Содержание

 

1. Теоретические основы бизнес-планирования. 3

1.1 Понятие бизнес-плана. Классификация его разновидностей. 3

1.2 Цели и функции бизнес-плана. 5

2. Разработка бизнес - плана: практический аспект. 10

2.1. Описание проекта (резюме) 10

2.2. Общая характеристика предприятия, отрасли, продукции. 10

2.3. Анализ рынка и основных конкурентов. 15

2.4. Планирование производства. 18

2.5. План маркетинговой деятельности. 25

2.6. Организационный план. 28

2.7. План по рискам. 29

2.8. Финансовый план. 30

Список литературы.. 35

Приложения………………………………………………………………………...36 1. Теоретические основы бизнес-планирования

1.1 Понятие бизнес-плана. Классификация его разновидностей

Бизнес-план – это программа осуществления бизнес-операций, действия фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности[1].

Бизнес-план – это документ, который описывает все основные аспекты будущего предприятия или проекта, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. Поэтому правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств.[2]

Многообразие бизнес-планов, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни, чрезвычайно велико. Они могут существенно различаться сферой приложения, составом предметной области, масштабом, деятельностью, составом участников, степенью сложности, влиянием результатов и т.д.

Множество разнообразных бизнес-проектов может быть классифицировано по различным основаниям:

·        тип проекта – технический, организационный, экономический, социальный, смешанный;

·        класс проекта – по составу и структуре проекта и его предметной области;

·        масштаб проекта – по размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир;

·        длительность проекта – по продолжительности периода осуществления проекта;

·        сложность проекта – например, по степени финансовой, технической или другой сложности;

·        вид проекта – по характеру предметной области проекта.

По предложенным основаниям можно выделить основные разновидности бизнес-планов:

·        тип проекта – технический, организационный, экономический, социальный, смешанный;

·        класс проекта – моно-, мульти-, мегапроект.

Как следует из названия каждого из трех классов проектов:

монопроект – это отдельный проект различного типа, вида и масштаба;

мультипроект – это комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления;

мегапроект – целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, включающие в свой состав ряд моно и мультипроектов.

Масштабы проекта могут быть мелкими, средними, крупными и очень крупными. Это деление проектов очень условное. Масштабы проектов можно рассматривать в более конкретной форме – межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты одного предприятия.

Бизнес-план является основной составляющей делового проекта. Он составляется для принятия обоснованного решения и плана действий, что и когда нужно сделать, чтобы оправдались ожидания относительно эффективности бизнес-проекта. Бизнес-план является главным документом для кредиторов и основным инструментом для исполнителей. От правильности составления этого документа зависят получение одобрения проекта и его жизнеспособность.[3]

Процесс бизнес-планирования – это последовательное изложение ключевых моментов проекта, убеждающих партнера или инвестора в его выгодности и необходимости участия в нем.

Ключевые моменты бизнес-планирования – это:[4]

§  обоснование возможности, необходимости и объема выпуска продукции (работ, услуг);

§  выявление потенциальных потребителей;

§  определение конкурентоспособности продукта на рынке;

§  определение своего сегмента рынка;

§  достижение показателей различных видов эффективности;

§  обоснование достаточности капитала у инициатора проекта и выявление возможных источников финансирования.

Таким образом, бизнес-план – это обоснование деятельности предприятия в рыночных условиях и рабочий инструмент, который при умелом использовании поможет управлять организацией.

1.2 Цели и функции бизнес-плана

Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Другие цели разработки плана бизнеса могут быть различными, например:

- уяснить степень реальности достижения намеченных результатов;

- доказать определенному кругу лиц целесообразность реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой;

- убедить сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте и др.

Бизнес-план, также, призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы:

- определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках;

- оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта;

- выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;

- проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей;

- просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

В современной практике бизнес-план выполняет четыре функции.[5]

Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

Вторая функция - планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

Третья функция позволяет привлекать денежные средства - ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки принимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана.

Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени. Таким образом, внутрифирменное планирование является неотъемлемой частью любого предприятия, независимо от его размера.

Бизнес-план – это обоснование деятельности предприятия в рыночных условиях и рабочий инструмент, который при умелом использовании поможет управлять предприятием. [6]

Бизнес – планы разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: по бизнес – линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или уже действующему). Бизнес – план может быть нацелен как на развитие предприятия, так и на его финансовое оздоровление.

Процесс бизнес-планирования от возникновения экономического замысла до получения и распределения прибыли между его участниками приведен на рисунке 1.[7]

 

Рис. 1. Процесс бизнес-планирования

При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде.[8]

1) Необходимость. Обязательное применение планов в любой сфере деятельности является рациональным поведением людей. Прежде чем действовать, каждый должен знать, что хочет и может.

2) Непрерывность. Процесс планирования должен осуществляться постоянно путем последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов и скользящего планирования.

3) Эластичность и гибкость. Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям осуществляется путем введения плановых резервов по основным показателям, применение эвентуального (на случай) планирования для различных ситуаций и распределения данных, использование оперативных планов для учета возникающих изменений среды; использование альтернативных планов.

4) Единство и полнота (системность). Системность достигается тремя основными способами: наличием единой экономической цели, составлением общего сводного плана социально-экономического развития, включением в план всех факторов, которые могут иметь значение для принятия решений.

5) Точность и детализация. Любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели.

6) Экономичность. Расходы на планирование должны соизмеряться с получаемыми от него выгодами. Вклад планирования в эффективность определяется улучшением качества принимаемых решений.

7) Оптимальность. На всех этапах планирования должен обеспечиваться выбор наиболее эффективных вариантов решений. Оптимальность выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей фирмы и минимизации затратных, при прогнозируемых ограничениях.

8) Связь уровней управления. Достигается тремя способами: детализацией планов «сверху - вниз»,  укрупнением планов «снизу-вверх», частичным делегированием полномочий.

9) Участие. Активное участие персонала в процессе планирования усиливает его мотивацию поведения. Планирование для себя психологически и экономически эффективнее, чем для других.

Особой областью бизнес – планирования является стратегическое планирование, которое необходимо, если предприятие собирается работать долго и при этом находиться в выигрышном положении в конкурентной борьбе. Долгосрочное планирование создает своего рода «оборонительный рубеж» для предприятия.

Стратегический план представляет собой результат разработки общего направления развития предприятия. Любое предприятие создается для какой-либо определенной цели, являющейся основой ее существования, а все дальнейшие действия направлены на реализацию поставленной цели.

Таким образом, можно выделить два уровня бизнес – планирования:

Во–первых, стратегическое планирование, позволяющее:

·     устанавливать или изменять цель создания предприятия, оценивать ее положение на текущий момент;

·     решать, каким хотели бы видеть предприятие его руководители через 3-5 лет;

·     определять круг задач, необходимых для укрепления положения и продвижения предприятия на рынке производства товаров (работ, услуг).

Во-вторых, бизнес – планирование, представляющее собой тщательную проработку реализации конкретного мероприятия, детализацию отдельного этапа стратегического плана.

Таким образом, бизнес –план предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием, независимо от его функциональной ориентации, а также позволяет проанализировать возможности деятельности предприятия и обосновать выбор приоритетных целей, т.е. определить стратегию его функционирования.

