков. Но последний международный скандал, вызванный отмыванием российских денег в иностранных банках, несколько замедлил переговоры, однако, в дальнейшем следует ожидать положительного решения проблемы.

Приоритетными направлениями развития строительной отрасли в регионе на перспективу являются:

-       обустройство действующих и новых мест нефтегазодобычи;

-       строительство инфраструктурных объектов, нефте- и газопроводов, дорог;

-       ввод в действие природоохранных объектов и очистных сооружений;

-       развитие жилищного строительства, доведя к 2006 году объемы ввода жилья до 2,2-2,4 млн. кв. м общей площади и сооружение объектов социальной сферы.[11]

Отраслевую структуру инвестиций и впредь будет определять нефтегазодобывающий комплекс. По имеющимся прогнозам к 2006 г. в инвестиционной сфере ожидается оживление, и масштабы строительства достигнут уровня 1990 года (26 млрд. руб. в ценах 1991 года).

Ряд авторов выделяют такие перспективные сферы приложения капитала, как разработка месторождений торфа и залежей сапропеля. Большие возможности открываются в химической переработке торфа и получении из него фенола, резала, помолака невозможно быстрое развитие современной полимерной химии. А сапропель является ценным удобрением.

Особенностями предстоящего на ближайшие годы экономического развития и процессов инвестирования в Тюменской области будут являться:

1.    преобладания отраслей топливно-энергетического комплекса;

2.    постепенное повышение доли перерабатывающего сектора экономики, в том числе переработка углеводородного сырья;

3.    сохранение относительно высокого интереса иностранных инвесторов к освоению природных ресурсов региона;

4.    наличие большого количества свободных земельных участков, пригодных для промышленного освоения, и крупных водных ресурсов;

5.    наличие резервов мощностей по производству электроэнергии и благоприятных перспектив по созданию новых мощностей использованием в качестве топлива природного и попутного нефтяного газа;

6.    более высокая по сравнению с европейской частью страны и другими регионами стоимость рабочей силы из-за наличия территориальных коэффициентов, северных надбавок и вследствие сложившихся стандартов оплаты труда;

7.    относительно высокая стоимость используемых в строительстве основных материальных ресурсов;

8.    повышенный платежеспособный спрос на потребительские товары и услуги;

9.    возможность появления в северных районах области значительного избыточного населения в связи с особенностями развития нефтегазовой промышленности;

10.           географическое положение региона, находящегося на стыке европейской и азиатской частей страны.

По имеющимся прогнозам Тюменская область сохранит на ближайшую перспективу статус одного из регионов с наиболее высокой инвестиционной активностью.

Из проведенного анализа вытекает, что основными направлениями повышения эффективности инвестиционной деятельности, в настоящее время и в ближайшей перспективе, будут:

-       улучшение воспроизводственной структуры капиталовложений, повышение удельного веса затрат на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий за счет уменьшения удельного веса нового строительства в производственной сфере;

-       усовершенствование технологической структуры капитальных вложений, увеличение в их составе удельного веса оборудования и сокращение, соответственно, строительно-монтажных работ;

-       изменение отраслевой структуры капитальных вложений с точки зрения значительного повышения жизненного уровня населения, в пользу отраслей, которые вырабатывают продукты питания и предметы личного потребления (сельское хозяйство, перерабатывающие отрасли, легкая и пищевая промышленность), сфера обслуживания;

-       приоритетное обеспечение капитальными вложениями прогрессивных направлений научно-технического прогресса, которые способствуют снижению ресурсоемкости производства и повышению качества продукции;

-       увеличение объемов капитальных вложений на строительство комфортного жилья и других объектов общественного пользования и медицинского обеспечения;

-       сбалансированность инвестиционного цикла.

Заключение

В результате проделанной работы была дана оценка инвестиционной привлекательности Тюменской области.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

-       Рассмотрена инвестиционная структура Тюменской области и особенности регулирования инвестиционной деятельности этого региона;

-       Дана оценка инвестиционному климату экономики Тюменской области по критериям инвестиционной привлекательности;

-       Приведены выводы и рекомендации по улучшению инвестиционного климата экономики Тюменской области.

Масштабное привлечение в экономику отечественных и иностранных инвестиций является непременным условием дальнейшего социально экономического развития региона. Преодоление инвестиционного кризиса выдвигается в число первостепенных задач современного этапа экономических реформ.

Исходя из вышеизложенного материала, можно сказать, что все авторы единогласно считают Тюменскую область регионом, в котором инвестиционный климат благоприятен и инвестиционная активность находится на достаточно высоком уровне. Но наряду с этим я хотела бы отметить диспропорции инвестиционного потока: на отрасли топливно-энергетического комплекса приходится 78-80% валовых инвестиций, в то время как на остальные отрасли промышленности – только 3%.

