Содержание
Введение. 3
1. Центральный банк Российской Федерации. 5
1.1 История создания и цели деятельности Центрального Банка РФ.. 5
1.2 Функции Банка России. 10
1.3 Банковские операции и сделки Центрального банка РФ.. 14
2. Кредитно-денежная политика. 17
2.1 Цели кредитно-денежной политики. 17
2.2 Роль и деятельность Центрального банка РФ в кредитно-денежной политике 19
3. Практическая часть. 30
Заключение. 39
Список литературы.. 41
Введение
Современная банковская система РФ создана в результате реформирования государственной кредитной системы, сложившейся в период централизованной плановой экономики, которая включала в себя три банка монополиста: Госбанк СССР, Стройбанк СССР и Внешторгбанк СССР, каждый из которых выполнял строго определенные функции в системе централизованного планового управления экономикой.[1]
Госбанк СССР являлся единым эмиссионно-кассовым и расчетно-кредитным центром страны.
Стройбанк СССР осуществлял финансирование и кредитование капитальных вложений.
Внешторгбанк СССР осуществлял расчеты по внешнеэкономическим операциям всех предприятий, кредитование внешней торговли, выступал главным распорядителем валютной кассы советского государства.
Реформирование государственной кредитной системы началось в рамках проведения радикальной экономической реформы 1987 г. поэтапно.
1-й этап – 1987 г. Создание двух уровневой банковской системы, перевод государственных специализированных банков на хозяйственный расчет и самофинансирование, внедрение новых форм и методов кредитных отношений (вексельные расчеты, факторинг, лизинг и др.).
2-й этап – 1988 г. Создание коммерческих банков на паевой и акционерной основе. К августу 1990 г. в стране было создано 202 коммерческих банка. Для этого этапа был характерен крайне либеральный подход к созданию новых банков. В 1990-1991 гг. процедура открытия банка в России практически ничем не отличалась от процедуры открытия кооператива.
Создание негосударственных коммерческих банков означало преодоление монополии в банковской сфере, отказ от отраслевой специализации банков, развитие коммерческих начал в банковской деятельности.
На современном этапе банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России (первый уровень), кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков (второй уровень).
Принцип двухуровневой структуры банковской системы реализуется путем четкого законодательного разделения функций центрального банка и всех остальных банков. Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 2 декабря 1990 года №395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 23.12.2003), Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России, которыми закреплены основные принципы организации банковской системы России.
Любая экономика держится на объективных экономических законах, одним из которых является закон денежного обращения. Оборот денег происходит под влиянием финансовых институтов, и, прежде всего, банков, которые создают основу для денежного оборота и связаны со всеми отраслями и секторами экономики. Банки обеспечивают финансирование всех сфер предпринимательства, производственной и непроизводственной сфер, сферы управления и наполняют бюджет необходимыми денежными средствами. Через банки осуществляется также и двустороннее движение денег, взятых взаймы (кредит). Весь этот процесс подконтролен Банку России, что обуславливает актуальность темы работы.
Цель работы – рассмотреть деятельность Центрального Банка России и его роль в кредитно-денежной политике России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить функции Банка России;
- рассмотреть структуру Банка России;
- рассмотреть полномочия Совета директоров Банка России;
- рассмотреть кредитно-денежную политику Банка России.
1. Центральный банк Российской Федерации
1.1 История создания и цели деятельности Центрального Банка РФ
Государственный банк России был учрежден в 1860 г. на базе основанных еще при Екатерине II ассигнационного и заемного государственных банков.[2]
В отличие от центральных банков западноевропейских стран и США Государственный банк России сочетал в своей деятельности выполнение эмиссионных и различных торговых операций, особенно по торговле хлебом, экспорт которого был главным источником иностранной валюты. Госбанк имел собственные крупные элеваторы и зернохранилища, расположенные в районах, где отсутствовали банковские учреждения. На принадлежащих банку зернохранилищах ссуды под залог выдавались зерном. Помимо хлебной торговли Госбанк посредством кредитов участвовал в торговле лесом, сахаром, текстилем и другими экспортными товарами.
Государственный банк России являлся «банком банков». В нем имели счета и хранили свои резервы коммерческие банки. В 1914 г. сеть Госбанка включала 10 контор и 125 отделений. Банковские операции осуществляло 791 местное (уездное) казначейство. Наряду с этим Госбанк управлял деятельностью системы сберегательных касс. Их общее количество превышало 8 тыс. Свободные остатки денег в виде накоплений населения хранились в Госбанке. Госбанк использовал деньги сберкасс на поддержку правительства, инвестируя их в облигации государственных займов.
Значение Госбанка как эмиссионного банка резко возросло в конце XIX в. в результате денежной реформы 1895-1897 гг., когда в обращение были выпущены золотые монеты достоинством 5, 7, 10 и 15 руб.
Государственному банку разрешалось выпускать не обеспеченные золотом бумажные деньги лишь в пределах твердого лимита — 300 млн руб. Вся банковская эмиссия сверх этого лимита должна была производиться в пределах золотого запаса, составляющего 1528 млн руб., или почти 1200 т.
