Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретическая. 6

1.1 Сущность и функции кредита. 6

1.2 Принципы и функции кредита. 7

1.3 Законы кредита. 9

Глава 2. Аналитическая часть. 14

2.1 Анализ возврата кредитов. 14

2.2 Анализ структуры кредитов. 16

3. Рекомендательная. 19

3.1 Проблемы кредитования юридических и физических лиц коммерческими банками. 19

3.2 Организация бюро кредитных историй. 21

Заключение. 29

Список литературы.. 32

Введение

Банковская деятельность в России в последнее десятилетие пере­живает период бурных изменений, которые вызваны, с одной сто­роны, радикальными преобразованиями экономической системы, а с другой - внедрением новых информационных технологий и глобализацией финансовых рынков. На волне радикальных ры­ночных реформ банковская система страны коренным образом изменилась: она приобрела двухуровневую структуру, значитель­но увеличилось количество банковских организаций, при этом все они основывают свою деятельность на рыночных принципах, что создает условия для развития конкуренции на рынке банковских услуг.

Внедрение информационных технологий открыло перед бан­ками новые возможности по управлению рисками, развитию про­грессивных форм обслуживания клиентов, дальнейшей диверси­фикации их деятельности. Информационные технологии стали основой многих финансовых инноваций, привели к созданию раз­нообразных финансовых инструментов, которые сократили сте­пень неполноты и несовершенства финансовых рынков. Одновре­менно технологический прогресс заметно снизил традиционные технические барьеры для проникновения в банковскую отрасль и уменьшил значимость разветвленной филиальной сети банков в предоставлении услуг, которая всегда рассматривалась как несом­ненное их преимущество.

Одной из распространенных услуг банков является кредитование юридических, а с недавних пор и физических лиц. Вслед за деньгами изобретение кредита является гениальным открытием человечества. Благодаря кредиту сокращается время на удовлетворение хозяйственных  потребностей. Предприятие-заемщик  за счет дополнительной стоимости имеет возможность увеличить свои ресурсы, расширить хозяйство, ускорить достижение производственных целей.

Кредит выступает опорой современной экономики, неотъемлемым элементом экономического развития. Его используют как крупные предприятия и объединения, так и малые производственные, сельскохозяйственные и торговые структуры; как государства, правительства, так и отдельные граждане.

Кредиторы, владеющие свободными ресурсами, только благодаря их передаче заемщику имеют возможность получить от него дополнительные денежные средства. При всей очевидности той пользы, которую приносит кредит, его воздействие на народное хозяйство оценивается неоднозначно. Зачастую одними специалистами считается, что кредит возникает от бедности, от нехватки и ресурсов, имеющихся в распоряжении субъектов хозяйства. Кредит, по мнению других специалистов, разрушает экономику, поскольку за него надо платить, что подрывает финансовое положение заемщика, приводит к его банкротству.

Столь разноплановое понимание воздействия кредита на экономику во многом связано с отсутствием о нем четкого представления. Вопросы кредитных операций банков рассмотрены в трудах таких известных авторов, как Балабанов И.Т., Белоглазова Г.Н., Лаврушин О.И., Шмырева А.И.

Процесс кредитования связан с действиями многочисленных и многообразных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение ссуды в установленный срок. Поэтому предоставление ссуд банком заемщику обусловливает изучение кредитоспособности заемщиков, то есть изучение факторов, которые могут повлечь за собой их непогашение.

Задачи улучшения функционирования кредитного механизма выдвигают необходимость использования экономических методов управления кредитом, ориентированных на соблюдение экономических границ кредита. Это позволит предотвратить неоправданные кредитные вложения, обеспечить своевременный и полный возврат ссуд, снизить риск неплатежа.

Порядок и условия кредитования в Российской Федерации регулируются главой 42 «Заем и кредит» Гражданского кодекса РФ, что подчеркивает важность данного вопроса, а, следовательно, обусловливает актуальность данного исследования.

Цель данной работы – исследование кредитных операций банков. Для достижения поставленной цели необходимо решить круг следующих вопросов:

- рассмотреть основы осуществления кредитных операций банков;

- определить сущность кредитных операций;

- исследовать проблемы и перспективы развития кредитных операций в России;

Объект исследования – кредитные операции банков;

Предмет исследования – сущность, проблемы и перспективы развития кредитных операций.

Глава 1. Теоретическая

1.1 Сущность и функции кредита

Проблема определения сущности кредита как экономической категории является наиболее дискуссионной среди ученых-экономистов. Поэтому целесообразно рассмотреть различные точки зрения на определение сущности кредита (см. табл. 1).

Таблица 1

Сущность кредита

Автор

Определение сущности кредита

Балабанов И.Т.

Кредит представляет собой финансовую категорию, т.е. входит в систему финансов и представляет собой форму движения денежного капитала кредитора. Он обеспечивает превращение капитала кредитора в заемный капитал заемщика.[1]

Боровкова В.А., Мурашова С.В.

Кредит является самостоятельной экономической категорией одновременно воспроизводства и перераспределения. Это особый вид общественных отношений, связанный с движением стоимости на определенных условиях. Кредит – финансовый инструмент, позволяющий хозяйствующим субъектам временно перераспределять свободные средства на взаимовыгодных условиях. Сущность кредита заключена в   многообразии кредитных отношений и определяется его объективным существованием во всех общественно-экономических формациях.[2]

Лаврушин О.И.

Не претендуя на полное выражение сущности кредита, можно было бы его охарактеризовать как передачу кредитором ссуженной стоимости заемщику для использования на началах возвратности и в интересах общественных потребностей.[3]

Самсонов Н.Ф.

