Содержание

Всемирная конвенция об авторском праве__________________________ 3

Иностранные юридические лица в РФ_____________________________ 10

Литература___________________________________________________ 16

Всемирная конвенция об авторском праве

Кропотливая работа по созданию правового инструмента по охране авторского права была начата в Брюсселе в 1858 году на состоявшемся там конгрессе авторов произведений литературы и искусства. Затем последовали конгрессы в Антверпене (1861 и 1877 гг.) и Париже (1878 г.), с 1883года работа была продолжена в Берне где в 1886 году после трёх дипломатических конференций было выработано международное соглашение получившее название Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. Это соглашение было подписано десятью государствами : Бельгией, Великобританией, Испанией, Италией, Либерией, Гаити, Тунисом, Францией и Швейцарией.  В сентябре 1887 года делегаты этих стран (за исключением Либерии) обменялись ратификационными грамотами, и в соответствии со статьёй 20 конвенция вошла в силу спустя три месяца, т.е. 5 декабря 1887 года.

Бернская конвенция 1886 года содержит наравне с так называемыми основными, то есть материально- правовыми, и административные правила. Все её основные положения подлежали обязательному включению в национальные законодательства стран-участниц в тех случаях, когда национальные законодательства обеспечивали менее благоприятный режим для обладателей авторских прав. В этом проявилось стремление создателей конвенции к унификации основных положений авторского права.

После очередного  изменения Бернской конвенции в Брюсселе международная система охра авторского права продолжала оставаться эффективным правовым инструментом в распоряжении основных капиталистических государств Западной Европы, а также некоторых развитых стран Азии и Америки. Главным её недостатком в глазах крупных издателей и книготорговцев явилось отсутствие США, которые отказывались присоединиться к Бернскому союзу в связи с тем, что уровень охраны авторских прав по конвенции был слишком высок по сравнению с внутренним законодательством. Вместе с тем американский книжный рынок являлся самым крупным среди капиталистических государств. Американская полиграфическая промышленность с её огромными производственными мощностями чувствовала себя тесно в национальных границах. Общее количество рабочих, занятых в этой отрасли к начал 50-х годов, превысило 470 тыс. человек с ежегодным доходом в 6 млрд. долларов, что превосходило объём таких отраслей промышленности, как угледобывающая, газовая, электрическая, и банковский бизнес. Однако экспортируя свою печатную продукцию  в другие страны, книгопромышленники и торговцы терпели значительные убытки в связи с тем, что произведения впервые опубликованные в США, не пользовались охраной за их пределами. Именно эти обстоятельства и определили стремление США приобщиться  к международным системам по охране авторского права.

Таким образом, говоря о причинах принятия Всемирно конвенции об Авторском праве, следует иметь в виду прежде всего стремление к этому Соединённых Штатов и, кроме того, заинтересованность проявленную целым рядом других стран, которые хотели видеть в международной конвенции соглашение с как можно меньшим количеством императивных условий и формальностей.

Работы по выработке новой конвенции начались в  1948 году и заняли три года. К 1951 году был подготовлен  проект  конвенции, который, был представлен на рассмотрение  дипломатической конференции 1952 года причём, как неоднократно подчеркивалось на различных уровнях , при работе над проектом никаких сложных теоретических проблем не ставилось и не разрешалось. Единственная проблема, серьезно беспокоившая работающих над проектом, сводилась к тому, как разрешить стоявшие проблемы без изменений национальных законодательств будущих государств-членов.

Всемирная конвенция об авторском праве была принята на состоявшейся в Женеве в сентябре 1952 года межправительственной конференции с участием представителей 50 стран. Конвенция вступила в силу в сентябре 1955 года.

Женевская конвенция об авторском праве открывается преамбулой, не содержащей положений нормативного характера. Она примечательна, однако, тем, что содержит общую декларацию о стремлении стран-участниц конференции создать международно-правовой инструмент приемлемый для возможно более широкого круга стран и направленный на облегчение распространения произведений интеллектуального творчества в целях лучшего международного взаимопонимания. В преамбуле подчеркивалось, что Всемирная конвенция создается в дополнение к уже существующим международным соглашениям Бернской и межамериканским конвенциям и не затрагивает их. В данном случае проявилось стремление представителей развитых стран Запада, в частности, Великобритании, Италии, Франции оставить в неприкосновенности Бернскую систему.

