Содержание

1.1 Отраслевая структура экономики.................................................................................. 3

1.2. Монополия: экономическая природа, причины возникновения, формы. Монопольная цена, монопольная прибыль............................................................................................................... 7

1.3. Роль государства в рыночной экономике..................................................................... 11

Список литературы..................................................................................... 16

1.1 Отраслевая структура экономики

Отраслевая структура — это соотношение отдельных от­раслей между собой, выраженное в процентах.

Отраслевая структура выражается перечнем отраслей и их до­лей в общем объеме производства продукции или в элементах производства (стоимости основных фондов, численности персо­нала и т.п.). При характеристике отраслевой структуры, как пра­вило, используется показатель удельного веса отрасли в общем объеме производства товарной продукции.

Сложившаяся отраслевая структура крайне не удовлетворяет потребности национальной экономики России и ее населения.

В структуре всей производимой промышленной продукции на долю средств производства (группа А) до реформы 90-х годов па­дало три четверти и лишь одну четверть составляли предметы по­требления (группа «Б»). Между тем обществу нужна конечная по­требительская продукция, а средства производства говорят сами за себя. Это—действительно лишь средства для последующего производства в конечном счете предметов потребления. В масшта­бах национальной экономики средства производства—затраты, в то время как предметы потребления — результат. Поэтому есте­ственно, чем меньше затраты на производство конечного потребительского продукта, тем эффективнее национальная экономика. В противном случае само производство становится самоцелью, а ха­рактер его функционирования в национальном масштабе — само­едской. Именно это и происходило с экономикой нашей страны, начиная с 30-х годов, с эпохи индустриализации. Неправильно по­нятое марксистское положение о пропорциях при расширенном вос­производстве и крайнее искривление на практике ложно понятой теории, усугубленное в дальнейшем корпоративными интересами отдельных групп отраслей, привели к такой крайне негативной от­раслевой структуре. Ведь в 1913 году в России на долю производ­ства средств производства приходилось 1/3, а на долю производ­ства предметов потребления—2/3 промышленной продукции. Сле­довательно, с этой точки зрения отраслевая структура промышлен­ности России того далекого периода была более прогрессивной, более эффективной. Ведь тогда один рубль средств производства обеспечивал выпуск трех рублей предметов потребления, в то вре­мя как в 80-е годы три рубля средств производства едва справля­лись с выпуском одного рубля предметов потребления.

Такое положение необходимо изменить. Тогда и произойдет од­новременно и перераспределение ресурсов, высвободятся необхо­димые средства для обеспечения конкурентоспособности отече­ственных потребительских товаров и услуг на внутреннем и внеш­нем рынке.

Сложилась ничем не оправданная диспропорция между отрас­лями, задействованными для выпуска военной и гражданской про­дукции. Около трех четвертей ресурсов национальной экономики, в том числе промышленности, прямо или косвенно были задейство­ваны в 80-х годах в военно-промышленном комплексе.

Есть и диспропорции частного характера в каждой отрасли народного хозяйства и группах взаимосвязанных отраслей, комп­лексов, подкомплексов, подотраслей.

Глубокий, затяжной кризис национальной экономики России не в последнюю очередь был связан с необходимостью структур­ной перестройки. Для осуществления этого нужна четкая, научно обоснованная структурная политика в национальном масштабе. В комплексе мер, рекомендованных в стабилизационной программе экономики России, разработка и осуществление структурной поли­тики отмечены приоритетными.

Основные направления совершенствования структурной политики в переходный период и на перспективу следующие.

1. Динамичное изменение соотношения групп отраслей, произ­водящих средства производства («А») и предметы потребления («Б») в пользу последней. В ближайшие 5—7 лет их доля должна быть выровнена, а в последующем доведена до соотношения 1:2, 1:3 на уровне стран с развитым товарным производством.

2. Существенное снижение доли отраслей военно-промышлен­ного комплекса (ВПК) до уровня минимальной достаточности, но не более 10% валового внутреннего продукта (ВВП). В развитой и про­цветающей Японии, например, эта доля не превышает одного про­цента, что закреплено конституционной нормой. В США, странах Европы и НАТО этот показатель также на уровне 6—8% и не превы­шает никогда 10%.

3. Изменение соотношения продукции добывающих и обраба­тывающих отраслей в пользу последних.

4. Ликвидация экономически неэффективных, не востребован­ных рынком производств и соответствующее развитие необходи­мых экономике и населению страны отраслей.

5. Приоритетное развитие новых и новейших отраслей и произ­водств, обеспечивающих научно-технический прогресс в народном хозяйстве, а значит конкурентоспособность национальной экономики.