2. Разработка бизнес - плана: практический аспект

2.1. Описание проекта (резюме)

Цель бизнес- плана- обосновать программу строительства многоэтажных жилых домов для населения города Новосибирска.

Разработчик: ОАО «Строй-ка», основным видом деятельности которого является строительство жилья.

Цель деятельности – осуществление производственной деятельности строительства жилья с целью извлечения прибыли.

Предлагая строительную продукцию на рынке недвижимости (квартиры и коттеджи), организация гарантирует индивидуальный дизайн и неповторимость архитектурных решений, что является большим преимуществом для покупателей квартир.

Краткосрочная стратегия организации  - захват 20% рынка недвижимости и укрепления своих позиций путем качественного строительства и более низкими ценами.

Реализацию проекта планируется осуществить за счет собственных и заемных средств.

Во избежание серьезных последствий в случае возникновения неблагоприятных аспектов, решено осуществить страхование рисков.

Наличие собственной прибыли, положительной репутации в банковской среде и перед поставщиками, страхование риска, наличие гибкого ценообразования и методов расчета, обеспечит программу строительства жилья положительный эффектом.

2.2. Общая характеристика предприятия, отрасли, продукции

Открытое акционерное общество «Строй-ка»  основано и зарегистрировано 12 мая 2001 года в Новосибирской Городской регистрационной палате (свидетельство № 123456). Юридический адрес организации: Красный проспект – 34. Банковские реквизиты: ИНН 5409165789/ КПП 5409100101, БИК 0453600, расчетный счет № 40708967800000012345 в Сибирском банке Сбербанка России.

Организация была зарегистрирована  в качестве открытого акционерного общества. Уставной капитал организации в размере 150000 рублей образован вкладами (долями)  100 участников (22 юридических и 78 физических лиц), каждый из которых владеет  10  обыкновенными акциями номинальной стоимостью 150 рублей. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков только в пределах стоимости своих вкладов.

Основной целью деятельности общества является получение прибыли и наиболее полное удовлетворение общественных потребностей населения в жилье и бытовых услугах (строительно-монтажных).

Основной вид деятельности - оказание строительно-монтажных услуг по строительству и ремонту зданий и сооружений.

В последние два года организация «Строй-ка»  получила лицензию на право осуществления строительной деятельности (лицензия № 5678950). Таким образом, начиная с 2003 года  «Строй-ка» занялось возведением зданий и сооружений, преимущественно для частных лиц (коттеджи и частные дома). В 2005 году организация запланировала строительство трех многоквартирных домов, что является новым инновационным направлением деятельности организации.

На сегодняшний день организация относится к числу средних предприятий строительного рынка.

Организационная структура «Строй-ка» представлена в приложении 1.

Генеральный директор «Строй-ка» - Бирюков Виктор Александрович, 35 лет, образование высшее экономическое, квалификация по диплому «Экономист- менеджер», предыдущие три места работы в должности генерального директора  в ЗАО «Техстройсервис», ЗАО «Сибпромтсрой», ООО «Строитель», опыт работы в должности генерального директора в ОАО «Строй-ка» - 4 года.

Главный бухгалтер - Рыжова Евгения Романовна, 38 лет, образование высшее экономическое, специальность по диплому «Бухгалтер- экономист», предыдущие три места работы:  старший бухгалтер ЗАО «Техстройсервис», главный бухгалтер ООО «Строительство Сибири», опыт работы в должности главного бухгалтера в ОАО «Строй-ка» - 3 года.

Коммерческий отдел занимается вопросами реализации товаров, налаживании связей с потребителями. В функции бухгалтерии входят задачи ведения бухгалтерского учета в организации. Производственный отдел занимается вопросами производственного характера, ведением складского хозяйства. Сметно-плановый отдел занимается калькулированием себестоимости продукции.

Высшим органом управления в ОАО «Строй-ка» является общее собрание акционеров. Для управления текущей деятельностью назначен генеральный директор. Общая численность работающих в организации 58 человек.

Финансовое положение ОАО «Строй-ка» на сегодняшний день является устойчивым, о чем свидетельствует ряд финансовых показателей на сегодняшний день.

Далее проводим оценку сильных и слабых сторон  организации в таблице 1 по десятибалльной шкале.

Таблица 1

Оценка и анализ сильных и слабых сторон ОАО «Строй-ка» и конкурентов

Факторы, характеризующие предприятие

Преимущества

Недостатки

Оценка

ОАО «Строй-ка»

Конкуренты в целом

ОАО «Строй-ка»

Конкуренты в целом

ОАО «Строй-ка»

Конкуренты в целом

МЕНЕДЖМЕНТ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1.Предпринимательская культура

высокая

чуть ниже уровня высокая

-

-

9

8

1.2.Цели и стратегии

получение прибыли и удовлетворение потребности в жилье

получение прибыли и удовлетворение потребности в жилье

-

-

10

10

ПРОИЗВОДСТВО

2.1.Оборудование

-

-

изношено на 50 %

изношено на 60 –70 %

5

7

2.2.Гибкость производственных линий

достаточно гибкие

достаточно гибкие

-

-

8

8

2.3.Качество планирования  и управления

четко продуманная и слаженная система планирования и управления

-

-

есть некоторые недостатки в системе планирования и управления

9

7

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1.Интенсивность и результаты

исследования  рынка, маркетинговые исследования

маркетинговые исследования

-

-

8

9

3.2.Ноу-хау

-

у некоторых конкурентов есть

нет

-

3

7

3.3.Использование информационных технологий

-

широкое

не всегда

-

7

10

МАРКЕТИНГ

4.1.Организация сбыта

четкая налаженная система сбыта

четкая налаженная система сбыта

-

-

9

9

4.2.Фаза «жизненного цикла»

-

зрелость

начальная стадия

-

4

10

КАДРЫ

5.1.Возрастная структура

35 лет

35 лет

-

-

10

10

5.2.Уровень образования

высшее экономическое

высшее экономическое

-

-

10

10

ФИНАНСЫ

6.1.Доля собственного капитала

71 %

66 %

-

-

 9

8

6.2.Уровегь финансового состояния

-

соответствует среднеотраслевым значениям

не всегда соответствует норме

-

6

8

6.3.Возможности получения кредита

есть

есть

-

-

9

9

ИТОГО

-

-

-

-

116

130

Как видно из таблицы 1, результаты оценки сильных и слабых сторон  ОАО «Строй-ка» несколько ниже, чем в среднем по всем основным конкурентам, что вполне объясняется тем фактом, что для предприятия сфера производства строительной продукции достаточно нова.

Строительная продукция ОАО «Строй-ка» удовлетворяет основную потребность населения - потребность в жилье, она имеет ряд положительных характеристик:  относительная недорогая и вполне доступна по цене тем средним селения, которые имеют возможность приобрести жилье в Новосибирске. Кроме того, продукция ОАО «Строй-ка» отличается высоким качеством исполнения, использованием экологически чистых строительных материалов, отличной планировкой помещений, долговечностью и надежностью возводимых зданий и сооружений. В планируемом году ОАО «Строй-ка» предполагает строить многоквартирные дома, что позволит приобрести жилье средним слоям населения города.

Оценка сильных и слабых сторон продукции ОАО «Строй-ка» представлена в таблице 2.

Таблица 2

Оценка сильных и слабых сторон продукции ОАО «Строй-ка»

Постановка вопроса при изучении сильных и слабых сторон продукции

Сильные стороны

Слабые стороны

Можете ли вы определить тот сегмент рынка, на который ориентирована ваша продукция?