Началом нового, «рыночного» этапа деятельности Центрального банка России можно считать 1990 г., когда в России была ликвидирована государственная монополия в банковском деле и банковская система законодательно стала двухуровневой.
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.
2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.
В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.
В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля.
Центральному банку РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.
В декабре 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).
Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности Банка России определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями и дополнениями) и другими федеральными законами.[3]
С помощью экономического и административного воздействия в процессе проведения денежно-кредитной политики Центральный банк способствует укреплению и развитию экономики России. В этом заключается его основная задача, которую он решает путем:[4]
♦ защиты и обеспечения устойчивости российской валюты — рубля, повышения его покупательной способности и стабильности курса по отношению к валютам других стран;
♦ развития и укрепления банковской системы России;
♦ обеспечения эффективного функционирования системы денежных расчетов.
Банк России подотчетен только Федеральному собранию. Председатель банка назначается Государственной Думой сроком на 4 года по представлению Президента.(см. рис. 1)
Банк России участвует в разработке экономической политики правительства. Председатель Банка России или один из его заместителей (по поручению Председателя) участвует в заседаниях Правительства России.
Министры финансов и экономики Российской Федерации или по одному из их заместителей могут участвовать в заседаниях Совета Директоров — высшего органа управления Банком — с правом совещательного голоса.
Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, и координируют свои действия.
|
|
||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||
Рис. 1. Цели деятельности Центрального банка РФ[5]
Центральный банк Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры (РКЦ), вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения, хранилища, а также другие предприятия, организации и учреждения, в том числе подразделения безопасности, необходимые для успешной деятельности банков.
Национальные банки республик, входящих в состав Российской Федерации, являются территориальными учреждениями Банка России. Территориальные главные управления являются обособленными подразделениями, осуществляющими и часть его функций на определенной территории. Территориальные главные управления подчиняются Банку России и ему подотчетны. Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются положением об этих учреждениях, утверждаемым Советом Директоров. Высший орган Банка России — Совет Директоров. Это коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и управляющий ею.
В Совет Директоров входят: Председатель Банка России и 12 членов Совета. Члены Совета Директоров работают на постоянной основе. Они утверждаются Государственной Думой по представлению Председателя Банка, который является одновременно председателем Совета Директоров.
Совет Директоров во взаимодействии с правительством разрабатывает единую государственную денежно-кредитную политику и обеспечивает ее выполнение. Структуру и штаты Центрального аппарата Банка России, а также уставы его других структурных подразделений утверждает Совет Директоров. К его полномочиям также отнесены:[6]
♦ изменение ставок по централизованным кредитам, норм резервирования, экономических нормативов;
♦ определение условий допуска иностранного капитала в банковскую систему России;
♦ другие решения по вопросам, имеющим большое значение как для Банка России, так и для банковской системы страны.
Решение Совета Директоров считается принятым, если за него проголосовало большинство членов. Таким образом, Совет директоров не только возглавляет и организует работу Банка России, но и регулирует деятельность коммерческих банков в стране.
Наряду с Советом Директоров вне банка функционирует и Национальный банковский совет. В его состав включаются представители Президента, представители высших органов законодательной и исполнительной власти и эксперты. Общая численность Совета не превышает 15 человек.
Члены Банковского совета утверждаются Государственной Думой по представлению Председателя Банка России. Совет регулярно, не реже 1 раза в квартал, обсуждает концепцию развития банковской системы и вопросы единой государственной кредитно-денежной политики, включая регулирование денежных ресурсов.
Рекомендации Банковского совета учитываются при рассмотрении Федеральным Собранием законодательных актов по вопросам банковской деятельности, а также принимаются во внимание при подготовке решений Совета Директоров Банка.
1.2 Функции Банка России
Центральный Банк Российской Федерации занимает особое положение среди всех юридических лиц, занятых управлением или хозяйственной деятельностью. Представляя собой орган государственного управления, Центральный банк выступает и как коммерческий банк, хотя получение прибыли не служит целью деятельности Центрального банка РФ.
По вопросам своей компетенции Банк России издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также юридических и физических лиц.
50 % прибыли Банка России после направления ее на увеличение ресурсов банка перечисляется в доход федерального бюджета.
Банк России и его учреждения освобождаются от уплаты налогов, сборов, пошлин и других аналогичных платежей. Центральный банк владеет такими ресурсами, которыми не в состоянии обладать ни один коммерческий банк. Это объясняется тем, что он:
♦ монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
♦ выступает кредитором последней инстанции для коммерческих банков, которые получают кредиты в тех случаях, когда исчерпали или не имеют возможности пополнить ресурсы из других источников;
♦ от имени правительства управляет государственным долгом, т. е. размещает, погашает и проводит другие операции с государственными ценными бумагами, эмитированными правительством;
♦ наряду с коммерческими банками производит кассовое обслуживание бюджета, ведет счета внебюджетных фондов, обслуживает представительные и исполнительные органы власти, выдает краткосрочные ссуды правительству и местным властям;
♦ является «банком банков», так как ведет счета коммерческих банков, связанные с межбанковскими операциями и хранением резервов.
Основной источник ресурсов Центрального банка — деньги в обращении и средства коммерческих банков.
