Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Обзор литературоведческих исследований и статей о творчестве А.Грина……………………………………………………………………………..5
Глава 2. Организующая функция ритма в произведениях А.Грина…………….9
Глава 3. Мир музыки в творчестве А.Грина……………………………………..13
3.1. Музыка в жизни А.Грина……………………………………………………..14
3.2. Музыка и музыкальные образы в произведениях А.Грина………………...16
Глава 4. Анализ произведений А.Грина………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………....26
Библиографический список……………………………………………………….28
Введение
В данной работе мы обращаемся к интереснейшему писателю Александру Степановичу Грину.
Несмотря на все жизненные тяготы, в литературу А.С.Грин вошел как писатель – романтик.
Творчество А.Грина начинается с 1906 года. Первые литературные шаги А.Грина были связаны с террористической организацией эсеров. Первые рассказы «Защита рядового Пантелеева», «В Италию» и другие задумывались как агитки. Но критики восприняли рассказы негативно, не видели в этом авторе самобытного интересного писателя. Его считали слабым подражателем западноевропейской приключенческой литературе. Но. несмотря на отрицательные отзывы критиков, произведения А.Грина печатали, его любили читатели.
В настоящее время творчество писателя исследовано еще в очень малой степени. Одной из неизученных областей в литературном наследии А.Грина являются особенности ритма и его роль в произведениях писателя.
Понятие ритма тесно связано в творчестве А.Грина с музыкой, поэтому, чтобы полно раскрыть тему нашего исследования мы обратимся к образам музыки в его произведениях.
Многие исследователи творчества А.Грина, например, В.Ковский, Л.Михайлова, И.Дунаевская останавливаются на проблеме значения искусства вообще в прозе писателя, но отдельных работ, связанных с темой ритма, и музыки нет.
Целью нашей работы является исследование особенностей ритма и его роли в творчестве писателя.
Заданная нами цель диктует следующие задачи:
1. остановится на работах, посвященных жизни и творчеству писателя;
2. раскрыть специфику ритма в произведениях А.Грина;
3. рассмотреть функции образов музыки в произведениях А.Грина;
4. выявить особенности ритма на примерах конкретных произведений.
Актуальность нашего исследования обусловлена малой изученностью данного аспекта творчества А.Грина. Раскрытие этой темы способствует пониманию специфики эстетической системы А.Грина.
Глава 1. Обзор литературоведческих исследований и статей о творчестве А.Грина.
После смерти Александра Степановича Грина уже в тридцатые годы были сделаны попытки серьезно и объективно оценить творчество писателя. Появились статьи М.Шагинян, К.Зелинского, Ц.Вольпе, М.Левидова, М.Слонимского, И.Сергиевского, А.Роскина. Исследования были прерваны войной.
После войны А.Грина запретили печатать, так как считали его аполитичным писателем и космополитом. В 1950 – е годы этот запрет был снят. Появляются работы В.Вихрова, А.Хайлова, В.Россельса, В.Харчева, В.Ковского, Л.Михайловой, В.Сандлера, Н.Кобзева, Н.Тарасенко, В.Зорина, И.Дунаевской, Ю.Киркина и др.
Исследователи изучают в своих работах жизнь, творчество А.Грина, специфику внутренних мироощущений его героев, особенности изображения романтического мира и т.д.
Остановимся на некоторых из этих работ.
В 1966 году выходит первая монография о творчестве А.С.Грина. Ее автор – Вадим Ковский. В своей работе В.Ковский рассматривает «только одну из сторон художественного метода писателя – принципы пересоздания действительности и построения особого мира, в котором живут и действуют романтические герои Грина. Именно эти принципы вызывали наиболее противоречивые толкования и служили отправным пунктом для вынесения критических приговоров. И именно они кажутся нам решающими в художественном самоопределении Грина, ибо его концепция человека, несмотря на всю сложность, по существу более традиционна, чем порожденные ею эстетические искания». [31, стр.5]
В.Ковский в своей работе показывает, как происходило пересоздание мира в творчестве А.Грина. Это изменение заметно уже в ранних рассказах писателя. Романтическая устремленность А.Грина выразилась в образе страны «Гринландии». Так назвали ее критики. Это особый синтезированный мир действительности, реальности и мечты. Исследователь в своей работе дает характеристику «Гринландии» - ее природному и социальному устройству, системы героев: «Отношения в Гринландии – это отношения богатых и бедных, власть имущих и бесправных» [31, стр.38].
В 1969 году выходит вторая работа В.Ковского, посвященная творчеству А.Грина – «Романтический мир Александра Грина».
Эта книга является продолжением исследования художественного метода писателя. Он прослеживает становление гриновского героя, тенденции его изменения. «В реалистическом периоде творчества А.Грин варьировал одну тему – поиск выхода из невыносимой скуки мещанского существования. Мотив скуки довлел над всем», пишет Ковский. [32, стр.13].
Персонажам ранних произведений неприятна действительность, они пытаются вырваться из нее, но эти попытки бесполезны. Сначала герой пытается убежать от людей, затем бежит от себя. В зрелом творчестве Грина происходит сближение реального и воображаемого миров. Неотъемлемой частью романтического мира является искусство, автор работы отмечает, что искусство романтического мира несет в себе прекрасное, свет доброты и любви, которых не хватает в действительности.
Романтический мир Ковский тесно связывает с темой чуда. «Чудеса Грина идут, скорее, от сказочных традиций, нежели от формальных задач, но сами традиции эти подкреплены всеми ресурсами современной поэтики условности. Сверхъестественные события естественно «накладываются» на гриновскую концепцию личности, исходящую из представления о неограниченных возможностях человека» [32, стр.183].
В 1972 году выходит монография Л.Михайловой «А.Грин. Жизнь, личность, творчество». В 1980 году выходит второе издание этой книги, доработанное и дополненное.
Н.Матвеева в своей рецензии на книгу Л.Михайловой пишет: «Не без помощи, не без участия Л.Михайловой общие суждения о творчестве Грина стали более развитыми и здравыми» [39, стр.5].