Кредит представляет собой форму движения ссудного капитала, т.е. денежных средств, отданных в ссуду за определенный процент при условии возвратности и удовлетворения потребности заемщика.[4]

Анализируя определения, выражающие сущность кредита, приведенные в таблице 1, можно выделить основную мысль, заключающуюся в том, что кредит – это форма движения ссудного капитала, предоставляемая заемщику под определенные проценты на возвратной основе.

Следует согласиться с мнением Лаврушина О.И., что сущность кредита следует рассматривать через его структуру, функции и основы. Данная точка зрения сообразуется с Гражданским кодексом, в котором статьей 819 установлено «По  кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор)  обязуются  предоставить  денежные  средства   (кредит) заемщику  в  размере и на условиях,  предусмотренных договором,  а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и  уплатить проценты на нее»[5].

Из указанной статьи следует, что кредит – это денежные средства, предоставляемые кредитной организацией заемщику на возвратной основе. Отсюда следуют основные признаки кредита:

- наличие кредитора и заемщика;

- возвратность кредита;

- вознаграждение кредитору за предоставленный кредит в виде процентов;

- наличие кредитного договора. Кредитный договор должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет  недействительность кредитного договора. Такой договор считается ничтожным.

1.2 Принципы и функции кредита

Кредит как экономическую категорию отличают три основных принципа: срочность, возвратность и платность.[6]

•   Срочность, т. е. ссужаемая стоимость, передается во временное пользование, а не навсегда, как это имеет место в финансовых отношениях, в заранее оговоренные сроки возврата кредитору заемных средств.

•   Возвратность — это неотъемлемая черта кредита, обязательная выплата кредитору суммы основного долга на оговоренных ус­ловиях.

•  Платность, т. е. денежные средства при кредитных отношениях, представляет собой специфический товар, за пользование кото­рым, в любой форме устанавливается цена в виде процентной ставки.

Сущность кредита проявляется через его функции. Кредит вы­полняет функции, не только внутренне присущие его содержанию, но и обусловленные объективными факторами внешнего воздей­ствия. В теории кредита нет единства взглядов на его функции; в основном выделяют следующие:

1.  Перераспределительная функция, с помощью которой происхо­дит перераспределение временно свободной стоимости одних собственников для пользования ею на условиях возвратности и платности другими хозяйствующими субъектами. Такое перерас­пределение может быть отраслевое: внутриотраслевое и межот­раслевое; территориальное: внутритерриториальное и региональ­ное; международное.

2.  Функция замещения, через которую происходит создание кредит­ных орудий обращения, т. е. замены реальных денег кредитными. В этом процессе есть два подхода; первый — это замещение золота в обращении денежными знаками (банкнотами), которые являют­ся долговыми обязательствами государства, второй — это замеще­ние наличных денег векселями, чеками и другими кредитными ору­диями обращения.

3.  Воспроизводственная функция, которая состоит в следующем: заемщик получает возможность использовать полученный во временное пользование капитал для предпринимательской деятельности или производства, т.е. происходит воспроизводство товаропроизводителя; кроме того, воспроизводятся и предприятия, связанные с заемщиком отношениями кооперации.

4. Стимулирующая функция, т.к. кредит способствует рациональному использованию полученных ресурсов в силу его платности, а через систему предъявляемых к заемщику банками требований идет стимуляция к улучшению экономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов.

5. Макрорегулирующая функция, т.е. на макроуровне, через воздействие на процентные ставки и другие регуляторы денежно-кредитной системы, государство оказывает влияние на предложение и спрос денежных средств в стране.

1.3 Законы кредита

Представление общества о кредите не может быть полным без раскрытия законов его движения. Знание законов, налаживание механизмов их реализации дают возможность наиболее успешно применять те ресурсы, которые дополнительно получают субъекты рынка в виде временно неиспользуемых стоимостей.

Экономические законы предполагают обнаружение устойчивой взаимосвязи между экономическими явлениями, в том числе между кредитом и другими экономическими категориями. Кредит представляет собой лишь элемент общей системы экономических отношений, его функционирование можно понять не в изолированности, не в отрыве этих отношений, а во взаимосвязи и взаимодействии с ними. Кредит тесно взаимодействует как с экономикой в целом,  и с отдельными ее секторами. Соприкасаясь с другими элементами производственных отношений, кредит, тем не менее «не растворяет» в них свою сущность. Будучи зависимым от этих отношений, он сохраняет свою относительную самостоятельность. Законы кредита в общем виде характеризуют то, что выражает единство зависимости кредита и его относительной самостоятельности.

У экономических законов, в том числе законов кредита, есть два фундаментальных признака: необходимость и существенность. Необ­ходимость - основа закона. Без ее познания, без раскрытия неотврати­мости той или иной зависимости кредита от других экономических от­ношений практически нет закона, а есть лишь описание всех и всяческих связей, характерных для экономических категорий. Закон, с одной сто­роны, не выражающий требуемых связей, «железной» необходимости, не может квалифицироваться как закон.

Необходимость, выражаемая законом, с другой стороны, должна совмещаться с сущностью кредита - признак существенности. Взаимодействуя с внешней средой, кредит остается самим собой. На него мо­гут влиять различные экономические процессы, но его специфические черты от этого не исчезают. Вместе с тем кредит влияет на другие эко­номические отношения посредством присущих ему качеств (возвратно­сти, срочности и др.). В этом смысле связи, выражаемые законами кредита, устойчивы, постоянны. Там, где нет постоянства во взаимо­действии, нет и закона кредита.

Закон, следовательно, выражает такие связи, которые относятся именно к кредиту и одновременно являются неизбежными только для кредита.

Важно не смешивать закон с сущностью кредита. Закон выражает лишь элемент сущности, одну из ее сторон. Кроме того, законы обра­щены не к самой сущности, а к отношению между сущностями.