обеспеченные и средние слои населения

не доступна более бедным слоям, составляющим около 70 % населения

Изучены ли вами запросы ваших клиентов

запросы обеспеченных и средних слоев изучены

Какие преимущества предоставляет ваша продукция клиентам

индивидуальный дизайн

Можете ли вы эффективно довести свою продукцию до тех потребителей, на которых она рассчитана?

реклама, относительно недорогая цена на жилье

имидж и известность конкурентов

Может ли ваша продукция успешно конкурировать с продукцией других производителей в отношении:

-          качества и надежности

-          стимулирования спроса

качество и надежность гарантированы; доступность по цене тем покупателям, на которых продукция рассчитана; представление рассрочек и кредитов

На какой стадии жизненного цикла находится ваша продукция?

начальная стадия

Есть ли у вас идеи относительно нового вида продукции?

нет, пока только расширение уже созданной продукции

Проводите ли вы регулярно модификацию вашей продукции в соответствии с запросами клиентов?

индивидуальное строительство в соответствии со спросом

Проводите ли вы политику создания новой продукции?

нет

Возможно ли копирование вашей продукции?

да , вполне

Имеют ли ваши производственные идеи адекватную защиту торговой и фабричной маркой, патентами?

лицензия на ведение строительной деятельности

Отслеживаете ли вы жалобы клиентов?

нет

 

2.3. Анализ рынка и основных конкурентов

В настоящее время в строительном комплексе насчитывают более 120 тысяч предприятий и организаций различных форм собственности. Около 80 % из них - это частные организации, в которых трудится около 5 миллионов человек.

          Представление о финансовом состоянии организаций строительного комплекса в России в периоды спада, относительной стабилизации и начинающегося подъема можно получить на основе данных, приведенных в таблице 3 и 4.[9]

Таблица 3

Основные экономические показатели деятельности строительных организаций в 1999-2003 годах

Экономические показатели

1999год

2000год

2001год

2002год

2003год

Количество предприятий, шт.

145,5

138

147,1

137,5

135,9

Численность, тыс. чел.

4149,1

2272,5

2182

1600,9

1432

Рентабельность, %

24.2

14,8

9

8

8,5

Удельный вес убыточных предприятий, %

25,2

34,2

37,5

37

35

Инвестиции в основной капитал, млн. руб.

13,33

8.97

9,04

6,12

7,43

Таблица 4

Динамика основных экономических показателей деятельности строительных организаций на конец 2003- начало 2004 года, %

№ п/п

Экономические показатели

4 квартал 2003 года по сравнению с 3 кварталом

1 квартал 2004 года по сравнению с 4 кварталом 2003 год

рост

нет

снижение

рост

нет

снижение

1.

Объем работ, выполненных по договорам

24

55

21

17

61

22

2.

Численность

17

01

21

12

69

19

3.

Обеспеченность собственными средствами

9

66

18

10

73

12

4.

Просроченная кредиторская задолженность

13

62

11

10

68

13

5.

Просроченная дебиторская задолженность

13

50

17

9

67

11

6.

Цены на строительную продукцию

70

29

1

69

30

1

В таблице 5 представлена оценка рынков сбыта для ОАО «Строй-ка»

Таблица 5

Оценка рынков сбыта для ОАО «Строй-ка»

Показатели

Город Новосибирск

Населенные пункты по области в радиусе 100 км

Рынки, удаленные за 100 км

Уровень спроса, %

90

32

7

Степень удовлетворения спроса, %

97

15

2

Уровень конкуренции, %

53

78

80

Доля потребителей, готовых купить продукцию,  %

89

27

12

Как видно из таблицы 5, наиболее привлекательным рынком для ОАО «Строй-ка» является рынок города Новосибирска, наименее привлекательными - рынки,  расположенные дальше, чем на 100 км.

Для ОАО «Строй-ка» наиболее серьезными клиентами на сегодняшний день являются ООО «Сибакадемстройнедвижимость» и ЗАО «Стройновосибирск». Анализ и оценка конкурентов представлены в таблице 6.

Таблица 6

Анализ и оценка основных конкурентов

Характеристика конкурентов

Основные конкуренты

ООО «Сибакадемстройнедвижимость»

ЗАО «Стройновосибирск»

Объем продаж, тыс. руб.

5674

3679

Занимаемая доля рынка, %

13

10

Рентабельность, %

27

23

уровень технологии

высокий

высокий

Качество продукции

высокое

высокое

Расходы на рекламу, тыс. руб.

384

679

Привлекательность внешнего вида

дизайн и эстетика

дизайн и эстетика

Время деятельности предприятия, лет

11

8

Как видно из таблицы 6, основные конкуренты ОАО «Строй-ка» являются очень сильными,  они занимают существенные доли на  строительном рынке. Наиболее сильный конкурент - ООО «Сибакадемстройнедвижимость».

2.4. Планирование производства

          Исходными данными для планирования производства являются:

-         себестоимость работ в отчетном году – 6090 тыс. руб.

-         плановая производственная мощность организации – 7200 тыс. руб.

-         опорная программа- 5700 тыс. руб., в том числе по кварталам: 1 кв. - 1500 тыс. руб., 2 кв. – 1400 тыс. руб., 3 кв. – 1400 тыс. руб., 4 кв. – 1400 тыс. руб.

В таблице 7 изображен календарный график производства строительно-монтажных работ  ОАО «Строй-ка» на предстоящий плановый 2005 год

Таблица 7

Календарный график производства СМР в ОАО «Строй-ка» в 2005 году

Наименование объектов

1 квартал, тыс. руб.

2 квартал, тыс. руб.

3 квартал, тыс. руб.

4 квартал, тыс. руб.

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Опорная программа, тыс. руб.

1500

1400

1400

1400

Пятиэтажный жилой дом

52,8

19,36

61,6

57,2

70,4

44

Девятиэтажный жилой дом мощностью 6020 м2

160,16

50,96

218,4

200,2

236,6

254,8

100,1

127,4

Девятиэтажный жилой дом мощностью 7090 м2

132

Объем работ, тыс. руб.

133,76

382,72

655,2

482,3 (с заделом)

614,3 (без задела)

Итого

1633,76

1782,72

2055,2

2014,3

                  

В таблице 8 отражен план подрядных работ организации на 2005 год

Таблица 8

План подрядных работ ОАО «Строй-ка» на 2005 год

Наименование объектов

Сметная стоимость, тыс руб

Срок строительства

Всего на год

Объем подрядных работ, тыс. руб.

в том числе по кварталам

в том числе собственными силами

начало

конец

1

2

3

4

всего

1

2

3

4

Опорная программа, тыс. руб.

5700

янв

дек

5700

1500

1400

1400

1400

5700

1500

1400

1400

1400

Пятиэтажный жилой дом

440

янв

июнь

440

224,4

215,6

-

-

303,36

33,76

171,6

-

-

Девятиэтажный жилой дом мощностью 6020 м2

1820

май

дек

1820

-

455

655,2

709,8

1348,62

-

211,12

655,2

482,3

Девятиэтажный жилой дом мощностью 7090 м2

1500

дек

дек

165

-

-

-

165

132

-

-

-

132

Итого

3760

2425

1724,4

2070,6

2055,2

2274,8

7485,98

1633,76

1782,72

2055,2

2014,3

Схема технологического процесса возведения многоэтажного здания представлена на рисунке 2.