В своей работе Л.Михайлова исследует художественное творчество А.Грина в связи с его биографией. «Грин, став уже зрелым художником, повторял: «Мои книги – это я», Он перевоплощался в своих героев от крупного до мелочей, от заблуждений и прозрений, обостренно лирического восприятия мира до биографических, пусть фантастически видоизмененных, но очень личных черт и подробностей.
Грин настаивал на сходстве собственного внутреннего мира с миром внутренним героев, подчеркивая личностное в своей манере» [40, стр.13].
В том же 1972 году вышла книга «Воспоминания об Александре Грине» (составитель Владимир Сандлер). В этой книге В.Сандлер собрал воспоминания людей, которые были рядом с Грином на протяжении всей его жизни или встречались в разные годы, но все по – настоящему любили А.Грина. В книге помещено исследование о творчестве и жизни А.Грина, которое В.Сандлер назвал «Вокруг А.Грина». Это исследование основано на письмах и документах А.Грина.
Исследователь творчества Н.А.Кобзев рассматривает в своих работах романы А.Грина в их идейно – художественном своеобразии.
В 1983 году у него выходит работа под названием «Роман Александра Грина». Это была первая работа, посвященная специально роману.
К.Кобзев пишет: «Исходя из новейших научных концепций романтизма А.Грина, мы поставили своей целью дать всесторонний анализ романистики писателя: раскрыть своеобразие связей А.Грина с эпохой 20 – х годов; осветить эстетический идеал романтика; проследить эволюцию центрального романтического героя; установить гриновские принципы изображения характеров; очертить основную проблематику и особенности жанра романа; определить главные стилевые приметы его творческой манеры; исследовать сюжет, композицию и т.д.» [30, стр.5].
Помимо серьезных исследовательских работ существует множество статей, посвященных А.Грину, в которых критики, исследователи творчества писателя пытаются объективно оценить его литературное наследие.
Мы попытаемся проанализировать наиболее значимые из них и выявить основные аспекты творчества А.Грина.
Многие исследователи сравнивают Грина с Эдгаром По, например, в 1917 году в журнале «Русское богатство» была опубликована рецензия на рассказ «Искатель приключений», вышедший в 1916 году. Автор статьи пишет: «По первому впечатлению рассказ г. Александра Грина легко принять за рассказ Эдгара По. Не трудно раскрыть и показать все, что есть внешнего, условного, механического в этом подражании…русское подражание бесконечно слабее английского подлинника. Оно, в самом деле, слабее» [47, стр.172].
К. Зелинский пишет: «На рассказах Грина можно проследить любопытное и постепенное превращение его стиля, в связи с эволюцией от реалиста к фантасту, от Куприна к …Эдгару По» [26, стр.206]. Тут же он отмечает «он хотел быть «русским Эдгаром По, и его называли так» [26, стр.200].
И. Сергиевский в статье «Романы и рассказы Грина» пытается выделить основные особенности стиля писателя и дать их характеристику.
Исследователь отмечает, что повествование Грина близко к авантюрно – фантастической новелле художников современного декаданса.
В 1950 году выходит статья В.Ваджаева «Проповедник космополитизма».
В своей работе Ваджаев призывает к борьбе с космополитизмом. Он пишет: «В этой связи нелишне приглядеться к своеобразному культу Александра Грина, третьестепенного писателя, автора «фантастических» романов и новелл, писателя, которого в течение многих лет упорно воспевала эстетическая критика» [16, стр.258].
По мнению В.Ваджаева, почитатели А. Грина – К.Паустовский, С.Бобров, Л.Борисов и др. – искусственно раздували творчество этого писателя в крупное явление литературы. Критик видел в создании «Гринландии» политический смысл. Он пишет: «А.Грин никогда не был безобидным «мечтателем», он был воинствующим реакционером и космополитом» [16, стр.259].
Ваджаев говорит о том, что мастерство художника неразрывно связано с его мировоззрением, определяется им; новаторство возможно лишь там, где наличествует смелая революционная мысль, глубокая идейность и преданность художника своей родине и народу. Творчество А.Грина, по мнению Ваджаева, не обладает необходимыми качествами, поскольку Грин не любил своей родины, он воспевал и опоэтизировал буржуазный мир. [16, стр.272].
Таким образом, анализ работ, посвященных судьбе и особенностям творчества А.Грина, позволяет нам выявить, что творчество писателя трактовалось по – разному и еще раз подчеркнуть, что многие аспекты его произведений, включая специфику ритма и тему музыки, не освещены.
2. Организующая функция ритма в произведениях А.Грина.
Анализ произведений А.С.Грина дает основание утверждать, что ритм играет большую роль в его творчестве. Исследователи выделяют несколько разновидностей ритма в творчестве А.Грина: ритм жизни, ритм сердца, ритм слова, каждый связан с музыкой. Поэтому мы в данной главе мы рассмотрим каждый из видов ритма в творчестве А.Грина, а затем остановимся на образе музыки в его произведениях.
Прежде чем, непосредственно перейти к анализу произведений, остановимся на самом понятии «ритм».
Существует множество определений ритма, так как ритм – важный элемент не только искусства, но природной и общественной жизни.
Л.Мазель пишет: «Ритм наблюдается в самых разных областях действительности, находит свои проявления в жизнедеятельности всего человеческого организма (дыхание, пульс, ходьба).
В сфере искусства ритм принадлежит не одной лишь музыке, а также поэзии и танцу» [37, стр.17].
В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой ритм обозначен как «равномерное чередование каких – нибудь »элементов (в звучании, в движении)» [43, стр.669].
Многими исследователями ритм понимается «как закономерное чередование или повторение и основанная на них соразмерность» [42, стр.658].
Существуют и другие определения ритма, но все они подчеркивают, что ритм – это чередование, повторение элементов.
Понятие «ритм жизни» в произведениях А.Грина связано со следующим определением: «Ритм – стремление вперед, заложенное в нем движение и настойчивая сила» [42, стр.658].
Это понятие включает в себя не только внешнее движение, но и внутреннее эмоциональное состояние человека.