Помимо необходимости и существенности, экономические законы обладают и другими признаками, например объективностью. Положе­ние об объективности законов препятствует их субъективистскому тол­кованию, предполагает такие их качественные и количественные харак­теристики, которые существуют вне и независимо от сознания людей. Это означает, что:[7]

•  кредит как объективная реальность совершает свое движение во времени и пространстве;

•  ему свойственны противоречия, причинная обусловленность, оп­ределенные тенденции, закономерности, структура;

•  его существование неразрывно связано с другими экономически­ми образованиями;

• он составляет лишь элемент общей системы экономических отно­шений.

Важным в данной характеристике является и то, что кредит, несмотря на происходящие в нем изменения, превращения из одной формы в дру­гую, несмотря на механизм управления, остается объективной стоимо­стной категорией с ее всеобщими свойствами и связями. Законы креди­та - прежде всего экономические законы, где стоимость, облаченная в особую форму, продолжает свое движение, не теряя при этом своих глу­бинных свойств.

К признакам закона относится также его всеобщность. Согласно данному признаку классифицировать то или иное качество как закон, определенное развитие как закон развития можно только тогда, когда одно и то же событие возникло при сходных обстоятельствах, присущих всем явлениям.

В отличие от ряда общих экономических законов, регулирующих экономику в целом, законы кредита действуют лишь на базе тех отно­шений, суть которых они выражают.

Законы кредита конкретны. Затрагивая особые стороны движения кредита, они определяют направление его движения, связи со смежны­ми экономическими категориями, зависимости от конкретных матери­альных процессов и т.д. В определенном смысле законы кредита более конкретны, чем законы воспроизводства и его отдельных фаз, так как они обусловлены спецификой рассматриваемой категории.

Законы кредита проявляются, прежде всего, как законы его движе­ния. Кредит в качестве отношений между кредитором и заемщиком нельзя представить без движения ссуженной стоимости, без ее простран­ственного перехода от одного субъекта к другому, без временного фун­кционирования в кругообороте средств заемщика. Движение составля­ет важнейшую характеристику кредита как стоимостного образования, характеристику более существенную, чем его свойство, то, без чего кре­дит не может существовать.

В связи с этим в перечне законов кредита следует особенно выде­лить закон, выражающий особенности движения ссуженной стоимос­ти, закон возвратности кредита.

Закон возвратности кредита (в отличие от собственных или бюджет­ных ресурсов) отражает возвращение ссуженной стоимости к кредито­ру, к своему исходному пункту. В процессе возврата от заемщика к кре­дитору передается именно та ссуженная стоимость, которая ранее была передана во временное пользование. Важно здесь и то, что возвратность ссуженной стоимости - это возвратность в квадрате, поскольку сред­ства возвращаются не только к заемщику, совершив свой кругооборот, но от него к юридической исходной точке.

Рассматривая законы кредита, следует признать, что движение ссу­женной стоимости зависит от источников ее образования. Если такая зависимость существует, то ее можно выразить в виде определенного закона. При кредите осуществляется взаимодействие с реально создан­ными стоимостями, его движение во многом обусловлено следующим обстоятельством: имеются ли в распоряжении кредитора реальные сред­ства, которые могут быть переданы заемщику. Закон, регулирующий зависимость кредита от источников его образования, определим как закон равновесия между высвобождаемыми и перераспределяемыми на началах возвратности ресурсами.

К законам кредита можно отнести также закон сохранения ссужен­ной стоимости. Средства, предоставляемые во временное пользование, возвратившись к кредитору, не теряют не только своих потребительс­ких свойств, но и своей стоимости; ссуженная стоимость, возвратив­шись из хозяйства заемщика, предстает в своем первозданном равно­ценном виде, готовая вступить в новый оборот. В отличие от средств производства, частично или полностью перенесших часть своей стоимо­сти на готовый продукт, ссуженная стоимость возвращается в своем постоянном равноценном качестве, обладая теми же потенциальными свойствами, что и при первичном вступлении в оборот.

Существенное значение для кредита, как и для других экономичес­ких категорий, имеет время, составляющее атрибут движения стоимос­ти. Оно во многом связано с теми потребностями, которые возникают у субъектов рынка. От того, куда, в какие затраты вложены кредитные ресурсы, зависит общая продолжительность функционирования кредита в кругообороте средств.

Время функционирования кредита оказывается зависимым и от ряда других факторов, в том числе времени высвобождения ресурсов. Чем больше время, на которое высвобождена стоимость у кредитора, тем шире возможности увеличения продолжительности ее функционирова­ния в хозяйстве заемщика. Чем быстрее оборачиваемость кредита, тем шире возможности высвобождения ссуженной стоимости и ее вступле­ния в новый оборот.

Все это позволяет уточнить временные границы функционирования кредита, сделать вывод о том, что движение ссуженной стоимости в каждой хозяйственной сделке ограничено. Закон кредита, отражаю­щий зависимость, предполагает, в частности, удовлетво­рение только временных потребностей субъектов воспроизводства в ис­пользовании позаимствованной стоимости.

Рассмотренные законы движения кредита имеют для практики боль­шое значение. Отход от их требований, нарушение их сущности может отрицательно повлиять на денежный оборот, снизить роль кредита в народном хозяйстве.

Нарушение возвратности кредита дестабилизирует денежное обращение, приводит к банкротству банков, обостряет социальные противоречия, вызывая недовольство вкладчиков тех банков, которые объявили о совей несостоятельности.

Отсутствие дисбаланса между ресурсами, вовлекаемыми в процесс кредитования, увеличивает денежную массу, приводит к снижению покупательной способности денежной единицы.

