Деятельность ЦБ РФ в период с 2001-2005 годы
2001 год
Экономическая стратегия Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации нацелена на обеспечение устойчивого экономического роста, замедление темпов инфляции и снижение зависимости экономики от конъюнктурных факторов.[1]
В качестве основных элементов улучшения инвестиционного климата принято:
- укрепление и защита прав частной собственности;
- сокращение административного вмешательства в хозяйственную деятельность и развитие финансовых рынков и институтов.
Ключевыми моментами в этой области явилось введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации, совершенствование законодательства о банкротстве, антимонопольного законодательства, снижение барьеров для инвестирования в экономику, продолжение процесса приватизации государственных предприятий.
Основной целью экономической политики Правительства Российской Федерации и Банка России в 2001 году явилось создание условий для сохранения благоприятных тенденций в производственной и финансовой сфере. Основными целями в области экономической политики Правительства Российской Федерации и Банка России в 2001 г. являются:
а) достижение роста ВВП в реальном выражении на 4 процента;
б) снижение инфляции до 14 процентов к концу 2001 года (декабрь к декабрю);
в) увеличение чистых международных резервов на 9 млрд. долларов США и достижение к концу 2001 года величины валовых международных резервов, эквивалентной примерно 6 месяцам импорта.
Меры в области денежно - кредитной политики и политики в области валютного курса направлены на снижение инфляции.
Банк России проводит интервенции на валютном рынке для сглаживания колебаний валютного курса при одновременном накоплении чистых международных резервов.
В банковской сфере целями Правительства Российской Федерации и Банка России являются:
- повышение эффективности и конкурентоспособности банковского сектора;
- укрепление устойчивости банковского сектора;
- минимизация системных банковских рисков;
- повышение качества реализации банковским сектором функций по аккумулированию сбережений населения и предприятий, их трансформации в кредиты и инвестиции;
- восстановление и укрепление доверия к российской банковской системе со стороны инвесторов, в том числе иностранных, а также населения;
- предотвращение использования банковской системы для уклонения от уплаты налогов;
- дальнейшее совершенствование управления государственными банками.
Последовательное снижение инфляции является главной целью денежно - кредитной политики не только в 2002 году, но и в среднесрочной перспективе.[2]
Определяя последовательное снижение инфляции и обеспечение плавной динамики обменного курса национальной валюты в качестве первоочередных целей своей деятельности, Банк России в этот период считает необходимым в максимальной степени поддерживать экономическую политику Правительства Российской Федерации, включая такие ее задачи, как экономический рост и повышение инвестиционной привлекательности российской экономики.
Основные параметры денежно - кредитной политики рассчитывались с учетом прогноза социально - экономического развития страны, использованного Правительством Российской Федерации в расчетах к проекту федерального бюджета на 2001 год. Прогнозируемый уровень инфляции 12 - 14% соответствовал приросту объема ВВП за 2001 год на 4 - 5%. По расчетам Банка России, при таком сочетании указанных макроэкономических параметров увеличение спроса на рублевую денежную массу, образующую агрегат М2, могло составить 27 - 34%. При этом, учитывая нестабильность скорости обращения денег и высокую степень неопределенности в формировании спроса на деньги, Банк России исходил из нецелесообразности жесткого контроля за денежным предложением и предполагал гибко реагировать на изменение спроса на национальную валюту при условии снижения инфляции и инфляционных ожиданий. В этих целях в 2002 году Банк России ввел в практику осуществления денежно - кредитной политики использование элементов целевой инфляции.
Денежно - кредитная политика проводилась в условиях режима плавающего курса рубля, позволяющего обеспечить адаптацию экономики к меняющимся внешнеэкономическим условиям и обеспечивающего возможность достижения равновесного валютного курса в долгосрочном аспекте.
Проводя гибкую денежно - кредитную политику, Банк России способствовал поддержанию экономического роста и постепенному насыщению экономики деньгами.
В условиях сильного платежного баланса и накопления Банком России золотовалютных резервов динамика денежной массы в 2001 году определялась преимущественно покупками Банком России иностранной валюты на внутреннем рынке, хотя интенсивность воздействия этого фактора по сравнению с 2000 годом несколько уменьшилась. Так, за январь - октябрь 2001 года золотовалютные резервы Российской Федерации увеличились на 10,0 млрд. долл. США, а за соответствующие месяцы 2000 года - на 13,4 млрд. долларов. Объемы покупки Банком России иностранной валюты основывались на необходимости достижения устойчивого равновесного в долгосрочном аспекте валютного курса рубля.
Характерной особенностью состояния денежной сферы в 2001 году явились значительно более низкие темпы роста денежной массы по сравнению с аналогичным периодом 2000 года, что соответствует расчетной траектории спроса на деньги. Так, если за январь – сентябрь 2001 года денежный агрегат М2 увеличился в номинальном выражении на 23,6%, то в 2000 году аналогичный показатель составлял 40,8%. Кроме того, в отличие от тенденции 2000 года, в январе - мае текущего года инфляция росла более быстрыми темпами, чем происходило увеличение денежной массы (цены повысились за этот период на 10,9%, в то время как денежная масса - на 7,8%).
В течение трех кварталов 2001 года сохранялась тенденция к постепенному росту монетизации экономики - коэффициент монетизации увеличился за этот период с 12,5 до 13,8%.
В 2001 году основными задачами политики валютного курса Банка России являлись укрепление доверия к национальной валюте и обеспечение стабильности на внутреннем валютном рынке, а также пополнение золотовалютных резервов для поддержания устойчивости российской финансовой системы. Курсовая политика базировалась на использовании режима плавающего валютного курса, что позволяло Банку России учитывать изменения конъюнктуры на мировых товарных и финансовых рынках и динамику спроса на деньги.