Надпись: устройств свайных фундаментовНадпись: возведение конструкций подземной частиНадпись: возведение конструкций надземной частиНадпись: устройство крыши и кровлиНадпись: сантехнические работыНадпись: электромонтажные работыНадпись: радиотелефонНадпись: штукатурные работыНадпись: монтаж лифтовНадпись: малярные работыНадпись: завершающие работы 

Рис. 2. Схема технологического процесса возведения многоэтажного здания.

В таблице 9 представлена обобщенная производственная программа ОАО «Строй-ка» за 2003- 2005 годы.

Таблица 9

Производственная программа ОАО «Строй-ка»

Показатели

2003

2004

2005

коэффициент роста объемов выпуска

объем выпуска с учетом коэффициента роста, тыс. руб.

коэффициент роста объемов выпуска

объем выпуска с учетом коэффициента роста, тыс. руб.

коэффициент роста объемов выпуска

объем выпуска с учетом коэффициента роста, тыс. руб.

Коттеджи

Объем продаж, тыс. руб.

1, 01

1897

1,25

2371,3

1,15

2727

В том числе по договорам купли- продажи

-

1897

-

2371,3

-

2727

Многоэтажные дома

Объем продаж, тыс. руб.

-

-

-

-

-

2425

В том числе по договорам купли-продажи

-

-

-

-

-

2425

Итого

-

1897

-

2371,3

-

5152

 

В таблице 10 представлена ведомость  физических объемов работ на 2003  2004, 2005 годы (приложение 2).

В таблице 11 представлен расчет общей потребности оборудования по годам.

Таблица 11

Расчет общей потребности оборудования для ОАО «Строй-ка» в 2003- 2005 гг.

№ п/п

Наименование оборудования

Чистый вес сырья, кг

Технологический коэффициент

Годовой фонд эффективного рабочего времени

Производительность, кг/ч

Количество единиц оборудования

2003 год

2004 год

2005 год

2003 год

2004 год

2005 год

1

Автомобильный кран

10533072

28439294

48346800

1,15

6475

1870

1

3

4

2

Башенный кран

6547

925

2

5

7

3

Бульдозер

6789

1784

1

2

3

4

Грузовой автомобиль

6334

956

2

3

4

5

Скрепер

6578

1841

1

2

3

6

Автобетономешалка

6457

1875

1

2

3

Расчет стоимости основных производственных фондов представлен таблице 12.

Таблица 12

Стоимость основных производственных фондов ОАО «Строй-ка»

№ п\п

Виды и наименование ОПФ

2003

2004

2005

количество, шт.

цена, тыс. руб.

всего, тыс. руб.

количество, шт.

цена, тыс.  руб.

всего, тыс. руб.

количество, шт.

цена, тыс. руб.

всего, тыс. руб.

1

Автомобильный кран

1

167

167

3

170

510

4

178

712

2

Башенный кран

2

246

492

5

280

1400

7

298

2086

3

Бульдозер

1

199

199

2

210

420

3

214

642

4

Грузовой автомобиль

2

150

300

3

168

504

4

170

680

5

Скрепер

1

168

168

2

170

340

3

186

558

6

Автобетономешалка

1

207

207

2

217

434

3

218

654

ИТОГО по оборудованию

-

-

1533

-

-

3608

-

-

5332

7

Вагончики строительные

3

48

144

4

50

200

6

60

360

В таблице 13 отображена потребность в основных фондах ОАО «Строй-ка»

Таблица 13

Потребность в основных фондах ОАО «Строй-ка», тыс. руб.

Основные фонды

2003 год

2004 год

2005 год

действующие

общая потребность

прирост

общая потребность

прирост

Здания и сооружения

987

987

0

987

0

Рабочие машины и оборудование

1533

3608

2075

5322

3247

Транспортные средства

345

345

0

407

62

Вагончики строительные

144

200

56

360

160

ИТОГО

3009

5140

2131

7076

3469

На следующем этапе определим потребность в оборотных средствах для организации. Для начала определим стоимость сырья и основных материалов в таблице 14 (приложение 2).

Планирование потребности в оборотных средствах представлено в таблице 15

Таблица 15

Планирование потребности в оборотных средства ОАО «Строй-ка»

Виды и наименование ресурсов

2003 год

2004 год

2005 год

количество

цена единицы, тыс. руб.

стоимость, тыс.  руб

стоимость переходящего запаса, тыс. руб.

количество

цена единицы, тыс. руб.

стоимость, тыс. руб

стоимость переходящего запаса, тыс. руб.

количество

цена единицы, тыс. руб.

стоимость, тыс. руб

стоимость переходящего запаса, тыс. руб.

Сырье и материалы

-

-

7102

136

-

-

19389

369

-

-

36257

695

Топливо

69360

0,01

693

-

138720

0,011

1526

-

196520

0,012

2358

-

Электроэнергия

66000

0,001

258

-

97056

0,0012

117

-

123000

0,0013

160

-

Незавершенное строительство

-

-

136

-

-

-

147

-

-

-

156

-

ИТОГО

-

-

8189

136

-

-

21179

369

-

-

38931

695

Штатное расписание ОАО «Строй-ка» представлено в таблице 16

Таблица 16

Планируемая численность персонала  и уровень затрат на заработную плату в ОАО «Строй-ка»

Наименование работников

Численность

Тарифный коэффициент

Разряд

Затраты на зарплату,  руб.

2003 год

2004 год

2005 год

Генеральный директор

1

10,07

18

41958,33

50350

60420

Директор по производству

1

9,07

17

37791,67

45350

54420

Помощник директора по общим вопросам

1

9,07

17

37791,67

45350

54420

Директор по экономике и финансам

1

9,07

17

37791,67

45350

54420

Начальник юридического отдела

1

9,07

17

37791,67

45350

54420

Начальник отдела кадров

1

8,17

16

34041,67

40850

49020

Главный бухгалтер

1

9,07

17

37791,67

45350

54420

Ведущий бухгалтер

1

4,51

11

18791,67

22550

27060

Бухгалтер 1 категории

1

3,53

9

14708,33

17650

21180

Кассир

1

2,44

6

10166,67

12200

14640

Начальник сметно-экономического отдела

1

9,07

17

37791,67

45350

54420

Заместитель начальника отдела

1

8,17

16

34041,67

40850

49020

Инженер 1 категории

1

5,1

12

21250

25500

30600

Начальник коммерческого отдела

1

9,07

17

37791,67

45350

54420

Коммерческий отдел

4

5,1

12

85000

102000

122400

Зам директора по производству

1

9,07

17

37791,67

45350

54420

Начальник ПТО

1

7,36

15

30666,67

36800

44160

Зам начальника ПТО

1

5,76

13

24000

28800

34560

Диспетчер

1

5,76

13

24000

28800

34560

Главный инженер

1

8,17

16

34041,67

40850

49020

Линейный персонал

12

3,99

10

195500

234600

281520

Старший прораб

2

4,51

11

37583,33

45100

54120

Прораб

7

3,99

10

114041,7

136850

164220

Мастер

7

3,53

9

102958,3

123550

148260

Главный энергетик

1

9,07

17

37791,67

45350

54420

Отдел главного энергетика

5

6,51

14

135625

162750

195300

Секретарь- референт

1

8,17

16

34041,67

40850

49020

ИТОГО

-

-

-

1334544

1601053

1918860

В таблице 17  представлена потребность в персонале и заработной плате организации по годам.