Нарушение сохранения ссуженной стоимости приводит к девальвации ресурсов кредитора, снижению размера реальных стоимостей, предоставляемых в порядке помощи народному хозяйству. Поэтому, знание и учет законов кредита выступают наиболее важной задачей государства и банков в регулировании экономики страны.

Глава 2. Аналитическая часть

2.1 Анализ возврата кредитов

Россияне охотнее возвращают кредиты, чем жители стран Восточной Европы. Кроме того, на проценте невозвратов не сказывается тот факт, что российские ставки по кредитам выше восточноевропейских.

Рынок кредитования физических лиц - один из самых быстрорастущих в сфере банковских услуг. В 2004 году он вырос вдвое с 298 до 617 миллиардов рублей. Лидером по выдаче займов является Сбербанк, на его долю приходится 43 процента займов. Затем идут банки розничного кредитования - "Русский стандарт" (5,7 процента) и "Хоум Кредит энд Финанс Банк" (3,1 процента), заняв, таким образом более 50% рынка кредитования (рис.1)

Рисунок 1. Структура потребительского кредитного рынка

 

На российском рынке кредитования населения доля просроченных займов остается небольшой, по данным Центробанка, на 1 марта 2005 года она составляла 1,7 процента. На средний показатель сильно влияет разброс показателей невозвратов в разных отраслях кредитования. Так, при выдаче ипотечных кредитов просрочка измеряется долями процента, а при экспресс-кредитовании процент невозвратов может составлять 6-7 процентов.

Показатели невозвратов в Восточной Европе выше. В банках Польши и Чехии они могут составлять 12-14 процентов. Кроме того, российские банковские менеджеры уверяют, что зачастую платежи опаздывают лишь на несколько дней.

Согласно статистике, опубликованной Банком России на своем официальном сайте, россияне предпочитают кредиты в рублях - например, в марте 2005 года рублевых кредитов россиянам было выдано в 5,57 раза больше, чем кредитов в иностранной валюте. Однако объем кредитов, выданных в иностранной валюте, увеличивается быстрее, чем объем рублевых кредитов.

Например, на 1 февраля текущего года объем предоставленных населению рублевых кредитов увеличился на 0,8% (с 525 372 млн рублей до 529 861 млн рублей), в то время как валютных - на 1,5% (с 93 490 млн рублей до 94 885 млн рублей). На 1 марта сумма рублевых кредитов выросла на 2,2% (с 529 861 млн рублей до 541 562 млн рублей), а валютных за тот же период - на 2,4% (с 94 885 млн рублей до 97 119 млн рублей) (рис. 2).

Рисунок 2. Динамика кредитов

2.2 Анализ структуры кредитов

Таблица 2

Всего по России Объем задолженности по кредитам в рублях, предоставленным кредитными организациями юридическим лицам по отраслям экономики и физическим лицам всего[8]

 

Объем задолженности по кредитам в млн. руб.

всего

в том числе:

физическим лицам

юридическим лицам по отраслям экономики

из них:

Промышлен

ность

сельское хозяйство

строительство

торговля

транспорт и связь

прочие отрасли

А

1

2

3

4

5

6

7

8

01.01.2005

2306082,232

642 728,296

96 004,932

122 053,082

581 128,727

134 599,739

729 567,456

524 812,929

 

По данным ЦБ РФ о размерах задолженности по рублевым кредитам в целом по России (см. табл. 2) видно, что лидируют по части кредитов промышленность (23%), торговля (21%) и физические лица (19%) (см. рис.. 3)

Рисунок 3. Структура задолженности по рублевым кредитам в целом по России на 1 января 2005 года

В качестве сравнения - по Сибирскому округу первенство по рублевым кредитам принадлежит физическим лицам и по состоянию на 1.01.2005 г. составляет 89805,119 млн. руб., что составляет 17% в общем объеме потребительских кредитов по всей России (89805,119/524812,929) (см. табл.3).

Сибирский округ Объем задолженности по кредитам в рублях, предоставленным кредитными организациями юридическим лицам по отраслям экономики и физическим лицам[9]

 

Объем задолженности по кредитам в млн. руб.

всего

в том числе:

физическим лицам

юридическим лицам по отраслям экономики

из них:

промышленность

сельское хозяйство

строительство

торговля

транспорт и связь

прочие отрасли

А

1

2

3

4

5

6

7

8

01.01.2005

177786,283

67 238,672

10 348,605

9 907,869

54 056,584

11 209,098

25 025,455

89 805,119

Структура задолженности по кредитам в рублях, предоставленным кредитными организациями юридическим лицам по отраслям экономики и физическим лицам по Сибирскому округу отличается от аналогичной структуры в целом по России. Как видно из рисунка 4, лидируют физические лица, промышленность и торговля.

Рисунок 4. Структура задолженности по рублевым кредитам в целом по России на 1 января 2005 года

Для наглядности построим сравнительную диаграмму задолженности по рублевым кредитам в целом по России и Сибирскому округу (рис. 5).

Рисунок 5. Структура кредитов по России и Сибирскому округу

Из проведенного анализа по данным, приведенным на официальном сайте Центрального Банка России можно говорить о потребительском буме в Сибирском округе и развитии промышленности.

Особо необходимо отметить, что предоставление кредитов промышленной сфере позволит возродить промышленность Сибири, которая в условиях рыночной экономики без государственной финансовой поддержки была не в состоянии выжить за счет собственных средств, т.к. известно, что промышленность Сибири представлена в основном оборонным производством, финансирование которого осуществлялось за счет бюджетных средств. Единственный шанс выжить – реорганизовать производство, и выпускать продукцию для «мирного потребления», а для этого, соответственно, нужны значительные денежные затраты. Без заемных внешних источников сделать это практически невозможно, поэтому в случае с оборонной промышленностью кредиту можно приписать социальную миссию, т.к. производство – это прежде всего люди, которые ввиду отсутствия государственного заказа месяцами не получали заработную плату. Способствуя возрождению производства, кредит, тем самым способствует получению прибыли за счет проданной продукции, а, следовательно, и своевременному получении. заработной платы.

