ДОРАБОТАТЬ ВОПРОСЫ 1, 3, 7, 8, 9

Задача 1

Вы являетесь главным менеджером предприятия легкой промышленности. Вам поручено, используя ИСУ, изучить рынок сбыта. Как Вы это сделаете?

Решение:

На первом шаге используя ИСУ, необходимо получить следующую информацию:

1) какой вид продукции предприятия  продавался;

2) когда продавался;

3) в каком объеме;

4) по каким ценам.

Это позволит выяснить структуру спроса за исследуемый период.

На втором шаге необходимо получить такую же информацию по аналогичным периодам прошлых лет. Это позволит проследить каждый показатель в динамике.

На третьем шаге необходимо исследовать взаимосвязь показателей. Например, выяснить, как объем сбыта зависит от цены, от времени года (сезонные колебания) и т.д. Имея эту информацию, можно делать вывод о сегментации потребителей и структуре их потребностей – а это и есть основные характеристики рынка сбыта.

Задача 2

Вы являетесь менеджером завода, выпускающего нити накаливания. Какую информацию о состоянии производства и выпуске продукции целесообразно ввести в ИСУ данного предприятия?

Решение:

Необходимо ввести следующие блоки информации:

1)    потребность в сырье и объемы поставок сырья для производства нитей накаливания;

2)    объем планового и фактического выпуска продукции;

3)    набор параметров нитей накаливания и их выполнение (данные о контроле качества);

4)    разбивку производства по технологическим процессам (цехам, отделениям);

5)    данные об ответственности каждого технологического процесса за определенный параметр в характеристике нитей накаливания;

6)    данные о потребностях в персонале и об обеспеченности персоналом в данный момент;

7)    данные о потребности производственной линии в техническом уходе и ремонте, а также о техническом состоянии производственной линии в данный момент (степени износа).

Задача 3

Вам поручено сформировать программное обеспечение ИСУ. Какие программы и программные средства Вы выберите для этого?

Решение:

Набор программных средств во многом зависит от сложности задач, решаемых ИСУ, и от требуемой степени защиты информации. Однако,  минимальный набор программного обеспечения должен включать базу данных и систему управления базой данных.

В качестве базы данных в самом простом случае можно использовать MS Access либо Fox Pro. Для более сложных производственных процессов можно использовать редакторы ErWin и BPWin. Однако, для большей надежности предприятиям рекомендуется разрабатывать собственные программные средства.

Задача 4

Расставьте виды ИТ в соответствии с видами обрабатываемой информации:

Данные

Текст

Графика

Знания

Объекты реального мира

Базы данных

Текстовые редакторы

Графические редакторы

Базы данных

Информационные системы управления

Задача 5

Вас в качестве менеджера пригласили на убыточное предприятие, чтобы помочь ему наладить эффективную работу. Какие вопросы Вы должны задать специалистам и руководству завода? Задавая вопросы, продемонстрируйте Ваши знания системного подхода при построении ИСУ.

Решение:

Системный подход предполагает рассмотрение каждого объекта (в данном случае предприятия) как системы, состоящей из подсистем. Также, в рамках данного подхода нужно рассматривать проблему – убыточность предприятия – как состоящую из подпроблем.

Значит, вопросы руководству предприятия должны быть такими:

1)    От каких факторов зависит прибыльность (убыточность) предприятия (выделение подпроблем – построение дерева целей)?

2)    Что конкретно нужно делать для решения каждой подпроблемы (построение дерева решений главной проблемы)?

3)    Каковы должны быть показатели, при которых каждая из выделенных подпроблем и главная проблема может считаться решенной?

Получив ответы на эти вопросы, следует проектировать ИСУ, выделяя в ней подпроцессы, отвечающие за решение каждой из выделенных подпроблем и достижение заданных показателей.

 

Задача 6

При прежнем компонентном подходе руководство ресторана стремилось:

1.                              Определить оптимальные размеры производственных площадей и технологический процесс приготовления пищи.

2.                              Установит оптимальный характер процессов обслуживания.

3.                              Определить оптимальную площадь зала обслуживания и оптимальный процесс получения платы от посетителей.