Таблица 17

Потребность в персонале и заработной плате в ОАО «Строй-ка»

Наименование категорий работников

2003 год

2004 год

2005 год

потребность, чел.

среднегодовая зарплата,  руб.

затраты на зарплату, . руб.

начисления на зарплату, руб.

затраты на зарплату,  руб.

начисления на зарплату, руб.

затраты на зарплату,  руб.

начисления на зарплату, руб.

Рабочие основного производства

28

16074

450082

58510

540100

70213

648120

84255

Специалисты и служащие

30

29482

884462

114980

1060953

137923

1270740

165196

ИТОГО

58

-

1334544

173490

1601053

208136

1918860

249451

В таблице 18 представлена сводная калькуляция себестоимости ОАО «Строй-ка» по годам.

Таблица 18

Калькуляция себестоимости ОАО «Строй-ка», тыс. руб.

№ п/п

Показатели

2003 год

2004 год

2005 год

1

Выручка от реализации

12035

37893

59674

2

Себестоимость

2.1

Сырье и материалы

7102

19389

36257

2.2

Вода

15

17,8

19,7

2.3

Топливо

693

1526

2358

2.4

Электроэнергия

258

117

160

2.5

Затраты на оплату труда

1335

1601

1919

2.6

Начисления на зарплату

173

208

249

2.7

Амортизация

240

411

366

2.8

Расходы на рекламу

9,3

10,6

10,9

2.9

Налоги на дорожные фонды

33

33

39

2.10

Арендная плата

-

-

-

2.11

Затраты на запасные части

-

-

-

2.12

Плата за воду

27

29

35

2.13

Прочие затраты

-

-

-

Полная себестоимость

9885,3

23342,4

41613,6

3.

Налоги, относимые на финансовые результаты

3.1

Налог на имущество

421

719

990

3.2

Налог на рекламу

0,74

0,85

0,872

3.3

Целевые сборы

1,35

1,57

1,79

3.4

Сбор на нужды образовательных учреждений

1,26

1,37

1,4

Итого по разделу 3

424,4

722,8

994

4

Балансовая прибыль

1725,3

13827,8

17066,4

5

Налог на прибыль

517,6

4148,3

5120

6

Чистая прибыль

1207,7

9679,5

11946,6

2.5. План маркетинговой деятельности

         

В 2005 году ОАО «Строй-ка» предполагает строить многоквартирные дома и продавать их  по установленной цене на рынке жилья. Средний уровень цены на квартиру  в 2005 году  предполагается установить в размере:

1 комнатная квартира- 159 тыс. рублей, 2 комнатная квартира- 232 тыс. рублей, 3 комнатная квартира- 301 тыс. рублей, 4 комнатная квартира- 412 тыс. рублей.

          Средняя цена на квартиру составляет 276 тыс. рублей.

          В таблице 19  представлен анализ ценовой политики организации на 2005 год.

Таблица 19

Анализ ценовой политики ОАО «Строй-ка»

Постановка вопроса при исследовании ценовой политики

Характеристика текущего состояния дел

Прогноз положения дел

1. Насколько цены отражают издержки вашего предприятия, конкурентоспособность товара, спрос на него?

установленная цена позволяет покрывать издержки и получать прибыль

установленная цена позволяет покрывать издержки и получать прибыль

2. Какова вероятная реакция покупателей на повышение цены?

спрос падает не существенно

спрос упадет не существенно

3. Как оценивают покупатели уровень цен на товары вашего предприятия?

цены вполне доступны

цены доступны даже средним слоям населения

4. Как относятся покупатели к установленным вами ценам?

положительно

очень положительно

5. Используется предприятием политика стимулирования цен?

нет

предполагается использование

6. Как действует предприятие, когда конкуренты изменяют свои цены?

несущественно изменяет в соответствии с общими тенденциями на рынке

изменяет в соответствии с общими тенденциями на рынке

7. Известны ли цены на товары вашего предприятия потенциальным покупателям?

да

да

         

Анализ системы формирования спроса  и методов стимулирования продаж, а также рекламной деятельности в организации представлен в таблице 20.

Таблица 20

Анализ системы формирования спроса и стимулирования продажи квартир  в ОАО «Строй-ка»

Постановка вопроса

Характеристика и оценка состояния дел и действия по улучшению

1. Есть ли программа службы формирования спроса и стимулирования сбыта?

разрабатывается план стимулирования сбыта

2. Каковы результаты ее реализации?

план помогает стимулировать сбыт и поднимать объем продаж квартир

3. Какие приемы этой программы используются?

размещение рекламы, печатные средства, деловые встречи, радиореклама, наружная реклама

4. Какова эффективность каждого приема?

наиболее эффективна наружная реклама, печатная реклама и радиореклама

5. Используете ли вы рассрочку и другие виды кредита?

в 2005 году предполагается использовать рассрочку

6. Известны ли покупателям условия рассрочки?

сведения об условиях рассрочки подробно объясняются покупателям

7. Какие каналы распространения информации программы  вы используете?

телевидение, газеты

8. Какие из перечисленных каналов наиболее эффективны?

наиболее эффективно телевидение

10. Соответствует ли торговая сеть поставленным целям  фирмы?

бесспорно

11. Специализируется ли персонал на рынке недвижимости?

весь персонал - специалисты в области недвижимости

12. Как определяются предполагаемые объемы продаж?

исходя из прогнозной стоимости квартир  предполагаемых продаж квартир в натуральных единицах

13. Какие цели поставлены перед рекламой?

создание имиджа организации и стимулирование продаж

14. Сколько выделено на нее средств?

в 2005 году выделена плановая сумма 10934 рублей.

15. Как оценивают покупатели качество вашей рекламы?

положительно

16. Какими критериям  вы пользуетесь при выборе каналов распределения рекламы?

максимум отдачи при минимуме затрат

17. Прослеживается ли связь между активностью рекламы и уровнем продаж квартир?

да

18. Имеется ли у вашей рекламы фирменный стиль?

да

19. Хорошо ли заметен ваш товарный знак среди конкурентов?

не очень, следует подумать об усовершенствовании

          В ОАО «Строй-ка» используется метод установления цены на квартиру «издержки плюс прибыль».

          Коэффициент эластичности на продаваемые квартиры по прогнозу определяем по формуле (1):

,                           (1)

где    Q1, Q2 – выручка от реализации планируемого предприятия и основного конкурента, тыс. руб.

          Р1, Р2 – средняя цена квартиры планируемого предприятия и основного конкурента, тыс. руб.

Для однокомнатных квартир: Кэ = 1,75

Для двухкомнатных квартир: Кэ = 1,78

Для трехкомнатных квартир: Кэ = 1,80

Для четырехкомнатных квартир: Кэ = 1,67

          Основной вид применяемой рекламы в ОАО «Строй-ка»- пресса (8 %), печатная реклама (10 %), наружная реклама (58 %), радиореклама (24 %)

2.6. Организационный план

          Организационная структура ОАО «Строй-ка» представлена в приложении 1.