Проблеме урегулирования соотношений между новой Конвенцией и уже существующими много- и двусторонними соглашениями посвящены ст. 17, 18, 19 и Декларация, прилагаемая к ст. 17 Конвенции. Здесь регулируются две проблемы:

а) защита Бернского союза от конкурирующего влияния Всемирной конвенции установлением своего рода санкций к  странам, покинувшим Бернский союз и присоединившимся к Всемирной конвенции странами Бернского союза.

б)Установление порядка применения Всемирной конвенции странами Бернского союза статья 17 подчёркивает, что Всемирная конвенция не намерена в какой-либо мере влиять на положение Бернской конвенции и на членство в Союзе, созданной ею. Как отмечали многие комментаторы Всемирной конвенции, с правовой точки зрения этот параграф носит декларативный характер и не устанавливает конкретных; прав и обязанностей. Его появление в тексте объясняется стремлением ряда стран лишний раз напомнить, что как правила Бернской конвенции, так и членство в  Бернском союзе являются исключительно внутренним делом стран-участниц Союза.

Основную правовую нагрузку в установлении связей между Бернской н Всемирной конвенциями несет прилагаемая к ст.17 Декларация, которая в соответствии со ст. 17 является неотъемлемой частью Конвенции и имеет правовое значение для государств, являющихся членами Бернского союза на 1 января 1951 г., либо тех, которые присоединились к нему позднее. "

В соответствии с Декларацией произведения, территорией происхождения которых является вышедшая из  Бернского союза после 1 января 1951г.,не пользуется охраной, предоставляемой Всемирной конвенцией в странах Союза. Напомним в связи с этим, что в соответствии с Брюссельским текстом Бернской конвенции в стране происхождения неопубликованного произведения является страна гражданства автора, а для опубликованного произведения -страна первой публикации.

Анализируя положения Декларации, прежде всего следует обратить внимание на то, что эти положения по существу, налагают обязательства на страны в обход их регионального суверенитета, что было одной из основных причин для отказа от присоединения к Всемирной конвенции  многих стран.

На укрепление Бернского союза направлено и второе  правило .Декларации установившее порядок применения положений Всемирной конвенции странами этого Союза. декларация устанавливает, что Всемирная конвенция не должна применяться ко взаимоотношениям между страна- членами Бернского союза тогда, когда речь идет о произведении страной происхождения которых является страна Союза. Таким образом, если речь идёт об охране итальянского  произведения во Франции (обе страны-участницы как Бернского союза, так и Всемирной конвенции), то для этого можно применять лишь положения Бернской, а не Всемирной конвенции. Однако, если речь идёт о французском произведении, впервые опубликованным в США, то Италия должна при охране произведения французского автора должна  пользоваться положениями Всемирной конвенции. Но и здесь  возникает противоречивая ситуация: если следовать  буквальному смыслу, то можно представить себе случай когда произведения, странами происхождения которых окажутся те, которые присоединились к различным текстам Бернской' конвенции, не будут пользоваться охраной на по Бернской конвенции, ни по Всемирной.

Представляется, что толковать это правило декларации следует таким образом, что положения Бернской, а не Всемирной конвенции применяются лишь к тем произведениям, страны происхождения которых связаны одним и тем же текстом Бернской конвенции.

Взаимоотношения между Всемирной и межамериканской конвенциями по авторскому праву регулируются ст. 18, которая подчеркивает, что Всемирная конвенция не затрагивает межамериканские конвенции и соглашения. В соответствии с этой статьей, в случае различий между постановлениями одной из действующих или будущих межамериканских конвенций или одного из существующих или будущих соглашений, с одной стороны, и постановлениями Всемирной конвенции, с другой стороны, будет иметь преимущество последняя по времени заключения конвенция либо последнее по времени заключения соглашение. В настоящее время все латиноамериканские конвенции и соглашения заключены ранее Всемирной, поэтому правила последней пользуются приоритетом в случае расхождений в правовом регулировании. Несколько другой принцип применяется во взаимоотношениях Всемирной конвенции со всеми другими  много- и двусторонними соглашениями, существующими между двумя или более  государствами-членами ко времени вступления в силу Конвенции, которая не аннулирует эти соглашения. В случае же какого-либо расхождения между положениями таких действующих соглашений с положениями Всемирной конвенции преимущество отдается правилам последней. При этом, как и а случаях взаимоотношений межамериканскими конвенциями, права на какие-либо произведения по действующим конвенциям или соглашениям не затрагиваются. Говоря о приоритете положений всемирной конвенции в случае расхождений с правилами межамериканских конвенций (ст.18) либо другими много- или двусторонними  соглашений (ст.19),существовавших ранее ей вступления в силу, следует отметить, что само условие о возможности расхождений создаёт почву для различного  толкования