3. Рекомендательная

3.1 Проблемы кредитования юридических и физических лиц коммерческими банками

Процесс кредитования связан с действиями многочисленных и многообразных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение ссуды в установленный срок. Поэтому предоставление ссуд банком заемщику обусловливает изучение кредитоспособности заемщиков. Больше всех в информации о кредитоспособности предприятий и организаций нуждаются банки: их прибыльность и ликвидность во многом зависят от финансового состояния клиентов. Поэтому определение кредитоспособности заемщика остается на сегодняшний день одной из основных проблем коммерческих банков.

Стабильное и динамичное развитие экономики России требует экономической прозрачности и информационной открытости, ибо это создает необходимую конкурентную среду. Наиболее простым и эффективным инструментом распространения достоверной информации о субъектах рынка являются их кредитные истории, в идеале содержащие сведения о клиенте как плательщике по всем видам обязательств.

Что может сделать банк, как кредитор, желающий оценить принимаемый на себя кредитный риск? Он получает, во-первых, бухгалтерскую отчетность предприятия - заемщика, зачастую не соответствующую истинному положению дел и международным стандартам отчетности; во-вторых, бизнес-план, который может не отражать того, как на самом деле получатель кредита хочет использовать средства. В случае, если заемщик совершал ранее экономические преступления, банк может узнать об этом по каналам межбанковского обмена. Но и отсутствие подобной информации не исключает злой умысел недобросовестного поведения в будущем. Таким образом, банк оказывается с крайне ограниченной информацией о своем будущем деловом партнере.

В условиях кредитной политики с низкими рисками, решить проблему смогут или давние связи с руководством заемщика, или ликвидный залог, который зачастую отсутствует у начинающих бизнес не крупных заемщиков.

В итоге имеем ситуацию, когда реально, кредит "закрыт" для тех, кому он нужен, т.е. имеет место асимметричность информации – недостаточность сведений о партнере, что ведет к неэффективности распределения кредитных ресурсов. В этих условиях "хорошим" заемщикам приходится платить повышенную премию за риск, а "плохим" – заниженную. Так как кредитор не может реально оценить риск, он устанавливает одинаковые процентные ставки по кредитам для всех, что порождает проблему "неблагоприятного выбора". Но, поскольку стремление ненадежных заемщиков получить кредит выше, чем платежеспособных, снижается эффективность распределения кредитных ресурсов. И как итог – часть надежных проектов не реализуется.

Ситуация меняется, если заемщик сможет предоставить выписки с кредитных счетов по кредитам, полученным в других банках ранее или в то же время. Мировой опыт показывает, что это делается с использованием института кредитных историй (одного или системы кредитных бюро), созданного для обмена информацией о заемщиках между кредиторами.

Что касается проблем по кредитоспособности физических лиц, то можно отметить следующее. По мере роста количества предоставленных кредитов возрастает и число недобросовестных клиентов, которые намеренно задерживают погашение займа. Несмотря на постоянно обновляющиеся технологии оценки клиентов, пока ни один банк не застрахован от мошенничества. Можно выделить несколько распространенных типов мошеннических операций, которым банк не может противостоять.

Во-первых, это получение займа по подложным документам или потерянным удостоверениям личности на чужую фамилию.

Во-вторых, постоянный рост количества потребительских кредитов и расширение партнерской сети кредитных организаций привели к тому, что причиной мошенничества может стать сговор клиента с магазином.

Третий, наиболее распространенный вариант – это обман скоринговых систем, предназначенных для оценки заемщиков. Как правило лица, специализирующиеся на финансовых махинациях, внимательно изучают скоринговую систему, с которой работает конкретный банк, и определяют психотип клиента, которому отдается предпочтение. После этого подбирается человек, с ним отрабатываются нужная история и ответы. По такой схеме через подставных лиц мошенники могут взять кредиты в нескольких банках.

Работу с недобросовестными клиентами осложняет не только разобщенность банков, но и отсутствие законного доступа к большинству баз данных, содержащих информацию о физических лицах. Например, только обладая связями в госструктурах, службы безопасности банков могут узнать о криминальном прошлом потенциального заемщика. Даже использование баз данных адресного и телефонного бюро для проверки информации, которую указал о себе в анкете заемщик, является незаконным.

Таким образом, система контроля за недобросовестными вкладчиками оказалась не соответствующей активному росту потребительского кредитования.

3.2 Организация бюро кредитных историй

Понимание необходимости иметь в России действующий институт кредитных историй пришло задолго до кризиса 1998 г., который, как известно, и помешал законодательному утверждению института кредитных историй, отбросив финансовую систему намного назад. Необходимость принятия закона об институте кредитных историй в настоящее время очевидна. Помочь кредиторам договориться между собой может ЦБ РФ, подав знак "сверху". Тем не менее стратегия развития банковского сектора РФ не содержит даже формулировки понятия "кредитная история".

Прежде всего, России важно определиться с формой кредитных бюро. Мировая практика показывает, что возможны несколько вариантов их создания:

-         централизованный вариант, при котором ЦБ РФ и его РКЦ в регионах берут на себя полностью все функции бюро;

-         частный вариант – бюро работают как частные самоокупаемые предприятия, деятельность которых строго регулируется законом.

Возможен и вариант, когда регионально ЦБ РФ региона берет на себя только обязательство технически вести базу данных кредитных историй. При этом банки подписывают с ЦБ РФ генеральное соглашение.