В произведениях А.С.Грина ясно слышится «ритм жизни», ср.: «Путь», «Далекий путь», «Синий каскад Теллурги», «Табу».
Жизнь героев А.С.Грина ритмически организована: они находятся в постоянном движении, в их душах происходит постоянная смена эмоций.
Например, герой рассказа «Далекий путь» - Петр Шильдеров – служил столоначальником. Каждый день Петр слышал заунывную музыку своей жизни с однообразным ритмом. Находясь на службе, Петр замечал, что монотонный шелест бумаги и скрип перьев, постепенно согласуя звуки и паузы, сливающиеся в заунывную мелодию, напоминающую татарскую песню или те неуловимые, но гармоничные мотивы, которыми так богат рельсовый путь под колесами идущего поезда, составляет ритм его жизни.
Эта монотонность музыкального ритма жизни заставила отправиться Петра Шильдерова на поиски более созвучных гармоний, за мечтой о лучшей жизни. В его жизни появляются новые музыкальные ритмы: жизнь диких племен, постоянно сопровождаемая ритмичной музыкой; духовные песнопения, отличающиеся стройностью гармоний и размеренными темпами исполнения.
Здесь нужно отметить, что организующая функция ритма явно видна на более низком уровне развития человеческого существования – на жизни племен. Это своеобразная музыка ударных инструментов: «Барабан издал сердитое восклицание, громче завыли дудки; высокие голоса их, перебивая друг друга, сливались в тревожном темпе» [2, стр.27].
В рассказе «Табу» описывается принятие племенем решения, которое сопровождалось «барабанным боем и плясками» [2, стр.16].
К внешнему проявлению ритма можно отнести и действия героев.
Например, герой рассказа «Карантин» - Сергей при ходьбе прислушивается к упругому скрипу сапожного носка, механически отмечая стук шагов. Но в этих движениях прослеживается внутреннее состояние героя: «Тяжело, прямыми солдатскими шагами приблизился он (комендант), смотря в лицо Руны…Он поклонился, выпрямился, взял поданную руку, автоматически сжал ее, отпустил и сел против хозяйки. Все это он проделал как бы в темпе внутреннего ровного счета» [3, стр.120].
У каждого героя А.С.Грина есть свой «внутренний счет» жизни.
В своих произведениях писатель часто сравнивает жизнь героев с танцем, например, существование Зитора Кассана из рассказа «Лужа Бородатой свиньи» Грин охарактеризовал как «бессмысленный танец живота» [2. стр.168].
Тарт из рассказа «Остров Рено», попав на остров своей мечты, услышал совершенно другую музыку, музыку свободы. «Ему казалось, что он кружится в странном, фантастическом танце» [1, стр.257].
Особое место в творчестве А. Грина занимает «жизнь сердца». И.Дунаевская отмечает: «Изображения жизни сердца является у Грина сквозным, ведущим мотивом его творчества («Племя Сиург» , «Трагедия плоскогорья Суан» , «Жизнь Гнора» , «Алые паруса» , «Блистающий мир», «Бегущая по волнам», «Фанданго», «Сердце пустыни»).
«У Грина сердце - особая страна» [24, стр.36].
Ритм сердца создает «душевную вибрацию» [3, стр.145]. Часто «душевная вибрация» звучит как прекрасная мелодия. В рассказе «Фанданго» «Душевная вибрация» передана «полным, быстрым, как полет, ритмом фантастического оркестра» [5, стр.480].
Ритм жизни Ассоль задавала «музыка звонкого хора» [3, стр.49], звучащая в ее мечтах. Грэй обладал способностью слышать эту музыку. Два сердца забились в унисон.
Сердце Тави исполняло ту же мелодию, что и сердце Друда. Тави и Друд, так же, как и Ассоль с Грэем нашли свою мечту.
И. Дунаевская пишет: «Нежный, как лучистый звон, взгляд Тави, выражающий сущность ее сердца, соединяются с нежным перезвоном тысячи колокольчиков, которые поднимают в воздух летательный аппарат Друда» [ 24, стр.38].
А. С. Грин разрабатывает тему музыкального звучания сердца. Сердце - пульс, дыхание Земли. Если герою удается настроиться не только на волну музыкального ритма других людей, но и зазвучать в унисон с музыкой сердца Земли, тогда наступает «откровение гармонии»
Исследователи отмечают, что А. Грин чувствовал ритм слова. Многие монологи героев ритмически организованы. Например, речь банкира из рассказа «Рай»: «Я - русский с душой мягкой, сосредоточенной, бессильной и тепловатой. Думал я мягко, сосредоточенно, бессильно и тепловато. Любил - мягко, сосредоточенно, бессильно и тепловато. Грустил - мягко, сосредоточенно, бессильно и тепловато. [1, стр.160].
Произведения А. Грина построены на основе постоянной смены эмоциональных напряжений, разделении их на части со своими кульминационными моментами.
Как мы уже сказали, ритм в произведениях А.С.Грина тесно связан с музыкой, поэтому нам необходимо остановиться на этом образе и выявить ее место и роль в произведениях писателя.
3.Мир музыки в творчестве А.Грина
В произведениях А.С.Грина музыка является не просто фоном, музыка служит средством передачи мыслей и чувств героя, создает особую духовную атмосферу. Музыка «одушевляет» мир произведений А.Грина. Ярким примером может служить высказывание А.Грина о кинематографе: «Движется жизнь, но беззвучна и мертва, как загробные тени…Кинолента фиксирует действительность, проецируя на экран саму жизнь, но эта жизнь беззвучна, поэтому фильм сопровождала игра на музыкальном инструменте, тем самым как бы одухотворяя изображение».[2, стр.400].
Впервые музыка в творчестве А.Грина зазвучала в рассказе «Кирпич и музыка», в котором описывается, как один из героев слушает музыку. Звуки мелодии потрясли героя, он воспринял музыку, как проявление высшего, духовного начала. Но когда он понял, что мир «прекрасного» для него недоступен, так как принадлежит другому социальному кругу, герой кидает кирпич и разбивает стекло окна, из которого слышится музыка.