1. В первом случае ст.18 и 19 могут дать основания к толкованию, по которому положения Конвенции должны применятся  при условии, когда результат применения правового режима, предлагаемого каким-либо соглашением, отличается в любую сторону от результата применения режима Конвенции. Так, если ранее заключенное соглашение не охраняет конкретное произведение а Всемирная конвенция признает его, то последняя и должна применяться. Либо наоборот, если ранее существующее соглашение предусматривает охрану, а Всемирная конвенция нет, то она также подлежит применению, иск лютая, таким образом, ранее существовавшую охрану.

2. Второй вариант толкования сводится к тому, что случае различия в результатах применения положения предыдущих соглашений и Всемирной конвенции положения последней применяются только в том случае, если они предоставляют автору более благоприятный правовой режим. При таком толковании, если ранее заключенное соглашение предусматривает охрану какого-либо конкретного произведения, а Всемирная конвенция не делает этого, то ее положения не применяются, так как ее режим менее благоприятен для автора.

3. Третье толкование основано на применении  так называемого принципа «несовместимости»    (incompatibility) означающего, что для применения правил соглашения, заключенного позже, требуется наличие в нем прямого указания на отрицание правил предыдущего. Так, если Всемирная конвенция содержит правило об охране какого-либо произведения, а предыдущее соглашение этого не предусматривает, то, естественно, применяются положения Конвенции. Но если предыдущее соглашение предоставляет охрану, а Всемирная конвенция нет, то следует установить, содержит ли она прямое указание на не предоставление охраны. И лишь в этом случае можно применять Конвенцию. Но если такое прямое указание отсутствует, то применяются положения предыдущего соглашения, так как они не находятся в противоречии с положениями Конвенции.

Рассматривая проблему толкования правил о соотношении положений Всемирной конвенции с другими договорами и соглашениями, следует особо отметить, что положения Конвенции сформулированы таким образом, что на практике все три толкования ведут к одному и тому же результату в связи с провозглашением принципа национального режима основным принципом Конвенции, тем более что Всемирная конвенция не затрагивает прав приобретенных на какое-либо произведение по конвенциям или соглашениям, действующим в договаривающихся государствах до вступления в силу Всемирной конвенции До настоящего  времени  споров  по  толкованию  ст. 17   и   19  не возникало.

Избрав своим основным правилом охраны интереса обладателей авторских прав принцип национального режима, Всемирная конвенция содержит ряд материально-правовых норм, наличие которых обеспечивает необходимый минимум охраны авторских прав в участвующих государствах. К этим нормам относится закрепление права перевода и установление минимального двадцатипятилетнего срока охраны. Закрепляя за обладателем авторских правомочий право перевода. Конвенция применила новый, доселе не встречавшийся в международной практике метод ограничения этого права путем выдачи при определенных обстоятельствах так называемой «принудительной лицензии» на перевод. И еще один случай ограничения принципа национального режима заслуживает особого внимания, речь идет о механизме преодоления существующей в некоторых странах обязанности выполнения заинтерёсованным  лицом так называемых формальностей[1] для признания за ним авторских прав на охраняемое произведение.