Характеру рыночной экономики более всего соответствует именно частный вариант. С точки зрения банков, если реализуется частный вариант, важна реальная независимость бюро. То есть очень важно, чтобы оно не было дочерней структурой ("де-юре" или "де-факто") одного из кредиторов - участников бюро.

Следует определить характер информации, которая будет циркулировать через бюро. Возможны три варианта:

негативные кредитные истории – факты имевших место невозвратов или просрочки кредитов, процентов, экономические правонарушения;

позитивные кредитные истории  - отчет о кредитах, погашенных и обслуженных в срок;

негативные и позитивные вместе – информация о позитивных и негативных кредитных историях.

В любом случае – это конфиденциальная информация, которая может служить орудием в конкурентной борьбе как хозяйственных субъектов, так и кредитных организаций. Механизм защиты информации от несанкционированного доступа, возможные злоупотребления частной информацией преодолеваются организационно-правовыми мерами.

Во многих странах на пути развития кредитных бюро, связанных с кредитными историями физических лиц, стояла проблема защиты частной информации о потенциальных заемщиках. Закон об институте кредитных историй должен описать регламент приема, передачи и обмена информацией. Деятельность бюро не должна нарушать личных прав и свобод граждан.

Проще всего создать бюро, занимающееся только негативной кредитной историей. Именно с такого рода кредитных историй и следует начинать в России. Во-первых, это значительно меньший объем информации, по сравнению с позитивной; во-вторых, это значительно меньшее раскрытие банковской тайны. В случае позитивной истории, банк должен раскрыть информацию по всем заемщикам, которые берут у него кредиты.

Рассмотрим другой вариант создания бюро – раскрытие негативной кредитной истории только по тем заемщикам, по которым этого захочет сам кредитор. Возможно, что есть клиенты, которым банк верит, относительно которых он убежден, что переживаемые трудности - временные. В этом случае, он должен иметь право не раскрывать информацию о нем. Однако тем хозяйственным субъектам (заемщикам), о которых банк передаст информацию в бюро, будет закрыт доступ к получению кредита у всех кредиторов, взаимодействующих с бюро. Более сложный вариант с позитивными историями также можно упростить, если позволить кредиторам избирательно предоставлять информацию в бюро.

Что же может помешать созданию бюро в форме частных структур сейчас в России? Прежде всего, это институт банковской тайны в законодательстве. Анализируя ст. 857 ГК РФ и ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности", можно сделать вывод о том, что банк не имеет право разглашать информацию о заемщиках, являющуюся банковской тайной. Входит ли в состав банковской тайны кредитная история? Согласно ст. 857 ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. При этом, выдача банком кредита по кредитному договору, являясь согласно ст.5 ФЗ "О банках и банковской деятельности" банковской операцией, не является операцией по банковскому счету, и клиент банка так же не является клиентом по договору банковского счета или банковского вклада. С учетом этого, сведения о клиенте банка по кредитному договору, самом кредитном договоре, как банковской операции, согласно ст. 857 ГК РФ не являются банковской тайной. В то же время, выдача банком кредита, в соответствии со ст.26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" входит в состав сведений, составляющих банковскую тайну, как банковская операция. Однако, порядка предоставления сведений по кредитному договору с физическим лицом ст. 26 вышеуказанного закона не содержит. Вот для чего, кроме прочего, необходим вышеуказанный закон об институте кредитных историй: необходимо внести уточнения в вышеуказанные нормы ГК РФ и ФЗ "О банках и банковской деятельности", разрешив банкам предоставлять кредитную историю в бюро, действующие в строгом соответствии с законом.

Однако, практикующие банковские юристы высказывают мнения, что даже в условиях отсутствия специального закона, возможно создание кредитного бюро в России (речь идет о региональном частном варианте создания бюро). Ограничение по возможному раскрытию банковской тайны преодолимо, если в кредитное соглашение (договор) кредитора и заемщика (возможно и в кредитную заявку клиента) внести оговорку о том, что банк имеет право (в случае наличия права добровольного выбора кредитора - передавать или не передавать информацию в бюро) или обязуется (в случае отсутствия такового), в случае нарушения заемщиком условий кредитного договора, передать информацию в кредитное бюро. В этом случае, если банк сможет включить такую оговорку в кредитный договор (а возможно, и кредитную заявку), заемщик (клиент) не просто сам соглашается на разглашение информации о себе, а фактически дает поручение банку. И банк, передавая негативную кредитную историю в бюро, будет исполнять обязательство, данное ему заемщиком.[10]

В нынешних условиях бюро должно иметь реально независимый от любого из банков (или ЦБ РФ) статус. Как это можно обеспечить? Если говорить о создании частного бюро на уровне субъекта РФ, его должен возглавить человек, который имеет общеизвестную в финансовых (прежде всего, банковских) кругах личную "историю", или трудовую биографию. Т.е. это должен быть человек, например, в недавнем прошлом возглавлявший один из банков и положительно зарекомендовавший себя в профессиональном отношении. Это обеспечит доверие к нему со стороны других действующих руководителей банков - кредиторов.

Потенциального руководителя регионального кредитного бюро в России, во-первых, в соответствующих кругах должны все хорошо знать; во-вторых - ему доверять; в-третьих, он должен быть реально независим по отношению к менеджменту всех банков. Если такой человек найден, следующим этапом идет разработка соглашения банков - участников и бюро. по двум вариантам: соглашение каждого из кредиторов с бюро и генеральное соглашение, когда все участники ставят подписи на одном документе, который составляется по числу участников. С юридической точки зрения нет принципиальной разницы.

В примерном варианте соглашения должно быть:

- информационные продукты (в виде приложений к соглашению);

- условия передачи информации о заемщике банком в бюро;

-  порядок обмена и доступа к информации со стороны работников бюро;

- конфиденциальность информации;

- права, обязанности, ответственность сторон;

- стоимость услуг и порядок расчетов, форс - мажор и т.д.