Прекрасная музыка не совпала с правдой действительности, тем самым, причинив человеку страдания. Его боль вышла с ругательством: «В этом ругательстве выливалась вся злоба, его, Евстигнея, против светлых, чистых комнат, музыки (…) и вообще всего, чего у него никогда не было, нет и не будет.[1, стр.60].
Таким образом, в этом произведении музыка выполняет две функции, важные для всего творчества писателя: музыка выражает социальный конфликт и вводит философскую проблематику: ставит вопрос о соотношении идеального и реального, о страдании и блаженстве и т.д.
Остановимся подробнее на роли музыки в жизни А.Грина и на значении музыки в его творчестве.
3.1. Музыка в жизни А.С.Грина
Александр Степанович Грин, как и многие писатели XX века, воспитан демократической средой. В биографии А. Грина нет упоминаний о музыке, окружавшей его в детстве. Скудные факты находим в «Автобиографической повести».
А. С. Грин пишет: «Мать больная, измученная домашней работой, дразнила песенкой: Ветерком пальто подбито, и в кармане ни гроша, И в неволе - поневоле - затанцуешь антраша!
Философствуй тут как знаешь, иль как хочешь, рассуждай, а в неволе - поневоле как собака, прозябай!
Я мучился, слыша это, потому что песня относилась ко мне, предрекая мое будущее» [21. стр. 24].
Вот и все, что вспоминает А. Грин о музыке детства.
Во время своих скитаний А. Грин слышал песни матросов, рабочих, в большинстве своем вызывающих по форме и содержанию.
Услышанные им песни А.Грин использовал в своих рассказах, характеризуя низшие слои общества.
Об отношении А. Грина к музыке немного мы узнаем из воспоминаний его первой жены Веры Павловны, получившей традиционное для дворянских детей образование: «Иногда я играла Александру Степановичу на рояле, ему больше всего нравился второй вальс Годара. Однажды, прослушав его, Александр Степанович сказал: «Когда я слушаю этот вальс, мне представляется большой светлый храм. Посреди танцует девочка» [21, стр. 200].
Этот эпизод показывает, что Грин обладал очень чутким восприятием музыки. Вальс французского композитора Б. Годара вызывал в душе писателя воодушевление и в то же время нежно-трепетные чувства.
А.С.Грин относился к музыке избирательно. Из воспоминаний Веры Павловны мы узнаем, что репертуар писателя ограничивается музыкальными произведениями, упомянутыми Грином в «Блистающем мире» [21, стр. 200].
Он усвоил их, слыша в ресторанах, на эстрадах или в граммофонной записи. Это очень популярные мелодии: «Ветер в горах», «Фанданго». «Санта-Лючия», «Мексиканский вальс», вальс из оперы «Фауст» , «Душистый цветок», «Южный крест» и, конечно, Второй вальс Годара.
Но это не полный список произведений, звучащих на страницах литературных творений А.Грина. К выше упомянутому списку можно добавить произведение французского композитора Ж. Визе «Хабанера», «Рапсодию» венгерского композитора Ф.Листа, оперу «Отелло» Дж. Верди и «Фауст» Ш. Гуно, романсы Присовского «Осенние скрипки» и II. Г. Бакалейникова «Пожалей ты меня, дорогая».
Рассказ «Черный алмаз» А.Грин озаглавил по названию романса Бремеровского «Черный алмаз». В этом же произведении А. Грин упоминает имена выдающихся композиторов: Ф.Мендельсона, Л.Бетховена, Ф.Шопена, Э.Грига, А.Рубинштейна. В.А.Моцарта.
Помимо этого, в произведениях А. Грина звучит и духовная музыка.
Это наиболее полный перечень музыкальных произведений, упоминаемых А.Грином.
В музыке творчество А. Грина почти не отразилось. Исключение составляет феерия «Алые паруса». На это произведение советским композитором Владимиром Михайловичем Юровским был написан балет с одноименным названием. К сожалению, мы не имеем никаких сведений о жизни и творчестве этого композитора и о судьбе его творения. Нам известно, что впервые балет «Алые паруса» был поставлен 30 декабря 1942 года на сцене Куйбышевского Большого театра, а 5 декабря 1943 года - в Москве, в Большом театре. Ассоль исполняла выдающаяся балерина О. В. Лепешинская, а партию Грэя - Преображенский. Последняя постановка этого балета была осуществлена в 1976 году.
Несмотря на музыкальную необразованность, А. Грин был очень музыкален от природы, это доказывает его литературное творчество, в котором музыка становится не просто бытовым фоном.
Музыка в произведениях Грина – это мечта о прекрасном, она является выразительницей душевных настроений героев. Во многих своих произведениях, таких, как «Фанданго», «Серый автомобиль», «Таинственная пластинка» и др. А.Грин размышляет о роли искусства в жизни человека.
3.2. Музыка и музыкальные образы в произведениях А.Грина
Один из героев рассказа «Жизнь Гнора», обращаясь к своей возлюбленной, говорит: «Есть три мира - мир красивый, прекрасный и прелестный. Красивый мир - это земля, прекрасный - искусство. Прелестный мир - это Вы» [3, стр. 238]. Жизнь без искусства «лишена крыльев очарования» [1, стр.457], так считает герой А. Грина, так считает сам писатель.
Музыка относится в «прекрасному» миру. В произведениях А. С. Грина «прекрасный» мир – это мир идеальный, созданный человеком на примере мира «красивого», то есть земли, ее природы, законов мироздания.
В своей монографии А.Михайлова пишет: «Грин так мыслит союз человека с природой и искусством: природа служит и объектом творчества, и «лечебницей».
Искусство, взаимодействуя с живым миром природы и с природой самого человека, усугубляет духовность и, в конечном счете, усугубляет понимание людей и жизни» [40, стр. 151].
Но хотя «прекрасный» мир создан на основе «красивого» в реальности они не всегда совпадают. А.С.Грин в своих произведениях пытается показать пути к «прекрасному» миру. Один из них - это творчество.
В рассказе «Создание Аспера» А. Грин пишет: «...высшее назначение человека - творчество. Живопись, музыка, поэзия создают внутренний мир» [6, стр. 300].