6. Обеспечение преимущественно высокими темпами развития агропромышленного комплекса до уровня, позволяющего снабже­ние населения добротными базовыми отечественными продуктами питания по физиологическим нормам потребления. Достижение продовольственной безопасности страны.

7. Пропорциональное развитие машиностроительного комплек­са — основного конструктора материально-технической базы осталь­ных отраслей народного хозяйства и промышленности.

Глубокие изменения в отраслевой структуре назрели давно и их необходимо осуществлять, как бы ни было это тяжело в социаль­ном и ином плане. Известное падение производства в связи с про­грессивными структурными перестройками в экономике оправдано и неизбежно. Впоследствии все это восполнится на качественно но­вом уровне и самое главное — приростом необходимой населению в стране продукцией.

Структурные изменения осуществляются в каждой группе от­раслей своеобразно под воздействием общих и специфических факторов. Конкретны и пути их реализации. В отраслях военно-промышленного комплекса, например, конверсия используется для создания высокотехнологичных производств для других отрас­лей, востребованных рынком.

Создание новой эффективной ресурсосберегающей, высоко­технологичной и экономически целесообразной модели развития всего общественного производства определяет суть структурной политики и пути ее осуществления. Все большее вхождение в мировую экономическую систему требует при проведении струк­турной политики тщательного учета международного разделения труда и прежде всего в странах бывшего СССР. По ряду продук­ции пищевой промышленности, скажем, по сахару, России не обязательно и нецелесообразно увеличивать мощность свекло­сахарной промышленности до уровня полного обеспечения насе­ления сахаром. Гораздо дешевле приобретать 30—50% потреб­ного количества сахара (2—3,5 млн. тонн) из Украины, Кубы, Ан­голы, Бразилии, европейских стран.

Структурные сдвиги и на этой основе оптимизация структуры промышленного производства осуществляются в каждом комп­лексе, подкомплексе и группе взаимосвязанных отраслей. Характер структурных перестроек обусловлен потребностями страны, определяемыми требованиями рынка и особенностями отрасли.

1.2. Монополия: экономическая природа, причины возникновения, формы. Монопольная цена, монопольная прибыль.

Появление монополий явилось результатом концентрации производства (укрепление производства за счет дополнительного вовлекаемого капитала) и централизации производства (слияние мелких и средних предприятий в единое крупное). Это слияние может происходить по-разному: либо путем поглощения в процессе конкурентной борьбы одним предприятием других (а именно скупка за бесценок предприятий разорившихся конкурентов), либо путем создания акционерных обществ.

В период промышленного подъема 1895-1910 гг. и кризиса 1900-1903 гг. монополия становится основной, она основа всей хозяйственной жизни крупных государств. Как экономическое развитие - явление, монополии были известны давно. Они существовали в древнем мире, и при феодализме, причем выражали обладание каким-либо исключительным экономическим преимуществом в данной системе хозяйствования. Но в те времена они были исключением. В текущем столетии они получили широкое распространение.

В ходе конкуренции ряд фирм не выдерживают высоких требований, предъявляемых рынком, и вынуждены покинуть арену экономического состязания. Это может означать уход с рынка, из отрасли или присоединение, слияние с фирмами, продолжающими функционировать. В итоге происходит увеличение индивидуального конкретного капитала за счет поглощенной, не выдержавшей состязания фирмы. Данный процесс называется централизацией капитала.

Анализ экономического развития за 20-летний период - с 1947 г. по 1968 г. - показал, что американские монополии на 5/6 обеспечивают свой рост за счет слияния и поглощения и лишь на 1/6 - в результате создания нового производства.

Возросшие масштабы капитала позволяют осуществлять его накопление - направление части прибыли на дальнейшее расширение производства. А это ведет к увеличению как индивидуального, так и совокупного общественного капитала. Этот процесс называется концентрация капитала.

Именно процессы, связанные с централизацией и концентрацией капитала и производства, лежат в основе монополизации экономики и являются ее причинами.[1]

Если при равновесном объеме производства цена монополии оказывается выше средних издержек, то положительная разница между ними составит среднюю прибыль фирмы. Умножив эту прибыль на количество выпущенной продукции, получим общий объем монопольной прибыли.

         Р

 

РЕ                                 К

М                               L

 

          0                      QЕ            MR             Д                 Q

Рис.1. Прибыль фирмы – монополиста
На рис. 1. Средняя прибыль монополии представлена вертикальным отрезком KL, а общая прибыль – площадью прямоугольника KLMRЕ.

Монопольное положение на рынке не означает, что фирма обязательно и в любом случае получит прибыль. Монополия, как и конкурентная фирма, может нести экономические убытки.