Стандарт кредитной истории можно разработать на основе Приложения №3 "Аналитические данные о состоянии кредитного портфеля" к Инструкции ЦБ РФ №17 "О составлении финансовой отчетности" исключив некоторые статьи и добавив один пункт "Сведения о нестандартных событиях, противозаконных действиях, случаи мошенничества: [краткая характеристика] - [дата]". Такой подход обеспечит минимальные временные и трудовые затраты, необходимые для заполнения кредитных историй ответственными сотрудниками банков. Идентификация заемщиков осуществляется по ИНН налоговых органов.

Говоря о создании бюро кредитных историй по обмену негативными кредитными историями на региональном уровне, в соглашении кредиторов и бюро можно определить следующий порядок обмена информацией.

При заключении соглашения, кредиторы единовременно снабжают бюро негативными кредитными историями по своим заемщикам за последние несколько (до пяти) лет. Для начала обмена информацией, минимально достаточно двух кредиторов. Далее, кредиторы регулярно, например, еженедельно, снабжают бюро новыми негативными кредитными историями заемщиков по установленной в приложении к соглашению форме. Бюро накапливает информацию и по запросу кредиторов - подписантов соглашения, за минимальную плату, порядка 2 долл. за информационный продукт, необходимую для поддержания функционирования бюро и ведения базы данных, предоставляет ее кредиторам. Кредиторы, при условии регулярности и достоверности предоставления информации о своих клиентах, могут постоянно получать из бюро отчеты об операциях своих потенциальных заемщиков. Таким образом, осуществляется обмен информационными продуктами кредиторов с бюро и фактически, между собой.

Так как предметом взаимного обмена кредиторов и бюро выступает информация, то целесообразно вести обмен с помощью компьютерных сетей. Передаваемая информация должна надежно шифроваться. Запросы на кредитные истории бюро может принимать с помощью web - интерфейса (веб - сайта), однако сама база данных кредитных историй не должна быть доступна из сети Интернет. Один из вариантов решения проблемы защиты – расположение базы данных на отдельном ПК и обработка вручную запросов, полученные по сети. Такой подход исключит потенциально возможный "взлом" и несанкционированный доступ к информации.

Одной из возможных проблем на пути создания бюро является конфликт интересов бюро и кредиторов: банк заинтересован взять больше, а отдать меньше, что может вести к злоупотреблениям при формировании и использовании информации. Кроме того, необходимо определить перечень причин получения банком кредитных историй, с тем чтобы разрешить или запретить ему получение информации из бюро не для целей кредитного процесса.

В Саратовской области после создания базы данных примерно в 5 раз уменьшилось число невозвращенных кредитов. Но самое главное - наличие базы дисциплинирует всех остальных потенциальных заемщиков. Кроме формирования дисциплинирующего механизма для заемщиков, мировой практике известны следующие преимущества от создания кредитных бюро.

Во-первых, кредитные бюро повышают уровень сведений банков о потенциальных заемщиках и дают возможность более точного прогнозирования возвратности ссуд, основанного на реальной оценке надежности заемщиков. Из процесса кредитования исключаются недобросовестные заемщики, мигрирующие из банка в банк под разными вывесками фирм - "однодневок". Для кредитора это ведет к значительному снижению кредитных рисков, уменьшению резервов на возможные потери по ссудам; повышению ликвидности, снижению остроты проблемы дебиторской задолженности.

Во-вторых, уменьшение расходов (платы) за поиск информации, которую бы банки взимали со своих клиентов, что обуславливает снижение цены кредитов. Обмен информацией между кредиторами стимулирует рост банковских кредитов по отношению к ВВП примерно на 20% и повышает эффективность финансового посредничества банками, что выгодно всем субъектам рынка и государству.

В третьих, для региона (страны) – это формирование положительного имиджа региона за счет повышения степени транспарентности заемщиков, включающей достоверность, своевременность и полноту раскрытия информации; благоприятный инвестиционный климат.

Некоммерческое партнерство «Кредитное бюро» было учреждено в Новосибирске в 2003 году шестью банками: ОАО «Сибакадембанк»; ОАО «Банк «Алемар»; ОАО «Инвестиционный городской банк»; ОАО «Новосибирский Муниципальный Банк»; ООО «Коммерческий банк «Рось»; ОАО «Банк «Левобережный».

Договора с «Кредитным бюро» по обмену информацией заключили 22 банка – все региональные кредитные организации, зарегистрированные на территории столицы Сибири, и часть филиалов иногородних банков. На середину октября 2004 г. в базе Бюро накоплено около 3 млн записей. Из них около 100 тыс. записей, позволяющих идентифицировать наличие «негативной» кредитной истории или неблагонадежность заемщика, 2/3 этой информации – информация по частным лицам.

В кредитное бюро чаще всего поступают запросы от банков и филиалов, находящихся на территории Новосибирска. Но в бюро стекается информация не только из Новосибирска, но и из Томска, Омска, Иркутска, Кузбасса, приморского края, то есть регионов, где имеются филиалы банков, заключивших с нами соглашение по обмену информацией.

 Цель Кредитного бюро – накопить базу по недобросовестным заемщикам по всему округу. В будущем, после выхода закона, который уже прошел второе чтение, бюро планирует собирать всю информацию о заемщиках и формировать полноценные кредитные истории на всех клиентов, обращающихся в банки за кредитом, - как юридических, так и физических лиц.