По мнению некоторых специалистов, для решения задач инвестиционной поддержки малого бизнеса и предпринимательства представляется настоятельной реализация комплекса мер, который мог бы включать, в частности, следующее:

Во-первых, - формирование первоначального капитала для развития малого бизнеса на основе льготного кредитования под гарантии государства.

Во-вторых, - продажу приватизируемого государственного имущества и производственных ресурсов под осуществление высокоэффективных проектов, обеспечивающих в краткосрочной перспективе не только организацию производства необходимой продукции (услуг), но и создание новых рабочих мест.

В-третьих, - развёртывание сети разнообразных инвестиционных и специальных фондов и банков для финансирования малых предприятий, способных аккумулировать средства из различных источников.

В-четвёртых, - организацию специальных структур по страхованию кредитов, выдаваемых малым предприятиям.

В-пятых, - всемерное поощрение государством развития (в том числе на совместной с частным капиталом основе) лизинговых фирм, сдающих в аренду малым предприятиям необходимое оборудование и технику.

В-шестых, - налаживание государственной и муниципальной информационной службы изучения конъюнктуры, спроса на продукцию малых предприятий, в том числе и на мировом рынке.

Имеющиеся инвестиционные ресурсы должны в первую очередь направляться в те сферы экономики, которые располагают высокими технологиями и имеют конкурентные преимущества на мировых рынках. Далее, они должны пойти на поддержку малого бизнеса, где срок окупаемости намного меньше, на увеличение жилищного строительства. Эти так называемые «точки роста» позволяют повысить эффективность инвестиций, создать возрастающий инвестиционный спрос, обновить основной капитал. Тогда срабатывает кумулятивный эффект инвестирования: быстрое увеличение выпуска продукции обновленным производством начнет покрывать возросший платежеспособный спрос; само капитальное строительство начнет создавать финансовые источники для новых инвестиций; расширяющееся производство обеспечит  формирование дополнительных доходов, за счет которых можно снизить бюджетный дефицит и увеличить потребление населения.

Список литературы

1.     Воронин В.В. Экономическая география Российской Федерации / Учебник для ВУЗов в 2 ч., ч 1. - Самара: СГЭА; 2004.

2.     Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России. – М.: Наука, 2003.

3.     Инвестиции. Формы и методы их привлечения: М.: Алгоритм, 2004.

4.     Инвестиции: Учебник /Под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова. – М.: ООО «ТК Велби», 2003.

5.     Чистобаев Л.И. Экономическая и социальная география. – М.: Гардарика, 2003.

6.     Экономическая и социальная география России / Под ред. А.Т. Хрущева. – М.: МГУ, 2004.

7.     Итоги социально-экономического развития Тюменской области в 2004 году // Областной информационный бюллетень - № 1 - 2005 - с.31-53.

8.     Итоги социально-экономического развития Тюменской области в I - II квартале 2005 года. // ОИБ - № 3, 2005 - с.17-52.

9.     Караваев В. Региональная инвестиционная политика (на примере Тюменской области) // Инвестиции в Россию - № 2 - 2005 - с.12-25.

10.           Лавров А., Кузнецова О. Оценка бюджетного потенциала регионов России. // Рынок ценных бумаг - № 5 – 2005  - с.38-54.

11.           Марченко Г., Мачульская О. Исследование инвестиционного климата регионов России: проблемы и результаты. // Вопросы экономики - № 9 - 2004 - с.69-79.


[1] Экономическая и социальная география России / Под ред. А.Т. Хрущева. – М.: МГУ, 2004. – с. 494.

[2] Итоги социально-экономического развития Тюменской области в 2004 году // Областной информационный бюллетень - № 1 - 2005 - с.37.

[3] Марченко Г., Мачульская О. Исследование инвестиционного климата регионов России: проблемы и результаты. // Вопросы экономики - № 9 - 2004 - с.71.

[4] Инвестиции: Учебник /Под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова. – М.: ООО «ТК Велби», 2003. – с. 157.

[5] Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России. – М.: Наука, 2003. – с. 377.

[6] Караваев В. Региональная инвестиционная политика (на примере Тюменской области) // Инвестиции в Россию - № 2 - 2005 - с.18.

[7] Итоги социально-экономического развития Тюменской области в I - II квартале 2005 года. // ОИБ - № 3, 2005 - с.28.

[8] Лавров А., Кузнецова О. Оценка бюджетного потенциала регионов России. // Рынок ценных бумаг - № 5 – 2005  - с.43.

[9] Итоги социально-экономического развития Тюменской области в 2004 году // Областной информационный бюллетень - № 1 - 2005 - с.41.

[10] Караваев В. Региональная инвестиционная политика (на примере Тюменской области) // Инвестиции в Россию - № 2 - 2005 - с.20.

[11] Итоги социально-экономического развития Тюменской области в I - II квартале 2005 года. // ОИБ - № 3, 2005 - с.38.