Устами Друда в романе «Блистающий мир» А.С.Грин говорит: «Творить - это, ведь, - разделять, вводя свое в массу чужой души» [6, стр. 300].
Творчество отдельного человека не должно быть творчеством для одного, оно должно находить отклик в душах других людей. Творить необходимо не для себя, а для людей. Творить, по Грину, может не каждый, а избранные - люди с чистой душой. Именно эти люди задают основной тон в «стране» А.Грина. Остальные должны настраиваться на этот основной тон. И когда души людей зазвучат в унисон, тогда наступит царство «прекрасного мира».
В произведениях А.С.Грина звучит и другая музыка. Музыка не связанная с возвышенным: музыка «темных» душ. Они не чувствуют всей красоты музыки.
Например, в рассказе «Колония Ланофиер» Горн увидел девушку, автор так описывает его чувства: «Мысль о красоте даже не пришла ему в голову. Он испытывал тяжелое, болезненное волнение, как раньше, когда музыка дарила его неожиданными мелодиями, после которых хотелось молчать весь день или напиться» [1, стр. 299].
Музыка, звучащая в кабаках, портах, - это песни матросов, рабочих, бродяг. Эти песни трудно назвать музыкой. Они отражают не духовные потребности героев, а физиологические.
Это музыка бездуховного реального мира. В произведениях А.С.Грина часто звучат такие песни, ср.: «Его перебил неожиданный, дикий рев сзади. Страшно ворочая глазами, угольщик, стряхнув хмельное оцепенение, вдруг рявкнул пением и так свирепо, что все вздрогнули: Корзинщик, корзинщик. Дери с нас за корзины!..
... Но только бойся попадать в наши Палестины!... - взвыл угольщик" [3, стр. 39].
Здесь же встречается следующее описание звучания оркестра: «Скрипач, хлопая по спине музыкантов, вытолкнул из толпы семь человек, одетых крайне неряшливо. Вот, - сказал Циммор. - это - тромбон; не играет, а так палит, как из пушки, фанфары: как замирают, так сейчас хочется воевать. Затем кларнет, корнет - а - пистон и вторая скрипка. Все они - великие мастера, обнимают резвую приму, то есть меня. А вот и главный хозяин нашего веселого ремесла - Фриц, барабанщик. У барабанщиков, знаете, обычно разочарованный вид, но этот бьет с достоинством, с увлечением. В его игре ее есть что-то открытое и прямое, как его палки» [3, стр. 58].
В рассказе «Новый цирк» все представлено в извращенном свете и даже музыка: «На эстраде играл концерт. Инструменты оркестра заинтересовали меня: тут были судки, подносы, самоварные трубы, живая ворона, которую дергали за ногу (чтобы она кричала) роль барабана исполнял толстяк, бивший себя бутылкой по животу. Гром музыки нестерпимо терзал уши» [7. стр.340].
В рассказе «Имение Хонса» Хонс объясняет другу Грилю свою идею, как осчастливить и очистить души людей. Для этого он исключил в своем доме все темные цвета, но ночью Гриль понял несостоятельность этой теории: «Мертвецки пьяный Хонс сидел на коленях у полуголой женщины, они орали во все горло непристойные песни. На подоконнике три оборванца с лицами преступных кретинов изображали оркестр. Один дул что есть мочи в железную трубку от холодильника, другой бил кулаком в медный газ, третий, схватив крышку от котла, пытался сломать ее каминной кочергой. Хонс пел: И - трах – тах, и - трах - тах - тах. У - ы, у - ы, у - ы" [1, стр438]
Такие описания можно встретить во многих произведениях А.Грина («Кирпич и музыка», «Карантин», «Колония Ланфиер», «Дорога Никуда» и др.).
Таким образом, мы видим, что музыка, во-первых, является в произведениях А.С.Грина одним из главных критериев оценки героев: показывает богатство внутреннего мира или низменность души, а также выражает жизненные позиции героев.
Во-вторых, музыка - это образец идеального, к которому должны стремиться герои А.С.Грина. Один из возможных путей достижения идеала - творчество. Но творить могут только люди с «чистой» душой.
В-третьих, музыка, звучащая в душах героев, способна передать нюансы «душевной вибрации» - состояний души.
В-четвертых, «чистые» души героев А.Грина постоянно находятся в «непокидающем чувстве музыкального обаяния». Именно они могут услышать прекрасную «музыку сфер». Для этих героев музыка - сама жизнь, а не теоретические познания из области музыки.
В-пятых, герои А.С.Грина, тонко чувствующие музыку, очень одиноки, поэтому музыка для них является спасением.
В-шестых, мир музыки - духовный, божественный мир, но это могут понять только герои, обладающие «музыкальным обаянием». Герои, не способные понять музыки, - бездуховны.
В произведениях А.С.Грина встречаются и разнообразные музыкальные образы. Круг музыкальных образов в произведениях А. С. Грина очень широк: от простого упоминания из мира музыки до построения литературного произведения на основе музыкальной символики.
Все образы можно разделить на три категории:
1.Образы, связанные с вокальным началом;
2. Образы, связанные со стихией пластических движений – танцем;
3. Образы, связанные со сферой инструментального звучания.
Как отмечают исследователи, музыкальные образы предопределяют, наиболее значимые темы в творчестве А.Грина: тему одиночества, любви и смерти и др.
Часто встречающаяся тема в творчества А.С.Грина - тема одиночества, тоски, отчаяния. «Она [тоска] росла и крепла, и тяжелые, кровяные волны стучали в сердце, тесня дыхание» [1, стр.45].
Главный герой рассказа «Зурбаганский стрелок» начинает повествование о своей жизни с того, что знает, что такое отчаяние: «Я знаю, что такое отчаяние. Наследственность подготовила мне почву для него, люди разрыхлили и удобрили ее, а жизнь бросила смертельные семена, из коих годам к тридцати созрело черное душевное состояние, называемое отчаянием (…) Я слушал музыку, вдохновенные мелодии людей потрясенных и гениальных; слушал так, как слушают взволнованный голос признаний…Я открывал его везде, всюду, я был в те дни высохшей, мертвой рекой с ненужными берегами».[7, стр.350]. Эта тоска отражается и в музыкальных образах: «где-то вероятно на соседнем дворе, шарманка заиграла хрипящий, жалобный вальс» [1, стр.82].