Статья III Конвенции не требует от стран, в национальных законодательствах которых имеются указания о формальностях как о непременном условии охраны авторского права, отказаться от них. Однако, что касается иностранцев, то, какие бы требования ни предъявлялись национальными законодательствами, они считаются выполненными в отношении любого охраняемого произведения которое впервые выпущено в свет вне территории этого государства, если, начиная с первого выпуска в свет этого произведения, все его экземпляры, выпущенные с разрешения автора или другого обладателя авторского права будут иметь знак Ó, сопровождаемый именем обладателя авторских прав и годом (указание дня и месяца не обязательно) первой публикации. При этом следует отметить что Конвенция проводит различие между формальностями материально-правового характера, то есть теми, без которых авторское право не может возникнуть, и процессу реального характера, относящимися к реализации прав на защиту примерный перечень формальностей первого рода включает депонирование экземпляров, регистрацию нотариальное удостоверение факта выпуска в свет, уплаты сборов, производство или выпуск в свет на территории данного государства. Вместе с тем Конвенция не препятствует тому, чтобы договаривающиеся государства могли требовать от лица, участвующего в судебном деле, выполнения в интересах судебного производства процессуальных правил, как-то: участие в деле на стороне истца допущенного к практике в данном государстве адвоката или депонированные истцом экземпляра произведения в суде или административном органе, или в том и другом одновременно. Однако если истец получил отказ в удовлетворении своих исковых требований по процессуальным соображениям, то он может снова обратиться в суд после надлежащего соблюдения юридической процедуры. Вместе с тем ни одно из упомянутых требований не может быть предъявлено гражданину другого договаривающегося государства, если такое требование не предъявляется гражданам государства, где испрашивается защита.

Наконец, Конвенция разрешает странам-участницам требовать выполнения формальностей и других условий для приобретения и реализации авторских прав по отношению ко всем произведениям, впервые опубликованным на их территории, и по отношению к произведениям отечественных авторов, независимо от места их опубликования. Например, если американский гражданин проживает в Италии и там впервые опубликует свое произведение, то для признания своих прав в Италии он должен выполнит, итальянские формальности, а для признания своих прав в США- американские. Более того, может возникнуть ситуация, при которой автор, впервые опубликовавший произведение у себя в стране, но не выполнивший установленных внутренним законодательством формальностей, не  приобретает авторских прав у себя у себя в стране  но пользуется ими во всех других странах-участницах при условии что он выполнил правила конвенции. Неопубликованные произведения иностранцев охраняются в странах - участницах без соблюдения формальностей  вообще. Конвенция обязывает государства предусмотреть в национальных  законодательствах соответствующие правовые нормы.  Законодательство некоторых стран предусматривает возможность охраны авторских прав более чем на один срок. Так, в свое время в США, а сейчас на Филиппинах предусматривалось два срока охраны (два раза по 28 лет в США и 2 раза по 30 лет на Филиппинах). Причем второй срок вступал в силу после выполнения целого ряда формальностей, которые должны быть выполнены в течение последнего года действия первого срока охраны авторского права. Имея в виду вышеуказанные случаи. Конвенция предусмотрела, что страны, в которых первый срок охраны авторского права превышает 25 лет, установленные Конвенцией, вправе не соблюдать это правило в отношении второго либо любого последующего срока действия авторского права. Это означает, что обладатель авторских прав желающий продлить срок действия своих прав на следующий период, обязан выполнить все формальности, существующие на этот счет в конкретных странах.

Заканчивая рассмотрение основных положений Всемирной конвенции об авторском праве, следует подчеркнута еще два важных момента.

1. Оговорки к Конвенции не разрешаются. Таким об разом, страна, присоединяющаяся к конвенции, принимает все без исключения ее положения.

2. Все споры между государствами, участвующими в Конвенции, по поводу ее толкования либо ее применения, не разрешенные самими сторонами, передаются на рассмотрение Международного Суда

Каждое государство, присоединяющееся к Конвенции, обязуется предпринимать в соответствии со своей конституцией меры, необходимые для обеспечения применения Конвенции. Во всяком случае, имеется в виду, что ко времени депонирования документов о присоединении к Конвенции присоединяющееся государство должно быть в состоянии по своему внутреннему законодательству применять постановления Конвенции. Такое обязательство возлагается на государство именно при депонировании документов о присоединении к Конвенции, а не к момента вступления ее в силу на территории этого государства.