Выпуск денег в обращение, то есть создание ресурсов путем их эмиссии, осуществляется в процессе кредитования правительства и коммерческих банков.
Правительство получает кредит в Центральном банке, представляя свои обязательства. Эмиссия также производится для закупки золота и иностранной валюты.
Центральный банк России создает свои ресурсы двумя методами:
а) Деньги из балансовых хранилищ учреждений ЦБ РФ приходуются на баланс, т. е. перемещаются в оборотные кассы. Отсюда наличные деньги уходят в обращение. Выдача денег из оборотных касс производится в пределах остатков на корреспондентских счетах коммерческих банков или счетах других клиентов Центрального банка. В случае необходимости эти остатки могут быть образованы за счет кредитов, выдаваемых системой Центрального банка. При этом методе речь идет о наличной — денежной, т. е. банкнотной, эмиссии.
б) О втором методе речь идет тогда, когда Центральный банк увеличивает свои кредитные вложения путем выдачи ссуд, повышающих остатки на счетах, т. е. на депозитах. При этом следует говорить о депозитной эмиссии.
Депозитная эмиссия предшествует банкнотной, так как учреждения Центрального банка не могут выдать деньги из оборотной кассы ком мерческому банку или другому своему клиенту, если у них на счетах нет соответствующего депозита в форме безналичных денег.
Таким образом, эмитируемые Центральным банком деньги — создаваемые им ресурсы — в обоих случаях носят кредитный характер, их обеспечением служат обязательства коммерческих банков и правительства, а также золото и иностранная валюта.
Опираясь на коммерческие банки и другие структуры финансового рынка, не вмешиваясь в их оперативную деятельность, Центральный банк выполняет свои многообразные функции:[7]
1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
5) устанавливает правила проведения банковских операций;
6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее - банковский надзор);
10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
1.3 Банковские операции и сделки Центрального банка РФ
Банк России имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством Российской Федерации для достижения целей, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)»:
1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;
2) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
3) покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;
4) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
5) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
6) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;
7) выдавать поручительства и банковские гарантии;
8) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
9) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств;
10) выставлять чеки и векселя в любой валюте;
11) осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.
Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Обеспечением кредитов Банка России могут выступать:
- золото и другие драгоценные металлы в стандартных и мерных слитках;
- иностранная валюта;
- векселя, номинированные в российской или иностранной валюте;
- государственные ценные бумаги.
Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов Банка России, определяются решением Совета директоров.
В случаях, установленных решением Совета директоров, обеспечением кредитов Банка России могут выступать другие ценности, а также поручительства и банковские гарантии.
Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.
Банк России не имеет права:
1) осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на осуществление банковских операций, и физическими лицами;
2) приобретать акции (доли) кредитных и иных организаций;
3) осуществлять операции с недвижимостью;
4) заниматься торговой и производственной деятельностью;
5) пролонгировать предоставленные кредиты. Исключение может
быть сделано по решению Совета директоров.
2. Кредитно-денежная политика
2.1 Цели кредитно-денежной политики
Основополагающая цель кредитно-денежной политики состоит в том, чтобы помочь экономике достичь такого общего уровня производства, для которого характерны полная занятость ресурсов и отсутствие инфляции.[8]
Кредитно – денежная политика заключается в изменении денежного предложения, направленном на стабилизацию совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Это означает увеличение денежного предложения в периодов спада для поощрения расходов и сокращения денежного предложения в периоды инфляции для ограничения расходов.
По образному сравнению денежная система образует разветвленную нервную систему общества. От ее состояния зависит конъюнктура экономики и формируется государственное воздействие на процесс воспроизводства и экономический рост. Денежная политика — составной элемент общей макроэкономической политики, которая предполагает использование не только монетаристских методов регулирования, но и использование экономических регуляторов и стабилизаторов в развитии реального сектора. (см. рис. 2)
Только комплексное использование всего механизма саморегулирования и государственного воздействия на экономику обеспечивает оптимальный экономический рост. Упор только на монетаристские методы, создавая внешний эффект регулирования спроса и предложения, на самом деле обусловливает усиление общего спада объемов и темпов экономического роста. Такое положение сложилось в переходной экономике России в 1996-1998 годах, когда сжатие денежной массы хотя и снизило годовой уровень инфляции, но привело к обвальному падению темпов в общем развитии экономики, увеличению взаимозадолженности фирм, задержке выплаты заработной платы.
Рис. 2. Денежно-кредитная политика[9]
Денежная политика в комплексном экономическом развитии экономики имеет большое значение. Она представляет собой совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, показатели денежного обращения, рынок ссудных капиталов, систему безналичных расчетов и т. д. Процесс регулирования предполагает проведение двух взаимосвязанных мер:[10]
♦ изменение отдельных монетарных факторов;
♦ изменение процесса инвестирования капиталов и потребительского спроса. Эти процессы осуществляет Центральный банк, добиваясь роста ВНП, НД и других макроэкономических характеристик.
2.2 Роль и деятельность Центрального банка РФ в кредитно-денежной политике
В зависимости от экономической конъюнктуры Центральный банк проводит политику дешевых и дорогих денег.