Печальные произведения часто исполняют уличные, бродячие музыканты: «Бродячий музыкант, настроив виолончель, заставил ее тихим смычком говорить грустно и хорошо» [3, стр.53].
Песни простых людей отмечены печалью, отчаянием: «Песня – жалоба одиноко и торжественно плыла в речной тишине. Река застыла, слушая красивую, грустную и страшную песню о жизни без света и силы». [1, стр.40].
Большое место в творчестве А.Грина занимает тема любви, страсти. Любовь в произведениях А.С.Грина способна творить чудеса. Наслаждаясь игрой на рояле возлюбленной, Роэны Давенат «слышал не вальс, а небесный хор» [6, стр.22].
Корабль Грэя – «Секрет» - подходит к берегу под «звуки прекрасной музыки»: «Негромкая музыка лилась в голубом дне с белой палубы под огнем алого шелка; музыка ритмических переливов, переданных не совсем удачно известными всем словами» «Налейте, налейте бокалы – и выпьем, друзья, за любовь…» [3, стр.66].
Герой новеллы «Она» пытается найти свою возлюбленную: «Море яркого света дрожало и плыло в звуках бесшабашных мелодий огненными, острыми точками» [2, 394].
Еще одна тема, встречающаяся в произведениях А.Грина, - тема смерти, зла, ср.: «Крысолов», «Таинственная пластинка», «Наследство Пик - Мика» и др.
Эта тема появляется, когда у «человека начинает отцветать сердце», тогда «он мечется по земле, полных смутных видений, музыки горя и ужаса» [2, стр.195].
Особое значение в произведениях А. С. Грина играет и тишина. Тишина организует ритм произведений А.Грина, подчеркивает музыкальность его произведений, помогает наиболее полно раскрыть функции музыки, так как в тишине яснее улавливается психологическое состояние героя.
Музыка рождается из тишины.
Ивлет, герой рассказа «На склоне холмов», говорит: «Послушайте тишину!»[1, стр.415]. Слушая тишину, герои Грина слышат «музыку тишины» [153]. Музыка тишины - это «мелодия лесных шорохов», "мелодия спящего воздуха», «ритм сердца», «голос отдаленных предчувствий» [1, стр.444].
Для каждого человека звучит своя «музыка тишины: «Неслышный призрачный звон ночи пришел к ней [Ассунте] из бархатных глубин мрака, звон маленьких колокольчиков пение земли, игра микроскопических цитр, взволнованная жизнь крови» [1, стр.263].
Тишина, обладающая музыкой – «живая тишина» [1, стр.148].
«Так сидели мы втроем, молча, среди живой тишины, в кротком, печальном оцепенении».[7, стр.389].
«Живая» тишина обладает душой, то есть музыкой. Такая тишина подчеркивает «божественное» начало музыки, ее высокий духовный смысл.
В произведениях А. Грина существует и другая тишина – «мертвая» [2, стр.194]. Такая тишина не имеет музыки. «Мертвая тишина стояла вокруг. С улицы сквозь плотно закрытое окно не доносилось ни одного звука. Тишина эта была ненужной» [2, стр.38].
Часто подобная тишина ассоциируется со смертью. Мертвая тишина слышится в городе, охваченной чумой: «Всадник бессознательно остановился, изумленный отчетливой тишиной города» [1, стр.272].
В рассказе «Третий этаж» на третьем этаже дома сошлись три человека, которые готовились умереть насильственной смертью: «В обыкновенное время они, конечно, поразились бы тем, что вся улица от вокзала до рынка, погружена в страшную, удушливую тишину» [1, стр.272].
В тишине яснее слышно внутренне состояние героев А. Грина, их мысли, их чувства. «Тишина, только тишина и безлюдье - вот что было нужно ему [Лонгрену] для того, чтобы все самые слабые и спутанные голоса внутреннего мира зазвучали понятно» [3, стр.59].
Тишина обостряет чувства людей, и тогда она становится «гнетущей». «Наступила глубокая, острая тишина. Цирк неслышно дышал. Заразительное ожидание проникло из души в душу, напрягая чувства» [3, стр.79]. Такая тишина предшествовала выступлению Друда.
«Все двинулись кучкой, молча, подавленные тишиной и предчувствием разочарования».[6, стр.77].
Тишина может навевать тревогу: «Тишина, глубокая, печальная тишина леса, навевала тревожные, неотступные мысли, не давала заметить Петунникову густых пряных испарений вечереющего дня» [1, стр.207].
Таким образом, остановившись на определении ритма, рассмотрев особенности музыкальных образов, выявив место и роль музыки, тишины в творчестве А.С.Грина, мы можем с уверенностью говорить о музыкальности ритма в произведениях писателя, будь то ритм жизни, ритм сердца или ритм слова. Музыка и ритм взаимно дополняют друг друга.
В творчестве А.С.Грина музыкальный ритм имеет большое значение в передаче организации жизни героев, жизни природы, а также при композиционном построении литературного произведения.
Глава 4. Анализ произведений А.Грина
В данной главе мы рассмотрим некоторые произведения А.Грина. Нами были проанализировали следующие произведения: «Алые паруса», «Фанданго», «Лужа бородатой свиньи», «Имение Хонса», «Наследство Пик - Мика», «Новый цирк», «Золотой пруд», «Зурбаганский стрелок», «Лунный свет», «Путь», «Мертвые за живых», «Черный алмаз», «отшельник Виноградного Пика», «Над бездной», «Желтый город», «Вокруг Центральных озер», «Третий этаж». «На склоне холмов», «Кирпич и музыка», «Карантин», «Жизнь Гнора», «Блистающий мир», «Бегущая по волнам», «Сердце пустыни» и др.