Заключение

С точки зрения банков кредиты промышленным предприятиям часто бывают невыгодными. Еще менее привлекательными представляются кредиты гражданам. Такая ситуация складывается в результате объединения высоких кредитных рисков, присущих вложениям в российские предприятия, высоких норм резервирования и высокого уровня налогообложения, что в совокупности приводит к резкому сокращению банковской маржи. Но при отсутствии других прибыльных сфер деятельности коммерческие банки вынуждены развивать кредитование, надеясь на развитие своих клиентов.

Процесс кредитования связан с действиями многочисленных и многообразных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение ссуды в установленный срок. Поэтому предоставление ссуд банком заемщику обусловливает изучение кредитоспособности заемщиков. Больше всех в информации о кредитоспособности предприятий и организаций нуждаются банки: их прибыльность и ликвидность во многом зависят от финансового состояния клиентов. Поэтому определение кредитоспособности заемщика остается на сегодняшний день одной из основных проблем коммерческих банков.

цели и задачи анализа кредитоспособности заключаются в определении способности заемщика своевременно и в полном объеме погасить задолженность по ссуде, степени риска, который банк готов взять на себя; размера кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах и, наконец, условий его предоставления. Все это обусловливает необходимость оценки банком не только платежеспособности клиента на определенную дату, но и прогнозы его финансовой устойчивости на перспективу. Объективная оценка финансовой устойчивости заемщика и учет возможных рисков по кредитным операциям позволяет банку объективно управлять кредитными ресурсами и получать прибыль.

Анализ кредитоспособности ссудозаемщика включает целый ряд методов, важнейшими из которых являются:

-         сбор информации о клиенте;

-         оценка кредитного риска;

-         оценка финансовой устойчивости клиента на основе системы финансовых коэффициентов;

-         оценка кредитоспособности на основе индекса Альтмана;

-         анализ денежных средств.

Несмотря на единство критериев и способов оценки, существует специфика в анализе кредитоспособности. Эта специфика заключается в комбинации применяемых способов оценки, а также в их содержании.

Применяемые в настоящее время и рекомендуемые способы оценки кредитоспособности заемщика опираются, главным образом, на анализ его деятельности в предшествующем периоде и ориентированы, в основном, на решении расчетных задач. При всем значении таких оценок, они не могут исчерпывающе характеризовать кредитоспособность потенциального заемщика в прогнозе.

На Западе анализу состояния фирм уделяется главное внимание, и с этой целью при рассмотрении значений коэффициентов конкретной фирмы рекомендуется сравнивать их с ее же более ранними показателями и со средними показателями для отрасли, к которой фирма  относится. Так, фирма Dun and Brand-street ежегодно готовит сборник «Industry and Key Business Rations», содержащий балансовые показатели и рассчитанные на их основе коэффициенты по 800 отраслям экономики США (определены Стандартным промышленным классификатором). Аналогичные сборники издаются фирмой и по другим странам. В России такая практика отсутствует, и это остается одной из основных проблем при изучении кредитной истории заемщика.

Практика показывает, что при экономических кризисах перед банками остро стоит проблема возврата денежных средств, предоставленных заемщикам, и чем тщательней был проведен анализ финансового состояния и ликвидности предоставляемого обеспечения, тем выше вероятность расчета по выданным кредитам.

Стабильное и динамичное развитие экономики России требует экономической прозрачности и информационной открытости, ибо это создает необходимую конкурентную среду. Наиболее простым и эффективным инструментом распространения достоверной информации о субъектах рынка являются их кредитные истории, в идеале содержащие сведения о клиенте как плательщике по всем видам обязательств.

В заключение отметим: динамичное и устойчивое развитие банковского сектора Российской Федерации объективно ставит перед банками задачу налаживания работы со стандартизированными информационными продуктами и соответствующей технологией обмена информацией.

Список литературы

1.     Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 2.

2.     Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 30 июня, 8, 23 декабря 2003 г.)

3.     Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями от 10 января, 23 декабря 2003 г.)

4.     Указание ЦБ РФ от 25 декабря 1997 г. №101-У «О введении Инструкции "О порядке формирования и использования  резерва на возможные потери по ссудам" и об учете при  налогообложении величины резерва на возможные потери по ссудам».

5.     Балабанов И.Т. Банки и банковское дело: Учебное пособие. – СПб: Питер, 2005

6.     Банковское дело: Учебник / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – М.: Финансы и статистика, 2004.

7.     Боровкова В.А., Мурашова С.В. Основы теории финансов и кредита. – М.: СПб: Питер, 2004.

8.     Деньги, кредит, банки / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2004

9.     Ильинский И.В. Россия на пути к созданию института кредитных историй // Банковское дело. – 2003, №7., стр. 23.

10.           Меркулов В.В., Кравченко А.В. Институт банковской тайны: понятие и проблемы его практического применения // Банковское право. – 2003, №1.

11.           Саркисянц А.Г. Банковская система России и направления ее реформирования // Финансы. - 2002, №2.

12.           Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003.

13.           www.cbr.ru


[1] Балабанов И.Т. Банки и банковское дело: Учебное пособие. – СПб: Питер, 2005. – с.114-115

[2] Боровкова В.А., Мурашова С.В. Основы теории финансов и кредитов. – СПб: Питер, 2004. с. – 130-131

[3] Деньги, кредит, банки / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2004. – с. 187

[4] Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 120

[5] Федеральный закон от 26 января 1996 года N 14-ФЗ Гражданский кодекс Российской Федерации  (Часть вторая) (ред. от 23.12.2003)

[6] Боровкова В.А., Мурашова С.В. Основы теории финансов и кредитов. – СПб: Питер, 2004. с. – 133-134

[7] Деньги, кредит, банки / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2004. – с. 194

1.     [8] www.cbr.ru

2.     [9] www.cbr.ru

[10] Меркулов В.В., Кравченко А.В. Институт банковской тайны: понятие и проблемы его практического применения // Банковское право. – 2003, №1.