Политика «дешевых денег» проводится в ситуации экономического спада и роста безработицы. В этой ситуации ее цель состоит в том, чтобы снизить ставку процента по ссудам, увеличить производство и сократить безработицу.
Достигается это уменьшением учетной ставки процента, что побуждает коммерческие банки брать большие займы у ЦБ для увеличения собственных резервов. Снижением учетной ставки ЦБ проводит политику дешевых денег.
Если же ЦБ повысит учетную ставку процента, то коммерческие банки тоже поднимут ставку процента своим клиентам. Это снижает деловою активность и приводит к осуществлению политики «дорогих денег», так как повышение учетной ставки процента не стимулирует заимствование коммерческих банков у ЦБ.
Удешевление или удорожание денег как метод макрорегулирования достигается и через кредитное воздействие.
Управление кредитами осуществляется методом «операции на открытом рынке», когда ЦБ проводит куплю-продажу ценных бумаг. Если ЦБ продает ценные бумаги, то он получает взамен денежные средства, количество денег в обращении падает, процент растет и деньги становятся «дорогими». Если же ЦБ покупает ценные бумаги, то это приводит к падению нормы процента и «подешевлению» денег.
Важнейшей функцией Центрального банка, как отмечалось ранее, является разработка и осуществление совместно с Правительством России единой денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля.
Деньги выступают как эквивалент товарно-материальных ценностей и сами должны иметь материальные формы. Такими формами могут быть:
♦ металлические монеты и бумажные купюры;
♦ записи на банковских счетах;
♦ записи на магнитных носителях, когда денежные остатки и переводы отражаются на компьютерных счетах (электронные деньги).
Чтобы деньги выполнили свою роль как средство платежа и обращения, необходимо их реальное присутствие в одной из перечисленных форм.
Следовательно, денежное обращение представляет собой обращение наличных денег и денег в их безналичной форме. Для управления денежным обращением Центральный банк РФ публикует и использует в процессе денежного регулирования различные показатели — денежные агрегаты, принятые в международной практике.
Анализ различных показателей, характеризующих денежную массу, позволяет Банку России принимать оптимальные решения в процессе регулирования денежного обращения.
Денежное обращение регулируется Центральным банком в процессе осуществления кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии или кредитной рестрикции.
Кредитная экспансия ЦБ РФ увеличивает кредитные ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обращении.
Кредитная рестрикция влечет за собой ограничения возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики деньгами.
Инструментами кредитной экспансии или кредитной рестрикции являются: официальная учетная ставка Центрального банка; некоторые неэкономические меры.
Официальная учетная ставка — это проценты по ссудам, используемым Центральным банком при кредитовании коммерческих банков.
Определение размеров учетной ставки — один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние.
Когда Центральный банк РФ намерен смягчить денежно-кредитную политику или ужесточить ее, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку. Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентных ставок. Процентные ставки ЦБ РФ представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции.
ЦБ РФ использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.
Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики, используя при этом в качестве инструмента учетную ставку.
Повышение официальных ставок сокращает возможности коммерческих банков получить ресурсы для кредитования. Это воздействует на сокращение денежной массы. Снижение официальной учетной ставки действует в обратном направлении. Процентные ставки ЦБ РФ не обязательны для коммерческих банков в сфере их кредитных отношений с другими клиентами и с другими банками. Однако уровень официальной учетной ставки является для коммерческих банков ориентиром при проведении кредитных операций.
В число основных мер денежно-кредитного регулирования, осуществляемого Центральным банком РФ, входят следующие:
♦ операции на открытом рынке;
♦ рефинансирование банков;
♦ валютное регулирование;
♦ управление наличной денежной массой;
♦ резервирование денег коммерческих банков путем депонирования в ЦБ РФ.
Операции на открытом рынке. При осуществлении этих операций Центральный банк не только реализует направления своей денежно-кредитной политики, но и содействует коммерческим банкам в поддержании на необходимом уровне их ликвидности, то есть способности выполнять в срок свои обязательства перед клиентами - как юридическими, так и физическими лицами.
Под операциями на открытом рынке имеется в виду купля-продажа Центральным банком государственных ценных бумаг.
Рефинансирование банков. Под рефинансированием банков понимается предоставление Центральным банком РФ кредита коммерческим банкам. Рефинансирование осуществляется путем проведения кредитных аукционов и предоставления ломбардного кредита.
Кредитные аукционы проводятся в форме удовлетворения аукционных заявок коммерческих банков с частотой и в сроки, определяемые ЦБ РФ исходя из задач денежно-кредитной политики.
Ломбардный кредит - это форма рефинансирования, при которой ЦБ РФ предоставляет ссуды под залог. Предметом залога выступают в первую очередь надежные ценные бумаги.
Валютное регулирование. Исходя из роли валютного курса и его влияния на денежное обращение в стране ЦБ РФ осуществляет валютное регулирование, организует валютный контроль, устанавливает и публикует курс рубля по отношению к иностранным валютам и регламентирует порядок расчетов с иностранными государствами.
Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что ЦБ РФ вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс рубля путем купли или продажи иностранной валюты.