Остановимся на рассказе «Черный алмаз». Это произведение говорит о значении и силе искусства, о роли музыки в жизни человека. Действие рассказа происходит на каторге. На каторгу приезжает известный музыкант – скрипач Ягдин с целью мести Трумову, каторжанину, попавшему туда за убийство курьера. Трумов был любовником жены Ягдина – Ольги Васильевны, которая кончает жизнь самоубийством после ареста любимого человека.
Музыкант дает концерт каторжанам лишь с одной мыслью: хотел показать своему сопернику, что он знаменит, богат, свободен, тогда как другой – опозорен, закован в цепи и сознает, что жизнь его сломана навсегда. Музыка, прекрасная, волнующая, которую от него услышит Трумов, напомнит каторжнику счастливую жизнь человека любимого и свободного. Ягдин играет произведения Мендельсона, Бетховена, Шопена, Годара, Грига, Моцарта и других известных композиторов и завершает концерт романсом «Черный алмаз», любимым романсом Ольги Васильевны.
Автор пишет: «Беспощадное очарование музыки потрясло Трумова, впечатлительность его была к тому же сильно обострена появлением мужа Ольги Васильевны» [7, стр.567].
Музыка, вопреки замыслам Ягдина, наполняет Трумова силой, жаждой свободы, и он совершает побег: «Я очень люблю музыку. В вашем исполнении она сделала чудо: освободила меня, заставила глубоко почувствовать всю утраченную мной музыку свободной и деятельной жизни; я сильно снова захотел всего и бежал. Такова сила искусства, Андрей Леонидович! Искусство – творчество никогда не принесет зла. Оно не может казнить. Оно является идеальным выразителем всякой свободы…Музыка для меня слала пожаром, в котором сгорели и прошлые и будущие годы моего заключения. Особенно спасибо за «Черный алмаз», вы ведь знаете, что любимая мелодия действует сильнее других…»[7, стр.568].Так Трумов благодарит Ягдина за музыку, которая открыла в нем силы для дальнейшей борьбы за свое счастье и свободу.
В данном произведении мы отчетливо слышим ритм жизни главного героя. До появления Ягдина Трумов лишь мечтает о свободе, вся его жизнь это воспоминания прошлого и апатия: «Препятствия, огромные расстояния, которые нужно преодолеть, длительное нервное напряжение…затруднения гигантские…эта ее болезнь, конечно» [7, стр.564] В данном монологе героя чувствуется тоска, апатия к жизни. Но после звучания музыки перед нами другой человек: человек, который знает цену свободе, человек сильной воли и характера.
Языковые средства, ритм также способствуют раскрытию основной идеи произведения. В первой части произведения автор использует следующие знаки: тире, многоточие, во второй части преобладают – восклицательные знаки.
Анализ творчества А.С.Грина показал, что ритм слова в произведениях писателя также играет немаловажную роль, так как способствует раскрытию основной идеи произведения, внутреннего душевного состояния героев. Поэтому ритм произведений писателя постоянно меняется в зависимости от ситуации, от характера, эмоционального состояния героев и т.п.
Тем самым ритм организует все произведение, представляет его как единое целое. Анализ произведений с этой точки зрения нам кажется интересным.
Например, в рассказе «Имение Хонса» при описании природы повествование проникнуто лиризмом: «Мы шли через обширный красивый сад…Чрезвычайно нежные, поэтические тона царствовали вокруг. Бледно – зеленые газоны, окруженные светло – желтыми лентами дорожек примыкали к плоским цветущим клумбам…преобладали левкое, розовая гвоздика; своеобразный подбор растений дышал свежестью и невинностью…» [7. стр.308].
В рассказе «Наследство Пик - Мика» герой описывает американские горки, здесь при помощи языковых средств, ритма автор передает захватывающее движение, динамику: «Нас окружила темнота, затем, сделав крутой на светлом повороте скачок, вагонетка стремительно полетела вниз…после этого я по такому же крутому склону птицей взлетел на вершину горы, тяжко вздохнул и, похолодев, снова камнем полетел во тьму…» [7, стр.322].
В рассказе «Путь» мы отметили ритм жизни: Элион Стар пытается найти свой путь жизни, страну, лежащую за горами. Он бросает все ради этого: любимую невесту, богатое наследство, верных друзей. Через десять лет в умершем в какой – то харчевне бродяге узнают пропавшего юношу. Всю жизнь он скитался, пытаясь найти свой путь, после смерти на его лице была улыбка: «Мертвый, он улыбался. Он улыбался. Неужели он нашел перед смертью страну, лежащую за горами?» [7, стр.423].
Главный герой следует зову сердца, зову природы, зову толпы: «Широкая, туманная от голубой пыли. Дорога вилась поперек степи, уходя к горам, теряясь в их величавой громаде. Олной лиловых теней. Неизвестные полуголые люди двигались непрерывной толпой о этой дороге; то был настоящий живой поток…» [7, стр.421]. Он подчиняет свой ритм жизни ритму жизни этих людей.
Заключение
В данной работе предпринята попытка осветить вопросы, связанные с организующей функцией ритма, ролью музыки в творчестве Александра Степановича Грина.
Мы считаем, что поставленные задачи выполнены. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
1.В творчестве А.Грина, опираясь на определение понятия «ритм» можно выделить следующие разновидности ритма: ритм жизни, ритм сердца, ритм слова.
2.Большое значение А. Грин придает музыкальному ритму, который он наделяет функцией организации жизни. Особый ритм жизни присущ жизни Гринландии». Ритм соотносится с жизненными возможностями героев. Прекрасное А.Грин обнаруживает лишь в сложном ритмическом рисунке; монотонность же являлась символом однообразия и серости жизни.
3.Творчество А. Грина свидетельствует о музыкальности писателя, о его чутком восприятии музыки. Понимание музыки отражено в размышлениях А. Грина, суждениях героев, в сюжетах его произведений. Суть его в том, что для Александра Степановича музыка – «светящийся первоисточник», царящий над реальным миром.
В произведениях писателя музыка связана с образом недоступной человеку красоты, которая является печальным контрастом действительности. Власть и очарование этой музыки велики. Божественная музыка побеждает пошлость реальности и дает герою возможность подняться над действительностью.