          В таблице 21 представлена оценка оргструктуры предприятия

Таблица 21

Оценка организационной структуры управления ОАО «Строй-ка»

Наименование функций

Расчетная формула

Расчет

Значение

1.      Общее (административное) руководство и оперативное управление

Np=1,25+0,28*Oc*K1

Np=1,25+0,28*0,07*

* 24,759416=1,74

2

2.      Планирование производственно-хозяйственной деятельности, маркетинговые исследования

Nпл=0,98+0,33*Ос1

Nпл=0,98+0,33*0,07*

* 24,759416=1,55

2

3.      Организационно-техническая, технологическая подготовка строительного производства

Nотп=-0,28+0,6*Ос*

К1+ 0,06*Nзк

Nотп=-0,28+0,6*24,759416

*0,07+0,06*60=4,36

4

4.      Руководство механизацией СМР и энергетическим обслуживанием

Nмех=0,85+0,024*

* Оф*К2

Nмех=0,85+0,024*0,043*

* 0,032=0,85

1

5.      Комплектование и подготовка кадров

Nк=0,2+0,0029*Nр

Nк=0,2+0,0029*57=0,37

-

6.      Организация труда и зарплаты

Nтз=0,07+0,0028*Nр+

0,0028*Nо

Nтз=0,07+0,0028*57+0,0028

*10=0,26

1

7.      Охрана труда и техника безопасности

Nот=0,32+0,00048*

* Nр

Nот=0,32+0,00048*

*57=0,35

-

8.      Управление материально-техническим обеспечением

Nмто=0,35+0,33*Ос** К1+0,014*Nо

Nмто=0,35+0,33*24,759416

*0,07+0,014*10=0,99

1

9.      Бухгалтерский учет и финансовая деятельность

Nбу=1,72+0,009*Nр

Nбу=1,72+0,009*57=2,23

2

10.  Хозяйственное    обслуживание и общее делопроизводство

Nc=0,61+0,09*Ос*К1

Nc=0,61+0,009*24,759416*

* 0,07=0,766

1

11. ИТОГО

-

14

В таблице 21 были использованы следующие условные обозначения:

Ос- объем строительно-монтажных работ, выполняемых предприятием собственными силами, млн. руб.;

К1- коэффициент, учитывающий, в частности, приведение стоимости строительно-монтажных работ к ценам 1984 года; К1=0,07

К2- коэффициент, учитывающий приведение стоимости активной части основных фондов к ценам 1994 года; К2=0,032;

Nзк- количество заказчиков; Nзк=60;

Nо- количество объектов; Nо=10;

Оф- среднегодовая стоимость активной части основных фондов;

Nр- списочное количество рабочих, занятых выполнением строительно-монтажных работ.

2.7. План по рискам

          Оценить  риски можно при использовании метода вероятностной оценки риска. В ходе  использования данного метода отображается частота возникновения аналогичных рисковых ситуаций исходя из опыта организации или статистического материала. В таблице 22 представлена оценка рисков вероятностным методом.

Таблица 22

Финансово- экономические риски деятельности ОАО «Строй-ка» и их оценка

№ п/п

Виды рисков

Отрицательное влияние рисков на прибыль

Оценка

1

Неустойчивость спроса

Падение спроса с ростом цен

0,1

2

Снижение цен  конкурентов

Снижение цен

0,005

3

Увеличение роста объемов продаж конкурентов

Падение продаж или снижение цен

0,12

4

Рост налогов

Уменьшение чистой прибыли

0,13

5

Снижение платежеспособности потребителей

Падение продаж

0,2

6

Рост цен на сырье, материалы

Снижение прибыли из- за роста себестоимости

0,24

7

Недостаток оборотных средств

Увеличение кредитов и выплат по ним

0,004

8

Зависимость от поставщиков

Снижение прибыли из- за роста цен

0,001

Как видно из таблицы 22, наименее вероятным для организации является риск установления зависимости от поставщиков, а наиболее вероятным – риск  роста цен  и снижения платежеспособности населения.

Среднюю оценку риска всего проекта можно оценить как среднеарифметическую величину среди оценок каждого из рисков в отдельности. Тогда примерная оценка риска в целом по проекту будет равна 0,1 или 10 %. Это означает, что вероятность невыполнения проекта составляет  10 %.

С целью предотвращения  возникновения рисковых ситуаций для ОАО «Строй-ка» при реализации проекта можно использовать способ страхования рисков.

2.8. Финансовый план

          Финансовый план организации представляет собой обобщение результатов всех предыдущих разделов бизнес- плана.

В таблице 23 представлено распределение чистой прибыли организации.

Таблица 23

Распределение чистой прибыли (планирование средств фондов накопления и потребления) ОАО «Строй-ка», тыс. руб.

№ п/п

Показатели

2003 год

2004 год

2005 год

ФОНД НАКОПЛЕНИЯ

1

Чистая прибыль

1207,7

9679,5

11946,6

2

Источники формирования средств фонда

2.1

Остатки средств фонда на начало года

34

14

17

2.2

Амортизационные начисления

240

411

566

2.3

Отчисления от чистой прибыли

845,4

6775,7

8362,6

2.4

Прирост устойчивых пассивов

1672

2349

4366

2.5

Долгосрочный кредит банка

176

203

246

3

Всего источников

2967,4

9752,7

1359,6

4

Направления использования средств фонда накопления

4.1

Уплата процентов за пользование долгосрочным кредитом

3,4

4,7

5,9

4.2

Затраты на приобретение основных фондов

1675

2131

3469

4.3

Затраты на прирост оборотных средств

1240

7561

10015,7

4.4

Погашение долгосрочного кредита банка

35

39

44

5

 Всего затрат

2953,4

9735,7

13534,6

6

Излишек средств

14

17

23

7

Недостаток средств

-

-

-

ФОНД ПОТРЕБЛЕНИЯ

1

Чистая прибыль

1207,7

9679,5

11946,6

2

Источники формирования фонда

2.1

Остатки средств фонда на начало периода

97

649,3

894,2

2.2

Отчисления от чистой прибыли

362,3

2903,9

3584

2.3

 Прочие поступления

165

177

214

2.4

Фонд оплаты труда

1407

1775

2013

3

Всего источников

2031,3

5505,2

6705,2

4

Направления использования средств фонда

4.1

Оплата труда

1335

4079

4919

4.2

Долевое участие в строительстве жилого дома для сотрудников

13

14

49

4.3

Социальные и трудовые выплаты работникам

24

273

475

4.4

Премирование

10

245

405

5

Всего затрат

1382

4611

5848

6

Излишек средств

649,3

894,2

857,2

7

Недостаток средств

-

-

В таблице 24 представлен баланс денежных средств ОАО «Строй-ка»

Таблица 24

Баланс денежных средств ОАО «Строй-ка», тыс. руб.

Показатели

На 01.01.2003

На 01.01.2004

На 01.01.2005

1. Денежные средства на начало года

131

473,3

7528,4

2. Денежные поступления:

- выручка от продаж с НДС

12035

37893

59674

- кредиты

176

203

246

- прирост устойчивых пассивов

1672

2349

4366

3. Всего поступлений

13883

40445

64286

4. Платежи в сторону:

- затраты на производство без амортизации

9645,3

22931,4

41047,6

- уплата налогов

424,4

722,8

994

- затраты на приобретение основных фондов

1675

2131

3469

- уплата процентов за кредит

3,4

4,7

5,9

- норматив оборотных средств

-

-

-

- прирост оборотных средств

1240

7561

10015,7

- погашение кредита

35

39

44

- уплата НДС

-

-

-

- уплата налога на прибыль

517,6

4148,3

5120

5. Всего платежей

13540,7

33389,9

60696,2

6. Остаток денежных средств на конец периода

473,3

7528,4

11118,2

В таблице 25 представлены доходы и затраты организации по годам

Таблица 25

Доходы и затраты ОАО «Строй-ка» в 2003- 2005 годах, тыс. руб.