Наряду с валютной интервенцией ЦБ РФ предпринимает ряд административных мер, позволяющих регулировать валютный курс, в направлении, отвечающем укреплению денежного обращения и повышению доверия в межгосударственных отношениях. К таким мерам, в частности, относятся:
♦ решения об обязательной продаже части экспортной выручки. Эту продажу осуществляют на валютных биржах экспортеры через уполномоченные коммерческие банки;
♦ лимитирование операций коммерческих банков по купле-продаже иностранной валюты на валютном рынке. Для этого банкам, имеющим валютную лицензию, устанавливается «открытая» позиция. Она определяется для банка как разница между требованиями и обязательствами в иностранных валютах;
♦ разработка ЦБ РФ совместно с Российским Таможенным Комитетом системы мер экономического и административного воздействия на экспортеров и импортеров — валютного контроля.
Управление наличной денежной массой (агрегатом МО). Оно представляет собой регулирование обращения наличных денег, эмиссию, организацию их обращения и изъятия из обращения, осуществляемые Центральным банком РФ.
Резервирование денег коммерческих банков. Размер резервных требований по депонированию коммерческими банками ресурсов устанавливается в процентном отношении к общей сумме денежных средств, привлеченных банком. При закрытии коммерческого банка зарезервированные суммы ему возвращаются.
Банковский надзор и регулирование. Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью банков.
Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением банками законодательства, нормативных актов Банка России, в частности — установленных ими обязательных нормативов.
Главная цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Банк России устанавливает обязательные для коммерческих банков правила:
♦ проведения банковских операций,
♦ ведения бухгалтерского учета,
♦ составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.
Для осуществления своих функций Банк России имеет право запрашивать и получать у банков необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.
Банк России:
♦ регистрирует коммерческие банки в Книге государственной регистрации кредитных организаций;
♦ выдает банкам лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их;
♦ предъявляет квалификационные требования к руководителям исполнительных органов, а также к главным бухгалтерам коммерческих банков;
♦ запрашивает информацию о финансовом положении и деловой репутации участников (акционеров) банка в случае приобретения ими более 20 % долей (акций) кредитной организации;
♦ имеет право отказать в согласии на совершение сделки купли-' продажи более 20 % долей (акций) банка при установлении неудовлетворительного финансового положения приобретателей долей (акций).
Банк России в целях обеспечения надежности и устойчивости коммерческих банков устанавливает обязательные нормативы:
♦ норматив достаточности собственного капитала банка (HI);
♦ норматив мгновенной ликвидности банка (Н2);
♦ норматив текущей ликвидности банка (НЗ);
♦ норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4);
♦ норматив общей ликвидности банка (Н5);
♦ норматив максимального размера риска банка на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6);
♦ норматив максимальных размеров крупных кредитных рисков (Н7);
♦ норматив максимального размера риска банка на одного кредитора (вкладчика) или группу связанных кредиторов (вкладчиков) (Н8);
♦ норматив максимального размера риска банка на одного заемщика-акционера (участника) (Н9);
♦ норматив размера совокупного кредитования акционеров (участников) банка (Н9.1);
♦ норматив максимального размера обязательств одного инсайдера перед банком (НЮ);
♦ норматив размера совокупных обязательств инсайдеров перед банком (Н10.1);
♦ норматив привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения (НИ);
♦ норматив размера обязательств банка перед нерезидентами (НИЛ);
♦ норматив использования собственного капитала банка для приобретения акций других юридических лиц (Н12);
♦ норматив риска собственных вексельных обязательств банка (Н13);
♦ норматив ликвидности по операциям банка с ценными бумагами (Н14).
Охарактеризуем ряд нормативов.
Нормативы ликвидности коммерческих банков определяются как:
♦ соотношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов;
♦ соотношение ликвидных активов (наличные денежные средства, требования до востребования, краткосрочные ценные бумаги, другие легкореализуемые активы) и суммарных активов.
Норматив достаточности капитала определяется как предельное соотношение общей суммы собственных средств кредитной организации и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска.
Максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) граждан определяется как предельное соотношение общей суммы денежных вкладов (депозитов) граждан и величины собственных средств (капитала) банка.
Максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам), определяется в процентах от собственных средств банка и не может превышать 20 %.
Кроме того, Банк России устанавливает методики определения собственных средств, активов, пассивов и размеров риска по активам для каждого из нормативов с учетом международных стандартов и консультаций с банками, банковскими ассоциациями и союзами.
Для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования Банк России:
♦ проводит проверки кредитных организаций и их филиалов;
♦ направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений;
♦ применяет санкции по отношению к нарушителям. Особенностью Банка России является то, что, с одной стороны, он
является органом государственного управления специальной компетенции по осуществлению управления денежно-кредитной системой страны, а с другой стороны, — юридическим лицом, которое может вести предпринимательскую деятельность.
Полномочия Центрального банка Российской Федерации, направленные на предпринимательскую деятельность, установлены в Законе «О Центральном банке РФ (Банке России)», и в соответствии с ними Банк Ррссии имеет право предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами; покупать и продавать чеки и переводные векселя, а также государственные ценные бумаги и облигации; выдавать гарантии и поручительства.