Так, если при равновесном объеме производства равновесная цена ниже средних издержек, но при этом превышает средние переменные издержки, фирма может получать операционную прибыль и тем самым минимизировать свои убытки. Это может произойти, если кривая АС проходит выше кривой спроса, а кривая АVС – частично ниже кривой спроса. Такой случай изображен на рис. 2.

       Р

 

К                                       L

РЕ                                                    М

S                                  N

                                                                                         Д

        0                            QE              MR                                       Q

Рис. 2. Минимизация убытков фирмы – монополиста благодаря операционной прибыли

Вертикальный отрезок MN иллюстрирует среднюю операционную прибыль, а прямоугольник PЕMNS - общую прибыль от производства. Верхний прямоугольник KLMPЕ соответствует величине экономических убытков и равен части постоянных издержек, которые не могут быть компенсированы столь низкой ценой.

Если кривая спроса на продукцию монополии лежит ниже не только кривой АС, но и кривой средних переменных издержек, равновесная цена монополии никогда не сможет побудить фирму к производству (рис. 3.)

Производство будет прекращено, а фирма – монополист понесет убытки в размере постоянных издержек – площадь прямоугольника KLNPЕ

Отличие между краткосрочным и долгосрочным периодом не столь важно для монополии. Если в краткосрочном периоде монополия получает экономическую прибыль, это не приведет к увеличению числа фирм в отрасли, поскольку существуют жесткие барьеры на пути новых капиталов. Сама же монополия не увеличит и не снизит объема производства, так как иначе ее прибыль снизится. Поэтому и в долгосрочном периоде фирма будет получать экономическую прибыль, а равновесная цена ее продукта не опустится до минимальной точки долгосрочных средних издержек. При монополии P=LRACmin.

          Р

К                                 L

 

РЕ                                N

 

          0                                MR                          Д                         Q

Рис. 3. Точка закрытия производства в краткосрочном периоде

1.3. Роль государства в рыночной экономике

Мировым опытом доказано, что нет и не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. Способность нерегулируемого рынка спонтанно обеспечивать равновесие и высокую эффективность экономики ограниченна. Для того чтобы рынок «заработал», нужен как минимум рыночный механизм, который не возникает стихийно, а создается обществом при активном участии государства.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Необходимость государственного вмешательства в экономику доказали меркантилисты еще в XVIII в. Однако общее признание экономической мысли о неспособности рынка к саморегулированию окончательно утвердилось только в XX в. К тому времени недостатки капиталистической рыночной системы все отчетливее и негативнее стали проявляться с развитием экономики. Суть несовершенства рыночной системы вытекает из следующих обстоятельств:

— сам по себе рынок не способствует сохранению не воспроизводимых ресурсов (полезные ископаемые);

— не имеет механизма защиты окружающей среды. Только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в экологически чистые производства;

— не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, дамбы, образование, общественный транспорт и т. д.);

— не обеспечивает фундаментальных исследований в науке;

— не гарантирует права граждан на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода;

— рыночная система подвержена нестабильному развитию (инфляция. безработица).

За решение этих и других проблем и берется государство. Совершенно очевидно, что «стерильная» саморегулирующаяся экономика никогда и нигде в мире не существовала и принципиально не могла существовать; свободный рынок как абсолютное конкурентное пространство является лишь абстракцией, теоретической конструкцией, необходимой для целей научного исследования закономерностей рынка как такового. В лучшем случае свободный рынок может быть всего лишь фрагментом реального рынка.

Но если даже допустить, что где-то имеется рынок с такими признаками, не все экономические проблемы могут быть решены по принципу «невидимой руки». В частности, выделяют, по крайней мере, три: устранение внешних (экстернальных) эффектов, производство общественных благ и обеспечение макроэкономического равновесия.

За государством всегда сохраняются так называемые классические экономические функции (Рис. 1). При этом следует иметь в виду, что направления, формы, методы и механизмы государственного регулирования не остаются неизменными. Претерпеваемая ими долговременная эволюция диктуется потребностями технологического и социально-экономического развития. Она неразрывно связана с перегруппировкой политических сил в стране, сменой партий, стоящих у власти, изменениями в проводимой ими экономической политике. эволюцией идей. призванных фундировать эти изменения.

Традиционно выделяются три основные функции государства:

1. Стабилизационная функция, которая состоит в поддержании высокого уровня занятости и ценовой стабильности, а также в стимулировании экономического роста.

2. Распределительная, связанная с достижением более справедливого распределения доходов в обществе.

3. Аллокационная (тоже распределительная) функция, выполнение которой имеет целью более эффективное размещение ресурсов в рыночной экономике.