Участвующее в Конвенции государство при депонировании документов о присоединении вправе заявить путем нотификации Генеральному директору ЮНЕСКО о том, что настоящая Конвенция подлежит применению по всей стране или на части страны или территории, за внешние сношения которой это государство ответственно. Очевидно что эта норма, получившая название «колониальной оговорки», не соответствует современной обстановке широкого размаха национально-освободительных движений, постоянной и самоотверженной борьбы бывших колониальных зависимых народов за национальное самоопределение, не зависимость и суверенитет. В связи с этим Советский Союз при присоединении к Конвенции справедливо заявил, что эти положения Конвенции являются устаревшими и противоречат Декларации ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам (резолюции 1514/15 от 14 декабря 1960 г.), провозгласившей необходимость незамедлительно н безоговорочно положить конец колониализму во всех его видах и проявлениях.

Иностранные юридические лица в РФ

Уравнивание иностранных юридических лиц в гражданских правах и обязанностях с российскими юридическими лицами — одно из нововведений Гражданского кодекса РФ (ст. 2). Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Иное может быть определено также международным договором РФ, как это следует из п. 2 ст. 7 ГК РФ.

Модель Гражданского кодекса для стран СНГ (ст. 1213) рекомендует включить в гражданские кодексы этих стран статью о национальном режиме деятельности иностранных юридических лиц. В разделе VII "Международное частное право" проекта третьей части Гражданского кодекса РФ о национальном режиме деятельности иностранных юридических лиц сказано следующим образом: "Иностранные юридические лица осуществляют в Российской Федерации предпринимательскую и иную деятельность, регулируемую гражданским законодательством, в соответствии с правилами, установленными этим законодательством для такой деятельности российских юридических лиц, если законом Российской Федерации не предусмотрено иное".

Предоставление иностранным юридическим лицам национального режима в гражданско-правовой сфере на основе ГК РФ освобождает законодателя от необходимости фиксировать в отдельных актах, подлежащих применению в этой стране, наличие такого режима. И, наоборот, изъятие из национального режима требует специального указания об этом федеральном законе или международном договоре РФ.

Предоставляемый иностранным юридическим лицам национальный режим может, если это основывается на федеральном законе или международном договоре РФ, выходить за рамки отношений, подпадающих под действие гражданского законодательства. Так, правовой режим деятельности иностранных инвесторов, включая иностранные юридические лица по осуществлению инвестиций является согласно Закону РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" не менее благоприятным, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности российских юридических лиц, за изъятиями, определенными этим Законом.

Иностранные юридические лица могут быть учредителями и участниками создаваемых в России хозяйственных обществ и товариществ.

Личный закон юридического лица определяет его государственную принадлежность, "национальность" и решает на этой основе вопросы его статута: является ли организация юридическим лицом, когда возникает и прекращается его правоспособность, каков ее объем, как создается, реорганизуется и. ликвидируется юридическое лицо, какова судьба имущества юридического лица, его филиалов и представительств и др.

Наиболее известными доктрине и практике критериями определения "национальности" юридического лица и его личного закона являются: 1) место учреждения ("инкорпорации") юридического лица; 2) место нахождения его административного (управляющего) центра; 3) место, осуществления его деятельности, "(центр эксплуатации".

Критерий "инкорпорации", интерпретирующий личный закон юридического лица как закон места его учреждения, регистрации его устава, характерен для стран англо-американского права, но известен и праву других стран.

Критерий местонахождения административного (управляющего) центра юридического лица, его "оседлости" (доктрина siege social) рассматривается как исходный в странах континентальной Европы, включая Германию, Францию, Австрию, Швейцарию. Закон о реформе итальянской системы международного частного права подчиняет статус компаний, имеющих место правления в Италии, итальянскому праву.[2] Адаптированный к условиям международного оборота, требующим определенности в вопросах право- и дееспособности юридического лица, этот критерий пользуется достаточно широким признанием; он позволяет предупреждать ситуации, когда учреждение юридического лица сводится по сути дела к фиксированию "почтового ящика", носит условный, сугубо формальный характер.

Напротив, степень приверженности практики критерию "центра эксплуатации" не позволяет говорить о его сколько-нибудь широкой поддержке. Недостаток этого критерия видится прежде всего в том, что значительная часть операций, осуществляемая юридическим лицом, совершается в его административном центре.