Показатели

2003 год

2004 год

2005 год

1. Доходы от реализации (без НДС)

12035

37893

59674

2. Полная себестоимость – всего

9885,3

23342,4

41613,6

В том числе:

условно- переменные расходы

8101

21082,8

38833,7

условно- постоянные затраты

1784,3

2259,6

2779

3. Налоги, относимые на финансовые результаты

424,4

722,8

994

4. Балансовая прибыль

1725,3

13827,8

17066,4

5. Налог на прибыль

517,6

4148,3

5120

6. Чистая прибыль

1207,7

9679,5

11946,6

7. Рентабельность продукции, %

12

31,5

30

8. Рентабельность продаж, %

10

25,5

20

В таблице 26 представлен финансовый план организации на 2005 год.

Таблица 26

Финансовый план ОАО «Строй-ка» на 2005 год, тыс. руб.

Источники средств   направление средств

Прибыль

Амортизация

Отчисления от себестоимости

Прочие доходы

Кредиты банка

Фонд потребления

Фонд накопления

Итого

1.Платежи в бюджет:

– налог на прибыль

5120

*

*

*

*

*

-

5120

- налог на имущество

*

*

*

990

-

*

*

990

- плата за пользование водой

*

*

35

*

*

*

*

35

- налог на добавленную стоимость

*

*

*

-

*

*

*

-

- налог на рекламу

*

*

*

0,872

*

*

*

0,872

- сбор на нужды образ, учреждений

*

*

*

1,405

*

*

*

1,405

- целевые сборы

*

*

*

1,774

*

*

*

1,774

2. Арендная плата

-

*

-

*

*

-

-

-

3. Погашение ссуд банка

*

*

*

*

*

-

44

44

4. Капитальные вложения

*

*

*

*

-

*

3469

3469

5. Прирост оборотных средств

*

*

*

*

-

*

10015,7

10015,7

6. Налоги на дорожные фонды

*

*

39

*

*

*

*

39

7. Расходы на социально- культурные мероприятия

*

*

*

-

-

475

-

475

8. Отчисления в фонд потребления

3584

*

*

*

*

2264

-

5848

9. Отчисления в фонд накопления

8362,6

566

*

4360

246

-

-

13534,6

10. Платежи в пенсионный фонд

*

*

249

*

*

-

*

249

11. Неиспользованные остатки фонда потребления на конец периода

*

*

*

*

*

857,2

-

857,2

12. Неиспользованные остатки фонда накопления на конец периода

*

*

*

*

*

-

23

23

13. Уплата процентов за краткосрочный кредит

-

*

-

*

*

-

-

-

14.Уплата процентов за долгосрочный кредит

*

*

*

*

*

-

5,9

5,9

15. Прочие затраты на производство

-

-

-

-

-

3966,2

-

3966,2

ИТОГО

17066,6

566

323

5354,1

246

7562,4

13557,6

44675,7

Критический объем производства определяется по формуле (3):

,                       (3)

где    УПЗ – сумма условно- постоянных расходов, руб.

          Ц – цена единицы продукции, руб.,

          УППЗ – сумма условно- переменных расходов, руб.

          Тогда, критический объем производства для ОАО «Строй-ка» равен:

Vкк = 20 квартир

          График безубыточности изображен на рисунке 5.

издержки, тыс. руб.                                  выручка

                                                                                                         переменные

             41612                                  ТБУ                                          издержки

                  

              2779                                                                                    постоянные

                                                                                                             издержки                                                                                                                           

 

                                                                  20                                 объем, тыс. шт.

          Рис.5. График безубыточности ОАО «Строй-ка»

          В таблице 27 представлен прогнозный баланс активов и пассивов организации

Таблица 27

Прогнозный баланс активов и пассивов ОАО «Строй-ка»

Актив

2003 год

2004 год

2005 год

Пассив

2003  год

2004 год

2005 год

1.Внеоборотные активы

1.1.Основные фонды по балансовой стоимости

1.2.Амортизация

1.3.Основные фонды по остаточной стоимости

3009

240

2769

5140

411

4729

7076

566

6510

4. Капитал и резервы

4.1. Уставной фонд

4.2. Специальные фонды

4.3. Нераспределенная прибыль

150

2967,4

150

9752,7

150

13557,6

Итого по разделу 1

2769

4729

6510

Итого по разделу 4

3117,4

9902,7

13707,6

2.Оборотные активы

2.1. Запасы

2.2. Дебиторская задолженность

2.3. Денежные средства- всего

2,9

8190

226

8

26205

257

15

41274

301

5. Долгосрочные пассивы

176

203

246

В том числе:

-          касса

-          счета

50

176

54

203

55

246

Итого по разделу 2

8418,9

26470

41590

Итого по разделу 5

176

203

246

3. Убытки

-

-

-

6. Краткосрочные пассивы

6.1. Кредиторская задолженность:

- поставщикам

- по оплате труда

- прочие кредиторы

6.2. Фонд потребления

7891,1

-

3,4

21088,6

-

4,7

34140,5

-

5,9

Итого по разделу 3

-

-

-

Итого по разделу 6

7894,5

21093,3

34146,4

Итого по разделам

11187,9

31199

48100

Итого по разделам

11187,9

31199

48100

«Пробка»

«Пробка»

Баланс

11187,9

31199

48100

Баланс

11187,9

31199

48100

Список литературы

1.     Бизнес-план. Методические материалы / Под ред. Р.Г. Маниловского. – 3-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2000.

2.     Бизнес – планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова.- М.: Финансы и статистика, 2000.

3.     Блэквелл Э. Как составить бизнес-план: Пер. с англ.- М.: ИНФРА-М-Премьер, 1995.

4.     Барановский Н.И., Благодер Г.П. Планирование деятельности малых строительных организаций// Экономика строительства . -  2004.- № 12.- С.26-37

5.     Горемыкин В.А. Бизнес-план. Методика разработки.- Ось-89, 2004.

6.     Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: Проспект, 2005.

7.     Любанова Т.П. и др. Бизнес-план: опыт, проблемы: Учебно-практическое пособие.- М.: ПРИОР, 1998.

8.     Пелих А.С. Бизнес-план.- М.: Ось-89, 1997.

9.     Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 2004

10.            Справочник финансиста. 3-е изд. доп. и перераб.- М.: ИНФРА-М, 2004.

11.            Суша Г.З. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2004.

12.            Уткин Э.А. Бизнес-план компании.- М.: ЭКМОС, 2000.

13.            Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Бизнес-план. Как развернуть собственное дело. - М.:  ЭКМОС, 2004

14.            Ушаков И.И. Бизнес-план. – СПб: Питер, 2005

Приложение 1

Организационная структура ОАО «Строй-ка»

Надпись: Юридический отдел – 1 ч.Надпись: Директор по экономике и финансам – 1 ч.Надпись: Помощник директора по общим вопросам – 1 ч.Надпись: Директор по производству – 1 ч.Надпись: Отдел кадров – 1 ч.Надпись: Отдел внутреннего учета – 4 ч.Надпись: Секретарь- референт – 1 ч.Надпись: Сметно-экономический отдел – 3 ч. 