Рис. 1. Функции государства в регулировании экономики

Сегодня большинство ученых склонны считать, что любая социальная система не может развиваться без сознательной организации. В то же время эффективность системы, ее активность во многом определяются целеустремленностью, мотивацией, интересами действующих в ней людей, благодаря неосознаваемому на индивидуальном уровне взаимодействию которых возникают их кооперация и самоорганизация. Таким образом, адекватное функционирование рыночного механизма и экономики в целом требует дополнения самоорганизации как внутреннего регулятора внешним регулятором, каковым является государство, а действия его органов управления должны контролироваться обществом и народом.

Что касается второй и третьей из отмеченных функций, их разработкой занимаются экономисты так называемого неоклассического направления. Одна из важнейших целей государственного регулирования, в соответствии с неоклассической теорией, состоит в достижении более эффективного распределения ресурсов в рыночной экономике. При этом вопрос о роли государства в функционировании рынка активно разрабатывается и является одним из наиболее актуальных для современной неоклассической (микроэкономической) теории.

Однако при решении вопроса о вмешательстве учитываются два важных момента. Во-первых, это административные издержки по организации и осуществлению регулирования и, во-вторых, так называемые побочные эффекты государственного вмешательства, которые во многих случаях представляют существенную величину. Причина возникновения побочных эффектов состоит в том, что рынок представляет собой органичный механизм, все агенты которого связаны друг с другом. Поэтому любое государственное мероприятие, какой бы характер оно ни носило, изменяет условия взаимодействия на данном рынке для всех агентов-покупателей и продавцов, производителей и потребителей. оказывая влияние на принимаемые ими решения. Это, в свою очередь, определяет новую равновесную цену, объем производства, набор производимых продуктов. В конечном счете все это приводит к изменению распределения ресурсов, причем оно может оказаться менее эффективным, чем первоначальное. Сумма связанных с этим затрат и административных издержек по осуществлению регулирования — та величина, с которой в каждом конкретном случае следует сравнивать выигрыш в эффективности в результате устранения недостаточности рынка. Их соотношением и определяется целесообразность государственной интервенции.

Современные диверсифицированные рыночные структуры диктуют необходимость соответствующей диверсификации экономической политики. Не случайно в западной экономической и социологической литературе для характеристики последней используется термин «разнообразие политики».

Одновременно происходит и переориентация системы государственного регулирования, смещение ее акцентов. Усиливается активная деятельность государства, направленная на расширение возможностей конкурентного рыночного регулирования. Главной его задачей становится обеспечение конкурентных преимуществ национальной экономики на мировом рынке, во-первых, путем создания наиболее благоприятных общих условий для предпринимательства (в том числе государственного), развития конкурентной рыночной среды и, во-вторых, за счет поддержания конкурентоспособности в тех сферах, в которых эти преимущества по тем или иным причинам не могут быть реализованы лишь при посредстве механизма свободного рынка. Первое достигается применением административных, экономических и правовых мер, способствующих организации рынка, формированию соответствующей инфраструктуры и институтов, ограничению монополистических тенденций. развитию малого и среднего бизнеса, инновационной деятельности предприятий и др.

Реализация этой главной задачи государственного регулирования, как впрочем, и других, становится еще более сложной в странах, находящихся в процессе перехода к рыночной экономике, чем в развитых индустриальных странах. В развитых странах Запада речь идет об обеспечении рамочных условий предпринимательской деятельности и разнообразных форм и методов непосредственной поддержки частного сектора при наличии мощных рыночных институтов, широком развитии конкуренции, частной собственности и частного права.

Список литературы

1.     Введение в рыночную экономику. /Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. – М.: Высшая школа, 1999.

2.     Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник / РАГС при Президенте РФ. – М.: Экономика, 2000. – 735 с.

3.     Курс экономической теории: Учебник для ВУЗов. – 4-е изд., доп. и перераб.  – Киров: АСА, 1999. – 752 с.

4.     Микроэкономическая модель. / Под ред. Долана Э. ДЖ., Линсдея Д. – М., 1999.

5.     Современная экономика. / Под ред. Мамедова О.Ю. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

6.     Экономикс: приннципы, проблемы и политика. – М.: Республика, 2000. Т. 1.

7.     Экономика и право: Учебное пособие для ВУЗов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 815 с.

8.     Экономика: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: БЕК, 1999. – 816 с.

9.     Экономическая теория: Учебник для ВУЗов. – 6-е изд., перераб. и доп – М.: Владос, 2000. – 640 с.: ил.

10.            Экономическая теория: Учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2000. – 655 с.


[1] Экономическая теория: Учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2000. С.25