Основы гражданского законодательства (ст. 161) определяют гражданскую правоспособность иностранных юридических лиц по праву страны, где учреждено юридическое лицо. Однако российское законодательство не отличается последовательностью. В Законе "Об иностранных инвестициях в РСФСР" используется критерий местонахождения иностранного предприятия.[3] Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" под российским участником внешнеторговой деятельности понимает, в частности, юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее постоянное место нахождения на ее территории.

Гражданский кодекс РФ (п. 2 ст. 54) рассматривает место нахождения юридического лица как место его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное.

Модель Гражданского кодекса для стран СНГ (ст. 1211) законом юридического лица считает право страны, где это юридическое лицо учреждено. Касаясь правоспособности юридического лица, модель (ст. 1212) предлагает ввести в гражданские кодексы стран СНГ следующие два правила (второе предусмотрено в п. 2 ст. 161 Основ гражданского законодательства): 1) гражданская правоспособность юридического лица определяется законом юридического лица; 2) иностранное юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя на совершение сделки, не известное праву страны, в которой орган или представитель иностранного юридического лица совершил сделку.

Обращение к любому из упомянутых выше коллизионных критериев с целью определения "национальности" юридического лица, его государственной принадлежности ставилось практикой под сомнение на том основании, что их применение не выявляет действительной принадлежности капиталов юридического лица и потому носит формальный характер. Эта точка зрения легла в основу теории контроля. Происхождение теории связано с событиями первой и второй мировых войн, когда для предупреждения нарушения законодательства "о враждебных иностранцах" устанавливались владельцы капиталов юридических лиц. В качестве примера, иллюстрирующего направленность теории контроля, в литературе приводится дело Daimler Co v. Continental Tyre and Rubber Co (1915), при разрешении которого в английском суде обсуждался вопрос, может ли имеющая британскую национальность компания, акции которой находятся в руках враждебных иностранцев (из 25 тыс. акций акционерной компании по продаже шин лишь одна акция принадлежала британскому подданному, другими же владели германские собственники) "рассматриваться как британская компания с точки зрения законоположений о запрещении торговли с врагом".[4] Другой пример — шведские законы от 30 мая 1916 г. и 18 июня 1925 г., которые были направлены против приобретения земли и рудников компаниями, "хотя и созданными в Швеции, но фактически контролируемыми иностранцами".[5] Эти и подобные им ситуации дали основание для утверждений о расширяющихся в реальной жизни процессах отделения личного статута юридического лица от его действительной государственной принадлежности. Такое отделение может происходить очевидно и в связи с образованием транснациональных корпораций, характерной особенностью которых "...является несоответствие между экономическим содержанием, экономической сущностью и юридической формой; экономическое единство оформляется юридической множественностью... "[6]

Проблема установления личного закона юридического лица может быть ограничена или снята в результате разработки единого статута юридического лица в рамках интеграционного объединения (так, в рамках ЕЭС была разработана форма европейского объединения с общей экономической целью). Международными договорами предусматривается создание юридических лиц особого рода — международных юридических лиц, определяется их статус, особенности статуса.

Российскому законодательству известны понятия — финансово-промышленная группа, транснациональная финансово-промышленная группа, межгосударственная финансово-промышленная группа.[7] Финансово-промышленная группа определяется как совокупность юридических лиц, действующих в качестве основного и дочерних обществ либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора. Договор о создании такой группы заключается в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Структуру финансово-промышленной группы образуют юридические лица, подписавшие договор о создании группы, и учрежденная ими центральная компания группы либо основное и дочерние общества. Среди участников группы обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций.

В качестве транснациональных финансово-промышленных групп регистрируются: группы, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств — участников Содружества Независимых Государств; группы, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения.

Транснациональной финансово-промышленной группе, создаваемой на основе межправительственного соглашения, присваивается статус межгосударственной (международной) финансово-промышленной группы. Этими же соглашениями устанавливаются особенности создания, деятельности и ликвидации межгосударственной финансово-промышленной группы, а также национальный режим на основе взаимности для участников таких групп.

Статус финансово-промышленной группы приобретается по решению полномочного государственного органа о ее государственной регистрации. Подтверждением регистрации группы является свидетельство установленного -образца, содержащее ее полное наименование с обязательным указанием — "финансово-промышленная группа", "транснациональная финансово-промышленная группа" или "межгосударственная финансово-промышленная группа", а также включение группы в государственный реестр финансово-промышленных групп.