Банк России может осуществлять операции по обслуживанию представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России. Банк России вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.
Наряду с большими полномочиями для Центрального банка РФ существует ряд законодательно определенных запретов. Так, Банк России не имеет права, за исключением особо оговоренных случаев:
♦ осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами;
♦ приобретать доли (акции) кредитных организаций;
♦ осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России, его предприятий, учреждений и организаций;
♦ заниматься торговой и производственной деятельностью;
♦ пролонгировать предоставленные кредиты.
Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.
Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения:
- концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России;
- краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации;
- прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;
- количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;
- сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;
- прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год;
- целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;
- основные показатели денежной программы на предстоящий год;
- варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры;
- план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.
Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.
3. Практическая часть
Деятельность ЦБ РФ в период с 2001-2005 годы
2001 год
Экономическая стратегия Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации нацелена на обеспечение устойчивого экономического роста, замедление темпов инфляции и снижение зависимости экономики от конъюнктурных факторов.[11]
В качестве основных элементов улучшения инвестиционного климата принято:
- укрепление и защита прав частной собственности;
- сокращение административного вмешательства в хозяйственную деятельность и развитие финансовых рынков и институтов.
Ключевыми моментами в этой области явилось введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации, совершенствование законодательства о банкротстве, антимонопольного законодательства, снижение барьеров для инвестирования в экономику, продолжение процесса приватизации государственных предприятий.
Основной целью экономической политики Правительства Российской Федерации и Банка России в 2001 году явилось создание условий для сохранения благоприятных тенденций в производственной и финансовой сфере. Основными целями в области экономической политики Правительства Российской Федерации и Банка России в 2001 г. являются:
а) достижение роста ВВП в реальном выражении на 4 процента;
б) снижение инфляции до 14 процентов к концу 2001 года (декабрь к декабрю);
в) увеличение чистых международных резервов на 9 млрд. долларов США и достижение к концу 2001 года величины валовых международных резервов, эквивалентной примерно 6 месяцам импорта.
Меры в области денежно - кредитной политики и политики в области валютного курса направлены на снижение инфляции.
Банк России проводит интервенции на валютном рынке для сглаживания колебаний валютного курса при одновременном накоплении чистых международных резервов.
В банковской сфере целями Правительства Российской Федерации и Банка России являются:
- повышение эффективности и конкурентоспособности банковского сектора;
- укрепление устойчивости банковского сектора;
- минимизация системных банковских рисков;
- повышение качества реализации банковским сектором функций по аккумулированию сбережений населения и предприятий, их трансформации в кредиты и инвестиции;
- восстановление и укрепление доверия к российской банковской системе со стороны инвесторов, в том числе иностранных, а также населения;
- предотвращение использования банковской системы для уклонения от уплаты налогов;
- дальнейшее совершенствование управления государственными банками.
Последовательное снижение инфляции является главной целью денежно - кредитной политики не только в 2002 году, но и в среднесрочной перспективе.[12]
Определяя последовательное снижение инфляции и обеспечение плавной динамики обменного курса национальной валюты в качестве первоочередных целей своей деятельности, Банк России в этот период считает необходимым в максимальной степени поддерживать экономическую политику Правительства Российской Федерации, включая такие ее задачи, как экономический рост и повышение инвестиционной привлекательности российской экономики.
Основные параметры денежно - кредитной политики рассчитывались с учетом прогноза социально - экономического развития страны, использованного Правительством Российской Федерации в расчетах к проекту федерального бюджета на 2001 год. Прогнозируемый уровень инфляции 12 - 14% соответствовал приросту объема ВВП за 2001 год на 4 - 5%. По расчетам Банка России, при таком сочетании указанных макроэкономических параметров увеличение спроса на рублевую денежную массу, образующую агрегат М2, могло составить 27 - 34%. При этом, учитывая нестабильность скорости обращения денег и высокую степень неопределенности в формировании спроса на деньги, Банк России исходил из нецелесообразности жесткого контроля за денежным предложением и предполагал гибко реагировать на изменение спроса на национальную валюту при условии снижения инфляции и инфляционных ожиданий. В этих целях в 2002 году Банк России ввел в практику осуществления денежно - кредитной политики использование элементов целевой инфляции.
Денежно - кредитная политика проводилась в условиях режима плавающего курса рубля, позволяющего обеспечить адаптацию экономики к меняющимся внешнеэкономическим условиям и обеспечивающего возможность достижения равновесного валютного курса в долгосрочном аспекте.
Проводя гибкую денежно - кредитную политику, Банк России способствовал поддержанию экономического роста и постепенному насыщению экономики деньгами.
В условиях сильного платежного баланса и накопления Банком России золотовалютных резервов динамика денежной массы в 2001 году определялась преимущественно покупками Банком России иностранной валюты на внутреннем рынке, хотя интенсивность воздействия этого фактора по сравнению с 2000 годом несколько уменьшилась. Так, за январь - октябрь 2001 года золотовалютные резервы Российской Федерации увеличились на 10,0 млрд. долл. США, а за соответствующие месяцы 2000 года - на 13,4 млрд. долларов. Объемы покупки Банком России иностранной валюты основывались на необходимости достижения устойчивого равновесного в долгосрочном аспекте валютного курса рубля.