                                                                                                            

 

Главный инженер – 1 ч.

 
                                                                 

 

Приложение 2

Ведомость физических объемов работ

 

Наименование

Единица измерения

2003 год

2004 год

2005 год

объем

вес единицы

чистый вес, кг

объем

вес единицы

чистый вес, кг

объем

вес единицы

чистый вес, кг

Сборные ЖБК

м3

3922

1500

5882353

10588

1500

15882353

18000

1500

27000000

Стеновые панели

м3

1634

500

816993

4412

500

2205882

7500

500

3750000

Монолитный железобетон

м3

294

1130

332353

794

1130

897353

1350

1130

1525500

Монолитный бетон

м3

384

1200

460784

1037

1200

1244118

1762,5

1200

2115000

Сборный бетон

м3

278

1068

296667

750

1068

801000

1275

1068

1361700

Металлоконструкции

тонны

33

1000

32680

88

1000

88235

150

1000

150000

Кирпичная кладка

м3

425

450

191176

1147

450

516176

1950

450

877500

Шиферная кровля

м2

817

15

12255

2206

15

33088

3750

15

56250

Рулонная кровля

м2

1193

1,5

1789

3221

1,5

4831

5475

1,5

8212,5

Перегородки  кирпичные

м2

204

90

18382

551

90

49632

937,5

90

84375

Перегородки железобетонные

м2

3922

270

1058824

10588

270

2858824

18000

270

4860000

Цементная стяжка

м2

1144

167

191013

3088

167

515735

5250

167

876750

Полы дощатые

м2

2696

9

24265

7279

9

65515

12375

9

111375

Полы цементные

м2

163

17

2778

441

17

7500

750

17

12750

Полы из рулонных материалов

м2

1961

12

23529

5294

12

63529

9000

12

108000

Гидроизоляция

м2

2614

7

18301

7059

7

49412

12000

7

84000

Утеплитель

м3

1618

12

19412

4368

12

52412

7425

12

89100

Оконные и дверные блоки

м2

6618

45

297794

17868

45

804044

30375

45

1366875

Лестничные площадки

шт

39

3000

117647

106

3000

317647

180

3000

540000

Лестничные марши

шт

42

9000

382353

115

9000

1032353

195

9000

1755000

Приложение 3

Расчет стоимости сырья и материалов ОАО «Строй-ка»

№ п/п

Наименование

2003

2004

2005

количество, ед. изм.

цена, тысруб

стоимость, тыс руб

коэффициент роста объемов

количество с учетом роста объемов

индекс роста цен

цена  учетом индекса, тыс руб

стоимость, тыс руб

коэффициент роста объемов

количество с учетом роста объемов

индекс роста цен

цена  учетом индекса, тыс руб

стоимость, тыс руб

1

Сборные ЖБК

3922

0,450

1765

2,7

10588

1,01

0,455

4812,35

1,7

18000

1,1

0,500

8999,10

2

Стеновые панели

1634

0,230

376

2,7

4412

1,01

0,232

1024,85

1,7

7500

1,1

0,256

1916,48

3

Монолитный железобетон

294

0,650

191

2,7

794

1,01

0,657

521,34

1,7

1350

1,1

0,722

974,90

4

Монолитный бетон

384

0,610

234

2,7

1037

1,01

0,616

638,75

1,7

1762,5

1,1

0,678

1194,46

5

Сборный бетон

278

0,740

206

2,7

750

1,01

0,747

560,55

1,7

1275

1,1

0,822

1048,23

6

Металлоконструкции

33

0,350

11

2,7

88

1,01

0,354

31,19

1,7

150

1,1

0,389

58,33

7

Кирпичная кладка

425

0,120

51

2,7

1147

1,01

0,121

139,02

1,7

1950

1,1

0,133

259,97

8

Шиферная кровля

817

0,000

0,01

2,7

2206

1,01

0,010

22,28

1,7

3750

1,1

0,011

41,66

9

Рулонная кровля

1193

0,090

107

2,7

3221

1,01

0,091

292,75

1,7

5475

1,1

0,100

547,45

10

Перегородки  кирпичные

204

0,078

16

2,7

551

1,01

0,079

43,44

1,7

937,5

1,1

0,087

81,24

11

Перегородки железобетонные

3922

0,180

706

2,7

10588

1,01

0,182

1924,94

1,7

18000

1,1

0,200

3599,64

12

Цементная стяжка

1144

0,009

10

2,7

3088

1,01

0,009

28,07

1,7

5250

1,1

0,010

52,49

13

Полы дощатые

2696

0,008

22

2,7

7279

1,01

0,008

58,82

1,7

12375

1,1

0,009

109,99

14

Полы цементные

163

0,010

2

2,7

441

1,01

0,010

4,46

1,7

750

1,1

0,011

8,33

15

Полы из рулонных материалов

1961

0,020

39

2,7

5294

1,01

0,020

106,94

1,7

9000

1,1

0,022

199,98

16

Гидроизоляция

2614

0,030

78

2,7

7059

1,01

0,030

213,88

1,7

12000

1,1

0,033

399,96

17

Утеплитель

1618

0,001

2

2,7

4368

1,01

0,001

5,29

1,7

7425

1,1

0,001

9,90

18

Оконные и дверные блоки

6618

0,390

2581

2,7

17868

1,01

0,394

7038,07

1,7

30375

1,1

0,433

13161,18

19

Лестничные площадки

39

1,700

67

2,7

106

1,01

1,717

181,80

1,7

180

1,1

1,889

339,97

20

Лестничные марши

42

2,010

85

2,7

115

1,01

2,030

232,86

1,7

195

1,1

2,233

435,46

21

Остекление

654

0,789

516

2,7

1765

1,01

0,797

1406,28

1,7

3000

1,1

0,877

2629,74

22

Штукатурка

5719

0,006

32

2,7

15441

1,01

0,006

87,34

1,7

26250

1,1

0,006

163,32

23

Окраска масляная

817

0,001

1

2,7

2206

1,01

0,001

2,23

1,7

3750

1,1

0,001

4,17

24

Окраска известковая

4281

0,001

4

2,7

11559

1,01

0,001

11,67

1,7

19650

1,1

0,001

21,83

ИТОГО

7102

-

-

-

-

19389,18

-

-

-

-

36257,77


[1] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 2004. с. 35

[2] Ушаков И.И. Бизнес-план. – СПб: Питер, 2005. – с. 29

[3] Суша Г.З. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2004. – с. 153.

[4] Ушаков И.И. Бизнес-план. – СПб: Питер, 2005. – с. 38

[5] Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Бизнес-план. Как развернуть собственное дело. - М.:  ЭКМОС, 2004.- с. 12.

[6] Суша Г.З. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2004. – с. 153.

[7] Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова и С.Я. Ляпунова.-М.: Финансы и статистика, 2000. с. 237

[8] Горемыкин В.А. Бизнес-план. Методика разработки. – М.: Ось-89, 2004. – с. 10.

[9] Барановский Н.И., Благодер Г.П. Планирование деятельности малых строительных организаций// Экономика строительства . -  2004.- № 12.- С.26-37