Иностранные фирмы осуществляют предпринимательскую деятельность, как правило, путем создания на территории Российской Федерации обособленных подразделений. Порядок аккредитации и условия пребывания представительств иностранных организаций в Российской Федерации определяются в настоящее время рядом актов, принятых на разном уровне. Следовало бы осуществить кодификацию соответствующих норм, придав ей форму федерального закона.

В значительной мере устаревшее Положение о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 30 ноября 1989 г. № 1074, предусматривает открытие представительств инофирм с разрешения аккредитующих органов, которые включали в прошлом Министерство внешних экономических связей, Торгово-промышленную палату и некоторые другие структуры бывшего Союза ССР.

Торгово-промышленная палата РФ выдает разрешения на открытие в Российской Федерации представительств иностранных фирм и организаций, в сотрудничестве с которыми заинтересованы члены торгово-промышленных палат. Согласно ст. 7 Закона РФ "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" членами торгово-промышленной палаты могут быть российские предприятия независимо от формы собственности и их организационно-правовой формы и предприниматели, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также организации, объединяющие предприятия и предпринимателей.

Центральный банк Российской Федерации выдает разрешения на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным федеральными законами.

Воздушный кодекс Российской Федерации (п. 4 ст. 63) разрешает иностранным авиационным предприятиям открывать свои представительства на территории Российской Федерации в соответствии с ее законодательством и (или) международными договорами.

Государственная регистрационная палата осуществляет аккредитацию представительств иностранных компаний на территории Российской Федерации. Аккредитованным при Палате представительствам предоставляется право пользоваться услугами соответствующих служб Палаты, отвечающих за паспортное, визовое и таможенное обслуживание, решение вопросов о постановке на учет автомобилей представительства, персональную аккредитацию иностранных сотрудников представительства с выдачей им служебных карточек и т. д. Иностранным компаниям, представительства которых получили аккредитацию, выдается разрешение на открытие представительств. Все аккредитованные на территории Российской Федерации представительства (независимо от ведомства, при котором они аккредитованы) вносятся палатой в Государственный реестр, что подтверждается выдаваемым представительству свидетельством.

Для целей налогообложения факт наличия или отсутствия аккредитации иностранных юридических лиц не имеет значения. К иностранным юридическим лицам при налогообложении из прибыли и доходов относят компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, а также иностранные юридические лица — члены объединений, не являющихся юридическими лицами.[8]

Под постоянным представительством иностранного юридического лица в Российской Федерации для целей налогообложения понимаются филиал, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое постоянное место регулярного осуществления деятельности по извлечению дохода на территории Российской Федерации или за границей, а также любые организации и физические лица, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские функции в России.[9]

Литература

1.     Сергеев А.П. Авторское право России. — СПб, 1994.

2.     Канторович А.Я. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фото-графические произведения. — Петроград, 1916.

3.     Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. — М.: Юрид.лит., 1988.

4.     Авторское право: Нормативные акты. Национальное законодательство и международные конвенции / Сост., авт. ст. И.Силонов; оформл. Г.Сыроватского. — М.: Элит-Клуб; Юрид. книга, 1998.

5.     Ануфриева Л.П. Иностранные юридические лица: правовое положение в России // Российская юстиция. 1997. №2.

6.     Богуславский М.М. Международное частное право: М., 2000.


[1] под формальностями понимаются депонирование экземпляров произведения, залог,регистрация, объявление, нотариальное за свидетельствование, уплата пошлин и т.п.

[2] Басистый Б.А. Реформа системы международного частного права в Италии // Юридический мир. 1998. №2.

[3] Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 1996г. №10 // Вестник ВАС РФ. 1997. №3. Ст.90-91

[4] Вольф М. Международное частное право. М.: Гос. Изд. Иностр. Лит., 1948. С. 336.

[5] Там же. С. 336-337.

[6] Богуславский М.М. Международное частное право. М.: Международные отношения, 1994. С.119.

[7] Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» (СЗ РФ. 1995. №49. Ст.4697)

[8] Инструкция Государственной налоговой службы Российской Федерации от 16 июня 1995г. №34 «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц».

[9] Там же.