При таком подходе возможности для приготовления пищи могут быть великолепными и в то же время обслуживание может оказаться весьма неудобным и неэффективным с точки зрения посетителей. Сам процесс обслуживания может быть оборудован, но зал обслуживания может быть оборудован для приема посетителей и получения платы таким образом, чтобы установленный  процесс обслуживания будет нелегко сочетать с условиями работы зала обслуживания.

Что должна была предпринять администрация ресторана в подобных случаях?

Решение:

В подобных случаях администрация ресторана должна применять системный подход в проектировании процесса работы ресторана. В рамках системного подхода все компоненты процесса – приготовление пищи, обслуживание клиентов, оборудование зала и взимание платы – рассматриваются во взаимосвязи, взаимовлиянии и взаимообусловленности. Описанная проблемная ситуация как раз и заключается в том, что все компоненты невзаимосвязаны, и улучшение одного из них происходит за счет ущерба другого.

Задача 7

Президент фирмы собирает на совещание своих трех ведущих управляющих для обсуждения планов создания фирмы. Примените системный подход к этому процессу.

Решение:

Предположим, что уже решен вопрос о сфере деятельности фирмы.

Тогда, согласно системному подходу, нужно строить дерево целей:

Основная цель – получение прибыли; цели второго уровня: налаживание поставок сырья, производства и сбыта – достижение целей второго уровня приводит к достижению главной цели.

В связи с этим президенту фирмы необходимо поручить каждому из менеджеров достижение одной из целей второго уровня.

В свою очередь, каждый из менеджеров для себя определяет цели третьего уровня. Например, для налаживания поставок сырья необходимо: найти поставщиков, выбрать из них оптимальных по соотношению цена-качество-надежность, обеспечить транспорт, хранение и т.д.

После определения целей всех уровней необходимо определить конкретные действия по их достижению, начиная с целей самого низкого уровня – построение дерева решений.

В этом и заключается применение системного подхода.

Задача 8

На предприятии, менеджером которого Вы являетесь, выявлено несоответствие организационной структуры управления сообщениям о функционировании фирмы. Что необходимо соблюдать для устранения этого несоответствия.

Решение:

Для устранения этого несоответствия необходимо:

1)                            выделить стандартный набор функций, выполняемый сотрудниками фирмы;

2)                            распределить эти функции по отделам;

3)                            продумать систему коммуникаций между отделами.

После этого нужно следить за соблюдением следующего правила: необходимо, чтобы ни одна из функций не дублировалась разными отделами, и ни одна из функций не выпадала (т.е. все функции были закреплены за каким-нибудь отделом).

Задача 9

Вам поручено усовершенствовать процесс сбыта продукции фирмы. Выберите те сферы деятельности в области сбыта продукции, где можно ввести усовершенствования с помощью информационных систем.

Решение:

1)                          сбор и сортировка информации о структуре рынка: конкуренты, цены на аналогичные товары и на товары-заменители, дефицит на рынке, платежеспособность покупателей, сегментация потребителей и т.п.;

2)                          исследование рынка сбыта: опрос, анкетирование покупателей и т.п.

3)                          ведение базы данных (статистики по всем показателям процесса сбыта);

4)                          математическая обработка информации: анализ динамики различных показателей и их взаимосвязи.

Задача 10

Директор банка поручил Вам создать сеть ИСУ, состоящую из 7 абонентских пунктов. Постройте схему ИСУ и приведите пример такой сети.

Решение:

Наиболее эффективной будет ИСУ в виде «звезды» на основе сервера. Ее преимущество в том, что:

·        сервер обеспечивает высокопроизводительную обработку запросов клиентов;

·        обеспечивает работу компьютеров отделов в качестве клиента ИСУ;

·        внутренние вычисления клиентов не влияют на скорость процессора сервера;

·        поломка клиента не влияет на работу всей ИСУ;

·        имеется единое лицо отвечающие за администрирование ресурсов ИСУ;

·        обеспечивает возможность ограничения и контроля доступа к ресурсам ИСУ;

·        устанавливаемый на сервер брандмауэр, защищает ИСУ от доступа через внешние каналы связи;

·        при выходе из строя сервера, имеется возможность замкнуть ИСУ в «звезду» без сервера (что правда скажется на производительности сети) или «шину».

Схема сети может выглядеть следующим образом:

Операционист