Характерной особенностью состояния денежной сферы в 2001 году явились значительно более низкие темпы роста денежной массы по сравнению с аналогичным периодом 2000 года, что соответствует расчетной траектории спроса на деньги. Так, если за январь – сентябрь 2001 года денежный агрегат М2 увеличился в номинальном выражении на 23,6%, то в 2000 году аналогичный показатель составлял 40,8%. Кроме того, в отличие от тенденции 2000 года, в январе - мае текущего года инфляция росла более быстрыми темпами, чем происходило увеличение денежной массы (цены повысились за этот период на 10,9%, в то время как денежная масса - на 7,8%).
В течение трех кварталов 2001 года сохранялась тенденция к постепенному росту монетизации экономики - коэффициент монетизации увеличился за этот период с 12,5 до 13,8%.
В 2001 году основными задачами политики валютного курса Банка России являлись укрепление доверия к национальной валюте и обеспечение стабильности на внутреннем валютном рынке, а также пополнение золотовалютных резервов для поддержания устойчивости российской финансовой системы. Курсовая политика базировалась на использовании режима плавающего валютного курса, что позволяло Банку России учитывать изменения конъюнктуры на мировых товарных и финансовых рынках и динамику спроса на деньги.
Реализация политики валютного курса в течение истекшего периода 2001 года происходила в условиях, обеспечивших значительное положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса (около 28 млрд. долл. США за девять месяцев 2001 года), которое превысило прогнозировавшийся уровень, хотя и несколько уступало показателям аналогичного периода предшествующего года (33,4 млрд. долл. США).
Основным фактором его формирования стало сохранение благоприятной ценовой конъюнктуры основных товаров российского экспорта в течение первых трех кварталов года. Приток иностранной валюты в страну создавал потенциал значительного реального укрепления рубля.
Несмотря на напряженный график обслуживания внешнего долга и значительные объемы валютных ресурсов, приобретаемых Минфином России для этих целей у Банка России, с начала года сохранялись довольно высокие темпы прироста золотовалютных резервов, и к 1 ноября золотовалютные резервы страны возросли на 35,7% по сравнению с 1 января, достигнув 38,0 млрд. долл. США. Накопление золотовалютных резервов происходило одновременно с сокращением чистых внутренних активов органов денежно - кредитного регулирования и не приводило к чрезмерному росту денежного предложения, а его инфляционные последствия сдерживались предпринимаемыми стерилизационными мерами. В результате в 2001 году денежная база в широком определении в пересчете по текущему курсу рубля была полностью обеспечена золотовалютными резервами Российской Федерации, что указывает на устойчивость российской национальной валюты.
В этот период главной задачей для Банка России в среднесрочной перспективе остается плавное снижение инфляции, для чего в каждый последующий год уровень инфляции должен быть ниже, чем фактически сложившаяся инфляция предшествующего года. Такая постановка задачи будет способствовать осуществлению последовательных шагов в направлении снижения макроэкономических рисков, закрепления позитивных тенденций, сформированных в предшествующие периоды, улучшения ожиданий, обеспечения роста сбережений и инвестиций и поддержания тем самым условий для долговременного экономического роста.
2002 год
В 2002 году Банк России продолжил применение операционной процедуры денежно - кредитной политики, базирующейся на контроле за ростом денежного предложения. При этом регулирование ликвидности банковской системы осуществлялось при активном использовании рыночных методов. Банк России учитывал как внутригодовые, так и внутримесячные изменения в спросе банковской системы на резервы, и при необходимости уровень ликвидности банковской системы оперативно корректировался в случаях как недостатка, так и появления тенденции к накоплению свободных банковских резервов, что способствовало сглаживанию резких колебаний процентных ставок на денежном рынке и снятию давления на валютный рынок.
Банк России в 2002 году продолжил работу по совершенствованию действующего механизма обязательного резервирования и нормативной базы, применяемой при формировании кредитными организациями обязательных резервов, в рамках законодательства Российской Федерации.
2003-2005 г.г
В 2003 г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчетности за счет внедрения системы международных стандартов (МСФО).
Предусматривается реализация комплекса мер, включая обеспечение достоверного учета и отчетности кредитных организаций, повышения требований к содержанию, объему и периодичности публикуемой информации, реализации в учете и отчетности подходов, признанных передовой международной практикой. Кроме того, будет раскрыта информации о реальных владельцах кредитных организаций, контроль за их финансовым состоянием, а также повышение требований к должностным лицам кредитной организации и их деловой репутации.
Повышенное внимание Банк России уделяет ряду проблем. Одна из них связана с тем, что в последнее время все более важную роль начинают играть специфические риски, связанные с динамикой цен на отдельные финансовые активы и конъюнктурой рынка недвижимости. К высокой концентрации рисков у ряда банков приводит практика кредитования связанных сторон. В связи с этим совершенствование Банком России методов банковского регулирования и надзора идет в направлении развития содержательного (риск-ориентированного) банковского надзора.