Реализация политики валютного курса в течение истекшего периода 2001 года происходила в условиях, обеспечивших значительное положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса (около 28 млрд. долл. США за девять месяцев 2001 года), которое превысило прогнозировавшийся уровень, хотя и несколько уступало показателям аналогичного периода предшествующего года (33,4 млрд. долл. США).
Основным фактором его формирования стало сохранение благоприятной ценовой конъюнктуры основных товаров российского экспорта в течение первых трех кварталов года. Приток иностранной валюты в страну создавал потенциал значительного реального укрепления рубля.
Несмотря на напряженный график обслуживания внешнего долга и значительные объемы валютных ресурсов, приобретаемых Минфином России для этих целей у Банка России, с начала года сохранялись довольно высокие темпы прироста золотовалютных резервов, и к 1 ноября золотовалютные резервы страны возросли на 35,7% по сравнению с 1 января, достигнув 38,0 млрд. долл. США. Накопление золотовалютных резервов происходило одновременно с сокращением чистых внутренних активов органов денежно - кредитного регулирования и не приводило к чрезмерному росту денежного предложения, а его инфляционные последствия сдерживались предпринимаемыми стерилизационными мерами. В результате в 2001 году денежная база в широком определении в пересчете по текущему курсу рубля была полностью обеспечена золотовалютными резервами Российской Федерации, что указывает на устойчивость российской национальной валюты.
В этот период главной задачей для Банка России в среднесрочной перспективе остается плавное снижение инфляции, для чего в каждый последующий год уровень инфляции должен быть ниже, чем фактически сложившаяся инфляция предшествующего года. Такая постановка задачи будет способствовать осуществлению последовательных шагов в направлении снижения макроэкономических рисков, закрепления позитивных тенденций, сформированных в предшествующие периоды, улучшения ожиданий, обеспечения роста сбережений и инвестиций и поддержания тем самым условий для долговременного экономического роста.
2002 год
В 2002 году Банк России продолжил применение операционной процедуры денежно - кредитной политики, базирующейся на контроле за ростом денежного предложения. При этом регулирование ликвидности банковской системы осуществлялось при активном использовании рыночных методов. Банк России учитывал как внутригодовые, так и внутримесячные изменения в спросе банковской системы на резервы, и при необходимости уровень ликвидности банковской системы оперативно корректировался в случаях как недостатка, так и появления тенденции к накоплению свободных банковских резервов, что способствовало сглаживанию резких колебаний процентных ставок на денежном рынке и снятию давления на валютный рынок.
Банк России в 2002 году продолжил работу по совершенствованию действующего механизма обязательного резервирования и нормативной базы, применяемой при формировании кредитными организациями обязательных резервов, в рамках законодательства Российской Федерации.
2003-2005 г.г
В 2003 г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчетности за счет внедрения системы международных стандартов (МСФО).
Предусматривается реализация комплекса мер, включая обеспечение достоверного учета и отчетности кредитных организаций, повышения требований к содержанию, объему и периодичности публикуемой информации, реализации в учете и отчетности подходов, признанных передовой международной практикой. Кроме того, будет раскрыта информации о реальных владельцах кредитных организаций, контроль за их финансовым состоянием, а также повышение требований к должностным лицам кредитной организации и их деловой репутации.
Повышенное внимание Банк России уделяет ряду проблем. Одна из них связана с тем, что в последнее время все более важную роль начинают играть специфические риски, связанные с динамикой цен на отдельные финансовые активы и конъюнктурой рынка недвижимости. К высокой концентрации рисков у ряда банков приводит практика кредитования связанных сторон. В связи с этим совершенствование Банком России методов банковского регулирования и надзора идет в направлении развития содержательного (риск-ориентированного) банковского надзора.
Еще одна проблема, которой Банк России уделяет повышенное внимание, — это фиктивная капитализация банков.
С целью противодействия использованию банками разного рода схем для искусственного завышения или занижения значения обязательных нормативов в 2004 г. Банк России принял ряд документов в том числе Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" и Инструкцию "Об обязательных нормативах банков".
В связи с расширением круга кредитных организаций, предоставляющих населению ипотечные кредиты, Банк России в 2003 г. издал Указание "О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию", в котором был определен порядок составления и предоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.
С принятием Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" кредитные организации, обеспечивающие соблюдение требований по защите интересов инвесторов, получили законодательно закрепленную возможность рефинансировать свои требования по ипотечным кредитам за счет выпуска указанных ценных бумаг.
В 2004 г. на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" Банк России издал Инструкцию "Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием", в которой установил особенности расчета и значений обязательных нормативов, величину и методику определения дополнительных обязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.
В декабре 2003 г. был принят Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". В нем были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.
В настоящее время в системе страхования вкладов участвуют 824 банка. В них сосредоточено около 98 процентов всех вкладов физических лиц, размещенных в банковских учреждениях Российской Федерации.
В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года".
В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования.
Основными задачами развития банковского сектора являются:[3]
- усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;
- повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции;
- повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций;
- предотвращение использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем);
- развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций;
- укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков.
Реформирование банковского сектора будет способствовать реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.), прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ. На следующем этапе (2009—2015 гг.) Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках.
[1] Заявление Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации Об экономической политике на 2001 год и некоторых аспектах стратегии на среднесрочную перспективу // Российская газета", N 79, 24.04.2001
[2] Центральный банк Российской Федерации Основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на 2002 год // Вестник Банка России", N 1, 03.01.2002
[3] www.cbr.ru