4.В творчестве А. Грина музыка часто является средством передачи психологических состояний героев. Музыка звучит там, где слово затрудняется передать едва уловимые переливы человеческой души.
В своих произведениях А. С. Грин рисует образ идеального героя, обладающего внутренней гармонией. Частью души такого человека является музыка, полная красоты и стройности созвучий.
В «стране» А. Грина музыка звучит не только в душах идеальных героев, но и в душах остальных ее жителей. Чаще всего это люди с низменной душой, на которых возвышенная музыка действует раздражающе. Их музыка дисгармонична, основана на диссонансах.
5.Высшим предназначением человека А. С. Грин считает творчество, оно, прежде всего, и создает внутренний мир. Но произведения искусства, созданные героями А. Грина, должны служить людям во имя Правды, Красоты, Любви, Свободы. Только такое искусство - творчество у А.Грина имеет право на существование. Музыка по своей природе воздействует на эмоциональную сторону личности человека. Когда музыкальное произведение не находит отклика в душах людей, это творение становится бессмысленным.
6.В произведениях А. Грина музыка тесно соприкасается с миром романтики. В этом аспекте звучащая музыка связана с чудесами, чем-то таинственным, непостижимым. Музыка романтического мира рождает мечту героя о гармонии, так не хватающей ему в действительности.
Библиографический список
1 Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1.
2 Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 2.
3 Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 3.
4 Грин Л. С . С'обр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 4.
5 Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 5.
6 Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 6.
7. Грин А. Вокруг центральных озер. Екатеринбург. 1993.
8 Амлинский В. В тени парусов // Новый мир. 1980. №10. С. 238-249
9 Арнаудов М. Психология литературного творчества. М., 1970.
10 Асафьев Б. В. Речевая интонация. М. ; Л., 1965.
11 Асафьев Б. В. О музыке XX века. Л., 1982.
12 Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу. М., 1988.
13 Березовская Л. Н. Александр Грин: Битвы с черновиками // Лит. учеба. М., 1988. №5. С. 117-119.
14 Борисов Л. И. Волшебник из Гель-Гью. Л., 1971.
15 Бочковская Т. Я. Герои Гринландии // Наука и религия. 1980. №9. С. 48-49.
16 Буланов А. М. Притягательная сила мечты // Грин А. С. Алые паруса: Феерия и романы. Волгоград, 1988. С. 237-239.
17 Важдаев В. Проповедник космопотилиппма // Новый мир. 1950. №1. С. 257-272.
18 Вержбицкий Н. К. А. Грин. Встречи. М., 1978.
19 Вихров В. Рыцарь мечты / А. Грин. Собр. соч.: В 6 т. М., 1980. Т. 1. С. 3-34.
20 Волков К. Слово о музыке. М.ч 1991.
21 Вольпе Ц. С. Об авантюрно-психологических новеллах А. Грина // Ц. С. Вольпе Искусство непохожести. М., 1991. С. 22-43.
22 Воспоминания об А. Грине / Сост. В. Сандлер. Л., 1972.
23 Гозенпул А. А. Достоевский и музыка. Л., 1971.
24 Дмитриев II. Мечта разыскивает путь: К 100-летию со дня рождения А. Грина // Учительская газета. 1980.23 августа. №101. С. 4.
25 Дунаевская И. К. Этико-эстетическая концепция человека и природы в творчестве Грина. Рига, 1988.
26 Заманский Л. Ветер поэзии: К 100-летию со дня рождения А. Грина // Молодая гвардия. 1980. №8. С. 304-311.
27 Зелинский К. Грин // Красная новь. 1934. №4. С. 199-206.
28 Зорин В. Повелитель случайностей. Калининград, 1980.
29 Киркин Ю. В. А. Грин. М., 1980.
30 Клитко А. Земля Грина: К 100-летию со дня рождения писателя // В мире книг. 1980. №8. С. 58-59.
31 Кобзев Н. А. Роман Александра Грина. Кшинев, 1983.
32 Ковский В. А. Грин. Преображение действительности. Фрунзе. 1966.
33 Ковский В. Романтический мир А. Грина. М, 1969.
34 Ковский В. Возвращение к Александру Грину // Вопр. лит. 1981. №10. С. 45-87.
35 Ковский В. Мастер психологической прозы / А. С. Грин Психологические новеллы. М., 1988. С. 3-16.
36 Ковский В. Реалисты и романтики. М., 1990.
37 Лукашевич В. Гриновские паруса: В творчестве А. С. Грина // Красная звезда. 1986.13 сентября №212. С. 4.
38 Мазель Л. О природе и средствах музыки. М., 1991.
39 Маймин Е. А. О русском романтизме. М., 1975.
40 Матвеева Н. Незарастающий след Грина // Лит. газ. 1981. №52. С. 5.
41 Михайлова Л. А. Грин. Жизнь. Личность. Творчество. М., 1980.
42 Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.. 1976. Т. 4.
43 Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. М., 1976. Т. 5.
44 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995.
45 Ригина И. Певцы мечты//Лит. газ. 1980. №35. С. 3.
46 Русское богатство. 1917. №6-7.
47 Сергиевский И. Вымысел и жизнь.//Лит. критик. 1936. №1. С. 240-243.
48 Страницы истории русской музыки. Л., 1973.
49 Харчев В. В. Поэзия и проза Грина. Горький, 1975.
50 Харчев В. В. Крылатый человек: К 100-летию со дня рождения А. С. Грина.// Лит. в школе. М., 1980. ;3. С. 72-74.
51 Целищева Э. Н. А. С. Грин. Киров, 1970.
52 Чуковский К. И. Современники. М., 1963.
53 Шагинян М. А. С. Грин//Красная новь. 1933. №5. С. 171-173.
54 Шкловский В. Тропа в Старый Крым // Юность. 1967. №7. С. 91-92.
55 Шкловский В. Три встречи с А. С. Грином: К 100-летию со дня рождения А. С. Грина // Лит. в школе. М., 1980. №4. С. 72-74.
56 Щеглов М. А. Корабли Грина// Новый мир. 1956. №10. С. 220-223.