Еще одна проблема, которой Банк России уделяет повышенное внимание, — это фиктивная капитализация банков.
С целью противодействия использованию банками разного рода схем для искусственного завышения или занижения значения обязательных нормативов в 2004 г. Банк России принял ряд документов в том числе Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" и Инструкцию "Об обязательных нормативах банков".
В связи с расширением круга кредитных организаций, предоставляющих населению ипотечные кредиты, Банк России в 2003 г. издал Указание "О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию", в котором был определен порядок составления и предоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.
С принятием Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" кредитные организации, обеспечивающие соблюдение требований по защите интересов инвесторов, получили законодательно закрепленную возможность рефинансировать свои требования по ипотечным кредитам за счет выпуска указанных ценных бумаг.
В 2004 г. на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" Банк России издал Инструкцию "Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием", в которой установил особенности расчета и значений обязательных нормативов, величину и методику определения дополнительных обязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.
В декабре 2003 г. был принят Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". В нем были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.
В настоящее время в системе страхования вкладов участвуют 824 банка. В них сосредоточено около 98 процентов всех вкладов физических лиц, размещенных в банковских учреждениях Российской Федерации.
В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года".
В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования.
Основными задачами развития банковского сектора являются:[13]
- усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;
- повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции;
- повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций;
- предотвращение использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем);
- развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций;
- укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков.
Реформирование банковского сектора будет способствовать реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.), прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ. На следующем этапе (2009—2015 гг.) Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках.
Заключение
Особая роль центрального банка в денежно -кредитной системе состоит в том, что он главным образом обслуживает коммерческие банки и государство, являясь для них кредитором последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией, и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны Банка России используются, в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.
Принципы организации и деятельности Центрального банка РФ (Банка России), его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о Центральном Банке и другими федеральными законами.
В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании. С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.
С целью преодоления последствий финансового кризиса 1998 г. Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. В установленных законодательством рамках с рынка банковских услуг были выведены несостоятельные банки. Большое значение для восстановления банковской деятельности в послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК). В результате эффективных действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в середине 2001 г. в основном преодолел последствия кризиса.
Кредитная политика Банка России была ориентирована на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк России способствовал поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому укреплению и стабильности финансовых рынков.
В результате взвешенной кредитно - денежной политики, проводимой Банком России, увеличились золотовалютные резервы Российской Федерации.
Деятельность Банка России в области развития платежной системы направлена на повышение ее надежности и эффективности для обеспечения стабильности финансового сектора и экономики страны. С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платежной системы Банком России была введена отчетность кредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам.
В настоящее время реформы в банковском секторе под руководством Центрального банка РФ продолжаются. Стратегическими целями этих преобразований являются: укрепление устойчивости банковской системы; повышение качества реализации банковским сектором функций по аккумулированию сбережений населения, средств предприятий, их трансформации в кредиты и инвестиции; предотвращение использования кредитных организаций для недобросовестной коммерческой практики.
Список литературы
1. Конституция РФ
2. Федеральный закон РФ от 10 июля 2002 года №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 23.12.2003)
3. Банковское дело / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – М.: Финансы и статистика, 2004
4. Банки и банковское дело / Под ред. И.Т. Балабанова. – СПб: Питер, 2005
5. Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. – СПб: Питер, 2004
6. Кашин Ю. И. О кредите, кредитно-денежной политике и роли Банка России // Деньги и кредит. 2003 . N 7. - С. 47-51
7. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки. - М.: Финансы и статистика,1998
8. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Учебник, 14-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2005
9. Симановский А. Ю. Надзорные и контрольные функции Банка России:
10. краткий экскурс // Деньги и кредит - №5. – 2001. – С. 12-19
11. Хохленкова М. А. Банк России как орган банковского регулирования и
12. Надзора // Банковское дело. – №8. – 2002. – С. 11-15.
13. www.cbr.ru
[1] Банковское дело / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – М.: Финансы и статистика, 2004. – с. 11
[2] Банки и банковское дело / Под ред. И.Т. Балабанова. – СПб: Питер, 2005. – с. 67-70
[3] Федеральный закон РФ от 10 июля 2002 года №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 23.12.2003), ст. 1
[4] Банки и банковское дело / Под ред. И.Т. Балабанова. – СПб: Питер, 2005. – с. 71
[5] Банковское дело / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – М.: Финансы и статистика, 2004. – с. 37
[6] Банки и банковское дело / Под ред. И.Т. Балабанова. – СПб: Питер, 2005. – с. 72
[7] Федеральный закон РФ от 10 июля 2002 года №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 23.12.2003), ст. 4
[8] Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Учебник, 14-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2005. – с. 325
[9] Банковское дело / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – М.: Финансы и статистика, 2004. – с. 39
[10] Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. – СПб: Питер, 2004. – с.237
[11] Заявление Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации Об экономической политике на 2001 год и некоторых аспектах стратегии на среднесрочную перспективу // Российская газета", N 79, 24.04.2001
[12] Центральный банк Российской Федерации Основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на 2002 год // Вестник Банка России", N 1, 03.01.2002
[13] www.cbr.ru